Где и когда зародился сентиментализм. Что такое сентиментализм? Новое литературное течение

Черты сентиментализма как нового направления заметны в европейских литературах ЗО-50-х годов XVIII века. Сентименталистские тенденции наблюдаются в литературе Англии (поэзия Дж. Томсона, Э. Юнга, Т. Грея), Франции (романы Г. Мариво и А. Прево, «слезливая комедия» П. Лашоссе), Германии («серьезная комедия» X . В. Геллерта, отчасти «Мессиада» Ф. Клопштока). Но как отдельное литературное направление сентиментализм оформляется в 1760-е годы. Наиболее яркими писателями-сентименталистами были С Ричардсон («Памела», «Кларисса»), О. Голдсмит («Векфильдський священник»), Л. Стерн («Жизнь и мнения ТристрамюШенди», «Сентиментальное путешествие») в Англии; И. В. Гете («Страдания юного Вертера»), Ф. Шиллер («Разбойники»), Жан Поль («Зибенкез») в Германии; Ж.-Ж. Руссо («Юлия, или Новая Элоиза», «Исповедь»), Д. Дидро («Жак-фаталист», «Монахиня»), Б. де Сен-Пьер («Поль и Виргиния») во Франции; М. Карамзин («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»), А. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву») в России. Сказалось направление сентиментализма и на других европейских литературах: венгерской (И. Карман), польской (К. Бродзинський, Ю. Немцевичем), сербской (Д. Обрадович).

В отличие от многих других литературных направлений, эстетические принципы сентиментализма не находят оконченного выражения в теории. Сентименталисты не создавали каких-либо литературных манифестов, не выдвигали своих идеологов и теоретиков, какими были, в частности, Н. Буало для классицизма, Ф. Шлегель для романтизма, Э. Золя для натурализма. Нельзя сказать, что сентиментализм разработал и собственный творческий метод. Правильнее было бы рассматривать сентиментализм как определенное умонастроение с характерными признаками: чувство как основная человеческая ценность и измерение, меланхолическая мечтательность, пессимизм, чувственность.

Сентиментализм зарождается внутри просветительской идеологии. Он становится отрицательной реакцией на просветительский рационализм. Культу ума, господствовавшему как в классицизме, так и в просвещении, сентиментализм противопоставил культ чувства. На смену знаменитому высказыванию философа-рационалиста Рене Декарта: «Cogito, ergosum» («Я мыслю, следовательно, существую») приходят слова Жан-Жака Руссо: «Я чувствую, следовательно, существую». Художники-сентименталисты решительно отвергают однобокость рационализма Декарта, который воплотился в нормативности и строгой регламентации в классицизме. Сентиментализм опирается на философию агностицизма английского Мыслителя Дэвида Юма. Агностицизм был полемически направлен против рационализма просветителей. Он подвергал сомнению веру в безграничные возможности разума. По Д. Юму, все представления человека о мире могут быть ложными, а нравственные оценки людей - основаны не на советах ума, а на эмоциях или «активных чувствованиях». «Разум, - считает английский философ, - никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий.

.. “Согласно этому недостатки и добродетели являются категориями субъективными. «Когда вы признаете какой-то поступок или характер ложным, - утверждает Д. Юм, - вы имеете в виду под этим лишь то, что в силу особой организации вашей природы вы испытываете при его созерцании …» Философскую почву для сентиментализма подготовили два других английских философа - Фрэнсис Бэкон и Джон Локк. Они отдавали первоочередную роль в познании мира именно чувству. «Разум может ошибаться, чувство - никогда», - это выражение Ж. Руссо можно считать общим философским и эстетическим кредо сентиментализма.

Сентиментальный культ чувства предопределяет более широкий, чем в классицизме, интерес к внутреннему миру человека, к его психологии. Мир же внешний, отмечает известный российский исследователь П. Берков, для сентименталистов “является ценным лишь постольку, поскольку он дает возможность писателю найти богатство своих внутренних переживаний … Для сентименталиста важно самораскрытие, обнажение сложной психической жизни, что происходит в нем ». Писатель-сентименталист выбирает из ряда жизненных явлений и событий именно такие, которые способны растрогать читателя, заставить волноваться. Авторы сентименталистских произведений обращаются к тем, кто способен сопереживать героям, они описывают страдания одинокого человека, несчастную любовь, а нередко и смерть героев. Писатель-сентименталист всегда стремится вызвать сочувствие к судьбе персонажей. Так российский сентименталист А. Клущин призывает читателя посочувствовать герою, который из-за невозможности соединить свою судьбу с любимой девушкой кончает жизнь самоубийством: «Чувствительное, непорочное сердце! Пролей слезы сожаления о несчастной любви самоубийцы; помолись об нем - Берегись любви! - Берегись сего тирана чувств наших! Стрелы его ужасные, раны неисцелимы, терзания ни с чем несравненны ».

Герой сентименталистов демократизируется. Это уже не царь или полководец классицистов, который действует в исключительных, экстраординарных условиях, на фоне исторических событий. Герой сентиментализма - вполне ординарная личность, как правило, представитель низших слоев населения, человек чувствительный, скромный, с глубокими чувствами. События в произведениях сентименталистов происходят на фоне повседневной, вполне прозаической жизни. Нередко оно замыкается в середине семейного быта. Такая личная, частная жизнь обычного человека противостоит экстраординарным, неправдоподобным событиям в жизни аристократического героя классицизма. Кстати, простой человек у сентименталистов иногда страдает от произвола дворян, но он способен также и «позитивно влиять» на них. Так, служанку Памелу с одноимённого романа С. Ричардсона преследует и пытается соблазнить ее хозяин - сквайр. Однако Памела является образцом добропорядочности - она отклоняет все ухаживания. Это обусловило изменение отношения дворянина к служанке. Убедившись в ее добродетели, он начинает уважать Памелу и по-настоящему влюбляется в нее, а в конце романа - женится на ней.

Чувствительные герои сентиментализма зачастую являются чудаками, людьми крайне непрактичными, неприспособленными к жизни. Особенно эта черта присуща героям английских сентименталистов. Они не умеют и не хотят жить «как все», жить «по уму». Персонажи романов Голдсмита и Стерна имеют свои собственные увлечения, которые воспринимаются как чудацкие: пастор Примроз из романа О. Голдсмита пишет трактаты о единобрачие духовенства. Тоби Шенди из романа Стерна строит игрушечные крепости, которые сам и берет в осаду. Герои произведений сентиментализма имеют своего «конька». Стерн, который и изобрел это слово, писал: «Конек - это веселое, переменчивое создание, светлячок, бабочка, картинка, мелочь, что-нибудь, за что цепляется человек, чтобы уйти от обычного течения жизни, оставить на часок жизненные тревоги и заботы ».

Вообще, поиски своеобразия в каждом человеке обуславливают яркость и разнообразие характеров в литературе сентиментализма. Авторы сентименталистских произведений не противопоставляют резко «положительных» и «отрицательных» героев. Так, Руссо характеризует замысел своей «Исповеди» как желание показать «одного человека во всей правде его природы». Герой «сентиментального путешествия» Йорик совершает поступки как благородные, так и низкие, а порой оказывается в таких сложных ситуациях, когда однозначно оценить его действия невозможно.

Сентиментализм меняет жанровую систему современной ему литературы. Он отвергает классицистическую иерархию жанров: у сентименталистов уже нет жанров «высоких» и «низких», все они равноправны. Жанры, которые доминировали в литературе классицизма (ода, трагедия, героическая поэма), уступают место новым жанрам. Изменения происходят во всех родах литературы. В эпосе господствуют жанры путевых заметок («Сентиментальное путешествие» Стерна, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева), эпистолярного романа («Страдания юного Вертера» Гете, романы Ричардсона), появляется семейно- бытовая повесть («Бедная Лиза» Карамзина). В эпических произведениях сентиментализма важную роль играют элементы исповеди («Исповедь» Руссо) и воспоминаний («Монахиня» Дидро), что дает возможность для более глубокого раскрытия внутреннего мира персонажей, их чувств и переживаний. Жанры лирики, - элегии, идиллии, послания, - имеют целью психологический анализ, раскрытие субъективного мира лирического героя. Выдающимися лириками сентиментализма были английские поэты (Дж. Томсон, Е. Юнг, Т. Грей, О. Голдсмит). Мрачные мотивы в их произведениях обусловили возникновение названия «кладбищенская поэзия». Поэтическим произведением сентиментализма становится «Элегия, написанная на сельском кладбище» Т. Грея. Пишут сентименталисты и в жанре драмы. Среди них - так называемые «мещанская драма», «серьезная комедия», «слезливая комедия». В драматургии сентиментализма отменяются «три единства» классицистов, синтезируются элементы трагедии и комедии. Справедливость жанрового смещения был вынужден признать Вольтер. Он подчеркивал, что оно вызвано и оправдано самой жизнью, поскольку «в одной комнате смеются с того, что служит предметом волнения в другой, и то же лицо иногда переходит на протяжении какого-то четверти часа от смеха до слез от одного и того же поводу ».

Отвергает сентиментализм и классицистические каноны композиции. Произведение строится теперь не по правилам строгой логичности и соразмерности, а достаточно свободно. В произведениях сентименталистов распространяются лирические отступления. Нередко отсутствуют в них классические пять элементов сюжета. Усиливается в сентиментализме и роль пейзажа, который выступает средством выражения переживаний и настроений персонажей. Пейзажи у сентименталистов в основном сельские, они изображают сельские кладбища, руины, живописные уголки, которые должны вызывать меланхоличные настроения.

Наиболее эксцентричным по форме произведением сентиментализма является роман Стерна «Жизнь и мнения ТристрамаШенди, джентльмена». Именно фамилия главного героя означает «нерассудительный». Такой же «безрассудным» кажется и вся структура произведения Стерна.

В нем много лирических отступлений, всевозможных остроумных замечаний, начатых, но не оконченных новелл. Автор постоянно отступает от темы, рассказывая о каком-то событии, он обещает дальше вернуться к ней, но этого не делает. Нарушен в романе хронологически последовательное изложение событий. Некоторые разделы произведения напечатаны не по порядку их нумерации. Иногда Л. Стерн вообще оставляет пустые страницы, предисловие же и посвящение к роману располагаются не на традиционном месте, а внутри первого тома. В основу «Жизни и мнений» Стерн положил не логический, а эмоциональный принцип построения. Для Стерна важна не внешняя рациональная логика и последовательность событий, а изображения внутреннего мира человека, постепенная смена настроений и душевных движений.

В процессе своего развития литература, как русская, так и мировая, проходила множество этапов. Особенности литературного творчества, которые повторялись на определенном отрезке времени и были характерными для большого количества произведений, обуславливают так называемый художественный метод или литературное направление. История развития русского литературного творчества напрямую перекликается с западноевропейским искусством. Течения, господствовавшие в мировой классике, рано или поздно находили отражение и в русской. В этой статье будут рассмотрены основные черты и признаки такого периода, как сентиментализм в русской литературе.

Новое литературное течение

Сентиментализм в литературе принадлежит к наиболее заметным направлениям, он зародился в европейском искусстве в XVIII веке, под влиянием эпохи Просвещения. Страной возникновения сентиментализма считается Англия. Определение этого направления произошло от французского слова santimentas , которое в переводе на русский язык означает « ».

Такое название было избрано из-за того, что основное внимание приверженцы стиля уделяли внутреннему миру человека, его чувствам и эмоциям. Уставшая от героя-гражданина, характерного для классицизма, читающая Европа с восторгом приняла нового ранимого и чувственного человека, изображенного сентименталистами.

В Россию это течение пришло в конце XVIII века посредством художественных переводов западноевропейских писателей, таких как Вертер, Ж.Ж. Руссо, Ричардсон. Это направление возникло в западноевропейском искусстве в XVIII веке. В литературных произведениях это течение проявилось особенно ярко. Распространилось в России благодаря художественным переводам романов европейских писателей.

Основные черты сентиментализма

Зарождение новой школы, проповедовавшей отказ от рассудочного взгляда на мир, стало ответом на гражданственные образцы разума эпохи классицизма . Среди основных признаков можно выделить следующие особенности сентиментализма:

  • Природа используется как фон, оттеняющий и дополняющий внутренние переживания и состояния человека.
  • Закладываются основы психологизма, авторы ставят на первое место внутренние чувства отдельно взятого человека, его размышления и терзания.
  • Одной из ведущих тем сентиментальных произведений становится тема смерти. Часто возникает мотив самоубийства по причине невозможности разрешить внутренний конфликт героя.
  • Среда, которая окружает героя, второстепенна. Она не имеет особого влияния на развитие конфликта.
  • Пропаганда изначальной духовной красоты простого человека , богатства его внутреннего мира.
  • Разумный и практичный подход к жизни уступает место чувственному восприятию.

Важно! Прямолинейный классицизм порождает совершенно противоположное себе по духу течение, в котором на первый план выходят внутренние состояния личности, вне зависимости от низости ее сословного происхождения.

Уникальность русского варианта

В России данный метод сохранил свои основные принципы, но в нем выделилось две группы. Одна представляла собой реакционный взгляд на крепостничество. Повести авторов, входящих в нее, изображали крепостных крестьян очень счастливыми и довольными своей судьбой. Представители этого направления – П.И. Шаликов и Н.И. Ильин.

Вторая группа имела более прогрессивный взгляд на крестьян. Именно она стала основной движущей силой в развитии литературы. Главные представители сентиментализма в России – Н. Карамзин, М. Муравьев и Н. Кутузов.

Сентиментальное направление в русских произведениях прославляло патриархальный уклад жизни, резко критиковал и подчеркивал высокий уровень духовности у представителей низшего класса. Он пытался через воздействие на духовность и внутренние чувства научить читателя чему-то. Русский вариант этого направления выполнял просветительскую функцию.

Представители нового литературного направления

Придя в Россию в конце XVIII века, новое течение нашло много приверженцев. Самым ярким его последователем можно назвать Николая Михайловича Карамзина. Именно его считают открывателем эпохи литературы чувств.

В своем романе «Письма русского путешественника» он использовал излюбленный жанр сентименталистов – путевые записки. Этот жанр позволил показать все, что увидел во время своего путешествия автор, через его собственное восприятие.

Помимо Карамзина довольно яркие представители этого течения в России – Н.И. Дмитриев, М.Н. Муравьев, А.Н. Радищев, В.И. Лукин. В свое время к этой группе принадлежал В.А Жуковский с некоторыми своими ранними повестями.

Важно! Н.М. Карамзин считается самым ярким представителем и основателем сентиментальных идей в России. Его творчество вызывало много подражаний («Бедная Маша» А.Е. Измайлова, Г.П. Каменева «Прекрасная Татьяна» и т.п.).

Примеры и тематика произведений

Новое литературное течение предопределило новое отношение к природе: она становится не просто местом действия, на фоне которого развиваются события, а приобретает очень важную функцию – оттенять чувства, эмоции и внутренние переживания персонажей .

Основная тематика произведений заключалась в изображении прекрасного и гармоничного существования личности в мире природы и противоестественности испорченного поведения аристократического слоя.

Примеры произведений сентименталистов в России:

  • «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина;
  • « » Н.М. Карамзина;
  • «Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина;
  • «Марьина роща» В. А. Жуковского;
  • «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева;
  • «Путешествие по Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова;
  • «Генриетта» И. Свечинского.

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев

Жанры

Эмоциональное и чувственное восприятие мира вынуждало к использованию новых литературных жанров и возвышенной образной лексики, соответствующей идейной нагрузке. Упор на то, что в человеке должны преобладать естественные начала, и на то, что лучшей средой обитания является естественная, предопределил основные жанры сентиментализма в литературе. Элегия, дневник, психологическая драма, письма, психологическая повесть , путешествие, пастораль, психологический роман, мемуары стали основой произведений «чувственных» авторов.

Важно! Обязательным условием абсолютного счастья сентименталисты считали добродетель и высокую духовность, которые должны естественным образом присутствовать в человеке.

Герои

Если для предшественника данного направления, классицизма, было характерно изображение героя-гражданина, человека, чьи действия подчинены разуму, то новый стиль в этом отношении произвел революцию. На первый план выходит не гражданственность и разум, а внутреннее состояние человека, его психологический фон. Чувства и естественность, возведенные в культ, способствовали абсолютному раскрытию скрытых чувств и мыслей человека . Каждый образ героя становился уникальным и неповторимым. Изображение такого человека становится самой главной целью этого течения.

В любом произведении писателя-сентименталиста можно найти тонкую чувствительную натуру, которая сталкивается с жестокостью окружающего мира.

Выделяются следующие особенности изображения главного героя в сентиментализме:

  • Четкое различение положительных и отрицательных героев. Первая группа демонстрирует непосредственные искренние чувства, а вторая – это эгоистичные лжецы, потерявшие свое естественное начало. Но, несмотря на это, авторы этой школы сохраняют веру в то, что человек способен вернуться к истинной естественности и стать положительным персонажем.
  • Изображение героев-противников (крепостной и помещик), противостояние которых отчетливо демонстрирует превосходство низшего класса.
  • Автор не избегает изображения определенных людей с конкретной судьбой. Часто прототипами героя в книге выступают реальные люди.

Крепостные и помещики

Образ автора

Автор играет большую роль в сентиментальных произведениях. Он открыто демонстрирует свое отношение к героям и их действиям. Основной задачей, стоящей перед писателем, является дать возможность прочувствовать эмоции героев , вызвать у него сочувствие к ним и их поступкам. Реализуется эта задача путем вызова сострадания.

Особенности лексики

Для языка сентиментального направления является характерным наличие распространенных лирических отступлений, в которых автор дает свою оценку описанному на страницах произведения. Риторические вопросы, обращения и восклицания помогают ему расставить правильные акценты и обратить внимание читателя на важные моменты. Чаще всего в таких произведениях преобладает экспрессивная лексика с использованием просторечных выражений . Знакомство с литературой становится возможным для всех слоев . Это выводит ее на новый уровень.

Сентиментализм как литературное направление

Сентиментализм

Вывод

Новое литературное направление полностью изжило себя к концу XIX века. Но, просуществовав относительно недолгое время, сентиментализм стал своеобразным толчком, который помог всему искусству, и литературе в частности, сделать огромный шаг вперед. Классицизм, который сковывал творчество своими законами, остался в прошлом. Новое течение стало своеобразной подготовкой мировой литературы к романтизму, к творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Представители сентиментализма в русской литературе и зарубежном мире кратко перечислены в этой статье.

Представители сентиментализма в литературе

Что такое сентиментализм?

Сентиментализм как направление возник в Англии в эпоху Просвещения в середине XVIII века в условиях разложения сословно-крепостнических отношений, феодального абсолютизма и роста буржуазных отношений. Личность начала освобождаться от устоя феодально-крепостнического государства.

Потихоньку в мире искусства и литературы начал появляться новое направление – сентиментализм, культ естественного чувства, которое не испорчено цивилизацией. Его основой стал сенсуализм как источник познания и чувственное восприятие, а основоположником стал английский философ Ценность человека обуславливалась личными достоинствами. Сентиментализм был первым направлением, поставивший вопрос о правах человека. Он открыл духовный мир простого человека с внутренними протестами против несправедливости в обществе.

Главные представители сентиментализма в литературе

Представители сентиментализма в английской литературе

  • Лоренс Стерн
  • Ричардсон
  • Голдсмит
  • Джеймс Томсон
  • Эдвард Юнг
  • Томас Грей

Представители сентиментализма в немецкой литературе

  • Иоганн Вольфганг фон Гете

Представители сентиментализма в французской литературе

  • Жан-Жак Руссо

Представители сентиментализма в русской литературе

  • Николай Карамзин
  • Александр Измайлов
  • Василий Жуковский

Сентиментализм в России

Русский сентиментализм отличался от европейского, в силу иных исторических и культурных особенностей России. Здесь уж слишком укоренились консервативные взгляды на общество, тенденции к наставлению, просвещению, поучению. Развитие сентиментализма в России разделяют на 4 этапа, охватывающие период XVIII – XIX веков:

I этап

В период 1760-1765 годов стали выпускаться журналы «Свободные часы», «Полезное увеселение», сплотившие вокруг себя поэтов во главе с Херасковым. Именно Михаил Матвеевич Херасков является основоположником и виднейшим представителем сентиментализма в русской литературе. Произведения отличаются тем, что критериями общественных ценностей стали выступать природа и чувствительность. Поэты и писатели сосредоточили свое внимание на человеке и его душе.

II этап

Второй этап начался с 1776 года с творчеством Муравьева, который также уделял много внимания чувствам и душе человека. Другой представитель Николев Николай Петрович, издавший комическую оперу «Розана и Любим». В этом жанре стали писать многие русские сентименталисты. В основе произведений – конфликт между бесправным существованием крепостных крестьян и помещичьим произволом. Внутренний мир крестьян раскрывался и показывался более богато и насыщенно, чем духовный мир богачей.

III этап

Припадает на конец XVIII века. Данный период самый плодотворный для сентиментализма в России. И ярким представителем является . Начинают издаваться журналы с пропагандой идеалов и ценностей сентименталистов.

IV этап

Начало XIX века стало кризисным для русского сентиментализма, так как направление стало потихоньку терять в обществе свою актуальность и популярность. Как литературное явление он исчерпал себя, открыв дорогу дальнейшему развитию литературы.

Представители сентиментализма в мировой литературе

Родиной направления считается Англия. Его отправной точкой стал сборник поэм Томсона «Времена года». В нем автор раскрыл великолепие и красоту окружающей природы, пытаясь вызвать у читателей некие чувства, привить любовь к красотам окружающего мира. В таком же стиле стал писать Томас Грей, уделяя внимание природным пейзажам, размышлениям о тяжелой жизни крестьян. Яркими представителями сентиментализма в Англии также были Сэмюэл Ричардсон и Лоренс Стерн, Эдвард Юнг, Роберт Блэр. С 1750-тых годов сентиментализм превратился в главное направление просветительской английской литературы. «Отцом сентиментализма» считают Лоуренса Стерна («Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика»). Своего пика английский сентиментализм достиг в творчестве Оливера Голдсмита. Закат направления приходится на 1770 годы.

Во Французской литературе развитие сентиментализма связываются с именами Жака де Сен-Пьера и Жана Жака Руссо. Авторы описывали переживания и чувства героев на фоне природных пейзажей, озер, парков, лесов. У истоков французского сентиментализма стоял Пьер Карле де Шамблен де Мариво («Жизнь Марианны», «Крестьянин, вышедший в люди»). Другой представитель, Антуан-Франсуа Прево д’Экзиль, открыл новую для романа область чувств — страсть героя к жизненной катастрофе. Кульминация сентиментализма приходится на творчество . В художественных произведениях он сосредоточился на концепции природы и «естественного» человека («Жюли», «Новая Элоиза»). Руссо сделал природу самоценным объектом изображения («Исповедь»). Анри Бернарден де Сен-Пьер в трактате «Этюды о природе»и романе «Поль и Виржини» утверждает истину о том, что счастья можно достичь лишь в жизни в согласии с природой.Жак-Себастьян Мерсье(1740–1814 годы) в своем творчестве («Дикарь», «Картина Парижа») показал столкновение первобытной (идеальной) формы существования с разлагающей ее цивилизацией. Еще один представитель — Никола Ретифа де Ла-Бретонн (1734–1806 годы) продолжал практику предшественников, издав такие произведения «Развращенный крестьянин», «Опасности города», «Южное открытие», «Практическое воспитание». С началом Великой Французской революции литературное направление стало терять свои позиции, уступив место классицизму.

«Человек сентиментальный воображает, что любовь может длиться, -
романтик вопреки всему надеется, что конец близок».
Френсис Скотт Фицджеральд, «Издержки хорошего воспитания»

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Рассматривая два течения в культуре XVII–XIX веков - разумный, и восставший против него, мы обнаруживаем еще одно направление, больше всего проявившее себя в литературе.

Сентиментализм даже название свое получил благодаря роману англичанина Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие», в котором автор прославляет жизнь во всех ее проявлениях.

Что же такое сентиментализм - прослойка между двумя колоссами или вполне самодостаточное культурное явление? В чем его особенности? Как отличить сентименталиста от романтика?

Почему нельзя ставить знак равенства между понятиями сентиментальность и сентиментализм? Давайте разбираться.

Сентиментальность vs сентиментализм: в чем разница

В основе слов сентиментализм и сентиментальность лежит французский корень sentiment - чувство . Во французский язык слово пришло из латинского, где глагол sentire обозначал чувствовать, ощущать .

Не случайно, когда мы говорим о ком-то сентиментальный, подразумеваем, что перед нами человек чувствительный, остро воспринимающий происходящее. Правда, есть в этом слове какая-то нота негатива.

*Сергей Корсун, карикатура «Сентиментальность», 2010 год

«Неспособные любить склонны к сентиментальности точно так же,
как неспособные к братству склонны к панибратству».
Фазиль Искандер, советский писатель

Сентиментализм - это художественное направление в искусстве и литературе, которое зародилось в 1710-х годах и в полную силу заявило о себе во второй половине XVIII века.

Разумность классицизма к этому времени сдает свои позиции, и литература начинает поглядывать в сторону обыкновенных людей и их простых человеческих чувств.

Главное открытие сентиментализма

Границы сентиментализма трудно определить - это течение еще сильно привязано к традициям классицизма, но уже стремится слиться с романтизмом (его иногда так и называют - предромантизм).

Более того, сентиментализм оказал огромное , особенно на творчество Диккенса, Флобера, Достоевского. Даже Пушкин в сентиментальных романах Лоренса Стерна отбраковывал лишнюю, на его взгляд, вычурную чувствительность и восхищался реалистичной наблюдательностью автора «Сентиментального путешествия».

Философский фундамент сентиментализма - идеи Жан-Жака Руссо о «естественном человеке» и сенсуализм английского мыслителя Джона Локка (1632–1704).

В человеке природой заложено нравственное чувство, с помощью которого он различает добро и зло и стремится к добродетели, но сохранить нравственную чистоту можно только вдали от цивилизации.

Открытие сентиментализма в том, что он переосмысливает человека и его связи с другими людьми. Чувствительность становится критерием нравственной ценности героя.

Сентименталистам не интересны ни героическое прошлое, ни яростная борьба страстей и пороков с добродетелью - все то, что так любили классицисты.

Круг интересов сентиментализма - частная жизнь простого человека .

Причем простого в самом демократическом смысле - героями сентиментальных произведений становятся представители низших сословий, но богатство внутреннего мира возвышает их над высшими слоями общества. Все это немыслимо для классицизма.

Основные признаки и черты сентиментализма

Выделим несколько базовых признаков сентиментализма:

  1. Главное достоинство личности - умение сочувствовать.
  2. Главные персонажи - простые люди.
  3. Нравственная чистота, чувствительность - врожденное качество человека.
  4. Во главе угла - богатый внутренний мир героев.
  5. Природа имеет огромное значение в жизни персонажей, чем ближе к природе человек, тем чище его душа.
  6. Задача искусства - направлять на путь доброты и внутренней гармонии.

*Жозеф-Дезире Кур, «Сборщица колосьев»

Больше всего сентименталисты почитали романы.

Чтобы читатель как можно глубже проник во внутренние переживания героя, авторы эпох сентиментализма находят новые жанры для произведений :

  1. роман в письмах,
  2. роман-путешествие,
  3. дневник,
  4. исповедь,
  5. мемуары,
  6. послание.

Часто повествование ведется от первого лица, а жанры произвольно смешиваются.

Сентиментализм в зарубежной литературе

Англия

Начало сентиментализму положили английские поэты Джеймс Томсон (1700–1748), Эдвард Юнг (1683–1765), Роберт Блэр (1699–1746), Томас Грей (1716–1771).

*Страдания, как они есть.
Иллюстрация к роману «Страдания юного Вертера» художника Жана-Батиста Симоне

Раннее творчество Шиллера и Гете стало наиболее ярким образцом движения «Бури и натиска». А лирический роман Гете «Страдания юного Вертера» (1774) выводит немецкую литературу из разряда местечковой на невиданные доселе высоты, заодно вводя моду на самоубийства.

Сентиментализм в русской литературе

Первая волна сентиментальных романов началась в России в 1790 году с «Путешествия из Петербурга в Москву » А.Н.Радищева.

После него к жанру романа-путешествия обращались многие писатели: Карамзин, Сумароков, Измайлов, Шаликов и др. Такая форма открывала новые возможности для свободного выражения своих мыслей - это было важно для писателей-сентименталистов.

В романе-путешествии постоянно меняется картинка, чувства автора зависят от пейзажа за окном и от общения с простыми людьми.

Маленький человек приходит в русскую литературу именно в эпоху сентиментализма. Оказывается, что честь - это удел не только высших сословий. Доброе имя может быть у всякого человека, если у него чистая совесть.

В русской литературе сентиментализм расходится на два крыла :

  1. Одних авторов интересует социальный конфликт, они ищут причины несчастий человека в несправедливом устройстве общества, уж где-где, а в России с ее крепостным правом проблема маленького человека перед лицом социальной несправедливости была очевидна. Флагман этого направления А.Н.Радищев.
  2. Другие авторы обходили острые социальные конфликты стороной, сосредотачиваясь на чувствах и богатом духовном мире героев, пусть даже и низшего сословия. Здесь главную роль сыграл Н.М.Карамзин.

*А.Г.Венецианов, Портрет Н.М.Карамзина, 1828 г.

Признаки и черты сентиментализма в повести Бедная Лиза

Жемчужиной русского сентиментализма становится повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792) о роковой любви простой крестьянской девушки к дворянину.

Крестьянка в роли главной героини, да еще и наделенная способностью к высоким чувствам - такого русская литература до Карамзина и представить себе не могла! И хотя причиной неудавшейся любви становится социальная пропасть между героями, эту тему автор не поднимает.

В «Бедной Лизе» в полной мере раскрываются черты русского сентиментализма :

  1. высокий накал эмоций - герои постоянно рыдают и лишаются чувств;
  2. автор не покидает нас по ходу повести, и мы знаем его отношение к героям;
  3. пейзажные зарисовки отражают душевное состояние персонажей и автора;
  4. город противопоставлен пасторальным картинам сельской жизни, при этом тяжелый крестьянский быт представлен этаким чудным курортом;
  5. искренность становится добродетелью;
  6. идея равенства людей перед чувствами.

*О.А.Кипренский, «Бедная Лиза», 1827 г.

Повесть Карамзина стала предметом подражаний, а экспериментальный литературный язык, который вводит писатель в свои сочинения, вызвал бурные споры на несколько десятков лет вперед.

Наивность и далекие от реальности нравственные идеалы - признаки, характеризующие сентиментализм в «Бедной Лизе» и многочисленных сочинениях последователей Карамзина, тем не менее это литературное направление задало демократический вектор развития русской литературы.

Сентиментализм в живописи

В живописи сентиментализм - это то, что сегодня мы назвали бы «ми-ми-ми». Задача художника-сентименталиста - вызвать у зрителя эмоции сострадания или умиления.

В погоне за сочувствием художники часто перегибали палку, делая изображение чересчур приторными.

Грешили сентиментальные живописцы и излишним морализаторством, француз Жан-Батист Грёз, например, дополнял свои полотна нравоучительными комментариями, чтобы мы уже наверняка все поняли как надо. Такое направление в живописи называют дидактическим символизмом.

*Жан-Батист Грёз, «Отцовское проклятие» («Неблагодарный сын»), 1777 г.

К 20-м годам XIX века сентиментализм уходит с арены, уступая место романтизму.

Но традиции этого душещипательного направления часто встречаются в разных видах искусства. Произведения с эпитетом «сентиментальный» получают признание и в XIX веке, и в XX, и даже в нынешнем.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое идиллия Сентиментальность - это порок или положительное качество Что такое метаморфоз и чем он отличается от метаморфозы Что такое элегия Аллюзии - это новое с намеком на старое Что такое романтизм - основные черты, признаки и особенности, представители романтизма в литературе, музыке и живописи Что такое гротеск в литературе и примеры его использования Что такое лейтмотив и как его найти в произведении Что такое ностальгия и каковы причины ее возникновения

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство) возник в эпоху Просвещения в Англии в середине XVIII в. в период разложения феодального абсолютизма, сословно-крепостнических отношений, роста буржуазных отношений, а значит, начавшегося освобождения личности от оков феодально-крепостнического государства.

Представители сентиментализма

Англия. Л. Стерн (роман "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии"), О. Голдсмит (роман "Векфильдский священник"), С. Ричардсон (роман "Памела", или Вознагражденная добродетель", роман "Кларисса Гарлоу", "История сэра Чарльза Грандисона").

Франция. Ж.-Ж. Руссо (роман в письмах "Юлия, или Новая Элоиза", "Исповедь"), П. О. Бомарше (комедии "Севильский цирюльник", "Женитьба Фигаро").

Германия. И. В. Гёте (сентиментальный роман "Страдания молодого Вертера"), А. Лафонтен (семейные романы).

Сентиментализм выражал мировоззрение, психологию, вкусы широких слоев консервативного дворянства и буржуазии (так называемого третьего сословия), жаждущих свободы, естественного проявления чувств, требовавших считаться с человеческим достоинством.

Черты сентиментализма

Культ чувства, естественного чувства, не испорченного цивилизацией (Руссо утверждал решительное превосходство простой, естественной, "природной" жизни над цивилизацией); отрицание отвлеченности, абстрактности, условности, сухости классицизма. По сравнению с классицизмом сентиментализм был более прогрессивным направлением, ибо в нем были ощутимы элементы реализма, связанные с изображением человеческих эмоций, переживаний, расширением внутреннего мира человека. Философской основой сентиментализма становится сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение), одним из основоположников которого был английский философ Дж. Локк, признающий единственным источником познания ощущение, чувственное восприятие.

Если классицизм утверждал представление об идеальном государстве, управляемом просвещенным монархом, и требовал подчинения государству интересов личности, то сентиментализм на первое место выдвинул не человека вообще, а конкретного, частного человека во всем своеобразии его индивидуальной личности. При этом ценность человека обусловливалась не его высоким происхождением, не имущественным положением, не сословной принадлежностью, а личными достоинствами. Сентиментализм впервые поставил вопрос о правах личности.

Героями были простые люди – дворяне, ремесленники, крестьяне, которые жили главным образом чувствами, страстями, сердцем. Сентиментализм открыл богатый духовный мир простолюдина. В некоторых произведениях сентиментализма звучал протест против социальной несправедливости, против унижения "маленького человека".

Сентиментализм но многом придал литературе демократический характер.

Поскольку сентиментализм провозглашал право писателя на проявление в искусстве своей авторской индивидуальности, в сентиментализме возникают жанры, способствующие выражению авторского "я", а значит, использовалась форма повествования от первого лица: дневник, исповедь, автобиографические мемуары, путешествие (путевые записки, заметки, впечатления). В сентиментализме на смену поэзии и драматургии приходит проза, которая располагала большей возможностью для передачи сложного мира душевных переживаний человека, в связи с чем возникли новые жанры: семейный, бытовой и психологический роман в форме переписки, "мещанская драма", "чувствительная" повесть, "буржуазная трагедия", "слезная комедия"; получили расцвет жанры интимной, камерной лирики (идиллия, элегия, романс, мадригал, песня, послание), а также басня.

Допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического, смешение жанров; закон "трех единств" ниспровергался (например, значительно расширялся круг явлений действительности).

Изображалась обыденная, будничная семейная жизнь; основная тематика была любовная; сюжет строился на основе ситуаций будничной жизни частных лиц; композиция произведений сентиментализма была произвольной.

Провозглашался культ природы. Пейзаж выступал излюбленным фоном событий; мирная, идиллическая жизнь человека показывалась на лоне сельской природы, при этом природа изображалась в тесной связи с переживаниями героя или самого автора, была созвучна личному переживанию. Деревня как средоточие естественной жизни, нравственной чистоты резко противопоставлялась городу как символу зла, искусственной жизни, суеты.

Язык произведений сентиментализма был простой, лирический, порой чувствительно-приподнятый, подчеркнуто эмоциональный; использовались такие поэтические средства, как восклицания, обращения, ласкательно-уменьшительные суффиксы, сравнения, эпитеты, междометия; использовался белый стих. В произведениях сентиментализма происходит дальнейшее сближение литературного языка с живой, разговорной речью.

Особенности русского сентиментализма

В России сентиментализм утверждается в последнее десятилетие XVIII в. и угасает после 1812 г., в период развития революционного движения будущих декабристов.

Русский сентиментализм идеализировал патриархальный уклад, жизнь крепостной деревни и критиковал буржуазные нравы.

Особенность русского сентиментализма – дидактическая, просветительская установка на воспитание достойного гражданина. Сентиментализм в России представлен двумя течениями:

  • 1. Сентиментально-романтическое – Η. М. Карамзин ("Письма русского путешественника", повесть "Бедная Лиза), Μ. Н. Муравьев (сентиментальные стихотворения), И. И. Дмитриев (басни, лирические песни, стихотворные сказки "Модная жена", "Причудница"), Ф. А. Эмин (роман "Письма Эрнеста и Доравры"), В. И. Лукин (комедия "Мот, любовью исправленный").
  • 2. Сентиментально-реалистическое – А. II. Радищев ("Путешествие из Петербурга в Москву").
Загрузка...
Top