Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе
Тема: Пересказ рассказа «Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому)
Цель:
Обучение связному пересказу с наглядной опорой в виде гра-фических схем, отображающих последовательность событий.
1. Развитие навыков планирования пересказа.
2. Формирование связной монологической речи.
3. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.
Чтение; беседа; рассматривание иллюстраций, картинок, графи-ческих схем; составление графического плана рассказа; лексико- грамматические упражнения по тексту.
Картина и иллюстрации к рассказу; предметные картинки: шубы, шапки, варежки, богатыри, покрывало, зимний пейзаж; графические схемы, мяч, фишки по количеству детей (пронумерованы от 1 до 6), магниты.
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Четыре художника».
Рассматривание иллюстраций о природе. Отгадывание зага-док о временах года.
Заучивание пословиц о зиме. Наблюдения в природе.
Повторение лексической темы «Зима». Лото «Времена года».
Закрепление умения составлять сложные и распространен-ные предложения.
Сенсорно –словарная работа. Уточнение и объяснение значе-ния слов.
Что означает слово обрядить ? (Одеть, нарядить)
А что значит нахлобучила ? (Сверху надела )
Как вы понимаете слово чародейка ? Скажите по другому. (Волшебница, фея, колдунья)
Кто такие богатыри? (Великаны, смелые, храбрые и сильные воины )
Назовите грозди ягод по-другому (Кисти плодов)
Что такое покрывало? (Одеяло, накидка )
Что значит стоять чинно ? (Важно, спокойно )
Что можно нахлобучить? (Шапку, шляпу, кепку, панаму )
Во что можно обрядить? (В шубу, в куртку, в комбинезон )
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие слухового внимания, вос-приятия.
(Приходит художница –Зима)
Педагог читает наизусть отрывок из стихотворения С. В. Коноваленко «Времена года»:
Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса поля, дома и улицы
Она художница прилежная
Все разрисует в царство снежное,
Развесит кружев из инея -
Такая сказочно красивая!
Педагог: О каком времени года идет речь? (О зиме.)
- Вы узнали меня? (Ответы детей)
- Да, я художница-Зима.
-Я получила ваше письмо и узнала, что вы хотите научиться красиво рассказывать о зимнем лесе и изобразить её красоту.
- Ребята, а в каком рассказе вы читали обо мне? (В рассказе «Четыре художника)
- Назовите четырех художников из этого рассказа? (Зима, Весна, Лето, Осень)
- Послушайте, ребята, я вам хочу прочитать отрывок из этого рассказа.
2. Подготовка к восприятию текста. Развитие долговременной памяти.
Вспомните рассказ «Четыре художника». Кто его автор? (Ге-оргий Алексеевич Скребицкий.)
Назовите четырех художников из этого рассказа? (Зима, вес-на, лето, осень.)
3. Чтение адаптированного рассказа « Четыре художника. Зима»
(по Г. Скребицкому). Развитие речевого слуха, внимания, памяти.
- Послушайте, я вам прочту отрывок из этого рассказа. ...Заглянула зима в лес...
Обрядила она сосны и ели в толстые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга чинно, спо-койно.
Разные кустики да молоденькие деревца, словно детишек, зима тоже в белые шубки одела.
И на рябину белое покрывало накинула. Из-под покрывала гроз-ди ягод виднеются, точно красные серьги.
Хорошо разукрасила зимний лес седая чародейка Зима!
4. Беседа по содержанию рассказа. Развитие диалогической речи, зрительного восприятия, мышления.
Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации к рассказу и ответить на вопросы.
- Во что обрядила Зима сосны и ели? (Зима обрядила сосны и ели в тяжелые снеговые шубы .)
- Что нахлобучила им до самых бровей? (До самых бровей на-хлобучила им белоснежные шапки .)
- Что надела соснам и елям на ветки? (На ветки соснам и елям надела пуховые варежки .)
- Во что одела Зима разные кустики да молоденькие деревца? (Разные кустики да молоденькие деревца Зима одела в белые шубки. )
- Что зима накинула на рябину? (На рябину она накинула белое покрывало .)
- С чем сравнивает автор грозди ягод рябины? (С красными серьгами, которые виднеются из-под белого покрывала .)
- С кем сравнивает автор Зиму в своем рассказе? (Автор срав-нивает Зиму с художницей, с седою чародейкой. )
5. Лексико-грамматические упражнения.
а)Игра с мячом «Подбери действия». Развитие памяти. Акти-визация глагольного словаря.
Педагог предлагает детям вспомнить слова-действия к слову «Зима».
- Зима в лес... (заглянула ), в шубы... (обрядила ), шапки... (нахлобу-чила ), варежки... (надела ), покрывало... (накинула ), лес... (разукрасила ).
б)Игра «Подбери признак». Обогащение и активизация словаря прилагательных .
Дети встают в круг. Передавая картинку по кругу, каждый ре-бенок подбирает к ней признак .
Шубы (какие?)... ( тяжелые, снеговые, белые, сказочные, теп-лые );
шапки... (белоснежные, огромные, теплые, снеговые, красивые );
варежки... ( пуховые, мягкие, теплые, белые )-, богатыри... (лесные, сильные, крепкие, высокие, важные ); покрывало... (зимнее, огромное, снежное, белое, теплое, пушистое ); зима... (холодная, студеная, мо-розная, снежная, чудесная, заботливая, долгожданная ).
в)Игра «Составь предложение». Восстановление текста рас-сказа по иллюстрациям.
Педагог предлагает детям выбрать иллюстрацию к рассказу и составить по ней предложение.
6.Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти .
- Ребята, сейчас я прочитаю рассказ еще раз. Слушайте внима-тельно и постарайтесь запомнить.
7.Составление графического плана рассказа. Развитие зритель-ного восприятия, внимания .
Педагог обращает внимание детей на графические схемы. Дети составляют план рассказа с наглядной опорой. В случае затрудне-ния педагог помогает им.
8..Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи .
С помощью фишек дети определяют очередность пересказа. Дети по цепочке пересказывают текст.
9. Итог. Оценка работы детей .
- Что вам больше всего понравилось в рассказе «Четыре ху-дожника. Зима»?
Вспомните пословицы о зиме:
Зима не лето, в шубу одета.
Береги нос в большой мороз.
Зимой солнце светит, да не греет.
Зима кончается, весна начинается.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Январь - году начало, зимы середина.
Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень; сошлись, да и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас».
Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело. Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима.
«Только Солнышко не должно глядеть на мою работу, - решила она. - Не должно видеть её, пока не закончу».
Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть… А вот меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.
«Оденься и ты, косой, в белую шубку, - решила Зима, - тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».
А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплей народить.
Чудесную шубку припасла ей Зима, просто на диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.
Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади - один за другим - два маленьких; и лисий - будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать, да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла мишеньку толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться - из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.
Но не одни только следы зверей виднеются на снегу. На лесной полянке, там, где торчат зелёные кустики брусники, черники, снег, будто крестиками, истоптан птичьими следочками. Это лесные куры - рябчики и тетерева - бегали здесь по полянке, склёвывали уцелевшие ягоды.
Да вот они и сами: чёрные тетерева, пёстрые рябчики и тетёрки. На белом снегу как все они красивы!
Хороша получилась картина зимнего леса, не мёртвая, а живая! То серая белка перескочит с сучка на сучок, то пёстрый дятел, усевшись на ствол старого дерева, начнёт выколачивать семена из сосновой шишки. Засунет её в расщелину и ну клювом по ней колотить!
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки - Зимы. Можно её и Солнышку показать.
Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины… А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.
Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.
Любуется Солнышко картиной Зимы, любуется месяц, другой - глаз от неё оторвать не может.
Всё ярче сверкают снега, всё радостнее, веселее кругом. Уж и сама Зима не в силах выдержать столько тепла и света. Приходит пора уступать место другому художнику.
«Ну что ж, поглядим, сумеет ли он написать картину краше моей, - ворчит Зима. - А мне пора и на отдых».
Приступил к работе другой художник - Весна-Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?
Вот стоит перед ней лес - хмурый, унылый.
«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!»
Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.
День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.
На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.
Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.
Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые шары, распустились цветы калужницы.
Всё оживает кругом. Почуя тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.
А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки.
Вот на сучке берёзы, возле ствола - гнездо зяблика. Оно как нарост на дереве - сразу и не заметишь. А чтобы сделать его ещё незаметнее, в наружные стенки гнезда вплетена белая берёзовая шкурка. Славное получилось гнёздышко!
Ещё лучше гнездо у иволги. Точно плетёная корзиночка, подвешено оно в развилке ветвей.
А длинноносый красавец зимородок смастерил свой птичий домик в обрывистом берегу реки: выкопал клювом норку, в ней и устроил гнёздышко; только выстлал его внутри не пухом, а рыбьими косточками и чешуёй. Недаром же зимородка искуснейшим рыболовом считают.
Но, конечно, самое замечательное гнёздышко придумала Весна-Красна для одной маленькой рыжеватой птички. Висит над ручьём на гибкой ольховой ветке бурая рукавичка. Соткана рукавичка не из шерсти, а из тонких растений. Соткали её своими клювами крылатые рукодельницы - птички ремезы. Только большой палец у рукавички птицы не довязали; вместо него дырочку оставили - это вход в гнездо.
И много ещё других чудесных домишек для птиц и зверей придумала затейница Весна!
Бегут дни за днями. Неузнаваема стала живая картина лесов и полей.
А что это копошится в зелёной траве? Зайчата. Им от роду всего только второй день, но какие уже молодцы: во все стороны поглядывают, усами поводят; ждут свою мать-зайчиху, чтобы их молоком накормила.
Этими малышами и решила Весна-Красна закончить свою картину. Пусть Солнышко поглядит на неё да порадуется, как всё оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?
Выглянуло Солнышко из-за синей тучки, выглянуло и залюбовалось. Сколько оно по небу ни хаживало, сколько дива-дивного ни видывало, а такой красоты ещё никогда не встречало. Смотрит оно на картину Весны, глаз оторвать не может. Смотрит месяц, другой…
Давно уже отцвели и осыпались белым снегом цветы черёмухи, яблонь и груш; давно уже на месте прозрачной весенней лужи зеленеет трава; в гнёздах у птиц вывелись и покрылись пёрышками птенцы; крохотные зайчата уже стали молодыми шустрыми зайцами…
Уж и сама Весна не может узнать своей картины. Что-то новое, незнакомое появилось в ней. Значит, пришла пора уступить своё место другому художнику-живописцу.
«Погляжу, нарисует ли этот художник картину радостней, веселей моей, - говорит Весна. - А потом полечу на север, там ждут меня не дождутся».
Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую бы ему картину нарисовать, и решило: «Возьму-ка я краски попроще, да зато посочнее». Так и сделало.
Сочной зеленью расписало Лето весь лес; зелёной краской покрыло луга и горы. Только для речек и для озёр взяло прозрачную, ярко-синюю.
«Пусть, - думает Лето, - в моей картине всё будет спелым, созревшим». Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши, да так постаралось, что даже ветви не выдержали - наклонились до самой земли.
В лесу под деревьями, под кустами рассадило Лето много-много разных грибов. Каждому грибку своё место облюбовало.
«Пускай в светлом березняке, - решило Лето, - растут подберёзовики с серыми корешками, в коричневых шапочках, а в осиннике - подосиновики». Их нарядило Лето в оранжевые и жёлтые шапочки.
Немало ещё самых различных грибов появилось в тенистом лесу: сыроежки, волнушки, маслята… А на полянах, будто цветы расцвели, раскрыли свои ярко-красные зонтики мухоморы.
Но самым лучшим грибом оказался гриб боровик. Вырос он в сосновом бору, вылез из влажного зелёного мха, приподнялся немного, стряхнул с себя увядшие жёлтые иглы, да таким красавцем вдруг стал - всем грибам на зависть, на удивление.
Вокруг него зелёные кустики брусники, черники растут, все они ягодами покрыты. У брусники ягодки красные, а у черники - тёмно-синие, почти чёрные.
Окружили кустики гриб боровик. А он стоит среди них такой коренастый, крепкий, настоящий лесной богатырь.
Смотрит Жаркое Лето на свою картину, смотрит и думает: «Что-то мало ягод в лесу у меня. Нужно прибавить». Взяло оно да весь склон лесного оврага и разукрасило густыми кустами малины.
Весело зеленеют кусты. А уж до чего хороши на них ягоды - крупные, сладкие, так сами в рот и просятся! Забрались в малинник медведица с медвежатами, никак от вкусных ягод оторваться не могут.
Хорошо в лесу! Кажется, и не ушёл бы отсюда.
Но художник Жаркое Лето торопится, везде ему побывать нужно.
Заглянуло Лето в поле; покрыло колосья пшеницы и ржи тяжёлой позолотой. Стали поля хлебов жёлтыми, золотистыми; так и клонятся на ветру спелым колосом.
А на сочных лугах затеяло Лето весёлый сенокос: в душистые копны сена улеглись полевые цветы, запрятали в зелёный ворох травы свои разноцветные головки и задремали там.
Зелёные копны сена в лугах; золотые поля хлебов; румяные яблоки, груши в саду… Хороша картина Жаркого Лета! Можно её и Красному Солнышку показать.
Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, смотрит, любуется. Ярко, радостно всё кругом. Так и не отводило бы глаз от сочной зелени тёмного леса, от золотистых полей, от синей глади рек и озёр. Любуется Солнышко месяц, другой. Хорошо нарисовано!
Только вот беда: день ото дня листва на кустах и деревьях тускнеет, вянет, и вся картина Жаркого Лета становится не такой уже сочной. Видно, приходит пора уступать своё место другому художнику. Как-то справится он со своей работой? Нелегко ему будет нарисовать картину лучше тех, что уже показали Солнышку Зимушка-Зима, Весна-Красна и Жаркое Лето.
Но Осень и не думает унывать.
Для своей работы взяла она самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.
Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный… Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему, тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток… А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы - лебеди; летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.
Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.
Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука - в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу - сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.
Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут, к зиме готовятся, некогда им даром время терять.
Спешит, торопится Осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листвы. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.
Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее.
Довольна Осень своей работой, можно её и Красному Солнышку показать.
Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, и под его ласковым взглядом сразу повеселела, заулыбалась хмурая картина Осени.
Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья берёз. Ещё синее стала река, окаймлённая жёлтыми камышами, ещё прозрачней и шире - заречные дали, ещё бескрайней - просторы родной земли.
Смотрит Красное Солнышко, глаз оторвать не может. Чудесная получилась картина, только, кажется, будто что-то в ней не закончено, будто ждут чего-то притихшие, омытые осенним дождём поля и леса. Ждут не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придёт новый художник и оденет их в белый пушистый убор.
А художник этот уже недалеко. Уже настаёт черёд Зимушке-Зиме новую картину писать.
Так и трудятся по очереди четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: белый сверкающий снег или пёстрый ковёр весенних цветов, сочная зелень Лета или жёлтые, золотистые краски Осени?
А может быть, всё хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам-живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.
Страница 1 из 3
Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело. Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима.
«Только Солнышко не должно глядеть на мою работу, - решила она. - Не должно видеть её, пока не закончу».
Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть… А вот меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.
«Оденься и ты, косой, в белую шубку, - решила Зима, - тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».
А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплей народить.
Чудесную шубку припасла ей Зима, просто на диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.
Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади - один за другим - два маленьких; и лисий - будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать, да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла мишеньку толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться - из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.
Но не одни только следы зверей виднеются на снегу. На лесной полянке, там, где торчат зелёные кустики брусники, черники, снег, будто крестиками, истоптан птичьими следочками. Это лесные куры - рябчики и тетерева - бегали здесь по полянке, склёвывали уцелевшие ягоды.
Да вот они и сами: чёрные тетерева, пёстрые рябчики и тетёрки. На белом снегу как все они красивы!
Хороша получилась картина зимнего леса, не мёртвая, а живая! То серая белка перескочит с сучка на сучок, то пёстрый дятел, усевшись на ствол старого дерева, начнёт выколачивать семена из сосновой шишки. Засунет её в расщелину и ну клювом по ней колотить!
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки - Зимы. Можно её и Солнышку показать.
Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины… А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.
Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.
Любуется Солнышко картиной Зимы, любуется месяц, другой - глаз от неё оторвать не может.
Всё ярче сверкают снега, всё радостнее, веселее кругом. Уж и сама Зима не в силах выдержать столько тепла и света. Приходит пора уступать место другому художнику.
«Ну что ж, поглядим, сумеет ли он написать картину краше моей, - ворчит Зима. - А мне пора и на отдых».
Приступил к работе другой художник - Весна-Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?
Вот стоит перед ней лес - хмурый, унылый.
«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!»
Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.
День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.
На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.
Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.
Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые шары, распустились цветы калужницы.
Всё оживает кругом. Почуя тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.
А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки.
Вот на сучке берёзы, возле ствола - гнездо зяблика. Оно как нарост на дереве - сразу и не заметишь. А чтобы сделать его ещё незаметнее, в наружные стенки гнезда вплетена белая берёзовая шкурка. Славное получилось гнёздышко!
Ещё лучше гнездо у иволги. Точно плетёная корзиночка, подвешено оно в развилке ветвей.
А длинноносый красавец зимородок смастерил свой птичий домик в обрывистом берегу реки: выкопал клювом норку, в ней и устроил гнёздышко; только выстлал его внутри не пухом, а рыбьими косточками и чешуёй. Недаром же зимородка искуснейшим рыболовом считают.
Но, конечно, самое замечательное гнёздышко придумала Весна-Красна для одной маленькой рыжеватой птички. Висит над ручьём на гибкой ольховой ветке бурая рукавичка. Соткана рукавичка не из шерсти, а из тонких растений. Соткали её своими клювами крылатые рукодельницы - птички ремезы. Только большой палец у рукавички птицы не довязали; вместо него дырочку оставили - это вход в гнездо.
И много ещё других чудесных домишек для птиц и зверей придумала затейница Весна!
Бегут дни за днями. Неузнаваема стала живая картина лесов и полей.
(по Г.Скребицкому)
Цель:
Обучение связному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
Образовательные:
развивать навыки планирования пересказа;
формировать связную монологическую речь;
закреплять использование разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.
Коррекционно-развивающие:
развивать межполушарную специализацию;
формировать чёткие глазодвигательные и речедвигательные операции;
развивать пространственно- временные представления, зрительное восприятие;
синхронизировать работу полушарий;
развивать память, внимание, речь;
уточнять и обогащать словарь детей;
Воспитательные:
Лексический материал:
Оборудование:Картина и иллюстрации к рассказу; предметные картинки: шубы, шапки, варежки, богатыри, покрывало, зимний пейзаж; графические схемы. Мяч, фишки по количеству детей (пронумерованы по количеству детей), магниты, мультимедийный проектор, презентация к занятию.
Ход занятия:
Дифферен-цированный
подход .
Деятельность детей.
Организационный момент.
Ребята, давайте улыбнемся, соединим наши ладошки и подарим тепло наших рук, а также хорошее настроение друг другу.
а) Массаж биологически активных зон. Упражнения с элементами ауриколотерапии.
в) Педагог читает наизусть отрывок из стихотворения С.В. Коноваленко
«Времена года»:
Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы
Она художница прилежная
Все разрисует в царство снежное,
Развесит кружев из инея-
Такая сказочно красивая!
О каком времени года идет речь?
Дети встают в круг, соединяя ладони, улыбаясь друг другу.
Дети читают стихотворение и производят соответствующие движения.
Руки растираем и разогреваем
И лицо тепло своим мы обогреваем
Грабельки сгребают все плохие мысли.
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуем мы, чтобы улыбались.
Ответы детей….
Подготовка к восприятию текста.
Вспомните рассказ « Четыре художника». Кто его автор?
Назовите четырех художников из этого рассказа?
Ответы детей:
Георгий Алексеевич Скребицкий.
Зима, весна, лето, осень.
Чтение адаптированного рассказа «Четыре художника. Зима.»
Послушайте, я вам прочту отрывок из этого рассказа.
(см. Приложение. Речевой материал )
Дети слушают чтение педагога.
Сенсорно-словарная работа.
Логопед уточняет и объясняет значения слов.
- Что означает слово обрядить ?
А что значит нахлобучила ?
Как вы понимаете слово чародейка ? Скажите по-другому?
Кто такие богатыри ?
Грозди ягод по-другому?
Покрывало?
Что значит стоять чинно ?
Что можно нахлобучить?
Во что можно обрядить?
Ответы детей:
Одеть, нарядить.
Сверху надела.
Волшебница, фея, колдунья.
Великаны, смелые, храбрые и сильные воины.
Кисти плодов.
Одеяло, накидка.
Важно, спокойно.
Шапку, кепку, шляпу, панаму.
В шубу, куртку, в комбинезон.
Физкультурная минутка. «
«Кольцо»
«Кулак, ребро, ладонь»
«Лезгинка»
«Ухо – нос»
«Змейка»
Дети выполняют упражнения.
Беседа по содержанию рассказа.
Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации к рассказу и ответить на вопросы:
Во что обрядила Зима сосны и ели?
Что нахлобучила им до самых бровей?
Что надела соснам и елям на ветки?
Во что одела Зима разные кустики да молоденькие деревца?
Что зима накинула на рябину?
Высказывания детей:
Зима обрядила сосны и ели в тяжелые снеговые шубы и ели.
До самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки.
На ветки соснам и елям надела пуховые варежки.
Разные кустики да молоденькие деревца Зима одела в белые шубки.
На рябину зима накинула белое покрывало.
С красными серьгами, которые виднеются из-под белого покрывала.
Лексико-грамматические упражнения.
а) Игра с мячом « Подбери действия?»
Педагог предлагает детям вспомнить слова-действия к слову зима:
- Зима в лес….
Варежки…
Покрывало…
б) Игра «Подбери признак».
Шубы(какие?)…
Шапки (какие?)…
Варежки (какие?)…
В) Игра «Составь предложение».
Педагог предлагает детям выбрать иллюстрацию к рассказу и составить по ней предложение.
Дети ловят мяч и дают ответы:
-….заглянула.
-…обрядила.
-…нахлобучила.
-…надела.
-…накинула.
-…разукрасила.
Дети встают в круг. Передавая картинку по кругу, каждый ребенок подбирает к ней признак.
-…тяжелые, снеговые, белые, сказочные, теплые.
-….белоснежные, огромные, теплые, красивые.
-…пуховые, мягкие, теплые, белые.
Дети выбирают необходимые иллюстрации к рассказу и составляют предложения.
Повторное чтение рассказа.
Ребята, я сейчас еще раз прочитаю рассказ. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.
Дети слушают повторное чтение педагога.
Физкультурная минутка. « РАЗВИВАЮЩАЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА»
« Руки на плечах»
«Поза лыжника»
Дети выполняют упражнения.
Составление графического плана рассказа.
Логопед обращает внимание детей на графические схемы, помогает им составлять план рассказа.
Дети составляют план рассказа с наглядной опорой.
Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем.
С помощью фишек дети определяют очередность пересказа, по цепочке пересказывают текст.
Итог зянятия.
Педагог оценивает работу детей на занятии.
- Что вам больше всего понравилось в рассказе «Четыре художника. Зима?».
Вспомните пословицы о зиме.
Воспитанники дают ответы.
Дети вспоминают пословицы о зиме:
Зима не лето, в шубу одето.
Береги нос в большой мороз.
Декабрь год кончает, а зиму начинает
Мороз не велик, да стоять не велит.
Открытое занятие
по ознакомлению с художественной литературой
в предшкольном классе.
Занятие №22
Тема: Чтение Г.Скребицкий « Четыре художника» («Зима»).
Цели: расширять представление детей о жизни леса в зимнее время. Обогащать словарный запас. Развивать у детей способность эмоционально, образно воспринимать красоту природы, через произведения художественного слова. Развивать творческие способности детей, передавая впечатления через рисунок. Прививать любовь к красоте природы.
Ход занятия:
1.Орг. Момент: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. (Здравствуйте). Подарим им свои улыбки. Ну а теперь настроимся на рабочий лад. (Спасибо).
2.Вступительная часть:
Ну а теперь приступим к нашему занятию по ознакомлению с художественной литературой. Ребята, сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением о зиме. Но, чтобы узнать с каким произведением мы сегодня познакомимся, нам нужно выполнить задания которые приготовила царица литература.
3. Актуализация знаний: Выполняем задания царицы литературы.
Перед вами на доске находятся четыре почти одинаковых человечка. Вы должны их посчитать, определить кто они и сказать кто из них сегодня главный и почему. (Ответы детей: 4 художника, как 4 времени года, синий, потому что зима рисует красками холодных тонов)
А теперь мы должны узнать о каком именно времени года пойдёт речь. Для этого нужно открыть картинку, которая находится под геометрическими фигурами. (Ответы детей: открылась картинка « Зима»)
Молодцы, вы справились с заданиями. Тем самым узнали, что рассказ который мы будем читать. Называется «Четыре художника. Зима.» А написал его Г.А. Скребицкий, писатель-натуралист. (Пишет о природе и животных). Посмотрите на его портрет.
4.Обыгрывание волшебной шкатулочки. Давайте достанем из нашей волшебной шкатулочки книгу, которую нам приготовила Царица Литература и послушаем рассказ.
Дети, обратите внимание, какая наша царица наблюдательная, предлагает нам, в последнее время, разные произведения о зиме. Ей очень хочется, что бы в зимнее время, мы больше узнали о зиме, о зимних явлениях в природе.
Вспомните, какие произведения о зиме мы уже знаем? (Ответы детей).
5. Работа с рассказом.
Чтение рассказа воспитателем.
Беседа.
Какие чувства вы испытали, когда слушали рассказ?
Как вы думаете, кто является главным героем рассказа? Почему?
Что бы вы сказали о поступках Зимы? (проявляет заботу о животных, украшает деревья, внимательная).
Можно ли назвать Зиму хозяйкой, волшебницей? Почему?
Что нового для себя вы узнали о жизни леса зимой?
Какие наряды для природы припасла Зима? (шубы, скатерти, пуховые, варежки, покрывала).
Как вы думаете, какие чувства испытывает автор к зимнему лесу? Почему?
5. Физминутка.
6. Рассматривание иллюстрации. (Ребята, посмотрите на мольберт, на иллюстрацию к рассказу).
Что общего в произведении писателя и художника?
Какие цвета использовал художник для рисования зимы? (Холодные).
Ребята посмотрите внимательно на картину и скажите, всё ли исправила Зима? Давайте поможем! (Дети рисуют снежные покрывала на елях и делают шубку зайца белой).
Ребята я предлагаю посмотреть мультфильм: он тоже о временах года. (Просмотр мультфильма « Времена года.» На музыку Антонио Вивальди).
Вывод: Свои чувства и отношение к природе можно выразить не только с помощью слов, как в рассказе, но и с помощью музыки и рисунка.
Просмотр слайдов с зимними пейзажами.
Анализ занятия: 1. С каким произведением вы сегодня познакомились?
2. Какими средствами можно выразить своё отношение к природе?
3. Как нужно относиться к природе?
10. Закрытие книги: Сейчас мы попрощаемся с книгой до следующего занятия.
11. Домашнее задание: Нарисовать дома, вместе с родителями, зимний пейзаж.