Формирование научных основ социологии. Основные этапы развития социологии

Основные этапы развития социологического знания

Истоки зарождения социологии, как науки находят отражение в рассуждениях мудрецов и ученых, живших в прошлых столетиях до нашей эры. Научные основы были заложены в фундамент социологии в античное время.

Первым серьезным трудом в «общей социологии» принято считать диалог «Государство», написанный древнегреческим философом Платоном (428 г. или 427г. до н. э., Афины - 348 г. или 347 г. до н. э.). В данной работе мыслитель разрабатывает основы первой в мире теории социальной стратификации, в рамках которой общество состоит из трех классов:

  • Высший - философы-правители;
  • Средний – воины, охраняющие государство от врагов;
  • Низший - торговцы и крестьяне.

По мнению Платона, общество, построенное по данной схеме, является самым стабильным. Собственный вариант теории стратификации был разработан Аристотелем (384 г. до н. э. - 322 г. до н. э.). В его представлениях основой порядка являлся средний класс.

В целом, античные мыслители изучали человека и общество теоретически. Данный факт отразился в образцах логико-понятийного, эмпирико-научного и историко-политического анализа исследования социальных проблем античного мира.

Исторические данные, дошедшие до современности свидетельствуют о первых попытках проведения эмпирических социологических исследований у древневосточных народов: китайцев, индусов, евреев, египтян и других. Так, в Библии мы встречаем упоминания о первых народоисчислениях у древних евреев.

Новым этапом в развитии социальной мысли является эпоха Средневековья (XV-XVI вв.), в период которой, учеными были подняты проблемы человеческих взаимоотношений в обществе . Яркими представителями данной эпохи являются Т. Мор, Н. Макиавелли, М. Монтень и другие. Модель общества в их представлениях напоминала общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. В данном обществе роль человека не имела важного значения.

Представители Нового времени активно занимались разработкой теории общественного договора, ставшей впоследствии основой учения о гражданском обществе. К представителям данной эпохи относятся Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж.-Руссо и др.

Позднее, представители эпохи Просвещения такие как К. Гельвеций, Д. Дидро и другие начинают выделять человека как независимого субъекта, обладающего собственной волей. Однако, все исследования в этой области оказываются незначительными и несистематичными.

Первые предпосылки формирования социологии, как науки получили свое отражение в теории позитивизм а. Теория позитивизма (от лат. positivus - положительный) является первым направлением, появившимся в социологии XIX в. Роль позитивизма заключалась в построении новой системы знаний об обществе, основой которых является инструментарий естественных наук. На начальных этапах своего становления позитивизм противопоставлялся чрезмерному теоретизированию и окончательное формирование получил в результате отказа от абстрактных рассуждений об обществе и стремления к созданию «позитивной» социальной теории, соответствующей всем ключевым параметрам естественной науки.

Основная задача социологии согласно позитивизму заключается в изучении социальных явлений с применением эмпирических и аналитических методов. Только при выполнении данного условия она бы обладала «позитивными» чертами, т.е. способностью результативно решать проблемы общества. Родоначальник позитивизма французский философ Огюст Конт (19 января 1798, Монпелье - 5 сентября 1857, Париж) и все его ученые-единомышленники полагали, что знания об обществе должны быть такими же строгими и точными, обоснованными и достоверными, реальными и полезными, как знание о природе, получаемое из естественных наук.

Замечание 1

Научное признание социология получила в период окончательной разработки и формулировки своих основных научных концепций. Фактическое «открытие» социологии, как науки произошло благодаря четырем выдающимся мыслителям в период с середины XIX и до начала XX в. К ним относятся немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, француз Эмиль Дюркгейм, а также англичанин Герберт Спенсер.

Развитие социологического знания в России

Социологическое знание в России развивалось как интегральная составляющая европейской культуры. Выдающиеся деятели русской социологии (М.М. Ковальский, Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский и др.) оказали значительное влияние на ее становление как автономной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ.

Замечание 2

Период с конца 20-х годов до 60-х годов прошлого столетия оказался кризисным для социологии. Причиной кризиса послужило изгнание в 1922 г. выдающихся ученых из России, в том числе и Питирима Сорокина, которому принадлежит учение о социокультурной динамике. Изгнание ученых привело к снижению уровня философии и социологии как научных дисциплин. Истинной наукой о жизни общества и законах его существования и развития во времена советской власти являлся исторический материализм, созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Первые шаги по возрождению социологии в России были сделаны в 60-е годы 20 столетия. Масштабы социологических исследований в стране расширились благодаря таким ученым, как Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Ю.А. Левада, В.А. Ядов и другим. Особое внимание в их исследованиях уделялось социальной структуре общества, социальным проблемам труда, институту образования и институту семьи. Окончательное возрождение российской социологии как науки произошло в конце 80-х – начале 90-х годов. К концу 1998 года в вузах страны насчитывалось 780 кафедр, занимающихся социологическими исследованиями и подготовкой профессиональных кадров в области социологии и социальной сферы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Этапы развития социологии

XIX в. именуют «золотым веком» классической социологии: шло формирование новых подходов к изучению общества - позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер) и марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), разрабатывалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое социологическое знание. Условно это время называют первым этапом развития социологии и датируют его 40--80-е гг. ХГХ в.

У истоков социологии стояли представители социальной философии, политэкономии, математики и эмпирических социальных исследований. Благодаря им постепенно выкристаллизировалось понимание общества как системы взаимодействий людей, образующих основополагающие общественную жизнь структуры, которые взаимообусловливают друг друга, функционируют и развиваются по объективным законам. Поскольку эти законы не изучались прежде ни одной наукой и поскольку без их знания невозможно обойтись в деле управления общественной жизнью, возникла потребность в создании новой науки об обществе - социологии. Первые попытки познания данных законов показали, что для этого необходимы новые методы мышления, особые теории и способы получения социологической информации.

Эволюция социологии с 90-х гг. XIX в. до 20-х гг. ХХ в. на втором этапе была связана с разработкой методов социологического мышления и становлением категориального аппарата. Профессионализация и институализация социологии, создание профильной периодики, рост числа новых научных школ свидетельствовали о вступлении науки в полосу своего расцвета. Но социология усложнялась содержательно и приобретала плюралистический характер. Позитивистская доктрина О. Конта и Г. Спенсера нашла свое развитие в трудах французского ученого Эмиля Дюркгей-ма (1858-1917) - автора функциональной теории, базирующейся на анализе функций социальных институтов. В эти же годы заявили о себе и представители антипозитивистского подхода к изучению общества - гуманитаризма. Сложилась школа социального действия германского социолога Макса Вебера (1864-1920), явившегося основоположником «понимающей» социологии, которая, по его словам, понимает социальное действие и пытается причинно объяснить его течение и результаты. В развитии социологии этот период был периодом кризиса классической науки и поиска нового миросозерцания.

20--60-е гг. XX в. характеризуются стабилизацией. Это начало бурного развития эмпирической социологии, широкое распространение и совершенствование методов и техники конкретных социологических исследований. На первый план вышла социология США, пытавшаяся с помощью эмпирических исследований исправить «несовершенства» общества. Наиболее значительной теоретической концепцией данного этапа явился структурный функционализм социолога Толкотта Парсонса (1902-1979), позволивший представить общество как систему во всей ее целостности и противоречивости. Т. Парсон обогатил теоретические разработки Конта, Спенсера, Дюкрейма. Социология США была представлена и новыми теориями гуманитаристского толка. Последователь М. Вебера профессор Чарльз Райт Миллс (1916-1962) создал «новую социологию», положившую начало критической социологии и социологии действия в США.

Современный этап в развитии социологии, начавшийся с середины 1960-х гг., характеризуется как расширением диапазона прикладных исследований, так и возрождением интереса к теоретической социологии. Основным стал вопрос о теоретической основе эмпиризма, вызвавший в 1970-х гг. «теоретический взрыв». Он обусловил процесс дифференциации социологического знания без авторитарного влияния какой-либо одной теоретической концепции. Поэтому этап представлен многообразием подходов, концепций и их авторов: Р. Мертон - «среднего значения теории», Дж. Хоманс - теория социального обмена, Г. Гарфинкель - этнометодология, Г. Мид и Г. Блумер - теория символического интеракционизма, Кодер - теория конфликта и др. Одним из направлений современной социологии является исследование будущего, охватывающее общие долгосрочные перспективы будущего земли и человечества.

2. Становление и развитие социологии как самостоятельной науки

Голландский социолог П. И. Боуман (1955) различает четыре стадии в становлении социологии как самостоятельной науки:

1. Социология как часть общей философии социума, прежде всего государства, права и морали, сформировалась в единую этическую и религиозно-нормативную систему.

2. Социология сближается с естественнонаучным мышлением и начинает изучать естественные закономерности.

3. Социология уже существует как самостоятельная наука, которая, однако, использует методы других наук, прежде всего естественных.

4. Социология представляет собой самостоятельную науку со своими методами, предметами и понятиями.Данное разделение не совсем хронологично, но соответствует, однако, в главных чертах развитию социологического мышления.

К первой стадии относятся Платон и Аристотель, а также многие христианские философы. В то время как Платон разрабатывал свое идеальное государство, философы хотели сделать из государства общество верующих.

Вторая, представленная Боуманом, стадия относится по времени к XVI и XVII векам, когда, с одной стороны, индивидуализм мышления Возрождения и различные новые общественные и религиозные взгляды, вытеснившие духовное наследие схоластики, и, с другой стороны, развитие естественных наук создали новые возможности для рассмотрения общества и общественного строя. Социологическое мышление этого периода представляют прежде всего английские эмпирики Джон Локк (1632-1704) и Дэвид Юм (1711-1776), которые сильнейшим образом способствовали распространению реалистического подхода к рассмотрению объектов действительности.

Третья стадия является продолжением предыдущей и относится к XVIII столетию. Первыми представителями этого периода были Сен-Симон и Конт. В социологическом мышлении господствовал тогда естественнонаучный позитивизм. К более поздним представителям социологии этого периода относятся среди прочих Маркс и Герберт Спенсер.

Четвертая стадия представляет собой новейший период развития социологии, хотя весьма затруднительно провести четкую грань между четвертой и третьей стадиями. Самостоятельный характер социологии проявляется в том, что объекты исследования анализируются здесь с помощью собственных понятий и методов данной области науки.

Кроме уже упомянутых социологов, в следующем разделе рассматриваются те исследователи, которые оказали решающее влияние на развитие социологии в ее начальной стадии.

Как врачи ставят диагноз пациентам, так и социологи пытаются определить состояние общества. Далеко не все врачи разделяют одно и то же мнение, один и тот же диагноз. Так же и не все социологи согласны с различными находками и истолкованиями, и в результате получается ряд разных теорий и мнений о характере общества и общественных явлений.

По общественной теории Маркса общество основывается на материальных условиях жизни, причем экономический базис и стремление человека к удовлетворению своих основных потребностей определяют надстройку общества, т. е. культуру, духовную жизнь и окружающий мир символов.

Маркс поставил своей целью раскрыть взаимоотношения экономического базиса и надстройки общества, а также механизмы исторического развития общества. Это учение, называемое историческим материализмом, утверждает, что материальные факторы лежат в основе общественной жизни и определяют сознание людей. Из этого следует, что общественные перемены происходят при изменении материальных условий.

Способы производства в материальной сфере определяют социальный, политический и духовный процесс жизни. Способы производства состоят из производительных сил и производственных отношений. К производительным силам относятся орудия производства и человеческая рабочая сила. А производственные отношения, в свою очередь, определяются уровнем развития производительных сил в каждый данный момент общественного развития и отражают существующие разделение труда и материальные условия. Труд таким образом является центральным понятием в теории Маркса. Диалектическое взаимодействие экономической основы общества, включающей в себя производственные отношения и производительные силы, с одной стороны, и зависимой от нее надстройки с другой, приводит к общественным переменам. По основной идее диалектики, которую Маркс взял у Гегеля, всякое явление заключает в себе силы собственной перемены. Маркс применил этот постулат к обществу и высказал мнение, по которому в капиталистической системе, порожденной индустриализацией, экономическая гегемония отчуждает трудящихся от орудий производства и природы. По Марксу, глубокие противоречия и проблемы капиталистической системы производства делают возможным такой переворот, вследствие которого общество переходит к социалистической формации.

Социалистическую идею государства экспериментировали в так называемых социалистических странах. Результаты этого эксперимента сейчас хорошо известны. Несмотря на это, теоретические взгляды Маркса находят отклик и в наше время.

Влияние Маркса на социологию велико. Его роль как теоретика конфликтов и создателя концепции марксистской социологии видимо будет существенной и в дальнейшем.

Согласно Спенсеру, Вселенная находится временами в состоянии постоянного развития, временами в состоянии распада. Задача социологии состоит в прослеживании и выявлении этих же процессов в сфере человеческого общества. Основные предположения Спенсера следующие:

1. Развитие является универсальным процессом, т. е. всеобщим законом природы.

2. Общество является органическим и развивающимся целым, которое много сложнее, чем суммы его частей.

3. Общество существует в двух сущностях: в социальной статике и в социальной динамике. Статика представляет собой институциональную структуру и социальные системы общества, а динамика заключает в себе постоянную дифференциацию и развитие структуры.

4. Главные институты общества -- политические, церковные, профессиональные, промышленные, семейные и “праздничные”. Многогранное индустриальное общество развилось из примитивного общества, пройдя разные этапы. Для Спенсера развитие означало прогресс.

5. Общество разделяется кроме этого на две параллельные системы: внутреннюю и внешнюю. Эти подсистемы помогают обществу сохраняться как органическому целому в процессе развития. Процесс развития представляет собой чередование состояния равновесия с состоянием существенных перемен при движении общества от примитивного к современному и индустриальному.

Задачей социологии, согласно Спенсеру, является понимание процессов развития общества с целью достижения максимальной социальной гармонии. Теоретически оптимальное (если не идеальное) общество современные социологи считают более или менее гармоничной системой, разные части которой должны находиться в соотношении, обеспечивающем гарантированность, защищенность и стабильность. В современной социологии популярна идея развития общества “от простого к многообразному”, при этом понятия “развитие” и “прогресс” не отождествляются. Развитие означает отнюдь не всегда что-то лучшее.

Вопрос 1:Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии

Социология, возникшая как самостоятельная наука в XIX в., имеет свою предысторию, связанную с философскими традициями осмысления общества. Первое широкое представление о жизни общества дали античные философы Платон и Аристотель.

Социальные воззрения Платона (А28/А27 - ЗА8/ЗА7 до н. э.) наиболее полно отражены в работе «Государство». Общество, согласно Платону, пребывает в состоянии хаоса до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок. Основой такого порядка должно быть деление общества на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими духовными качествами, - мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть образцом поведения для низших слоев общества.

У Аристотеля (384-322 до н. э.) опорой общества выступает средний класс. Кроме того, существуют еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше управляется в том случае, если масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богачей ограничены, а средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Несовершенство общества, по мнению Аристотеля, устраняется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. При этом необходимо стремиться не к абсолютному равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Однако чрезмерное неравенство в собственности может представлять опасность для государства.

Дальнейшее развитие представления об обществе получили в трудах мыслителей Нового времени. Оригинальные социально-политические идеи высказывал итальянский мыслитель, историк и писатель Пикколо Макиавелли (1469-1527). Гго главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию платоновского «Государства», но акцент делается на политической проблематике создания сильного государства. Макиавелли первым стал рассматривать политику в качестве особой сферы деятельности, которая должна осуществляться с учетом «естественных причин» и «полезных правил». Правитель, придя к власти, должен опираться на народ, ибо со знатью справиться легче - она малочисленна. Государь должен уметь маневрировать, хитрить, чтобы избежать политических ошибок и расправиться с врагами. Гго конкретные поступки не могут оцениваться с точки зрения морали, так как в политике действуют свои, особые правила, определяемые соображениями целесообразности и достигнутого результата.

Значительный вклад в развитие социальной мысли внес английский философ-материалист Томас Гоббс (1588-1679), который разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу, - это «война всех против всех», абсолютное соперничество людей в борьбе за существование. Именно страх друг перед другом заставляет людей создавать гражданское общество, т. е. такое, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную безопасность. Гражданское общество - высший этап социального развития; оно покоится на юридических нормах, признаваемых всеми. Граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен надежную защиту.

К непосредственным предшественникам социологии многие исследователи относят таких крупных французских мыслителей, как Ш. Монтескье и А. Сен-Симон.

Философ-просветитель и правовед Шарль Луи де Монтескье (1689-1755) особенно плодотворно исследовал различные типы политического устройства общества. Он выделял монархии, деспотии и республики, разделяя последние на демократические и аристократические в зависимости от того, в чьих руках - «всего народа или части его» - находится верховная власть. Основная заслуга Монтескье в этой области исследования состояла в том, что он установил зависимость форм правления от природно-климатических и географических условий, от размера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, денежного оборота, а также религии, нравов, обычаев, традиций и т. д. Республика, согласно Монтескье, требует небольшой территории, малочисленного населения и преобладания «чувства добродетели». Монархия более вероятна в странах со средней величиной территории и численности населения, она предполагает существование чинов, преимуществ сословного неравенства, предпочтений, что порождает преобладание «чувства чести». Деспотическое правление возникает на обширных территориях с многочисленным населением, среди которого преобладает «чувство страха» перед властью и друг перед другом.

Великий социалист-утопист Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) был первым мыслителем, заявившим о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. Он считал, что общество представляет собой живой и целостный организм, функционирующий по объективным законам, которые необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Эти идеи Сен-Симона в дальнейшем получили развитие в работах его ученика О. Конта, которого и принято считать основоположником социологии в ее современном понимании.

Наряду с социально-философскими можно выделить и другие предпосылки возникновения социологии: развитие частных общественных наук (политической экономии, статистики, демографии, правоведения и др.); фундаментальные открытия в области естествознания и точных наук; разочарование в прежних философско-схоластических концепциях общественного устройства; бурное промышленное развитие передовых стран; формирование гражданского общества и нарастающая динамика социальных конфликтов.

Таким образом, возникновение социологии было подготовлено всем предшествующим идейным, социально-политическим, экономическим, духовным развитием человечества. Оно также было связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в европейских странах в конце XVIII - начале XIX в., с потребностями становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, его экономическую и духовную независимость.

3. Социологический проект О. Конта

Понятие «социология» впервые употребил Сен-Симон, и затем оно было воспринято О. Контом. О. Конт (1798-1857) и вводит понятие «социология» в общенаучный оборот и становится основателем социологии как науки.

В своем основном труде «Курс позитивной философии»(1842) Конт формулирует уже высказанную в свое время Вико и Тюрго идею о трех стадиях истории умственного развития, которые проходит человеческий дух:

1. Теологическую, или фиктивную стадию;

2. Метафизическую, или абстрактную стадию;

3. Научную стадию.

Третья и последняя стадия рассматривается как прогрессивное состояние познания. Как способ познания теологическое, или фиктивное мышление нацелено на постижение внутренней природы вещей, первых причин и конечных целей, т. е. на абсолютное познание божественного порядка. На стадии метафизического мышления господствует сила абстракции. На место Бога заступает разум. Метафизическая стадия является процессом перехода к научному или позитивному мышлению, основанному на познании законов с помощью разума и ориентированному на наблюдение.

Социология как позитивная наука должна в будущем представлять собой познание, которое способствует развитию человечества в направлении к «позитивному состоянию». Понятие «позитивность» характеризует у Конта, с одной стороны, познание, а с другой - социальный порядок. Позитивное состояние является не только средством, но и целью духовно-нравственного развития, достижения соответствия общественных условий «естественным законам».

Обратимся теперь к содержанию контовской концепции социологии.

Конт не скрывает того, что предмет, общество и мышление о социальных условиях находятся в революционном поле напряжения порядка и прогресса. Это напряжение, которое понималось в тогдашней общественной мысли как противоположность и противоречие, Конт пытается преодолеть с помощью социологии и связать воедино порядок и прогресс. Порядок и прогресс Конт понимает как два вида закономерностей «естественной» системы общества, представленной в двух частях социологии: социальной статике и социальной динамике.

Основным принципом социальной статики выступает гармония элементов общества, основанная на солидарной связи. Семейные связи и разделение труда являются основными отношениями общественного порядка. Основную идею социальной динамики Конт видит в последовательном развитии, в котором «умственное развитие является преобладающим принципом развития человечества».

Социальная динамика наряду с общенаучными методами использует наиболее важный и специфический метод социологии - исторический метод. Трем стадиям в историческом развитии общества на этот раз соответствуют три формы социально-политической организации:

1. Теологической стадии - военное господство.

2. Метафизической стадии - феодальное господство.

3. Позитивной стадии - промышленная цивилизация.

В промышленной цивилизации Конт видит воплощение позитивного научного духа, т. е. индустриализацию как технико-экономический процесс, затрагивающий все сферы человеческой жизни.

Социологию Конта можно рассматривать как попытку понять устройство общества, его политико-динамическую структуру с помощью научных методов.На формирование такого образа общества большое влияние оказал опыт революции. Наука должна была заменить собой произвольный авторитет королей и стать основой для разумного общественного порядка. Научное знание выступает в качестве единого целого. Законы природы должны распространяться и на человеческое общество. Единство всех наук раскрывает единство законов. Контовская социология является положительной наукой, подобной естественным наукам, наукой о порядке и прогрессе общества. Место, занимаемое ею в ряду других наук, определяется классификацией наук Конта. Располагая основные науки в порядке возрастающей сложности изучаемых ими объектов и в порядке убывающей общности объема последних, он дает ряд таких наук: математика, астрономия, физика, химия, физиология и социология. Каждая последующая дисциплина этого ряда изучает предметы менее общие и более сложные, чем предыдущая. Социология, следовательно, имеет своим объектом наиболее сложный и наименее общий предмет.

Специфика социологического подхода, по Конту, заключается в том, что теоретическое исследование социальных явлений должно основываться на общенаучных методах, а не на философской рефлексии.

4. Эволюционная концепция Г. Спенсера

спенсер марксизм социология

Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма. Спенсер горячо защищал принципы индивидуальной свободы и свободы конкуренции. Всякое вмешательство в естественный ход событий, тем более социальное планирование, по мнению Спенсера, приводит лишь к биологическому вырождению, поощрению «худших за счет лучших». Спенсер выступал за ограничение роли государства в общественной жизни вплоть до отказа бедным в помощи или заботе о воспитании детей. Критиковал он и колониальную экспансию, поскольку она ведет к усилению государственной бюрократии.

Основные идеи это -- «Синтетической философии» Среди эволюционистов лишь Спенсер предпринял попытку создания всеохватывающей философской системы. Фундаментальные положения Спенсер формулирует в терминах механики: вещество, движение, сила. Из этих абсолютно всеобщих положений (закона постоянства вещества и силы) выводится закон эволюции. Идея всеобщей эволюции ~ центральный пункт мировоззрения Спенсера. Все его усилия были направлены на обоснование этой идеи. Предел, за который эволюция не может перейти -- равновесие системы.

В случае нарушения равновесия начинается распад, который со временем переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада. Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический, Все они подчиняются общим законам.

Программа социологии Спенсера изложена в «Основаниях социологии». Здесь впервые дано систематическое изложение предмета, задач и проблематики новой общественной науки. Задача социологии, по Спенсеру, -- изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Социальные институты, центральное понятие теоретической системы Спенсера -- это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Социальные институты обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Спенсер начинает с семьи, брака, проблем воспитания (домашние институты), воспроизводит этапы эволюции семьи Следующий тип социальных институтов Спенсер обозначил как обрядовые, или церемониальные. Обрядовые институты возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной организации. Третий тип институтов -- политические. Их появление Спенсер связывал с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убежден в том, что конфликты и войны сыграли решающую роль в становлении политической организации и классовой структуры общества. Следующий тип -- церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества.

Завершают типологию профессиональные промышленные институты, возникающие на основе разделения труда. Все институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. В любом обществе имеется определенный уровень согласованности в деятельности основных институтов в противном случае начинается регресс или распад «социального организма». Каждый социальный институт призван удовлетворять определенную общественную потребность и не подменять другие институты. Расширение полномочий государства, по мнению Спенсера, потому и опасно, что подрывает естественное разделение функций между институтами общества, нарушает состояние равновесия в «социальном организме».

5. Вклад К.Маркса в развитие мировой социологии

Маркс, один из наиболее выдающихся мыслителей 20 века, стал основоположником теории марксизма. Одной из его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. На идеи Маркса оказали влияние диалектика Г.Гегеля, а также социологические воззрения мыслителей предшествующего периода (А.Смит, К.Сен-Симон) Марксистская социология основана на материалистическом понимании истории, выработанном на основе реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. Обосновывая материалистическое понимание истории, Маркс подчеркивал основной принцип: развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ, и, прежде всего, производительными силами, с изменением которых меняется способ производства, вслед за которым меняются все экономические отношения Основной принцип марксистской социологии - "сведение индивидуального к социальному". Главный тезис социальной философии - “ Общественное бытие определяет общественное сознание” . 1. Общество как целостный социальный организм Согласно Марксу общество - совокупность общественных отношений и отношений всех социальных субъектов, целостный социальный организм. Общество определяет содержание и направление деятельности человека через: - систему общественных отношений - условия материального производства - общественные институты Общественные отношения подразделяются на: 1. материальные: - экономические - производственно-технологические - материальные отношения к природе Материальные отношения не зависят от воли людей. 2. идеологические: - политические - правовые - нравственные - религиозные - эстетические Идеологические отношения складываются сознательно. Маркс выделяет следующие сферы общественной жизни: - экономическая - социальная - политическая - духовная 3. Марксистская теория общественно - экономических формаций Понятие формации отражает сущностные признаки социально однородных обществ, это конкретно-исторический тип общества с присущими ему: - способом производства - социальной структурой - экономическим базисом - политической надстройкой - духовной жизнью Материальная предпосылка процесса смены общественно-политических формаций - углубляющееся и обостряющееся несоответствие устаревших экономических отношений и прогрессивно развивающихся сил общества.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные этапы становления социологии, классики социологии и их исторический вклад в развитие науки. Позитивизм и антипозитивизм в социологии. Факторы, которые повлияли на развитие социологии. Основные этапы развития социологии в России и в США.

    презентация , добавлен 18.03.2014

    Возникновение социологии как самостоятельной науки в XIX веке. Исследование проблемы социологии на основе концепции научного социализма на основании теорий социалистической революции Огюста Конта и Герберта Спенсера. Биография, этапы жизни и творчества.

    реферат , добавлен 16.02.2009

    Понятие социологии как прикладной науки, основные проблемы современной социологии, анализ предмета. Характеристика основных задач социологии, рассмотрение методов объяснения социальной действительности. Функции и роль социологии в преобразовании общества.

    контрольная работа , добавлен 27.05.2012

    Начальный этап развития русской социологии: возникновение, этапы развития, направления конца XIX и начала ХХ веков (позитивизм, марксизм, неопозитивизм). Вклад учёных России в развитие социологического учения, изучение индивида, группы и общества.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2012

    Предпосылки возникновения социологии как науки. Объект и предмет социологической науки. Основные функции социологии. Понятие о "позитивизме". Развитие человеческого духа. Основные положения концепции Конта. Социология в системе наук об обществе.

    презентация , добавлен 29.11.2013

    Родоначальник социологии Огюст Кон. Идея социальной реальности. Позитивизм как обоснование науки. Объект, предмет и функции социологии. Социальная гармония, статика и динамика. Вклад Конта в формирование онтологических парадигм социологического знания.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2009

    Анализ различных подходов к структуре социологии. Трехуровневая модель социологии и ее роль в развитии науки. Основы структурирования социологического знания. Основные категории и функции социологии. Место социологии в системе общественных наук.

    реферат , добавлен 08.06.2010

    Социальная жизнь общества как предмет изучения социологической науки. Теоретическое и эмпирическое уровни познания, их цели и методы. Общие и специфические законы в социологии, способы их проявления. Функции социологии как самостоятельной отрасли знаний.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2013

    Возникновения социологии как науки, особенности ее предмета и метода. Системный подход к изучению общества в социологии. Исторические типы общества. Культура как инструмент хранения целостности социальной системы. Типология социальных общностей.

    курс лекций , добавлен 15.05.2013

    Развитие социологии в России, направления и специфика данного процесса. Социологические теории народничества и натурализма. Психологическое направление социологии. Ортодоксальный, легальный марксизм. Новый период в развитии социологии в конце 50-х годов.

Понятие социологии, ее предмет и объект, основные функции.

Социология - socio - общество, logos - учение. Как наука возникла в 30-ые годы XIX века. Термин ввел фр. социолог Огюст Конт (определил предмет социологии как науки, назвал методы ее исследования).

Социология – наука об обществе (вместе с историей, экономической теорией, философией, культурологией, политологией).

Социология – наука о становлении, развитии и функциональных особенностях социальных общностей, о социальных институтах, отношениях и процессах, возникающих в ходе их взаимодействий.

Социология – это своеобразная анатомия и физиология общества в различных ее срезах и проявлениях, позволяющая выявлять ее нормальные и патологические состояния и предлагающая определенные средства преодоления последних.

Социология – наука о закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем.

Предметом исследования является все, что связано с понятием социального (социальная общность – из чего состоит общество). Предмет и объект социологии – социальная структура общества в целом (на макроуровне) и на микроуровне (самая малая социальная общность - семья).

Функции социологии:

1. Теоретико-познавательная (гносеологическая) - получение научного знания об обществе.
2. Организационно-управленческая (праксиологическая) - выработка рекомендаций, использование в управленческой деятельности для решения практических задач на различных социальных уровнях.
3. Прогностическая - отражает возможные перспективы в развитии социальных процессов.
4. Идеологическая - отражение различных социальных интересов, классов, групп населения.
5. Аксиологическая (философская) - связана с оценкой социального общества.

Социология отличается по функциям и предмету от философии и других наук.

Задача социологии:

1) получение объективных конкретных знаний о социальных процессах
2) предвидение последствий
3) характеристика типологии социальных групп

Социология рассматривается на уровнях:



1. Общество в целостном виде (как система).
2. Социальный институт - организационная форма определенных групп людей (государство, церковь, наука, семья, класс и др.)
3. Социальная группа - устойчивое объединение людей в процессе совместной деятельности (подготовка кадров).
4. Типологизированная личность - личность рабочего, крестьянина, студента и т.д. в общественных его характеристиках.

Соответственно различным уровням функционирования существуют :

1. Макроуровень - социальные системы и происходящие социальные процессы в больших системах (образование, физкультура и спорт, экономика)
2. Микроуровень - исследует небольшие группы и происходящие в них социальные процессы локального уровня.

Уровни социологического знания.

1. Широкие социологические теории – о развитии всего общества – информационное общество, индустриальное общество, теория конвергенции.
2. Теории среднего уровня – изучают деятельность различных социальных институтов.
3. Теории эмпирического уровня.

Социология - одна из фундаментальных наук об обществе, закономерностях функционирования и развития общества. Ее выводы подвергаются оценке на практике.

Основные этапы возникновения и развития социологии.

I этап - с появлением первых социальных теорий (30-е гг. XIX века) - период зарождения социологии как науки. Создатели Конт, Герберт, Спенсер, Вебер, Дюркгейм, Маркс.
II этап – 20-ые -40-ые г.г. ХХ века. Между двумя мировыми войнами. Развитие эмпирической социологии, внедрение методов социологического исследования в сферу производства и политическую практику. Гюстав Лебон, Фердинанд Теннис, Чарльз Кули, Эйон Мейон.
III этап - с 40-ых гг. после Второй мировой войны до современных дней. Усиление теоретической социологии и стремление к преодолению разрыва между теоретической и эмпирической социологией.

Характеристика этапов:

I этап. Идейно теоретические предпосылки уходят в утопический социализм. Стремились связать свои теории с практическим обоснованием общества.
Сен-Симон: наука о человеке была гадательной, и нужно было возвести ее в степень основанного на наблюдении.
Конт, Спенсер, Маркс: см. далее.
Вебер: крупный немецкий социолог, в основе его теории стоит понятие "идеальный тип" – не объективная реальность, а теоретическая конструкция. Учение Вебера о идеальных типах легло в основу "понимающей социологии". Город - человеческая конструкция. Люди наполняют эту конструкцию идеальным содержанием. И от этого планирования (человеческого будущего) зависит будущее.
Дюркгейм: предпринималась попытка понимания общества как социальной реальности, складывающейся из совокупности реальных фактов. Реальность - первична, а подчиненные ей виды - вторичны. Социальные факты: материальны, строго наблюдаемы, между социальными фактами устанавливаются отношения причинности. Основал социологизм.
II этап. После Второй мировой войны.

Тённис: сопоставил два типа общественных связей: 1) общинные (характеризуют душевную близость людей, личные переживания); 2) общественные (связаны с обменом, торговлей, урбанизацией). Использовал два термина: община и общество для разграничения между традиционным и современным обществом. Первое понятие применялось в крестьянской общине, второе для индустриального общества. Первое понятие предполагает, что люди живут в соответствии с мирскими ценностями, в соответствии с общинным принципом. Второе основано на стремлении людей к личной выгоде. В первом господствовали религиозные ценности, обычаи, во втором формальные законы, светские ценности. В основе первого лежит семья, община, второго - крупные корпорации.
Лебон и Тейлор: см. далее.

Если в 19 в. веке центром социологии является Западная Европа, то с 20-х гг. ХХ века и после Второй мировой войны США прочно удерживает позицию лидера в мировой социологии.
Мейо: см. далее.

Маслоу: разработал иерархическую теорию потребности. Они бывают основные и производные. Основные: пища, одежда, жилье. Производные: порядок, справедливость.
Все потребности от низших филологических (вербальная связь) до высших (научные философские знания). Потребности каждого уровня становятся актуальными после удовлетворения предыдущих уровней.
Харнберг: теория мотиваций. Только внутренние факторы (содержание работы) повышает удовлетворительность. Внешние факторы (заработная плата, стиль управления) малозначимы, не оказывают влияния на производительность труда.

III этап. Развитие социологии идет в направлении социального эволюционизма. Сформировалась теория индустриального общества на основании противопоставления традиции и современного общества.
Теория индустриального общества Аалоу, Ростоу. ТИО описывала поступательное развитие общества как переход от аграрного традиционного общества с натуральным хозяйством и сословной иерархией к промышленному индустриальному обществу.
Для него характерны:
1. Развитие систематического разделения труда в обществе при сильной его специализации в конкретных сферах производства.
2. Формирование общества массового потребления.
3. Механизация производства и управления.
4. НТР.
Теория постиндустриального общества появилась в 70-е годы. (Белл, Бжезинский, Тоффлер).
Основные стадии общества:
1. Аграрная стадия.
Преобладание первичных сфер экономической деятельности, т.е. с/х. Цель - власть. Господство священников и феодалов.
2. Индустриальная стадия.
Развитие промышленности. Цель - деньги. Бизнесмен.
3. Постиндустриальная (технотронная или сверхиндуствиальная).
Индивидуальное производство. Цель - знания - это главный престижный фактор. Ученые, менеджеры, консультанты.

В настоящее время:

1. Неопозитивизм.
2. Неомарксизм.
3. Понимающая социология.
4. Проблемы глобализации

2. Предпосылки возникновения социологии

3. Основные этапы развития социологии

Донаучный этап:

- социологическое учение Платона и Аристотеля

Главные социально-политические теории Нового Времени: взгляд на общество, человека и историю Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Викко

Философия эпохи Просвещения: Взгляд на общество Дж. Локка, Ш Монтескье, Ж-Ж. Руссо, французских материалистов

Классический этап развития:

- Французская социологическая школа.

- Немецкая школа социологии.

- Ранний этап развития американской социологии: Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, А. Смолл.

- Современный этап социологии.

1. Критерии переодизации и этапы развития социологии

Можно выделить три вида критериев периодизации этапов развития социологии: временной (века 19-20вв), пространственный (континенты), содержательный (школы, течения, парадигмы).

Попытки периодизации истории социологии. Неоднократно предпринимавшиеся в зарубежной и отечественной науке, редко учитывали все эти критерии в их сочетании и единстве. В некоторых трудах (даже в учебниках по истории социологии) вообще не дается никакой периодизации и не ставится вопрос о ее критериях, что, конечно, не способствует систематизации накопленного материала.

Обычно в работах по истории социологии акцентировалось внимание на каких-то одних, чаще всего временных либо содержательных критериях. При этом в основу каждой переодизации могли быть положены различные критерии. Французские ученые Ш.А. Кюэн и Ф. Гресль в работе «История социологии» выделяют пять этапов развития социологической науки:

Первый до 1917г;

Второй – 1918-1945;

Третий ­­– 1945-1968;

Четвертый – 1969-1990-х гг;

Пятый – с начала 1990-х гг.

В основу подобной передизации положены не столко содержательные процесс, происходившие в самой социологической науке, сколько крупные политические события, имевшие мировое значание: революции, войны, общественно-политические двидения и выступления, серьезно повлиявшие на развитие общества.

Гораздо более точной представляется периодизация истории социологии, в основу которой кладется анализ внутреннего развития, содержания, существенных изменений, происходящих по мере развития социологического знания, и выявляются его стержневые проблемы. Среди них можно назвать понимание общества, его взаимоотношения с социальными группами и личностями, вопрос о предмете социологии и т.д. Поэтому одной из наиболее актуальных и «сквозных» является проблема соотношения теоретической и эмпирической социологии.

Выделяют два основных этапа развития социологии. Первый охватывает 19в (со времени Конта) и начало 20 в. (вплоть до 1920-х г.), второй – весь 20 век. Первый получил название классического (этап возникновения и развития классической социологии), второй – современного (этап развития современной социологии). Первый связан с существованием, преимущественно теоретической социологии, второй – наряду с продолжением этого процесса, появлением и развитием эмпирической социологии.

Теоретическая социология – область развития теоретического знания, создание общих и специальных социологических теорий.

Эмпирическая социология – получение фактологического знания на основе изучения конкретных социальных проблем с помощью соответствующих методов.

Понятно, что называя второй этап современным, мы рискуем, быть непонятыми. Неужели на рубеже 20-21 века можно позволить утверждать, что имевшие место 80 лет назад процессы в социологии должны рассматриваться в качестве современного этапа ее развития.

По поводу границ между классическим и современным этапами развития социологии есть иная, также распространенная в мировой и отечественной истории социологии точка зрения. Так, В.П. Култыгин считает, что современный этап охватывает послевоенную (имеется в виду Вторая мировая) и новешую социологию. Рубеж между периодами конец 1960 х. гг. Протяженность классического этапа определяется зарождением социологии в середине 19 века и завершение во Время второй мировой войны. При этом он включает всебя периоды ранней и поздней социологической классиийки. Рубеж между ними – Первая мировая война и Октяюрьскя революцция в России. Именно начало 1920-х гг. знаменовало собой переход общества в новое сотояние, вызванное необходимостью его осмысления с помощью не традиционных социологических теорий, в первую очередь с помощью эпирических исследований. Стали изучаться социальные группы, локальные вопросы жизни города, производства, этических отношений, образования и т.д. Благодаря таким исследованиям стали возникать отрасли социологии. Усилилосьнаправление изучения субъяетивных явлений с точки рения воздействия на них социальных процессов и выявления их социальной природы.

Представляется что для социологии 20 в. центральным звеном, и еще какоето время в 21 в. будет взаимоотношение теоретической и эмпирической социологии. Плодотворное развитие социологических исследований многие десятилетия упирается в вопрос об их обоснованности, доказательности, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях.

Временной критерий

Пространственный критерий. Персоналии

Ранний классический период: 1830-1880-е гг.

Позитивизм

Натурализм, органицизм: социальный дарвинизм

расово-антропологическое направление

географическое направление

Конт (Франция), Спенсер (Англия), Ковалевский (Россия)

Гумплович, Ратценхофер

(Австрия),

Смолл, Самнер (США),

Стронин, Лилиенфельд

Гобино, Летурно (Франция)

Бокль (Англия), Ратцель, Хаусхофер (Германия), Реклю (Франция), Мечников (Россия)

Марксизм

Маркс, Энгельс (Германия), Плеханов, Ульянов/Ленин (Россия)

Поздний классический пе­риод: 1880-1910-1920-е гг.

Психологическое направление: эволюционизм

психология народов групповая психология инстинктивизм интеракционизм

Уорд, Гиддингс (США), де Роберти, Кареев (Россия)

Вундт(Германия)

Тард, Лебон (Франция)

Мак-Дугалл (Англия)

Кули (США)

Классическая немецкая социология: формальная социология

понимающая социология

Теннис, Зиммель (Германия) Вебер (Германия)

Позитивизм и неопозитивизм

Дюркгейм (Франция), Парето (Италия), Сорокин (Россия)

Современый этап. Современный этап связан, во-первых, со становлением и развитием эмпирической социологии; во-вторых, с отраслевой дифференциацией социологической науки; ы третьих, с появлением новых школ, напрвлений, парадигм и теорий в сравнении с теми, которые были в 19 века; в-четвертых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологии; в-пятых, с поиском путей ухода от классических теорий в сторону «постклассики».

В границах современного этапа развития социологии можно выделить несколько периодов.

Первый приходится на 1920-1930-е гг. и характери­зуется мощным наступлением социологического эмпиризма.

Второй - 1940-1960-е гг. - определяется значительным усилением теоре­тико-методологических построений, что стало своеобразной реакцией на доминирование эмпирической традиции.

Третий - 1970-е - сере­дина 1980-х гг.; в это время предпринимаются попытки, с одной стороны, соединить теоретическое и эмпирическое исследования, микро- и макросо­циологию, с другой - вывести науку на новый уровень теоретического ос­мысления процессов (как в реальной жизни, так и в самой социологии).

Четвертый - охватывает последние 20 лет и позволяет обна­ружить принципиально иные тенденции, имеющие интегративный харак­тер. Новые движения, теории и парадигмы в социологии дают основания говорить о начале периода «постклассических» построений.

Каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. Вначале зарождаются, формируются и развиваются отдельные элементы науки, затем уточняется и закрепляется ее наименование, объясняющее сущность и содержание.

Как уже было сказано вначале, термин «социология» был введен французским ученым, учеником известного социалиста-утописта К. Сен-Симона Огюстом Контом в 1839 году.

Многие идеи будущей социологической науки возникли задолго до ее непосредственного появления. Отдельные элементы этой науки прослеживались уже в трудах древнекитайских философов, таких как Конфуций, а также древнеиндийских, ассирийских и египетских мыслителей как идеи науки об обществе. Затем они прослеживаются в трудах античных мыслителей Платона, Аристотеля, Полибия. В Средние века определенные социологические взгляды прослеживаются в трудах арабского ученого Ибн-Хальдуна , основателя «социальной физики», английского философа Гоббса , политического мыслителя и писателя Н. Макиавелли. Анализ трудов французских просветителей XVIII в. - Руссо, Монтескье, Вольтера, Дидро, Гельвеция, Гольбаха , а также более ранних и более поздних утопистов - Т. Мора, Т. Кампа- неллы, К. Сен-Симона. Ш. Фурье и Р. Оуэна - также показывают наличие определенных проблем, связанных с развитием общества на любом историческом отрезке времени.

Но все социальные идеи, высказанные и сформулированные до XIX в., были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой. Возникновение социологии как науки отражает новый качественный уровень в развитии общества, когда каждый человек становится субъектом исторического процесса, ^го произошло, потому что в мире прошли великие социальные потрясения, связанные с буржуазными революциями в Англии, Голландии и, главное, во Франции в 1789 г. Последняя революция провозгласила принципы свободы, равенства и братства людей независимо от социапьного положения, происхождения, вероисповедания, национальной принадлежности. Благодаря ей появилось понятие «общество».

В связи с осмыслением новой роли человека во всех ипостасях - экономических, социальных, политических и культурных - появилось множество вопросов, на которые необходимо было дать ответы. Поэтому в XIX в. появились различные концепции, стремящиеся объяснить существующую реальность.

Новая наука - социология стала строиться, отказавшись от хронологического описания событий, опираясь на выводы естественных наук и анатизируя факты, а не только основываясь на философских постулатах и мировоззренческих идеях.

Первым этапом в развитии социологии является этап формирования научных основ социологии, который включает в себя идеи ряда блестящих мыслителей, развивших, дополнивших и обогативших социологическое знание новыми подходами и поиском новых методов познания и достижения истины. Созданная О. Контом (1798-1857) социологическая теория состояла из «социальной статики» и «социальной динамики» и была связана с анализом социальной жизни, основным фактором которой он считал умственное и духовное развитие. Он уподоблял науку об обществе «социальной физике», чтобы ученый мог оперировать конкретными фактами, данными и взаимосвязями, как это делает естествоиспытатель.

Другое направление - социобиологическая концепция английского философа Герберта Спенсера (1820-1903), открывшего основной закон социального развития, рассматривает общество по аналогии с биологическим организмом, как нечто целое, несводимое к совокупности отдельных элементов. Он находился под влиянием идей

Ч. Дарвина и поддерживал идею «естественного отбора» применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше приспособлен к превратностям судьбы. Критика концепции Г. Спенсера со стороны представителей психологической школы Л. Гумпло- вича (1838-1909), Г. Гарда (1843-1904), Г. Лебона (1841-1931), а также известного экономиста Дж. С. Милля (1806-1873) привела к созданию социально-психологической концепции социологии. Эти ученые отказались от биологизации общества и пытались преодолеть ограниченность эволюционизма путем анализа социально- психологических явлений и попыток объяснить роль личности в историческом процессе.

Географическое направление в социологии представлено Э. Реккю (1830-1905) и Ф. Ратцамм (1844-1904), преувеличивавшими воздействие природно-географической среды на политическую жизнь общества. Однако им удалось проследить закономерности влияния природных условий на развитие народов и их культур в разных географических условиях, что в дальнейшем было использовано в геополитике.

Одним из основных достижений социологии XIX в. стало экономическое направление, или марксистская ветвь социологии, названная по имени ее основателя К. Маркса (1818-1883), которая существует в мире уже более 150 лет. Вместе с Ф. Энгельсом (1820-1895) он сформулировал совокупность идей на основе открытого ими материалистического понимания истории, что послужило основой для представления о формационном развитии общественных отношений. Особое значение Маркс и Энгельс придавали структурному строению каждого общества, состоящего из базиса - производительных сил и производственных отношений и надстройки - политических, юридических, религиозных и философских воззрений. Маркс отказался от рассуждений об обществе вообще и дал научно обоснованную картину капиталистического общества и капиталистического прогресса.

В основном социологов XIX в. занимали общие вопросы, касающиеся структуры общества, законов и тенденций его развития.

Второй этап в развитии социологии - первая половина XX в., когда изменились представления о том, что предметом и объектом социологии является общество в целостности. Это этап развития классической зарубежной социологии.

Важный вклад на этом этапе внес Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основоположник французской социологической школы. Он считал, что предметом интереса социологии должны быть только социальные факты, которые отражают социальную реальность.

Он трактовал реальность (законы, обычаи, правила поведения) как объективную, не зависящую от человека. Кроме этого он рассматривал поведение социальных групп, высоко оценивая роль группового сознания, называемого коллективным. Учение об обществе Дюрк- гейма легло в основу многих современных социологических теорий, и прежде всего структурно-функционального анализа.

Другой ученый Георг Зиммель (1858-1918) предложил свою концепцию отделения социологии от других наук об обществе и определил ее задачей изучение закономерностей, недоступных другим социальным наукам. По его мнению, социология изучает чистые формы «социацин» (общения), которые можно систематизировать, психологически обосновать и описать с точки зрения их исторического развития.

Большим вкладом в развитие науки социологии стала социологическая теория М. Вебера (1864-1920), немецкого экономиста, историка и социолога, который, находясь под влиянием идей К. Маркса и Ф. Ницше , в то же время разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

Одним из центральных мест его теории явилось выделение им социального действия, объясняющего поведение индивида в обществе, являющегося причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество по Веберу представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей. В то же время важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях, в первую очередь в отношении к власти. Он ввел понятие рациональной бюрократии как искусственно созданной системы управления организацией, предельно рациональной, контролирующей и координирующей деятельность ее работников.

В трудах М. Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы ее развития как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Среди достижений других видных представителей второго этапа в развитии социологической мысли следует отметить социологическую систему итальянского экономиста маржиналистской школы Вильфреда Парето (1848-1923), уподоблявшего социологию точным наукам и предлагавшего пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он сформировал основные требования эмпирической социологии, получившей распространение в XX в. Этому же напраачению большое внимание уделяли такие ученые, как В. Дильтей, У. Мур, К. Девис.

Очень важное значение для социологии имело научное наследие одного из представителей русской и одновременно мировой социологической мысли Питирима Сорокина (1880-1968) (поскольку после революции 1917 г. он эмигрировал из России и в дальнейшем считался американским ученым). Он предложил и обосновал понятийный аппарат данной науки с точки зрения интегральной социологии, введя такие понятия, как социальные явления, социальный контроль, социальное поведение, исторический процесс и его тенденции.

Крупным научным достижением Сорокина стала разработка теории социальной стратификации, в основе которой лежат экономический, политический и профессиональный статусы людей.

Еще одним ученым этого периода являлся Л. Фон Визе (1876-1969), автор труда «Система общей социологии», посвященного исследованию общих форм социальных явлений. Он сосредоточил внимание на познании «социального» в рамках форм взаимоотношений людей типа «Я - Ты» и «Я - Мы».

Таким образом, классическая социология первой половины XX в. в лице названных ученых и их последователей окончательно сформировалась как наука, определив свое место и назначение в системе других социальных наук, и заложила основы для своего дальнейшего развития и дифференциации социатьного знания.

Третьим этапом явилось развитие современной зарубежной социологии, т.е. социологии XX в.

Во-первых, социология пошла «вширь» и «вглубь», постепенно охватывая страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки, Африки, и на сегодняшний день нет ни одной страны, в которой в той или иной мере не была бы представлена социологическая наука. В то же время она охватывала все новые и новые области знания (здоровье, демография, урбанизация) и придавала новый социологический смысл тем областям, которые были разработаны другими науками (общение, конфликты, инфраструктура). Одновременно с этим происходила институционализация социологического знания в виде открытия и организации специальных кафедр, факультетов, организации научно-исследовательских центров и институтов. Появилась профессия «социолог», на которую возник спрос на рынке труда.

После Второй мировой войны в 1946 г. была основана Международная социологическая ассоциация, которая к началу XXI в. провела 15 всемирных конгрессов и способствовала превращению социологов в важную категорию деятелей, способствующих развитию социального знания.

Перечислим кратко основные направления и их представителей, определяющих лицо современной социологии.

  • 1. Неопозитивизм - теоретико-методологическая ориентация в социологии, опирающаяся осознанно или неосознанно на философские положения логического позитивизма. Его основные принципы:
  • 1) социатьные явления подчиняются законам, общим для всей действительности - природной и социально-исторической (натурализм);
  • 2) методы социологического исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания (сциентизм);
  • 3) «субъективные аспекты» человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение (бихевиоризм);
  • 4) научные понятия должны определяться операционально (опе- рационализм);
  • 5) социальные явления должны быть описаны и выражены количественно (квантификация);
  • 6) социология как наука должна быть освобождена от ценностных суждений и связи с идеологией (методологический объективизм). Неопозитивизм представляет собой не единую школу, а скорее некоторую общую ориентацию, сторонники которой называют себя представителями «научной социологии» или «естественно-научного» направления в социологии. Возникнув первоначально на базе Венского кружка
  • («физикализм» и «концепция эмпирической социологии» О. Нейра- та ), это течение, отказавшись от своего первоначального ригоризма, оказало затем значительное влияние на американскую социологию. Основные представители Д. Ландберг, С. Чэпин, С. Додд и др.
  • 2. Структурный функционализм. Основы этого направления были разработаны Т. Парсонсом (1902-1979), опиравшимся на идеи Спенсера, Дюркгейма и Сорокина. Базовой основой является идея «социального порядка», олицетворяющего стремление к поддержанию равновесия системы, согласованию между собой ее различных элементов и достижению согласия между ними. Эти идеи были выдвинуты на основании анализа общественного и государственного устройства США, стабильность которого ученый расценивал как большое достижение. ^ги представления долго доминировали в западной социологии, иногда в несколько измененном виде (структурализм во Франции - Фуко, Леви-Стросс и другие). Однако в конце концов сам создатель теории Парсонс признал критику в ее адрес, поскольку данное направление отвергало идею развития социальной системы, призывая к поддержанию равновесия в ней.
  • 3. Неоэволюционизм - направление, совершенствующее предыдущее. Его развивал Парсонс в сотрудничестве с Э. Шилзом (1911 -1995). ’^го направление перешло от анализа структур к анализу функций. Кроме этого в данном учении рассматривается проблема человека и предпринимаются попытки объяснить процесс усложнения социальных систем через все возрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами в системе. Однако попытки совершенствовать структурный функционализм, применяя идеи эволюции, привели к усложнению социальной системы.
  • 4. Теория социальных изменений. Разработана Р. Мертоном (1910-2003) путем введения понятия «дисфункция». Он заявил о возможности отклонения социальной системы от принятой нормативной модели. Идея социатьных изменений вызвала необходимость поиска причинно-следственных связей, поэтому социологами были предприняты попытки найти их, что реализовалось в разработке и применении в анализе нескольких видов детерминизма (например, модель экономического детерминизма У. Ростоу).
  • 5. Теории социального конфликта создавались путем критики структурного функционализма.

Так, Ч. Миллс (1916-1962) утверждал, что в основе развития лежит конфликт, а не конформизм, согласие или интеграция. Высшим проявлением конфликта яштяется борьба за власть.

Р. Дарендорф (1929-2009) считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, происходящем как в открытой, так и в закрытой форме. В основе конфликтов, по его мнению, лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является «политический человек». Анализируя конфликты противников одного ранга, противников, находящихся в отношении подчинения, он получил 15 типов конфликтов и подробно рассмотрел возможность их регулирования.

Л. Козер (1913-2003) определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, изменение статуса, перераспределение доходов и т.д.

Большинство представителей этого направления подчеркивает ценность конфликтов, которые становятся источником развития и совершенствования, вто же время такая позиция предполагает возможность и необходимость их регулирования.

6. Бихевиоризм - основатель Э. Торндайк (1874-1949). Основа этого направления - постоянное изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках социальных организаций.

Он существует в двух крупных теориях - теории социального обмена (Дж. К. Хомане (1910- 1989) и Я. М. Блау (р. 1918) и теории символического интеракционизма (Дж. Мид (1863-1931).

Первое направление исходит из признания главенствующего положения человека по отношению к системе. Главное в этой теории, по мнению Блау, заключается в том, что люди, желая иметь вознаграждение за свою деятельность (признание, статус, денежное вознаграждение), могут получить его только от других людей, находясь во взаимодействии с ними, хотя такое взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим все интересы его участников.

Представители символического интеракционизма стали интерпретировать поведение людей исходя из значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. В центре внимания Дж. Мида находился активный, разумный, деятельный индивид. Мид ввел понятие индивидуальной перспективы, предпосылкой которой является социальная свобода.

7. Феноменологическая социология берет начало от философской концепции Э. Гуссерля (1859-1938) и обоснована в трудах австрийского философа А. Шюца (1899-1959). В центре ее внимания находится не мир в целом, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность конструируется посредством образов и понятий, выраженных в коммуникации. Социальные события лишь кажутся объективными, а на самом деле предстают как мнения индивидов об этих событиях.

Феноменология не дает ответа на вопрос, почему люди редко понимают друг друга или почему люди понимают действия одних людей и не понимают действия других. Она констатирует, что существуют лингвистические и нелингвистические параметры, способствующие или препятствующие успешной коммуникации.

В рамках данного направления сложились две крупные школы: социология знания (К . Мангейм - (1893-1947) и этнометодология (Г. Гарфинкель (р. 1917).

Таковы основные направления социологии XX в., определяющие ее лицо.

В 1990-е годы изменился предмет исследований в социологии. Проблематика, связанная с понятием «социальная система», сменилась изучением вопросов, характеризующих понятия «действие» и «деятель».

Изменились также понятийный и категориальный аппарат. Главенствующие понятия «социальные институты», «соци&тизация», «интеграция» уступили первое место понятию «кризис» и близким к нему категориям: «дезорганизация», «насилие», «хаос» а также «сознание» и «поведение людей».

Наибольшее значение приобрели:

  • теория рационального выбора, предложенная американским социологом Дж. Коулменом (1926-1995), отрицающая понятие системы и рассматривающая понятия ресурсов и мобилизации;
  • теория нового институционализма;
  • идея о том, что человек выступает как активный социальный субъект (актор);
  • символический интеракционизм - теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии (прежде всего американской), кладущее в основу анализа социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении.

Поэтому имеют место такие определения социологии, как «Социология - это наука о методах исследования человеческого поведения» или «Социология - это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение».

Таким образом, несмотря на существование множества концепций, сегодняшнее состояние мировой социологии отражают концепции, которые изучают роль человека и его активность в современном мире.

Однако, рассматривая становление социологии как науки, нельзя оставить без внимания развитие отечественной социологии.

  • Трактуется по изданию Тощепко Ж. Т. Социология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 11-24.
  • http://slovari-onlinc.m/word/connojioni4CCKHii-cjionapb/Hcono3nriiHM3M-B-couna4onni.htm.
Загрузка...
Top