Факты о фреске страшный суд. «Страшный суд» Микеланджело: описание картины, особенности и интересные факты

Анализ художественного языка произведения искусства. На примере картины Микеланджело Буонарроти "Страшный суд"

"Страшный суд" - это, прежде всего, колоссальная мировая драма. Только могучий гений может передать весь ужас всемирной катастрофы в одном эпизоде, в нескольких отдельных сюжетах. Испорченность нравов, разврат и цинизм, изнеженность и коварство, продажность и легкомыслие - все это вызывает нравственное падение и требует искупления нарушенных божественных законов. С любовью в сердце и с гневом на устах обращается здесь к миру великий Микеланджело.

После смерти в 1523 году папы Андриана VI папой был избран представитель рода Медичи - Климент VII. Во время его понтификатства войска испанского короля Карла V в мае 1527 года захватили и разгромили Рим. Когда весть об этом дошла до Флоренции, Медичи были оттуда изгнаны и в городе вновь восстановили республику. Папа же, прежде всего соблюдая интересы своего рода, срочно примирился с испанцами и осадил Флоренцию, осада которой длилась 11 месяцев. Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. Когда же Флоренция пала, папа Климент VII объявил, что забудет об участии мастера в обороне города в том случае, если Микеланджело немедленно возобновить работы в усыпальнице Медичи при церкви Сан-Лоренцо. Испытывая постоянную тревогу за участь своей семьи и за свою жизнь, Микеланджело вынужден был на это согласиться.

А во время посещения Рима папа Климент VII пожелал, чтобы Микеланджело заново расписал алтарную стену Сикстинской капеллы изображением "Страшного суда". В 1534 году, почти через четверть века после окончания последней росписи, художник переезжает в Рим и приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи.

Сцену "Страшного суда" художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет и не могло быть образов жизнеутверждающей силы, характерных для художников Возрождения. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - один из самых удивительных мастеров Высокого и Позднего Возрождения в Италии и в мире. По масштабу своей деятельности он был подлинным универсалом - гениальным скульптором, великим живописцем, архитектором, поэтом, мыслителем.

Страшный суд - фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года - с 1537 по 1541. микеланджело суд фреска сикстинский

Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.

Центром всей композиции является фигура Христа (судии) с поднятой правой рукой. Рядом с ним - поникшая и скорбная Mадонна. Сострадательная, словно подавленная происходящим, Мадонна отворачивается, ей по-матерински близки людские горести. Вокруг них - могучие фигуры, образующие подобие венца или короны (толпа проповедников, пророков, патриархов, сивилл, героев Ветхого Завета, мучеников и святых.

Верх фрески с двух сторон под арками свода занят равными по размеру изображениями, как бы поднятыми ураганом на облака. Это - все орудия страстей (пыток) Иисуса Христа (знак жертвы Христа, которую он принёс во имя спасения человечества).

Слева мы видим крест (символ мученичества и унижения), на котором он был распят.

Справа - колонна (символ переходящей земной власти), возле которой его бичевали. Вокруг них несколько свободно парящих обнаженных фигур, поддерживающих в воздухе губку, гвозди и венец.

Справа от апостолов - мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру):

  • 1. Андрей с крестом.
  • 2. Себастьян со стрелами в руке - по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники.
  • 3. Екатерина с зубчатым колесом - между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет
  • 4. Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи

У левой ноги Христа находится фигура Святого Варфоломея, держащего в одной руке скребок, а в другой - собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу).

По левую сторону от Христа выделяется такая же гигантская фигура, как и Петр. Обычно ее называют Адамом (зачинателя рода людского). Вокруг нее также расположены фигуры праведников. В группе праведников собраны жеские святые, мученицы и сивиллы, важнейшие женские персонажи Ветхого Завета.

Огромная фигура, защищающая коленопреклоненную девушку обычно считают Евой. Она выделяется своей человечностью и трогательностью; к ее коленям в поисках спасения припала молоденькая девушка.

Низ фрески в свою очередь разделён на пять частей: в центре ангелы с трубами и книгами возвещают Страшный суд; слева внизу представлено воскрешение мертвых, вверху - вознесение праведников; справа вверху - захват грешников дьяволами, внизу - ад.

Под центральной группой - облако с ангелами, описанными евангелистом Иоанном. Семь ангелов трубят в трубы Апокалипсиса, призывая на суд, а два ангела поддерживают в руках книги жизней (книги добрых и злых дел) с именами тех, кто обрел вечное спасение, и тех, кто обречен на муки ада. Звуками труб ангелы пробуждают мертвых.

Слева от облака с ангелами внизу изображена земля с выходящими из могил покойниками.

Одни из них - только скелеты, кости других начали покрываться плотью, третьи (праведники) уже возносятся к небесам. Им помогают подняться ангелы и праведники.

Большое впечатление производит грешник, которого черти тянут за ноги; закрыв рукой один глаз, он другим глазом, полным отчаяния и ужаса, смотрит на происходящее вокруг.

В центре вход в чистилище, где несколько демонов с нетерпением ожидают новых грешников. В глубине зияет адская бездна.

Низ фрески справа занят изображением ада.

Здесь помещена темная фигура перевозчика через адскую реку, Харона, он свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки.

Минос изображен в самом углу справа. Судья душ с ослиными ушами (символ невежества) и обвивающей его змеей.

В "Страшном суде" Микеланджело несколько отошёл от традиционной иконографии. Условно композицию можно разделить на три части:

  • n Верхняя часть (люнеты) - летящие ангелы, с атрибутами Страстей Христовых.
  • n Центральная часть - Христос и Дева Мария между блаженными.
  • n Нижняя - конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в Ад.

Количество персонажей "Страшного суда" - немногим более четырёхсот. Высота фигур варьируется от 250 см (для персонажей верхней части фрески) до 155 см в нижней части

Слава Микеланджело превзошла любые ожидания.

Сразу же после освящения фрески "Страшный суд" в Сикстинскую капеллу, устремились паломники со всей Италии и даже из-за границы. "И это в нашем искусстве служит примером великой живописи, ниспосланной богом земнородным, дабы видели они, как рок руководит спустившимися на землю умами высшего порядка, впитавшими в себя благодать и божественную мудрость" (Вазари).

Сикстинская Капелла, Страшный суд


Художник вновь призван к ватиканскому двору. Новое предложение заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. На этой стене, правда, уже есть фрески Перуджино, но ими пожертвуют, чтобы очистить место для нового шедевра Микеланджело.
В 1534 году, почти через четверть века после окончания росписи сикстинского плафона, скульптор приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи. Когда Микеланджело свыкся с мыслью, что все-таки придется писать фреску, когда очутился наедине с гигантской белой стеной, в которую должен был вдохнуть жизнь, он принялся за работу, хотя в то время был уже далеко не молод. В свои 60 лет он выглядел дряхлым стариком - сморщившимся, сгорбленным, усталым. У него ломило суставы, болели зубы, донимали мигрени и невралгия.
На этот раз мастер работает над гигантской фреской (200 кв.м) совсем один, без помощников. Работает как хорошо отлаженный часовой механизм. Пять лет, день за днем, Микеланджело выходит на заре из дома на одной из грязных улочек Рима, доезжает верхом до Ватикана и поздней ночью возвращается обратно. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Однако самый знаменитый и высокооплачиваемый мастер своего времени не изменил даже такой привычке - свое платье он изнашивает до лохмотьев.
В своей знаменитой фреске Микеланджело решительно порывает с традицией. И первое нарушение состоит в том, что Страшный суд предстает здесь на алтарной (восточной!!!) стене вместо западной, как это всегда было. Правда, таково было указание самого папы.
При работе над сводом капеллы Микеланджело проявил себя как новатор во фресковой живописи. Совершенно новыми, неожиданными и смелыми были приемы его работы. Он сам изобретал новые краски. Он делает стену фрески немного наклонной к полу; благодаря этому картину и лучше видно и на нее меньше садится пыль. 400 фигур (высотой до 2,5 м каждая) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески.
Как отличается новое творение мастера от созданного 30 лет назад! Тогда - взрыв цвета, богатство оттенков розового при изображении человеческого тела. Теперь - скупой колорит, приглушенные тона… Но еще мощнее стал творческий гений художника!
Из библейских текстов программой для Микеланджело служил фрагмент из Евангелия от Матфея: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их».
Христос у Микеланджело - молодой, безбородый и обнаженный - предстает скорее в образе античного бога, похожего на Юпитера. Концепция «Христос - Юпитер» была известна Данте.
Средневековые «Страшные суды» являли собой твердо установленную иерархию Земли, Неба и Преисподней, в которой все фигуры, даже те, что являются на Суд воскресшими, предстают традиционно одетыми согласно их социальному положению. Христос, Дева Мария, апостолы - все они изображались на тронах на небесах. Микеланджело же изображает общую сцену без престолов, без знаков отличий статусов, с обнаженными фигурами.
На фреске Микеланджело изобразил действительно страшный суд, куда грозный судья вызвал для возмездия и живых и мертвых. Вазари пишет: «В центре восседает Христос. Ликом грозным и непреклонным повернулся он к грешникам, проклиная их, к великому ужасу мадонны, которая, съежившись в своем плаще, слышит и видит всю эту погибель». Читая эти слова человека XVI столетия, не мешает вспомнить, что, согласно представлениям того времени, мадонна была заступницей. В смятении отвернулась она, не в силах ничего сделать для спасения человечества. Не милость и не снисхождение господствуют здесь, а страшный и неумолимый закон возмездия. Не легко разобраться в композиции этой гигантской фрески, в толпах обнаженных атлетически сложенных людей в причудливых позах и ракурсах.

Верх фрески с двух сторон под арками свода занят равными по размеру изображениями, как бы поднятыми ураганом на облака. Это - все орудия страстей (пыток) Иисуса Христа (знак жертвы Христа, которую он принёс во имя спасения человечества).
Слева мы видим крест (символ мученичества и унижения), на котором он был распят, справа - колонна (символ переходящей земной власти), возле которой его бичевали. Вокруг них несколько свободно парящих обнаженных фигур, поддерживающих в воздухе губку, гвозди и венец.



Центром всей композиции является фигура Христа (судии) с поднятой правой рукой. Рядом с ним - поникшая и скорбная Mадонна. Сострадательная, словно подавленная происходящим, Мадонна отворачивается, ей по-матерински близки людские горести. Вокруг них - могучие фигуры, образующие подобие венца или короны (толпа проповедников, пророков, патриархов, сивилл, героев Ветхого Завета, мучеников и святых).



Справа от Христа мы видим гигантскую фигуру апостола Петра с золотым и серебряным ключами (он является основателем христианской церкви в Риме). Рядом с ним изображен апостол Павел.



Справа от апостолов - мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке - по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом - между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи; с железной решеткой...



Одна деталь «Страшного суда» свидетельствует о мрачном настроении мастера в тот период. У левой ноги Христа находится фигура Святого Варфоломея, держащего в одной руке скребок, а в другой - собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). Черты лица святого напоминают Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета. Лицо на снятой коже Святого Варфоломея - автопортрет самого художника.

По левую сторону от Христа выделяется такая же гигантская фигура, как и Петр. Обычно ее называют Адамом (зачинателя рода людского). Вокруг нее также расположены фигуры праведников. В группе праведников собраны жеские святые, мученицы и сивиллы, важнейшие женские персонажи Ветхого Завета. Огромная фигура, защищающая коленопреклоненную девушку обычно считают Евой. Она выделяется своей человечностью и трогательностью; к ее коленям в поисках спасения припала молоденькая девушка.



Низ фрески в свою очередь разделён на пять частей: в центре ангелы с трубами и книгами возвещают Страшный суд; слева внизу представлено воскрешение мертвых, вверху - вознесение праведников; справа вверху - захват грешников дьяволами, внизу - ад.
Под центральной группой - облако с ангелами, описанными евангелистом Иоанном. Семь ангелов трубят в трубы Апокалипсиса, призывая на суд, а два ангела поддерживают в руках книги жизней (книги добрых и злых дел) с именами тех, кто обрел вечное спасение, и тех, кто обречен на муки ада. Звуками труб ангелы пробуждают мертвых.



Слева от облака с ангелами внизу изображена земля с выходящими из могил покойниками. Одни из них - только скелеты, кости других начали покрываться плотью, третьи (праведники) уже возносятся к небесам. Им помогают подняться ангелы и праведники.



Справа от облака с ангелами - низвергаемые в ад осужденные, их тащут за собой дьяволы. Бескрылые ангелы кулаками загоняют грешников в ад. Большое впечатление производит грешник, которого черти тянут за ноги; закрыв рукой один глаз, он другим глазом, полным отчаяния м ужаса, смотрит на происходящее вокруг.




В центре вход в чистилище, где несколько демонов с нетерпением ожидают новых грешников.
В глубине зияет адская бездна. В группе низвергаемых грешников выделяется летящая головой вниз фигура с ключами, являющимися, как известно, символом папской власти. В этой фигуре усматривали папу Николая III, который ввел симонию (продажу церковных должностей).
Низ фрески справа занят изображением ада. Здесь помещена темная фигура перевозчика через адскую реку, Харона, он свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки. На эту впечатляющую сцену Микеланджело вдохновили строфы дантовской «Божественной комедии»:

Нагие души жались у реки,
Вняв приговор, не знающий изъятья;
Стуча зубами, бледны от тоски,
Они кричали господу проклятья...
А бес Харон сзывает стаю грешных,
Вращая взор, как уголья в золе,
И гонит их, и бьет веслом неспешных.
(Перевод М. Лозинского)

Несмотря на фантастичность сюжета, и здесь сказался глубокий реализм искусства Микеланджело, хорошо подмеченный Суриковым. Он писал: «Я не могу забыть превосходной группировки на лодке в нижней части картины «Страшный суд». Это совершенно натурально, цело, крепко, точь-в-точь, как это бывает в действительности».
Черти в радостном исступлении волокут голые тела гордецов, еретиков, предателей... мужчины и женщины бросаются в бездонную пропасть.
Прибытие грешников в Ад. Здесь правит устрашающий Минос. Тяжесть вины грешников он указывает движением хвоста - это число адских кругов, назначенных им в наказание.
Минос изображен в самом углу справа. Судья душ с ослиными ушами (символ невежества) и обвивающей его змеей. В Миносе современники видели портрет папского церемониймейстера, и вот что рассказывает по этому поводу Вазари:

«Уже закончил Микеланджело свое произведение больше чем на три четверти, когда явился взглянуть на него папа Павел; вместе с ним пришел мессер Бьяджо да Чезена, церемониймейстер, который на вопрос, как он находит это произведение, разразился бранью: «Полное бесстыдство изображать в столь священном месте голых людей, которые, не стыдясь, показывают свои срамные части; такое произведение годится для бань и кабаков, а не для папской капеллы».
Обычно острый на язык, на этот раз Микеланджело смолчал, и все же отомстил ханже со свойственным ему юмором: он изобразил почтенного прелата в аду, в виде Миноса, с большой змеей, обвившейся вокруг его ног, среди кучи дьяволов. Сколько ни просил мессер Бьяджо да Чезена папу и художника уничтожить это изображение последний сохранил его, так что и сейчас можно его видеть».

За фигурами Адама и Святого Петра, стоящими по обе стороны от Христа, видны две ползущие на четвереньках фигуры. За Адамом, - голова седобородого старика в красном одеянии с капюшоном, похожая на Павла III, каким мы его знаем по портретам Тициана. За Петром, - голова пожилого мужчины в зеленых одеждах и с острым лисьим лицом, вероятно, Климента VII, портреты которого были исполнены Рафаэлем и Себастьяно дель Пьомбо. Среди толп, изображенных Микеланджело, были найдены также возможные портреты Данте, Беатриче, Виттории Колонна и некоторых других его современников.

«Страшный суд» вызвал у многих восхищение и … яростную критику некоторых.
Рассказ Вазари про слова, произнесенные Бьяджо да Чезена, не выдумка: по повелению папы еще при жизни Микеланджело (в начале 1564 года, через 20 лет после создания фрески) другим художникам предписано было пририсовать в «Страшном суде» драпировки так, чтобы они прикрыли наготу. Живописцу Даниеле да Вольтерра, взявшему на себя эту задачу, современники дали презрительную кличку «брачетоне» (от «bracca» - штаны, буквально «исподнишник»), с которой он и ходил до самой смерти. Но фреске был нанесен, конечно, большой ущерб. Но великому художнику увидеть это уже не довелось: он умер, немного не дожив до 96 лет.
Следует вспомнить также, что в 1590 году папа Климент VIII предполагал вообще сбить весь «Страшный суд», так как сделанных покрывал ему было недостаточно. К счастью, этот варварский проект не был осуществлен: живописцы из римской Академии Святого Луки сумели отговорить папу.

Вот этот сонет наш маэстро написал в период работы над «Страшным судом».

Очам моим открылась благодать,
Когда они узрели огнь нетленный
И лик божественный и вдохновенный
Того, с кем горд в родстве я состоять.

Не будь мы Господу душой подстать,
Погрязли бы в никчемности презренной,
А нас пленяет красота Вселенной,
И тщимся тайну вечности познать.

Вам говорю, живущим лишь тщетою,
О, как недолог бренной жизни век,
Да и любви порывы быстротечны.

В союзе дружном разума с душою
Спасение обрящет человек, -
Те узы на земле и в небе вечны.

Слава Микеланджело превзошла любые ожидания. Сразу же после освящения фрески «Страшный суд» в Сикстинскую капеллу, устремились паломники со всей Италии и даже из-за границы. «И это в нашем искусстве служит примером великой живописи, ниспосланной богом земнородным, дабы видели они, как рок руководит спустившимися на землю умами высшего порядка, впитавшими в себя благодать и божественную мудрость» (Вазари).

На фреске Микеланджело «Страшный суд» возмездие настигает не только грешников, но и тех, кто раздражал живописца

Фреска «Страшный суд»
13,7 м х 12,2 м 1536–1541
Находится в Сикстинской капелле в Ватикане

Легко и радостно творилось бы художнику, когда б не нетерпеливый заказчик. Микеланджело, всегда предпочитавший скульптуру живописи, стремился первым делом закончить гробницу римского папы Юлия II, но новый понтифик Павел III настаивал, чтобы мастер как можно скорее принялся за фреску с изображением Страшного суда для Сикстинской капеллы. Художник помнил, как более двадцати лет назад проклинал все на свете, когда расписывал в том же помещении потолок, балансируя на шатких лесах в неудобной позе, отчего нестерпимо болела спина. И вот опять то же самое…

Однако заказчик - это полбеды, следом приходят критики. Не успел Микеланджело закончить роспись, как посыпались нарекания: дескать, обнаженным телам не место на фресках часовни. Между тем, по мнению искусствоведа Марши Холл, художник следовал догме, что в конце времен живые и воскресшие из мертвых получат нетленные духовные тела.

Хуже критиков только официальная цензура. На Тридентском соборе 1545–1563 годов церковные иерархи осудили вольности в религиозной живописи. «Страшный суд» Микеланджело даже хотели уничтожить. Сразу же после его смерти тела на фреске начали «прикрывать» написанными поверх драпировками. С цензурой Микеланджело ничего поделать не мог, но кое-кому из недоброжелателей «дать сдачи» на свой манер все же успел.


1. Христос. Безбородый, атлетически сложенный, он похож на древнегреческую статую - за неканоничность Микеланджело тоже критиковали современники, однако античная красота всегда была для художника божественным идеалом. Возможно, сам сюжет о Христе, раздающем грешникам заслуженные кары, навел Микеланджело на мысль наказать собственных обидчиков прямо на фреске.


2. Святая Екатерина Александрийская . С нее началось «одевание» фигур на фреске. В 1565 году ученику Микеланджело Даниеле да Вольтерра поручили прикрыть наготу девы и изменить позу стоящего за ней святого Власия. Вольтерра «отомстило» общественное мнение: с тех пор его прозвали Il Braghettone - «рисовальщик штанов».


3. Минос . Живописец позаимствовал этот образ из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Художник нарочно придал демону портретное сходство со своим первым хулителем, папским церемониймейстером Бьяджо да Чезена. Тот заявил Павлу III, что эта фреска с непристойно обнаженными телами годится не для капеллы понтифика, а разве что для общественных бань.


4. Святой Варфоломей . По мнению некоторых исследователей, персонаж, в качестве атрибутов держащий нож и человеческую кожу с портретом Микеланджело, неслучайно внешне похож на философа Пьетро Аретино. Пока художник работал над фреской, мыслитель докучал ему, пытаясь навязать собственную трактовку сюжета. Уже после того как «Страшный суд» был готов, Аретино присоединился к травле Микеланджело за «обнаженку», несмотря на то что сам сочинял порнографические сонеты.


5. Апостол Петр . Он держит ключи от врат неба и ада - символ делегированных Богом святому Петру и его преемникам, папам римским, полномочий. У Микеланджело нагой, лишенный регалий апостол возвращает ключи Христу. Это намек понтификам, что их власть преходяща и на самом деле им не принадлежит. Некоторые искусствоведы считают, что художник придал Петру черты Павла III.


6. Автопортрет . Считается, что свое искаженное страданиями лицо Микеланджело изобразил на содранной коже святого Варфоломея в качестве немого упрека всем повинным в душевных и физических мучениях художника.


7. Юноша . Историк искусства Фабрицио Манчинелли предположил, что Микеланджело изобразил здесь своего ученика Франческо Амадори по прозвищу Урбино. Художник «задвинул» его за спину святого Варфоломея, возможно, досадуя, что участки фрески, выполненные недостаточно талантливым подручным, делают ее несовершенной.

Художник
Микеланджело Буонарроти

1475 - родился в Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана) в семье чиновника.
1487–1489 - был учеником знаменитого флорентийского живописца Доменико Гирландайо; тогда, вероятно, получил первый опыт фресковой живописи.
1490–1492 - изучал ваяние под руководством мастера Бертольдо ди Джованни.
1496 - впервые прибыл в Рим.
1508–1512 - раcписал по заказу папы Юлия II потолок Сикстинской капеллы, в том числе создал знаменитую фреску «Сотворение Адама».
1513–1515 - создал статую «Моисей» для гробницы Юлия II.
1534 - окончательно переселился из Флоренции в Рим.
1547 - был назначен главным архитектором строящегося нового собора Святого Петра.
1564 - умер от лихорадки в Риме. Согласно воле художника, похоронен во Флоренции, в церкви Санта-Кроче.

Фото: ALAMY / LEGION-MEDIA , DIOMEDIA, BRIDGEMAN (X2) / FOTODOM.RU

В 1534 году Микеланджело приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи.

Когда он очутился наедине с гигантской белой стеной, в которую должен был вдохнуть жизнь, он принялся за работу, хотя в то время был уже далеко не молод. В свои 60 лет он выглядел дряхлым стариком - сморщившимся, сгорбленным, усталым. У него ломило суставы, болели зубы, донимали мигрени и невралгия. Шесть лет понадобилось великому мастеру, чтобы завершить свое творение.

Микеланджело верил в Бога, но он верил и в свободную мысль человека, в его физическую мощь и красоту. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы.

В последний октябрьский день 1541 года высшее духовенство и приглашенные миряне собрались в Сикстинской капелле, чтобы присутствовать при открытии новой фрески алтарной стены. Напряженное ожидание и потрясение увиденным были столь велики, а всеобщее нервное возбуждение так накалило атмосферу, что папа (уже Павел III Фарнезе) с благоговейным ужасом упал перед фреской на колени, умоляя Бога не вспоминать о его грехах в день Страшного суда.

Микеланджело, отступая от традиционного изображения этого сюжета, изображазил сцену суда, когда Царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему предшествует (adventus Domini): Христос, поднявший в грозном жесте правую, скорее походит на Зевса Громовержца, чем на христианского Бога. Он уже не посланец мира и не Князь милосердия, а Верховный Судья, грозный и устрашающий. Он вздымает десницу, чтобы вынести окончательный приговор.

Апокалипсис и Данте – вот источники «Страшного суда».
Микеланджело изобразил всех персонажей нагими, и в этом был глубокий расчет великого мастера. В телесном, в бесконечном разнообразии человеческих поз он, так умевший передавать движения души, через человека и посредством человека изображал всю огромную психологическую гамму обуревавших их чувств. Но изображать нагими Бога и апостолов - для этого в те времена нужна была великая смелость. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. Он хотел видеть вихри стихий - огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Христос, по его мнению, должен был быть во главе сонма ангелов, в то время как у Микеланджело главный герой - человек. Поэтому Микеланджело и ответил, что описание Аретино доставило ему огорчение и изобразить его он не может. Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль».
Центром композиции является фигура Иисуса Христа, единственно устойчивая и не поддающаяся вихрю движения действующих лиц.

Лицо Христа непроницаемо, в карающий жест его руки вложено столько силы и мощи, что он истолковывается только как жест возмездия. В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества. Сострадательная, словно подавленная происходящим, Мадонна отворачивается, ей по-матерински близки людские горести.

Они окружены бесчисленным множеством фигур пророков, апостолов, где выделяются Адам и св. Петр, которые, как полагают, изображены там: первый как зачинатель рода людского, второй же как основатель христианской религии. В грозных взглядах апостолов, тесной толпой подступающих к Христу с орудиями пыток в руках, тоже выражено лишь требование возмездия и наказания грешников.
Святые мученики и обретшие спасение теснятся вокруг Христа. Среди индивидуальных образов фрески внимание зрителя привлекают святые мученики с атрибутами их мучений:
Св. Себастьян со стрелами,
Св. Лаврентий с железной решеткой, на которой он был сожжен,и особенно фигура Св. Варфоломея, находящейся у левой ноги Христа.

Великолепнейший св. Варфоломей показывает содранную с него кожу. Там же равным образом обнаженная фигура св. Лаврентия, а сверх того бесчисленное множество святых мужей и жен и других фигур мужских и женских кругом, рядом и поодаль, и все они лобызаются и ликуют, удостоившись вечного блаженства по милости божией и в награду за их деяния.
У ног Христа семь ангелов, описанных евангелистом св. Иоанном, которые, трубя в семь труб, призывают на суд, и лики их так ужасны, что волосы встают дыбом у смотрящих на них; в числе других два ангела, у каждого из которых в руках книга жизней; и тут же, по замыслу, который нельзя не признать прекраснейшим, мы видим на одной из сторон семь смертных грехов, которые в обличье дьяволов дерутся и увлекают в ад стремящиеся к небу души, изображенные в красивейших положениях и весьма чудесных сокращениях.

Семь ангелов трубным гласом возвещают судный час, спасенные души поднимается вверх, гробницы разверзаются, мертвые воскресают, скелеты встают из земли, мужчина, которого дьявол тащит вниз, в ужасе закрывает лицо руками.

2 И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.
3 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.
(Откр.8:2-3)

Над Христом слева ангелы опрокидывают крест, символ мученичества и унижения, а справа повергают колонну, символ переходящей земной власти.
Искусствовед В.Н. Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Всех их увлекает один неумолимый поток движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса... Чем внимательнее вглядываешься в общую композицию фрески, тем настойчивее рождается ощущение, будто перед тобой огромное вращающееся колесо фортуны, вовлекающее в свой стремительный бег все новые и новые человеческие жизни, ни одна из которых не может избегнуть фатума. В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия. Недаром Мария не просит Христа о прощении, а пугливо к нему прижимается, обуреваемая страхом перед разбушевавшейся стихией... По-прежнему Микеланджело изображает мощные фигуры с мужественными лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Поэтому искажены гримасами их лица, поэтому так безнадежны все их, даже самые энергичные, движения, напряженные и конвульсивные».

Христос, с огненной молнией в руке, неумолимо разделяет всех жителей земли на спасенных праведников, изображенных в левой части композиции, и грешников, спускающихся в Дантов ад (левая часть фрески).

В нижней части фрески Харон, перевозчик через адскую реку, свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки. Черти в радостном исступлении волокут голые тела гордецов, еретиков, предателей... мужчины и женщины бросаются в бездонную пропасть.

Не преминул он показать миру, как во время воскресения мертвых последние снова получают свои кости и свою плоть из той же земли и как при помощи других живых они возносятся к небу, откуда души, уже вкусившие блаженство, спешат к ним на помощь; не говоря даже о всех тех многочисленных соображениях, которые можно считать необходимыми для такого произведения, как это, - ведь он приложил немало всяких трудов и усилий, как это, в частности, особенно ясно сказывается в ладье Харона, который отчаянным движением подгоняет веслом низвергнутые дьяволами души совсем так, как выразился любимейший им Данте, когда писал:
А бес Харон сзывает стаю грешных,
Вращая взор, как уголья в золе,
И гонит их, и бьет веслом неспешных.
Данте Алигьери "Божественная комедия"

И вообразить себе невозможно разнообразие лиц дьяволов, чудовищ поистине адских. В грешниках же видны и грех и вместе с тем страх вечного осуждения. Помимо красоты необыкновенной в творении этом видно такое единство живописи и ее выполнения, что кажется, будто написано оно в один день, причем такой тонкости отделки не найдешь ни в одной миниатюре, и, по правде говоря, количество фигур и потрясающее величие этого творения таковы, что описать его невозможно, ибо оно переполнено всеми возможными человеческими страстями, и все они удивительно им выражены. В самом деле, гордецов, завистников, скупцов, сладострастников и всех остальных им подобных любой духовно одаренный человек легко должен был бы распознать, ибо при их изображении соблюдены все подобающие им отличия как в выражении лица, так и в движении и во всех остальных естественных их особенностях: а это, хотя оно нечто чудесное и великое, не стало, однако, невозможным для этого человека, который был всегда наблюдательным и мудрым, видел много людей и овладел тем познанием мирского опыта, которое философы приобретают лишь путем размышления и из книг. Так что человек толковый и в живописи сведущий видит потрясающую силу этого искусства и замечает в этих фигурах мысли и страсти, которых никто, кроме него, никогда не изображал. Он же опять-таки увидит здесь, каким образом достигается разнообразие стольких положений в различных и странных движениях юношей, стариков, мужчин и женщин, в которых перед любым зрителем обнаруживается потрясающая сила его искусства, сочетаемая с грацией, присущей ему от природы. Потому-то он и волнует сердца всех неподготовленных, равно как и тех, кто в этом ремесле разбирается. Сокращения там кажутся рельефными, обобщая же их, он достигает их мягкости; а тонкость, с какой им написаны нежные переходы, показывает, каковы поистине должны быть картины хорошего и настоящего живописца, и одни очертания вещей, повернутых им так, как никто другой сделать бы не мог, являют нам подлинный Суд, подлинное осуждение и воскрешение...

Не сразу охватишь взглядом этих бесчисленных персонажей, так и кажется, что во фреске все в движении. Здесь и толпы грешников, которых в неистовом сплетении их тел волокут в подземелье ада; и возносящиеся к небу ликующие праведники; и сонмы ангелов и архангелов; и перевозчик душ через подземную реку Харон, и вершащий свой гневный суд Христос, и пугливо прижавшаяся к нему Дева Мария.

Прежде композиция Страшного суда строилась из нескольких отдельных частей. У Микеланджело она представляет собой овальный водоворот нагих мускулистых тел.

На смену логической четкости расчленения и устойчивой архитектонике росписи плафона Сикстинской капеллы пришло ощущение стихийной динамики единого композиционного потока. В этом потоке выделяются то отдельные персонажи, то целые группы.

Если в Сикстинском плафоне источником движения были титанические человеческие фигуры, то теперь их увлекает, словно вихрь, внешняя, превосходящая их сила; персонажи утрачивают свою красоту, их титанические тела как бы вспухают буграми мышц, нарушающими гармонию линий; полные отчаяния движения и жесты резки, дисгармоничны; увлекаемые общим движением праведники неотличимы от грешников.

Этому движению придан вращательный характер, и у зрителя не остается сомнения, что связками, гроздьями могучих по своей комплекции тел управляет какая-то выше их стоящая, сила которой они не могут противодействовать. И снова Микеланджело постигло разочарование. Ему не удалось создать цельной сцены. Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства. Но художник сумел выразить другое - великую драму всего человечества, разочарование и отчаяние отдельного человека. Недаром он изобразил себя в виде содранной со св. Варфоломея кожи.

11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

(Откр.20:11-15)

Черты лица святого Варфоломея напоминают Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета. Другие исследователи полагают, что это автопортрет самого Микеланджело.

Он держит в одной руке нож, а в другой кожу, которую живьем содрали с него мучители; в виде искаженного лика на этой коже Микеланджело изобразил свое собственное лицо. Эта деталь Страшного суда свидетельствует о его растущем пессимизме Микеланджело, и представляет его горькую «подпись». Включение во фреску столь необычного и смелого мотива, трагический накал этого образа свидетельство всей остроты личного отношения художника к воплощаемой теме.

Люди, их поступки и дела, их мысли и страсти - вот что было главным в картине. В толпе низвергаемых грешников оказался и папа Николай III - тот самый, что разрешил продажу церковных должностей.

«Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой. Когда Микеланджело узнал об этом, он сказал «Передайте папе, что это дело маленькое и уладить его легко. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». Понял ли папа всю глубину иронической колкости Микеланджело, но соответствующее приказание он отдал. И вновь в Сикстинской капелле были сооружены строительные леса, на которые с красками и кистями взобрался живописец Даниеле да Вольтерра. Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок. За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник». С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории.

В 1596 году другой папа (Климент VIII) хотел вообще сбить весь «Страшный суд». Только заступничеством художников из Римской академии Святого Луки удалось убедить папу не совершать столь варварского акта.

Долго еще продолжались злоключения «Страшного суда», которые нанесли фреске большой урон. Из-за них пострадала гармония красок и линий.

Прошли века, забылись имена хулителей и врагов великого Буонаротти, а нетленные фрески его остаются вечными. «Страшный суд» и поныне восхищает людей. Это - замечательная картина, против которой оказались бессильны глупость, лицемерие и ханжество людское.

По материалам:
Отрывок из книги - "100 великих картин", Надежда Ионина, "Вече", Москва, 2006.
Джорджо Вазари о фреске «Страшный суд» в «Жизнеописании Микеланджелло Буанарроти»

Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508-1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. 1514-1519) . Чтобы оказаться в числе понтификов, принявших участие в основании и украшении капеллы, Климент VII был готов призвать Микеланджело, несмотря на то, что пожилой художник работал на него во Флоренции без прежней энергии и с привлечением всё большего количества помощников из числа своих учеников .

Неизвестно, когда художник заключил официальный контракт, но в сентябре 1534 года он прибыл из Флоренции в Рим, чтобы заняться новым произведением (и продолжить работу над гробницей Юлия II). Несколько дней спустя папа умер. Микеланджело, считая, что заказ потерял актуальность, оставил папский двор и занялся другими проектами .

Павел III

Однако новый папа, Павел III, не отказался от идеи украсить алтарную стену новой фреской. Микеланджело же, от которого наследники Юлия II требовали продолжения работ над его гробницей, пытался отодвинуть сроки начала работ над росписью .

По указанию папы фрески, выполненные в XV веке и начале XVI века, должны были быть скрыты новой росписью. Это было первое в истории капеллы «вмешательство» в комплекс изображений, тематически связанных между собой :Нахождение Моисея , Вознесение Девы Марии с коленопреклоненным Сикстом IV и Рождество Христово , а также портреты некоторых пап между окнами и два люнета из цикла фресок потолка капеллы с предками Иисуса, расписанные Микеланджело более двадцати лет назад.

При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Уничтожение старых фресок должно было быть трудным решением, в первых подготовительных рисунках Микеланджело пытался сохранить часть существующего оформления стены, но потом, чтобы сохранить целостность композиции в пространственной абстрактности безграничного неба, пришлось отказаться и от этого . Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонаротти и один - в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Микеланджело оставил привычное в иконографии разделение композиции на два мира, однако по-своему трактовал тему Страшного суда. Он построил крайне динамичное вращательное движение из массы хаотично переплетённых тел праведников и грешников, центром которого стал Христос-Судия .

Когда стена была готова для росписи, между Микеланджело и Себастьяно дель Пьомбо , до того времени другом и сотрудником мастера, возник спор. Дель Пьомбо, нашедший поддержку в этом вопросе у папы, утверждал, что для шестидесятилетнего Микеланджело работа в технике чистой фрески будет физически трудна, и предложил подготовить поверхность для росписи масляной краской. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано» . Он настоял на том, чтобы уже выполненная основа под масло была снята и был нанесён слой, предназначенный для фресковой росписи. Согласно архивным документам, работы по подготовке к росписи продолжались с января по март 1536 года . Выполнение фресковой росписи было отложено на несколько месяцев из-за приобретения необходимых красок, главным образом очень дорогой синей, качество которой было полностью одобрено художником .

Леса были установлены и Микеланджело начал роспись летом 1536 года. В ноябре того же года папа, чтобы освободить Микеланджело от обязательств перед наследниками Юлия II, главным образом Гвидобальдо делла Ровере , издал motu proprio , который давал художнику время завершить «Суд» , не отвлекаясь на другие заказы. В 1540 году, когда работы над фреской подходили к концу, Микеланджело упал с лесов , для выздоровления ему потребовался перерыв в месяц .

Художник, как и в период работы над потолком капеллы, самостоятельно расписывал стену, пользуясь помощью лишь при приготовлении краски и при нанесении подготовительного слоя штукатурки под роспись. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. При позднейших исследованиях фрески, помимо добавления драпировок, не обнаружено никаких вмешательств в авторскую живопись Микеланджело . Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос - Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса .

Фреска была завершена в 1541 году, её открытие состоялось в канун Дня Всех Святых, в ту же ночь 29 лет назад были представлены фрески потолка капеллы .

Критика

Ещё в процессе работы фреска вызывала с одной стороны безграничное и безусловное восхищение, с другой - жёсткую критику . Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси . «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Церемонимейстер папы римского , Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса , судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Рассказывали, что, когда Чезена просил папу заставить художника убрать изображение с фрески, Павел III шутливо ответил, что его юрисдикция не распространяется на чёрта, и Чезена должен сам договориться с Микеланджело .

Цензурные записи. Реставрация фрески

Марчелло Венусти, фрагмент копии Страшного суда . Святой Бьяджо и святая Екатерина (1549), Неаполь, Музей ди Каподимонте

Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко. Пусть он мир приведёт в пристойный вид» . Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра , которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник») . Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой , в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Единственным исключением стали изображения святого Бьяджо и святой Екатерины Александрийской , вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление . Да Вольтерра переделал этот фрагмент фрески, вырезав кусок штукатурки с авторской живописью Микеланджело, в новом варианте святой Бьяджо смотрит на Христа-Судию, а святая Екатерина одета . Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли Джилорамо да Фано и Доменико Карневале . Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её .Во время последней реставрации , законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации .

Точку во многовековой полемике поставил папа Иоанн Павел II 8 апреля 1994 года во время мессы, проводившейся после реставрации фресок Сикстинской капеллы:

Композиция

В «Страшном суде» Микеланджело несколько отошёл от традиционной иконографии. Условно композицию можно разделить на три части :

  • Верхняя часть (люнеты) - летящие ангелы, с атрибутами Страстей Христовых .
  • Центральная часть - Христос и Дева Мария между блаженными.
  • Нижняя - конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в Ад.

Количество персонажей «Страшного суда» - немногим более четырёхсот. Высота фигур варьируется от 250 см (для персонажей верхней части фрески) до 155 см в нижней части .

Люнеты

Ангелы с атрибутами Страстей Христовых, левый люнет

В двух люнетах представлены группы ангелов, которые несут символы Страстей, знак жертвы Христа, которую он принёс во имя спасения человечества . Это точка начала чтения фрески, предваряющая чувства, которыми охвачены персонажи «Страшного суда».

Вопреки традиции изображены ангелы без крыльев apteri , которых Вазари назвал просто Ignudi , они представлены в самых сложных ракурсах и чётко выделяются на фоне ультрамаринового неба . Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине» . В напряжённых выражениях лиц ангелов с широко раскрытыми глазами предвосхищается мрачное видение конца времен: не духовное спокойствие и просветление спасённых, а тревога, трепет, подавленность, резко отличающие произведение Микеланджело от его предшественников, бравшихся за эту тему . Виртуозная работа художника, написавшего ангелов в самых сложных положениях, вызвала восхищение одних зрителей, и критику других. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов ».

Христос-Судия и Дева Мария со святыми

Христос и Мария

Центр всей композиции - фигура Христа-Судии с Девой Марией, в окружении толпы проповедников, пророков, патриархов, сивилл, героев Ветхого Завета, мучеников и святых .

В традиционных версиях Страшного суда Христос-Судия изображался на троне, как описывает Евангелие от Матфея, отделяющего праведных от грешных. Обычно у Христа правая рука поднята в благословляющем жесте, левая же - опущена в знак приговора грешным, на его руках видны стигматы .

Микеланджело лишь частично следует сложившейся иконографии - его Христос на фоне облаков, без алой мантии владыки мира показан в самый момент начала Суда. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон) , в его атлетической фигуре находят желание Буонаротти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью . Его жест, властный и спокойный, привлекает внимание и в то же время успокаивает окружающее волнение: он дает начало широкому и медленному вращательному движению, в которое вовлечены все действующие лица. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом , по Вазари: «…Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их».

Фигуру Христа Микеланджело писал, внося различные изменения, десять дней . Его нагота вызвала осуждение. Кроме того, художник, вопреки традиции, изобразил Христа-Судию безбородым. На многочисленных копиях фрески он предстаёт в более привычном облике, с бородой .

Подле Христа - Дева Мария, которая со смирением отвернула лицо: не вмешиваясь в решения Судии, она лишь ждёт результатов. Взгляд Марии, в отличие от Христа, направлен на Царствие Небесное. В облике Судии нет ни сострадания к грешникам, ни радости за блаженных: время людей и их страстей сменившись триумфом божественной вечности.

Окружение Христа

Первое кольцо персонажей вокруг Христа и Марии

Святой Варфоломей

Микеланджело отказался от традиции, согласно которой художники в Страшном суде окружали Христа восседавшими на тронах апостолами и представителями Колен Израилевых . Он также сократил Деисус , оставив единственной (и пассивной) посредницей между Судиёй и человеческими душами Марию без Иоанна Крестителя .

Две центральные фигуры окружает кольцо святых, патриархов и апостолов - всего 53 персонажа. Это не хаотичная толпа, ритм их жестов и взглядов гармонизирует эту гигантскую воронку из человеческих тел, уходящую вдаль . Лица персонажей выражают различные оттенки тревоги, отчаяния, страха, все они принимают активное участие во вселенской катастрофе, призывая и зрителя сопереживать . Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин» .

Некоторые персонажи на дальнем плане, не предусмотренные в подготовительном картоне, были нарисованы а секко , без детализации, свободным рисунком, с подчёркнутым пространственным разделением фигур: в отличие от ближайших к зрителю, они кажутся более тёмными, с размытыми, нечёткими контурами .

У ног Христа художник поместил Лаврентия с решёткой и Варфоломея, возможно, потому, что капелла была также посвящена этим двум святым . Варфоломей, которого можно узнать по ножу в руке, держит содранную кожу, на которой, как считается, Микеланджело нарисовал свой автопортрет. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино , врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом» . Выдвигалась также гипотеза, получившая широкий общественный резонанс, но опровергаемая большинством исследователей, что Микеланджело изобразил себя на содранной коже, в знак того, что он не хотел работать над фреской и исполнял этот заказ под принуждением .

Некоторые из святых легко узнаются по своим атрибутам, в отношении же определения других персонажей выстроены различные гипотезы, которые не представляется возможным подтвердить либо опровергнуть . Справа от Христа - святой Андрей с крестом, на котором был распят, драпировка, появившаяся на нём в результате цензурных записей, была удалена во время реставрации. Здесь же можно увидеть Иоанна Крестителя в меховой шкуре, его Даниэле да Вольтерра также прикрыл одеждами. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль .

Второе кольцо персонажей. Левая сторона

Эта группа состоит из мучеников, духовных отцов Церкви, девственниц и блаженных .

С левой стороны почти все персонажи - женщины: девственницы, сивиллы и героини Ветхого Завета. Среди других фигур выделяются две женщины: одна с обнажённым торсом и другая, склонившая перед первой колени. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации.

Примечания

  1. Stefano Zuffi, La pittura rinascimentale, 2005.
  2. , p. 84
  3. , p. 12
  4. , p. 112
  5. , p. 214
  6. De Vecchi-Cerchiari, cit., pag. 151.
  7. Сикстинская капелла была посвящена Деве Марии, в ней папский двор праздновал День Вознесения матери Христа.
  8. , p. 104
  9. , p. 216
  10. Дзуффи, 109
  11. Эти слова приводит Вазари в биографии Себастьяно лель Пьомбо.
  12. Это был самый нижний ярус.
  13. Della notizia dà un resoconto Vasari.
  14. По сообщению Лдовико Доменичи в Historia di detti et fatti notabili di diversi Principi & huommi privati moderni (1556), p. 668
  15. Махов А. Караваджо. - М .: Молодая гвардия, 2009. - (Жизнь замечательных людей). - ISBN 978-5-235-03196-8
  16. , p. 235
  17. Письмо доминиканского теолога Андреа Джилио папе римскому
  18. , p. 266
  19. , p. 227
  20. Блеч Б. Долинер Р. Загадка Микеланджело: Что скрывает Ватикан о Сикстинской капелле? - М.: Эксмо, 2009. с. 261.
  21. , p. 219
  22. , p. 102
  23. , p. 225
  24. Camesasca, cit., pag. 104.
  25. , p. 226
  26. Копия из Каса Буонаротти
  27. Вазари
  28. Camesasca, cit., pag. 102.
  29. Dixon, John W. Jr. The Terror of Salvation: The Last Judgment

Литература

  • Ettore Camesasca. Michelangelo pittore. - Milano: Rizzoli, 1966.
  • Pierluigi De Vecchi ed Elda Cerchiari, I tempi dell"arte, volume 2, Bompiani, Milano 1999. ISBN 88-451-7212-0
  • Pierluigi De Vecchi. La Cappella Sistina. - Milano: Rizzoli, 1999. - ISBN 88-17-25003-1
Загрузка...
Top