Евгения лоцманова. «Сказочный лес»

Коломна, Московская область

С 30 января в рамках проекта Молодежная творческая мастерская в Культурном центре Дом Озерова работает выставка Сказочный лес, посвященная Году литературы в России. На выставке представлены книжные иллюстрации к сказкам Х. К. Андерсена члена МОСХ Евгении Лоцмановой.

Об авторе: Евгения Лоцманова родилась в 1985 году в Коломне, окончила Детскую художественную школу и выбрала профессию художника-иллюстратора. Рисование с раннего детства было любимым занятием - ведь родственники Евгении по материнской линии были иконописцами в Егорьевском уезде Московской губернии. В 2007 году Евгения окончила Московский государственный университет печати.

Сейчас Евгения Лоцманова – это не только художник-иллюстратор. Она еще пишет детские стихи и мечтает издать книгу, проиллюстрировав ее своими рисунками. Профессии иллюстратора сопутствует и, в какой-то мере, дополняет хобби художницы - изготовление авторской игрушки: кукол и сказочных композиций из различных материалов (папье-маше, паперклей, керамопласт, мохер).

Основная часть работ на выставке – это иллюстрации к сказке Волшебный холм Х. К. Андерсена. Для молодой художницы Евгении Лоцмановой Волшебный холм - это вторая изданная книга с ее иллюстрациями, которые оживили эту сказку, и не могут не вызывать восхищения. Все-таки, как много значит художник для книги!

В основе иллюстраций этой истинно сказочной книги - дипломная работа художницы, но значительно переработанная для этого издания. Рисунки в редкой на сегодняшний день технике, которую принято считать тяжелой мужской техникой - литографии. Богатый художественный язык и яркие выразительные возможности техники литографии помогли создать сложный, веселый и немного таинственный мир.

Сама Евгения о выбранной технике пишет так: "Литография позволяет экспериментировать с одним и тем же эскизом, варьируя цвета и дорабатывая его в поисках лучшего решения. И есть своя прелесть в нерукотворности напечатанной картинки, которая обычно получается немножечко не так, как предполагаешь...Некоторых героев я рисую с самых близких людей. Например, с мамы".

Иллюстрации… Они, как легкое облако, обволакивают и погружают в сказку, создают необыкновенно волшебную атмосферу. Евгения Лоцманова сотворила маленький мир, населенный существами до того милыми, что сказка Волшебный холм станет у Вас одной из любимых! Думается, что созданные с такой теплотой и любовью иллюстрации не могут не найти отклик в сердцах зрителей. Выставка Сказочный лес - это путешествие по сказкам Х.К. Андерсена, которое вызывает желание прочитать или перечитать дивные сказки датского писателя.

Культурный центр "Дом Озерова"

Московская область, г. Коломна, ул. Красногвардейская, д. 2

Проезд:

Из Москвы: от ст. м. "Выхино" автобусом № 460 до ост. "Банк", от Казанского вокзала электричкой до станции "Голутвин", далее трамваем № 3, автобусами №№ 5,10 или маршрутными такси №№ 68, 20 до ост. "Площадь 2-х революций"

Алексей Николаевич Толстой написал «Сорочьи сказки» век назад. Это была его первая прозаическая книга. Счастливому автору только исполнилось 24 года. И книжка его дышала счастьем, что в тогдашней декадентской литературе считалось дурным тоном.

Один Максимилиан Волошин приветствовал ее появление в журнале «Аполлон»: «О “Сорочьих сказках” Алексея Толстого не хочется - трудно говорить. И это самая большая похвала, которую можно сделать книге. Она так непосредственна, так подлинна, что ее не хочется пересказывать - ее хочется процитировать всю с начала и до конца. Эта одна из тех книг, которые будут много читаться, но о них не будут говорить…»

Так и вышло: о «Сорочьих сказках» нет ни отдельных исследований, ни обстоятельной критики. Для читателей и литературоведов они остались в тени громадного «Петра Первого», эпических «Хождений по мукам» и блистательного «Золотого ключика», хотя именно «Сорочьи сказки» - исконно авторские, толстовские, а не переводные или пересказанные. В них ожили те таинственные герои, что населяли деревенское детство впечатлительного мальчика Алеши Толстого.

Ближе всего «Сорочьи сказки», конечно, к «Детству Никиты». Их бы и издать стоило бы однажды вместе, да никто пока не догадался. Там ведь и герои перебегают из одной книжки в другую. Тот же Мишка Коряшонок, кончанские мальчишки и Аверьянова изба - все это перенеслось в «Детство Никиты» из сказки «Снежный дом».

В «Сорочьих сказках» угадывается то веселое, цветистое как лоскутное одеяло, направление русской литературы для детей, которое приведет к появлению Степана Писахова и Бориса Шергина, а через много лет - Юрия Коваля, Геннадия Новожилова, Бориса Сергуненкова...

Но первым сел за шитье этого чудесного одеяла непоседливый юный граф Алексей Николаевич Толстой. Читаешь его сказки и дивишься: как же это, оказывается, вкусно - говорить и читать вслух по-русски! Вон у порога «заурлыкал кот», вдали «заугрюмились деревья», мальчишки схватили санки и побежали «скувыркиваться с ометов». Набегаются, накатаются, и тут: «Кто меня звал? - шибыршнул Угомон под печкой», и рухнет ребятня в глубокий сон. А на другой день протрут глаза и увидят: «в окошке брезжил, словно молоко снятое, утренник…».

Сам ритм толстовского повествования завораживает. Это ритм мальчишеский, удалой и абсолютно безунывный.

Кажется, я слишком медленно приближаюсь к тому поводу, который дал мне возможность перечитать «Сорочьи сказки» и напомнить о них вам. А повод этот - выход толстовских сказок в издательстве «Мир детства» с иллюстрациями Евгении Лоцмановой.

Этого издания долго и терпеливо ждала не только художница, но и все, кто видел ее иллюстрации к сказкам А.Н. Толстого на выставках. Забыть их невозможно. Описать то чувство радости, уюта, возвращенного детства, которое возникает при взгляде на работы Евгении Лоцмановой, очень трудно. И хочется повторить слова, написанные Максимилианом Волошиным сто лет назад по поводу «Сорочьих сказок»: «Подлинная поэзия, как и подлинная живопись, как и подлинная женственная прелесть, не доступны словам и определениям, потому, что они сами по себе уже являются окончательными определениями сложных систем чувств и состояний...».

«Сорочьи сказки» и раньше, конечно, иллюстрировались, но шедевров не было. Что-то не ладилось в отношениях художников с этими с виду такими простыми сказками, что-то главное в изображении ускользало. А Евгения Лоцманова счастливо совпала по мироощущению с писателем, наверное, потому, что принялась за свои иллюстрации в том же возрасте, в каком Алексей Толстой принялся за написание своих сказок. Ей не пришлось придумывать детство, лезть за ним на заброшенный чердак памяти. Оно у нее рядом, только руку протяни. (По секрету скажу: Женя ведь еще в куклы играет - в том смысле, что она мастерит игрушки, и на выставках их можно увидеть.)

Издательство «Мир детства» выпустило книгу с удивительным для наших дней почтением к молодой художнице, еще не имеющей званий и наград. Это почтение выражается и в безукоризненном полиграфическом исполнении, и в том, что ей посвящено предисловие «От издателя». Там о ней сказаны не просто добрые, но и очень высокие слова: «Художница этой книги совершила подвиг… Зовут ее Евгения Николаевна Лоцманова. Запомните это имя». В иллюстрациях Лоцмановой (а исполнены они в труднейшей технике цветной литографии) искусствоведы найдут перекличку с великими мастерами - с деревенскими пасторалями Ефима Честнякова и легендарными «Ладушками» Юрия Васнецова. И, конечно, с работами Жениного учителя, руководителя мастерской книжной иллюстрации в Московском университете печати, народным художником России Борисом Диодоровым.

Евгения Лоцманова создала свой укромный мир, густо населенный детьми и игрушками, насекомышами и зверушками. Там Жар-птица каждый вечер светит как настольная лампа, да еще и сказки сказывает. Там самый сильный зверь - добрый ёжик. Там толстая нянька выводит носом сонные песни. Там бесстрашные дети долгими зимними вечерами играют «в представленыши».

А бесстрашные они, потому что никого не боятся и всех спасают. Так в сказке «Великан» великаном оказывается мельников внучонок Петька, спасший целый городок маленьких человечков и их царя. Запросто так спас. В городке от радости во все колокола зазвонили, а Петька поскреб стриженый затылок и пошел рыбу доуживать.

Вот и Женя Лоцманова подарила нам такую книгу, которую мы будто всегда искали под подушкой и не находили. Подарила, и пошла домой - картинки к Андерсену дорисовывать.

Будем ждать, когда дорисует.

Дмитрий Шеваров


"Сказочный лес"

30 января в Культурном центре «Дом Озерова» состоялось открытие выставки книжной графики «Сказочный лес» , автором которой является художник-иллюстратор Евгения Лоцманова . Основой этой выставки стали иллюстрации к сказке «Волшебный холм» Х. К. Андерсена.Для молодой художницы Евгении Лоцмановой «Волшебный холм» – это вторая изданная книга с ее иллюстрациями, которые просто «оживили» эту сказку, и не могут не вызывать восхищения.

В основе иллюстраций этой сказочной книги – дипломная работа художницы, но значительно переработанная для этого издания. «Перелистав» страницы этой книги на экране и выслушав краткое содержание сказки, все пришедшие на открытие наверняка захотели прочитать это раннее произведение датского сказочника и поняли, как много значит для книги художник-иллюстратор. Рисунки книги сделаны в редкой на сегодняшний день технике, которую принято считать «тяжелой мужской техникой» – литографии. Из короткого фильма, который прокомментировала сама Евгения Лоцманова, все смогли узнать о трудоемком процессе создания литографии.

Евгении была задана масса вопросов. Обстоятельно отвечая на них, молодая художница очаровала всех своими ответами.По словам Евгении, каждая картина – это отражение души автора, немного детской и наивной; это внутренний диалог со зрителем, приглашение вернуться в прекрасный мир детства.

В этот вечер Евгения принимала поздравления от директора Детской художественной школы им.Народного художника России М.Г. Абакумова Василия Алексеевича Бека, ведь Евгения является выпускницей этой школы. Много добрых слов и воспоминаний было от преподавателя этой школы Надежды Александровны Семеновой. Коломенский художник Геннадий Митрофанович Савинов выразил надежду, что Евгения ещё не раз вернётся в Коломну и удивит её жителей своим творчеством, ведь иллюстрация детской книги для неё сродни дыханию – без него невозможно жить.Кроме тогохудожник и краевед Алексей Алексеевич Фёдоров предложил Евгении посвятить следующие работы Коломне, проиллюстрировав знаменитое произведение И. И. Лажечникова «Беленькие, чёрненькие и серенькие». Сама Евгения особо благодарила свою маму, Наталью Николаевну, которая является для нее творческим и духовным вдохновителем.

Изящные иллюстрации Евгении Лоцмановой позволили всем пришедшим на вернисаж погрузиться в дивный мир книжной иллюстрации. Вместе с автором зрители посетили «Сказочный лес», созданный замечательной художницей, иллюстратором Евгенией Лоцмановой.

Выставка «Сказочный лес» Евгении Лоцмановой станет настоящим подарком для коломенцев и гостей нашего города. Из неё каждый из нас сможет почерпнуть те эмоции и чувства, которые остались на страницах прекрасных сказок, когда-то щедро украсивших наше детство.

"Иллюстратор – сам себе режиссёр, декоратор и актёр. Я проживаю жизнь своих персонажей, передаю характер. Искусство книжной иллюстрации очень родственно театру, иногда хочется, чтобы персонажи выпрыгнули из книги и начали разговаривать".

Лоцманова Евгения

Евгения Лоцманова (р. 1989) - молодой московский художник, выпускница факультета графических искусств Московского университета печати.

Евгения родилась и училась в Коломне, посещала художественную школу. Рисовать начала с раннего детства. Очень любила изображать сказочных персонажей, маленьких зверушек, которые очень часто встречаются в русских народных сказках. В 2002 году поступила в Московский государственный университет печати на факультет книжной графики, так увлечение стало профессией. Все её работы выполнены в лучших традициях русской школы иллюстрации. Сейчас Евгения живёт в Москве.

Трудиться над созданием рисунков к “Сорочьим сказкам” художница начала давно, ещё в 2004 году, но результат появился только через восемь лет. Это связано с выбором техники исполнения, очень сложной и трудоёмкой – литографией. На создание одной картинки, по признанию самой Евгении Лоцмановой, у неё уходит от одного до нескольких месяцев. (Литография – писание, черчение и художественное рисование на камне чернилами и карандашом особого состава, а также процарапывание иглой, с последующей печатью оттисков на бумаге.)

Вот что сама Евгения рассказывает о работе над “Сорочьими сказками”:

" Сказки Толстого люблю с детства. У него очень сочный русский язык. Здорово почувствовать то время, деревенский быт с избушками, гуляющими гусями во дворе, с конями, гумном, колодцем. Хотелось всё это показать. А литография – очень необычная техника – интересно создавать один эскиз, а потом по-разному варьировать цвет. Это увлекательный художественный процесс, при котором получаются разные эффекты".

Выставка работ студентов Московского государственного университета печати «Дорога к Пушкину.
27-летней художницы-иллюстратора, выпускницы факультета графических искусств Московского университета печати Евгении Лоцмановой. Рисовать начала с раннего детства. Очень любила изображать сказочных персонажей, всяких зайчиков и мышек, которых много в русских народных сказках.

Хотя трудиться над созданием рисунков к этим сказкам художница начала давно, ещё в 2004 году, результат появился только сейчас, через восемь лет, потому что техника исполнения очень сложная и трудоёмкая – литография. На создание одной картинки, по признанию самой Е. Лоцмановой, у неё уходит от одного до нескольких месяцев. (Литография – писание, черчение и художественное рисование на камне чернилами и карандашом особого состава, а также иглой, и производство на бумаге отпечатков написанного, начерченного или нарисованного таким образом.)

Сейчас Евгения живёт в Москве, но родилась и училась в Коломне, посещала художественную школу. В 2002 году поступила в Московский государственный университет печати на факультет книжной графики. Так увлечение стало профессией. Все её работы выполнены в лучших традициях русской школы иллюстрации.




Евгения:
"Иллюстратор – сам себе режиссёр, декоратор и актёр. Я проживаю жизнь своих персонажей, передаю характер. Искусство книжной иллюстрации очень родственно театру, иногда хочется, чтобы персонажи выпрыгнули из книги и начали разговаривать".

"– Сказки Толстого люблю с детства. У него очень сочный русский язык. Здорово почувствовать то время, деревенский быт с избушками, гуляющими гусями во дворе, с конями, гумном, колодцем. Хотелось всё это показать. А литография – очень необычная техника – интересно создавать один эскиз, а потом по-разному варьировать цвет. Это увлекательный художественный процесс, при котором получаются разные эффекты".

Загрузка...
Top