Этапы развития культурологического знания. Культурология как наука

  • Глава 2. Первобытная культура
  • 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
  • 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы.
  • 2.3. Первобытное искусство
  • Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
  • 3.1. Культура Месопотамии
  • 3.2. Культура Древнего Египта
  • 3.3. Культура Древней Индии
  • Глава 4. Античная культура
  • 1.1. Древнегреческая культура
  • 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
  • 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
  • 4.1.3. Древнегреческая мифология
  • 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
  • 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
  • 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
  • 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
  • 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
  • 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
  • Глава 5. Христианство и его возникновение
  • 5.1. Социокультурный фон эпохи эллинизма
  • 5.2. Основные идеи христианства: Бог – Любовь, богосыновство, Царство Божие
  • 5.3. Причины конфликта между христианами и Римской Империей
  • Глава 6. Культура Византии
  • 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
  • 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
  • 6.3. Художественная культура Византии.
  • Глава 7. Православие
  • Церковь, ее организация, Писание, Предание, догмат
  • 7.6. Эпоха Вселенских соборов
  • 7.3. Аскетика и мистика православия
  • 7.4. Монашество как форма внутреннего бытия Церкви
  • Особенности православного вероучения и богословской мысли
  • Глава 8. Культура западноевропейского средневековья
  • Периоды развития западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
  • Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
  • 8.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
  • Романский и готический стиль в средневековой культуре
  • Глава 9. Культура эпохи Возрождения и Реформации
  • Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
  • 9.2. Гуманизм эпохи Возрождения
  • 9.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
  • Искусство Итальянского Возрождения
  • Искусство Северного Возрождения
  • Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
  • Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
  • Глава 10. Европейская культура нового вре­мени
  • 10.1. Картина мира Но­вого времени. Становление рационалистического мировоззрения
  • 10. 2. Наука как фе­номен культуры. Классическая наука Нового времени
  • 10. 3. Особенности культуры эпохи Просвеще­ния
  • Глава 11. Стили и направления в искусстве нового времени
  • 11. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
  • 11. 2. Эстетизм рококо
  • 11. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
  • 11. 4. Реа­листические тенденции в культуре Нового времени
  • 11.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
  • Глава 12. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
  • Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
  • Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
  • Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
  • 12.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
  • Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества

    Глава 1. Предмет и основы культурологического знания

    1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина

    Центральным понятием культурологического знания является понятие культура. Понятие это предельно широкое и абстрактное, включающее весь спектр индивидуально-общественной жизни человека. Фактически оно объединяет как жизнь личности, так и все общечеловеческое существование, основанное на осмыслении мира и творческой деятельности, вписывающей индивида в окружающий макрокосм.

    Слово культура произошло от латинского cultura, что первоначально означало возделывание почвы, постепенно смысл этого термина расширяется, включая такие смыслы как воспитание, образование, развитие, почитание (такое значение слова культура приобретает уже у античного автора Цицерона в «Тускуланских рукописях»). Культурный человек всем обязан воспитанию и образованию, «возделыванию» ума, что, по мнению древнегреческих философов, в значительной степени исправляет и даже изменяет человеческую природу. Таким образом, античная традиция предлагает понимание культуры как овладение знаниями, умениями, нормами человеческого бытия через воспитание и культ (пайдейя  ).

    Непреходящей ценностью античного восприятия культуры становится ее обращенность к человеку (humanitas), целью культурного процесса выступает воспитание идеального человека. Вместе с тем, уже ранние греческие философы, анализируя античное представление культуры, столкнулись с проблемами взаимоотношения природа – культура, с противоречием культурного и природного начала в человеческом существе. Так, древнегреческие мыслители (Антисфен, Диоген, софисты) утверждают, что культура развращает человека и общество, «отрывает» от природных установлений; человеку необходимо возвратиться к естественности и простоте первобытного состояния. Гиппий, например, утверждал, что «человеческие установления насилуют нас часто вопреки природе».

    Вслед за античностью в развитие представлений о культуре внесли свой вклад все эпохи исторического развития человечества, каждый раз расставляя свои акценты в понимании культуры, в зависимости от ориентаций, ценностей и устремлений того или иного культурного периода.

    Во взглядах ранних христиан наметившееся в античности противопоставление природа – культура (и одновременно попытки устранения этого противоречия) сменилось противопоставлением Бог – культура. Подчеркивается божественное духовное начало культуры, последняя переосмысляется исключительно как культ. Культурное развитие человека рассматривается как устранение первородного греха и приближение к божественному замыслу. В эпоху средневековья вновь появляется трактовка культуры как возделывания разума, однако, здесь речь идет об «естественном разуме», от природы не испорченном и дополненным верой, т.е. культура рассматривается как духовно-религиозное самосовершенствование личности. Культурный и исторический процесс воспринимается средневековыми мыслителями как движение к царству божию (Аврелий Августин, Фома Аквинский).

    В эпоху Возрождения вновь по аналогии с античностью происходит обращение к человеку как творцу и смыслу культуры. Здесь начинает формироваться «классическая» концепция культуры – концепция светской культуры, гуманистической, обращенной к человеку и исходящей от человека. В эпоху Возрождения культура окончательно теряет культовый, освященный преданием и традицией характер и становится «произведением» человека («второй природой», созданной людьми). Гуманисты Возрождения утверждают мысль о том, что благодаря творчеству человек как бы возвышается над ограниченностью своего физического существования.

    В Новое время проблемы культуры рассматриваются в основном в рамках философии и эстетики (философской дисциплины, изучающей природу и закономерности эстетического освоения действительности, «творчество по законам красоты» 1). Развивая классическую концепцию культуры, мыслители Нового времени утверждают, что человеческая культура имеет причину в себе самой, не зависит от мира божественного и природного. Основаниями культуры являются гуманизм, рационализм и историзм (поскольку человек есть самостоятельное, разумное, мыслящее и исторически развивающееся существо). В Новое время формируется представление о культурной деятельности как собственно человеческом творчестве, об отличии человеческого бытия от природного существования (такой точки зрения придерживался, например, немецкий юрист и философ Пуфендорф).

    Французские просветители процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни (культуру) оценивают как противостояние дикости и варварству. Немецкая классическая философия, представители немецкого Просвещения, романтики утверждают культуру как историческое развитие человеческой духовности (рассматривают эволюцию философского, научного, политического, правового сознания, обеспечивающего прогресс человечества).

    Таким образом, культура стала объектом интереса и исследования фактически с античности, однако обособление культурологического знания как специфического направления гуманитаристики относится только к 19 веку, когда культурологическое знание отделяется от философии и истории (Д.Вико, И.Гердер). В работах Гердера, Вико, а затем, Кассирера, Данилевского, Сорокина разрабатывается ценностное рассмотрение различных форм культурной жизни (искусства, религии, права, мифа и т.д.) в их единстве и взаимодействии, акцент переносится с объяснения поступательного развития общечеловеческой культуры на изучение ее особенностей в различных типах обществ, рассмотрение различных культур как автономных систем ценностей, сравнение культурно-исторического процесса с индивидуальной жизнью человека.

    В конце 19 – начале 20 вв. при изучении проблематики культуры стали активно использоваться достижения антропологии, этнографии, теории систем, семиотики, психоанализа и других наук (Тайлор, Боас, Малиновский, Радклифф – Браун, Леви-Строс, Фуко, а так же Фрейд, Юнг, Лакан и др.).

    Современная культурология - самостоятельная научная дисциплина, представляющая собой систему знаний о культуре. Предметом культурологии является генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, раскрывающего себя исторически как процесс культурного наследования.

    Цель культурологии - построение «генетики» культуры, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс, но могла бы прогнозировать его в перспективе, управлять им. Для достижения поставленной цели культурология призвана решить достаточно сложные задачи:

      выявить генетический код культурных феноменов (т.е. структур, ответственных за хранение, передачу социального опыта человеческой деятельности), осмыслить и проанализировать механизмы действия традиций и новаций, смыслообразования, взаимоперехода культурных ценностей и норм, механизмы творчества и т.д.;

      изучить факторы, которые в процессе развития «расшатывают» генетические коды культуры;

      рассмотреть суммарные последствия культурного развития как создания «второй природы» и очеловечивания истории.

    Методы, которыми пользуется культурология при построении культурологического знания, в целом совпадают с общими методами гуманитаристики. Специфической особенностью становится стремление культурологии объединить многие имеющиеся в науке методы, основываясь на понимании культуры как системного, развивающегося явления. Для сбора и первичного анализа информации в культурологии используется наблюдение, изучение артефактов  культуры, работа с текстами и иными проявлениями культуротворческой деятельности. Для теоретической обработки полученных результатов применяются такие методы как психологическая и антропологическая реконструкция, создание идеализированных объектов, дешифровка знаковых систем. Пожалуй, главным методом культурологического знания, объединяющим все остальные, становится герменевтика как понимание, истолкование, сочетание рационального и внерационального подхода к постижению сущности и смысла каждого конкретного культурного феномена. Единство объяснения и понимания служит залогом обретения интуитивно-смысловой причастности человека к изучаемому предмету, осознанию единства индивида со всей человеческой культурой.

    Культурология – интегративная дисциплина; она взаимодействует со многими науками, опираясь зачастую на их фактологию, методики исследований, изученные закономерности. Это необходимо, поскольку объект изучения культурологии – человеческая культура – предельно сложен и связан фактически со всеми аспектами и сторонами жизнедеятельности человека и общества. При изучении культуры, таким образом, невозможно обойтись без привлечения данных антропологии, этнографии, медицины, психологии, социологии, экономической теории, лингвистики, истории, искусствоведения и многих других областей знания. Особое значение для развития культурологии всегда имела философия. Вплоть до конца 19 века проблемы культурологии изучались в рамках концепций философии культуры, опиравшихся так же на историческое знание. Несмотря на то, что сегодня культурология самостоятельная дисциплина, связь ее с философией отнюдь не ослабляется. Фактически само культурологическое знание имеет, прежде всего, философское основание и философский характер. Мировоззренческие, ценностные основы культуры, развитие личности в культуре, осмысление процессов, происходящих в современности и т.д. – все это вопросы можно считать одинаково значимыми как для философского, так и для культурологического знания.

    "

    1.3. Основные этапы становления культурологии

    Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. Мыслители всегда стремились понять и оценить явления культуры, тем самым оказывая влияние на культурные процессы, происходящие в обществе. «Процесс развития и выражения духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологии».

    Периодизация этапов становления культурологии может вестись по разным основаниям. Выделяют доклассический (античность, средневековье); классический (XIV – конец XIX века); неклассический (первая половина XX века); постнеклассический (конец XX века) этапы. Другие авторы приводят иную периодизацию: донаучный, научно-исторический и научно-философский этапы. В. Розин выделяет следующие периоды становления культурологии: философский (здесь конституируется сама идея культуры); эмпирическое изучение явлений культуры; построение культурологии как научной дисциплины; развертывание прикладных исследований.

    Вместе с тем многие исследователи считают, что периодизация культурологии в известной мере может основываться на хронологии исторических типов культуры: древность и античность, средневековье, Возрождение, Новое время, современность.

    Рассмотрим становление культурологии, основываясь на последней из приведенных схем периодизации.

    В древности и античности господствовали мифологические представления о закономерностях культурно-исторического процесса. Однако уже в мифах получило развитие отношение к культуре как посреднику между природой и человеком, как проявление творческих сил человека, данных ему от богов. Первыми систематизаторами античных мифологических представлений о закономерностях культурно-исторического процесса были Гомер и Гесиод. Так, в поэмах Гесиода проводится четкая грань между царством природы и царством людей. Эта грань заключена в нравственности. Тем самым Гесиод положил начало осмыслению культуры как проявлению нравственности в обществе.

    Вместе с тем в древности и античности понятие «культура» часто трактовалось как целенаправленное воздействие человека на природу (например, обработка земли, посадка садов и пр.), хотя было и иное ее понимание – воспитание и обучение самого человека. В античном сознании понятие культуры отождествляется с пайдейей, т. е. образованностью. Пайдейя, по Платону, означала руководство к изменению всего человека в его существе.

    Проблематика философии культуры впервые осознается софистами, сформулировавшими антиномию природного и нравственного (отождествляемого с культурой).

    Как уже отмечалось, научный термин «культура» появился лишь в XVII веке, однако на ранних этапах исторического развития имелись сходные с ним понятия (например, жэнь – в китайской традиции, дхарма – в индийской традиции). В латинском же языке возникает слово «культура». К примеру, Марк Порций Катон написал трактат о земледелии, перевод названия которого – «агрикультура». Речь в нем шла не только о возделывании почвы, но и об особом душевном отношении к ней. Поэтому «культура» обозначала здесь еще и почитание, поклонение. Римляне употребляли слово «культура» в родительном падеже: культура речи, культура мысли и т. д.

    В позднеримскую эпоху зародилась еще одна трактовка понятия «культура», близкая к понятию «цивилизация». Культура связывалась с позитивно оцениваемым городским укладом жизни.

    В эпоху средневековья чаще, чем слово «культура», употреблялось слово «культ». В трудах мыслителей того времени культура ассоциировалась с признаками личного совершенства. Таково, к примеру, религиозное толкование культуры в христианстве. В работах Августина Блаженного было дано провиденциалистское понимание истории культуры, т. е. постепенный ее путь к царству Божию через внутреннее откровение Бога в человеке.

    В эпоху Возрождения происходит возврат к античному смыслу слова «культура» как гармоничному и возвышенному развитию человека, содержащему в себе его активное, творческое начало. Соответственно под совершенствованием культуры начали понимать воплощение гуманистического идеала человека.

    В Новое время происходит большое изменение в трактовке феномена «культура». Культура начинает пониматься как самостоятельное явление и означает результаты деятельности общественного человека. Культура противопоставляется природе, с ее стихийными и необузданными началами. Она все более совпадает с такими феноменами, как просвещенность, образованность, воспитанность. Подобное понимание культуры в этот период неслучайно. Становление машинного производства, великие географические открытия, формирование научного знания и бурный его рост – все это говорило об определяющей роли человека и общества в процессах их жизнедеятельности. Поэтому и культура мыслилась как совокупный результат достигнутого человечеством.

    Французские просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого разума. Сама культура отождествлялась с формами духовного и политического развития общества, а ее проявления связывались с движением науки, морали, искусства, государственного управления, религии. Цели культуры рассматривались авторами по-разному. Так, в эвдемонических концепциях культуры ее цель определялась из высшего назначения разума – сделать всех людей счастливыми; в натуралистических – жить в согласии с запросами и потребностями своей естественной природы.

    В этот период складываются основные подходы к пониманию развития культуры. Так, Д. Вико выдвигает идею циклического развития культуры, считая, что все народы в разное время проходят три этапа: эпоху богов – детство человечества; эпоху героев – его юность; эпоху людей – его зрелость. Причем каждая эпоха завершается общим кризисом и распадом. В философии истории Вольтера и Кондорсе была заложена мысль о прогрессивном развитии культуры. Прогресс ими мыслился как поступательное движение на основе безграничного развития человеческого разума.

    Таким образом, для деятелей Просвещения характерен поиск смысла истории именно в связи с развитием культуры.

    В это же время возникает и понятие «цивилизация», сущностью которого были урбанизация и возрастание роли материально-технической культуры. Вместе с тем уже в рамках Просвещения формируется «критика» культуры и цивилизации, противопоставляющая испорченности и моральной развращенности «культурных» наций простоту и чистоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени развития. Руссо писал, что развитие наук и искусств способствовало не улучшению, а ухудшению нравов, а зло, связанное с социальным неравенством, поглотило все то благо, которое дало развитие культуры. Руссо идеализировал патриархальный уклад, естественную простоту нравов.

    Критика цивилизации и культуры была воспринята немецкой классической философией, придавшей ей характер общетеоретического осмысления. Однако разрешение противоречий культуры философы видели в разных способах. Кант полагал, что человек испытывает на себе сильное влияние культуры, именно она определяет его границы познания, заставляет отклоняться от своего естественного состояния. Но через моральное самосознание человек может вырваться из тисков культуры и сохранить свое Я . Именно моральное сознание является средством освобождения духа. Другие философы, например, Шиллер, романтики видели такое средство в эстетическом сознании.

    Наиболее полный и глубокий анализ культуры и ее развития дал в тот период Гегель. Развитие культуры связывалось им с поэтапной самореализацией духа. Каждая ступень культуры отличается от другой, по его мнению, полнотой присутствия духа. В философском сознании он представлен максимально. Культура, таким образом, выступает как область духовной свободы человека, лежащая за пределами его природного и социального существования. Культура едина, но вместе с тем и множественна, поскольку реализуется посредством духа народов. Отсюда многообразие типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих в совокупности единую линию духовной эволюции человечества.

    Большую роль в становлении культурологии сыграли идеи немецкого философа-просветителя И. Гердера. В основе его понимания развития культуры – принцип органического единства мира. Он рассматривал культуру как прогрессивное развитие способностей человеческого ума. Соответственно культура как часть мира развивается прогрессивно и ведет человечество к добру, разуму и справедливости. По Гердеру, существует несколько подходов к трактовке культуры: как прогрессивное развитие духовной жизни человека, как определенный этап развития человечества, как характеристика ценностей просвещения. Идеи Гердера в дальнейшем воплотились в нескольких направлениях изучения культуры: создали традицию сравнительно-исторического исследования культуры (В. Гумбольдт); положили начало взгляду на культуру как на частную антропологическую проблему; привели к возникновению конкретного анализа обычаев и этнических признаков культуры.

    В XIX и в начале XX века во многих философских, социологических и прочих концепциях осмысливаются проблемы, связанные с культурой. Так, в «философии жизни» формируется иррационалистическое толкование культуры. Прежде всего, была подвергнута критике теория единой линейной эволюции культуры. Ей противопоставлялась концепция «локальных цивилизаций» – замкнутых и самодостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих этапы роста, созревания и гибели (О. Шпенглер). Сходные идеи развивал и А. Тойнби. При этом им противопоставлялась цивилизация и культура.

    Порой это противопоставление приобретало крайние формы выражения. Например, Ф. Ницше выдвигал идею «природной антикультурности» человека, при этом любая культура рассматривалась как подавление естественного, совершенного его состояния. В рамках этого направления сформировались и особые способы познания культуры. В. Дильтей считал, что жизнь культуры нельзя объяснить, а можно лишь почувствовать путем сопереживания, эмпатического видения. А. Бергсон, один из представителей философии жизни, предложил разделить все культуры на два типа: замкнутые, в которых жизнь определяется инстинктами, и открытые, строящиеся на активном взаимодействии с другими культурами.

    К концу XIX века формируется убеждение, что необходима особая наука, занимающаяся изучением культуры. Более того, высказывается мысль, что нужен и особый подход к исследованию феноменов культуры. Большую роль в решении названных задач сыграли неокантианцы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.). Согласно Риккерту, культура обладает ценностным характером, а ее явления – уникальностью, поэтому ее познание состоит в соотнесении культурных феноменов с определенного рода ценностями – моральными, эстетическими, религиозными и пр. Неокантианцы видели в культуре, прежде всего, специфическую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни конкретного общества.

    Под влиянием «философии жизни» возникло экзистенциалистское понимание культуры. Суть его – в анализе переживания человеком своего бытия или непосредственного существования в культуре. Человек ощущает свое нахождение в культуре как «заброшенность», выражающуюся в принадлежности к определенному классу, народу, группе. Но он может преодолеть это состояние, раскрывая свое подлинное предназначение в этом мире, свою экзистенцию (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассетт и др.).

    С последней трети XIX века изучение культуры развивалось в рамках антропологии и этнографии. При этом формировались разные подходы к осмыслению культуры. Э. Тайлор положил начало культурной антропологии, где понятие «культура» определялось через перечисление ее конкретных элементов. Ф. Боас предложил метод детального изучения примитивных обществ, а именно их обычаев, языка и пр. Б. Малиновский и А. Радклифф-Браун заложили основы социальной антропологии, исходившей из связи культуры и социальных институтов. Функция культуры при этом виделась во взаимном соотнесении и упорядочивании элементов социальной системы.

    В структурно-функциональном анализе (Т. Парсонс, Р. Мертон) понятие «культура» стало применяться для обозначения системы ценностей, определяющей степень упорядоченности и управляемости всей жизни социума. В структурной антропологии (К. Леви-Стросс) язык рассматривался в качестве основы изучения культуры. Методологической основой выступило использование некоторых приемов структурной лингвистики и теории информации в анализе культуры примитивных обществ. Представителям этого направления была присуща идеализация нравственных устоев первобытных обществ. Мифологическое мышление характеризовалось ими как гармония рациональных и чувственных начал, разрушенная дальнейшим развитием человечества.

    Среди других направлений современной культурологии выделим следующие:

    Теологическая культурология. Культура рассматривается в ее соотнесенности с религиозными идеалами. П. Тейяр де Шарден, один из представителей этого направления, внес огромный вклад не только в развитие религиозной трактовки культуры, но и в сравнительную культурологию, в изучение первобытных обществ (он был в числе первооткрывателей синантропа, древнейшего типа ископаемого человека);

    Гуманистическая культурология (А. Швейцер, Т. Манн, Г. Гессе и др.). Данное направление исходит из тесной связи культуры и этики, при этом действительный прогресс культуры рассматривается как неразделимый с нравственным прогрессом, а его критерий задается уровнем гуманизма в обществе;

    Психологическое направление в культурологии (Р. Бенедикт, М. Мид). Опираясь на концепцию З. Фрейда, истолковывавшего культуру как механизм социального подавления и сублимации бессознательных психических процессов, а также на концепции неофрейдистов (К. Хорни) о культуре как знаковом закреплении непосредственных психических переживаний, представители этого направления трактуют культуру как выражение социальной общезначимости свойственных человеку основных психических состояний;

    Марксистская культурология. Трактовка культуры в марксизме базируется на материалистическом понимании истории. Марксизм устанавливает генетическую связь культуры с человеческим трудом, с производством материальных благ как определяющим типом деятельности. Вместе с тем обращается внимание на то, что труд детерминирован общественными условиями, что решающую роль в развитии культуры играют экономические отношения людей. При этом само развитие культуры имеет противоречивый характер, в связи с чем в марксизме выделяются два вида культуры, каждая из которых выражает цели и интересы антагонистических классов.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

    Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

    ЛЕКЦИЯ № 2. Основные понятия культурологии 1. Ценности. Нормы. Культурные традиции Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными

    Из книги Флейта Гамлета: Очерк онтологической поэтики автора Карасев Леонид Владимирович

    Этапы рассматривания В трагедии есть несколько сцен, где Гамлет занимается разглядыванием нарочито и подчеркнуто. Сначала это похоже на взгляд «заочный», опирающийся на показания реальных очевидцев. Я имею в виду сцену, где Гамлет расспрашивает Горацио о том, как

    Из книги Открытая педагогика автора Фильштинский Вениамин Михайлович

    ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ «Сквозное действие» почему-то вравную применяется к таким понятиям, как «роль» и «пьеса», лежащим в абсолютно разных плоскостях. Говорят почему-то: «сквозное действие пьесы и роли». Но роль - это живой человек, а пьеса - литературное сочинение. Как же она

    Из книги Как возникло человечество автора Семенов Юрий Иванович

    ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Основные этапы развития первобытного человеческого стада 1. Подавление полового инстинкта - ведущий момент процесса обуздания зоологического индивидуализмаСущность первобытного человеческого стада как формы, переходной от зоологического объединения

    Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

    Лекция 8. Основные понятия культурологии 1. Культурогенез (происхождение и развитие культуры)Культурогенез, или становление культуры, – процесс формирования основных сущностных характеристик. Начинается культурогенез, когда у группы людей появляется необходимость в

    Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

    Из книги Становление академической традиции в русском народно-инструментальном искусстве XIX столетия автора Варламов Дмитрий Иванович

    Глава II. Начало становления академической традиции Как было показано во Введении данного пособия, к основным признакам академизации, по нашему мнению, можно отнести следующие: унификация интонаций, становление интонационного мышления и языка народа, переход от устной

    Из книги Корея на перекрестке эпох автора Симбирцева Татьяна Михайловна

    Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

    Из книги Коллективная чувственность. Теории и практики левого авангарда автора Чубаров Игорь М.

    Условия становления синтетической науки об искусстве Именно в этом проблемном историческом горизонте перед теоретиками и практиками искусства, философами и психологами, внимательно наблюдавшими за стремительно изменяющимся статусом «слов» и «вещей», встал в 1920-х

    Из книги Русская Италия автора Нечаев Сергей Юрьевич

    Глава третья Основные этапы русской эмиграции в Италию Для русских Рим, Италия имели особое значение. Еще до революции здесь побывали и подолгу жили многие наши выдающиеся соотечественники. Для многих из числа послеоктябрьской эмиграции Италия стала второй

    Полищук Виктор Иванович

    ТЕМА 6 Основные этапы становления культурологии Развитие культуры сопровождалось становлением её самосознания. В мифах и преданиях народов, в учениях отдельных мыслителей содержатся догадки и идеи, выражающие стремление осознать, понять и оценить культуру как единый

    Преподаватель Михайлов Юрий Иннокентьевич

    Литература

    - *«Культурология» под ред. Садукина

    Ауд. 2405 – методический кабинет, 2402 - кафедра

    Лекция 1 «Культурология как система знаний»

    Культурология – дисциплина, изучающая все вопросы, связанные с культурой (Лесли Уайт, «Классификация систем родства » 1939г)

    Основные разделы науки

    · Философия культуры: вопросы, связанные с происхождением культуры как универсальной формы человеческой практики. Изучает понятийный аппарат культурологических исследований. Культура изучается исходя из общих закономерностей человеческого мышления.

    «Мой мир кончается там, где кончается мой язык» Л.Витгенштейн

    · Социология культуры: роль культуры и особенности ее функционирования в системе общественных отношений, роль культуры в организации общественных отношений. Непосредственным предметом изучения выступают культурные особенности отдельных социальных групп и общества в целом.

    · История культуры: происхождение и историческое развитие культурных типов. В целом культура рассматривается как знаковая система. Исходит из принципиальной множественности культур, культурного разнообразия с самых ранних моментов человеческого существования.

    · Антропология культуры (культурная антропология ): Культурная антропология как новое научное направление сформировалось на рубеже 19-20 веков. Предмет ее изучения – это способы получения, хранения и передачи информации от поколения к поколению. Вплоть до середины 19 века господствовал аксиологический метод: сравнение культур осуществлялось по шкале ценностей. На практике культуры сопоставлялись по наивысшим достижениям, и это создавало почву для концепций культурного превосходства (16-17вв, Европа – Америка, Азия, Африка). Поэтому культурная антропология исходит из принципиальной равноценности всех культур, и сравнивают культуры по способам обращения с информацией.

    4 основных направления культурологических исследований :

    · Социальное: механизмы социокультурной организации.

    · Гуманитарное: формы и процессы самопознания культуры, которые выражены в различных «текстах». В этих «текстах» культура описывает себя.

    · Фундаментальное: разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования.

    · Прикладное: использует фундаментальные знания о культуре для решения практических задач, а также занимается прогнозированием и регулированием культурных процессов.

    Диатропика – наука о сложности мира.

    Закон транзитивного полиморфизма – скрытная передача признаков (у живых организмов).

    Предмет культурологии – это содержание, структура и динамика функционирования социокультурного опыта. Исходя из этого основной метод культурологии – единство объяснения и понимания . Культура представляет собой иерархически организованную систему. В основе этой системы лежат логические принципы построения (иначе система невозможна), следовательно, культура поддается пониманию и логическому объяснению.

    Основные этапы развития культурологических знаний.

    1. Донаучный этап . Начинается в античный период, продолжается до возникновения европейской науки нового времени. На этом этапе существовали интуитивные представления о законах развития культуры. Эти представления основывались на циклической модели времени (повторяемость событий общественной и культурной жизни) на раннем этапе развития культурных представлений.

    На следующем этапе представления о культуре стали определяться линейной моделью времени, распространение которой связано с христианством.

    Сотворение Мира Рождество Христово Апокалипсис (Страшный Суд )

    Благодаря этой модели времени возникло представление об истории, т.е. каждое событие – уникально. Основной метод познания культуры на этом этапе – аксиологический. Каждая культура познавала себя в сравнении с другой, чужой культурой, но использовала для этого собственную шкалу ценностей. (напр.: Греки отказывались воспринимать культуры, в которых не было демократии, а римляне считали все народы варварскими, если их образ жизни отличался от римского.)

    2. Научно-исторический . На этом этапе стремились обнаружить общие законы в развитии природы, общества и культуры. Европейские ученые, признавая исторические изменения в обществе, связывали с ними и изменения культурные. Развитие общества и культуры синхронизировали.

    3. Научно-философский . Было признано, что темпы развития общества и культуры могут не совпадать (напр.: крепостное право в России).

    Лекция 2 «Культура и цивилизация. Объем и содержание понятий»

    «Цивилизация» и «культура» часто взаимозаменяемы.

    Кребер и Кларсон подсчитали по классическим источникам, что определений культуры существует более 500.

    Культура – способ производства и его результаты. (Маркарян)

    Разделение культуры на материальную и духовную носит условный характер. В каждом культурном явлении представлены результаты материальных и духовных усилий общества (древнегреческие вазы – духовное развитие или производство?). Для материальной культуры широко используется понятие прогресса, в духовной культуре понятие прогресса неприменимо, следует говорить о постоянном накоплении духовного наследия .

    Динамика развития культуры

    Английская исследовательница М. Мид предложила схему развития человеческой культуры как способов передачи культурной информации.

    · Исторически первый тип она назвала префигуративным (доструктурный ). Этот тип сформировался в первобытном обществе. В рамках этого типа вся культурная информация передавалась от старших к младшим. Процесс обучения носил безусловный характер – любое знание принималось на веру и не подвергалось сомнению. Младшие поколения копировали модель поведения старших, поэтому культурные новшества приживались крайне медленно. Опыт старших был исчерпывающим, абсолютным эталоном.

    1,5 млн. лет назад появляется человек, с этого момента начинается культурная история человечества. 40 тыс. лет до н.э. появляется homo sapiens. 4-3 тысячелетие до н.э. зарождается древнеегипетская цивилизация.

    · Следующий тип – кофигуративный (структурный ). Появление этого типа связано с появлением древних цивилизаций. В рамках этого типа информация передавалась от старших к младшим, а также циркулировала между младшими поколениями. Благодаря этому быстрее возникали культурные новшества и быстрее применялись на практике. Авторитет старших поколений утратил законодательную силу. Старшие поколения исполняли роль цензоров. В рамках этого типа впервые возникает проблема отцов и детей. Современное общество соответствует этому типу культуры. Данная модель может проявлять себя в самых разных ситуациях.

    · Постфигуративный (постструктурный) тип. Это тип культуры будущего. В его рамках старшие будут передавать информацию младшим, а младшие – старшим; т.е. поколения будут учить друг друга.

    М. Мид считала, что процесс обновления культуры будет идти очень быстрыми темпами. Каждое новое поколение будет создавать новый объем актуальной информации.

    Срок творческой активность поколения примерно 15 лет, трудоспособности – примерно 30 лет. Темпы развития культуры, ее обновления определяет то, что срок жизни поколений больше срока их творческой активности.

    Ю.М. Лотман в книге «Культура и взрыв» предложил такую модель развития:

    Основной процесс развития культуры – эволюция. В ходе эволюции постепенно создаются новые культурные ценности. Со временем наступает такой момент, когда новое содержание культуры вступает в противоречие со старой формой ее организации. Когда противоречие достигает предела, происходит взрыв. Взрыв – это особая точка культурного развития, когда перед культурой открывается множество путей дальнейшей эволюции. Пути эти альтернативны, и культура может выбрать только один. Но культура может и не пережить точку взрыва.

    Защитным механизмом культуры во время точки взрыва выступает правовая традиция – правосознание общества, которое охраняет общество от полного разрушения. В русской культуре правовые нормы стремились подменять нормами морали.

    Цивилизация

    Основные признаки цивилизации :

    · Государство

    · Письменность

    Основателем цивилизационного подхода к анализу культуры считают немецкого ученого Освальда Шпенглера. Накануне Первой Мировой войны он опубликовал книгу «Закат Европы» (с нем. «Упадок Запада»). Он уподоблял цивилизацию биологическому организму, который проходит универсальные стадии развития: зарождение, рост, расцвет и упадок. Он считал, что цивилизация – это определенный этап в развитии культуры, который предшествует ее неизбежному упадку. В период цивилизации постепенно мертвеет душа культуры. Омертвление души приводит к упадку, к неизбежному разрушению целого. Душа – совокупность неповторимых качеств культуры. По его мнению, у греко-римской культуры была аполлоновская душа (гармоничное развитие всех сфер жизни). Западноевропейскую культуру он наделил фаустовской душой (неугомонный искатель истины, готовый продать свою душу).

    Шпенглер выделял 9 основных цивилизаций в истории человечества

    · Древнеегипетская

    · Греко-римская

    · Древнекитайская

    · Арабская

    · Западно-европейская

    И считал, что формируется еще одна, новая цивилизация, которой принадлежит будущее – Русско-сибирская.

    Поскольку каждая цивилизация подобна биологическому организму, она развивается и существует благодаря внутренним импульсам , поэтому все цивилизации существовали независимо друг от друга.

    Но нельзя слишком изолировать одну культуру от другой. Это понял английский ученый Арнольд Тойнби. Свои взгляды он изложил в книге «Постижение истории». Он выделил 22 цивилизации. По его мнению, именно внешнее влияние определяет развитие цивилизации. Внешний импульс является «вызовом», на который культура должна значимо «ответить». Его концепция – концепция «вызова и ответа». Ответ дает творческое меньшинство (а не культура в целом), которое ведет за собой пассивное большинство. Как только творческое меньшинство перестает давать значимые ответы, цивилизация гибнет.

    Развитие цивилизации .

    Все архаические цивилизации развивались экстенсивным путем , т.е. за счет территориального расширения.

    Интенсивный путь развития (в Европе) – объединение. Осознание собственного культурного родства.

    Геокультурность – зависимость явлений цивилизации от естественной географической среды.

    Лекция 3 «Морфология культуры»

    Основные формы культуры :

    ° религия

    ° искусство

    Первая форма рационального познания мира. Рациональность мифа основана на единстве понимания человека и природы и ощущения своего родства с окружающим миром. Становление мифа следует рассматривать в контексте формирования мифологического сознания, которое было исторически первой формой мышления homo sapiens. Важнейшей чертой мифологического сознания является образность и, соответственно, ориентация на символ. Символические образы, которые присущи всему человечеству, называются архетипами. Считается, что эти образы коренятся в глубинах человеческого подсознания.

    В разных мифологиях выделяются ее наиболее архаические пласты .

    ° Наиболее древними считаются космогонические мифы , которые объясняют происхождение и строение вселенной. Эти мифы тесно связаны с экологическими характеристиками среды обитания. Например, у сибирских народов широко распространен мир о водоплавающей птице-демиурге, которая поднимает со дна океана Землю.

    ° Мифы антропогонические , повествующие о происхождении человека. Связь с космогоническими обнаруживается в мифах о сотворении мира из частей первочеловека. Например, в скандинавских мифах первосущество – Имир, гигант.

    ° Более позднюю группу составляют мифы этиологические , которые повествуют о происхождении тех или иных ритуальных и социальных норм.

    Основными инструментами мифологического повествования выступают метафоры и метонимия.

    Миф демонстрирует свою устойчивость и в современной культуре, хотя занимает периферийное место по отношению к научному сознанию.

    Религия

    Лат. religio – все, что связано с культом Папы.

    Религия – организованное поклонение высшим силам. (С.Н.Трубецкой)

    В основе религиозного сознания лежит миф, поэтом религия по отношению к мифологии вторична, она формируется на ее основе. Но религия отличается от мифа концепцией сверхъестественного, которая не поддается рациональному объяснению - чудо. Миф стремится создать логические связи для объяснения вещей, хотя эта логика может быть и довольно своеобразной. Религия предлагает принимать на веру.

    Ранние формы религии .

    o Анимизм . Э. Тайлор считал, что анимизм возник в результате попыток рационализировать смерть и сновидения, в результате которых душа отделяется от тела. Анимизм – вера в духовные сущности или существа, которые существует независимо от человека и могут вступать с ним в контакт. Вера не только в души, но и в духов.

    o Фетишизм . Культ неодушевленных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами. Объектом поклонения может стать любой предмет, включая части тела человека и животного. В разных культурах отношение к почитаемым предметам существенно различалось. Одни народы относились к ним благоговейно, другие – более практично. Известны случаи, когда магические вещи наказывали, если они не помогали исполнить желание. Во многих случаях священные предметы имели антропоморфную (человекоподобную) форму. Наиболее распространенным видом являются магические амулеты, которыми человечество пользуется до сих пор. Недавнее увлечение – тамагочи.

    o Тотемизм . Система религиозных представлений о родстве между группой людей и мифическим предком, в качестве которого может выступать человек, животное, растение или (значительно реже) неодушевленный предмет. Тотем – это не божество, а начальное звено в генеалогической цепочке. В рамках тотемизма сформировалась система запретов. Эти запреты обозначаются термином табу .

    o Магия . Вера в сверхъестественные возможности человека воздействовать на людей и природу. Ученые различают различные магические практики: любовная, вредоносная, метеорологическая, и т.д. Магические свойства приписывались и именам. Существовала широкая практика сокрытия подлинного имени.

    Искусство

    Считается, что оно, как и религия, возникло на базе мифа. Хотя не исключено, что оно формировалось и вместе с мифом. Они дополняли друг друга.

    Язык возникал в результате общения мужчины с мужчиной, потому что при общении с женщиной каких-то особых выразительных средств не требовалось.

    А.Д. Столяр – концепция «натурального макета». Первой формой художественной деятельности был макет, который включал в себя искусственную конструкцию и шкуру животного.

    На смену натуральному макету приходит символическое изображение животного в виде примитивной скульптуры. Легче всего было лепить скульптуру к стене, чтобы она стояла. Так появился рельеф. Следующим этапом появился рисунок, а затем, на базе рисунка, живопись.

    Наука

    Наука как форма рационального познания мира связана с появлением специализированной человеческой деятельности, которая была направлена на систематизацию знаний о природе, человеке и обществе. Базируется на принципах объективности, достоверности. Первоначально существовала как эмпирическое знание о мире. Важным этапом в становлении науки стал эксперимент, научный опыт.

    Функции культуры

    Функция – совокупность ролей, которые культура выполняет в обществе.

    1. Функция социализации (человекотворческая ). Благодаря ней из биологической особи возникает разумный общественный человек. Основной инструмент социализации – язык. Осваивая первые слова – понятия, человек присягает на верность культуре. За одним понятием стоит целая культурная стратегия (пример: растение сорняк – садовые растения, стратегия садоводства). Человеческая личность: 70% социум + 30% биология. Доброта, отзывчивость, совесть передаются по наследству!

    2. Гносеологическая (познавательная ). Связана с возможностью освоения накопленного опыта. Результатом этого освоения становится формирование картины мира, которая в каждой культуре своя.

    3. Информационная . Обеспечивает преемственность передачи культуры и социального опыта, связана с накоплением, хранением и передачей информации. Эта функция динамично развивается вместе с культурой и тесно связана с процессом образовательной деятельности. Начиная от подражания старшим, заканчивая современными средствами передачи визуальной информации. 70% информации человек получает из общения, 30% - визуально.

    4. Ценностно-регулятивная . Культура проявляет себя как регулятор социального поведения людей. Регулирование осуществляется через нормы, обычаи и обряды. Существует несколько уровней регуляции. 3 главные сферы регуляции: право, мораль и обычаи.

    Высший регулятивный уровень составляют нормы морали.

    Потом – нормы права, которые определяются нормами морали. Иногда нормы морали расходятся с нормами права (например, смертная казнь или эвтаназия).

    Низший нормативный уровень – обычаи и обряды. Обряды от обычаев отличаются тем, что имеют религиозную форму.

    Религиозные нормы в современных обществах также регулируют повседневную жизнь человека. В одних случаях они полностью совпадают с нормами морали. В других – являются важной составной частью морали. Например, в мусульманских странах нормы морали полностью совпадают с нормами религиозными.

    5. Функция дифференциации и интеграции . Культура выступает как фактор объединения и разграничения социальных групп и этносов. Объединение может происходить по национальным, религиозным и другим признакам, но любое объединение изначально противопоставляет себя всем остальным.

    6. Прогностическая функция культуры . Связана с предсказанием результатов будущего развития.

    Лекция 4 «Типология культуры»

    Типология культуры используется для того, чтобы определить меру/степень культурной самобытности или проследить этапы развития культуры.

    Когда культура изучается с учетом временного фактора, используется 2 типологических подхода:

    1. Синхронная типология .

    Сопоставление культур, принадлежащих к одной исторической эпохе.

    2. Диахронная типология .

    Культура изучается на разных этапах своего развития.

    Например: век каменный, век бронзовый, век железный.

    В 19в разработана национальная типология культуры. Она была построена с учетом культурных особенностей, присущих конкретному народу/конкретной нации. В начале этой культуры стояли романтики: они изучали фольклор, национальный дух в фольклоре и современности.

    Для объективного сравнения не схожих между собой культур была разработана технология по методу «идеальных типов». Это сравнение не живых или исторически реальных фигур, а сравнение идеальных моделей культуры. Каждая конкретная культура на определенном этапе своего развития могла быть ближе или полностью совпадать с каким-либо идеальным типом.

    Идеальные типы:

    · Допервобытный тип культуры .

    Характеризуется господством одного выдающегося индивида над всеми остальными. Его власть опирается на физическую силу, поэтому в каждой социальной группе есть место только для одного лидера. Например, порядок клева у птиц.

    Основной вопрос допервобытной культуры: «Насколько нужен именно ты, чтобы все мы выжили?».

    Форма социальной организации скорей всего совпадала с рамками семьи.

    · Первобытная культура .

    В рамках этого типа формируется новое отношение к власти. Выдающаяся роль принадлежит индивиду, который следит за соблюдением социальных норм. Лидер являет собой некий образец нормативного поведения.

    Основной вопрос этой культуры: «Насколько ты вовлечен в сообщество?»

    Основная форма организации – первобытная община. Общественное управление осуществляет совет старейшин. Формируются ранние виды религии.

    · Военный тип культуры .

    Основные формы деятельности – война и торговля. Военные действия помогают прокладывать, захватывать и контролировать торговые пути. Яркий пример – скандинавские страны в эпоху викингов.

    Основной вопрос: «Хорошо ли ты повинуешься?»

    Абсолютная власть принадлежит избранному меньшинству. Героизм на войне и самопожертвование – основные добродетели этого общества. Мужчина существует для войны, а женщина – для воспроизводства воинов.

    В рамках этого типа широко используется письменность. Религия находится в подчинении политических интересов. Способ производства основан на рабстве.

    · Религиозный тип культуры .

    Эта культура проповедует отказ от активной социальной деятельности. Идеалом является социальная пассивность и религиозная преданность.

    Главный вопрос: «Насколько ты набожен?»

    Идеал человека – богопослушная личность. Основной институт общественной организации – церковь. В мусульманском мире, где во главе теократия, можно говорить о совпадении политической и религиозной власти. Имам – религиозный лидер государства. При нем теократия. Халиф – светский лидер государства.

    Важным регулятором общественной жизни является религиозный аскетизм, который ограничивает биологические потребности. Разделение труда иерархическое. Класс священнослужителей правит классом непосредственных производителей. Религиозная культура, в отличие от предыдущих, верит в абстрактных богов: они символизируют не конкретные силы природы, а единство вселенной. Наука находится в зачаточном состоянии. Ведущим видом искусства является архитектура. Образование подчинено религиозным целям.

    · Цивилизационный тип культуры .

    Характеризуется высоким разнообразием составляющих элементов. Идеал связан с личностью, которая вырабатывает собственные критерии чувств, мыслей и действий.

    Главный вопрос: «Насколько ты индивидуален?»

    В этой культуре высоко ценится рациональность, которая понимается как собственный образ мыслей. Социальная организация характеризуется демократическими формами правления, но ведущая роль в обществе принадлежит обладателем денег.

    Исторически этот тип культуры связан с развитием капиталистических отношений.

    · Научный тип культуры .

    В рамках этого типа влияние внешней (природной) среды сведено к минимуму. Культура уже не покоряет природу, а постигает ее. Постижение естественных законов природы становится основной задачей общества.

    Основной вопрос: «Насколько ты любознателен?»

    Критерий величия – любознательность личности.

    · Постнаучный тип культуры .

    Это предположение уровня развития!

    Основные занятия – наука, философия, искусство.

    Основной вопрос: «Насколько ты совершенен?»

    Все земные законы уже открыты, человек занят достижением космических пространств.

    Лекция 5 «Экзистенциализм. Теория осевого времени Карла Ясперса»

    Экзистенциальное понимание культуры анализирует переживание человеком своего бытия и непосредственного существования в культуре. В узком смысле «экзистенция» - существование. Человек постигает собственную экзистенцию, как правило, в пограничных ситуациях (болезнь, чувство вины, страдания). В этих ситуациях черед человеком открывается выбор, а в процессе выбора он обретает свободу.

    Философы-экзистенциалисты считают, что существование предшествует сущности. При рождении человек еще не обладает сущностью, он обретает ее в процессе бытия. И только выбирая свою судьбу человек обретает сущность.

    Карл Ясперс (1883-1969).

    Начинал с изучения медицины, окончил медицинский факультет в Гейдельбергском университете. Сначала практиковал в психиатрической клинике, потом защитил докторскую, получил степень Доктора психологии.

    Один из основных трудов – «Смысл и назначение истории». В 1919г опубликовал работу «Психология мировоззрений». С этой работы начинается его путь как философа-экзистенциалиста.

    Ясперс предложил различать «доисторию» и собственно «историю». Саму историю составляет период 5 тысяч лет от наших дней. То, что ему предшествовало, является доисторией. Переход от доистории к истории совершается одновременно в нескольких частях Старого света. Этот переход связан с возникновением Шумеро-Вавилонской культуры в Передней Азии, Египетской культуры в Северо-западной Африке и Эгейской культуры в Средиземноморье. Дальнейшее развитие народов Старого света принципиально меняется в начале первого тысячелетия до нашей эры. По Ясперсу период с XVIII по II века до нашей эры – это период Осевого времени . Именно в Осевое время возникают религиозные системы и философия. Рациональное сознание берет верх над сознанием мифологическим.

    В VI веке до нашей эры в Китае проповедовал Конфуций. В этом же веке в Индии проповедовал Сидхакха. В Греции возникают школы философии, в Иране проповедовал Заратустра. Все эти духовные явления возникали независимо друг от друга, хотя и в одно время.

    Конфуций. (по-китайски: Кун-Цзы, цзы - учитель) иероглиф «цзы» означает одновременно «старик», «мудрец» и «ребенок». Учение Конфуция очень рационально, поэтому многие называют его социальной политикой.

    Учение Заратуштры. В мире 2 начала: доброе и злое, которые противоборствуют. Некоторые считают, что христианство отсюда заимствовало нравственный дуализм.

    С началом использования металла (железа) в качестве оружия породило массовые армии, армии порождали массовое страдание, а озарение приходит в страдании – пограничной ситуации.

    «Не делай другому того, чего ты не пожелал бы себе » - золотое правило этики в философии VI века. Проблема нравственной оценки действительного позволило сформулировать рациональные варианты объяснения мира.

    Те народы, которые вышли на уровень рационального мышления, Ясперс назвал осевыми. Народы, которые остались во власти мифологического мышления, ушли с исторической сцены, подобно шумерам, вавилонянам и древним египтянам.


    Похожая информация.


    Этимология термина «культура» восходит к латинскому cultura - обработка, возделывание. Возникнув в эпоху земледелия, слово cultura зафиксировало меру участия человека в облагораживании природы. Долгое время, данное понятие употреблялось для определения влияния человека на природу, для выявления тех результатов, которых достигал человек в овладении её силами.

    К концу XVII века в трудах немецкого ученого Пуффендорфа (1684 г.) культура предстает в обобщенном виде как содеянное человеком без учета в нем и окружающей среде природного. Возникает точка зрения, что «культура» - это контркультура. Пуффен-дорф придал термину «культура» ценностную окраску, указав на то, что культура по своему назначению, по своей значимости является тем, что возвышает человека, выступает как результат собственной деятельности, дополняющей его внешнюю и внутреннюю природу. В такой трактовке и феномен, и термин «культура» приблизились к научному пониманию.

    Но все же как самостоятельное явление социальной жизни, достойное и требующее научного исследования, культура была осознана и рассмотрена во второй половине XVIII в. в эпоху Просвещения. Просветители (в частности, Жан-Жак Руссо) выделили культуру как нечто, как явление, которое противостоит естественной среде, естественной Природе. Руссо трактует культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Поэтому и функция культуры у Руссо - разрушающая. Культурные народы, по его мнению, «испорченные», морально «развращенные» по сравнению с «чистыми» первобытными народами.

    Немецкие просветители в то же самое время, наоборот, подчеркивали «созидательный», прогрессивный характер культуры. По их мнению, культура - это переход от более чувственного и животного состояния к общественному укладу. В животном состоянии, как они считали, культура отсутствует. С её появлением осуществляется трансформация человечества от стадного характера общего существования к общественному, от неконтролируемого к организационно-регулятивному, от некритического к оценочно-рефлексивному.

    Важной вехой в становлении понятия стали идеи немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера (1744 - 1803), который трактовал культуру как ступень совершенствования человека и прежде всего ступень развития наук и просвещения. В его трактовке культура - это то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития.

    Другой немецкий мыслитель Вильгельм фон Гумбольдт (1769 - 1859) подчеркивал, что культура есть господство человека над природой, осуществляемое с помощью науки и ремесла. И в концепции Гердера, и в концепции Гумбольдта по сути культура рассматривается как содержание, характеристика социального прогресса.

    Немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804) связывал содержание культуры с совершенством разума, поэтому и социальный прогресс для него - развитие культуры как совершенствование разума. Другой немецкий мыслитель Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) связывал культуру с духовными характеристиками: для него культура - это независимость и свобода духа.

    Таким образом, в представленных позициях культура характеризуется как духовная сторона общественной жизни, как ценностный аспект духовной составляющей человека.

    В конце XIX века, наследуя просветительские идеи о прогрессивной динамике общественной жизни, немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818 - 1883), основываясь на материалистическом понимании истории, выдвинул в качестве глубинного основания культуры материальное производство, что привело к делению на материальную и духовную стороны культуры при доминировании первой. К. Маркс расширил содержательные границы культуры, включив в неё не только духовные, но и материальные образования. Однако заслуга Маркса еще и в том, что он обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, показал культуру во всем социальном производстве, во всех социальных проявлениях. Кроме того, он увидел в культуре функциональную способность связывать историю человечества в единый целостный процесс.

    Первую попытку определения культуры сделал английский этнограф Эдуард Бернард Тайлор (1832 - 1917), основоположник эволюционистской школы, который понимал культуру как сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Его заслугой является то, что он дал довольно широкое понимание культуры, которое охватывает большой круг жизненных общественных проявлений.

    Культура в понимании Тайлора предстает как простое перечисление разнородных элементов, не связанных в систему. Кроме того, он утверждал, что на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода. Именно эта идея и попытка переноса идеи Ч. Дарвина на общественное развитие легли в основу эволюционизма.

    В подходе Э.Б. Тайлора к определению культуры заложена еще одна веха в становлении понятия культура. Это исследование соотношения понятий культура и цивилизация. Цивилизация иногда выступает как уровень, ступень развития культуры. Тайлор не делает различий между культурой и цивилизацией, для него культура и цивилизация в широком этнографическом смысле - тождественные понятия. Это характерно для английской антропологии. Однако в немецкой (О. Шпенглер, А. Вебер, Ф. Теннис) и русской традициях (Н.А. Бердяев) цивилизация и культура противопоставляются. Культура понимается как "органическое" состояние общества, которому свойственны духовность и свободное творчество. В области культуры лежат религия, искусство, нравственность. Цивилизация, использующая методы и орудия, не имеет духовной составляющей, рациональна, технологична. По О. Шпенглеру, это «мертвое время» культуры.

    Одним из первых приблизился к пониманию культуры как некоторой системы английский социолог Герберт Спенсер (1820 - 1903), который рассматривал общество и культуру как организм, где есть свои органы и части тела. И здесь существенно не то, что происходит отождествление культуры с физиологической природой организма, а то, что разные части социума, имея свои функции, находятся в единстве.

    Также рассматривая культуру как единый организм, немецкий историк культуры Освальд Шпенглер (1880 - 1936) делает дальнейший шаг вперед, показав в своей работе «Закат Европы», что каждый культурный организм является не постоянным, а динамичным. Но динамика эта находится в границах определенного цикла: рождение, расцвет, смерть, как у любого биологического организма. Особенно важно то, что культурную сущность такого организма Шпенглер видел во внутреннем строе души того или иного народа. Таким образом, Шпенглер оказался в рамках трактовки психологической сущности культуры.

    С именами английских антропологов Альфреда Реджинальда Рэдклиффа-Брауна (1881 - 1955) и Бронислава Малиновского (1884 - 1942) связан дальнейший этап в научной трактовке культуры. Они одними из первых выделили в природе культуры её деятельностную сущность. Рэдклифф-Браун, понимая культуру как живой организм в действии, полагал, что изучение структуры этого организма включает в себя изучение функций структурных элементов и в отношении друг к другу, и в отношении к целому. Малиновский напрямую связывал культуру, её функционирование с удовлетворением деятельностных потребностей.

    В 50-е годы XX в. приходит осознание того, что культура - такое содержание общественной жизни, которое обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Поэтому у каждого общества своя культура, обеспечивающая воспроизводство и его жизненность. В силу этого нельзя оценивать культуры по принципу «хуже - лучше», более развита или менее. Так возникает теория культурного релятивизма (М. Херсковиц), в рамках которой формируется представление о том, что в основе культуры лежит система ценностей, определяющая отношения «человек - мир».

    Представления о культуре были расширены тем интересом, который был проявлен к ней австрийским психоаналитиком Зигмундом Фрейдом (1856 - 1936), связавшим культуру с психическими стереотипами. Именно в рамках психологической антропологии происходит включение личности в культуру.

    Следующий этап обогащения понятия культуры связан с идеями структурализма, который получил распространение и как научное направление, и как методология исследования феноменов культуры (мы остановимся на анализе этого направления ниже).

    И так основные вехи в истории и логике становления понятия «культура»:

    Появление термина, его первоначальная связь с возделыванием, обработкой, облагораживанием земли (т.е. природы);

    Оппозиция естественное (природное) - культурное (сотворенное человеком): французский просветитель Ж.Ж. Руссо;

    Духовная сторона общественной жизни, её ценностный аспект: немецкие просветители;

    Разделение на материальную и духовную культуру, доминирование материального производства, понимание истории культуры как единого целостного процесса: марксизм;

    Первое научное определение культуры путем перечисления разнопорядковых элементов, не связанных в систему: Э.Б. Тайлор;

    Соотношение понятий культура и цивилизация;

    Аналогия между культурой и живым организмом, все части которого, выполняя свои функции, находятся в единой динамичной системе;

    Выявление функций структурных элементов культуры в отношении между собой и по отношению к целому: функционализм;

    Относительность сравнения ценностных установок культур в силу их самобытности, целостности и жизнеспособности: культурный релятивизм;

    Включение личности (с ее сознанием и подсознанием, рациональными и иррациональными моментами) в культуру: психологическая антропология, психоанализ;

    Распространение метода структурной лингвистики на различные области социокультурной действительности, воссоздание системы символов, отражающих строение культуры: структурализм.

    От вполне ограниченного, узкого понимания культуры, носящего романтический, субъективный оттенок, общественная мысль переместилась в сферу познания всего мира созданной человеком «второй природы», применяя в этом познании общепринятые в науке методы и руководствуясь в оценке результатов современными критериями научности, такими как логичность, непротиворечивость, возможность экспериментальной проверки.

    Более того, к настоящему времени сформировался и собственно культурологический метод анализа, который используется не только в специализированных исследованиях культуры, но и в других областях знания.

    Сказанное не означает, что романтические представления о культуре полностью ушли из общественного сознания: в обыденной жизни они, безусловно, доминируют (хотя бы в представлениях о том, что «культурный» человек должен посещать театры, читать книги и т.п.), узкое понимание культуры имеет место в средствах массовой информации, бытует в среде технической интеллигенции, полагающей, что есть наука, а есть культура.

    Культурологический метод анализа, находится в стадии становления, еще достаточно трудно с максимальной долей определенности зафиксировать именно культурологический аспект исследования феномена культуры, так как культурология - интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисциплинарных областях, оперирует материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, социологических, психологических и других исследований. Культурология, находящаяся в поле напряжения между социально-научным и гуманитарным подходами, в качестве объекта имеет весь мир искусственных порядков (вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т.п.), а в качестве специального предмета исследует процессы генезиса и морфологии культуры, ее структуры, сущности и смысла, типологии, динамики и языка.

    Этимология термина «культура» восходит к латинскому cultura - обработка, возделывание. Возникнув в эпоху земледелия, слово cultura зафиксировало меру участия человека в облагораживании природы. Долгое время, данное понятие употреблялось для определения влияния человека на природу, для выявления тех результатов, которых достигал человек в овладении её силами. К концу XVII века в трудах немецкого ученого Пуффендорфа (1684 г.) культура предстает в обобщенном виде как содеянное человеком без учета в нем и окружающей среде природного. Возникает точка зрения, что «культура» - это контркультура. Пуффен-дорф придал термину «культура» ценностную окраску, указав на то, что культура по своему назначению, по своей значимости является тем, что возвышает человека, выступает как результат собственной деятельности, дополняющей его внешнюю и внутреннюю природу. В такой трактовке и феномен, и термин «культура» приблизились к научному пониманию. Но все же как самостоятельное явление социальной жизни, достойное и требующее научного исследования, культура была осознана и рассмотрена во второй половине XVIII в. в эпоху Просвещения. Просветители (в частности, Жан-Жак Руссо) выделили культуру как нечто, как явление, которое противостоит естественной среде, естественной Природе. Руссо трактует культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Поэтому и функция культуры у Руссо - разрушающая. Культурные народы, по его мнению, «испорченные», морально «развращенные» по сравнению с «чистыми» первобытными народами. Немецкие просветители в то же самое время, наоборот, подчеркивали «созидательный», прогрессивный характер культуры. По их мнению, культура - это переход от более чувственного и животного состояния к общественному укладу. В животном состоянии, как они считали, культура отсутствует. С её появлением осуществляется трансформация человечества от стадного характера общего существования к общественному, от неконтролируемого к организационно-регулятивному, от некритического к оценочно-рефлексивному. Важной вехой в становлении понятия стали идеи немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера, который трактовал культуру как ступень совершенствования человека и прежде всего ступень развития наук и просвещения. В его трактовке культура - это то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития. Другой немецкий мыслитель Вильгельм фон Гумбольдт подчеркивал, что культура есть господство человека над природой, осуществляемое с помощью науки и ремесла. И в концепции Гердера, и в концепции Гумбольдта по сути культура рассматривается как содержание, характеристика социального прогресса. Немецкий философ Иммануил Кант связывал содержание культуры с совершенством разума, поэтому и социальный прогресс для него - развитие культуры как совершенствование разума. Другой немецкий мыслитель Иоганн Готлиб Фихте связывал культуру с духовными характеристиками: для него культура - это независимость и свобода духа. Таким образом, в представленных позициях культура характеризуется как духовная сторона общественной жизни, как ценностный аспект духовной составляющей человека. В конце XIX века, наследуя просветительские идеи о прогрессивной динамике общественной жизни, немецкий экономист и философ Карл Маркс, основываясь на материалистическом понимании истории, выдвинул в качестве глубинного основания культуры материальное производство, что привело к делению на материальную и духовную стороны культуры при доминировании первой. К. Маркс расширил содержательные границы культуры, включив в неё не только духовные, но и материальные образования. Однако заслуга Маркса еще и в том, что он обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, показал культуру во всем социальном производстве, во всех социальных проявлениях. Кроме того, он увидел в культуре функциональную способность связывать историю человечества в единый целостный процесс. Первую попытку определения культуры сделал английский этнограф Эдуард Бернард Тайлор, основоположник эволюционистской школы, который понимал культуру как сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Его заслугой является то, что он дал довольно широкое понимание культуры, которое охватывает большой круг жизненных общественных проявлений. Культура в понимании Тайлора предстает как простое перечисление разнородных элементов, не связанных в систему. Кроме того, он утверждал, что на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода. Именно эта идея и попытка переноса идеи Ч. Дарвина на общественное развитие легли в основу эволюционизма. В подходе Э.Б. Тайлора к определению культуры заложена еще одна веха в становлении понятия культура. Это исследование соотношения понятий культура и цивилизация. Цивилизация иногда выступает как уровень, ступень развития культуры. Тайлор не делает различий между культурой и цивилизацией, для него культура и цивилизация в широком этнографическом смысле - тождественные понятия. Это характерно для английской антропологии. Однако в немецкой (О. Шпенглер, А. Вебер, Ф. Теннис) и русской традициях (Н.А. Бердяев) цивилизация и культура противопоставляются. Культура понимается как "органическое" состояние общества, которому свойственны духовность и свободное творчество. В области культуры лежат религия, искусство, нравственность. Цивилизация, использующая методы и орудия, не имеет духовной составляющей, рациональна, технологична. По О. Шпенглеру, это «мертвое время» культуры. Одним из первых приблизился к пониманию культуры как некоторой системы английский социолог Герберт Спенсер (1820 - 1903), который рассматривал общество и культуру как организм, где есть свои органы и части тела. И здесь существенно не то, что происходит отождествление культуры с физиологической природой организма, а то, что разные части социума, имея свои функции, находятся в единстве. Также рассматривая культуру как единый организм, немецкий историк культуры Освальд Шпенглер делает дальнейший шаг вперед, показав в своей работе «Закат Европы», что каждый культурный организм является не постоянным, а динамичным. Но динамика эта находится в границах определенного цикла: рождение, расцвет, смерть, как у любого биологического организма. Особенно важно то, что культурную сущность такого организма Шпенглер видел во внутреннем строе души того или иного народа. Таким образом, Шпенглер оказался в рамках трактовки психологической сущности культуры. С именами английских антропологов Альфреда Реджинальда Рэдклиффа-Брауна и Бронислава Малиновского связан дальнейший этап в научной трактовке культуры. Они одними из первых выделили в природе культуры её деятельностную сущность. Рэдклифф-Браун, понимая культуру как живой организм в действии, полагал, что изучение структуры этого организма включает в себя изучение функций структурных элементов и в отношении друг к другу, и в отношении к целому. Малиновский напрямую связывал культуру, её функционирование с удовлетворением деятельностных потребностей. В 50-е годы XX в. приходит осознание того, что культура - такое содержание общественной жизни, которое обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Поэтому у каждого общества своя культура, обеспечивающая воспроизводство и его жизненность. В силу этого нельзя оценивать культуры по принципу «хуже – лучше», более развита или менее. Так возникает теория культурного релятивизма (М. Херсковиц), в рамках которой формируется представление о том, что в основе культуры лежит система ценностей, определяющая отношения «человек – мир». Представления о культуре были расширены тем интересом, который был проявлен к ней австрийским психоаналитиком Зигмундом Фрейдом, связавшим культуру с психическими стереотипами. Именно в рамках психологической антропологии происходит включение личности в культуру. Следующий этап обогащения понятия культуры связан с идеями структурализма, который получил распространение и как научное направление, и как методология исследования феноменов культуры (мы остановимся на анализе этого направления ниже). И так основные вехи в истории и логике становления понятия «культура»: - появление термина, его первоначальная связь с возделыванием, обработкой, облагораживанием земли (т.е. природы); - оппозиция естественное (природное) - культурное (сотворенное человеком): французский просветитель Ж.Ж. Руссо; - духовная сторона общественной жизни, её ценностный аспект: немецкие просветители; - разделение на материальную и духовную культуру, доминирование материального производства, понимание истории культуры как единого целостного процесса: марксизм; - первое научное определение культуры путем перечисления разнопорядковых элементов, не связанных в систему: Э.Б. Тайлор; - соотношение понятий культура и цивилизация; - аналогия между культурой и живым организмом, все части которого, выполняя свои функции, находятся в единой динамичной системе; - выявление функций структурных элементов культуры в отношении между собой и по отношению к целому: функционализм; - относительность сравнения ценностных установок культур в силу их самобытности, целостности и жизнеспособности: культурный релятивизм; - включение личности (с ее сознанием и подсознанием, рациональными и иррациональными моментами) в культуру: психологическая антропология, психоанализ; - распространение метода структурной лингвистики на различные области социокультурной действительности, воссоздание системы символов, отражающих строение культуры: структурализм. От вполне ограниченного, узкого понимания культуры, носящего романтический, субъективный оттенок, общественная мысль переместилась в сферу познания всего мира созданной человеком «второй природы», применяя в этом познании общепринятые в науке методы и руководствуясь в оценке результатов современными критериями научности, такими как логичность, непротиворечивость, возможность экспериментальной проверки. Более того, к настоящему времени сформировался и собственно культурологический метод анализа, который используется не только в специализированных исследованиях культуры, но и в других областях знания. Сказанное не означает, что романтические представления о культуре полностью ушли из общественного сознания: в обыденной жизни они, безусловно, доминируют (хотя бы в представлениях о том, что «культурный» человек должен посещать театры, читать книги и т.п.), узкое понимание культуры имеет место в средствах массовой информации, бытует в среде технической интеллигенции, полагающей, что есть наука, а есть культура. Культурологический метод анализа, находится в стадии становления, еще достаточно трудно с максимальной долей определенности зафиксировать именно культурологический аспект исследования феномена культуры, так как культурология - интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисциплинарных областях, оперирует материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, социологических, психологических и других исследований. Культурология, находящаяся в поле напряжения между социально-научным и гуманитарным подходами, в качестве объекта имеет весь мир искусственных порядков (вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т.п.), а в качестве специального предмета исследует процессы генезиса и морфологии культуры, ее структуры, сущности и смысла, типологии, динамики и языка.



    Структура культуры.

    Слово культура возникло от слова культ (лат. Почитание) - один из основных эл-тов религии, это могут быть действия, пение, чтение, пляска, имеющие целью дать видимое выраже-ние религиозному поклону или привлечь божественные силы. Цицерон впервые вводит понятие культуры - cultura anima - обработка, возделывание, работа человека над своей душой. Культура - собирательный образ, включает и религию и искусство и др. Культура - исторически определенный уро-вень развития общества, творческих сил и способностей чело-века, выраженное в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Культура - это также способ регуляции сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни, культура понимается только через деятельность чело-века в динамике исторического развития. Два способа овладе-ния культурой: межличностное общение и самообразование. Культура подразделяется: 1. по ее носителю. А - мировая (синтез лучших достижений различных народов). Б - нацио-нальная (культурный синтез нац слоев, классов, и групп какого-либо народа). В - классовая (сельская, городская). Г- профес-сиональная. Д - молодежная. Е - личная, она включает два понятия: культурность - умение вписаться в общество; духов-ность - желание души проникнуть в глубину. 2. по видам деятельности А - материальная, Б - духовная. Материальные объекты - это физические объекты созданные руками человека - "артефакты", культура труда и материального пр-ва, культура быта, топоса. Духовная культура - включает в себя интеллекту-альную, нравственную, художественную и др. Она тоже ре-зультат деятельности, может передаваться только путем обще-ния. Структура культуры в широком смысле: 1 - матери-альные и духовные ценности человечества. 2. Способы его жизнедеятельности. 3. Уровень развития общества. 4. совокуп-ность людей, отношения друг к другу и окр миру. 5. Своеобра-зие жизни, науки и народов в определенный исторический период. 6. Мифология. 7. Религия. 8. Политика. Культурные универсалии (Дж. Мердок) для всех народов характерны общие нормы, ценности, правила и традиции.Культура делится на: 1. Домашнюю (совокупность ценностей, традиций и обычаев, которым руководствуется большинство членов общества), 2. Субкультуру (это часть общей культуры, система ценностей, традиций, присущая большой соц группе), 3. Контркультуру (это культура, которая находится в конфликте с доминирую-щими ценностями, напр - культура преступного мира). Формы культуры:

    1. Элитарная - создается привилегированными частями общества или по ее заказу. Она превышает уровень восприятия среднеобразованного чел (классич музыка); 2. Народные культуры (фольклор) - анонимные творцы, не имеют проф подготовки (любительская, коллективная), мифы, сказки, легенды, по исполнению она всегда локальна и демократична; 3. Массовая - это культура сегодняшнего дня, это вид культур-ной продукции, который производится каждый день, представ-ляется разной аудитории по разним каналам, призвана удовле-творять сиюминутные потребности. Реагирует на любые собы-тия, быстро умирает. Она может быть национальной и между-народной.

    Функции культуры.

    Роль культуры в жизни человека и общества можно свести к нескольким основным выполняемым ей функциям. Человекотворческая функция. С помощью культуры человек становится собственно человеком. Культура обеспечивает процесс социализации, т.е. включения человека в систему общественных отношений. Культура определяет содержание, средства и способы социализации. Превращение человека в полноценного члена общества протекает через освоение языка, принятие норм и стандартов поведения, ценностей. Социализация же открывает возможность человеку стать личностью, раскрыть свою подлинную сущность. Адаптационная функция. Культура приспосабливает человека к среде проживания. Культура формирует образ жизни, подходящий к географическим, климатическим и другим природным условиям существования народа. Биологическая неприспособленность человека выявила способность гибко осваивать природные условия с помощью культурных традиций. У народов, обитающих в различных условиях, средствами культуры закрепляются специфические способы адаптации к природной среде в виде способов изготовления одежды, строительства жилья, нормативных предписаний, национальных традиций и т.д. В ходе своего приспособления к природе человек одновременно преобразует и саму природу. Информационная функция. Культура накапливает и сохраняет социальную информацию с помощью знаково-символических средств. Она представляет собой своеобразную негенетическую память, хранящую представления, знания, нормы, ценности, социальный опыт как отдельного человека, так и народа, и человечества в целом. Коммуникативная функция. Культура не только накапливает информацию, но и создаёт единое пространство для коммуникации, диалога между людьми. Она создаёт условия и средства общения, различные знаковые системы, среди которых наиболее важной является язык. Язык передаёт и хранит общие значения и смыслы, которые связывают членов общества одной культуры. Тем самым культура создаёт возможности для передачи опыта и знаний от человека к человеку, от поколения к поколению. Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношениях культура определяет нормы и рамки взаимодействия, способы общения. На личностном уровне культура регулирует поведение человека через усвоение им духовных, нравственных, эстетических ценностей, которые формируют определённые потребности и ориентации. Интеграционная и разграничивающая функции культуры заключаются в том, что каждый конкретный тип культуры объединяет людей в одну национальную, этническую или субкультурную общность, но разделяет различные народы или социальные группы.

    Загрузка...
    Top