Эссе маленький человек в наше время. Тема «маленького человека» в русской литературе

"Маленький человек" - литературный персонаж, характерный для эпохи реализма. Такой герой в художественных произведениях мог быть мелким чиновником, мещанином или даже бедным дворянином. Как правило, основная его особенность - низкое социальное положение. Этот образ встречается в произведениях как отечественных, так и зарубежных авторов. Тема маленького человека в русской литературе занимает особое положение. Ведь этот образ получил особенно яркое выражение в творчестве таких писателей, как Пушкин, Достоевский, Гоголь.

Великий русский поэт и писатель показал читателям чистую и неиспорченную богатством душу. Главный герой одного из произведений, входящих в цикл «Повести Белкина», умеет радоваться, сочувствовать и страдать. Однако жизнь пушкинского персонажа изначально складывается нелегко.

Словами о том, что станционных смотрителей проклинает каждый, начинается знаменитая повесть, без анализа которой невозможно рассмотрение темы «Маленький человек в русской литературе». Пушкин изобразил в своем произведении спокойного и счастливого персонажа. Самсон Вырин остался человеком добродушным и беззлобным, несмотря на многолетнюю тяжелую службу. И только разлука с дочерью лишила его душевного спокойствия. Самсон может пережить тяжелый быт и неблагодарную работу, однако существовать без единственного на свете близкого человека он не в состоянии. Станционный смотритель умирает от тоски и одиночества. Тема маленького человека в русской литературе многогранна. Герой повести «Станционный смотритель», пожалуй, как никакой другой способен вызвать у читателя сострадание.

Акакий Акакиевич

Менее привлекательным персонажем является герой повести «Шинель». Гоголевский персонаж - собирательный образ. Подобных Башмачкину множество. Они повсюду, но люди их не замечают, поскольку не умеют ценить в человеке его бессмертную душу. Тема маленького человека в русской литературе из года в год обсуждается на школьных уроках литературы. Ведь благодаря внимательному прочтению повести «Шинель» юный читатель может по-иному взглянуть на людей, которые его окружают. Развитие темы маленького человека в русской литературе началось именно с этого полусказочного произведения. Не зря великий классик Достоевский однажды произнес знаменитую фразу: «Все мы вышли из "Шинели"».

Вплоть до середины XX века образ маленького человека использовали писатели русские и зарубежные. Он встречается не только в произведениях Достоевского, но и в книгах Герхарта Гауптмана, Томаса Манна.

Максим Максимович

Маленький человек в творчестве Лермонтова - это незаурядная личность, страдающая от бездействия. Образ Максима Максимовича впервые встречается в повести «Бэла». Тема маленького человека в русской литературе благодаря Лермонтову стала служить литературным приемом для критического изображения таких пороков социального общества, как коленопреклонение, карьеризм.

Максим Максимович - дворянин. Однако он принадлежит к обедневшему роду, к тому же не обладает влиятельными связями. А потому, несмотря на свой возраст, все еще находится в чине штабс-капитана. Однако Лермонтов изобразил маленького человека не оскорбленным и униженным. Его герой знает, что такое честь. Максим Максимович - порядочный человек и старый служака. Во многом он напоминает пушкинского из повести «Капитанская дочка».

Мармеладов

В маленький человек жалок и ничтожен. Мармеладов осознает свою бесполезность и ненужность. Рассказывая Раскольникову историю своего нравственного падения, он едва ли способен вызвать симпатию. Он утверждает: «Бедность не порок. Нищета - порок». И эти слова словно оправдывают слабость и бессилие Мармеладова.

В романе «Преступление и наказание» особое развитие получает тема маленького человека в русской литературе. Сочинение по произведению Достоевского - стандартное задание на уроке литературы. Но, независимо от того, какое название имеет это письменное задание, выполнить его, не составив предварительно характеристику Мармеладова и его дочери, невозможно. Вместе с тем следует понимать, что Соня, хотя и является также типичным маленьким человеком, существенно отличается от прочих «униженных и оскорбленных». Она не в состоянии что-либо поменять в своей жизни. Однако эта хрупкая девушка обладает огромным духовным богатством и внутренней красотой. Соня - олицетворение чистоты и милосердия.

«Бедные люди»

В этом романе также речь идет о «маленьких людях». Девушкин и Варвара Алексеевна - герои, которых Достоевский создавал с оглядкой на гоголевскую «Шинель». Однако образ и тема маленького человека в русской литературе начались именно с произведений Пушкина. И они с романами Достоевского имеют немало общего. История станционного смотрителя рассказана им самим. «Маленькие люди» в романах Достоевского также склонны к исповеди. Они не просто осознают свою ничтожность, но и стремятся осмыслить ее причину, выступают в роли философов. Достаточно лишь вспомнить пространные послания Девушкина и долгий монолог Мармеладова.

Тушин

Система образов в романе «Война и мир» чрезвычайно сложна. Персонажи Толстого - герои из высшего аристократического круга. Ничтожного и жалкого в них мало. Но почему о великом романе-эпопее вспоминают тогда, как обсуждается тема маленького человека в русской литературе? Сочинение-рассуждение - это задание, в котором стоит привести характеристику такого героя, как из романа «Война и мир». На первый взгляд он смешон и неуклюж. Однако это впечатление обманчиво. В бою Тушин проявляет свою мужественность и бесстрашие.

В огромном произведении Толстого этому герою отводится всего несколько страниц. Однако тема маленького человека в русской литературе 19 века невозможна без рассмотрения образа Тушина. Характеристика этого персонажа очень важна для понимания взглядов самого автора.

Маленькие люди в творчестве Лескова

Тема маленького человека в русской литературе 18-19 века раскрыта максимально. Лесков в своем творчестве также не обошел ее. Однако его герои значительно отличаются от образа маленького человека, который можно видеть в повестях Пушкина и романах Достоевского. Иван Флягин - богатырь обликом и душой. Но этого героя можно отнести к разряду «маленьких людей». Прежде всего потому, что на его долю выпадает немало испытаний, однако он не сетует на судьбу и не плачется.

Образ маленького человека в рассказах Чехова

Подобный герой нередко встречается на страницах произведений этого писателя. Особенно ярко образ маленького человека изображен в сатирических рассказах. Мелкий чиновник - типичный герой произведений Чехова. В рассказе «Смерть чиновника» присутствует образ маленького человека. Червяковым управляет необъяснимый страх перед начальником. В отличие от героев повести «Шинель», персонаж из рассказа Чехова не страдает от притеснения и издевательств со стороны коллег и начальника. Червякова убивает страх перед высшими чинами, вечное преклонение перед начальством.

«Торжество победителя»

Тему преклонения перед начальством Чехов продолжил в этом рассказе. Однако маленькие люди в «Торжестве победителя» изображены в куда более сатирическом свете. Отец, дабы выхлопотать для своего сына хорошую должность, унижает себя заискиванием и грубой лестью.

Но в низких мыслях и недостойном поведении виновны не только люди, выражающие их. Все это является результатом порядков, царящих в социальном и политическом строе. Червяков не стал бы так рьяно просить прощения, если бы не знал о возможных последствиях допущенной оплошности.

В творчестве Максима Горького

Пьеса «На дне» повествует об обитателях ночлежки. Каждый из персонажей этого произведения - маленький человек, лишенный самого необходимого для нормальной жизни. Изменить что-либо он не способен. Единственное, на что он имеет право - верить в небылицы странника Луки. Сочувствие и тепло - это то, что нужно героям пьесы «На дне». Автор призывает читателей к состраданию. И в этом взгляды его совпадают с точкой зрения Достоевского.

Желтков

«Гранатовый браслет» - повесть о большой любви маленького человека. Желтков однажды влюбляется в замужнюю женщину, и этому чувству он остается верен до последних минут своей жизни. Между ними пропасть. И на ответное чувство герой произведения «Гранатовый браслет» не надеется.

Желтков обладает характерными чертами маленького человека не только потому, что занимает невысокое социальное положение. Он, так же как и Башмачкин, и станционный смотритель, остается один на один со своей болью. Чувства Желткова служат почвой для шуток и иронических зарисовок князя Шеина. Оценить глубину страдания «маленького человека» другие герои способны лишь после его смерти.

Карандышев

Образ маленького человека в имеет общие черты с подобными героями в произведениях Достоевского и Чехова. Однако униженный Карандышев в пьесе «Бесприданница» не вызывает ни жалости, ни симпатии. Он всеми силами стремится попасть в общество, в котором его не ждут. А за оскорбления, которые он выносит многие годы, он готов мстить.

К категории маленьких людей относятся также и и Катерина Кабанова. Но эти героини представляют собой личности цельные, а потому приспосабливаться и изворачиваться не умеют. Смерть для них становится единственным выходом из положения, в котором они оказались в силу косности общественного строя.

Образ маленького человека в литературе получил развитие в девятнадцатом веке. Однако в современной литературе он уступил место другим героям. Как известно, многие зарубежные авторы находились под влиянием русской литературы. Доказательством того служат произведения писателей XX, в которых нередко встречаются персонажи, напоминающие чеховских и гоголевских героев. Примером может служить «Маленький господин Фридеманн» Томаса Манна. Герой этой новеллы проживает свою недолгую жизнь незаметно и погибает так же, от равнодушия и жестокости окружающих.

Тема «маленького человека» в современном мире не утратила своего значения. Наоборот, в сегодняшних условиях она обогащается новыми смысловыми оттенками, преломляется не только в литературе и искусстве, но и в журналистике, заявляет о себе и на телевидении. Конституция как главный закон нашего общества тоже опирается на «маленького человека», т.е. на конкретного гражданина страны, гарантируя ему, в противовес гоголевской России, права и свободы в демократическом государстве.
Обобщая наблюдения философов, выводы психологов, искусствоведческие теории на уроках обществознания, истории, биологии, литературы, православия, замечаю следующее. Удивительным образом, в каждом из нас, в «маленьком человеке», природа заложила два начала, две противоположности, эту неделимую пару генных комплексов, которые приводят в движение личность, направляя ее на пути самореализации. С одной стороны, это «комплекс неполноценности», «образ маленького человека», «Я-концепция». С другой, - «самовлюбленный Нарцисс», «сверхчеловек Ницше», Эдипов (или Наполеонов) комплекс». Они сосуществуют в каждом из нас, но проявляются по-разному или до поры до времени молчат. И в различных исторических условиях они приобретают своеобразные признаки, несомненно, ориентируясь при этом на нормы морали и принадлежность к религии.
Человеческий эмбрион прошел путь развития от слияния двух клеток до креативно мыслящего современного человека, владеющего нанотехнологиями. Это и есть, на мой взгляд, биоинтеллектуальное развитие «маленького человека», который, пользуясь уже изобретенным колесом, пробуждает в себе сверхчеловека, способности к новым открытиям.
Есть еще и социо-историческое движение общества, и нравственный выбор конкретного человека. Иллюстрацией этого может служить следующий пример.
Райский сад Эдема перестал быть идиллией для «маленьких людей» в нем – Адама и Евы. Пройдя путь испытаний и лишений, Божьей кары, Божьих заповедей и людского покаяния, человек превратился в венец природы. (С теорией Ч.Дарвина мы спорить здесь не будем). Но как только преступалась грань сверхчеловека, царям земли напомнить и Христе спешила Совесть, та моральная категория, что отличает «животных о двух ногах» от четвероногих.
Разве каждый из нас не осознавал себя хоть однажды маленькой частицей всеобщего мироздания, не задумывался о своей крохотной юдоли в огромном океане событий?!
И разве, подобно Гоголю, мы не стараемся познать свое предназначение, терзаемся сомнениями, ищем идеал в жизни, разочаровываемся, обращаемся к Богу, живем надеждой, мыслим о будущем России и о судьбе собственной?!
Иным и жизни не хватает понять ее смысл. Другие, смиряясь с судьбой, безропотно, но честно и праведно несут свой крест «маленького человека». Некоторые находят в себе силы кардинально измениться или достичь «степеней известных». И лишь немногие остаются при этом достойными звания Человека. Эта тематика стара, словно мир, и одновременно остра, актуальна в любом развивающемся обществе и в отдельно взятой стране.
Меня шокируют цифры социологического опроса, проведенного в 19 странах мира. За последние 10 лет стали обманывать (как признаются рядовые граждане) на 10% больше, и в России в частности.
Быть честным неудачником или обогатить себя любым способом? В современном мире все чаще выбирают последнее.
Да, человек создан для счастья, по словам Короленко, как птица для полета. И даже самый «маленький человек».
Судьба любому из нас предоставляет шанс проявить трудолюбие, настойчивость, упорство, предприимчивость, чтобы стать успешным и знаменитым; государство помогает и поддерживает «маленьких людей» в малом бизнесе.
Но впустить ли луч света в свою душу ли поклоняться Князю Тьмы – выбираем мы сами. И это, на мой взгляд, главное противоречие сегодняшнего «маленького человека». Оно как нельзя лучше высвечено в отечественных кинофильмах «Ночной дозор» и «Дневной дозор».
Многих героев «Севильского цирюльника», а также «маленького человека» Фандорина (кинофильм «Турецкий гамбит») судьба России волнует куда сильнее своей собственной. При всех противоречиях «маленький человек», даже недостаточно обласканный своей родиной, все же остается ее истинным патриотом. В этом я вижу некий парадокс современности.
Но в минуту отчаяния, мне кажется, что гоголевская Россия и сегодняшняя разнятся только историческими декорациями. Чиновники по-прежнему завидуют друг другу и соперничают на поприще взяток, но берут их уже не борзыми щенками. В журнале «РФ сегодня» № 9, 2008г обнаружила удивительнейший факт: «Общая сумма взяток в 2005 году почти в 2 раза превышала доходную часть федерального бюджета Российской федерации!» Это означает, что если бы эти 326 миллиардов долларов не попали в кошельки взяточников-бюрократов, то можно было бы в 2 раза увеличить пенсии и зарплаты, удвоить расходы на науку и культуру, построить вдвое больше доступного жилья. Другими словами, проблем в стране в целом, а также у каждого среднестатистического «маленького человека» было бы значительно меньше.
Вот и может показаться, начитавшись подобного, что и теперь Россия – это один большой гоголевский «губернский город NN», где средний размер одной «деловой» взятки составляет 135 тысяч долларов; где в космос теперь мечтают полететь все чаще миллионеры; где с родителями будущих абитуриентов «маленькие люди» вузов заранее обговаривают сумму узаконенной «спонсорской помощи». Где любое совершеннолетнее лицо знает, сколько и кому надо заплатить, чтобы получить удостоверение водителя; где мошенники выдают себя за соцработников и цинично обворовывают одиноких пенсионеров. Подобная комедия давно переросла в трагедию «маленького человека». Уехавший из провинции на заработки в Москву, например, он пропадает, превращается в бомжа. И телепередача «Жди меня» оказывается единственной надеждой, чтобы заново обрести свою семью, дом, родину и даже память, свое «я», собственное лицо. Проблема гоголевского персонажа, потерявшего нос, кажется по сравнению с этим сущим пустяком.
А как же живуча гоголевская «Шинель»! На примере своих родителей знаю, что последние 2-3 года они мечтают обновить свои куртку и шубку. Но, по словам папы, это случится еще года через два, когда он будет окончательно денежно уверен в моем будущем. И сколько таких «шинелей» будут куплены с запозданием, в угоду экономическому кризису, а от скольких нужно будет отказаться, но сохранить человеческое достоинство… Может, и сейчас продолжается странный уродливый век?! Когда карьера, честь, благополучие семьи зависят от тех могущественных сил, которые карают и милуют, возносят высоко вверх и низвергают в бездну, сеют в «маленьком человеке» внешнее благоговение, трепет, страх, как в Башмачкине, и накапливает внутренний протест, обличение, презрение социального неравенства. Уверена, в отличие от Акакия Акакиевича, неспособного создать яркое, новое, творческое, сегодняшний «маленький человек» активен, неунывающ, отзывчив, жизнеспособен, умеет радоваться жизни, приносит истинную пользу обществу. А главное, богат Верой в Добро, даже если оно будет, как в русской поговорке, «с кулаками».
Н.В.Гоголь тоже верил в то, что существование человека небессмысленно. Но, говоря его словами, «раздробленность нашего юного и дряблого века, усиленная и обостренная русскими полицейско-бюрократическими порядками, на каждом шагу грозила опрокинуть эту веру».
Поверить в собственные силы, защитить «маленького человека» от чиновничьего произвола, обрести единомышленников, разбудить голос народа помогает сегодняшним телезрителям программа Алексея Пименова «Человек и закон», новая передача на НТВ «Честный понедельник».
Но, к сожалению, меркантильный мир рекламы отравляет души честных тружеников, которым не по карману турпоездки, косметические салоны, шикарная мебель и одежда, дорогостоящие авто и жилье. Иные фильмы попирают нравственность или являют собой бесконечно-безразмерные, безликие, начинающие раздражать «мыльные оперы». Они, хотя и делают попытки исследовать моральные устои, душевные качества разных социальных слоев, но форма мелодрамы в них уже бездейственна. Налицо стремление «маленького (неталантливого) режиссера», но обеспеченного, осуществить свой проект, розовую мечту, заработать на дешевой сенсации. Это ли не современная шинель Акакия, перелицованная временем, дорогостоящая, пиарная?! Ни тебе художественных достоинств, ни художественной мысли, одно оригинальничание.
России, на мой взгляд, как никогда нужен Гоголь со своей смелостью завязки, мастерством одной фразы, ошеломляющим впечатлением финала, глубоким чувством сцены. Гоголь, смех которого корректирует каждый поступок, взгляд, реплику. Гоголь, который не умирал. Который на современную сцену ввел бы «ситуацию ревизора», то есть подлинной Совести, явившейся к героям – коррупционерам, бюрократам, политикам и просто обывателям.
Глубочайший гуманизм Гоголя вижу в том, что, исполняя мечты «маленького человека» в своих «Петербургских повестях», писатель дарит им, ждущим и не находящим поддержки от общества, надежду на то, что когда-нибудь они будут счастливы, не будут нуждаться ни в чем. Грозно, предупреждающе звучит, продолжая эту мысль, тема возмездия, если вспомнить призрак Башмачкина, снимающего шинели с других. Очутившихся у власти денег, небезызвестных Мавроди и Березовского постигла не та ли участь современного возмездия?! Понимая скорбную иронию Гоголя, я смотрю в будущее с оптимизмом.
Определяю своим сознанием скрытый смысл «говорящих фамилий» современности: Путин, Медведев. Прихожу к выводу о том, что гоголевская и моя Россия идут своим неповторимым п-у-т-е-м. Но не соглашаюсь с мыслью писателя о том, что «будущее грозит стране еще большим раздроблением ее на малые интересы кучек людей», что проявлением человеческой общности выступает только страх «маленького человека». Прекрасный пример национальной общности, русского патриотизма являла собой единая Россия в трудные для нее времена, заслужив свой праздник Национального Единства. «Единая Россия» как лидирующая на сегодняшний день партия со своим чисто русским символом, м-е-д-в-е-д-е-м, поддерживает Президента страны, идущего во главе всех демократических преобразований в обществе.
Меня не оставляют равнодушной публикации в местной газете «Истоки» К.Кравченко о современной молодежи, ее отношении к родному языку, родной земле. Воспоминания о «маленьких людях» - солдатах России, медсестрах, отстоявших Сталининград, сломивших фашистский ад Курской дугой, вынесших плен, разруху, нищету, голод. Как важны для нас, юных, эти примеры стойкости и единения простых русских людей.
Безграничную веру в Россию и бесконечную гордость за ее «маленького человека» нахожу в патриотической лирике прохоровского поэта В.М.Чурсина:
«Устоит под грозами и ветрами
И из пепла возродится Русь…»,
«Лишь бы один под кручей бил бы ключ,
Одна березка на ветру звенела…
Возьмется Русь который раз за дело,
От нечисти очистит дух и тело,
Как мрак – вокруг не силится, колюч…»,
«У нашего парня
Есть столько веры и силы,
Что ахнет в испуге
Заморско-коварная рать»,
«Счастлив, что не превратился в хама
И не стал тряпицей половой,
Не предал, хоть предлагали, душу
Даже по завышенной цене».
Как актуально звучит фраза Гоголя о том, что «современная жизнь настолько заблудилась и сбилась куда-то в сторону, что всякая норма здесь должна восприниматься как странность, и всякая странность и аномалия – как норма».
Господа взрослые, имеющие власть над маленькими людьми, а вы (простите Гоголя за поддержку в моем вопросе) «не сбились ли куда-то в сторону»? Нет ли вашей персональной вины в том, что чьи-то родители или дети, наши врачи и учителя, работники полей и ферм (всех не перечислить) все чаще ощущают себя «не по заслугам униженными»?
Моя сознательная жизнь только начинается. Кем хочу стать по профессии, еще не определилась: переводчиком, юристом, психологом. Не за горами и выбор мой как «маленького человека» - какой стать? Я уверена, что не хочу растерять свои лучшие качества, не хочу состариться в бездействии и жить в страхе, знаю, что с бездушием и равнодушием окружающих, как и их несправедливостью, нельзя мириться. Люблю свой край и своих родителей, мечтаю быть полезной России и по-настоящему я благодарна Н.В.Гоголю, который помог мне, «маленькому человеку», переосмыслить великие ценности бытия и выделить в них главные. Честность, трудолюбие, веру и терпение – все, без чего «маленький человек» современности не имеет права называться гражданином, патриотом и просто Человеком ХХ1 века.
А еще хочется верить в то, что Великая Россия не оставит без ответа ни один насущный вопрос ни одного из своих «маленьких людей», преданных ей беззаветно.

Сочинение

Тема «маленького человека» традиционна для русской литературы 19 века. Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А. С. Пушкин. В повести «Станционный смотритель» он «выводит» своего героя — «маленького человека» Самсона Вырина, служащего станционным смотрителем. Сразу же Пушкин обращает внимание на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении этим человеком своих обязанностей кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них — непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.

Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да его красавица дочка Дуня. Жена Самсона умерла, и он жил только ради Дуни. В четырнадцать лет дочка была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.

В первой части рассказа Самсон Вырин выглядел «свежим и бодрым», несмотря на нелегкую работу и грубое, несправедливое обращение с ним проезжающих. Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет рассказчик, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, прозябающего в своем заброшенном жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он, как мог, оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей.

Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.

На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…»

Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.

Повесть Н. В. Гоголя «Шинель» преемственно связана с повестью Пушкина, написанной десятилетием раньше. Но, раскрывая трагедию «маленького человека», Гоголь внес в свою повесть одну очень важную черту. Он столкнул «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина с государственной машиной и показал, насколько она враждебна его интересам. У Гоголя сильнее, чем у Пушкина, звучат общественные, социальные мотивы.

Что же собой представляет «маленький человек», по Гоголю? Речь идет о человеке, маленьком в социальном плане, ибо он не богат, не имеет голоса в обществе, ничем не примечателен. Он всего лишь мелкий чиновник с мизерной зарплатой.

Но «маленьким» этот человек является еще и потому, что его внутренний мир очень ограничен. Гоголевский герой незначителен и незаметен. Даже имя его переводится с греческого языка как «смиреннейший». Акакий Акакиевич очень исполнителен, но при этом он даже не задумывается над тем, что делает. Поэтому-то герой начинает сильно волноваться, когда нужно хоть немного проявить сообразительность. Но самое интересное, что Башмачкин так разуверился в себе, что даже не пытается измениться, совершенствоваться. Он лишь снова и снова повторяет: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Единственным смыслом жизни героя становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания. Неудивительно, что кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой. Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил и смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем после.

Фантастичен эпизод воскресения Акакия Акакиевича в эпилоге повести. Теперь этот герой якобы блуждает по Петербургу и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова месть Башмачкина. Он успокаивается только тогда, когда срывает шинель со «значительного лица», который сильно повлиял на судьбу героя. Только теперь Акакий Акакиевич Башмачкин вырастает в собственных глазах. По мнению Гоголя, даже в жизни самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, умеющей постоять за себя.

Продолжателем литературных традиций Пушкина и Гоголя является Ф. М. Достоевский. Тема «бедных людей», «униженных и оскорбленных» становится главной в его творчестве. Писатель говорит нам, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял на социальной лестнице, имеет право на сочувствие и сострадание.

Уже в первом своем романе «Бедные люди» Достоевский обращается к теме «маленького человека». Главный герой произведения — Макар Девушкин — полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и его возлюбленная, Варенька, — девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия.

Как и Гоголь в повести «Шинель», Ф. М. Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного «маленького человека», живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Сам Достоевский писал: «Все мы вышли из „Шинели“ Гоголя».

Таким образом, тема «маленького» человека является сквозной в русской литературе 19 века. Крупнейшие писатели обращались к этой теме, по-своему трактуя и разрабатывая ее. Пушкин делал акцент на личной смиренности своего героя, Гоголь — на равнодушие социума, Достоевский возводил этот вопрос к высшему, духовному аспекту. Но все эти художники, следуя гуманистической традиции русской классической литературы, акцентировали внимание на душе своих героев, на их внутреннем мире. Все писатели призывали увидеть в «маленьком человеке» личность, достойную если не уважения, то сочувствия и понимания.

«Маленький человек» в русской литературе

Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуто творчество многих русских писателей.

Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин. В «Повестях Белкина», законченных в 1830 году, писатель рисует не только картины дворянско-уездного быта («Барышня-крестьянка»), но и останавливает внимание читателей на судьбе «маленького человека».

Уже в рассказах сентименталистов, особенно у Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), был показан «маленький человек». Это был идеализированный образ, мало реалистический.

Пушкин делает первую попытку объективно, правдиво изобразить «маленького человека». Герою повести «Станционный смотритель» чужды сентиментальные страдания, у него свои горести, связанные с неустроенностью жизни.

Стоит где-то на перекрестке проезжих дорог небольшая почтовая станция. Здесь живут чиновник 14-го класса Самсон Вырин и его дочь Дуня - единственная радость, скрашивающая нелегкую жизнь смотрителя, полную покрикиваний и проклятий проезжающих. И вдруг ее увозят в Петербург, увозят тайно от отца. Самое страшное то, что Дуня уехала с гусаром по своей воле. Переступив порог новой, богатой жизни, она отказалась от отца. Самсон Вырин едет в Петербург, чтобы «вернуть заблудшую овечку», но его выгоняют из дома Дуни, и в конце концов за свою дочь он получает несколько ассигнаций. «Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел…» Вырин умирает в одиночестве, и никто не замечает его смерти. О таких, как он, Пушкин пишет в начале повести: «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее».

Жизненная правда, сочувствие к «маленькому человеку», оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, - вот что мы чувствуем, читая повесть. Пушкину дорог этот «маленький человек», живущий в горе и нужде. Демократизмом и гуманностью проникнута повесть, так реалистично изображающая «маленького человека».

В 1833 году появляется «Медный всадник» Пушкина, в котором «маленький человек» с трагической судьбой выражает робкий протест против бесчеловечного самодержавия. «Добро, строитель чудотворный! -//Шепнул он, злобно задрожав, -//Ужо тебе!..»

Традиции Пушкина продолжили и развили Гоголь, Достоевский, Чехов.

В повести «Шинель» идея гуманного отношения к «маленькому человеку», которая скрыто присутствует во всех гоголевских произведениях, выражается прямо и решительно.

Акакий Акакиевич Башмачкин - «вечный титулярный советник». Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение находит он в переписке бумаг. Он любовно выводил буквы чистым, ровным почерком и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и нужду, и заботы о пище и уюте. Даже дома он думал лишь о том, что «что-то бог пошлет переписывать завтра».

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни - новая шинель. «Он сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность…» Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, «…существование его сделалось как-то полнее…» Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость и грусть. Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.

Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в несчастливом чиновнике. Напрасно Башмачкин искал помощи у «значительного лица». Его даже обвинили в бунте против начальников и «высших». Расстроенный Акакий Акакиевич простужается и умирает. В финале маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство». Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.

Не из-за шинели умирает «маленький человек». Он становится жертвой бюрократического «бесчеловечья» и «свирепой грубости», которая, как утверждал Гоголь, таится под маской «утонченной, образованной светскости». В этом глубочайший смысл повести.

Преступное равнодушие проявляет высшее петербургское общество к капитану Копейкину (в поэме Гоголя «Мертвые души»). Оно оказалось черствым, бездушным не просто к маленькому человеку, но защитнику Родины, герою войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всяких средств к существованию… Недаром дальнейшая судьба капитана Копейкина связывается с бунтом: предупреждение о том, что терпение забитых и униженных когда-нибудь кончится, что всему есть предел. А уж если широкая русская душа взбунтовалась, то горе тем, кто притеснял и обижал бедного человека.

Духом гоголевской «Шинели» проникнут роман Достоевского «Бедные люди». Это рассказ о судьбе того же «маленького человека», раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает Варе. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт - «бунт на коленях». Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.

Достоевский раскрывает глубокие и сильные переживания «маленьких людей».

Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя. Он с сочувствием относится к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому, что видит в нем свое будущее. Итак, Достоевский, сложнейший и противоречивейший художник-реалист, с одной стороны, показывает «униженного и оскорбленного» человека, и сердце писателя переполняется любовью, состраданием и жалостью к этому человеку и ненавистью к сытым, пошлякам и развратникам, а с другой - высказывается за смирение, покорность, призывая: «Смирись, гордый человек!»

Жертвой в обществе произвола и беззакония оказывается Мармеладов из романа Достоевского «Преступление и наказание». Этот спившийся отставной чиновник говорит Раскольникову: «В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто». Мармеладов поясняет свою мысль: «Бедность не порок, нищета - порок», ибо в бедности еще не извращается в самом бедняке чувство человеческого достоинства; нищий же перестает быть человеком, перестает уважать себя, сам себя унижает, достигая последней степени нравственного падения.

Далее в развитии образа «маленького человека» намечается тенденция «раздвоения». С одной стороны, из среды «маленьких людей» появляются разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами. О Добролюбове скажет Некрасов: «Какой светильник разума угас!» С другой стороны, «маленький человек» опускается, превращаясь в ограниченного мещанина. Наиболее отчетливо мы наблюдаем этот процесс в рассказах Чехова «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре».

Учитель Беликов - человек не злой по характеру, но робок и замкнут. В условиях, когда действовала формула: «Раз не разрешает циркуляр, то и нельзя», - он становится страшной фигурой в городе.

Все живое, движущееся вперед, пугало Беликова, во всем он видел «элемент сомнительности». Не мог Беликов устроить и личную жизнь. Увидев однажды свою невесту на велосипеде, он был очень удивлен и отправился для объяснения к ее брату, считая, что женщине не к лицу кататься на велосипеде. Итогом разговора была ссора Беликова с Коваленко, после которой учитель умер. С радостью хоронили горожане Беликова, но и после его смерти печать «беликовщины» осталась на жителях города. Беликов продолжал жить в их сознании, он пропитал насквозь их души

страхом.

С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», - сказал Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское «Вашество». В тот же год, что и «Смерть чиновника», появляется рассказ «Толстый и тонкий». Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства. Хихикает, «как китаец», склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.

Рисуя образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит «маленького человека» к деградации. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает ему переносить существование: у Самсона Вырина - дочь, радость жизни, у Акакия Акакиевича - шинель, у Макара Девушкина и Вареньки - их любовь и забота друг о друге. Потеряв эту цель, они гибнут, не сумев пережить утраты.

«Маленькие люди» - люди низших сословий, и язык их - народный, в нем встречаются просторечие («прибрать, старый дурак»), канцелярские слова («циркуль»), выражение «я имею кое-что сказать». Для усиления эмоционального звучания образа писатели используют несобственно-прямую речь (например, рассказ о горе старого смотрителя ведется от третьего лица, хотя он сам рассказывает о случившемся).

Чехов для более полной обрисовки героя использует прием рассказа в рассказе. О герое говорит другой человек, знающий его и дающий оценку его действиям (учитель Буркин в рассказе «Человек в футляре», ветеринарный врач Иван Иванович в рассказе «Крыжовник»). Все приемы обрисовки героев направлены на более глубокое раскрытие образов «маленьких людей».

В заключение хочется сказать, что человек не должен быть маленьким. В одном из писем к сестре Чехов восклицал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» Зоркий глаз художника, подмечая пошлость, лицемерие, тупость, видел и другое - красоту хорошего человека. Таков, например, доктор Дымов, герой рассказа «Попрыгунья», человек, который живет для счастья других, скромный врач, с добрым сердцем, красивой душой. Дымов умирает, спасая ребенка от болезни.

Вот и получается, что не так уж мал этот «маленький человек».

Образ «маленького человека» — это своего рода обоб-щенный портрет не знатного или родовитого, но бедного, оскорбляемого высшими по чину сослуживцами мелкого чиновника. Это бесправный человек, который бессилен пе-ред жизнью и ее обстоятельствами. Порабощенный го-сударственной машиной и вечной нуждой, порой он спосо-бен на протест. Однако бунт «маленького человека» зачас-тую имеет для него трагические последствия — безумие, падение, смерть.

Впервые образ «маленького человека» встречается на страницах знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева. Этот образ мы находим также в бас-нях и пьесах И. Крылова. Стоит вспомнить хотя бы образы царевны Подщипы и принца Слюняя. Не обошел его своим вниманием и А. Пушкин («Медный Всадник», «Станционный смотритель»).

Но наиболее ярко, полно и широко тема «маленького человека» зазвучала в творчестве Н. Гоголя. И мы вряд ли ошибемся, если скажем, что с творчества Н. Гоголя образ «маленького человека» начинает свое шествие по страни-цам произведений русской классики XIX века.

Не случайно цикл повестей в творчестве Н. Гоголя на-зывается «петербургским». Образ «маленького человека» яв-ляется порождением большого города. Если А. Пушкин от-крыл в бедном чиновнике новый драматический характер бунтаря и обличителя, то Н. Гоголь продолжил и углубил ту же тему в петербургских повестях «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Ши-нель». В начале XIX века Петербург являлся одним из красивейших и богатейших европейских городов. Но при ближайшем и более внимательном рассмотрении была заметна двойственность российской столицы. С одной сто-роны, это был город роскошных дворцов, парков, мостов, фонтанов, архитектурных памятников и сооружений, ко-торым позавидовала бы любая европейская столица. С дру-гой стороны, это был город глухих и вечно темных дво-ров, жалких сырых лачуг, где проживали бедные чинов-ники, ремесленники и нищие художники.

Пораженный картиной глубоких и непреодолимых об-щественных противоречий, в своем творчестве Н. Гоголь ставит друг против друга, как бы сталкивает между собой две ипостаси столицы. Например, в повести «Невский про-спект» мы видим толпу чиновников с женами во время пре-добеденной прогулки. Но среди всей этой массы людей нет человеческих лиц, а только «бакенбарды… пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды атласные, черные как соболь или уголь», усы «никаким пером, никакою кистью не изобразимые», ты-сячи разных шляпок и платьев. Возникает ощущение, что мы оказались на выставке туалетов, причесок и делан-ных улыбок. Все эти люди стремятся произвести друг на друга впечатление не своими человеческими качествами, а изысканной внешностью. Но за этой внешней изящнос-тью и блеском скрывается нечто низкое, бездушное и бе-зобразное. Н. Гоголь предупреждает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче пла-щом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не гля-деть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»

И среди всей этой самодовольной нарядной толпы мы встречаем скромного молодого человека — художника Пискарева. Он доверчив, чист и влюблен в прекрасное. На Нев-ском проспекте Пискарев встречает юную красавицу, ко-торая кажется ему идеалом доброты и нежности. И он сле-дует за красавицей, которая приводит его в свой дом. Но дом оказывается обыкновенным притоном, где пьянствуют и кутят те самые благообразные чиновники. Они выс-меивают высокие чувства Пискарева. Обманутый худож-ник погибает. Его гибель является трагическим результа-том столкновения с жестокой и грязной реальностью. Материал с сайта

С презрением и пренебрежением относятся окружаю-щие и к мелкому чиновнику Поприщину из «Записок су-масшедшего». Ведь у него «нет ни гроша за душой», а потому он «нуль, более ничего». Работа Поприщина заклю-чается в ежедневной починке перьев для директора депар-тамента. Очарование роскошной жизни знати восхищает и подавляет мелкого чиновника. Но в генеральском доме к нему относятся, как к неодушевленному предмету. И это вызывает протест в сознании Поприщина. Он мечтает стать генералом «только для того, чтобы увидеть, как они будут увиваться…» Но и здесь торжествует трагедия — Поприщин сходит с ума.

Дикие нравы чиновничьего мира, где ценится не чело-век, а его положение и чин, показывает Н. Гоголь и на примере злоключений коллежского асессора Ковалева в повести «Нос» и в трагической истории переписчика бумаг Акакия Акакиевича Башмачкина в повести «Шинель».

Дальнейшее свое развитие образ «маленького челове-ка» получил в произведениях А. Герцена, Н. Некрасова, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Сойдя со стра-ниц художественной классики в начале XX века, «ма-ленький человек» совершил революцию и превратился в номинального хозяина огромной страны.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • невский проспект образ маленького человека
  • эмансипированная женщина в современной литературе
  • тема маленького человека в творчестве гоголя
  • портрет образ маленького человека
  • невский ппроспект образ маленького человека
Загрузка...
Top