Эффект пленочной фотографии в Lightroom. Эффект плёночного зерна - это просто

В последнее время стала особенно популярной среди фотографов обработка в стиле олд-скул, такие фотографии нам напоминают кадры из ретро фильмов. Существует множество специальных пресетов и экшенов для создания подобного эффекта, но в этом уроке мы покажем, как добиться подобного эффекта самостоятельно за 3 простых шага в программе Adobe Lightroom.

Что мы подразумеваем под эффектом пленки?

Прежде чем приступить непосредственно к обработке, давайте разберемся, какими характеристиками обладает фотография с эффектом пленки. Для примера я сделал несколько фотографий, чтобы наглядно показать этот эффект. Также стоит сказать, что существует несколько стилей подобных фотографий, об этом несложно догадаться, ведь пленка бывает самых разных видов. Для интереса ознакомьтесь с самыми популярными: Velvia, Provia, Kodak Gold, and Ilford Delta.

Когда я начал знакомиться с пленочной фотографией, заметил, что в большинстве случаев на снимках смещены точки черного и белого. Черный на фотографии не совсем черный, а тёмно-серый, а белый в свою очередь светло-серый.

На этой фотографии как раз и продемонстрирован результат смещения точек черного и белого, которое так характерно для пленки. В левой части снимка расположена самая темная точка всего изображения, но, как мы видим, эта область далеко не черная, она темно-серого цвета. И самая светлая точка, которая расположена в области лампы, также не чисто белого цвета, а светло-серого.

Динамический диапазон у пленочной фотографии очень широкий, т.е. между самой темной и самой светлой частями много тональных переходов. Одной из самых важных особенностей пленочной фотографии является низкая контрастность белых и черных точек изображения. Пленка получается в средних тонах, и именно это ее свойство и является ключевым.

Цвета

Обобщить цветовые характеристики пленочной фотографии невозможно из-за того, что пленка бывает самая разная и передает цвета по-разному. Создавая эффект пленки, мы можем выбрать более подходящую кадру цветовую гамму.

Пленочная фотография по-своему уникальна. Это фото несовершенно с технической стороны - глубокие тени уходят в синий оттенок, но зато оно приятно для визуального восприятия, пленка делает фотографию по-настоящему особенной.

К счастью, мы можем воссоздать эффект пленки в графических программах. Я покажу вам несколько простых способов сделать вашу фотографию похожей на пленочную.

Зернистость

Вне зависимости от качества светочувствительной поверхности, зернистость является постоянным спутником многих видов пленки. Стремясь к техническому совершенству фотографии, многие пытаются избавиться от зернистости и шума. Я вырос на пленке и поэтому к зернистости отношусь иначе, на мой взгляд, она придает фотографии изюминку.

На этой фотографии зернистость особенно заметна в теневых областях, портрет от этого смотрится выигрышно. Добиться такой зернистости можно, всего на всего сдвинув одни ползунок в программе Lightroom .

Итак, особенностями пленочной фотографии являются: смещенные точки черного и белого, цвет и зернистость. Теперь мы можем приступить к обработке.

Работаем с Кривыми

Лучше всего имитировать пленочные настройки точки черного и точки белого, о которых мы говорили выше, при помощи Кривых (Curves). Мы сделаем это буквально за пару секунд, изменив вид кривой.

Модуль с Кривыми вы найдете в правой части экрана программы, называется он Tone Curve (Тоновая кривая). Я пользуюсь точечной кривой (существует еще параметрическая), она позволяет регулировать диапазоны фотографии перемещением самой кривой. Чтобы переключить режим кликаем на иконку в правом нижнем углу модуля.

Щелкните по иконке, чтобы переключить режим отображения кривой.

Теперь вид кривой несколько изменился, и на ней появились точки.

Мы видим, что теперь в поле отображаются точки в нижнем левом и верхнем правом углах.

Грубо говоря, точка в левом нижнем углу отвечает за черный цвет (за точку черного), а точка в правом верхнем углу, соответственно, за белый цвет. Теперь мы можем отрегулировать эти точки и привести изображение к желаемому виду.

Чтобы превратить черный в темно-серый просто кликните по точке, отвечающей за черный, и перетащите ее из угла чуть выше. На примере ниже вы видите, как изменился черный цвет, став темно-серым.

Исходная фотография

Переместив точку из нижнего левого угла вверх мы добились того, что черный превратился в темно-серый, и уменьшилась контрастность всего изображения.

Чтобы белый превратить в светло-серый, перемещаем другой конец кривой вниз. Обратите внимание на кольцо карусели, оно стало светло-серым после внесенных изменений.

Переместив точку, отвечающую за белый, мы получили светло-серые тона.

Итак, с помощью невероятно простых манипуляций мы приблизились к желаемому результату: наша фотография напоминает классическое пленочное фото.

Работаем с цветом

Еще одним важным пунктом в создании эффекта пленки является настройка цвета фотографии. На этом этапе вы, буквально, не ограничены никакими рамками, вы можете экспериментировать и создавать самые различными цветовые стилизации.

Для работы с цветом я пользуюсь модулем Hue, Saturation and Luminance (HSL). Открыв модуль выбираю вкладку Color. Здесь мы можем контролировать яркость, насыщенность и оттенок каждого цвета отдельно.

Используйте цветовую панель для регулировки цветов вашего изображения.

Попробуйте понизить значение синего и наоборот повысить зеленые тона. Задействуете желтый и фиолетовый цвета, чтобы сделать фотографию более винтажной.

Добавляем зернистость

И заключительным шагом в обработке будет добавление зернистости. В модуле Develop находим раздел Effects panel и меняем положение ползунка, отвечающего за добавление зерна (называется этот подраздел Adding grain). Чтобы полностью контролировать наложение этого эффекта увеличьте изображение.

Сдвигайте ползунок, не торопясь, чтобы не переусердствовать с эффектом.

Приблизив изображение, я выставил ползунок Amount примерно посередине. Значения Size (размер) и Roughness (неровность) подбираются для каждой фотографии индивидуально. Для моей фотографии идеальными оказались значения, приведенные на изображении выше. Большое зерно делает изображение похожим на пленочное фото, снятое с высоким ISO.

Делаем пресет

Чтобы из раза в раз не проделывать эту работу заново и не тратить свое время, в программе Lightroom есть возможность записывать все ваши действия в пресеты, чтобы в дальнейшем применять заданные в пресете настройки к другим фотографиям. Для этого находим панель Presets и кликаем по иконке с плюсиком.

Чтобы создать новый пресет нажимаем на плюсик в правом верхнем углу

В появившемся окне снимаем галочки со всех параметров, которые не были задействованы. Если вы следовали моему уроку, тогда оставляем галочки напротив Tone Curve, Treatment (Color), Grain и Process Version.

Убедитесь, что отметили только те опции, которые регулировались во время создания эффекта

Чтобы применить сохраненный эффект, работая с другими изображениями, мы открываем раздел Presets и выбираем необходимый пресет из списка.

Заключение

Следуя этому уроку, за несколько очень простых шагов вы можете создать эффект пленки, который придаст вашей фотографии совершенно особенное настроение. Экспериментируйте с настройками цветов, кривых и зерна - создавайте свой неповторимый стиль.

Инструкция

Самый лучший способ борьбы с шумом – это препятствование его появлению. Шумы на снимках возникают в плохой освещенности, при которых камера или фотограф вынуждены сильно поднимать значения ISO. Уже при ISO, равном 400, на фотографиях появляются посторонние артефакты, если же ISO поднято до значений 800 или даже 1600, шумов на фото вам не избежать. Размытые аляпистые пятна сильно влияют на качество снимка, их можно как специальными фильтрами, так и средствами, изначально встроенными в редактор Фотошоп.

Видео по теме

Часто фотографы-любители с огорчением обнаруживают, что красивый пейзаж на фотографии оказался не таким уж красивым – изображение сплошь покрыто какими-то цветными пятнами. Это – цветовой шум , и получается он обычно, когда снимок делается при недостаточном освещении.

Вам понадобится

Инструкция

Не пропадать же добру! Можно попробовать средствами Adobe Photoshop убрать этот недостаток. Откройте фотографию. Сделайте дубликат слоя для того, чтобы не испортить основное изображение в процессе работы: Ctrl+J.

В главном меню последовательно выбирайте пункты Filter («Фильтр»), Blur («Размытие»), Surface Blur («Размытие по поверхности»). Поставьте флажок в окошко рядом с Preview («Просмотр»), чтобы видеть результат ваших действий. Двигая ползунки, выставляйте подходящие значения для Radius («Радиус») и Threshold («Порог») таким образом, чтобы максимально убрать шум , не размыв при этом фрагменты изображения. В окне просмотра видно, как изменяется вид фотографии.

Сделайте обработанный слой невидимым, щелкнув по изображению глаза рядом с ним. Опять скопируйте фоновый слой, чтобы попробовать другое средство из богатого арсенала фильтров. Выбирайте в главном меню Filter, затем Blur и Smart Blur («Умное размытие»). фильтр Threshold позволяет настраивать выборочную размывку. Более контрастные линии сохраняются, менее котнастные размываются. Чем ниже порог, тем больше линий и контуров сохраняются неизменными.

Опять убирайте видимость обработанного слоя. Скопируйте основной слой Ctrl+J. В меню Filter выбирайте пункты Noise («Шум») и Reduce Noise («Уменьшить шум »). Фильтр Strenght («Интенсивность») определяет силу обработки, Preserve Details («Сохранность деталей») – защищенность мелких фрагментов от воздействия фильтра. От мелких дефектов можно избавиться, настраивая ползунок инструмента Reduce Color Noise («Уменьшить цветной шум »). Чтобы компенсировать чрезмерное размытие деталей, используйте движок Sharpen Details («Резкость деталей»).

Для более тонкой обработки фотографии отметьте режим Advanced в строке над диалоговым окном. Переходите на вкладку Per Channel («По каналам»). Из списка выбирайте поочередно каналы и удаляйте шум Strenght и Preserve Details. Подтвердите изменения, нажав ОК.

Полезный совет

Сравните результаты обработки фотографии и выбирайте наиболее удачный вариант.

Любые изображения, полученные путем фотографирования реальных объектов, содержат искажения , обусловленные кривизной линз оптической системы фотоаппаратуры. Подобные дефекты снимков называют дисторсией (геометрической аберрацией). Различают положительную (подушкообразную) и отрицательную (бочкообразную) дисторсию. Убирать подобные искажения можно в графических редакторах. Например, в Adobe Photoshop.

Вам понадобится

  • - Adobe Photoshop;
  • - фотография с искажениями.

Инструкция

Загрузите в Adobe Photoshop изображение, содержащее оптические искажения . В разделе File главного меню кликните на пункте "Open..." или на клавиатуре нажмите Ctrl+O. Выберите файл в отображенном диалоге и нажмите OK.

Настройте параметры визуализации вносимых изменений. Активируйте опцию Preview. Исходное изображение отобразится в окне предварительного просмотра. Активируйте опцию Show Grid. Будет выведена сетка, позволяющая осуществлять контроль корректности расположения вертикальных и горизонтальных объектов. Нажмите кнопку Zoom Tool. Щелкая по изображению, выберите подходящий масштаб просмотра.

Нередко на сайтах, посвящённых программе Photoshop, а порой и в некоторых книгах пишут, что зерно можно имитировать, добавив к изображению шум. Такие горе-советчики, похоже, никогда не снимали на чёрно-белую плёнку и не видели фотографического зерна. Шум, который создаёт программа, имеет правильную («компьютерную») структуру. Зерно на плёнке, напротив, имеет различный размер в тенях, средних тонах и светах.

В программе Photoshop имитировать зерно можно следующим образом. Поверх всех слоёв необходимо создать слой, залитый 50-процентным серым цветом, затем изменить у этого слоя режим наложения на Overlay. Сделать это удобнее, щелкнув в палитре слоёв на значке создания нового слоя при нажатой клавише Option (Alt). В этом случае появится диалоговое окно, в котором можно сразу задать режим наложения.

Затем нужно добавить к этому слою шум, выбрав команду Filter->Noise->Add Noise и установив флажок Monochrome в открывшемся окне.

Величина зерна зависит от интенсивности шума. Однако созданное таким образом зерно слишком резкое. Поэтому далее к этому слою необходимо применить фильтр Gaussian Blur с радиусом 1–3 пиксела, а затем добавить ещё один серый слой и применить к нему фильтр шума с другими параметрами и также размыть его фильтром Gaussian Blur.

Степень размытия определяется, исходя из размера снимка и необходимой величины «зерна». Затем в зависимости от желаемого эффекта нужно снизить непрозрачность одного или двух «серых» слоёв. «Плёночное» зерно, как правило, имеет больший размер в средних тонах, чем в тенях и светах. Поэтому для уменьшения размера цифрового «зерна» в тенях и светах надо открыть окно Layer Style (Стиль слоя) и, удерживая клавишу Optiosn (Alt), разделить движки в тёмных и (или) светлых тонах для слоя с «зерном».

Такое разделение необходимо для плавного перехода от средних тонов к светам и теням.

Финальная фотография.

Фрагмент снимка с увеличением 150%.

Данную методику добавления зерна можно применять к снимкам, имитирующим мягкую оптику.

Хочу добавить, что хотя такой способ имитации зерна не так уж плох, но всё-таки далёк от совершенства. Для более качественной имитации зерна существуют специальные экшены и плагины.

Соляризация

В течении многих лет фотографы в лаборатории использовали различные техники для художественного изменения фотографии. Это были соляризация и барельеф, изогелия и тонирование, «мокрая» печать и другие. Некоторые приёмы пока невозможно воспроизвести при обработке в Photoshop , имитация других приёмов даёт эффект, похожий на лабораторный. Один из очень красивых приёмов дальнейшего изменения фотографии - изготовление из неё чёрно-белой фотогравюры. В основе этого метода лежит явление соляризации.

Строго говоря, соляризация - явление, при котором переэкспонированная плёнка приобретает свойства обращения. Этот эффект обращения назвали соляризацией, потому что проявленный, но не отфиксированный фотоматериал выставлялся на солнце. (Solarize - подвергать воздействию солнечных лучей.) В соляризации нет ничего мудрёного. Обычный подход состоит в экспонировании плёнки или фотобумаги, неполном её проявлении, засвечивании и окончательном проявлении. Считалось, что соляризация - сложный для фотографа процесс. Это происходило из-за того, что далеко не всем удавалось добиваться многократной повторяемости результатов. Однако это было обусловлено не самим процессом, а отсутствием чётко установленного порядка проведения операций. По существу, соляризованный снимок представляет собой некую смесь негатива и позитива. Гораздо интересней эффект соляризации проявляется на высококонтрастных фотоматериалах, позволяющих из обычной фотографии получить гравюру.

При определённых условиях фотохимической обработки на границах первичного и вторичного изображений возникают тонкие линии, так называемые линии Макки. Изображение оказывается очень плотным, но после контратипирования получается негатив для печати фотогравюры. Если процесс повторить, то происходит раздвоение тонких белых линий. В аналоговой лаборатории способ был достаточно сложным и требовал аккуратности.

Ни один из фильтров программы Photoshop напрямую не позволяет добиться этого эффекта. Фильтр Solarize (Соляризация) применяет к изображению коррекцию согласно «треугольной» кривой и не имеет параметров предварительной настройки.

Но всё же есть несколько способов, позволяющих с помощью программы превратить цифровую фотографию в гравюру. Сначала цветное изображение переводим в чёрно-белое любым удобным методом, например, путём смешения каналов. Прямым переводом в Grayscale лучше не пользоваться, так как можно потерять важную для разделения тонов информацию. Работаем, естественно, с копией изображения.

Способ первый. Применяем команду Filter->Stylize->Solarize. Изображение получается достаточно плотным, и для его осветления и повышения контраста воспользуемся командой Curves (Кривые). Дублируем изображение и повторяем операцию для раздвоения тонких линий. Если сравнить эти два изображения, можно заметить, что некоторые детали предаются хорошо на первой соляризации и хуже на второй, а некоторые наоборот. При этом часть областей меняет тон с чёрного на белый. Переносим одно изображение на другое (при нажатой клавише Shift - это гарантирует их точное совпадение). Дальше следует добавить маску слоя и закрасить те области на маске, через которые должен быть виден нижний слой. Также можно применять эффекты к копиям основного слоя с добавлением масок слоёв. Если необходимо, можно изменить прозрачность и режим наложения. Оригинал и результат:

Фрагмент фотографии 1:1:

Оригинальный отпечаток имеет размеры 40×90 см.

Способ второй. Он немного сложней и тоньше в настройке. Применим команду Curves с параметрами, соответствующими данными,

Плагины

Почти неизменным атрибутом старой фотографии является зерно, которое присутствует практически на каждом снимке, отпечатанном на фотобумаге с увеличением. У некоторых старых фотографий зерно отсутствует, но это не значит, что его не было. Просто снимок был снят на большой негатив, а затем напечатан контактным способом. Существуют разные плагины, или, как чаще говорят, дополнительные плагины для программы Photoshop, предназначенные для моделирования зерна. Большая часть таких фильтров могут имитировать не только зерно, но и чёрно-белую фотографию, тонирование и некоторые другие эффекты.

BWStyler

Этот плагин из пакета фильтров Photo Wiz компании The Plugin Site обладает множеством вариантов настройки и шаблонов. Начинающему пользователю следует начать с режима Photography Mode и выбирать желаемые эффекты из шаблонов: тип плёнки, светочувствительность, характер проявления, тон отпечатка и т.д.

Фильтр можно применять к отдельному каналу или композитному изображению. Как всегда, лучше создать копию слоя и применить фильтр к ней. Возможно, потребуется дополнительная настройка корректирующими слоями кривых или уровней. Зерно, которое создаёт этот фильтр, похоже на настоящее, но, как мне кажется, имеет более жёсткую структуру, чем «плёночное». При работе с фильтром наблюдать эффект следует всегда при 100-процентном режиме просмотра. За размер зерна отвечают два параметра. Параметр Intensity (Интенсивность) контролирует количество зерна на фотографии. Чем выше значение, тем больше зерна. Параметр Size (Размер), как понятно из названия, определяет размер частиц зерна. Значение, равное 1, говорит о том, что размер зерна равен 1 пикселу. Выше отмечалось, что плёнка имеет больший размер зерна в средних тонах, чем в тенях и светах. Параметры Shadow (Тени), Midtone (Средние тона) и Highlight (Света) позволяют увеличить или уменьшить интенсивность зерна в разных тоновых областях. Снижение всех параметров до –100 полностью удаляет зерно. При активной кнопке R внешний вид зерна будет меняться при каждом изменении положения движка, что удобно для настройки изображения в интерактивном режиме. При установке флажка Uniform шум распространяется равномерно по всему изображению, при этом зерно выглядит искусственно. Эта возможность кажется довольно странной, так как практически дублирует фильтр Noise (Шум) программы Photoshop.

RealGrain

У фильтра RealGrain компании Iimagenomic большое число шаблонов, имитирующих различные сорта плёнок и эффектов проявления.

Grain Style (Стиль зерна) - выбор одного из двух параметров Film Grain (Зерно) или Digital Noise (Цифровой шум).
Grain Intensity (Интенсивность зерна) - задаётся уровень зернистости и плотности зёрен на фотографии.
Tonal Range (Тональный диапазон) - раздельная регулировка зернистости для теней, полутонов и светов.
Grain Balance (Баланс зерна) - данная опция распределяет количество тёмных и светлых зёрен, тем самым немного затемняя или осветляя изображение. При значениях, отличных от нуля, зерно становится искусственным, больше напоминая просто шум.

Grain Size (Размер зерна) - если опция Auto Resolution and Image Blur (Автоматическое разрешение и размытие) активна, фильтр RealGrain автоматически вычисляет размер зерна на основе выбранного формата плёнки и конечного размера фотографии. Очевидно, что чем больше размер отпечатка, тем больше зерно. Кроме этого, с увеличением снимка изображение начинает несколько терять резкость. Для достижения такого эффекта фильтр RealGrain немного размывает фотографию на основе указанной интенсивности зерна, формата плёнки и размеров изображения. Например, предположим, что изображение имеет размер 4992×3328 пикселей (16 мегапикселей) и выбран формат 35-миллиметровой плёнки. Фильтр RealGrain вычисляет разрешение так, как будто сканировалась 35-миллиметровая плёнка с разрешением 3600 dpi. Таким образом, на основе заданного формата плёнки и размера изображения RealGrain эмулирует размер зерна для определённого разрешения.

Кроме этого, можно вручную установить разрешение между 1800 и 7200 dpi и размытие изображения от 0 до 40.

Фильтр RealGrain переводит изображение в чёрно-белое более гибко, чем программа Photoshop. Каждый из параметров опции Color Balance (Баланс цвета) контролирует конкретный цвет относительно других цветов при переходе в градации серого.

Например, положительные значения для красных цветов приводят к увеличению яркости красных за счёт всех других цветов, при этом общая яркость изображения сохраняется на том же уровне. Напротив, опция Color Response (Цветовая чувствительность) задаёт степень чувствительности преобразования каждого конкретного цветового диапазона. Например, положительные значения в красных областях переводят красный в светло-серый, не затрагивая яркость других цветовых диапазонов. Кроме преобразования изображение в чёрно-белое, фильтр RealGrain позволяет тонировать фотографию по заданным шаблонам и вручную.

Exposure

Этот фильтр компании Alien Skin Software во многом аналогичен RealGrain. Есть различные шаблоны типов плёнок, поддерживаются тонирование и специальные эффекты. Только перевод изображения в чёрно-белое происходит по методу смешения каналов Photoshop. Такой метод, к сожалению, подходит не к каждому изображению, поэтому прежде, чем имитировать зерно, снимок стоит преобразовать в чёрно-белый в программе Photoshop.

Overall Grain Strength (Общая численность зерна) отвечает за количество зерна на снимке. При нулевом значении большинство других опций контроля зерна недоступно.

Shadow (Тени), Midtone (Полутона) и Highlight (Света) выборочно добавляют зерно в разные по тону участки фотографии. Как уже неоднократно отмечалось, плёнка имеет больше зерна в средних тонах, чем в тенях и светах.

Roughness (Шероховатость) управляет формой края зерна. При небольших значениях зерно мягкое, и на изображении все зёрна имеют плавные тональные переходы. Большие значения дают зерно с острыми краями, более похожими на квадратики.

Push Processing (Перепрояление) имитирует технику лабораторного перепроявления недоэкспонированной плёнки. При перепроявлении всегда растёт зерно, повышается контраст, происходит определённая потеря детализации.

Size (Размер зерна) полностью аналогичен параметру Grain Size фильтра RealGrain. Тут надо помнить, что размер зерна никогда не будет ниже 1,5 пикселей. То есть если снимок имеет размер меньше 3 мегапикселей, зерно превращается в цифровой шум, что выглядит скучно и некрасиво.

На вкладке Age (Старинный) доступны параметры, позволяющие воспроизвести эффекты старых фотографий. Сюда относятся и виньетирование с разной степенью затемнения углов, и эффекты повреждённых негативов, таких как царапины и пыль при печати. Пожалуй, эта самая неудачная опция фильтра Exposure. Фильтр Exposure автоматически добавляет слой к оригинальному изображению, поэтому процесс преобразования более гибок.

Silver Efex Pro

Это фильтр компании Nik Software, пожалуй, самый интересный из всех подключаемых модулей для программы Photoshop. Плагин также можно использовать с программами Lightroom и Aperture. Модуль Silver Efex Pro не только имитирует различные чёрно-белые плёнки, но и воспроизводит эффекты печати и тонирования.

Группа параметров Tonality Controls (Контроль тональности) позволяет менять яркость, контрастность и структуру по всему изображению. При работе с контрольными точками регулировать яркость, контрастность и структуру можно выборочно. Увеличение параметра Structure подчеркивает мелкие детали по всему снимку, а при его уменьшении снижается число мелких деталей и изображение ставится более гладким.

Настройка Protect Shadows/Protect Highlights (Защита теней/светов) работает аналогично команде Shadows/Highlights в Photoshop.

Color Filter (Цветные фильтры) - это опция имитации цветных фильтров, которые используются в чёрно-белой фотографии в процессе съёмки. Параметр Hue (Оттенок, цветность) определяет соотношения цветов в фотографии при переводе её в градации серого. Выбранный цвет фильтра осветляет объекты этого цвета в изображении и затемняет объекты дополнительного цвета. В свою очередь, параметр Strength (Сила) определяет контраст между цветами. Чем выше значение Strength, тем больше контраст между близкими цветами.

В разделе Film Types (Тип плёнки) фильтра заложены шаблоны, которые имитируют разные сорта чёрно-белых плёнок с соответствующим им зерном и передачей цветов в градациях серого. Grain (Зерно) определяет степень зерна на всей фотографии. Параметр Grain per pixel (Зерно на пиксел) регулирует количество зерна на изображении. В левом положении движка зерно получается более грубым, в правом - более мягким. А параметр Hard-Soft как бы разделяет зёрна между собой, делая общую структуру более похожей на шум.

Sensitivity (Цветовая чувствительность) полностью аналогична команде Black & White программы Photoshop и, по существу, представляет собой тональный профиль плёнки, обработанной по стандартному режиму.

Tone Curve (Тональная кривая) полностью аналогична команде Curve (Кривые) программы Photoshop.

Блок команд Stylizing (Стилизация) имитирует различные приёмы печати и дополнительной обработки чёрно-белых фотографий.

В разделе Toning (Тонирование) есть возможность подобрать не только тон самой фотографии, точнее, окрасить оттенки серого в определённый цвет, но и изменить оттенок бумаги. Идентично аналоговой фотографии, когда соединения серебра (это серые и чёрные цвета) заменялись другими солями. Вот эти соли и давали на отпечатках те или иные цвета вместо чёрного. В некоторых программах и плагинах есть команды, которые окрашивают изображение в разные цвета. Однако эти команды просто окрашивают света в один цвет, а тени в другой, не затрагивая белый и чёрный. В отличие от них фильтр Silver Efex Pro именно имитирует процесс печати с последующим виражом. Например, предположим, вы взяли фотобумагу с жёлтой основой и напечатали снимок. Затем произвели тонирование в коричневый цвет. В Silver Efex Pro бумага окрашивается в жёлтый, а изображение - в коричневый. В фильтр заложены несколько вариантов классического окрашивания, которые выбираются в списке Preset. Параметр Strength (Сила) задаёт общую степень усиления выбранного тона, а параметры Silver Toning (Тон серебра) и Paper Toning (Тон бумаги) отвечают за оттенки серого и бумаги соответственно. Silver Hue и Paper Hue (Цвет серебра) и Paper Toning (Цвет бумаги) отвечают за изменение окраски градаций серого и бумаги соответственно. Параметр Balance (Баланс) определяет соотношение окрашивающих цветов изображения и бумаги. При отрицательных значениях доминирует окраска тонов, при положительных - окраска бумаги.

Раздел Vignette (Виньетирование) аналогичен функциям виньетирования в других программах и фильтрах. Amount (Степень) отвечает за потемнение или осветление углов изображения, Size (Размер) задаёт область изображения, которую охватывает виньетка. Опция Circle and Rectangle изменяет форму виньетки между круглой и прямоугольной. Параметр Place Center (Место центра) отмечает центр виньетки. То есть затемнение можно создать от сюжетно важного объекта, расположенного не в центре кадра.

Раздел Burn Edges (Обжиг краёв) служит для настройки краёв фотографии. Термин «burn», принятый в среде англоговорящих фотографов, означает «обжиг». У нас говорят «запечатать», то есть сделать части снимка более тёмными. Каждую сторону фотографии «запечатать» можно по-разному. Для выбора края используются четыре кнопки, и степень затемнения настраивается поочередно. Параметр Strength (Сила) определяет степень почернения краёв, Size (Размер) - ширину эффекта на выбранной стороне, Transition (Переход) - степень смешения между полосой почернения и оригинальными деталями изображения.

В фильтре заложены шаблоны соляризации.

Если изменить тональную кривую, можно добиться разных соляризационных эффектов.

Но самое главное то, что эффект применяется не к оригинальному изображению, а к его копии на отдельном слое. Хотя пользователь может выбрать вариант применения эффекта и на том же слое.

В нижней части навигатора расположена карта зон почернения (Zone System Map), предназначенная для визуальной оценки тональных переходов в различных областях фотографии. Чтобы увидеть, какие части изображения расположены в определённой яркостной зоне, следует щёлкнуть на номере в карте зон, и зона на изображении будет выделена.

Для сравнения оригинального изображения с преобразованным следует использовать двухоконный режим.

Окна просмотра могут располагаться слева и справа, что удобно для вертикальных изображений, или вверху и внизу, что удобно для горизонтальных.

Важные замечания

Если говорить вообще об имитации зерна, то наиболее реалистичный эффект получается при сканировании плёнки, на которую снята равномерно освещённая серая поверхность. Причём снимать надо обязательно в нерезкости, чтобы на плёнке не было структуры поверхности. Полученный файл с зерном вставляется в цифровую фотографию в виде отдельного слоя с режимом наложения Overlay или Soft Light. Можно также просто снимать на плёнку.

На сегодняшний день программа Photoshop выпускается в 32 или 64-битном исполнении. Это связано с разрядностью операционных систем. Поэтому перед тем, как ставить те или иные плагины в Photoshop, следует проверить не только исполнение программы, но и плагин. Они так же могут выпускаться под 32- или 64-битное исполнение.

Пленочное зерно - это фактура снимков прошлого. Сегодня пиксели очень маленькие и они выстроены в ряд, как кирпичная стена. С плёнкой всё было иначе. Светочувствительные элементы были не упорядочены и имели различные размеры. Изображение, полученное на плёнку имело совершенно другую природу по сравнению с цифровой фотографией. Для того, чтобы вернуться в прошлое, немного поностальгировать и попытаться воспроизвести плёночное зерно в графическом редакторе, разберемся в некоторых вопросах и посмотрим на алгоритм обработки снимка.

Зерно можно добавить двумя способами: отсканировать настоящее плёночное зерно или сгенерировать его в Photoshop. Со сканом отчасти всё понятно. Нейтрально серое изображение с зерном сканируется и накладывается на снимок в режиме Перекрытие. Разрешение скана желательно иметь побольше. Для публикаций в интернете достаточно будет 300dpi, но если вы планируете печатать плакаты, то всё должно быть пропорционально.

В чём преимущество использования реального скана плёночного зерна? Всего неоднородности. Даже просматривая снимок в маленьком разрешении, где зерно уменьшается до размера пикселя и по сути становится похоже на цифровой шум, остаётся заметна неоднородность.

Проблема имитации зерна состоит в том, что на плёнке зерно накладывается не сверху изображения. Само изображение состоит из зерна. Есть один способ обмануть человеческий взгляд и сделать качественную имитацию зерна в Adobe Photosop.

Имитация плёночного зерна в графическом редакторе

Подберём подходящий снимок для работы.

Приступим к созданию зернистости. На этом этапе можно воспользоваться сканами, которые есть в свободном доступе в интернете, но попробуем проделать полноценную имитацию без участия оригинала.

Создаём новый слой с заливкой серым цветом.

Применяем фильтр Add Noise. Параметры настраиваем по вкусу. Желательно использовать генерацию по алгоритму Гаусса и создавать монохромный шум.

Переводим слой в режим наложения Overlay. Фильтром Gaussian Blur мы размоем шум, увеличив размер зерна. Размер размытия подбирается индивидуально. Главное запомнить значение. Оно будет использоваться ещё несколько раз. Для данного примера использован радиус 1.5 пикселя.

Выглядеть всё стало как кашица. Воспользуемся фильтром добавления резкости Unsharp Mask (USM). Используем такой же радиус, как и в случае с Размытием по Гауссу. Для усиления контраста используем Levels, работая только белой и чёрной точками.

Теперь снова нам потребуется USM, но радиус будем ставить побольше. С увеличением радиуса в зерне начинает появляться неровность.

На этом работа с зерном заканчивается. Остался небольшой нюанс. Наше зерно наложено поверх снимка, который состоит из более мелких деталей. В настоящей плёночной фотографии такого быть не может. Снимок должен состоять непосредственно из зерна. Для того, чтобы исходное изображение потеряло детали размером меньше размера зерна, его нужно размыть на тот же радиус, что и размер зерна. В нашем случае это 1,5 пикселя.

Осталось ело за малым. Регулировка интенсивности зерна. Для этого используем Blending options. Необходимо ограничить воздействие зерна в тех местах, где на исходнике тени и слегка уменьшаем в светлых участках. Непрозрачность слоя с зерном можно отрегулировать по вкусу.

Вот и вся имитация зерна. Использование реального скана зерна может немного облегчить работу и позволит получить несколько иной результат.

Эффект зернистости.
Зернистость фотопленки (появляется из-за крупинок серебра в светочувствительном материале) при ближайшем рассмотрении несколько напоминает пиксели цифровых изображений. В сущности, чем больше размер крупинок серебра, тем выше чувствительность фотопленки. Другими словами, фотопленка с большей зернистостью более пригодна для съемки в условиях недостаточной освещенности, с меньшей выдержкой или меньшей диафрагмой. Поэтому, как вы понимаете, зернистость всегда была, есть и будет неотъемным элементом традиционной фотографии.

Но если с этим явлением бороться бесполезно, значит его нужно принять как должное. На самом деле, повышенную зернистость можно обратить во благо. Например, с ее помощью можно скрывать изъяны кожи на лице главного объекта съемки или же (как и с помощью высококонтрастного эффекта) обнажать невидимую на первый взгляд сущность снимка.

В традиционной фотографии эффект чрезмерной зернистости снимка можно создать с помощью нескольких способов. Первый и самый простой из них заключается в использовании пленки с высокой чувствительностью, которой присуща чрезмерная зернистость. Помимо этого можно увеличить время обработки недодержанной фотопленки, повысить температуру проявителя, использовать «зернистые» кальки во время печати фотографий и т.п.

В программе Photoshop для создания эффекта зернистости предусмотрены следующие фильтры: Film Grain (Зернистость пленки), Grain (Зернистость), Add Noise (Добавить Шум) и Mezzotint (Меццо-тинто). В качестве примера на следующем рисунке показано диалоговое окно программного средства Filter Gallery (Галерея фильтров) с активизированным фильтром Film Grain.

Для активизации этого фильтра достаточно в главном меню программы выбрать команду Filter>Artistic>Film Grain (Фильтр>Художественный>Зернистость пленки). Однако все вышеперечисленные фильтры хорошо работают только с черно-белыми снимками. Дело в том, что после применения этих программных средств цветные снимки выглядят, мягко говоря, неестественно.

Применение фильтра «Film Grain».
Для того чтобы воспользоваться этим фильтром в главном меню программы, выберите команду Filter>Filter Gallery (Фильтр>Галерея фильтров). Затем из раскрывающегося списка, расположенного в правой части появившегося диалогового окна галереи фильтров, выберите элемент Film Grain (Зернистость пленки). Для фильтра Film Grain предусмотрено три параметра, которые также расположены в правой части диалогового окна галереи фильтров. Это параметры Grain (Количество зерен), Highlight Area (Светлые области) и Intensity (Интенсивность).

Значением параметра Grain определяется плотность небольших черных точек (зерен), которые в случайном порядке покрывают изображение. Чем больше значение этого параметра, тем менее отчетливым выглядит снимок. В результате использования фильтра Film Grain в светлых фрагментах изображения появляется большее количество зерен, чем в полутоновых и темных фрагментах. Для определения тонов изображения, которые должны относиться к его светлым участкам, предназначен ползунок Highlight Area.

Установите максимальное значение этого параметра, и зернистость появится во всех без исключения фрагментах изображения. Значением параметра Intensity определяется плотность зернистости в светлых фрагментах изображения.

Применение фильтра «Grain».
Для того чтобы воспользоваться фильтром Grain, в главном меню программы выберите команду Filter>Filter Gallery (Фильтр>Галерея фильтров). Затем из раскрывающегося списка, расположенного в правой части появившегося диалогового окна галереи фильтров, выберите элемент Grain. В отличие от фильтра Film Grain, с помощью которого управляют плотностью зернистости в светлых фрагментах изображения, фильтр Grain (Зернистость) позволяет манипулировать контрастностью и формой зерен. Другими словами, фильтр Grain предназначен для изменения формы (раскрывающийся список Grain Type), а также контрастности зерен (ползунок Contrast) по отношению к окружающим эти зерна фрагментам изображения. Помимо этого, вы можете регулировать интенсивность применения данного фильтра (ползунок Intensity).

Как упоминалось ранее, с помощью раскрывающегося списка Grain Type выбирают тип или форму зерен. В этом списке предусмотрены несколько типов зернистости, часто встречающихся в традиционной фотографии, а также несколько других типов, которые можно использовать для создания оригинальных спецэффектов. Данный список содержит следующие элементы: Regular (Обычная), Soft (Мягкая), Sprinkle (Обрызгивание), Clumped (Массивная), Contrasty (Контрастная), Enlarged (Увеличенная), Stippled (Фактурная), Horizontal (Горизонтальная), Vertical (Вертикальная) и Speckle (Гранулярный шум). Откровенно говоря, мне не всегда удается отличить один тип зернистости от другого. Например, если выбран элемент Stippled, то для окрашивания зерен используются текущие цвета переднего и заднего плана, которые в данный момент выбраны в программе Photoshop. Если же из вышеупомянутого раскрывающегося списка выбран элемент Sprinkle, то для окрашивания зерен используется только текущий цвет переднего плана.

Интересный факт.
Почему в арсенале программы Photoshop вместо одного предусмотрено два отдельных фильтра, предназначенных для создания эффекта зернистости? Во-первых, результаты применения этих фильтров немного отличаются друг от друга. Во-вторых, первоначально фильтр Film Grain входил в состав отдельного набора фильтров Aldus Gallery Effects, который стоил 199 долларов. Этот набор фильтров стал настолько популярен, что компания Aldus Corporation выпустила в свет очередную его версию, в состав которого вошел новый фильтр Grain. Затем, сразу после выхода третьей версии набора фильтров Gallery Effects, компания Aldus Corporation вошла в состав компании Adobe (после этой сделки приложение PageMaker и набор фильтров Gallery Effects стали выходить с торговой маркой Adobe). В течение непродолжительного периода времени набор фильтров Gallery Effects продавался как самостоятельный программный продукт, а затем стал неотъемлемой частью программы Photoshop, начиная с ее четвертой версии.

Загрузка...
Top