Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание. Урок-исследование "Двойники и антиподы Родиона Раскольникова в романе Ф.М

Многие литературоведы отмечают, что Федор Михайлович Достоевский в центр своих произведений ставит идею и персонажа-носителя этой идеи. Так, не стал исключением и роман «Преступление и наказание», в котором главную роль играет молодой человек, носитель «наполеоновской» теории. Суть этого учения заключается в том, что есть люди, которые для достижения своей цели могут переступить абсолютно через все нормы и законы, принятые в обществе.

Писатель показывает все этапы развития этой концепции: от ее зарождения до крушения. И вся система персонажей романа подобрана таким образом, чтобы явнее показать эту самую мысль Раскольникова. Именно поэтому остальные герои романа тем или иным образом соотнесены с Родионом, носителем основной идеи романа. Соответственно, Достоевский использует единственный логичный в таком случае прием композиции – введение двойников и антиподов.

Героями, дублирующими Раскольникова, являются и . Первый показывает читателю, что идея Родиона в конечном итоге приводит к духовной гибели, к вымиранию нравственного наполнения человеческой личности. А второй образ служит для того, чтобы продемонстрировать интеллектуальное снижение его замыслов.

Лужин – мелкий предприниматель, который с помощью богатства хочет добиться положения в обществе, стать хозяином жизни. Как это схоже с Родионом, нищим студентом, у которого одно-единственное стремление – возвыситься над своим социальным статусом.

Таким образом, эти два героя-двойника совпадают в своем желании выйти за рамки того положения в обществе, которое было им изначально предопределено. Раскольников в достижении этой цели разрешает себе убить старуху-процентщицу, а Лужин – погубить Соню. У обоих в корне неверный посыл – они считают себя лучше других людей, и в частности тех, которых выбирают своей жертвой. Стоит сделать только небольшую отговорку относительно того, что методы, которые выбирает Лужин, намного пошлее.

Антиподом же Родиона в романе выступает его сестра . Она не считает себя выше брата, даже скорее наоборот, превозносит его над собой. И Раскольников, конечно, не может этого не замечать. Но жертву сестры он категорически отвергает.

Противоположностями являются Родион и Дуня и в плане отношения к другим людям. Девушка и Свидригайлова, морально опустившегося человека, не ставит ниже себя, она видит в нем такую же личность. Чего совершенно нельзя сказать о Раскольникове.

Еще одним антиподом является и , которая осознает греховность своих поступков, но совершает это ради своих маленьких братьев и сестер. Она оправдывает и жалеет абсолютно всех, в этой девушке заключено светлое начало. Соня своим отношением к жизни рушит теорию Раскольникова. Для нее он, подняв топор на старушку, убил не пожилую женщину, убил самого себя.

Достоевский – создатель полифонического романа, по выражению Бахтина. Полифония – многоголосица. Его герои как бы вступают в перекличку друг с другом. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими те или иные мысли главного героя. При этом отрицательные элементы его теории отражают “двойники”, а положительные – “антиподы”. Фамилия Раскольникова для Достоевского символична, она говорит о расколе в душе героя. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом

Отрицательные элементы его теории отражают так называемые “двойники” (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) они расположены в левой части слайда, а положительные – антиподы (Разумихин, Порфирий Петрович, Соня).

Лужин воспитывает в себе теорию “разумного эгоизма”, которая лежит в основе “арифметических построений” Раскольникова. Будучи приверженцем “экономической правды”, этот делец весьма рационально отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает беспомощность “единичных щедрот” и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о “всеобщем преуспеянии”.

В расчетах Лужина вполне уловимы интонации голоса Раскольникова, который, как и его двойник, не удовлетворяется “единичной” и ничего не решающей в целом помощью. Оба они “разумно” находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха, как полагает Раскольников. все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно – рано или поздно – украдет. Правда идея Лужина не приводит его к топору, Раскольников же легко достраивает концепцию своего двойника: “А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”. Лужин очищает “арифметику” Раскольникова от деятельного сострадания и альтруистической направленности.

Антипод Раскольникова в отношении людей – альтруист Разумихин. Надо оговориться: он скорее антипод не Раскольникова, а Лужина, стоит на противоположном полюсе. Следующий “двойник” – прогрессист Лебезятников. Он варьирует нигилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям. С энтузиазмом выступая против таких “предрассудков”, как “целомудрие и женская стыдливость”, взывая к созданию коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников дискредитирует идеи революционно-демократического движения, смысл которого он низводит к тому, чтобы “огреть протестом” русскую жизнь: “Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!”

Порфирий Петрович выступает против бунта. Восстающая против несправедливого устройства мира бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Лебезятников – это карикатура на главного героя. Культ протеста принимает у Лебезятникова форму воинствующей глупости и компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский дух. С Порфирием Петровичем Раскольникова роднит то, что главный герой отказывает “наполеонам” в праве роптать против существующего мироустройства, против бунта выступает и Порфирий Петрович.

Свидригайлов идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильной личности. Но Свидригайлов терпит крушение. “Арифметика” опровергается “опытами” Свидригайлова: на его счету добрых дел больше, чем у других героев романа, но, во-первых, добро, совершенное им, не может оправдать преступления минувшего, а во-вторых, оно не способно возродить его больную душу. Загнанная в подсознание совесть в конце концов высвобождается и порождает удушливые кошмары. Свидригайлов – это тот избранный, который “переступил” и без нравственных мучений, но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова – это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман героя. Соня Мармеладова предлагает герою путь покаяния, возвращение к родной земле, которую он осквернил. Она протягивает ему кипарисовый крестик – символ возвращения к вере. Вычленяя компоненты идеи Раскольникова, отраженные в сознании двойников и их “перевертышей”, можно представить систему образов героев в виде трех пар. Причем в каждой паре центральное место будет занимать та часть идеи Раскольникова, которая сочетает в себе определенные противоположные начала.

Первая “тройка” – Лужин, Раскольников, Разумихин. Они решают вопросы, связанные с деятельностью человека. Здесь полюса – эгоизм – альтруизм. Рациональный эгоизм Лужина перерождается в сознании Раскольникова в разумный, а альтруизм Разумихина становится единичным.

Вторая “тройка” – Лебезятников, Раскольников, Порфирий. Они рассматривают социальные проблемы. Если Лебезятников отрицает нравственные и государственные нормы, то Порфирий утверждает защиту государства и морали. А Раскольников, как всегда, “раскалывается”: он утверждает право на протест человека необыкновенного и повиновение “твари дрожащей”

Свидригайлов – Раскольников – Соня рассматривают общечеловеческие проблемы. Если Свидригайлов исповедует бездеятельность, индивидуализм, культ сильной личности, то Соня – глубокую веру, христианское смирение, человеколюбие. Раскольников, как всегда, находится где-то посередине: с одной стороны он проповедует индивидуализм и бунт, а с другой, – ищет веры, не зря просит прочесть Соню строки из Евангелия.

Герои-антагонисты вступают в диалог посредством сознания Раскольникова. Через сознание главного героя герои могут смотреть друг в друга: Соня и Свидригайлов, каждый отдельно, излагает свою точку зрения Раскольникову, благодаря чему читатель видит их полярность. Сознание центрального героя становится своего рода проводником мыслей от одного нравственного полюса к другому. Каждой паре двойников и антиподов в романе соответствует круг проблем. Например, в ряду Лужин-Размуихин ставятся вопросы, связанные с деятельностью человека для человека. “Я для себя” – утверждает Лужин. “Я для других” – убеждает Разумихин. Этот спор является отражением раскола главного героя на личностном уровне – между эгоизмом и альтруизмом. Следующий ряд Лебезятников-Порфирий Петрович. Здесь писатель пристально рассматривает социальные проблемы: отрицанию определенных социальных и нравственных устоев противопоставляется их защита. В мире Раскольникова это противостояние проявляется в метаниях героя между бунтом против существующего порядка и смирением перед ним.

Проблему третьего ряда Свидригайлов – Соня – философские, общечеловеческие. “Необыкновенные” люди не являются достоянием определенной эпохи, они рождаются на протяжении всего развития человечества. Кодекс вседозволенности актуален во все века. Спор веры и безверия, начатый с незапамятных времен, продолжается и поныне. Такое вертикальное построение делает неизмеримой линию духовного раскола главного героя: Раскольников вступает в спор с самим собой, государством и человечеством – вот откуда мощный размах его конфликта с миром.

В мире Раскольникова все доводится до крайнего своего выражения: безобидный протест Лебезятникова перерождается в страшный анархический бунт, единичное добро Разумихина достигает всечеловеческих масштабов, мелкая “арифметика” Лужина вырастает в теорию, толкающую к топору. В Раскольникове всего “слишком”: от последней степени нищеты до чудовищной силы самодовлеющей идеи.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» — это «психологический отчет об одном преступлении», совершенным Родионом Раскольниковым. И хотя главным героем является Раскольников, в романе создана целая система образов его двойников и антиподов. Все они — люди сложные и противоречивые. Идеи и принципы каждого из них тайно или явно находят отражение в мыслях и делах самого героя.

Раскольников — автор теории «крови по совести», согласно которой ради счастья одних людей можно уничтожить других. Достоевский развивает эту теорию дальше, и тогда на страницах романа появляются «двойники» Раскольникова. «Мы одного поля ягоды», — говорит Родиону Свидригайлов, подчеркивая их сходство.

Что же объединяет Раскольникова с «великими мира сего» Петром Лужиным и Аркадием Свидригайловым? Петр Петрович Лужин был до болезненности тщеславен и самовлюблен, главный принцип его жизни состоял в том, чтобы «возлюбить самого себя, что на свете все на личном интересе основано». Экономическая теория Лужина — логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря тот говорит Лужину: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».

Аркадий Свидригайлов — натура более сложная. С одной стороны, он преступник, на совести которого несколько смертей, с другой — он помогает похоронить Мармеладова и устраивает судьбу сирот. Но что роднит его с Раскольниковым? Роднит то, что он также считает себя незаурядным человеком и также «преступает». Он никого не убивает топором, но по его вине умирает его жена Марфа Петровна. Свидригайлов не просто эгоист, как Лужин, не просто злодей. Он еще циник, отвергающий все нравственные законы общества. Свидригайлов уже по ту сторону добра и зла. Все его поступки и образ жизни ведут к оправданию идеи Раскольникова. Вот почему они «одного поля ягоды». Получается, что Раскольников хочет защищать обездоленных от лужиных и свидригайловых, а его ложная теория сближает его с этими людьми.

Раскольников не погибает, как Свидригайлов, а через страдание и раскаяние пытается вернуться к людям. Помогают ему в этом Порфирий Петрович и «вечная Сонечка». Они и являются в романе антиподами героя.

Соня Мармеладова, как и Раскольников, преступила закон — стала проституткой, убила свою душу. Но она пошла на это ради своих близких и совершила преступление против себя и своей совести. Раскольников решил, что ему «все дозволено» и совершил преступление против старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Раскольников испытывает муки совести не потому, что убил безвинных, а оттого, что оказался слабым, «вошью», «тварью дрожащей». Материал с сайта

Порфирий Петрович, следователь, умный и тонкий психолог, опровергает теорию Раскольникова о сильных личностях. И если «вечная Соня» привела героя к «явке с повинной», то Порфирий Петрович убедил Родиона в том, что «можно убежать от закона, но от себя убежать нельзя», что нравственные муки сильнее физических. И если человек совершил преступление, он должен пройти через эти муки. Муки Совести.

«Двойники» и антиподы Раскольникова подчеркивают сложность и противоречивость его натуры. Его душа расколота. В ней идет беспрестанная борьба темного и светлого, доброго и злого. Достоевский убедительно показал нам, что даже самым грешным, падшим можно обрести свое место в жизни. Великий гуманист показывает в романе путь к спасению заблудшей душе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему двойники и антиподы раскольникова
  • двойники и антиподы раскольникова таблица
  • двойник родиона по преступлениям
  • антипод порфирия петровича
  • двойники и антиподы р.раскольникова

В любом романе Достоевского присутствует персонаж, выдвигающий идею. Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», выдвигает теорию, где люди делятся на «обыкновенных», живущих по правилам и не нарушающих моральных и юридических законов, и «необыкновенных», имеющих право переступать черту закона и управлять судьбами обыкновенных людей. Федор Достоевский показывает, как идея зарождается, осуществляется и изживает себя со временем.

Раскольникова окружают персонажи, которые опровергают или поддерживают его теорию, являются ее примером, то есть делятся на двойников, сторонников «наполеономании», или антиподов, сторонников «мессианства». Эти персонажи показывают ошибочность теории читателю и самому Раскольникову.

Свидригайлов, Лужин и Лебезятников являются двойниками Родиона Раскольникова. Каждый из героев выдвигает собственную теорию, являющуюся отражением теории Раскольникова. У Свидригайлова это теория своеволия и безверия, у Лужина – разумный эгоизм, а у Лебезятникова – нигилизм.

Свидригайлов переступает через свою совесть, жизни других людей, законы, то есть является идеальным представителем теории Раскольникова. Но идея терпит полное крушение, когда Свидригайлов совершает самоубийство, не выдержав давления совести. Совершенные им хорошие поступки не спасают его душу, как планировалось в теории, поэтому смерть героя раскрывает самообман Раскольникова.

Лужин, разбогатевший человек, пытающийся добиться еще большего богатства, полон пафоса, чем похож на Родиона Раскольникова, превозносящего себя и необыкновенных людей. Исходя из мысли, что они лучше других, Лужин пытается обесчестить Соню, а Раскольников убивает старуху, присваивая ее богатства себе. Но оба дела проваливаются: ложь Лужина разоблачает Лебезятников, а Раскольников сам раскаивается перед Порфирием.

Лебезятников, служащий в министерстве, сторонник прогресса, коммун, старается выглядеть протестующим и независимым, потому что среди молодежи это модно. Он пошленький и глуповатый человек, не признает полезности искусства но очень образованный по собственному мнению. Он пропагандирует свои идеи, стараясь в них возбудить протест. Лебезятников также слепо верит в свою идею, как и Раскольников.

Разумихин, Соня и Порфирий – антиподы Раскольникова, пытающиеся натолкнуть его на истинный путь. Антиподы также выдвигают свои теории, но они противоречат теориям двойников. Идея Разумихина противопоставляется Лужину – альтруизм, идея Сони, самопожертвование и смирение, противоречит теории Свидригайлова, а Порфирий, выдвигая теорию апологии существующих норм, противопоставляется нигилисту Лебезятникову.

Разумихин, студент и друг Раскольникова, также беден, как и сам Раскольников, но в отличие от Родиона он не отчаивается, а работает. Он желает, чтобы каждый человек служил во имя блага, сам Разумихин очень добрый, умный и надежный человек. Когда Родион заболевает, за ним ухаживает Разумихин, он также пытается оправдать Раскольникова, когда его обвиняют в убийстве.

Соня, бедная и терпеливая девушка, занимается проституцией, чтобы обеспечить себя и свою семью. Несмотря на тягости жизни она держится за счет веры в Бога. Она читает Раскольникову отрывок о воскрешении Лазаря в одном из эпизодов романа, и это становится своеобразным противостоянием веры и теории Раскольникова. Этот эпизод показывает неустойчивость идеи Родиона и непоколебимость веры Сони Мармеладовой.

Порфирий, следователь, расследующий убийство старухи, очень проницательный человек, он психологически воздействует на Раскольникова, пытаясь раскрыть дело. Работая следователем, Порфирий сохраняет существующее мироустройство, не давая таким, как Раскольников и Свидригайлов переступать закон.

Таким образом, мы доказали, что в данном произведении герои, окружающие Раскольникова показывают ошибочность теории, продвигая свои идеи.

Обновлено: 2018-05-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» — это«психологический отчет об одном преступлении», совершенным Родионом Раскольниковым. И хотя главным героем является Раскольников, в романе создана целая система образов его двойников и антиподов. Все они — люди сложные и противоречивые. Идеи и принципы каждого из них тайно или явно находят отражение в мыслях и делах самого героя.

Раскольников — автор теории «крови по совести», согласно которой ради счастья одних людей можно уничтожить других. Достоевский развивает эту теорию дальше, и тогда на страницах романа появляются «двойники» Раскольникова. «Мы одного поля ягоды», — говорит Родиону Свидригайлов, подчеркивая их сходство.

Что же объединяет Раскольникова с «великими мира сего» Петром Лужиным и Аркадием Свидригайловым? Петр Петрович Лужин был до болезненности тщеславен и самовлюблен, главный принцип его жизни состоял в том, чтобы «возлюбить самого себя, что на свете все на личном интересе основано». Экономическая теория Лужина — ло-гическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря тот говорит Лужину: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».

Аркадий Свидригайлов — натура более сложная. С одной стороны, он преступник, на совести которого несколько смертей, с другой — он помогает похоронить Мармела-дова и устраивает судьбу сирот. Но что роднит его с Раскольниковым? Роднит то, что он также считает себя незаурядным человеком и также «преступает». Он никого не убивает топором, но по его вине умирает его жена Марфа Петровна. Свидригайлов не просто эгоист, как Лужин, не просто злодей. Он еще циник, отвергающий все нравственные законы общества. Свидригайлов уже поту сторону добра и зла. Все его поступки и образ жизни ведут к оправданию идеи Раскольникова. Вот почему они «одного поля ягоды». Получается, что Раскольников хочет защищать обездоленных от лужиных и свидригай- ловых, а его ложная теория сближает его с этими людьми.

Раскольников не погибает, как Свидригайлов, а через страдание и раскаяние пытается вернуться к людям. Помогаютему в этом Порфирий Петрович и «вечная Сонечка». Они и являются в романе антиподами героя.

Соня Мармеладова, как и Раскольников, преступила закон — стала проституткой, убила свою душу. Но она пошла на это ради своих близких и совершила преступление против себя и своей совести. Раскольников решил, что ему «все дозволено» и совершил преступление против старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Раскольников ис-пытывает муки совести не потому, что убил безвинных, а оттого, что оказался слабым, «вошью», «тварью дрожащей».

Порфирий Петрович, следователь, умный и тонкий психолог, опровергает теорию Раскольникова о сильных личностях. И если «вечная Соня» привела героя к «явке с по-винной», то Порфирий Петрович убедил Родиона в том, что «можно убежать от закона, но от себя убежать нельзя», что нравственные муки сильнее физических. И если человек совершил преступление, он должен пройти через эти муки. Муки Совести.

«Двойники» и антиподы Раскольникова подчеркивают сложность и противоре-чивость его натуры. Его душа расколота. В ней идет беспрестанная борьба темного и светлого, доброго и злого. Достоевский убедительно показал нам, что даже самым грешным, падшим можно обрести свое место в жизни. Великий гуманист показывает в романе путь к спасению заблудшей душе.

Загрузка...
Top