«Двенадцать» — поэма Блока о революции. Идейно-художественное своеобразие поэмы А

Александр Александрович Блок – гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи “музыку революции”. В поэме “Двенадцать” Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, “хороняся за дома”. Поэма удивительно музыкальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Начинаясь бесшабашной русской частушкой:
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить!
Через городской “жестокий романс” автор приходит к четкому революционному маршу:
…Вдаль идут державным шагом…
– Кто еще там? Выходи!
Это – ветер с красным флагом
Разыгрался впереди…
Поэт высокой культуры и изысканного вкуса, Блок “не боится” включать в свое произведение разговорную лексику простого солдата, старушки, прохожего. Эти слова не экзотические вкрапления, а существенная деталь поэмы. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными героями. Вон барыня в каракуле К другой повернулась:
– Уж мы плакали, плакали…
Поскользнулась И – бац – растянулась.
Поэма “Двенадцать” построена на излюбленном блоковском приеме – антитезе.
Черный вечер, Белый снег.
Ветер, ветер! На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер – На всем божьем свете!
Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя. Почему поэт видит революцию двухцветной?! Эта поэма совсем не так проста, как может показаться на первый беглый взгляд. Блок восторженно приветствовал революцию, несущую обновление, а в своей поэме он рисует беспощадный портрет участников и победителей.
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом – огни, огни, огни…
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Никакого романтизма, загадочности. Совершенно определенная характеристика участников – каторжников. Отчего же завораживает читателя повествование? Почему-то веришь, что эти двенадцать создадут необыкновенный, доселе неизвестный мир. Совершенно неожиданно впереди этих бойцов оказывается Иисус, олицетворяющий святость помыслов и самой революции.
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим.
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Поэма “Двенадцать” на долгие годы стала хрестоматийным олицетворением революции, а ее создатель – большевистским поэтом. Сам Блок не был столь категоричен в оценке этого произведения. Будучи символистом, он и в этой поэме остался верен себе. Блоку – верьте. Это настоящий – волею божией – поэт и человек бесстрашной искренности. М. Горький Стихотворения настоящего поэта являются его дневником, отражением мыслей человека в момент создания очередного шедевра. Ведь любое стихотворение подлинного поэта – это шедевр. Его очень трудно написать так, чтобы оно не соответствовало состоянию творца. В свои стихотворения поэт вкладывает всю душу. И быть поэтом – особый дар. Нужно уметь выразить состояние души и чувства словами, а это может не каждый. Чем больше читаешь произведения поэта, тем большее начинаешь понимать его как человека. На первый взгляд, он не очень многим отличается от остальных: те же мысли, те же желания. Только все это выражается не так, как у всех, а с особой специфичностью, быть может, более скрыто и в основном через стихотворения. Но человек с божьим даром, даром, дающим ему способность писать стихи, не может иначе. Таким поэтом, обладающим божественным даром, был Александр Блок. Очень важно то, что Блок понимал назначение свое как поэта: его цель – сделать мир лучше, прекраснее. В литературу начала первого десятилетия XX века Блок входит как певец “туманной” любви, неземной и возвышенной. Его лирический герой не отдается непосредственному чувству, а совершает обряд – поклоняется Ей, Прекрасной Даме. Строй поэтической речи в самых туманных, зашифрованных картинах передает “неизъяснимую прелесть” интимного чувства: Я скрыл лицо, и проходили годы. Я пребывал в служенъи много лет. Сквозь отточенную поэтику неуловимых символов прорывается жизненная основа лирического переживания. Неожиданно открывшийся душевный порыв лирического героя неоспоримо говорит о постоянной борьбе поэта с декадентским видением и образным мышлением, о первых победах в этой борьбе: Погружался я в море клевера, Окруженный сказками пчел, Но ветер, зовущий с севера, Мое детское сердце нашел. Подлинной же выразительности поэт достиг, когда полностью отказался от заранее заданных теоретических установок. Радость бытия врывается в его стих “Встану я в утро туманное…”: Настежь ворота тяжелые! Ветром пахнуло в окно! Песни такие веселые Не раздавались давно! Нас пленяет гармоничность стихотворной речи, одухотворенность и изысканность чувств в ранней лирике Блока. Мы входим в новый для нас мир, где герои живут светлой любовью и искренностью. Для своего времени Блок стал таким же певцом интимного чувства, каким для своего был Пушкин. Но в этот духовно устойчивый, полный гармонии мир поэтичной души врывается социально-трагическая тема. Так, в стихотворении “Из газет” говорится о смерти женщины, оставившей сиротами детей (“Мамочке хорошо. Мама умерла”). У Блока восприятие построено во многом на контрастах – от напряженного ощущения счастья, веры в любовь, до совершенных провалов на дно, в “страшный мир”. А какое прекрасное стихотворение “Незнакомка”. В драматическом столкновении с пошлым буржуазным дачным бытом возникает романтически возвышенное любовное переживание, рождающееся в душе лирического героя. Одухотворенность героини Блока воспринимается как протест против мира пьяниц, котелков, испытанных остряков. Драматизм ситуации здесь не столько в непримиримости возникшего в душе героя конфликта, сколько в несовместимости мира “пьяниц с глазами кроликов” и женского облика, несущего в себе “древние поверья” и очарование “дальних берегов”. Исторически конфликт может быть разрешен, поэтическую несовместимость преодолеть невозможно. И в этом сложном духовном столкновении в стихотворении возникает мотив глухой и заветной, доверенной герою тайны (“Глухие тайны мне поручены, мне чье-то солнце вручено…”). Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” можно поставить в один ряд с шедеврами русской и мировой лирики. Интимные переживания лирического героя становятся значительно сложнее: поэт с удивительной нравственной чистотой показывает состояние человека, охваченного всеобъемлющим чувством любви. Поэтический миг, схваченный в стихотворении, – это как бы вся жизнь: прошлое и будущее в настоящем. Здесь и воспоминание о промелькнувшем счастье (“Летели дни, крутясь проклятым роем…”), и безнадежность будущего (“Уж не мечтать о нежности, о славе…”), и горькая мимолетность сиюминутного состояния (“…Мне снится плащ твой синий, в котором ты в сырую ночь ушла…”). Противоречие лирического героя с любимой непреодолимо, утрата неизбежна, но в конфликте нет трагизма отречения (“…Я слезы лил, но ты не снизошла…”).

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок – гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи “музыку революции”. В поэме “Двенадцать” Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит Read More ......
  2. Свой творческий путь А. Блок начинал как поэт-сим­волист. Этим, наверное, можно объяснить и множество об­разов-символов, наполняющих его поэму “Двенадцать” – своеобразную летопись революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного поэту. Основные цвета в поэме “Двенадцать” – черный и бе­лый. Read More ......
  3. Поэма “Двенадцать” – вершина революционного творчества Блока. Произведение явилось для поэта огромным шагом вперед в его постоянных исканиях новой формы, способной наиболее полно и верно “отсчитать биение пульса революции”. Блок призывает: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию!” Read More ......
  4. Поэма А. А. Блока чрезвычайно символична. По сей день исследователи пытаются разгадать многие символы и иносказания, заложенные автором в произведение. Тайной за семью печатями остается и смысл названия поэмы, в которой, видимо неслучайно, двенадцать главок, ровно по числу месяцев года, Read More ......
  5. Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания поэмы “Двенадцать”, которая стала самым крупным и значительным послереволюционным произведением Read More ......
  6. Поэма Александра Блока “Двенадцать”, в которой поэт принял недавно свершившуюся Октябрьскую революцию, вызвала резкую критику со стороны противников большевиков, в частности, из-за кощунственного, по их мнению, употребления христианской символики в поэме. Действительно, главные герои, патруль из двенадцати красногвардейцев, явно уподобляются Read More ......
  7. Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На всем божьем свете! А. Блок Александр Александрович Блок один из талантливейших и крупнейших поэтов России, постаравшийся в своем творчестве отобразить сложное, суровое и переломное время рубежа XIX-XX вв. еков. Будучи поэтом-символистом, Блок сумел Read More ......
  8. “Двенадцать” – вещь пронзительная, кажется, единственно значительная из того, что появилось в области поэзии за революцию. С. Н. Булгаков Поэма “Двенадцать” написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из “духа музыки”, что писать Read More ......
Композиция поэмы А. А. Блока “Двенадцать”

Цели урока:

  • донести до учащихся основную мысль: поэма «Двенадцать» – сложнейшее символическое произведение, созданное из реалий, из которых складывалась реальная «музыка революции»;
  • развивать и совершенствовать навыки анализа лиро-эпического текста;
  • продолжить коммуникативное развитие личности через организацию деятельностно- творческого общения учащихся.
  • воспитывать культуру ведения диалога, вхождения в социум.

Технология организации обучения: педагогическая мастерская.

Ход мастерской

1-й этап. «Индукция»

– создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Обсуждение смысла эпиграфа.

Слово учителя . Поэма «Двенадцать» обычно производит на читателей шокирующее впечатление как "грубой", предельно сниженной образностью, так и "непонятностью" всего замысла и особенно финала. Чтобы разобраться в образной и композиционной структуре поэмы, ответьте на вопросы:

– Сколько "рассказчиков" в поэме?

– Чем они различаются?

Действия учащихся. Рисуют в тетрадях познавательный объект и составляют вопросы.

2-й этап. «Самоконструкция»

– индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка.

Индивидуальная работа . Ответьте на вопросы и выполните задания.

– Зачем в поэме два рассказчика?

– Как вы их представляете?

– Опишите их или нарисуйте ваши представления о них.

Действия учащихся. Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте.

3-й этап. «Социоконструкция»

– работа учащихся в группах по построению элементов.

1 Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что у вас получилось. Подумайте вместе над заданием.

4-й этап. «Социализация»

– выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция)

5-й этап. «Афиширование»

– вывешивание работ учеников.

В поэме, кроме реплик действующих лиц, ясно звучат два голоса. Один – тот, кто начинает и заканчивает поэму ("авторский"), – отличается своей торжественной серьёзностью, отсутствием в речи простонародных словечек и "фольклорных" уменьшительно-ласкательных суффиксов. А главное, этот рассказчик умеет видеть невидимое. Это он знает, что ветер не только на улицах Петрограда, но и "на всём Божьем свете". И именно он видит идущего за вьюгой (над вьюгой) Христа. Его "точка зрения" приподнята над обыденностью, вынесена за пределы очевидной реальности.

Другой рассказчик ведёт своего рода репортаж с места событий, его взгляд приближен к точке зрения героев, становясь чем-то вроде несобственно-прямой речи одного из двенадцати красногвардейцев. Он отмечает только "видимую" сторону событий, и речь его заметно "снижена". Такое построение необходимо. Читатели должны попробовать увидеть за видимым – невидимое, за внешностью событий их глубинный смысл.

Дополнительное задание группам.

Слово учителя. Проверим одну гипотезу относительно композиции поэмы. Автор гипотезы Е. Эткинд. Его статья «Композиция поэмы А. Блока «Двенадцать» была опубликована в журнале «Русская литература (1972, №1) и потом искусственно изъята из научного «оборота» по политическим причинам. Переиздана по книге Е. Эткинда «Там, внутри: О русской поэзии 20 века: Очерки». Автор статьи утверждает, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии: 12-я глава отражается в 1-й, 11-я – во 2-й и т.д. Посмотрите, есть ли на самом деле переклички (образные, ритмические, смысловые) между этими главами. Выполнять это задание удобно в форме таблицы (или просто разделив тетрадь на два столбца по вертикали).

Задания для групп: Перечитайте главы 1 и 12, 2 и 10, 3 и 9, 4 и 8, 5 и 7, 6 и 7. Найдите переклички (образные, ритмические, смысловые) между этими главами. Оформите в виде таблицы или рисунка.

Выступления групп.

1 группа. 1-я и 12-я главы

Наблюдения 1 глава 12 глава
Образы ветер снег
Вывод: В главах описано движение по городу
плакат флаг
на улицах города сначала людно, потом остаётся один бродяга, никого, есть только голодный пёс
Цвет «чёрный – белый» «красный – белый»
Основной мотив. мотив злобы символ любви.
Вывод: сопоставив две главы (1 и 12), мы пришли к выводу, что автор статьи прав, утверждая, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии. Сходство первой и последней глав в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается:«Позади – голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» В главах описано движение по городу, ветер, снег, «охота»на врага. Есть и несовпадающие детали: в первой главе плакат, в последней – флаг; в первой на улицах города сначала людно, потом остаётся один бродяга, в последней – никого, есть только голодный пёс. В первой есть цветовой контраст «чёрный – белый», в последней – «красный – белый»; в первой звучит мотив злобы, в последней появляется Христос – символ любви.

2 группа. 2-я и 11-я главы

Наблюдения 2 глава 11 глава
Музыка Ритм марша (напоминает «Варшавянку»)
Движение 12 человек куда-то идут.
Основной мотив «свобода без креста» «без имени святого»
Образы незримый враг
Различия патруль делает круговой обход все двенадцать идут «вдаль»
Вывод: сопоставив содержание глав (2 и 11), мы пришли к выводу, что автор прав, утверждая, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии. В обеих звучит ритм марша (он напоминает «Варшавянку»); в обеих главное – то, что 12 человек куда-то идут; во 2-й – «свобода без креста», в 11-й – «без имени святого»; в обеих упоминается незримый враг.
Различия: во 2-й патруль делает круговой обход, в 11-й все двенадцать идут "вдаль" (то есть круг разомкнут, и путь этот не ограничивается уже одним вечерним обходом).

3 группа . 3-я и 10-я главы

Наблюдения 3 глава 10 глава
Музыка Одинаковый ритм
Движение Действие происходит «внутри отряда»
Основной мотив мотив крови
Голоса «Господи, благослови» «От чего тебя упас // Золотой иконостас».
«Общее звено» «Разрыв» двустишья: «Мировой пожар в крови // Из-за Катькиной любви».
Вывод: сопоставив содержание глав (3 и 10), мы пришли к выводу, что автор прав, утверждая, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии. Здесь очень много общего: ритм, вьюга, мотив крови, действие происходит «внутри отряда», в 3-й главе звучит: «Господи, благослови», в 10-й: «От чего тебя упас // Золотой иконостас». Самое же яркое «общее звено»: в процессе работы Блок "разорвал" двустишье: «Мировой пожар в крови // Из-за Катькиной любви». Первая строка осталась в 3-й главе, вторая была вставлена в 10-ю.

4 группа . 4-я и 9-я главы.

Найти в них черты сходства труднее всего. Можно обратить внимание на мотив лихого разгула: в 4-й главке он въяве (не в воспоминаниях) начинается, в 9-й – заканчивается ("гуляй, ребята, без вина"). В 4-й "старый мир" явлен в образе летящего лихача и восторженной парочки – Катьки и Ваньки (вызывающей у красногвардейцев и злобу, и зависть). В 9- й тот же "старый мир" – это буржуй и пёс (совсем другая парочка и совсем другое отношение). Эта «кристаллизация» образа старого мира поразительно переведена в зрительную метафору в иллюстрации Ю.Анненкова: герб на вывеске, спина буржуя и нос пса отбрасывают одну общую тень. В ноябре 1918 года поэма «Двенадцать» с иллюстрациями Анненкова вышла тиражом 300 экземпляров, который разошелся по предварительной подписке. Издание имело успех, и было издано еще 10 тысяч экземпляров. Из письма Блока Анненкову: «Многоуважаемый Юрий Павлович. Рисунков к «Двенадцати» я страшно боялся и даже говорить с Вами боялся. Сейчас, насмотревшись на них, хочу сказать Вам, что разные углы, части, художественные мысли - мне невыразимо близки и дороги, а общее - более, чем приемлемо,- т.е. просто я ничего подобного не ждал, почти Вас не зная…»

5 группа. 5- я и 8-я главы

Наблюдения 5 глава 8 глава
Музыка Городской романс и хороводная, объединённые мотивом крови
образы Нож
Основной мотив Мотив мести, спровоцированной Катькой.
Важнейший мотив Мотив надрыва и тоски, сердечной «скуки».
Вывод: сопоставив содержание глав (5 и 8), мы пришли к выводу, что автор прав, утверждая, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии. Две песни (городской романс и хороводная), объединённые мотивом крови; в обеих главах упомянут нож; в обеих – мотив мести, спровоцированной Катькой, причём месть эта и ненависть соединяются с ненавистью классовой – к офицерам и буржуям; в обеих есть мотив надрыва и тоски, сердечной «скуки». С 8-й главы и этой скуки начиналась вся поэма. Этот мотив важнейший.

6 группа. 6-я и 7-я главы

Вот, наконец, та грань, которая разделяет поэму на зеркальные половинки. В 6-й главке Петруха убивает Катьку, и на этом заканчивается его прежняя жизнь (личная, страстная). В 7-й отряд предлагает ему отречься от старой любви (как от «старого мира») и двинуться к какой-то новой цели («вперёд, вперёд, рабочий народ»). Именно здесь патрульный обход (сопровождающийся и грабежами, и убийством) начинает превращаться в символическое державное шествие к какой-то таинственной цели, а расправа с личными обидчиками – становится «охотой» на незримого врага.

Итак, мы увидели, как частная история (любви, ненависти, мести) и рядовой патрульный обход в символическом преломлении превращается в некое шествие, которое длится «дни и ночи напролёт», и в таинственное единоборство с неким «незримым врагом», скрывающимся за вьюгой, тьмой и флагом. Однако смысл этого символического действа по-прежнему остаётся неясным.

6-й этап. «Разрыв»

– внутренне осознание участниками Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

Действия учащихся . Закрепляют и применяют полученные знания. Происходит «проверка» правильности выдвинутой гипотезы.

7-й этап. «Рефлексия»

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение главы (на выбор) поэмы.

Особенности композиции и языка поэмы «Двенадцать».

Поэма А. А. Блока «Двенадцать» была создана в 1918 году. Поэма родилась как вдох-новенный порыв, гармонически цельно, но многие образы оказываются неясны самому поэту, что лишь доказывает сложность и глубину произведения. Поэма была напечатана в газете «Знамя труда» 18 февраля 1918 года.

Поэма «Двенадцать» характеризуется соединением реалистического и симво-листического начал. В содержании поэмы - история. Блок стремился запечатлеть переломный этап в развитии истории России. Это обуславливает жанр и поэтику. Образы, детали, не теряя своей конкретности и реалистичности, приобретают обобщающий и символичный смысл, что характерно для всего творчества Блока.

Александр Александрович Блок - гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное.

Композиция поэмы достаточно сложна, но чрезвычайно важна для восприятия и понимания произведения. Постараемся рассмотреть ее.

Важен для восприятия композиции поэмы ее сюжет. В основе сюжета -любовная история, отношения Катьки и Петрухи, и его попытка расправиться с Ванькой. Случайное убийство Катьки отражает блоковское понимание революции, в которой чаще всего гибнет невинный человек. Убийство Катьки отражает убийство старой России. Стихия бушует не только на улицах Петербурга, но и в душах людей. Основной конфликт поэмы - борьба старого - нового, света - тьмы, добра - зла - получает отражение в судьбах героев. Жизненная обстановка, в которой осуществляется первая в мире социалистическая революция укрупняет масштаб изображения до всемирно-исторического. Каждая деталь имеет символическое значение.

Одним из композиционных приемов, которые использует А. Блок, является совмещение реального и символического планов. Так, например, образ ветра. С одной стороны, ветер воспринимается как примета зимы 1918 года, а с другой стороны, «ветер веселый» олицетворяет собой революцию, которую А. Блок воспринимал как стихию.

Приведем еще один пример. Известно, что отряды, патрулировавшие Петроград 1918 года, состояли из двенадцати человек. В то же время число «двенадцать» отсылает нас к библейскому сюжету о двенадцати апостолах. Поэтому можно говорить о том, что двенадцать красногвардейцев в поэме - это не только историческая примета времени, но и образ глубоко символичный.

Еще один художественный прием - кольцевая композиция поэмы. Поэма состоит из двенадцати глав, что также не случайно. I и XII главы соотнесены между собой. В I главе происходит сужение реального пространства. Сначала это весь мир:

Ветер, вете -

На всем божьем свете!

Но постепенно появляются здания, социальные приметы времени (лозунг «Вся власть Учредительному Собранию»), наконец, отдельные прохожие: старушка, «буржуи на перекрестке», «товарищ поп» и другие. Канат между зданиями как бы стягивает реальное пространство.

В последней же главе происходит обратный процесс: пространство начинает расширяться.

ратный процесс: пространство начинает расширяться. Причем расширяется не только реальное пространство (из-за вьюги пропадают очертания домов, конкретные детали, характеризующие город), но и символическое. На наших глазах паршивый пес превращается в символ старого мира:

Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались - поколочу!

Действие остальных глав заключено в строгие рамки городских улиц: патруль из двенадцати человек идет по Петрограду. А. Блок прибегает к сужению пространства, чтобы как можно более полно и объемно показать ту жизнь, которой живет страна после революции. Расширение же символического пространства автор использует, чтобы событиям, происходящим во внутренних главах, придать вселенский масштаб.

Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, «хороняся за дома». Поэма удивительно музы-кальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Начинаясь бесшабашной русской час-тушкой:

Как пошли наши ребята В красной гвардии служить -В красной гвардии служить -Буйпу голову сложить! Через городской романс автор приходит к четкому революционному маршу:

Вдаль идут державным шагом... - Кто еще там? Выходи! Это - ветер с красным флагом Разыгрался впереди...

Блок не боится включать в свое произведение разговорную лексику простого солдата, старушки, прохожего. Эти слова - не экзотические вкрапления, а суще-ственная деталь поэмы. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными героями:

Вон барыня в каракуле

К другой повернулась:

Ужмы плакали, плакали...

Поскользнулась

И- бац -растянулась.

Поэма «Двенадцать» построена на излюбленном блоковском приеме - антитезе:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя. В этой поэме революция представлена в двух цветах. В поэме Блок рисует беспощадный портрет участников и победителей революции:

Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни. Кругом - огни, огни, огни... В зубах цигарка, примят картуз. На спину б надо бубновый туз! Композиционным центром поэмы являются VI и VII главы. В VI главе происходит убийство Катьки. Глава стилистически сумбурна, много возгласов, многоточий, но все перекрывает один призыв:

Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

А в VII главе мы видим раскаяние убийцы, появляется лирический мотив воспо-минания, но в конце уже звучат залихватские крики:

Позабавиться не грех!... Отмыкайте погреба -Гуляет нынче голытьба!

Поэт показывает, что пролитие крови - событие повседневное для того времени.

Еще один композиционный прием - постоянно меняющийся размер стиха.

Этот прием служит для того, чтобы точно передать хаос, царивший в это время в Петрограде. В поэме звучит и мотив марша («Вперед, вперед, рабочий народ!»), и частушки («Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!»), и романса («Не слышно шуму городского...»), и панихиды («Упокой, Господи, душу рабы твоея...»).

Все эти приемы, сочетаясь и переплетаясь в поэме, выражают всю глубину этого произведения и авторского отношения к происходящим событиям.

Следует отметить, что поэма содержит двенадцать глав; героями поэмы являются двенадцать красногвардейцев, образ Христа, идущего впереди красногвардейцев, вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами, все это, вероятно, может объяснить название поэмы.

«Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую и передающих неразбериху, сумятицу того времени, которые царили и на улицах, и в умах. Действие происходит в революционном Петрограде. Ночь, зима, кабак, лихачи, патруль, уличные сцены, убийство женщины.

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы.

«Слушайте музыку революции», - призывает Блок. В поэме слышится эта музыка.

Звучат интонации марша:

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается

Мерный шаг.

Слышен городской романс: «Не слышно шуму городского...»

Часто встречается частушечный мотив: «Запирайте этажи // Нынче будут грабежи!»

Прямо цитируется революционная песня: «Вперед, вперед, // Рабочий народ!»

Следует отметить своеобразие образов-символов в поэме.

Любимый образ Блока - ветер – здесь особый. Ветер космический, вселенский, вьюга, перемешивающая белый снег с черным вечером. Черный и белый вступили в противоборство.

Город тоже необычен: плакаты, реплики. Через этот город идут двенадцать человек, идут они из старого мира в мир новый, прекрасный. В «страшном мире» жили барыня в каракуле, старуха, поп, писатель-вития, пес. Образ пса в литературе вообще имеет богатую историю: мефистофелями, псами, чертями вся мировая литература обозначала что-то темное, злобное, античеловеческое. Вероятно, используя такой образ, Блок выражает свое отношение к наследию «страшного мира».

Однако главный в поэме не бытовой, а иносказательный, внутренний, план. В поэме звучат темы и мотивы «трилогии вочеловечения»: неукротимой стихии, «страшного мира», надежды на «преображение» мира и человека, борьбы света и тьмы.

Двенадцать красногвардейцев - это и «апостолы революции» (как их традиционно называют), и символическое обозначение массы, устремившейся к «новой жизни, путь к которой пролегает через насилие, невинную кровь (грабежи, погромы, убийство Катьки). Бойцы проходят путь от свободы «без креста» к свободе с Христом.

Любовная интрига играет главную роль в раскрытии темы напрасной крови в период исторических возмездий, темы неприятия насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Красногвардейцы воспринимают любовное вероломство Ваньки, его гулянье «с девочкой чужой» как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них. Убийство Катьки рассматривается как революционное возмездие.

Так в поэме проявляется мотив ненависти и прослеживается затем в семи главах. Ненависть проявляется как святое чувство: «Злоба, грустная злоба // Кипит в груди…// Черная злоба, святая злоба…»; может она быть и святотатством: «…Пальнем-ка пулей в Святую Русь…».

Эпизод с убийством Катьки тесно связан с появлением в конце поэмы образа Христа как идеи прощения грешных, т.е. убийц. Это место в поэме Н.Гумилеву казалось «искусственно приклеенным». А.Блок ему ответил: «…я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа». Иисус не с двенадцатью бойцами, он – впереди. Он, с кровавым флагом, олицетворяет не только веру Блока в святость задач революции, но и идею искупления Христом очередного кровавого греха людей, и идею прощения и надежды на то, что переступившие через кровь придут к идеалам любви, к вечным ценностям.

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, к их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из самых непростых эпох в истории России, потому что революция это беспощадная схватка различны сил за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. Именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.

Так заканчивается «трилогия вочеловечения», написанная одним из величайших лириков. Так заканчиваются поиски его лирическим героем смысла бытия, гармонии, обретённой им в единстве с судьбой России.

Значение творчества А.А. Блока

Имя А.А. Блока стало одним из самых заметных имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего Х1Х века и открыл поэзию ХХ века.

Литературовед В.Жирмунский сказал: «От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель – с отвлеченной идеей, а как поэт…с любовью».


Список литературы

Гордович, К.Д. История отечественной литературы ХХ века: сборник статей/ К.Д.Гордович. – 2 изд., перераб. и доп.- Санкт-Петербург: С-Петербургский институт печати, 2005.

Литература. Практикум: учеб. пособие для общеобразовательных учебных заведений. – В 2ч. / Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова.; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Высшая школа, 2007..

Русская литература ХХ в.11кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч. /В.В. Агеносов [ и др]; под ред. В.В. Агеносова. – 4 изд.- М.: Дрофа, 2005.

Русская литература ХХ век. Хрестоматия 11 кл. для общеобразовательных учреждений. – В 2-х частях/ составители А.В. Баранников, Т.А. Калганова, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009.

Русская литература XIX в. 11кл.: учебник-практикум для общеобразовательных учебных заведений. - В 3 ч. под ред. Ю.И. Лыссого. – 3 изд.- М.: Высшая школа, 2003.

Русская литература ХХ в. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2ч. / под ред. В.П. Журавлева. – М.: Владос, 2001.

Чалмаев, В.А Литература ХХ в.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2-х ч./ В.А. Чалмаев. – М.: Просвещение, 2009.

История русской литературы ХI–XIX вв.: учебное пособие / под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М.: Дрофа, 2005.

Кожинов, В.В. Пророк в своем Отечестве: биографии и мемуары / В.В. Кожинов. – М.: Высшая щкола, 2007.

Михайлов, А.А.. Жизнь А.Блока/ А.А. Михайлов. – М.: Молодая гвардия, 2003.

Мусатов, В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.: учебное пособие / В.В.Мусатов. – М.: Высшая школа, 2001.


Письменная консультация по дисциплине «Литература»


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Была написана А. Блоком в 1918 году и стала творческим итогом размышлений поэта о ходе и значении революции в России. Многие современники Блока не поняли и не приняли поэму, в которой видели лишь восхваление большевиков, воспевание революционного террора. Поэт действительно связывал большие ожидания с народным восстанием в России. Он считал его отголоском «космической революции», ждал, что оно улучшит жизнь в России, перетряхнет все слои общества, очистит «чудовищно мутное» сознание «буржуазии и интеллигенции». Вместе с тем он не мог не видеть нищету и голод, падение нравственности, свержение прежних ценностей, которые принесла с собой революция. Поэма «Двенадцать» менее всего связана с политикой. Сам писал: «… те, кто видят в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги или друзья моей поэмы». Поэт не хотел, чтобы его произведение рассматривали как некий манифест. Все обстояло совсем наоборот. В поэме «Двенадцать» Блок, скорее, ставил вопросы, волнующие его самого, чем отвечал на них.
Главной темой поэмы становится трагическая разобщенность старого и нового мира в кровавую революционную эпоху, вседозволенность народного восстания. Основная мысль «Двенадцати» — о противоречивости и неоднозначности революции — выражается прежде всего с помощью композиции поэмы.
Поэма состоит из двенадцати частей, разных по стилю и ритмической организации. В одно целое эти части связывают общие лейтмотивы, за счет чего в поэме воссоздается разнообразная и противоречивая атмосфера улицы, разгул стихии. Сами части выделяются не по принципу сюжетной завершенности, а по стилевому, интонационному единству. Так, например, третья глава звучит в стиле солдатской песни, четвертая напоминает по ритму плясовую, девятая, главными героями которой становятся «буржуй» и «пес голодный», написана классическим четырехстопным ямбом — тоже своеобразный знак уходящего «старого мира». Хотя об абсолютном единстве ритма внутри главы говорить нельзя: поэт часто сочетает разные ритмы даже в пределах одной строфы, передавая ощущение сумятицы и хаоса революционной эпохи. Так, например, в первой главе в поэтическую речь органично вписываются уличные диалоги («Ужь мы плакали, плакали…»; «… И у нас было собрание… / … Вот в этом здании…»), плакатные лозунги («Вся власть Учредительному собранию»), призывы («Товарищ! Гляди / В оба!»).
Первая глава поэмы представляет собой мрачные картины послереволюционного Петрограда. Спотыкающийся, неровный стих первой главы передает растерянное, шаткое состояние людей — персонажей «старого мира», ставших свидетелями революционных преобразований. На сюжетном уровне эта неустойчивость показана буквально. Сильный ветер «прохожих косит», люди скользят и падают на льду:

Вон барыня в каракуле

Поскользнулась
И — бац — растянулась!

Разнообразие интонации позволяет показать героев «старого мира» с иной, нежели авторская, точки зрения. Четверостишие, обращенное к «товарищу попу», написано в ритме марша, его хорошо декламировать на ходу:

Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?..

Кажется, что так к попу обращаются красногвардейцы из отряда двенадцати, которые появятся в поэме только во второй главе.
Первая глава начинается с противопоставления: «Черный вечер. / Белый снег». На контрасте, объединении противоположных, алогичных черт строится вся поэма, начиная с лексики или цветовой символики, и заканчивая соединением в финале поэмы образов отряда дозорных и Иисуса Христа. Прием антитезы помогает поэту выразить полную противоречий природу революции, понять значение и общий итог общественных изменений, произошедших в России.
Главы со второй по седьмую представляют собой сюжетное ядро поэмы. Во второй главе появляется стержневой образ поэмы — отряд из двенадцати красногвардейцев, несущих революционную вахту. Автор наделяет дозорных противоречивыми чертами. С одной стороны, они похожи на обыкновенных преступников:

В зубах — цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

дореволюционной России «бубновый туз» — ромб — прикрепляли на спину бандитов и каторжан).
С другой стороны, поэт называет их шаг «державным», их злобу «святой». Торжественно звучит и задача отряда, сформулированная в двустишии: «Революцьонный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!», которое несколько раз рефреном повторяется в поэме.
Образ отряда соединяет разные по стилю части поэмы. С ним связана и основная сюжетная линия «Двенадцати»: убийство «дуры» и «холеры» Катьки красногвардейцем Петрухой. Сцена убийства — кульминация поэмы: «А Катька где? — Мертва, мертва! / Простреленная голова!» Сначала бойцы всего лишь хотели отомстить Ваньке за двойное предательство: за то, что он превратился в буржуя («- Ванюшка сам теперь богат… / — Был Ванька наш, а стал солдат!») и зато, что уводит Катьку у Петрухи («… Ты будешь знать, / Как с девочкой чужой гулять!»). Но, нечаянно убив Катьку, бойцы воспринимают это бессмысленное убийство как революционное возмездие. За что они мстят? За то, что Катька «с юнкерьем гулять ходила — / С солдатьем теперь пошла?».
Петрухе — убийце «бедному» — товарищи говорят, что не время жалеть о Катьке, ведь впереди «потяжелее будет бремя». За убийством Катьки последуют еще большие злодеяния. Революционный дозор из двенадцати бойцов закрывает глаза на настоящие преступления, совершающиеся в хаосе революции, пытаясь догнать невидимого врага:

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!

Двенадцать бойцов проповедуют «свободу без креста». Они готовы «пальнуть пулей» в Святую Русь, «в кондовую, / В избяную, / В толстозадую!». Можно понять, почему бойцы хотят раздуть «мировой пожар» «на горе всем буржуям»: сами они замерзают в «рваных пальтишках», им совсем невесело «в красной гвардии служить — / Буйну голову сложить!».
Настроение «голытьбы» передается в восьмой части поэмы частушечным стихом («Ужь я ножичком / Полосну, полосну!»). Этот стих мог бы стать образцом воровского, хулиганского фольклора, но он заканчивается молитвенной строкой: «Упокой, господи, душу рабы твоея…». В этой строке звучит уже не голос разгулявшейся «голытьбы» или дозорных (красноармейцы, напротив, запрещают Петрухе вспоминать про «золотой иконостас»), а слышится речь самого автора. Блок писал в дневнике: «В народе говорят, что все происходящее - от падения религии». По мнению автора, вместе с преобразованием общества должно происходить и религиозное обновление, в итоге люди должны снова повернуться к религии. С такой позицией автора связан финальный образ поэмы — «Исус Христос», идущий перед отрядом двенадцати. Этот символ получил множество, порой противоположных друг другу, трактовок. Иисус противопоставляется дозорным, ведь они грешники и убийцы, идут «без имени святого». Но он незримо связан с ними, тайно ведет их к прощению. Тем не менее нельзя однозначно определить значение символа, поэтому финал поэмы остается открытым.
Всем строем своей поэмы Блок показывал отсутствие итога у революции. Революционная пора принесла с собой хаос и смятение, раскол и растерянность — это автор отразил, введя дисгармонию в композицию поэмы, противопоставив образы, используя стилевой контраст. Таким образом, композиция «Двенадцати» служит одним из самых ярких средств выражения основной идеи поэмы и связанного с ней авторского замысла.

Загрузка...
Top