Душевное одиночество.

Про одиночество имеет смысл рассуждать потому, что одиночество – это состояние, способное чрезвычайно сильно повлиять на психику человека, изменить все мировосприятие, и подчас в пагубную (и предельно пагубную) сторону. “Не хорошо человеку быть одному” – относящаяся к Адаму мысль Господа перед созданием второго человека, Евы.

Настоящее одиночество – чрезвычайно серьезное испытание. Предельное страдание от одиночества перенес C ам Господь в ночь пленения в Гефсиманском саду. Страшное напряжение души и духа привело к тому, что у Господа по щекам тек кровавый пот… Из-за этого же Он, будучи распят на Кресте, воскликнул: “Боже, Боже мой, зачем Ты Меня оставил?” Но это самая тяжелая форма одиночества – состояние оставленности Богом. Об этом чуть позднее.

Состояние оставленности людьми или дорогим человеком, – более легкие варианты, но и они способны привести к очень сильным переживаниям и отчаянию.

Люди разного склада по-разному чувствительны к одиночеству. Есть люди самодостаточные, которым не нужно никакого окружения и общения – им хорошо с самими собой. Это могут быть и эгоисты, и отшельники. Первым одиночество нужно, потому что они не хотят любить, то есть жертвовать чем-то ради кого-то. Вторым – потому что страдают от недостатка любви в себе по отношению к другим и временно покидают общество, чтобы научиться жертвенности через добровольное перенесение испытаний наедине с Учителем и Источником любви – Богом.

Вот в этот момент важно найти правильный ориентир. Так уж устроены люди, что лучики любви в них то ярче, то тише, то загораются, то гаснут. И нельзя в поисках любви требовать от людей невозможного. Эта ошибка часто и приводит к трагедиям. Но при этом нельзя и относиться ко всему человечеству с презрением.

Вообще, вне духовного плана все рассуждения о человеке и человечестве – тупиковая философия, приводящая к куче нерешенных вопросов. Духовное же рассуждение невозможно, если не включить в круг общения человека личность Бога.

Различные религиозные конфессии взаимоотношения человека и Бога представляют себе по-разному. Это – самое главное различие религий. При том, что в вопросах общечеловеческой нравственности может быть много общего. Но на вопрос о посмертной судьбе человека (главный вопрос любой религии) влияет именно то, каким видит Бога эта религия. Варианты существуют самые разные. Бог разных вер может быть и грозным тираном, и судьей, следящим за абсолютной справедливостью происходящего, и недоступным людям безликим вселенским божеством – космической энергией, и абсолютно доступным домашним божком, с которым нужно только суметь договориться. Православие видит в Боге, прежде всего любящего Отца. А людей – детьми большой Небесной Семьи-Царства. Да, Бог православных христиан – и судья, и мздовоздаятель, и наполняющий Вселенную Творец мироздания. И одновременно Он абсолютно доступен, потому что главное в Нем, что Он – Любовь.

Вы можете быть одиноки с тираном, с судьей; для вашего диалога недоступна вселенская энергия (раз она лишь безликая сила); вам будет одиноко при магазинных взаимоотношениях с домашним божком (вы ему – жертву, он вам – благополучие). Но с Любовью вы не будете одиноки никогда. Да, в Православии вам не пообещают ни благополучия, ни власти, ни славы. Но там вы найдете иное счастье – детскую радость быть любимым. Причем вы не рискуете эту радость потерять и остаться одинокими: Бог? Отец всегда рядом, и в земной жизни, и в посмертной, вечной. Для ощущения этой радости от вас потребуется только взаимность.

Почему люди не находят этой радости? Потому что не хотят быть взаимными в любви. Именно не хотят, а не не умеют. Осознание этого неумения приводит к покаянию, и Бог принимает и утешает кающегося, и дает ему силы на самопожертвование. Без самопожертвования любви не бывает. Именно нежелание жертвовать собой ставит препятствие к любви. Бог христиан жертвует Собой ради людей самым предельным образом – это знает всякий, кто прочитал Евангелие.

Одиночество человека среди мира людей возможно. Даже неизбежно. И чем мы старше, тем больше мы понимаем эту горькую истину, причина которой – нехватка любви в людях (называется – грех). Нехватки любви у Бога-Любви быть не может. Поэтому в духовном мире (по крайней мере, мире Православной веры) одиночества нет. Может быть лишь временная разлука, чаще всего – по нашей вине. Помните? – “Любовь не бывает без грусти, но это приятней, чем грусть без любви”.

Одиночество может быть очень разным. Есть одиночество, для которого характерна фраза «я никому не нужен». При этом человек может быть очень востребован на работе, может жить в большой семье. Совсем как в детском стишке: «Бедный Федотка-сиротка, нет у него никого, только мама, да папа, да тетка, только дядя, да дедушка с бабушкой». «Никому не нужен» – это классическая фраза человека с низкой самооценкой. Прежде всего такой человек не нужен сам себе. Ведь если я знаю, что нужна Богу и сама себе нужна, то я уже такую фразу не скажу.

Бывает «одиночество вдвоем», когда есть любимый человек, но при этом чувство одиночества сохраняется. Это случай, когда человек пытается за счет другого заполнить свою внутреннюю пустоту. Для него другой — это объект, который он хочет использовать для того, чтобы чувствовать себя лучше. А правда в том, что другой человек — не объект. И внутреннюю пустоту извне заполнить невозможно.

Для кого-то одиночество — это состояние радости, отдыха, но это уже не столько одиночество, сколько уединение, то есть такое состояние, когда человек рад побыть наедине с собой.

Есть еще такой вид одиночества, как отшельничество. В этом случае одиночество — это сознательный выбор, духовный рост. Но надо отметить, что в наше время без благословения духовника такой путь — скорее риск, чем подвиг.

Таким образом, существуют разные состояния, называемые одиночеством. Одно состояние, когда человек живет один, и другое — душевное одиночество, когда человек ощущает себя одиноким, независимо от наличия или отсутствия рядом близких.

— С какими видами одиночества люди в основном обращаются?

— У людей, обратившихся в нашу психологическую консультацию за помощью, одиночество ассоциируется с беспросветностью, покинутостью, жалостью к себе, страхом, недоумением: «за что мне это?».

— Есть ли у одиночества какие-то общие, скрытые от поверхностного взгляда, причины?

— Часто «склонность к одиночеству» закладывается в детстве. Это бывает связано с травматичным детским опытом. Хотя взрослый и не в состоянии вспомнить свой самый ранний возраст, но на уровне ощущений он может этот опыт сохранить в себе и пронести через всю жизнь. Приведем такой пример: мама, начитавшись Спока, не подходит к своему плачущему ребенку в течение 20 положенных минут, потому что доктор Спок написал, что за 20 минут ребенок может успокоиться. Но современные ученые считают, что до шести месяцев ребенок не способен успокоиться сам, у него процесс торможения еще не развит, он возбудиться может, а успокоиться — нет, ребенок может только истощиться. Он устанет и затихнет, но это не значит, что он успокоился и что ему стало хорошо. У него просто больше нет сил кричать, внутри же у него наступает состояние отчаяния. Ощущение того, что сколько бы он ни кричал, все равно к нему никто не подойдет и звать бесполезно, приводит к тому, что у ребенка не формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие – это восприятие окружающего мира как доброжелательного, ощущение того, что в этом мире есть место, в котором меня любят и принимают.

Одна женщина, у которой было счастливое детство, рассказывала о таком своем характерном воспоминании: «Я совсем маленькая лежу в постели, только что проснулась после дневного детского сна, и я знаю, что вот сейчас я из своей комнаты выйду, а там вся семья ждет, когда я проснусь, и тогда они крикнут: «Нюся проснулась!», и будут меня обнимать, целовать». Вот это — ощущение того, что меня ждут, что я любима, что меня принимают. Понятно, что у такого человека с базовым доверием к миру, даже если у него будут периоды вынужденного одиночества, они не будут переживаться как крах жизни. Ему есть на что опереться в своем прошлом опыте. Соответственно, если ребенка никто не ждет, если у него есть ощущение, что он никому не нужен, его никто не любит, он — такой, какой есть, никого не устраивает, если с этим ощущением ребенок растет, то для него одиночество становится привычным состоянием.

— То есть в одиночестве ничего хорошего быть не может, потому что это состояние уже изначально является следствием психологической травмы?

— Не всегда так. Все зависит от того, как человек воспринимает это состояние. Можно воспринимать одиночество как шанс что-то понять в себе, как временную остановку, передышку, когда можно оглядеться, посмотреть — куда я иду, с кем я иду, нужно ли, интересно ли мне то, что я делаю. Это можно сравнить с тем, как человек едет на машине по скоростному шоссе, и вдруг съехал на обочину и остановился. Я провела много тренингов, посвященных теме одиночества, и в ходе работы наблюдала, как у людей менялось отношение к этому сложному чувству. От страха, грусти, безысходности, которые возникали при одном воспоминании об одиночестве, многие переходили к пониманию и признанию необходимости одиночества для своей души, для общения с Богом, для самопознания. В одиночестве есть возможность подумать в тишине, восстановить силы, разобраться в себе.

— Выходит, одиночество хорошо как временное состояние?

— Это зависит от человека и от того, как он свое одиночество «использует». Можно в этом состоянии «застрять» и так и остаться жить «на обочине», а можно плодотворно прожить это время. Важно помнить, что часто одиночество — это выбор человека, а не вынужденное состояние, в которое он попал. Подчас человек, который жалуется на одиночество, мог бы изменить ситуацию и выйти из этого состояния, если бы захотел.

Но люди не всегда пользуются своими возможностями, потому что, на самом деле, одиночество бывает еще и выгодно. Например, бывает, что вы хотите помочь человеку, и в ответ на его жалобы «Я так устал от одиночества! Что мне делать?», начинаете предлагать ему варианты выхода, а он упорно отказывается, отвергая все ваши предложения. И у вас в какой-то момент возникает вопрос: действительно ли этот человек хочет что-то сделать со своим одиночеством? Вот пример типичного диалога:

— Если Вы чувствуете себя одиноким, сходите в храм, где есть община. Прихожане часто ездят в интересные паломнические поездки, Вы сможете с кем-нибудь познакомиться.
— Да, но у меня на это времени нет. А в воскресенье мне выспаться хочется и дома посидеть, я всю неделю работаю.
— Не можете в воскресенье, сходите в субботу вечером.
— Да, можно было бы, но в субботу вечером у меня сериал, я не могу его пропустить.
— Ну, хорошо, не будем брать выходные. А на работе, может быть, есть какие-то интересные люди, с которыми можно поговорить?
— Ой, да. Но у нас на работе такой коллектив, что лучше я там ни с кем не буду общаться.

И сколько бы вы не предлагали такому человеку новых вариантов, в ответ вы услышите: «Да, но…». После такого разговора создается ощущение, что его устраивает то состояние, в котором он находится.

Часто, когда человек находится в одиночестве и от него «страдает», он получает массу преимуществ, и этими преимуществами пользуется. Его все жалеют, ему все сочувствуют, стараются помочь. Еще бывает, что одиночество используется как хорошее оправдание: «Вот если бы я была не одинока, вот тогда бы… А так, я ничего не могу сделать».

— Получается, что одинокие люди – это, утрированно говоря, «лентяи», которые не хотят лишний раз напрячься?

— Нет, они не лентяи, им просто страшно покинуть свою «скорлупу», «выйти в люди». Одиночество может быть для них уже привычно, оно известно, знакомо, они к этому состоянию адаптировались. У нас же один из самых больших страхов в жизни – это страх нового, страх неопределенности. В одиночестве же все определено, понятно, все запрограммировано, создается иллюзия, что ситуация под контролем. Как только вы из одиночества выходите, то вы сталкиваетесь с тем, что другого человека вы контролировать не способны. И появляется пугающая неопределенность. Как себя с ним /ней вести? Что ему/ей говорить? Как реагировать? Как не допустить ошибку, не показаться ему/ей смешным и глупым? Сразу возникает множество вопросов и опасений.

— А почему одни люди боятся, а другие нет?

— Потому что у кого-то сформировалось базовое доверие и ощущение собственной ценности, а у кого-то нет. Кто-то дает себе право на ошибку, а другой предпочитает не рисковать. У некоторых людей просто чуть больше сил и смелости.

— То есть одинокие – это трусы?

— Нет, не трусы. Просто они со своей силой не встретились и не знают тот потенциал, который в них заложен.

— А как с ней встретиться?

Хороший вопрос. Ответом на него будет конкретная терапевтическая работа. Обозначим лишь несколько шагов этого нелегкого пути. Во-первых, необходимо признать безусловную ценность собственной личности и того потенциала, который заложен Творцом. Во-вторых, придется найти и проработать «ядерную ситуацию», где потерялась связь со своей внутренней силой. Еще важно обеспечить себе дружескую поддержку извне — всегда есть люди, которым мы нужны и которые нужны нам, и найти таких людей не так уж сложно, если захотеть. Здесь мы можем вспомнить восточную мудрость, что «Тот, кто не хочет, ищет причины, а тот, кто хочет, ищет способы».

Если я устал от своего одиночества, значит, я буду что-то делать, искать. Православный храм, община — замечательное место, где от одиночества возможно «излечиться», ведь там всегда есть, куда приложить свои силы. Особенно в приходах, занимающихся различными социальными служениями, например, в детских домах, больницах, тюрьмах. Помогайте, ездите и Вы уже не одиноки, и Вас уже ждут, и Вам уже рады. Но прежде, чем встретиться с Другим, человеку необходимо встретиться с самим собой, со смирением и благодарностью Богу принять себя, свою жизнь.

Основное чувство, связанное с одиночеством, — это ощущение внутренней пустоты. И самая главная наша ошибка, что мы пытаемся эту пустоту заполнить отношениями. Заполнение внутренней пустоты возможно только путем установления связи с Богом. Потому что мой внутренний мир – это место для меня и для Бога. А так как это сложно, это требует внутренней работы, труда, духовного поиска, личностного роста, то есть это действительно сложно, то мы пытаемся пойти простым путем, как нам кажется. Найти человека, который сделает нас счастливыми, который заполнит нашу пустоту. Но это неверный путь. Стержнем нашей внутренней жизни является связь с Богом. Это может быть ощущение того, что Господь меня любит, Господь меня принимает, что жизнью своей я обязан Ему, что я отвечаю за то, как я проживу свою жизнь, потому что Господь мне ее подарил, но Он с меня и спросит.

— А если чувства богообщения почти нет, мы же не такие, как Серафим Саровский?

— Это вектор, по направлению которого мы двигаемся. Важно увидеть перспективу, начать движение в верную сторону. Редко бывает, что после принятия решения сразу все меняется. Наивно на это рассчитывать.

— Почему в современном мире больше одиночества, если исходная идея, что его корни уходят в детство?

— Это связано отчасти с тем, что сейчас большая часть населения живет в городах.

— Казалось бы, в городах народу больше, а значит, больше возможностей для завязывания знакомств?

— Ничего подобного. Моя квартирка отдельная, лифт, соседей не знаю. В деревнях это было невозможно, потому что, хотел человек того или нет, он был включен в деревенскую жизнь. В городе все очень обособленны. К тому же, сейчас у нас есть Интернет, и люди могут работать, оплачивать счета, делать покупки, вообще не выходя из дома. Человек может минимизировать свое общение до заказов продуктов по телефону. В этом смысле город – это идеальное место для «процветания» одиночества.

У нас сейчас исчезли дворы, и дети сидят дома. С теми, кто ходит в детский сад, тоже вопрос — повезло ли им? Ведь ребенка в детский сад хорошо отдавать после четырех — четырех с половиной лет, когда ему действительно уже хочется общаться. До 4,5 лет ребенок должен дома расти, а общаться с другими детьми на детской площадке, в различных кружках. Но если ребенок в семье единственный, общается только со взрослыми, а взрослые общаются с телевизором, то, в итоге, ребенок оказывается предоставлен сам себе. Сейчас в городе есть все условия для того, чтобы одиночество становилось образом жизни.

— А что нужно делать, чтобы обрести понимание своей души, своей личности?

— Необходимо, чтобы у человека появилось ощущение своей жизни и своей личности как достаточно высокой ценности. Когда мы этой ценности не чувствуем, то начинаем растворяться в окружающих, жить чужими интересами, нуждами. Нам кажется, что жизнь другого человека важнее, а свою жизнь мы обесцениваем, тем самым предаем себя. В результате этого начинает казаться, что нашей жизни нет, мы – пустое место… Все попытки заполнить пустоту безрезультатны или приносят лишь временное облегчение. А признать свой внутренний потенциал, дарованный Господом, ощутить радость и ценность бытия нам мешает и тяжелый детский опыт, и навязанные извне стереотипы, и собственное маловерие — много разных причин.

«Потеря себя», отказ от себя – это не только результат тяжелого детства, но и выбор, порой неосознаваемый, самого человека. Здесь дело не в том, что мы ненормальные. По некоторым статистическим данным, 89% населения в той или иной степени нуждаются в психологической помощи, а остальные 11%, как некоторые грустно шутят, либо недообследованные, либо им уже не поможешь. В этой потере себя нет обреченности, а есть очень много задач для личностного роста. У всех нас были, условно говоря, травмы.

Кого-то положили в больницу на неделю и маму не пускали — травма. Мама с папой уехали в командировку, оставили бабушке на месяц — травма. Все разлуки-расставания с родителями, особенно длительные, до пяти лет травматичны, ясли, интернаты и «пятидневка» вообще не обсуждаются. Если вспомнить детство просто по фактам, то понятно, что у нас достаточно поводов, для того чтобы еще в детстве потерять ощущение себя. И это не наша вина, это наша беда. И, кстати, это не вина наших родителей.

Поиск виноватого в этой ситуации — самое неплодотворное, что можно сделать. Потому что, во-первых, если мы считаем, что наша жизнь – это попытка над нами поиздеваться или нас наказать, то это претензия уже не к родителям, а к Богу. А если мы все-таки считаем, что Господь нас любит, и Он сделал максимум для того, чтобы нашу душу спасти, тогда мы приходим к мысли, что те условия, в которых мы выросли, те страдания, которые мы перенесли и все-таки выжили при этом, были нам даны, чтобы мы стали крепче, сильнее, чтобы мы что-то поняли, чтобы стали, может быть, где-то мягче, где-то терпимее, где-то смирились. То есть испытания нам посланы на возрастание, а не на то, чтобы нас унизить, оскорбить или над нами поиздеваться.

— Надо сказать, что до настоящего разговора я ощущала себя более здоровой .

— «Многие знания – многие печали», «горе от ума»… Неслучайно эти фразы стали крылатыми. Любая информация, проливающая свет на то, что мы раньше не замечали или от себя прятали, может восприниматься болезненно. Психология – это та область знаний, которая касается непосредственно личности. Когда вы узнаете определенные закономерности, применяете их к себе, то вдруг оказывается, что некоторые иллюзии, в которых вы жили, начинают рассыпаться. На первом же занятии мы предупреждаем студентов, чтобы они имели в виду, что даже простое лекционное занятие по психологии может всколыхнуть у них очень глубокие чувства. Вот эта коробка с бумажными носовыми платочками на моем столе — у нас просто «рабочий инструмент».

— А сколько времени надо работать с психологом, чтобы прояснить для себя все моменты?

— Это зависит от самого человека, от той атмосферы, в которой он живет в настоящее время, от его прошлого опыта, от его семьи. Если у человека было более-менее нормальное детство, и детские переживания ограничились тем, что родители его к бабушке на лето отправляли, это один вариант. Другой вариант, когда ребенок вырос без отца, или кто-то в его семье страдал алкоголизмом – эти факторы приводят к достаточно серьезным искажениям развития личности. Есть и более тяжелые ситуации, например, когда мама покончила жизнь самоубийством. Безусловно, это не может не сказаться каким-то образом на жизни человека. Но в то же время, здесь нет предопределенности и фатализма. Встречаются люди, которые проходят через горе и потери, и становятся сильнее, мудрее. А кто-то озлобляется, теряет веру. У человека всегда есть выбор!

Работа по поиску своего утерянного «я» порой длится полгода-год, а иногда растягивается на всю жизнь. Все очень индивидуально. Для каждого человека — это свой собственный путь, который зависит от пережитого опыта.

В течение нескольких встреч устанавливается контакт с психологом. Ведь для того чтобы началась глубокая работа, необходимы доверительные человеческие отношения. На первых встречах мы, как правило, пытаемся разобраться не столько с причинами возникших у человека трудностей, сколько с его «планами», с тем, чего же человек хочет, к чему он идет. Это очень серьезный вопрос, поэтому некоторое время уходит на фокусировку цели психотерапии для конкретного человека.

Чаще всего приходят с вопросом: «Как мне сделать, что бы он вернулся?»; или: «Как мне сделать, чтобы на меня мужчины стали обращать внимание?»; или: «Как мне сделать, чтобы мама научилась меня понимать?»; или:«Я хочу, чтобы он изменился, стал лучше! Как мне этого добиться?». Другими словами: «Научите меня управлять моими близкими, чтобы они вели себя так, как нужно мне!», то есть «научите меня манипулировать людьми». Но подобное отношение к другому человеку с точки зрения христианской психологии недопустимо. Здесь нарушается один из основополагающих принципов: уважение свободы Личности. С такими запросами приходится работать, чтобы их переформулировать. Важно помочь человеку вернуться к себе, к своей жизни, отказаться от желания перевоспитать маму, «переделать» мужа, «улучшить» сына, сделать «более удобной» подругу.

Задача психолога также в том, чтобы помочь человеку научиться находить в себе ресурсы, которые позволят ему самому разбираться со сложностями.

Не надо забывать, что психотерапия — это все-таки «суррогат», и она не заменит полноценного личного дружеского общения. Конечно, между психологом и человеком, обратившимся к нему за помощью, возникает контакт, происходит встреча, но психотерапия предполагает фиксированное время, определенную оплату. Также существует ряд этических правил, которые не позволяют переводить терапевтические отношения в «дружбу семьями». Даже притом, что такое общение может быть очень глубоким, все равно оно не заменяет дружбу, не заменяет любовь, пастырское общение. Это обращение к специалисту, который помогает в чем-то разобраться, что-то изменить, но отношения с ним не перерастают в дружеские, а людям нужны личные отношения. Научиться строить доверительные личные отношения возможно!

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

7 Comment threads

5 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

Одиночество сопровождает человека с самого момента его рождения. Когда новорожденный малыш плачет в своей кроватке из-за отсутствия рядом матери, он уже чувствует себя одиноким. Чуть повзрослев, ребенок начинает постигать мир и ему кажется, что он такой неизвестный и непонятный. Если же родители не могут ему в это время передать свою любовь, то он опять сталкивается с глубоким одиночеством.

Взрослый человек уже чаще страдает от одиночества, а больше всего одиноким он чувствует себя перед смертью. Поэтому уверенно можно сказать, что на свете нет ни одного человека, который бы хоть раз в жизни не чувствовал себя одиноким. Избежать одиночества совсем, как бы этого нам не хотелось, невозможно. Но отношения у каждого человека с одиночеством складываются по-разному. Это зависит от характера, темперамента, настойчивости, пола, возраста и желания человека изменить свою жизнь. Степень одиночества человека зависит от его ожиданий хорошего отношения окружающих и близких ему людей к себе.

В России все люди, старше 70 лет, чувствуют себя полностью одинокими. Причина этого в том, что человек не умеет приспосабливаться к старости. Многие пожилые люди ориентируются на молодые годы жизни и считают, что с ними также должны общаться, советоваться и слушаться их мнения. Однако дети вырастают и становятся самостоятельными, отношение их к родителям меняется. Они строят свои планы и целыми днями озабочены зарабатыванием денег, а на посещение пожилых родителей у них не остается времени.

Люди, привыкшие жить своей жизнью и умеющие любить себя, с годами перестраиваются к этому и не беспокоят своих детей своими проблемами. Неуравновешенные старики не желают смириться со своим одиночеством и требуют от детей участия в их жизни, как в моральном, так и в материальном плане. В результате чего часто дети еще больше отделяются от родителей, что только усугубляет их одиночество. Очень важно понять, что одиночество - это внутреннее состояние души, а не вещественное. Внешние факторы не могут изменить душевное состояние человека и никто, кроме самого человека не сможет прогнать его хандру и уныние.

Одиночество настигает людей не только в старческом возрасте, многие пары живут рядом друг с другом в полном одиночестве. Такое одиночество называется душевным и оно намного тяжелее переносится человеком, чем когда он одинок физически. Часто отсутствие душевной связи между партнерами приводит женщин до глубокой депрессии и даже психологических заболеваний. Как говорят в народе: "Природа не любит пустоты!" и поэтому каждый из партнеров старается заглушить чувство одиночества в семьи приемлемым ему способом.

Мужчины чаще всего заводят роман на стороне или начинают пить, а женщины становятся агрессивными и постоянно срываются на членов семьи из-за душевной неудовлетворенности. Если муж и жена не общаются между собой и не находят интереса от совместного времяпровождения, то они уже не являются парой и совместная их жизнь приносит им только мучения.


Самым большим заблуждением является мнение людей о том, что избавиться от одиночества им поможет какой-то новый посторонний человек или друзья, которые они стараются завести. Действительно, в начале отношений с новым партнером или людьми, которые окружают когда-то одинокого человека заботой и вниманием, создается иллюзия полноты жизни и счастья. Но очень скоро опустошенность и разочарование настигают вновь, принося еще большую душевную боль. Происходит это потому, что человек сам остался прежним, его взгляды на жизнь и отношение к себе не поменялись. Ведь человек по-настоящему может быть счастлив только тогда, когда он уверен в своих силах, любит себя и занимается своим любимым делом.

Полное безразличие по отношению к себе неизбежно приводит к одиночеству. Если человек не уважает и не любит себя даже сам, то это автоматически передается окружающим людям, которые стараются его обходить. Отношение к нам окружающих - это лишь отражение нашего отношения к ним. Безразличие к себе запускает процесс возникновения одиночества. Если человек считает себя недостойным чего-то хорошего или отказывается от своих ценностей в угоду детей, мужа или родителей, то требовать к себе уважения от окружающих не следует.

Отказ от своих интересов , стараясь улучшить жизнь близких людей, только еще больше подталкивает к душевному одиночеству. Очень часто люди пытаются реализовать чужие желания из-за того, чтобы замаскировать отсутствие собственных целей. Вместо того, чтобы найти себе любимое занятие и заняться собой, человек занимается самообманом и совершенно забывает о себе, старательно заботясь о детях или муже.

Необоснованно отказываясь от собственного счастья и мечты, человек сам обрекает себя на одиночество. Любите себя и постарайтесь изменить свою жизнь в лучшую сторону. И только вам решать, что вы выбираете - одиночество или любовь к себе? Безответственное отношение к себе и к своей жизни и есть главная причина того, что одиночество начинает управлять вашей жизнью.

У меня тоже было время когда мне было плохо и когда я не мог найти ответы на вопросы… И никто мне не мог подсказать, что делать… Не знаю поможет ли это тебе… Ты можешь не верить мне, можешь забыть вообще об этом письме. Ты не знаешь этого и не можешь быть в этом уверена. Но будь уверена, знай это, чувствуй это, живи этим. Это знание истекает из самой жизни… Ты не одна в этом мире, даже когда тебе одиноко, ты не одна. Оглянись вокруг, люди не замечают этого… Их могут окружать центиллионы живых организмов но они будут одинокими. Мы проходили многие жизни одна за другой, и в каждой из них нас сопровождали… Природа хочет быть наполнена тобой и наполнять тебя… впусти ее… и ты поймешь что ты не одна. Природа любит тебя, так много людей которые тебя любят – присмотрись к ним, растения тянутся к тебе словно к солнцу, животный с удовольствием играют с тобой. Почувствуй как солнце любит тебя и небо Вселенной ты нужна, если бы ты была не нужна, ты бы не рождалась. Ты не знала о своем рождении, как и многие другие, но можешь узнать о своих прошлых жизнях. Удивительно, как ты этого не замечала, но возможно заметишь. Когда ты найдешь это в своем сердце, ты никогда уже не будешь одинока.- Изменяющие реальность. Из письма Тина к Лие.

Одиночество. Наверное всем это слово знакомо не понаслышке. Нам сложно переносить такое время, если мы не привыкли быть сами с собой. Часто мы готовы заниматься чем угодно, лишь бы не отдаваться самому себе. Тяжело смириться с собственными страхами, сложно принять себя, если ты этого не делал раньше. Но как только мы отпустим обиды, примем действительность и откроемся сами себе — сразу же мы почувствуем небывалую легкость. Наш внутренний мир в миг станет нашим домом, в который мы захотим возвращаться снова и снова. Не так страшно быть одному, более страшно никогда не познать себя. Быть одним — не одиночество души.

Чем больше испытываешь и исследуешь собственные чувства, чем больше проводишь времени в одиночестве, тем больше понимаешь, как действительно необходимы эти чувства. Проводя время в одиночестве мы познаем себя, открываем новые грани свое души, мы можем наконец-то понять кто мы, узнать что такое жизнь и какое место мы занимаем в ней.

Когда вас охватывает чувство одиночества, вспомните эти строчки и, возможно, вам станет легче открыться себе, принять себя и полюбить.

Иногда вам просто необходимо быть в одиночестве — жизнь сама направляет вас.

Иногда нужно побыть в одиночестве, просто наслаждаться свободным временем, просто быть наедине с собой, просто быть на своем пути. Жизнь сама направляет вас на истинный путь, в тот момент, когда вы чувствуете себя одиноким — вы наиболее нуждаетесь в этом. Мир сам подталкивает вас.

Мы должны время от времени проводить в одиночестве. Когда мы одни, нам становятся доступны наши собственные мысли, мы можем услышать свою интуицию. Цените моменты, когда жизнь вам дарит бесценное время, которое вы можете провести в тишине и единении с собой. Когда стихает все и вы слышите лишь биение собственного сердца. Лучше сами узнайте как это, иначе вы никогда не поймете смысл этих фраз, вы никогда не поймете, кто вы.

Для того, чтобы найти что-то новое, вначале нужно освободиться от старого.

Все взаимосвязано. Наша энергия не бесконечна, мы не можем владеть все и сразу. У всех вещей есть свое место и свой порядок. Пока вы делаете одно дело, вы не можете делать другое так же качественно, как первое. Пока ваши мысли заняты одним, вы можете упускать свое второе счастье. Чтобы приобрести новое, вначале нужно освободить место дня нового. Понимание этого — первый шаг. Второй шаг — принять и отпустить. Создать изменения в жизни достаточно страшно, но еще страшнее сожалеть всю жизнь о том, что не сделал. Ошибайтесь, ничего страшного в этом нет. Вы становитесь . Это не легко, но это необходимо вам.

Не слушайте свой разум, если он говорит вам, что вы одиноки. Он врет вам.

Очень часто мы не замечаем, как коварный разум раскручивает вихрь мыслей в нашей голове. Он заседает надолго, постепенно усиливаясь, и доходит до того, что мысли начинают диктовать нам эмоции, влиять на наше состояние. Мысли — не владеют нами, мы владеем мыслями. И когда разум в очередной раз попробует сказать вам, что вы в полном одиночестве, помните, что разум самый большой лжец в мире (см. Реальная Магия) .

Примите реальность такой, какая она есть.

Избегать реальность бесполезно. Жизнь постоянно меняется и бежит вперед. Не нужно убегать от нее, примите вызов, расценивайте все события как новый опыт для личностного роста. Вы не найдете спокойствие и умиротворение, пока не примите себя и вещи вокруг.

Спокойствие, это не когда вы в тихом месте, где нет проблем, это когда вы находитесь в безумно шумном бегущем мире, где все неизбежно движется и развивается, оставаясь в непоколебимом единении со своим сердцем.

Независимо от ситуации вы и только вы определяете свое отношении к ней.

Большая часть наших страданий вызвана неправильным отношением к миру. Смотрите на вещи с позитивной точки зрения. Всегда вырабатывайте хорошее отношение в любой ситуации. Если кто то причиняет вред вам, не обижайтесь на него, просто такие люди сами несчастливы, в душе им очень плохо. Это не означает что вы не должны никак реагировать, просто выбирайте свое отношение.

Если никто вас не поддерживает, это еще ничего не значит.

Близкие не всегда будут поддерживать ваши цели, но это не означает, что вы должны отказываться от своих идей, вы должны стремиться к ним в любом случае. Следуйте своей интуиции. Что это значит? Это означает делать то, что заставляет вас чувствовать душевный трепет или, хотя бы, не делать то что приносит вам внутренний дискомфорт. Другие могут и не чувствовать, то что вы ощущаете, поэтому это естественно, когда они выражаются против ваших стремлений. Но вы должны следовать своим чувствам, это ваша жизнь и вы должны ею распоряжаться. Даже если что-то пойдет не так, то как минимум вы проживете это время с , вместо того чтобы «проживать чужую жизнь». Так что не беспокойтесь о мнении других людей, просто продолжайте жить по-своему, живите своей правдой.

Вы не такой, как раньше… Замечательно, так и должно быть. !

Все меняется, так и должно быть. Мы проходим через взлеты и падения, которые делают нас лучше. Происходят новые события, которые преподносят нам новые уроки, меняют нашу точку зрения. Мы развиваемся и улучшаем себя. Прошлых нас уже нет. Окружающие также не станут прежними. Но мы по прежнему люди, мы по прежнему живем. Более сильные, более опытные.

При любых обстоятельствах, делайте все возможное. Поступая таким образом, в будущем вы не сможете себя винить, ни в чем, вы не будет сожалеть, так как вы сделали все то могли. Будьте максимально эффективны сегодня — просто прямо здесь, прямо сейчас. И делать все, что в ваших силах.

Наверное, это когда мы не пускаем никого в свою душу. А может быть, оно приходит тогда, когда мы остро чувствуем, что наша душа никому не нужна. Иногда оба варианта соединяются.

А может, это просто осознание человеком своего бытия? Я есть, и по-настоящему, опытно, я знаю только то, что я есть. Поэтому я в принципе, экзистенциально один. Возможно, так бы ответили Сартр или Камю. Но в таком ответе не хватает чего-то. А лучше сказать, Кого-то.

Продолжаем искать ответ.

Одиночество – это страдание. Действительно, в одиночестве ты всегда остаешься один на один со своей болью. И, наверное, большая часть человечества поставит знак равенства между одиночеством и страданием.

Однако в истории всегда были люди, которые сами искали одиночества. Таковых много из писателей, художников, музыкантов. Они бегут от мира для того, чтобы впоследствии отдать ему плоды своего уединения. Гениальная музыка, которой мы восхищаемся. Картины, собирающие вокруг себя миллионы людей. Книги, поражающие глубиной мышления. Все это рождено творческим одиночеством – и оно всегда сопровождается внутренним страданием художника.

Гении – это люди, которые ищут одиночества и вместе с тем мучаются им. Все остальные тоже страдают от одиночества, но убегают от него.

Человеческая душа естественно желает открыть себя кому-то, делиться самой собою и питаться от другой души. Но в то же время, подпуская человека очень близко к себе, мы чувствуем неудобство из-за вторжения в святая святых нашего сердца и неминуемую горечь непонимания.

Эту ситуацию описал Шопенгауэр в знаменитой «дилемме дикобразов». Когда дикобразам бывает холодно, они прижимаются друг к дружке, чтоб согреться. Почувствовав боль от уколов игл, животные разбегаются, но вскоре замерзают и вновь сближаются, постепенно находя приемлемое расстояние. Так внутренние пустота и холод толкают людей друг к другу, но, получив взаимные раны, они расходятся – для того, чтобы вновь сойтись, когда одиночество сделается невыносимым. Светская вежливость и общепринятая культура поведения есть не что иное, как безопасное расстояние между нашими одиночествами.

Вообще, у Шопенгауэра есть просто сокрушительные афоризмы на эту тему, насколько точные, настолько и горькие. Например: «Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством». Или: «Каждый человек может быть самим собою только пока он одинок».

Нас не спросят на том свете, как здесь любили нас. Спросят, любили ли мы

Вместе с развитием мегаполисов широко распространился странный феномен одиночества в больших городах. Оказывается, чем больше толпа, суетящаяся рядом с тобой, тем острее может быть лезвие одиночества, режущее сердце. Почему? Потому что ты понимаешь, что они живут своей, а не твоей жизнью. Огромное множество «не тебя», которым до твоей персоны нет никакого дела, растравляют душу пропорционально их количеству. Чем больше вокруг «не тебя», тем более одиноким ты себя чувствуешь.

Если в этой безликой толпе есть кто-нибудь, думающий о тебе и ждущий встречи с тобой, тогда чувство брошенности и ненужности как будто уходит. Но чужая любовь – как наркотик. Чем больше употребляешь, тем больше зависим. А с другой стороны, привыкаешь и уже менее ценишь. По-настоящему победа над депрессией одиночества приходит тогда, когда учишься любить других и отдавать им себя. Так было, есть и будет. Любой психолог расскажет десятки историй о том, как их пациенты побеждали внутренний кризис через служение другим. И действительно, нас не спросят на том свете, как здесь любили нас. Спросят, любили ли мы.

Для того, кто склонен к размышлению и любит учиться, одиночество может стать школой самопознания и богопознания. Если человек уединяется, сводит сообщение с миром до минимума, его ждут три возможных варианта развития ситуации. Либо он не выдерживает и прерывает свой покой, либо сходит с ума, либо в его душе начинается напряженная внутренняя работа.

Вспоминается замечательный рассказ Чехова «Пари». Состоятельный банкир и бедный молодой юрист поспорили: если юрист просидит в одиночной камере пятнадцать лет, получит от банкира два миллиона рублей. Поселившись во флигеле в саду банкира, молодой человек прошел несколько этапов развития. Первый год он скучал, читал романы и детективы, играл на рояле. Во второй год музыка умолкла, и отшельник потребовал тома классиков. В пятый год узник попросил вина, вновь зазвучал рояль. Книги в этот период не читались. В шестой год юрист начал скрупулезно изучать иностранные языки, философию и историю. После десятого года мудрец проводил дни и ночи за чтением одного только Евангелия. Затем были вытребованы книги по истории религий и богословию. В последние два года уединения затворник читал все без разбора. За пять часов до окончания пятнадцатилетнего срока он ушел из флигеля, нарушив тем самым пари. В оставленной им записке было сказано, что в миллионах он уже не нуждается. Годы одиночества, проведенные в самообразовании и самопознании, привели к Богу и разрешили вопрос о смысле бытия.

А вот уже случай не из литературы, а из жизни очень известного человека – последнего атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского. После упразднения Сечи 85-летний казак был отправлен в тюрьму Соловецкого монастыря, где 25 лет провел в тесной одиночной камере. На улицу его выпускали три раза в год: на Рождество, Пасху и Преображение. После помилования 110-летний Калнышевский отказался возвращаться на Украину и остался в монастыре. На Соловках он прожил еще почти три года, проводя большую часть времени в молитве. Ныне прославлен как местночтимый святой Запорожской епархии.

«Личность зреет в одиночестве, в холодной пустоте, в которой человеку ясно: и рождаться, и умирать ему приходится одному. В этой пустоте человек начинает молиться. И тогда пустота наполняется Богом, прошлая жизнь осмысливается, вечность становится очевидной» , – пишет современный проповедник.

Одиночество показывает нам, кто мы есть, и дает возможность наполнить зияющую пустоту человеческой души. Будет ли она наполнена Богом, или трескотней телевизора, или бегством от самого себя в лабиринты соцсетей - мы решаем сами. Но в истории есть примеры, которые могут помочь нам совершить более правильный выбор.

Когда Господь приходит к человеку, тот уже не одинок

Есть еще особое одиночество – . Одиночество и монашество в некотором роде однокоренные слова. Монашество – от греческого слова «монос», что значит «один». Такой род добровольного одиночества определяется еще словами: и Бог. Монашество – это я и Бог. А лучше сказать: Бог и я. Если монашество таково, то оно становится подлинным и единственным оправданием одиночества. Однако, что мирянину толковать о монашестве? Оно как прекрасный, но закрытый ларец с сокровищем. Любоваться можно. Ощутить и понять нельзя, оставаясь в миру.

Впрочем, писал о «монахах во фраках», то есть о мирянах, ведущих настоящую евангельскую жизнь, знающих об умной молитве и других подвигах не только из книг, но из личного опыта. И у святителя Феофана Затворника можно найти подобные мысли. Сам святитель посылал из затвора письма к некоему помещику-мирянину с просьбой совета в молитвенном делании. Впоследствии замечательный проповедник и писатель протоиерей Валентин Свенцицкий развил тему «монахов во фраках» в свою идею «монастыря в миру». Так что одиночество, наполненное Богом – это идеал, достижимый и вне стен монашеской обители. Только тогда, наверное, лучше употреблять слово «уединение». Когда Господь приходит к человеку, тот уже не одинок.

Мы никогда не сможем полностью избежать одиночества, но способны встретить внутри него Бога и выйти из скорлупы отчуждения навстречу людям. И скорее всего, другого выхода из проблемы нет.

Хочешь освобождения от многолетней пытки одиночества? Стань незаменимым хотя бы для одного человека в мире. Послужи тому, кто нуждается в помощи. Пойми, что счастье – это быть полезным.

Больница, тюрьма, дом престарелых, детский приют – вот места, которые помогают превратиться из философов в делателей. В этих стенах само качество нашего одиночества меняется. Во всяком случае, уныние и депрессия гарантированно потеснятся, потому что на них просто не найдется времени.

Одиночество неизбежно. Оно – постоянный спутник любого индивидуума на всех путях его бытия. Это чувство попущено Богом и нормально для отпавшего от Творца грешника. Отколовшаяся от лозы ветвь всегда будет ощущать свою недостаточность и потерянность. Счастлив ли человек в земном отношении или глубоко несчастлив, он до конца дней сохранит естественное, онтологическое переживание одиночества как личной уникальности и личной боли – то самое «я есть». Нам всегда дает о себе знать бездна нашей души, предназначенная для бесконечного Бога. Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих… (Пс. 41, 8).

Одиночество необходимо. Оно дарит самопознание и обнажает вековую боль согрешившего Адама, который и доныне прячется от Господа в кустах своего одиночества. Из-под этих ветвей нужно выходить навстречу Творцу и Его творению. Да, идти по данному пути может быть еще больней, чем сидеть в Адамовых кустах. Но только на этой дороге бездна нашей души найдет Того Единственного, Кто способен ее наполнить, и встретит тех, кто носит такие же глубины внутри. «Воззови к Творцу из пропасти своего сердца, и Он наполнит твою ограниченную бесконечность», – так говорит нам одиночество.

Для этой встречи и звучит в нас неумолкаемый голос одиночества, и для нее мы с вами живем на земле.

Загрузка...
Top