Духовые деревянные музыкальные инструменты. Духовые медные музыкальные инструменты

Какими бывают духовые инструменты

Согласно существующей классификации духовые инструменты делятся на медные и деревянные. Основная разница между ними состоит в особенностях звукоизвлечения. У деревянных духовых звук зависит от колебаний воздуха, поступающего в полую трубку с тростью. Высота звука регулируется открыванием или закрыванием отверстий. У медных инструментов звук подается исполнителем через мундштук, а управляется системой специальных вентилей. К деревянным инструментам относят флейту, кларнет, гобой, фагот и саксофон.

Группа медных включает в себя валторну, корнет, тромбон, трубу и тубу. На протяжении истории духовые инструменты видоизменялись, пока не обрели современные формы. В связи с этим существующее деление на деревянные и медные группы не имеет под собой иной почвы, кроме звукоизвлечения. Например, сейчас практически все флейты и саксофоны изготавливают из металла, а в гобоях и кларнетах нередки пластиковые детали.

Место в оркестре

У каждой группы духовых инструментов есть свое предназначение. В оркестровой росписи они чаще всего выступают в качестве аккомпаниаторов. Их музыкальные партии поддерживают, усиливают и придают разнообразие звучанию как струнных, так и всего оркестра. Впрочем, как во всяком правиле, и здесь есть исключения.

В классике можно услышать сольные партии флейты, гобоя либо кларнета. А в джазе саксофон и труба – признанные солисты. В оркестре медные духовые размещают на заднем плане, рядом с ударными, чтобы сила их звучания не заглушала остальные инструменты. А деревянные духовые находятся сразу же за струнными инструментами.

Самый известный духовой инструмент

Конечно же, это флейта. В переводе с итальянского «флейта» означает «дуновение», и это определение как нельзя лучше подходит ее мелодичному, с легким подсвистом, пению. История флейты насчитывает не одно тысячелетие, а прародителем инструмента была, скорее всего, обыкновенная свистулька. Уже в Древнем Египте флейта обрела почти современный облик: деревянная, богато украшенная и, что интересно, с фаской (скошенным краем, в который ударяется воздух). Тогда же стали различать два основных типа инструмента: прямую (блок флейту) и поперечную. Пожалуй, ни один духовой инструмент не имеет такого разнообразия видов.

Вот лишь некоторые из них: окарина (глиняная свистковая флейта), пан-флейта (флейта с несколькими трубками),свирель (русская флейта с двумя трубками),дудук (армянская флейта с двойной тростью), вистл (кельтская продольная флейта).

Звучи! Сложно представить себе музыку без духовых инструментов. Музыкальному произведению они дарят мощь и проникновенность звучания, возможность отобразить малейшие нюансы настроения. И если рев труб способен оглушить, то тихая мелодия флейты любого заставит заслушаться.

Духовой инструмент занимает важное место в культуре всех народов. Неизвестно почему, но практически каждый народ имел собственный музыкальный инструмент этого типа. Что же такого особенного в духовых инструментах и почему они не теряют своих поклонников? Давайте разбираться.

Что это?

Духовые инструменты относятся к семейству музыкальных, у которых источником звука является воздушный столб. Кстати, этим объясняется и само название инструментов: слово «дух» используется в значении «воздух». Чтобы духовой инструмент «заговорил», необходимо вдувать в него струю воздуха.

Возможности инструментов этого рода уникальны. Их можно использовать как в оркестрах (духовых, джазовых, симфонических), так и для ансамбля и сольных выступлений, или же в авангардных направлениях современной музыки.

История возникновения

Прежде чем рассматривать виды духовых инструментов, а также пытаться понять, как можно научиться на них играть, необходимо вспомнить, как они возникли.

Впервые трубить в рог или в раковину научился, наверное, ещё древний человек. Это и были первые примитивные духовые инструменты, которые использовались охотниками или же шаманами в оккультных целях. Постепенно человек научился обрабатывать металл, и это коренным образом повлияло не только на орудие его труда и оружие, но и на духовые музыкальные инструменты. Хотя в качестве материала теперь использовался металл, форма инструментов практически не изменилась и имитировала природные формы.

Прадедами нынешних медных духовых инструментов можно считать первые почтовые рожки, а также сигнальные трубы и охотничьи рога. Однако звуковая палитра, которую можно было извлечь их таких инструментов, была довольно скудна, если не сказать примитивна, и полностью зависела от таланта музыканта. А причина в том, что такие инструменты ещё не были оснащены механизмом вентилей. Несмотря на примитивизм, этот звукоряд послужил основой для создания фанфар.

Улучшение качества металлообработки положительно влияло на развитие музыки. Теперь каждый духовой музыкальный инструмент мог получить трубу заданных размеров. В итоге они получили название натуральных.

Кардинально расширить возможности духовых инструментов смогли только в XIX веке, когда был изобретен вентиляционный механизм. Именно он во многом повлиял на технику игры.

Как научится играть?

Начинать изучать духовой инструмент необходимо в зависимости от возраста и физиологических особенностей ребёнка. Дело в том, что для него существуют возрастные ограничения.

Первым инструментом, который осваивает ребёнок, становится блок-флейта. Она помогает развить дыхание, а также постичь азы нотной грамоты. Этот инструмент хорош ещё и тем, что он является основой для изучения других видов духовых инструментов.

Примерно в 8-10 лет ребенок может переходить на более взрослый духовой музыкальный инструмент. Чаще всего это гобой, саксофон, поперечная флейта или кларнет. Трубу, валторну и тромбон маленький музыкант сможет осилить после десяти лет.

Духовой оркестр: инструменты и особенности

Такой оркестр состоит из коллектива музыкантов, каждый из которых играет на духовых инструментах. В зависимости от состава, духовой оркестр может быть малым медным или смешанным (малый, средний, большой).

Если оркестр состоит только из кларнетов, альтов, теноров, баритонов и басов, то его относят к малому медному. В зависимости от того, какие инструменты к ним присоединяются, формируются остальные виды. Добавляться могут как деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, саксофон, фагот), так и медные инструменты.

Малый медный оркестр может справиться с несложной музыкой, к примеру, маршем или танцем. Чтобы сыграть более сложный репертуар, необходимо задействовать смешанный оркестр.

Основные виды медных инструментов

Часто родители не могут определиться с выбором: какой инструмент духовой подойдёт именно их ребёнку? Чтобы не ошибиться, необходимо владеть всей информацией, касающейся их. Так как сейчас большое распространение получили медные инструменты, мы расскажем именно о них.

Существует несколько видов медных инструментов:

  1. Вентильные. Такой духовой инструмент в своей конструкции имеет три или четыре вентиля, которыми управляет сам музыкант. Также у него есть дополнительная крона, которая не только увеличивает длину инструмента, но понижает его строй. К этому семейству медных инструментов относят трубы, тубы, саксгорны и валторны.
  2. Кулисные. Такие инструменты имеют выдвижную духовую трубку - кулису. Она дает возможность контролировать длину воздуха, который поступает в канал. Движения музыканта способствуют тому, что звук повышается или понижается. Классический пример кулисного инструмента - тромбон.
  3. Натуральные. Из такого инструмента можно извлечь только те звуки, которые относятся к натуральному звукоряду. Это горн, валторн, фанфара, альпийский рог, сигнальный рожок.
  4. Клапанные. Эти инструменты отличаются тем, что имеют отверстия на своем корпусе. Во время игры музыкант закрывает или открывает их. Клапанные инструменты широко использовались в XVIII веке, однако от них постепенно отказались. Связанно это в первую очередь с неудобством их эксплуатации. К этому виду относится серпент, корнет и клапанная труба.

Польза духовых инструментов

Учеными давно доказано, что игра на духовых инструментах положительно влияет на систему дыхания человека. Заниматься этим видом искусства стоит тем людям, которые страдают от астмы или хронического бронхита. Кроме того, игра на таких инструментах помогает лечить нервные расстройства. Если же на духовых инструментах начинают играть дети, то вскоре они становятся более спокойными и уравновешенными.

Инструменты духового оркестра. Wind instruments

Основу духового оркестра составляют медные широкомензурные духовые инструменты с коническим каналом: корнеты, флюгельгорны, эуфониумы, альты, тенора, баритоны, тубы. Другую группу составляют медные узкомензурные инструменты с цилиндрическим каналом: трубы, тромбоны, валторны. В группу деревянных духовых инструментов входят лабиальные — флейты и лингвальные (язычковые) — кларнеты, саксофоны, гобои, фаготы. В группу основных ударных инструментов входят литавры, большой барабан, тарелки, малый барабан, треугольник, бубен, там-там. Используются также джазовые и латиноамериканские ударные: ритм-тарелки, конго и бонго, том-томы, клавес, тартаруга, агого, маракасы, кастаньетты, пандейра и др.

  • Медные духовые инструменты
  • Труба
  • Корнет
  • Валторна
  • Тромбон
  • Тенор
  • Баритон
  • Ударные инструменты
  • Малый барабан
  • Большой барабан
  • Тарелки
  • Литавры
  • Бубен и тамбурин
  • Деревянная коробочка
  • Треугольник
  • Деревянные духовые инструменты
  • Флейта
  • Гобой
  • Кларнет
  • Саксофон
  • Фагот

Оркестр

Духовой оркестр — оркестр, в состав которого входят духовые (деревянные и медные или только медные) и ударные музыкальные инструменты, один из массовых исполнительских коллективов. Как устойчивое исполнительское объединение сформировался в ряде стран Европы в 17 в. В России появился в конце 17 — начале 18 вв. (военно-духовые оркестры при полках русской армии).

Инструментальный состав Д. о. постепенно совершенствовался. Современный духовой оркестр имеет 3 основные разновидности, представляющие собой оркестры смешанного типа: малый (20), средний (30) и большой (42-56 и более исполнителей). В состав большого Д. о. входят: флейты, гобои (включая альтовый), кларнеты (включая малый, альтовый и бас-кларнет), саксофоны (сопрано, альты, теноры, баритоны), фаготы (включая контрафагот), валторны, трубы, тромбоны, корнеты, альты, теноры, баритоны, басы (медные тубы и смычковый контрабас) и ударные инструменты с определенной и без определенной высоты звука. При исполнении концертных произведений в состав Д. о. эпизодически вводятся арфа, челеста, фортепиано и др. инструменты.

Современные Д. о. ведут разностороннюю концертно-популяризаторскую деятельность. В их репертуаре почти все выдающиеся произведения отечественной и мировой музыкальной классики. Среди советских дирижеров Д. о. — С. А. Чернецкий, В. М. Блажевич, Ф. И. Николаевский, В. И. Агапкин.

Большая советская энциклопедия

Строение духового оркестра

Основные группы, их роль и возможности

Основу духового оркестра составляет группа инструментов, существующая под общим названием «саксгорны». Они названы так по имени А. Сакса, изобретшего их в 40-х годах XIX века. Саксгорны явились усовершенствованным типом инструментов, носивших название бюглей (бюгельгорнов). В настоящее время у нас в СССР эта группа обычно именуется основной медной группой. В нее входят: а) инструменты высокой тесситуры — саксгорн-сопранино, саксгорн-сопрано (корнеты); б) инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны; в) инструменты низкого регистра — саксгорн-бас и саксгорн-контрабас.

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты. Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения.

Инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны — выполняют в духовом оркестре две важные задачи. Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.). Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний — исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.

Непосредственно к этой группе примыкают медные инструменты, типичные для симфонического оркестра, — валторны, трубы, тромбоны (по принятой в СССР терминологии духового оркестра — так называемые «характерные медные»).

Важным дополнением к основному медному составу духового оркестра является группа деревянных духовых инструментов. Это — флейты, кларнеты с их основными разновидностями, а в большом составе также гобои, фаготы, саксофоны. Введение в оркестр деревянных инструментов (флейты, кларнетов) позволяет существенно расширить его диапазон: например, мелодия (а также гармония), исполняемая корнетами, трубами и тенорами, может быть удвоена в одну или две октавы вверх. Кроме этого, значение деревянных духовых состоит в том, что они, как писал М. И. Глинка, «служат преимущественно для колорита оркестра», то есть способствуют красочности, яркости его звучания (Глинка, правда, имел в виду симфонический оркестр, но ясно, что это его определение применимо и к оркестру духовому).

Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна. Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы (когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то прежде всего воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса).

Малый смешанный духовой оркестр

Решающим отличием между малым медным и малым смешанным оркестром является фактор высотный: благодаря участию флейт и кларнетов с их разновидностями оркестр получает доступ в «зону» высокого регистра. Следовательно, изменяется общая объемность звучания, что имеет очень большое значение, так как полнота звучания оркестра зависит не столько от абсолютной силы, сколько от регистровой широты, объемности расположения. Кроме того, возникают возможности сопоставления звучания медного оркестра с контрастирующей деревянной группой. Отсюда некоторое сокращение границ «деятельности» собственно медной группы, которая до известной степени теряет универсальность, естественную в малом медном оркестре.

Благодаря присутствию деревянной группы, а также характерной меди (валторны, трубы), появляется возможность введения новых тембров, возникающих от смешения красок как в деревянной и медной группах, так и в самой деревянной группе.

Благодаря большим техническим возможностям деревянная «медь» разгружается от технической форсировки, общее звучание оркестра делается более легким, не чувствуется типичной для техники медных инструментов «вязкости».

Все это вместе взятое дает возможность расширить границы репертуара: малому смешанному оркестру доступен более широкий круг произведений различных жанров.

Таким образом, малый смешанный духовой оркестр является более совершенным исполнительским коллективом, а это, в свою очередь, накладывает более широкие обязанности как на самих оркестрантов (техника, ансамблевая слаженность), так и на руководителя (техника дирижирования, подбор репертуара).

Большой смешанный духовой оркестр

Высшей формой духового оркестра является большой смешанный духовой оркестр, которому доступно исполнение произведений значительной сложности.

Этот состав характеризуется прежде всего введением тромбонов, трех или четырех (для противопоставления тромбонов «мягкой» группе саксгорнов), тремя партиями труб, четырьмя партиями валторн. Кроме того, большой оркестр обладает значительно более полной группой деревянных духовых, которая состоит из трех флейт (двух больших и piccolo), двух гобоев (с заменой второго гобоя английским рожком или с самостоятельной его партией), большой группы кларнетов с их разновидностями, двух фаготов (иногда с контрафаготом) и саксофонов.

В большом оркестре геликоны, как правило, заменяются тубами (строй их, принципы игры, аппликатура те же, что и у геликонов).

Ударная группа добавляется литаврами, обычно тремя: большой, средней и малой.

Ясно, что большой оркестр по сравнению с малым обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для него типично применение более разнообразных приемов игры — широкое использование технических возможностей деревянных, применение «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.

В большом оркестре особенно целесообразно противопоставление труб и корнетов, а также широкое использование приемов divisi у кларнетов и корнетов, причем разделение каждой группы может доводиться до 4-5 голосов.

Естественно, что большой смешанный оркестр значительно превосходит малые составы по количеству музыкантов (если малый медный оркестр составляет 10-12 человек, малый смешанный 25-30 человек, то в большой смешанный входит 40-50 музыкантов и более).

Духовой оркестр. Краткий очерк. И. Губарев. М.: Советский композитор, 1963

- (аэрофоны) группа музыкальных инструментов, источник звука которых колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре… … Большой Энциклопедический словарь

- (аэрофоны), группа музыкальных инструментов, источник звука которых колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре… … Энциклопедический словарь

Семейство музыкальных инструментов, у которых источником звука является столб заключённого в них воздуха; отсюда название (от слова «дух» в значении «воздух»). Звукоизвлечение в Д. м. и. осуществляется вдуванием в инструмент воздушной… … Большая советская энциклопедия

Духовые музыкальные инструменты - муз. инструменты, в к рых звучащим телом является воздушный столб, заключенный в трубку инструмента, а его колебания возникают при вдувании воздуха исполнителем. В зависимости от способа духовые инструменты делятся на две основные группы… …

духовые музыкальные инструменты - ▲ музыкальный инструмент протяжные звуки. деревянные: флейта. сиринкс. окарина (гляняный). саксофон. сарюзофон. дуда. дудка. рог. рожок. жалейка. свирель. волынка. трембита. мюзет. пифферо. цевница. сопель. пищик. язычковые: гобой. кларнет.… … Идеографический словарь русского языка

Группа муз. инструментов, y к рых источником звука является столб воздуха, заключённый в канале ствола (трубке). Hаименование Д. м. и. произошло от старинного pyc. слова дух (воздух). Cм. Аэрофоны … Музыкальная энциклопедия

Музыкальные инструменты Струнные Щипковые Смычковые Духовые Деревянные Медные Язычковые … Википедия

Деревянные духовые музыкальные инструменты - духовые инструменты, у к рых колебания воздушного столба в трубке вызываются вдуванием воздуха через специальную трость (язычок), либо непосредственно через отверстие в головке инструмента. Делятся на две группы: 1) Лабиальные (губные), у к рых… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Струнные Щипковые Смычковые Духовые Деревянные Медные Язычковые … Википедия

Книги

  • Музыкальные инструменты мира для детей , Сильви Беднар. Кто бы мог подумать, что какой-нибудь фрукт, деревянный брусок, обычные ложки, ракушка, миска или сухие зёрна могут превратиться в музыкальные инструменты? Но люди проявили удивительную…
  • МНОГОРАЗОВЫЕ НАКЛЕЙКИ. Музыкальные инструменты , Александрова О.. Маленький Тимошка мечтает научиться играть. Но вот на чём? Струнные, духовые, ударные инструменты - что же выбрать? Помоги Тимошке - приклей весёлые картинки. Наклейки многоразовые, поэтому…

К духовым относят музыкальные инструменты в форме трубки, в которой звук создается посредством колебания столба воздуха. Корпус (трубка) может выть выполнен из любого материала (дерева, металла) и принимать любую форму. В симфоническом оркестре духовые инструменты выделяются ярким и сильным звучанием

Происхождение духовых инструментов

Прототипом первого в истории музыки духового инструмента была кость, в которую первобытный человек попробовал подуть. Много позже появятся флейта, труба, фагот и - но во всех этих инструментах использован тот же принцип, который заставлял кость издавать звуки. Речь идет о колебаниях воздуха в пустотелой трубке.

Немного позже первобытные музыканты додумаются просверлить в кости дырочки - так звучание приобретет различные оттенки: от низких до высоких. А потом в отверстии трубки появится язычок, сделанный из тростника. Его колебания будут заставлять эту трубку издавать мелодичное звучание. Так появился кларнет. А вслед за ним и гобой - аналогичной конструкции, только уже с двумя язычками.

Устройство духовых инструментов на примере флейты

В принципе, все духовые инструменты устроены предельно просто. Рассмотрим их строение на примере флейты. Современная флейта может быть деревянной, реже металлической. В любом случае она представляет собой полую трубочку с множеством клапанов. Сбоку располагается отверстие, в которое флейтист дует, извлекая из инструмента звучание.

Очевидно, что внутри трубки находится воздух, который музыкант заставляет двигаться силой напора своего дыхания. Отсюда и звук. Причем чем короче будет трубка - тем этот звук выше. Для этой цели и предусмотрены отверстия: закрывая или открывая их, можно регулировать длину трубочки.

Для удобства эти отверстия закрывают специальными клапанами. Это особенно комфортно для духовых инструментов с длинной трубочкой - пальцами музыканту сложно дотягиваться до всех отверстий.

Разновидности духовых инструментов

Гобой имеет очень богатую историю и сразу несколько предков среди древних музыкальных инструментов (в его конструкции прослеживаются черты кавказской зурны и древней свирели).


Гобой


Фагот

Кларнет, название которого произошло от латинского слова «ясный», занимает почетное место в симфонических оркестрах и выделяется теплым богатым звучанием.

Одним из самых широко известных духовых инструментов по праву считается труба. Но мало кто знает, что в Европу она попала из далеких азиатских стран. Первым трубам была свойственна прямая или слегка изогнутая форма, много позже появились трубы современного вида, свернутые. Для труб характерен громогласный, воинственный звук - поэтому и использовали их чаще всего в военных походах. В оркестре труба появилась с легкой руки итальянского Монтеверди. Кроме того, в Европе трубу снабдили вентилями для регулировки длины и получения звуков разной высоты. Но и первоначальная форма этого инструмента сохранилась - только уже под названием тромбон.

Еще один духовой инструмент - баян, созданный Петром Стерляговым по индивидуальному заказу гармониста Якова Орландского. Это был совершенно новый инструмент с богатым звучанием, предоставляющий музыканту намного больше возможностей, чем гармонь. Кнопки в баяне располагаются по бокам: 100 слева и 53 справа.

Загрузка...
Top