Древний город матера - один из первых населенных пунктов в италии. Пещерный город матера в италии

Итальянский город Матера является древнейшим населенным пунктом южной части страны. Располагается он в области Базиликата. Матера считается самым хорошо сохранившимся примером древнего пещерного поселения. С точки зрения степени ценности для мировой культуры и науки этому городу можно присвоить заслуженное первое место среди подобных поселений во всем Средиземноморье. Особенностью города Матера является то, что первые здешние поселения датируются еще периодом палеолита.

В 1993 году итальянский город Матера занесли в список ЮНЕСКО.

На экскурсии по древнему городу можно увидеть фантастические дома-пещеры, вырубленные прямо в толще скальной породы и называемые по-итальянски «сасси» («камни»). Со слов ученых, возраст наиболее древних сасси насчитывает около семи тысячелетий.

Есть здесь и сооружения более «молодые», о времени возведения которых красноречиво свидетельствуют церкви, возведенные предположительно в 6-м столетии. Потолки и стены некоторых церквей в этом так называемом «пещерном» городе Матера украшены фресками 11-12 столетий, прекрасно сохранившимися до наших дней.

Пещеры, вытесанные в мягком известняке и ставшие жилищем для древних поселений, в наши дни получили широкую известность у современных людей. И этому значительно поспособствовала бурная кинематографическая история этого региона Италии. Город Матера с его колоритной атмосферой и уникальной архитектурой можно наблюдать в огромном количестве голливудских фильмов.

Здесь снимали и Святую христианскую землю, и средневековую Испанию, и довоенную Сицилию. И везде улочки Матеры служили естественными и невероятно правдоподобными декорациями для разворачивающегося действа. Наиболее известными картинами, успех которых был обеспечен, в том числе, и благодаря подобным декорациям, являются «Евангелие от Матфея», «Царь Давид», «Страсти Христовы» и другие.

После выхода вышеназванных фильмов Матера абсолютно неожиданно для всех обрела уже новую для себя роль: этот город стал очень популярным среди туристов. По числу посетителей он может соперничать с такими итальянскими городами, как Парма, Лукка, Бари и Верона.

Туристов сюда привлекает, прежде всего, своеобразная красота и необычность ландшафта. Подобные сооружения можно увидеть разве что в Крыму (Украина), Каппадокии (Турция), а также в некоторых регионах Китая, Грузии и Индии. Однако ни в одном другом месте у туристов не будет возможности увидеть пещеры, в которых великолепно сохранились такие чудесные фрески, как в пещерном городе Матера.

Помимо этого, южный итальянский город Матера располагает многими другими достопримечательностями, фотографии которых просто необходимо иметь каждому туристу, посетившему провинцию Базиликата, в своей коллекции. Кстати, лучшие фото Италии можно посмотреть на туристическом сайте tourister.ru. Там представлены самые различные и интересные фотографии Италии, полюбовавшись которыми, вам охватит огромное желание посетить эту великолепную страну.

К другим достопримечательностям Матеры относятся Соборная площадь, Музей Ридола, превосходный Кафедральный собор и некоторые другие. Побывав в Италии на экскурсии в Матере, туристу также не стоит упускать возможность побывать в местных ресторанах и попробовать потрясающие блюда местной кухни. Летом здесь можно посетить ежегодный фестиваль Святой Марии, в программу которого входят традиционные веселые ярмарки, различные шоу, концертные программы и неимоверный финальный фейерверк.

Забронировать отель в Матера

Для ознакомления с достопримечательностями Матера, в частности с пещерным городом Матера, вам понадобится где-то поселиться. Специально для вас ниже представлены отели Матера, разделенные на три категории: популярные отели, роскошные отели и дешевые отели. Здесь вы сможете забронировать номер в отеле Матера заблаговременно в соответствии с вашими пожеланиями и финансовыми возможностями. Для вашего удобства здесь приведена информация о расположении отелей относительно центра города, а также количество звезд.

Просто выберите понравившийся вам отель, нажав на кнопку «Посмотреть отель». Далее вы окажитесь на странице, где можно забронировать отель. Там же находится более подробная информация о нем, отзывы, оценки, фотографии, расположение на карте, особенности и, конечно же, цены.

Если вы пожелаете посмотреть другие отели, можно просто выбрать сверху город «Матера», и перед вами откроется список всех отелей Матера, доступных для бронирования.

Небольшой городок Крако, расположенный в провинции Матера на юге Италии, входит в число удивительных и уникальных исторических мест. Это настоящий город-призрак, привлекающий путешественников своей неповторимой атмосферой и налетом тайны. Когда-то этот город, основанный около 1060 года, возвышался над живописными зелеными холмами и возделанными полями.

Изначально земли, на которых был основан Крако, являлись собственностью архиепископа Арнальдо, епископу коммуны Трикарико. За долгие годы существования этот городок не прославился какими-либо выдающимися событиями, это был самый обычный сельскохозяйственный центр. К концу XIX столетия население Крако начало испытывать серьезные трудности из-за нескольких неурожайных лет. Постепенно жители городка начали эмигрировать в Северную Америку. Вскоре к пережитым несчастьям добавились землетрясения, оползни, а также Вторая мировая война. В начале 1960-х годов город окончательно опустел и по сей день постепенно разрушается, превращаясь в исторические развалины.

Мертвый город Крако

Мертвый город Крако расположен на юге Италии, в регионе Базиликата в провинции Матера, приблизительно в 25 милях внутри страны от залива Таранто. Этот средневековый город типичен для данной области с длинными холмами и возделанными полями. Дата основание Крако - примерно 1060 год, когда уже земля принадлежала архиепископу Арнальдо, епископу Трикарико, в основном были церковные владения.

Данный город имел свое существование за счет сельского хозяйства, заложен был в VIII веке греками. Городские жители жили как хотели, кто занимался выращиванием винограда, изготавливали из него бражку,до того времени пока в XII веке не посетил его один известный политический деятель, и не установил над ним феодальную власть и тогда город начался отстраиваться.

Градоначальник ввел право и религию, был построен замок на скале, чтобы не смогли захватить лендлорда. Постепенно было отстроено 4 площади, в лучшие годы население достигало 1500 тысячи человек.

К 1891 году население Крако достигло 2 тысяч человек, несмотря на то, что годы были неурожайные, появились землетрясения, оползни, а заодно и война.

Крако был совершенно истощен природными катаклизмами, а в 1963 остававшиеся 1800 жителей переехали в долину под названием Пещера Крако, а оригинальный Крако постепенно разрушается там, где он и стоял тысячу лет.

А какие достопримечательности Матеры вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Мертвый город

Мертвый город Крако расположен в Италии. По состоянию на 1891 год, здесь проживало более 2000 человек. Но в связи с тяжелыми условиями сельскохозяйственного труда, проходившего среди скалистых и бедных грунтов, здесь произошел продовольственный кризис.

Как результат, примерно 1300 человек сразу же покинули город, и затем перебрались в Северную Америку. Люди переезжали с Крако, начиная с 1892 года и вплоть до 1922. К тому же, к продовольственному кризису добавились еще и зачастившие в этих районах землетрясения и оползни.

В 1963 году, все оставшиеся в городе жители были переселены в расположенную невдалеке долину, которую назвали Пещерой Крако.

На данный момент город стоит на своем прежнем месте, но здесь уже давно нет абсолютно никого.

Самые популярные достопримечательности в Матере с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Матеры на нашем сайте.

Индивидуальные и групповые

*** Этот рассказ является фрагментом большого рассказа о поездке в Апулию: "Апулия и Матера – впечатления без погружения ". Понятно, что изъятый из общего контекста отрывок по определению много теряет, поэтому лучше всего читать весь рассказ целиком - при желании найти его очень нетрудно!
.................

Доехать из Бари в Матеру очень просто. Надо всего лишь прийти на вокзал (жёлтенький такой, двухэтажный, облезлый) линии FAL и сесть на ближайший поезд, который отправляется с бинарио уно , то есть с 1-го пути. Правда, пара организационных загвоздок тут всё же имеется, и внимание на них я хочу обязательно обратить. Итак: на фото ниже на табличке «ручной работы», установленной в тупичке 1-го пути, написано: MATERA GRAVINA.

Но если внимательно посмотреть схему маршрутов FAL, то можно увидеть, что после Альтамуры дорога как раз раздваивается: одна ветка уходит на Гравину (которая «-ин-Пулья») и дальше – на Потенцу, а вторая – на Матеру , где и заканчивается. Поэтому изначально очень важно сесть не только в правильный поезд, но и в правильный вагон. Потому что задние вагоны даже до Альтамуры не доходят, где уж «бурнаши» их отцепили, я так и не понял, но суть от этого не меняется. А те, что с божьей помощью всё же добираются до альтамуровской развилки, дальше тоже расходятся: один вагон идёт в Матеру, а другой – в сторону Гравины.

Мой опыт был таким: 1-й вагон состава, отправляющегося из Бари, шёл до Матеры, а из 2-го в Альтамуре нужно было пересесть в тот же первый. Скорее всего, такой алгоритм повторяется из раза в раз, но поскольку я на 100% в этом не уверен, рекомендую ещё в Бари, прежде чем сесть в поезд, спросить у местного служащего (а они обязательно будут на перроне), какой именно вагон идёт до Матеры. Правда, не исключено, что они покажут и на тот, который потом поедет в Гравину (как это было в моём случае), поэтому, во-первых, на всякий случай выучите фразу типа «прямой или с пересадкой?» и переспросите служителя. А в Альтамуре на уж совсем крайний случай уточните у попутчиков по вагону, в Матеру ли пойдёт этот вагон.

Надеюсь, что я не слишком запутал и запугал читателей таким раскладом, но что делать – как говориться, «предупреждён – значит, вооружён».

Зато на обратном пути всё намного проще: просто надо сесть в вагон с табличкой «Bari centrale ». Если найдёте его, конечно. Шутка.

По своему техническому оснащению, как поездов, так и станций, дорога FAL значительно уступает линии FSE. Создаётся ощущение, что последнее переоснащение здесь произошло годах этак в 60-ых. Впрочем, уже потом, на обратном пути, в голову пришла мысль, что в город, подобный Матере, правильно ехать именно в таких поездах – для пущего антуража, для погружения в атмосферу уже в пути. Туалеты в вагонах, кстати, имеются, только состояния соответствующего. Ни воды (которая из крана), ни бумаги там может и не быть, имейте в виду!

В городской зоне Бари поезд шёл очень медленно, но как только выехал в пригороды, совершенно неожиданно рванул так, что даже страшно стало. За него, разумеется:)

В числе прочих пассажиров в вагоне ехали трое мужчин лет за 50, как я понял, на какое-то выездное мероприятие по работе. Одеты они были очень интересно: один в костюме по всем правилам, другой – в костюме, но в кроссовках, а третий – в пиджаке, рубашке и галстуке, но в джинсах и спортивных туфлях. Но дело не в этом. Выяснилось, что по базарности трое итальянских мужчин не уступают десятку испанских женщин (а я думал, что с ними трудно состязаться). Причём двое из них сели рядом, а третий (при обилии свободных мест в вагоне) – через пару рядов – как будто специально для того, чтобы все трое могли по полной программе потренировать голосовые связки. Минут 20 я терпел, а потом перешёл в другой конец вагона, но всё равно спокойно вздохнул только тогда, когда вся чрезмерно энергичная троица (какой сюжет для рекламы утреннего кофе!) вышла где-то на полпути.

Как и до Альберобелло, путь в Матеру занимает немногим менее 1.5 часов при точно такой же цене билета – 4.5 евро. Учтите, что в Матере поезд делает несколько остановок, а выходить надо на главной - Matera-centrale , расположенной, как метро, под землёй.

................

Прости, любимая Испания! Простите, Толедо, Куэнка, Трухильо, Касерес и Сантьяго де Компостела! Простите, Мон-Сен-Мишель и Каркассон, Сиена и Дубровник, Котор, Мдина и прочие музеи под открытым небом! Вы хороши, безусловно хороши, вы – города-звёзды мирового и европейского калибра, но вы и близко не стоите рядом с Матерой!

Господа, я очень волнуюсь. Потому что пришло время рассказать о главном впечатлении этого путешествия, и город, о котором мне предстоит вести речь, совершенно особенный. Сказать, что он поразительный, великолепный или потрясающий (хотя так оно и есть) – только впустую сотрясти воздух. Это супершедевр , который трудно сравнить с чем-то ещё и который ещё труднее описать словами.

Конечно, Матеру нельзя ставить в один ряд с крупными и многоплановыми городами, которые можно (и нужно!) смотреть несколько дней, каждый раз находя что-то новое. Стамбул, Барселона, Париж… Каждый добавит в этот список что-то своё. Но в условной номинации «город единого впечатления» Матере не составит конкуренцию даже Рим. Да-да, я прекрасно отдаю себе отчёт в этих словах. Гуляя по Матере, в моей голове постоянно вертелась фраза: «Это как Рим. Только круче ».

К сожалению, в выражении своих впечатлений о Матере я не смогу рассчитывать на поддержку фотографий. И дело не в качестве фото как таковом. Всем известно, что люди делятся на фотогеничных и не таковых. Первых разбуди посреди ночи после вечерней попойки – а всё равно красавец писаный на фото выйдет. А другие – вроде по жизни и приятной внешности, а сфотографируй их – получается…ну вы сами понимаете:)

Города – они как люди, причём во многих смыслах. И понятие фотогеничности им свойственно тоже. Только тут речь идёт не красивости-некрасивости, а о том, в какой степени фото передают или нет «живые» впечатления. Я помню, какие чувства восхищения испытывал я, стоя внутри Колизея ещё во время самой первой поездки в Италию, и как был разочарован, когда потом увидел свои же фото. Вроде всё и правильно, а того впечатления-то – масштабности, величия, сакральности – нет совсем. Или севильский Алькасар, который на фото растерял свою прелесть. А вот Кордовский наоборот – засверкал новыми гранями. Локоротондо на моих же фото потом мне показался даже интереснее, чем «вживую». А иногда – Трани и Альберобелло тому примеры – фото просто вполне адекватно передают настроение и дух «он-лайна».

Матера, к сожалению, не такая. Её фотографии только покажут (и то частично), что видели мои глаза, но никогда не передадут тех эмоций, которые охватывают там. Впрочем, даже в фильме такого маэстро, как П. Пазолини («Евангелие от Матфея») Матера выглядит не слишком выразительной (М. Гибсон в «Страстях Христовых» и вовсе показал её всего несколько раз на пару мгновений исключительно в качестве фона заднего плана).

Пожалуй, я уже достаточно поплакался на свою трудную долю, но рассказ от этого не продвинулся ни на шаг. Когда не знаешь, что и как писать, не мешает вспомнить пару хороших советов: «С чего начать?» - «С начала» и «О чём писать» - «Как было – так и пиши». Вооружившись этими нехитрыми принципами и поддержкой (на которую я рассчитываю) своих Ангелов, я и начну рассказ о Матере.

Лучшую и вообще единственно правильную карту Сасси - исторического центра Матеры, с которой вы будете чувствовать там себя, как дома, можно скачать на сайте туризма провинции Базиликата:

Http://www.aptbasilicata.it/fileadmin/immagini/opuscoli_informativi/2010/mappa_Matera_fronte.jpg

Такую же карту можно получить в местном туристическом офисе.

Знакомство с Матерой для большинства путешественников, приехавших сюда на поезде, начинается с площади Витторио-Венето (Vittorio Veneto) – большой и красивой, способной украсить не один европейский город:

0 0



0 0

Красивая церковь Mater Domini , принадлежавшая ранее мальтийским рыцарям:


0 0

Дворец правительства, в котором располагается префектура Матеры:


0 0

Кстати, Витторио-Венето (мне стало интересно значение этих слов, которых я раньше не знал) – отнюдь не исторический персонаж, как можно подумать, а название населённого пункта в 60 км севернее Венеции, близ которого в 1918 году имела место наступательная операция войск Антанты, значительная часть которых составляли итальянские дивизии, в результате чего противостоящая им австро-венгерская армия капитулировала.

С площади через крону уличной растительности красиво открываются фрагменты фасада церкви San Francesco da Paola на улице 20-го сентября:


0 0


Ещё утро - и трено туристико только готовится принять первых пассажиров, в которых позже, не извольте сомневаться, недостатка не будет:


0 0


Если пройти по этой улочке мимо паровозика, то буквально через сотню метров мы окажемся на небольшой площади S.Rocco , на которой увидим первую из жемчужин Матеры - церковь Иоанна Крестителя (Chiesa di San Giovanni Battista ):


0 0


Церковь была построена в 13 веке для девяти монахинь, пришедших сюда из Палестины, и называлась Santa Maria La Nova, или Santa Maria ai Foggiali. Имя Иоанна Крестителя она получила после своего возрождения и реконструкции уже в конце 17 века.

Церковь потрясающая – как снаружи, так и изнутри! Причём изнутри даже в большей степени. С ней нельзя сравнить даже интерьер старого собора в Мольфетте – а он был изумительно как хорош! Несмотря на ряд переделок, внутреннее пространство церкви Иоанна Крестителя воссоздает настоящую средневековую атмосферу – мистическую и сакральную. Находясь здесь, понимаешь, сколь ничтожны и даже смешны попытки имитировать близость к Небесам золотом и богатством, чем так грешат, в первую очередь, православные церкви. Нет, Небеса находятся здесь – в простоте, в непоказном аскетизме, в смиренном и молчаливом внимании слову Божьему, раздающемуся в глубине собственного сердца, а не в многословных, шумных и зачастую демонстративных молитвах, переполняющих современные храмы.

0 0

0 0

В значительно лучшем качестве можно насладиться интерьерами церкви Иоанна Крестителя в красивом ролике на страничке http://www.basilicatanet.com/movie/index.asp?nav=materasangiovannibattista .

Фрагменты замечательного бокового фасада церкви:

0 0

Ещё одна «неопознанная», но очень аутентичная церковь, в полной степени соответствующая духу Матеры:

0 0

Но всё это была только присказка: к сказке, т.е. к настоящей старой Матере мы ещё даже не приступали!

............................

Старый город Матеры часто называют "Сасси " (Sassi), что является множественным числом итальянского слова sasso - скала, или просто камень. И это как нельзя более точно передаёт суть: Матера - это город, вырубленный в скалах и город,построенный на скалах. Это город, где здания и окружающий их ландшафт настолько слились друг с другом (в том числе - и по цвету), что уже давно представляют собой единое и гармоничное целое. Создаётся ощущение, что и дома, и церкви, и даже собор, кампанила которого венчает Матеру, как макушка - новогоднюю ёлку, вырастают прямо из скал (а, собственно, так и есть!), как опята из пня. Здесь порой уже трудно найти различие между каменной улочкой или вырубленной в том же камне лесенкой от обычной горной тропинки, а пещеры (как природные, так и рукотворные) частно отличаются от домов только отсутствием дверей и окон. "Есть дома, построенные над пещерами - под разнообразными углами, всех размеров, периодов и стилей. Они поднимаются кверху террасами; дорог нет, есть только узкие проходы и ступени, ведущие наверх или вниз. Плана застройки тоже нет. Дома напоминают скорее термитники, нежели человеческое жилье. " (Г. Мортон )


0 0



0 0

Говоря о Матере, почти всегда рассказывают о страшной нищете и антисанитарии, в которой проживали местные жители в пещерах Сасси вплоть до 50-х годов прошлого века и приводят в качестве примера известный роман Карло Леви «Христос остановился в Эболи », где автор рассказывает от годах ссылки, проведённых в этих краях ("Страшное описание", по словам Г. Мортона). Но мне не хочется педалировать эту тему. В конце концов, что было - то уже давно прошло, и сегодня Матера совсем не производит впечатление бедного и несчастного города. Чему в немалой степени способствуют деньги туристов, стекающихся сюда со всего мира.

Кстати, нельзя сказать, что переселение "пещерных" обитателей (почти 20 000 людей по данным Г. Мортона) в благоустроенные жилища происходило под всеобщее ликование. Мортон обратил внимание, что "...некоторые пещеры залиты бетоном. Оказалось, что городская администрация борется таким образом с жителями, желающими вернуться из новых квартир в свои антисанитарные дома". Что ж, наверное, где-то можно понять людей, которые прожили здесь всю свою жизнь, в которой наверняка были не только мрачные стороны: "Солнце заглянуло в одну все еще обитаемую пещеру и высветлило старую согнутую женщину, стирающую белье в деревянном корыте. Заметив меня, она улыбнулась и пригласила войти. Пещера оказалась просторной. Двери, возможно, пришли сюда от какой-то старой церкви. Они были по меньшей мере пятнадцати футов высотой, толстые, разделенные на панели. В углу стояла кровать, во много раз Шире обычной двуспальной. Над нею были иконы, включая и образ Мадонны-делла-Бруна, рядом - цветная фотография покойного президента Кеннеди. Она рассказала, что один из ее четверых сыновей работает в Питтсбурге, в фирме, занимающейся строительством дорог. Ее муж родился в этой пещере, она пришла сюда юной женой более чем пятьдесят лет назад и родила на этой самой кровати пятерых сыновей и шесть дочек. Похоже, что на этой постели спала вместе вся семья. Счастливое время. Она взглянула на нас, и ее старое морщинистое лицо выразило беспокойство. Женщина подумала, что мы из муниципалитета, и стала просить, чтобы мы разрешили ей остаться жить в этой пещере, а не переезжать в новый город. Пока она разговаривала на местном диалекте с моим попутчиком, я заметил привязанного к кольцу осла. По пещере бегало несколько кур. Возможно, вы сочтете это негигиеничным, но на меня эта сцена произвела благотворное впечатление ."

При прогулке по Матере я искренне рекомендую придерживаться, по крайней мере, в начале пути, большого внешнего маршрута, отмеченного на карте синей линией ("От Сассо Барисано до Сассо Кавеосо"). Практически сразу после церкви Иоанна Крастителя здесь начинают попадаться смотровые площадки - искусственно сооружённые или естественные (т.е. открывающиеся в пространстве между застройками), откуда можно любоваться видами старого города:


0 0


0 0

Однако, как отметил Г. Мортон, "это место кажется еще невероятнее, когда ты по нему ходишь, а не смотришь на него вниз с одной из площадок ". И если соблазн сойти с проторённого пути в одну из аркад, порой напоминающую потайной ход, и спуститься по вырубленным в скалах лесенкам-ступенькам станет слишком сильным - не противьтесь ему!

0 0

0 0

0 0

Лабиринты каменных улочек притягивают и завораживают. Вот где можно позволить себе заблудиться без сожаления, вот где можно блуждать бесконечно, пока ещё несут ноги (не забывайте главный секрет успешного визита в Матеру - обувь, обувь и ещё раз обувь!). Кажый новый спуск или подъём, каждый новый поворот таят в себе очередную тайну, очередное открытие, новый неожиданный вид, который заставляет снова и снова включать фотоаппарат, убранный в сумку из-за, казалось бы, уже достаточного количества фотографий. И волна восхищения, ещё не успевшего улечься после предыдущего ракурса, охватывает душу вновь и вновь. Нет, Матера поистине великолепна !

0 0


0 0

0 0



0 0


0 0


0 0

0 0



0 0

В чём ещё своеобразие Матеры? Она не нуждается в людях - в отличие, например, от закоулков старого Бари. Дух Бари - порождение человека. И если чисто гипотетически представить, что по какой-то причине (дай бог, чтоб этого никогда не произошло!) жители покинут Бари, то он перестанет быть самим собой и превратится в Чернобыль - холодный, лишёный души и жизни, оказаться в котором лично мне было бы тревожно и неприятно (я вообще не любитель "сталкеровских" путешествий).

Матера самодостаточна. Её душа не в людях - она в её скалах, в её камнях, в её sassi. Она сама живая, и она будет живой, даже если в ней не останется ни единого человека. Не люди населяют Матеру - это она населяет себя ими и позволяет им жить здесь. И человек, который не ощутит мистику и тайну "души Матеры", никогда не будет чувствовать себя здесь своим. Но тот, кто соприкоснётся с ними хотя бы поверхностно, вечно будет стремиться возвратиться сюда.

Вид на монастырь Св. Августина (самая верхняя точка синего маршрута):


0 0

Вдоль восточных окраин Матеры протянулось достаточное глубокое и живописное ущелье , называемое Гравиной , по дну которого течёт небольшой ручей:


0 0



0 0



0 0

На небольшой площади, практически висящей над ущельем, расположена церковь Святых Петра и Павла, более известная как церковь chiesa di San Pietro Caveoso :


0 0


Это одна из самых древних церквей Матеры, основанная в 1218 году. Но свой сегодняшний вид она приобрела значительно позднее: в 17 веке был построен новый фасад, а ещё через столетие - колокольня. К сожалению, положение солнца не позволило сделать более качественные фото, поэтому я предлагаю посмотреть это действительно очень живописное место на панорамной страничке http://www.italiavirtualtour.it/dettaglio.php?id=1794 .

Где-то в старой Матере:


0 0



0 0



0 0



0 0


0 0


Одной из достопримечательностей Сасси являются пещерные церкви и монастыри . Своим появлением они обязаны монахам, которые переселялись сюда с востока и приносили с собой архитектурные традиции Анатолии, Антиохии и Сирии. Поэтому в гротах и скальных храмах можно наблюдать смешение самых разных религиозных стилей. Из многих существующих в Матере крупных пещерных церквей (http://www.comune.matera.it/it/turismo/le-chiese-rupestri), как правило, выделяют пять: Santa Lucia, Madonna de Idris and San Giovanni in Monterrone, Convicinio di Sant’Antonio, San Pietro Barisano, Santa Maria de Armenis и Santa Barbara , из которых сегодня реально доступны четыре: 3 по единому билету (http://www.sassiweb.it/matera/cosa-sono-i-sassi/chiese-rupestri), а Convicinio di Sant’Antonio - за отдельную плату.


0 0



0 0

Что касается Convicinio di Sant’Antonio - я бы воздержался от совета во чтобы то ни стало посетить его. Если вы увидите пару-тройку церквей из приведённого выше перечня, рискну предположить, что ничего особо нового для себя вы там уже не найдёте, так что оснований делать специальный крюк (на карте это хорошо видно - самый конец синего маршрута справа внизу) ради него я, честно говоря, не вижу. Окончательное же решение вы можете принять, посмотрев посвящённый монастырю ролик на страничке http://www.italiavirtualtour.it/dettaglio.php?id=1795 .

Вообще посмотреть древние пещерные церкви, на мой взгляд, любопытно, но не более того, если вы не являетесь специалистом в области религиозной живописи. Поэтому делать большой упор на их посещение и строить маршрут именно под них я бы рекомендовать не решился.

Кроме скальных церквей, а Матерее можно в избытке насмотреться и на пещеры, в которых ещё полвека назад жили люди. В некоторых из них устроены небольшие музеи быта Casa Grotta. Но зачем платить деньги за искусственный антураж, когда рядом можно бесплатно посмотреть такие же пещеры, но в намного более аутентичном виде (фактически - в том же, в каком их и оставили).

В одном из наиболее самобытных регионов Италии, в солнечной Базиликате, находится маленький городок, привлекающий внимание своей необычной историей и уникальной архитектоникой. Древний город Матера, выскобленный в скале, является центром одноименной провинции и с 1993 года находится под защитой ЮНЕСКО, став первым культурно-археологическим памятником южной Италии, внесенным в Список Всемирного Наследия.
Трудно себе представить, но еще несколько десятилетий назад пещеры Матеры были обитаемы! Сегодня же, это место представляет собой уникальнейший экземпляр городской экосистемы, редчайший архитектурно-ландшафтный ансамбль, увековечивший своим естеством значительные моменты в истории человечества: от первобытных пещерных жилищ, высеченных в скале, до сложных городских сооружений, построенных на поверхности земли и интегрированных с природным ландшафтом. Исключительную радость доставляет тот факт, что Матера в 2019 году станет культурной столицей Европы!

Матера: история возникновения

История Матеры уходит далеко вглубь столетий. Одной из самых необычных особенностей этого города является тот факт, что территория Матеры была беспрерывно заселена с эпохи палеолита вплоть до наших дней. Считается, что этот удивительный город является одним из древнейших в мире.

В пещерах, разбросанных вдоль Матеранского ущелья, были найдены различные объекты, свидетельствующие о том, что поселение в этом месте существовало еще со времен палеолита. Согласно заключениям археологов, первые деревни в этих местах начали появляться в период неолита. От жилищ этого временного отрезка до сих пор сохранились углубления для бревен, выскобленные в скальных породах, а также цистерны для воды, хранения зерна и даже древние гробницы.



Большое влияние на развитие города произвела греческая культура. Практически с уверенностью можно сказать, что Матера представляет собой истинно греческий город. Это предположение подтверждается и изображением на его гербе быка – типичного символа Великой Греции. Другие исследователи считают, что этот бык – эмблема древнего греческого города Метапонто, жители которого были вынуждены бежать в Матеру после того, как их родной город был разрушен римлянами. Кроме этого, колоски зерна, украшающие все тот же герб Матеры, являются неотъемлемой частью античных греческих монет.

В период позднего средневековья, уже после падения Западной Римской Империи, Матера переживала сложнейшие и беспокойнейшие времена, переходя под контроль то лангобардов, то византийцев, то сарацинов, пока в 867 году не стала жертвой кровопролитной битвы Людовика II, объединившегося с лангобардами против войск сарацинов. Относительно спокойный период для Матеры начался в XI веке с приходом норманнов.

С первой половины XVI века город начал борьбу за собственную автономию. Началом этому послужили события 1514 года, когда матеранцы восстали против тиранской политики Джован Карло Трамонтано, установившего неслыханно высокие налоги для населения.

Во второй половине XVII века Матера, находясь под контролем Испании, стала главным городом Базиликаты и одновременно местом заседаний Королевского Суда. Это послужило толчком к демографическому росту и строительному буму, однако привело и к социальному упадку. Резкое увеличение населения заставило матеранцев селиться в помещениях, использовавшихся ранее в индустриальных целях, а на улицах начали процветать беспорядки.


В 1927 году Матера стала административным центром одноименной провинции. Только в 1952 году началось строительство новых жилых кварталов и матеранцы стали покидать свои пещерные жилища. На тот момент в гротах Матеры проживали порядка 15000 человек. Последние «пещерные жители» Матеры были переселены только в 70-х годах 20-го века. В 1986 году Сасси ди Матера, остававшиеся заброшенными на протяжении нескольких десятков лет, начали постепенно восстанавливать, а в 1993 году этот удивительный город был внесен в Список Всемирного Наследия.

Мать-Земля или все-таки Звездное небо

Пещерный город Матера, название которого звучит довольно мужественно и бесстрашно, настолько древний, что проследить возникновение этого названия довольно не просто. Относительно истоков его происхождения имеется много любопытных предположений, хотя и доподлинно неизвестно, как древние жители именовали данное поселение в доисторические времена.



Согласно некоторым исследователям город Матера в античности именовался Mateola, а данное название происходит от греческого Mataios olos, что обозначает «Все пустое». Данная теория весьма оправдана, учитывая тот факт, что город представляет собой, по сути, полую скалу.

Другое предположение относится к важному историческому событию периода эллинизма, когда в I веке до нашей эры данное поселение приняло беженцев из разрушенных римлянами греческих городов Метапонто (Metaponto) и Эраклея (Heraclea), названия которых и послужили образованию нового топонима Met+Hera.
Не исключено, что Матера происходит от слова Mather, то есть Madre Terra, что в переводе с итальянского означает «Мать Земля».



Помимо перечисленных гипотез, есть и более романтичная интерпретация происхождения слова Матера. Некоторые исследователи утверждают, будто название города происходит от греческого Metèoron, что в переводе означает «звездное небо». Эта версия вполне имеет право на существование. Ведь если себе представить Матеру в древние времена, когда в темное время суток у жилищ матеранцев горели осветительные лампы, город, переливающийся многочисленными огнями, издалека становился похож на настоящее звездное небо.

Город Матера – уникальный жилой комплекс

На сегодняшний день Матера является настоящим сокровищем Базиликты, исключительным и самобытным, привлекающим внимание многочисленных туристов со всего мира. Сасси ди Матера – так именуется сегодня исторический центр города – состоит из трех фракций: Сассо «Кавеозо», Сассо «Баризано» и район «Чивита», расположенный на возвышенности.

Старые кварталы Матеры представляют собой сеть узких переулков и крутых лестниц, арок и подземных галерей. Помимо пещерных жилищ бедняков, здесь можно увидеть и дворцы зажиточных горожан с балконами и широкими террасами, а также многочисленные церкви, которые, как и все остальные единицы городской архитектуры, вырыты в туфе.

Многоуровневая структура города оборудована уникальной системой водоснабжения, функционирующей за счет многочисленных цистерн, приспособленных для сбора атмосферных осадков. Даже в самый жаркий период вода в системе оставалась свежей и прохладной.

Трансферы Матера

Компания KiwiTaxi предлагает комфортабельные трансферы в Италии . Опытные водители встретят вас лично и доставят в гостиницу, аэропорт, на железнодорожный вокзал, в морской порт или же по указанному адресу.

Жилища матеранцев выскоблены в туфе – уникальной горной пористой породе, являющейся легкой в обработке и в тоже время довольно прочной. Из туфовой массы, оставшейся после вырытого в скале пространства для будущего жилья, выкладывали фронтальную стену, оставляя место для входной двери и окна – единственного источника естественного освещения. Излишки туфа продавали более состоятельным жителям, которые могли себе позволить достраивать на поверхности дополнительные помещения, увеличивая, таким образом, площадь собственного жилья. Перед гротом, как правило, находился огород, обустроенный на крыше расположенного уровнем ниже дома другого жителя.



В каждой обитаемой ячейке имелась собственная цистерна с водой, куда поступала жидкость с верхних, более крупных накопителей, а также с небольших водосборных желобов, предусмотренных для каждого отдельного грота. Цистерны соединены между собой, поэтому вода равномерно распределялась между всеми домами.
Жидкость, поступавшая в накопители, отстаивалась и становилась пригодной для употребления. Поскольку цистерны располагались в подвальном помещении дома, то доступ к воде осуществлялся через специальное отверстие в полу жилища.

Пещерный город Матера: устройство жилища

В разные исторические периоды число жителей Матеры достигало 15 тысяч человек. На довольно ограниченной площади грота должны были уживаться несколько поколений. Сложно поверить, но в туфовых пещерах помимо самих хозяев, жили и их животные. Конечно, наличие кошек и собак в доме ни у кого не вызывает удивления, однако в гротах Матеры вместе с людьми находились кролики, куры, ослы и даже лошади! Электричество было проведено в город только в третьем десятилетии 20-го века. Бедные семьи могли себе позволить приобрести всего одну лампочку.


Кроме этого, в домах бедняков находилась, как правило, всего одна кровать: широкая и высокая, а также один стол, за который могли поместиться только два человека. Под кроватью хранили запасы дров или сена, там же помещали наседку. Высота лежанки могла достигать одного метра, на ней спали взрослые. Самых маленьких укладывали в люльки, дети постарше и подростки располагались на больших сундуках с зерном или одеждой.


Пищу матеранцы готовили на небольших дровяных плитах, а вот хлеб выпекали в общественных пекарнях. Говорят, чтобы не было путаницы, каждая хозяйка ставила на своем изделии соответствующие фамильные метки.
Общими в Матере были и прачечные. Вместо стирального порошка в древние времена использовали золу.

Отели в Матере

Матера, Италия: древний пещерный город


Продолжаю знакомить вас с самыми интересными местами,которые мне удалось увидеть на юге Италии.
Матера – город в Базиликате в Италии, известный во всем мире историческими кварталами Сасси, где расположены пещерные дома, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Матера – древний город, поселение на этом месте существовало в эпоху неолита и уже тогда взаимоотношения со скалами были очень близкие.
Ядро города зародилось на противоположных склонах речной долины, называемой расщелина Гравина ди Матера.
Во времена Великой Греции Матера была греческим городом, центром которого была Чивита. Сегодня здесь возвышается Кафедральный собор, возведенный в XIII в.



В римскую эпоху город укрепили стеной, а многочисленные гроты и скалистые массивы стали использовать для постройки деревенских жилищ, так зародились кварталы Сасси.


Постройка домов в пещерах была обусловлена климатическими условиями и необходимостью защиты, а также для того, чтобы лучше использовать природные и географические возможности места.


Улицы пещерного города были узкие со множеством ступенек и лесенок.


В 1623 году Матера стала столицей Базиликаты и оставалась ей вплоть до 1806 года, затем Наполеон Бонапарт перенес столицу в Потенцу. Это был лучший период для Матеры.
Местные жители испытывали большие сложности с водой. Поэтому они тратили свою энергию не на постройку домов, а на рытье в известняке каналов и траншей для сбора воды и системы разнообразных цистерн.


После второй мировой войны вышла в свет книга Карло Леви «Христос остановился в Эболи», в которой Леви писал про невыносимые условия жизни в Сасси ди Матера.
Его сослали на юг Италии за антифашистские высказывания, приехав в Матеру, он пришел в ужас от увиденного. В 1930-е гг. половина населения проживала в пещерах, по причины жары многие дома были открыты, на полу лежали собаки, овцы, козы и свиньи. «У большинства семей имелась всего одна пещера, и в ней спали все вместе – мужчины, женщины, дети иживотные».


Карло Леви увидел Матеру в то время, когда население разрослось до предельных размеров. Места не хватало и над пещерами надстраивали еще этажи. Подвесных садов и огородов больше не сажали, а огромные семьи жили в антисанитарных условиях, без канализации, не соблюдая элементарных гигиенических норм.

В 1952 году власти приняли решение переселить жителей в новые кварталы, освободив пещерные дома. На тот момент в Сасси проживало около 15 тысяч человек. Многие из них не хотели уходить из родных жилищ и возвращались обратно, тогда власти замуровывали входы в пещеры цементом.
В 1993 году Сасси ди Матера (Сассо Кавеозо, Сассо Баризано и Чивита) включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
После того, как Сасси ди Матера стали необитаемы, они становились декорациями ко многим фильмам. Здесь снимал Пьер Паоло Пазолини «Евангелие от Матфея» в 1964 году, а Мел Гибсон «Страсти Христовы» в 2004 году.





В городе сохранились дома-гроты, некоторые из них можно посетить.Посреди комнаты стоит высокая кровать, на которой спало все семейство. Под кроватью – горшок, корыто и прочая утварь, которую доставали днем. Здесь же стойло для животных и обеденный стол. Кухонька в отдельном маленьком помещении, другое помещение использовалось в качестве хозяйственной подсобки.





Свет в дом падал из маленького окошка наверху. Температура в домах была практически постоянной 15 градусов, туф, в котором были устроены жилища работал как климат-контроль.
Сейчас город вновь потихоньку заселяется государство выделяет 40 % суммы на ремонт помещения.



Здесь открыты сувенирные мастерские. До недавнего времени пещеры Сасси населяли обычные, и притом беднейшие (дома древнего человека — не самое уютное место для проживания), итальянцы — сейчас большинство из них перебрались в новую Матеру, а в Сасси обитают по преимуществу туристы. Благодаря фантастическому проекту Le Grotte della Civita в пещерном городе можно провести не только день, но и ночь, а то и недельку: в не связанных между собой домах-пещерах Сасси устроено восемнадцать номеров со всем необходимым, а общественная зона уникального отеля расположена в средневековой церкви.

Как пещерные, так и наземные церкви Сасси интересны не только своей архитектурой, но и фресками, многие из которых относятся к XI—XII векам.
Источники.

Загрузка...
Top