Древнейший народ, населявший дальний восток россии и японские острова. Боспорское царство

Айны - древнейшее население Японских островов. Некогда этот народ жил и на территории России. В настоящее время численность айнов в Японии составляет 25000 человек. После колонизации японцами айны долгое время не принимали чуждую культуру, требуя независимости. Длительная дискриминация привела к тому, что народ практически полностью ассимилировался с японцами и стал забывать свои истоки. Эти фотографии 1908 года знакомят нас с древним народом и его бытом.

Однокласники


Шесть айнов в традиционных нарядах сидят у чаши


Эти редкие снимки дают представление о традициях малоизвестного коренного народа Японии, чей образ жизни теперь утрачен.

Три старейшины народа айнов


Численность оставшихся айнов Японии составляет 25000, по неофициальной статистике, она может 200000 человек, но все они ассимилировали с японцами и уже не помнят своих предков.

Пожилая семейная пара у хижины


Некогда этот народ жил и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах.

Представительницы народа в одной из деревень


В России, по итогам переписи 2010 года, было зафиксировано 109 айнов, из них 94 человека в Камчатском крае.

Девочки у ограды


Во время колонизации айны автоматически получили японское гражданство, что фактически лишило их независимости.

Смех и улыбки


Эти снимки сделал немецкий фотограф Арнольд Генте во время экспедиции на остров Хоккайдо в 1908 году.

Старейшины в селе Пиратори


Айны лишились независимости в 19 веке во время японской колонизации.

Мать и дитя


Лишь в 2008 году японский парламент признал айнов самостоятельным национальным меньшинством.

Пожилой айн с палкой у хижины


Дети айнов


Женщина в халате и бусах


Дети у изгороди


Айн изготавливает рыболовную сеть


На Японских островах айны появились около 13 тыс. лет до н. э. и создали неолитическую культуру Дземон. Они населяли все Японские острова - от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки.

Женщина у хижины


Пожилая пара на поле


Айны не занимались земледелием, основными отраслями их хозяйства были собирательство, рыболовство и охота.

Женщина с ребенком на руках

О древнем Вавилоне знают все. Даже старые бабушки, давно забывшие о школьной программе и законах Хаммурапи, слышали о вавилонской башне или, что более вероятно, о вавилонской блуднице. Но вот вопрос на сто рублей, как назывался народ, населявший древний Вавилон? На каком языке он разговаривал?
Вавилон был расположен в равнинной и очень плодородной местности в междуречье Тигра и Евфрата. В этой стране издавна жили и в эту страну стремились представители разных народов. Кто же из них добился права называться коренным вавилонцем?
На вопрос на сто рублей есть два ответа. Простой и сложный. Начнем с простого.

Знакомьтесь, древние вавилоняне
Темные завитые волосы, рубаха без пуговиц до пят, на голове шапка или повязка, у женщин обязательное покрывало для лица. Примерно так выглядели среднестатистические вавилоняне, или, как они называли себя сами, мар-бабилая. Как и в наши дни, одежда могла меняться в зависимости от поры года, достатка или моды. У этих людей были разные занятия, имена и фамилии (некоторые из них выдавали иностранное происхождение предков). Но все они были прежде всего мар-бабилая.
Нечто подобное можно встретить и в наши дни. Жители Сингапура имеют китайские, малайские или индийские корни, но предпочитают называть себя сингапурцами. Вавилон был мегаполисом древнего мира, сосредоточением передовых по тем временам знаний, технологий и достаточно высокого уровня жизни. Жители Вавилона с достоинством называли себя детьми своего города. Когда в 1 тысячелетии до нашей эры он превратился в центр обширной империи, звание детей Вавилона было даровано жителям других присоединенных или завоеванных городов и сельских поселений. Это примерно, как если бы жителей России назвали не русскими и россиянами, а москвичами.
Итак, отвечая на вопрос, к какому народу он принадлежит, средний вавилонянин скорее бы отнес себя к вавилонянам. Значит ли это, что он говорил на особом вавилонском языке и вел свой род от отдельного вавилонского племени? Ни вавилонского языка, ни древнего вавилонского племени, построившего город, не существовало. Чтобы прояснить этническое происхождение вавилонян, нам придется перейти к сложному ответу.

Язык основателей
Междуречье Тигра и Евфрата – довольно любопытный регион с географической точки зрения. По большей части он представляет собой типичную речную долину с плодородными почвами. Но, чтобы успешно заниматься земледелием и строить города, жители этих мест должны были рыть каналы, возводить дамбы и осушать берега. Эта работа требовала совместных усилий, поэтому нет ничего удивительного в том, что междуреченцы создали древнейшую из известных нам цивилизаций.


С северо-запада, запада и востока междуречье граничит с горами, с юга и запада – со степями, переходящими в пустыню. Земледельцы междуречья с выгодой использовали такое соседство. Они обменивали результаты своего труда на лес и металлы, которые привозили горцы, а также на продукты животноводства у степных кочевников. Однако соседи стремились не только торговать. Привлеченные богатствами, они периодически нападали и сами пытались осесть на плодородных землях. За сотни лет до строительства Великой китайской стены и римских валов цари третьей династии города Ура воздвигли многокилометровую стену, которая должна была защитить их владения от кочевников. Но, как и Великая китайская стена и римские укрепления, эта урская стена в конце концов оказалась бесполезной.
Нет ничего удивительного в том, что все известные нам народы междуречья были потомками пришельцев. Предполагают, что шумеры, основавшие цивилизацию на юге междуречья в 4 тысячелетии до нашей эры, появились откуда-то с востока из загадочной страны Дильмун. К северу от них поселились пришедшие с запада семиты. Они разговаривали на совершенно разных языках, но, похоже, отличали друг друга больше географически, чем по происхождению.
Междуреченские шумеры и семиты жили в отдельных городах-государствах, пока в 2334 году сын простого водоноса Саргон Векликий не начал объединять города силой оружия. Он создал древнейшую из известных нам империй. Поскольку для своей резиденции Саргон выбрал городок Агаду в области среднего течения, населенной семитами, то эту область стали называть Аккадом.
В древних клинописных текстах названия областей Шумер и Аккад фигурируют часто, а вот шумерский и аккадский народы не упоминаются. Эти названия для двух народов, говоривших на разных языках, придумали ученые XIX века. Сами себя они называли просто «черноголовыми» (по-шумерски «саг-гиг-га», по-аккадски «шалмат-какадим»). Именно в области, населенной семитоязычными «шалмат-какадим» и был основан древний Вавилон.
Таким образом, с современной точки зрения коренные вавилоняне по этническому происхождению были аккадцами. Большую часть своей истории они говорили и писали на аккадском языке. В наше время этот язык относят к группе восточных семитских языков. Он – близкий родственник арабского языка.

Драматическая трансформация
Вавилоняне испытывали истинную преданность аккадскому языку. Город то и дело захватывали представители других племен и народов, говоривших на других языках, но это мало влияло на языковые предпочтения вавилонян.
Около 1895 года до нашей эры Вавилон оказался в руках западных кочевников-амореев. Они основали собственную царскую династию, к которой принадлежал великий законодатель Хаммурапи. В отличие от аккадцев, амореи говорили на западном семитском языке, близком современному ивриту, но все надписи аморейской династии, включая законы Хаммурапи, продолжали делать на аккадском.
В 1571 году до нашей эры Вавилон был захвачен северными варварами-касситами. Их происхождение и связь с другими народами точно не установлена. Касситы составили высший слой общества, активно реформировали вавилонское государство, но при этом были вынуждены принять аккадский язык вавилонян. Точно также поступили выходцы из могущественной восточной страны Элам, одержавшие победу над касситами в 1160 году до нашей эры.
Вавилоняне не просто сохраняли язык древнего Аккада, но и развивали его. Они усовершенствовали клинопись, перенятую когда-то аккадцами у шумеров. Аккадский язык стал международным. На нем писали и разговаривали в соседней Ассирии, использовали в качестве второго письменного языка в сирийских городах, Эламе, Урарту и других государствах.
Однако в конце 2 тысячелетия до нашей эры в междуречье Тигра и Евфрата вторглись западносемитские племена из горной сирийской области Арам. Им удалось на некоторое время захватить северную часть Вавилонии. Очевидно вторжения сопровождались переселениями больших групп людей. Иначе трудно объяснить, почему арамейский язык стал широко употребляться в Ассирии и Вавилонии. В VIII веке до нашей эры ассирийский царь Тиглатпаласар III придал ему вполне официальный характер в своем государстве.
Вавилоняне продолжали использовать аккадский язык в качестве языка управления, науки и культуры вплоть до VII века нашей эры. Но в 626 году до нашей эры царем Вавилона стал Набопаласар, выходец из маленького Халдейского царства, находившегося в болотистых низинах Тигра и Евфрата. Основанная им династия освободила Вавилон от власти Ассирии и превратила его в новую могущественную империю. Именно при халдеях арамейский язык закрепился среди вавилонян как главный разговорный и письменный. Вслед за ассирийцами вавилоняне перешли из числа восточных семитов в западные.

Древние народы Крыма

Самый древний народ, населявший причерноморские степи и Крым и чье имя дошло до нас - киммерийцы: они обитали здесь на рубеже II и I тыс. до н. э. Геродот, посетивший Северное Причерноморье в V в. до н. э., киммерийцев, разумеется, не застал, и передавал сведения, оставшиеся в памяти местного населения, ссылаясь на уцелевшие географические названия - Боспор Киммерийский, на берегах которого находились поселения Киммерик и Киммерий, Киммерийские стены и т. д.1 Согласно рассказу «отца истории», киммерийцы, вытесненные скифами, удалились в Малую Азию. Однако оставшаяся часть смешалась с победителями: в свете данных археологии, антропологии, лингвистики, киммерийцы и скифы - родственные народы, представители североиранского этноса, так что очевидно не случайно греческие авторы подчас путали или отождествляли их.2 Вопрос об археологической культуре, соответствующей историческим киммерийцам, считается одним из сложнейших. Прямыми потомками киммерийцев некоторые исследователи считали тавров. Тем временем накапливавшийся археологический материал привел к выделению особой культуры, названной кизилкобинской по месту первых находок в районе Красных пещер - Кизил-коба. Ее носители жили там же, где и тавры, - в предгорьях, в то же время - с начала I тыс. до н. э. по III-II в. до н. э., занимались земледелием и отгонным скотоводством. Однако в культуре оказались существенные различия - так, у кизилкобинцев керамика украшена геометрическим орнаментом, у тавров он обычно отсутствует; разным был и погребальный обряд - первые хоронили покойников в небольших курганах, в могилах катакомбного типа, в вытянутом положении на спине, головой обычно на запад; вторые - в каменных ящиках, присыпанных землей, в скорченном положении на боку, головой обычно на восток. Сегодня кизилкобинцы и тавры рассматриваются как два разных народа, обитавших в течение I тыс. до н. э. в горной части Крыма.

Чьими же потомками они являются? Очевидно, корни обеих культур уходят в бронзовый век. Сравнение керамики и погребального обряда говорит о том, что вероятнее всего кизилкобинская культура восходит к так называемой позднекатакомбной культуре, носителями которой многие исследователи считают киммерийцев.3

Что касается тавров, то их наиболее вероятными предшественниками можно считать носителей кемиобинской культуры (по имени кургана Кеми-Оба близ Белогорска, раскопанного А.А. Щепинским, с которого началось ее изучение), распространенной в предгорном и горном Крыму во второй половине III - первой половине II тыс. до н. э. Именно кемиобинцами были поставлены в крымских степях и предгорьях первые курганы, обнесенные каменными оградами по основанию и увенчанные некогда антропоморфными стелами. Это большие каменные плиты, отесанные в виде человеческой фигуры, где выделены голова, плечи, пояс, представляли собой первую попытку создать образ человека в монументальном искусстве Причерноморья в конце III - начале II тыс. до н. э. Подлинным шедевром среди них является полутораметровая диоритовая стела из Казанков, найденная под Бахчисараем.4

Проблема происхождения антропоморфных стел, встречающихся не только в Причерноморье, но и на юге Франции, непосредственно связана с распространением мегалитических сооружений - каменными оградами, каменными ящиками, столбообразными менгирами. Отмечая их большое сходство с памятниками северо-западного Кавказа, исследователи предпочитают говорить не о влиянии последних, а о единой культуре, распространенной в бронзовом веке от Абхазии на востоке до Крымских гор на западе. Многое сближает кемиобинскую культуру с более поздней таврской. Тавры - подлинные наследники мегалитической традиции - воспроизводили ее сооружения, хотя и в несколько уменьшенном масштабе.5

Примечания

1. Геродот. История в 6 книгах / Пер. и коммент. Г.А. Стратановского. - Л.: Наука, 1972. - Кн. IV, 12.

2. Лесков А.М. Курганы: находки, проблемы. - М… 1981. - с. 105.

3. Щецинский А.А. Красные пещеры. - Симферополь, 1983. - с. 50.

4. Лесков А.М. Указ. соч. - с. 25.

5. Щепинский А.А. Указ. соч. - с. 51.

Эту историческую реконструкцию культур по линиям «позднекатакомбная культура - киммерийцы - кизилкобинцы» и «кемиобинцы - тавры», по словам ее автора, не следует представлять прямолинейно; в ней еще немало неясного и неизученного.

Т.М. Фадеева

Фото красивых мест Крыма

Киммерийцы (IX-VII вв. до н.э.) – первый кочевой народ раннего железного века в нашем регионе, первыми использовали лошадь для верховой езды.

Скифы (VII в. до н.э.) – кочевые скотоводы, обитавшие до нашествия в Восточную Европу на далеких просторах Азии. Скифы делились на царских скифов, скифов-кочевников (степные районы на восток от Днепра), скифов-земледельцев (лесостепная зона Поднепровья), скифов-пахарей (между Днепром и Днестром). На территории Донбасса проживали царские скифы.

Царские курганы (Чертомлык, Куль-Оба, Солоха, Толстая Могила, Двугорбая Могила, Передериева Могила и др.) – захоронения скифских вождей и знатных воинов с богатыми дарами для посмертной жизни усопшего.

Основным видом деятельности киммерийцев и скифов было кочевое скотоводство.

Сарматы (ІІІ-ІІ вв. до н.э.) – кочевые скотоводы, вытеснившие скифов.

Объединение тюркских племен привело к созданию Великой Булгарии государственного образования, которое располагалось в степях между Северным Кавказом, Нижним Доном и Приазовьем. Они стали известны в науке с 1901 года, когда выдающийся археолог В.А. Городцов раскопал там первый праболгарский могильник у хутора Зливки в Краснолиманском районе. Находки, подтверждающие существование болгар в наших краях, были обнаружены археологами также в районе Зинцевой, Бузинной, Водяной, Безыменной балок, на территории Мариуполя. Укрепленные городища болгар были найдены также в северных районах Донбасса у сел Богородичное, Татьяновка, Сидорово, Маяки.

В 671 г. хазары (тюркоязычный кочевой народ) завоевали приазовских болгар и создали сильное, процветающее государство – Хазарский каганат во главе с правителем – каганом, власть которого распространялась на подданных и на покоренные народы. Основная часть хазар занималась скотоводством и кочевала по степям. Вблизи Северского Донца ученые нашли крупное городище времен Хазарского каганата. Предположительно, оно существовало в VІІІ-Х веках. Молниеносный удар русских дружин при поддержке печенегов привёл к крушению Хазарского государства.



Печенеги – кочевые тюркские племена, впервые упоминаемые в VIII веке. Возглавлял печенегов хан , под руководством которого они постоянно нападали на соседей, захватывали в плен людей, чтобы получить за них выкуп, уводили скот.

Печенежские воины были вооружены луком с колчаном стрел, саблей, копьем и арканом.

В Приазовье печенеги появились около 889 года и обитали тут в районе посёлка Сартана, сёл Орловское, Огородное, Запорожец, Куйбышево около 150 лет. На месте их проживания найдено множество каменных статуй того времени - «каменные бабы»: песчаные в селах Ялта и Гусельщиково и гранитные в поселках Мангуш и Октябрьское.

В конце IX в. печенеги, разрушив хазарские крепости на Среднем Дону, прорвались в европейские степи.

На рубежах русских княжеств печенеги впервые появились в 915 г.

В конце X в. князь Владимир пытается уничтожить своих воинственных соседей. К этому периоду относится легендарная история о бое русского богатыря Никиты Кожемяки с печенежским великаном.

1036 г. Ярослав Мудрый, разбив под Киевом большое печенежское войско, положить конец их набегам.

Под ударами русских и напором торков печенеги рассеялись в степи. А в конце XI века их вытеснили половцы.

В XI веке пришли в наш край новые завоеватели – торки. Основные кочевья торков располагались в бассейне реки Казенный Торец. Память об их пребывании здесь сохранилась в современных топонимах: названиях рек – гидронимах (Казенный Торец, Сухой Торец, Кривой Торец) и названиях населенных пунктовойконимах (села Торское и Торецкое в Краснолиманском Константиновском районах, г. Краматорск, г.Тор – современный Славянск). Найдены погребения торков у села Торское и города Ясиноватая.

В 1060 г. объединенное войско русских разбило торков, после чего их место в степи заняли половцы.

Русские же именуют их половцами, от слова «полова» - солома, так как волосы у кочевников были соломенного цвета.

Захоронения половцев найдены, в частности, у села Новоивановка Амвросиевского района, возле Ясиноватой.

У половцев издавна сложился обычай устанавливать на курганах и высоких местах каменные изображения умерших – каменные (очень редко, деревянные) изображения умерших предков – бабы. Название скульптур произошло от тюркских слов «балбал» или «бабай», что означало – сильный, уважаемый. Каменные фигуры служили половцам, как места прохождения праздников и обрядов. Им приносились дары, у них просили защиты и покровительства. Одно из святилищ, где установлена такая «баба», раскопано археологами недалеко от Донецка. Всего в Приазовье известно до 600 каменных фигур (только в Мариуполе в начале XIX века находилось 16 «баб», но многие из них были повреждены и утрачены.

Крупными центрами половцев в нашем крае были укрепленные городища на Северском Донце у сел Богородичное, Сидорово и Маяки в Славянском районе, открытые в 20-е годы Н. В. Сибилевым.


Великое переселение народов

Первые люди на территории России – 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7- 5 вв. до н. э. В 5 веке до н. э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н. э.

Севернее греков жили скифы – кочевники.

На территории Азербайджана в 4 веке до н. э. было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены в Крым. Они были разгромлены готами (немецкими племенами).

С востока из-за Дона устремилась новая волна кочевников – сарматов. В 3- 7 вв. н. э. в эпоху Великого Переселения народов на территории Северного Причерноморья, а позднее – между Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.

В 5 веке н. э. они дошли до пределов Северной Франции. После разгрома их галльскими племенами они возвращаются обратно, где полностью растворяются среди тюркских племен.

В 6 веке из пределов Монголии вновь появляются тюркские племена, которые в середине 6 века образовали Тюркский каганат, территории которого простиралась от Монголии до Волги.

Постепенно почти всё население Восточной Европы (степная часть) подверглась тюркизации. В лесостепной зоне утверждается славянский компонент и финно- угорский. На Центральном Кавказе проживает ираноязычный этнос – аланы. В Западном Предкавказье в 6 веке господствующее положение заняли булгары.

После распада Тюркского каганата в 80х годах 6 века здесь образовалось государство Великая Булгария, которое существовало до первой трети 7 века: распалось под ударами хазаров. После распада часть населения ушла на юго- запад (Балканский полуостров), где и было образовано государство Дунайская Болгария. Другая часть ушла на Северный Кавказ (современные балкарцы). Еще часть двинулась на северо- восток, в область Средней Волги и Камы, где образовалось государство Волжская Булгария. Булгары считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.

Великое переселение народов - условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV-VII вв., разрушивших Западную Римскую империю и затронувших ряд территорий Восточной Европы. Прологом Великого переселения народов было передвижение германских племён (готы, бургунды, вандалы) в конце II - начале III вв. к Чёрному морю. Непосредственным толчком к Великому переселению народов было массовое передвижение гуннов (с 70- х гг. IV в.). В VI-VII вв. на территорию Восточной Римской империи вторгались славянские (склавины, анты) и другие племена.

Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян.

1 век н. э. Тацит говорил о Венедах, которые жили в районах Зап. Польши, Зап. Белоруссии и Зап. Украины. Под венедами ученые понимали неизвестный античному миру народ, который жил за пределами границ государства.

4 век до н. э. – 7 век до н. э. – Великое переселение народов из- за похолодания.

Происхождение восточных славян.

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из- за отсутствия достаточно полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни. Достоверно известно, что наши предки в I - VI вв. н. э. занимали обширные области Центральной и Восточной Европы. В трудах античных авторов - Плиния Старшего и Тацита (I в. н. э.)- сообщается о венедах, обитающих между германскими и сарматскими племенами. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, которые, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавин и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI- VIII вв.. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и "давлением" других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно- угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства - восточной, западной и южной - участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом. Ценнейшие сведения о славянах сообщает нам "Повести временных лет" (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую помещает в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с "вавилонским столпотворением", приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их "рассеиванию" по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - "волохов".

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень. Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах: поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье "в полях" и потому так и прозвавшиеся; древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец; дреговичи - между Припятью и Западной Двиной; полочане - в бассейне р. Полоты; кривичи - в верховьях Волги и Днепра; радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода "ляхов" (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который "пришел и сел" на р. Соже (приток Днепра) и Вятко - на р. Оке; ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р. Волхов; бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга; белые хорваты - в Прикарпатье; уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

О занятиях восточных славян известно, что осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, они несли с собой земледельческую культуру. Помимо подсечного и залежного земледелия с VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом и тяглового скота. Наряду с животноводством они занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивающаяся как на Балтийско-волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути "из варяг в греки", связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Теории возникновения славян:

Автохтонная (славяне жили всегда на этой территории);

Миграционная (переселение славян).

4 век до н. э. – Дунай. Предгосударство Держава Германариха (вождь готов), но в состав его входили и другие народы. Эта держава существовала по договору с Римом, в конце 4 века рухнула, в результате нашествия на Рим ГУННОВ (во главе которых стоял Аттила). Очевидно, что славянские племена участвовали в этом набеге.

6 век – Иордан (Аланский историк Осетия) стал говорить об Антах и Склавинах. Он их относит к венедам. Анты в 6 веке постоянно нападают на владения Византии. В. натравила на них племя Аваров – Анты были разбиты. После этого Виз разбила Аваров.

7 век – разделение славян на южных, западных и восточных.

8- 9 века – возникают союзы племен – древляне и поляне. У каждого есть временные вожди – князья, дружина, города и народное собрание – вече.

Северный центр славян - Новгород (словене).

Южный центр славян - Киев (поляне).

Вопрос о происхождении славян был поставлен еще в средние века. В «Повести временных лет» (XII век) монахом Нестором была высказана мысль о том, что первоначально территорией расселения славян были Дунай и Балканы, а затем Прикарпатье, Днепр и Ладога.

Согласно «Баварской хронике» (XIII век), предками славян были древние ираноязычные народы – скифы, сарматы, аланы.

Начало научной разработки вопроса о происхождении славян относится к первой половине XIX века, когда чешский ученый П. Шафарик, проанализировав сведения о славянах у античных авторов и готского историка Иордана, выдвинул гипотезу, согласно которой прародиной славянских народов было Прикарпатье.

Исследования лингвистов в первой половине XIX века показали принадлежность славянских языков к индоевропейской языковой семье, на основании чего было высказано предположение о существовании индоевропейской общности, включавшей в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев, которая, по мнению чешского историка Л. Нидерле, распалась в начале 2 тысячелетия до нашей эры. Выделившаяся в результате этого распада балто- славянская общность в I тысячелетии до нашей эры разделилась на балтскую и славянскую.

Отечественный историк и филолог А. А. Шахматов считал, что такая индоевропейская общность существовала в бассейне Балтийского моря. Вначале ее покинули ушедшие на юг предки индоиранцев и фракийцев, а затем от балтов отделились славяне, расселившиеся во II веке нашей эры, после ухода германцев с Вислы, на остальной территории Восточной Европы.

В первой половине XX века зарубежные и отечественные археологи предприняли попытку уточнить, какие археологические культуры можно считать праславянскими и какую территорию занимали славяне на разных этапах исторического развития.

По мнению П. Н. Третьякова, праславянской была культура племен шнуровой керамики, переселившихся на рубеже 3- 2 тысячелетий до нашей эры из Причерноморья и Прикарпатья в Центральную Европу, а также на север и восток.

Собственно славянскими являлись следующие культуры: между Вислой и Днепром – тшцинецкая (3- я четверть II тысячелетия до нашей эры), на территории Польши – лужицкая (XIII- IV век до нашей эры) и поморская (VI- II век до нашей эры), на Висле – пшеворская, в Среднем Поднепровье – зарубинецкая (обе – конец I тысячелетия до нашей эры).

Во II- IV веках в результате движения готских племен на юг территория, которую занимали славяне, была рассечена на две части, что привело к разделению славян западных и восточных. Приняв участие в великом переселении народов, славяне в конце V века, после крушения державы гуннов, расселились также на юге европейского континента.

Некоторые хронологические уточнения происхождения славянских народов сделали современные американские исследователи (Г. Трегер и X. Смит), по мнению которых, во II тысячелетии до нашей эры древнеевропейское единство распалось на предков южных и западных европейцев (кельты и романские народы) и северных европейцев (германцы, балты и славяне). Североевропейская общность разрушилась в I тысячелетии до нашей эры, когда из нее вначале выделились германцы, а затем балты и славяне.

Историк и этнограф Л. Гумилев полагал, что в этом процессе имело место не только разделение славян с германцами, но и их соединение с германоязычными русами, что, якобы, произошло в ходе заселения славянами Поднепровья и района озера Ильмень.

Таким образом, вопрос происхождения славян настолько сложен и запутан, что представить истинную картину далекого прошлого вряд ли возможно в силу отсутствия письменных источников того времени


Загрузка...
Top