Должен ли разумный человек жить чувствами? Сочинение на тему «Поиск смысла жизни Андрея Болконского Болконский жил разумом или чувствами.

Сочинение

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.

К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира" — Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными и сухими чертами" портит выражение скуки и недовольства. Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем, что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно". Развернутый авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится.

Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной, заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным отношением. Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего, который представляется Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой от идеала. Андрей свято верит в то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес, послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать лекарскую жену от притязаний обозного офицера. Этот, в общем то, благородный поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по сравнению с его героической мечтой.

Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался — простая и тихая семейная жизнь, — теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, воскреснув из мертвых, он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар — смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. Андрей пытается жить простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни — любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения.

Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его.

Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть.

Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Лев Николаевич Толстой - великий художник, изображающий, в первую очередь, диалектику души своих героев. Во всех произведениях писатель обращается к нравственным поискам героев, На мой взгляд, лучшими из таким героев являются Андрей Болконский и Пьер Безухов. Андрей Болконский - это любимый герой Толстого, и именно ему он предназначил тяжелую судьбу. Писатель сначала относит своего героя к людям-индивидуалистам. Он хочет решить проблему индивидуализма, покончить с ней навсегда.

В русской классической литературе не один

Толстой обращался к этой проблеме. Независимо от него Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» решает проблему индивидуализма. В содержании авторской позиции Толстого и Достоевского имеются общие черты - это критика «наполеонизма».

Князь Андрей Болконский и разночинец Родион Раскольников - родные братья по своему нравственно-психологическому облику. Оба героя угрюмы, мрачны, надменны и горды, но они, вместе с этим, великодушны и добры, иногда холодны и бесчувственны, право, точно в них два противоположных характера поочередно сменяются. Андрея Болконского и Родиона Раскольникова роднит

Сознание своего несомненного превосходства, что повлияло на развитие их индивидуалистических тенденций, притязаний на власть. Наполеон, как идеал «сильной личности», увлекал их страстно. Но оба путем тяжких испытаний пришли к осознанию тщетности и ничтожества избранного идеала, к горькому разочарозанию в Наполеоне.. Их спасла одна и та же сила - любовь и соединение с тем народом, которому они предлагали свою власть.

Первый раз мы встречаемся с князем Андреем Болконским на балу у госпожи Шерер. Вот в зал входит «… весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его …женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Уже с первых слов автора мы понимаем, что среда, в которой воспитывался и жил князь Андрей, очень надоела ему. В ней нет настоящих, мыслящих людей, нет хороших собеседников: все общество мелко и ничтожно. В разговоре с Пьером, человеком, которого искренне любил Андрей, он говорит, что хочет вырваться из этой сферы, хочет и собирается идти на войну. Но есть и другие, тайные причины, о которых князь Андрей не говорит никому: он мечтает о славе, подобной наполеоновской.

Когда Андрей приезжает в армию, он видит всю неподготовленность русских войск. Болконский очень изменяется в этих условиях. Нет «в выражении его лица, в движениях, в походке прежнего притворства, усталости и лени», он занимался делом приличным и интересным для него. Князя Андрея многие и здесь не любят, считают холодным и неприятным человеком, а другие, правда, меньшая часть, любят его, признают идеалом. Как только он узнает, что армия в безнадежном положении, он решает спасти ее. Он возомнил себя человеком, «который выведет его же из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!»

Идеалом для Болконского был Наполеон, его слава. Он хотел быть таким же. И вот поле Аустерлица. Идет бой. Падают и умирают люди. Французы убивают русских, русские - французов. А за что? И князь Андрей не понимает этого.

Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью? - думал он. Вот и пришло разочарование, в своих мыслях и делах Болконский начинает сомневаться. Полное прозрение приходит к нему на поле Аустерлица. Он бежит со знаменем в руках за своей славой, И что? Он ранен. И тут, очнувшись, он видит маленького и ничтожного человека - свой идеал. Поднимает глаза и … Голубое, высокое небо перед ним.

Как тихо, спокойно и торжественно …совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу …Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба …ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!.. Князь Андрей понял, что небо Аустерлица открыло ему жизнь природы и человека, что его честолюбивые мечтания, слава Наполеона уже ничто.

Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего! - подтверждает новые мысли князь Андрей.

После ранения Болконский возвращается домой. Но и здесь его ждут новые испытания. Умирает жена, но рождается сын. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, он приходит к выводу, что ему нужно жить для себя и своих близких. Раньше, когда он говорил: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не "страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра … я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми..!»- у него была ничтожная, но цель в жизни. Теперь ее нет. Андрей ищет свое место в жизни, а пока, еще не найдя его, весь отдается родным. Он стал заботливым и любящим отцом, братом, сыном. Идут дни, а он все говорит себе; «Жизнь для себя, для своих близких - то единственное, что остается мне».

Князь Андрей после Аустерлицкой компании твердо решил никогда не служить в армии. Он занялся государственными делами - помогал своему отцу. Судьба забросила его в Отрадное - имение графа Ростова. По дороге туда и обратно Болконский обращает внимание на дуб. Дуб – могучее дерево, олицетворение будущей и полной жизни. Андрея поразила его красота, он стал мысленно сравнивать его с собой. Глубоко взволновала его и прелесть сказочной ночи в Отрадном, сливающаяся с поэтичностью Наташи. Да и сама Наташа поразила его, та девочка, которая, не зная его, его жизни, просто и весело смеется, бегает; ей нет дела ни до кого. Это задело Андрея. Он снова погружается в свои мысли, ищет и находит выход для себя – это жить. Все это окончательно вернуло Болконского к новой и прекрасной жизни. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе!»

Князь Андрей находился в одном из самых выгодных положений в обществе. Он был вдовец, очень богатый человек. Общество принимало его и потому, что «он имел репутацию ума и большой начитанности». Болконский очень изменился. Он стал появляться в различных кругах, посещать всевозможные балы и вечера. После Аустерлица, после Отрадного князь Андрей начал по-настоящему жить. Но он не остановился в своих нравственных поисках, он все еще искал. У него, казалось, было все, но, вместе с этим, чего-то не хватало, Он много думал в это время. Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать там то, что не имело на себе общего светского отпечатка. На одном из балов он встречает Наташу. - Он понял, что нашел то, что искал,

И такою была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке,

После бала Болконский стал часто бывать у Ростовых: ему хотелось видеть Наташу. «Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей, того чуждого мира, который еще тогда, в отрадненской аллее и на окне в лунную ночь, так дразнил его. Теперь этот мир уже более не дразнил его, не был чуждым миром; но он сам вступив в него, находил в нем новое для себя наслаждение». Болконский и Ростова разные люди: он - уравновешенный, она - резвая, веселая, но в них есть то одно, что сближает их - это духовная и нравственная красота, поэтичность натуры. Наташа полюбила князя Андрея, он отзывается на ее чувства, следовательно, он еще не лишен способности любить.

Никогда я не испытывал ничего подобного, Я влюблен, - думал он. - Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мучения этого я

не отдам ни за что в мире.- Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Любовь подняла Андрея еще выше. Он стал более уверенным в своих мыслях и суждениях. Но прошел год и судьба сделала свое дело. Наташа отказала… Князь Андрей внешне равнодушно принял это известие, но душа его была неспокойна. Он стал грустен и угрюм, много думал о Наташе и сказал себе и Пьеру: «…я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу…»

1812 год. Началась Отечественная война. Андрей по велению своего сердца возвращается в армию. Он сражается теперь не только за себя, за своих родных и близких, но и за несчастную, страдающую Родину. Андрей отказывается от предложения Кутузова служить в штабе, он остался полковым командиром. На это Кутузов, любящий и уважающий Андрея, говорит: «…твоя дорога - это дорога чести. Я рад за тебя.» Он весь был предан делам своего полка, заботился о своих людях и об офицерах, был ласков с ними. «В полку его называли наш князь, им гордились и его любили».

Бородинское сражение - перелом в жизни и мировоззрении Андрея Болконского. Андрея настигает глупая смерть: он и не был на позиции, а был ранен.

Неужели это смерть? Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух… На перевязочном пункте Андрей постигает новую для себя истину.

Страдание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это! Да, ему открылось новое счастье, неотъемлемое от человека. Человек, постигший это - настоящий человек. Мы живем в мире, где много зла и несправедливости, и поэтому мы должны сами бороться за добро. Как писал сам Л. Н. Толстой: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», - так и должно быть. В настоящем человеке должны быть эти три качества. И в Андрее Болконском они были.

Весь смысл идейно-нравственной эволюции Андрея Болконского состоит в постепенном преодолении индивидуалистического самоутверждения и обращения к самоотречению, полному и безусловному, уже в последние часы и минуты жизни. Страстная привязанность к жизни сменяется равнодушием к ней и к своему «я». Уже подошедшую смерть он расценивает как слияние с общим, надличным. Еще живой, он уже вдумывается «в новое, открытое ему начало вечной любви», которое так отлично от плоской избирательности любви. Разъясняя предсмертное состояние князя Андрея, Толстой пишет: «Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этой земной жизнью. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни…»

Вся жизнь Болконского и была своеобразной подготовкой к такому «слиянию». Под знаком преодоления всего личного прошла жизнь князя Андрея: «То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него близкое и… почти понятное и ощущаемое…»

Толстой своим творчеством утверждает те нормы нравственности и справедливости, которые вырабатывались веками. Мысль о братском единении человека с человеком лежит в основе произведений писателя.

Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все что я понимаю, я понимаю только потому, что я люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано

Существуют два очень похожих понятия – мораль и нравственность. Мораль – это следование определенным правилам, существующим в обществе, а нравственность – это основа морали. Для многих людей понимание правильности своих поступков и мыслей строится на доброте, духовности, честности, уважении к себе и другим, это и есть те самые понятия нравственности, на которых держится мораль общества. На протяжении повествования, по мере изменения жизненных обстоятельств, нравственные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» отражают его взгляды на мир и события вокруг него в данный, конкретный момент времени.

Но при любых обстоятельствах Андрей Болконский сохраняет свой основной жизненный стержень – он всегда остается честным и порядочным человеком. Для него всегда остаются главными принципы, в основе которых стоит уважение к достойным, с его точки зрения, людям.

Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

В начале романа князь Андрей страдает от жизни, которой он живет, ему кажется, что все, что его окружает, лживо и фальшиво насквозь. Он рвется на войну, мечтает о подвигах, о своем Тулоне. О славе и любви людей. А здесь ему все тошно и противно. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» – говорит Болконский Пьеру, отвечая на вопрос, зачем он идет на войну.

То, что его молодая жена ждет ребенка, не только не останавливает его, напротив, княжна раздражает его своим кокетством, своей привычной для гостиных болтовней. «Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело» – пишет Толстой о Болконском в начале романа.

Путь духовных исканий Андрея Болконского начинается с мыслей о том, что настоящая жизнь – на войне, главное в этом мире – не семейный тихий уют, а воинские подвиги во имя славы, ради людской любви, ради Отечества.

Попав на войну, он с удовольствием служит адъютантом у Кутузова. «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».

Болконский, перед решающим сражением, размышляет о будущем: «Да, очень может быть, завтра убьют», - подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспомнил первые времена своей любви к ней; вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя… «Да, завтра, завтра!

Думал он. - Завтра, может быть, все будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, - даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать».

Он стремится к известности, к славе: «… хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей»

Словно в насмешку, в ответ на возвышенные рассуждения о том, что на данный момент кажется Андрею самым главным в жизни, Толстой тут же вставляет глупую шутку солдат, которых вовсе не интересуют высокие размышления князя:
«Тит, а Тит?»
- Ну, - отвечал старик.
- Тит, ступай молотить, - говорил шутник.
- Тьфу, ну те к черту, - раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг».

Но даже это не сбивает Болконского с героического настроя: «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!» – думает он.

Болконский мечтает о подвигах, и, в отличие от Николая Ростова, не бежит с поля боя, напротив, князь поднимает в атаку отступающие войска. И получает серьезное ранение.

Вот здесь и происходит первый переломный момент в сознании Болконского, вдруг то, что казалось абсолютно правильным, становится совершенно ненужным и даже лишним в его жизни. Лежа раненным под небом Аустерлица, князь Андрей явственно осознает, что главное – вовсе не геройски погибнуть на войне, чтобы заслужить любовь совершенно посторонних людей, которым до тебя и дела то нет вовсе! «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»

Даже в тот момент, когда к нему подошел «Наполеон, его герой… в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был… чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

И вот уже Наполеон с его честолюбивыми замыслами кажется князю ничтожным существом, не понимающим истинного смысла жизни. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял… Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

В бреду, не осознавая, Болконский грезит о семье, об отце, сестре, и даже жене и маленьком ребенке, который должен скоро появиться на свет – именно эти «мечтания… составляли главное основание его горячечных представлений». Для него стали вдруг главными «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах…».

И когда он вернулся родовое имение, успев застать жену в последние минуты жизни, «… в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть». Рождение сына, смерть жены, все события, произошедшие с князем Андреем на войне, перевернули его отношение к жизни. Болконский даже принял решение никогда более не служить в армии, главным для него теперь становится забота о маленьком сыне, который нуждается в нем. «Да, это одно что осталось мне теперь» – думает князь.

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Все, что касается бурной общественной жизни, которую ведет отец, то, что происходит в армии, кажется скучным и неинтересным, все это только раздражает Болконского. Даже то, что во время чтения письма от Билибина у князя Андрея вдруг просыпается интерес к написанному, даже этот интерес сердит его, потому что он не хочет принимать участия в этой чуждой, «тамошней» жизни.

Приезд Пьера, беседы и споры о том, что лучше: делать добро людям, как утверждает Безухов, или не делать зла, как считает Болконский, эти события словно пробуждают князя ото сна. Этот философский спор отражает нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в непростой для них обоих период жизни.

Они оба, каждый по-своему, правы. Каждый из них ищет свое место в жизни, и каждый для себя хочет понять, как жить сообразно понятиям чести и достоинства. Этот спор становится еще одним переломным моментом в жизни князя Андрея. Неожиданно для него «свидание с Пьером было… эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

В этот период своей жизни Болконский сравнивает себя со старым корявым дубом, который не хочет подчиняться весне и расцветать, «Весна, и любовь, и счастие!» - как будто говорил этот дуб, - «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман!»

Глядя на это дерево, князь Андрей убеждает себя «что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Но в том то все и дело, что ему приходится себя убеждать в этом, в глубине души, еще не осознав окончательно, он готов к новым метаморфозам. К тому, что перевернет его душу и всколыхнет в ней дремлющее ожидание радости и любви.

Как раз в этот момент он и встречает Наташу Ростову, влюбляется в нее и вдруг обнаруживает, что на самом деле он может быть счастлив и может любить, и даже старый дуб подтверждает его мысли: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, - ничего не было видно».

Все, что было хорошего в его жизни, приходит ему на ум, и эти мысли приводят его к заключению, что на самом-то деле: «жизнь не кончена в 31 год». Любовь, еще не осознанная до конца, окончательно возвращает Болконского к деятельности.

Но в жизни всегда все меняется, изменятся и отношения князя Андрея с Наташей. Ее роковая ошибка приведет к разрыву с Болконским и к тому, что он опять разуверится в жизни.

Не захотев понять и простить Наташу, князь уедет на войну, и там, попав под обстрел и будучи уже смертельно раненным, Болконский все же придет к пониманию того, что главное в жизни – это любовь и всепрощение.

Заключение

Так что же такое нравственность в понимании князя Болконского в романе «Война и мир»? Это честь и достоинство, это любовь к семье, к женщине, к людям.

Но, зачастую, чтобы осознать и вывести для себя окончательный вердикт, человек проходит через серьезные испытания. Благодаря этим испытаниям мыслящие люди развиваются и растут духовно и нравственно. В сочинении на тему «Нравственные искания Андрея Болконского» мне хотелось показать, что для князя Андрея понятие нравственности – основа жизни, тот самый стержень, на котором держится его внутренний мир.

Тест по произведению

Болконский — один из главных героев романа. По своему характеру он очень похож на своего отца. Князь Андрей — натура сильная, энергичная, настойчивая, с ясным умом и твердой волей. В начале романа он представлен человеком с определенными убеждениями, но жизнь ломает эти убеждения, и тогда он теряет прежнюю уравновешенность, начинает искать смысла жизни и только пред смертью находит успокоение.

Главной чертой душевного склада Болконского является чувство личности. Его мысль постоянно устремлена на самого себя, занята анализом своих чувств и впечатлений. Это чувство личности нельзя смешивать с эгоизмом, которым проникнуты другие лица романа, например, Берг или Борис Друбецкой, заботящийся лишь о собственном материальном благополучии. Индивидуализм князя Андрея основывается на сознании своего умственного и нравственного превосходства над окружающим обществом. Рационалистическое мировоззрение, сложившееся отчасти под влиянием отца, скептика-вольтерьянца, наполняет душу Болконского холодом, неверием и
презрением к людям. Человеческая жизнь кажется ему ясной, простой и в то же время скучной. Никто из окружающих не понимает его настроения, поэтому он всегда одинок и даже гордится своим одиночеством.

Светлый ум Андрея Болконского обнаруживается в понимании людей и явлений окружающей жизни. Пьер, получивший образование за границей, удивляется необыкновенной начитанности князя Андрея, его памяти и способности работать и учиться. Благодаря реалистическому складу мышления, Болконский обладал способностью к практической деятельности. Он отлично устраивает быт своих крестьян, является дельным командиром своего полка, проявляет себя деятельным помощником Сперанского при составлении проекта конституции. Но Андрей не односторонний человек. В нем чувство не менее сильно, чем разум, — только он всегда держит его во власти. Лишь в некоторые тяжелые минуты его жизни ослабевает в нем власть воли, и тогда его
здоровое, сильное чувство вырывается на волю.

Железная воля Болконского никогда не переходит в упрямство или самодурство, до этого не допускают ее светлый ум и доброе сердце. Сила воли обнаруживается в умении владеть собой, постоянно держать себя в руках и подчинять свои душевные движения умственному контролю. Эта черта характера особенно сказалась в то время, когда князь Андрей услыхал об измене Наташи: несмотря на полную гибель своих надежд на счастье, князь Андрей сохраняет полное самообладание и удивляет Пьера своим наружным спокойствием. Сила воли Болконского обнаруживалась и в умении подчинять себе людей и добиваться намеченных целей.

Гармоническое сочетание ума и воли делает Князя Андрея замечательным человеком, и он сам сознает свои достоинства и гордится ими. Отсюда — презрительное отношение к людям, отсюда же жажда славы и личного возвышения. Позтому он сначала увлекается Наполеоном, так как ценит в нем сильную личность, заставляющую всех преклоняться перед собой. Подчиняясь своим честолюбивым желаниям, Болконский отправляется на войну 1805 года и с нетерпением ожидает своего «Тулона», то есть такого случая, который помог бы ему достигнуть славы. Но ход войны убедил князя Андрея, что успех дела зависит не от отдельных личностей, а от общего духа войска. Будучи ранен под Аустерлицем, Болконский понял, что все его мечты о славе ничтожны пред лицом вечности, глянувшей ему в глаза. Возвратившись в Россию, князь Андрей покидает службу и поселяется в имении, чтобы вести замкнутую, уединенную жизнь.
Жизнь казалась ему бессмысленной, счастье — невозможным; единственным доступным для человека благом представлялась ему спокойная совесть и отсутствие страданий. «Жить для себя — вот вся моя мудрость теперь», — говорит он при свидании с Пьером. Он чувствовал даже какое-
то озлобление и ожесточение по отношению к своим мужикам. « .. .Ты хочешь освободить крестьян — говорит он Пьеру. — Это очень хорошо; но не для тебя и еще меньше для крестьян. Ежели их бьют, секут, посылают в Сибирь, то я думаю, что им от этого нисколько не хуже. В Сибири ведет он такую же скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут, и он так же счастлив как был прежде. А нужно это [освобождение крестьян] для тех людей, которые гибнут нравственно и грубеют оттого, что у них есть возможность казнить — право и не право» [то есть для рабовладельцев-помещиков].

Не найдя удовлетворения своему тщеславию в военной службе, Андрей Болконский решился служить под начальством Сперанского. В этот период у него завязывается роман с Наташей. Сердце его размягчается, но у него не хватает энергии пойти наперекор отцу, который требует отсрочки свадьбы на год. Наташа в это время увлеклась Анатолем, что глубоко оскорбило самолюбие Болконского. На увещания княжны Марьи о том, что нужно простить Анатоля и вообще прощать людей, он отвечает: «Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать».

Толстой любил повторять пушкинскую шутку: «Знаете, какую штуку выкинула Татьяна, она неожиданно для меня вышла замуж». У настоящего героя психологического романа складывается свой характер, который автор не может не учитывать.

Андрей Болконский оказался в центре толстовской эпопеи довольно неожиданно. На вопрос дальней родственницы, откуда взялся его герой, Толстой ответил:

«В Аустерлицком сражении, которое будет описано, но с которого я начал роман, мне нужно было, чтобы был убит блестящий молодой человек; в дальнейшем ходе моего романа мне нужно было только старика Болконского с дочерью; но так как неловко описывать ничем не связанное с романом лицо, я решил сделать блестящего молодого человека сыном старого Болконского. Потом он меня заинтересовал, для него представлялась роль в дальнейшем ходе романа, и я его помиловал, только сильно ранив его вместо смерти» (Письмо Л. И. Волконской, 3 мая 1865 года).

После «помилования» князь Андрей выдвинулся в эпопее на одно из первых мест. В его духовном пути отразились интеллектуальные искания образованных русских людей начала XIX века.

В начале романа Андрей действительно разочарованный блестящий молодой человек, равнодушный к свету и собственной семье, находящийся в сложных отношениях с отцом, обломком прежней екатерининской эпохи, мечтающий о быстрой карьере и всемирной славе.

Его мечта парадоксальна: идя на войну с Наполеоном, он мечтает повторить именно его путь, ожидает свой Тулон.

Д. Шмаринов. Князь Андрей

Аустерлицкое сражение, где князь Андрей проявляет подлинный героизм, заканчивается для него ранением и личным поражением при встрече со своим недавним кумиром. «Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту мину ту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками» (т. 1, ч. 3, гл. 19). Маленький, ничтожный человек на фоне высокого, справедливого, доброго неба - этот символический контраст несколько раз повторяется в эпизоде. И здесь же Толстой готовит следующий этап эволюции героя: в бреду князь Андрей с нежностью вспоминает мирный семейный круг, отца, жену, сестру и будущего сына.

Дальнейшие события - выздоровление, неожиданное возвращение, рождение ребенка и смерть жены - лишь подтверждают глубокое разочарование героя в прежнем идеале. В разговоре с Пьером в Лысых Горах князь Андрей говорит о намерении жить для себя и своих близких, не жить, а фактически доживать в тоске о жене, скуке и ожидании смерти.

«Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокоен, как живу для одного себя» (т. 2, ч. 2, гл. 11).

Но, как и ранее, в сцене дружеского разговора на берегу реки, Толстой готовит новый перелом в сознании героя. Слушая восторженного Пьера, князь Андрей в первый раз после Аустерлица «увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе» (т. 2, ч. 2, гл. 12).

Это чувство забывается в жизненной суете, но снова возрождается после ночи в Отрадном, восторгов Наташи лунной ночью и вида усталого, искореженного дуба, который, вопреки всему, возрождается к жизни вместе с весной (вслед за высоким небом психология героя характеризуется с помощью нового символа).

«Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и не доверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. "Да это тот самый дуб", - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло бее причинное весеннее чувство радости и обновления... <...>.

"Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. - Мало того, что л знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы мл всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"» (т. 2, ч. 3, гл. 3).

При новом возвращении в большой мир князь Андрей пытается соединить ранее разделенные общественный и личный интересы. Он участвует в преобразованиях Сперанского и влюбляется в Наташу.

«И он в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее. Он решил сам собой, что ему надо заняться воспитанием своего сына, найдя ему воспитателя и поручив ему; потом надо выйти в отставку и ехать за границу, видеть Англию, Швейцарию, Италию. "Мне надо пользоваться своей свободой, пока так много в себе чувствую силы и молодости, - говорил он сам себе. - Пьер был прав, говоря, что надо верить в возможность счастия, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него. Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым", - думал он» (т. 2, ч. 3, гл. 19).

Возрождение героя через любовь оказывается третьим этапом его духовной биографии и снова оканчивается катастрофой: ошибкой Наташи, вызванной увлечением Лип толем Курагиным. Как и смерть жены, предательств) не весты снова происходит накануне: накануне возвращения князя и назначенной свадьбы.

В разговоре с Пьером князь Андрей снова - но и иной форме - проявляет свой аристократизм, гордость, неумение прощать, напоминающее о героическом мышлении и прошлых увлечениях Наполеоном.

«- Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, - сказал Пьер, - помните о...

- Помню, - поспешно отвечал князь Андрей, - я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.

- Разве можно это сравнивать?.. - сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал:

- Да, опять просить ее руки, быть великодушным и тому подобное?.. Да, это очень благородно, но я не способен идти по следам этого господина. Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту... про все это» (т. 2, ч. 5, гл. 21).

Положение резко меняется, когда война приходит к порогу родного дома. Толстой реализует эту метафору: Андрей оказывается в опустевших Лысых Горах. В трагическое для всей России время толстовский герой тоже вступает в сферу эпоса, проникается пафосом защиты родной земли. Этот новый перелом подготовлен внешне незаметной, но очень важной для эволюции героя сценой.

Уже покидая имение, Андрей видит двух маленьких деревенских девочек, несущих из оранжереи зеленые сливы и пытающихся спрятаться при появлении «молодого барина».

«Новое, отрадное и успокоительное чувство охватило его, когда он, глядя на этих девочек, понял существование других, совершенно чуждых ему и столь же законных человеческих интересов, как и те, которые занимали его. Эти девочки, очевидно, страстно желали одного - унести и доесть эти зеленые сливы и не быть пойманными, и князь Андрей желал с ними вместе успеха их предприятию. Он не мог удержаться, чтобы не взглянуть на них еще раз. Полагая себя уже в безопасности, они выскочили из засады и, что-то пища тоненькими голосками, придерживая подолы, весело и быстро бежали по траве луга своими загорелыми босыми ножонками» (т. 3, ч. 2, гл. 5).

Гордый и эгоистичный, занятый напряженной внутренней работой герой впервые открывает очень простую вещь: многообразие мира, существование других людей с их особой жизнью и особыми интересами.

Это мелькнувшее в сознании князя Андрея чувство быстро исчезает. В той же главе, возвращаясь в полк, Болконский слышит от солдат прозвище «наш князь», однако пока не может признать этих барахтающихся в грязном пруду людей своими. И позднее (т. 3, ч. 2, гл. 24), накануне Бородинского сражения, пересматривая в свете «волшебного фонаря» «главные картины своей жизни», герой видит в ней три главных горя: в любви к женщине, смерти отца и французском нашествии, захватившем половину России.

Но сразу же после этого, в очередном разговоре с Пьером, оскорбленная личная гордость окончательно уступает место другому чувству.

«- Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? - сказал Пьер.

- Да, да, - рассеянно сказал князь Андрей. - Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, - начал он опять, - я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить» (т. 3, ч. 2, гл. 25).

Накануне Бородинского сражения из прежнего рыцаря чести, подражавшего своему кумиру Наполеону, рождается оскорбленный вражеским нашествием человек, воюющий не ради личной славы и своего Тулона, а для защиты своей земли, своей родины, чувствующий себя, наконец, частью общей жизни, совпадающий в мысли народной с капитаном Тимохиным и последним солдатом.

Так подготовлен переход князя Андрея в новое состояние: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость». Пьер во время этого разговора тоже окончательно осознает скрытую теплоту патриотизма, «которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

Есть скрытая символика в том, что герой, который, по первоначальной мысли Толстого, должен был погибнуть в чужом сражении при Аустерлице, получает смертельное ранение на Бородинском поле. Причем он не героически бежит в атаку, увлекая солдат, а находится в резерве. Его объединяет с другими людьми даже не дело, а судьба, участь.

Встреча с Анатолем Курагиным - кульминация перерождения Андрея Болконского. При виде страшных страданий своего безнравственного соперника герой окончательно отказывается от гордости и самоуверенности, обретая новый смысл жизни.

«Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями.

"Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!"» (т. 3, ч. 2, гл. 37).

Семейный ген Болконских - рациональное, рефлектирующее отношение к миру. «Знаю» в их жизни и поведении преобладает над «чувствую» или «живу». «Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла...» - признается князь Андрей Пьеру в беседе перед Бородинским сражением. Поэтому и умирает герой после того, как познает, понимает то самое оно, которое находится за запертой дверью.

Смерть понимается Болконским как освобождение от сна и пробуждение к новой жизни.

«"Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение!" - вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшая до сих пор неведомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор не оставляла его».

Но кончается этот эпизод все-таки не окончательной разгадкой, а загадкой, всю жизнь волновавшей Толстого. «Куда он ушел? Где он теперь?..» - задает Наташа безответный вопрос (т. 4, ч. 1, гл. 16).

Романтические мечты о славе - разочарование и переход к частному существованию - возвращение к жизни через любовь - новый кризис и приобщение к скрытой теплоте патриотизма во время всенародных испытаний - разгадка смерти как вечной, божественной любви: таков путь жизни Андрея Болконского. Толстой окольцовывает его двумя символами: высокое бесконечное небо при первом прозрении героя; запертая дверь, за которой находится ужасное оно, в конце его земного пути.


Похожая информация.


Загрузка...
Top