Доклад к родительскому собранию на тему: «Экология души. Экология души

Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые опирается человеческое существование, природе принадлежит одно из первых мест. С древнейших времён и до наших дней социальные, нравственные, духовные устремления человека были связаны с природой. Языческий тайный страх перед природными явлениями, философское осмысление природы, унитарное её использование, наконец, сознание необходимости подчиниться её законам и требованиям - вот только некоторые вехи несмолкающего «диалога» человека и природы.

Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Мы «научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди». Жизненная практика подсказывает, что экология природы не имеет будущего без экологии души.

Итак, экология души, что же это такое? По-видимому, в центре рассмотрения должна оказаться…

Презентация на тему: Экология души Презентация на тему: Экология души № слайда 1 Описание слайда:

Экология души (по материалам сайтов PsyCenter.ru, rusecocentre.ru, анимации с сайта forumsmile.ru) Подготовил: лопарева а.с., педагог – психолог мбдоу № 39 «сказка» г. кызыла Республики Тыва «Величие души должно быть свойством всех людей» Сенека «Душа человека развивается до самой смерти» Гиппократ «Душа человека заключается в его делах» Ибсен Г. 900igr.net К неделе «Экология и мы»

№ слайда 2 Описание слайда:

Инициология – наука об экологии Души. Экология Души жизненно необходима каждому современному человеку, который заботится о своем здоровье и благополучии. С точки зрения Инициологии, экология Души означает заботу о своей энергетике, защищенность от негативных воздействий, поддержание внутренней гармонии и душевного равновесия. На сегодняшний день Инициология является самой ожидаемой,…

Рыбина Ольга Петровна

Серповской филиал МБОУ Устьинская СОШ

Учитель начальных классов

E-mail:[email protected]

Контактный телефон: 89108513425

«ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ –

К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

Природа – матушка моя.

/Воронцова И./

Природа, я иду в тебя

С душой и сердцем обнажённым.

Прими, пожалуйста, любя,

Хочу быть заново рождённой.

Природа – матушка моя,

Твои исполню повеленья.

За все грехи прости меня,

Возьми, как детку на колени.

На пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа, детская литература, различные виды искусств, пробуждали в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Помогали детям находить пути к снятию конфликтных противоречий современной жизни, развивали чувство ответственности за судьбу другого человека, за будущее Отечества. Объединение сил деятелей…

Круглый стол

«От экологии пространства - к экологии души»

Дата : 7.11.2014 г.

Место проведения : актовый зал.

Участники : студенты 3 и 4 курса, преподаватели.

  1. Вступительное слово ведущего.

Ведущий

Добрый день, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать вас на «круглом столе» «От экологии пространства - к экологии души».

На круглом столе мы всегда рассматриваем самые наболевшие, самые актуальные вопросы. Для того чтобы их освещение и обсуждение было содержательным и конструктивным, вспомним законы «круглого стола»:

1. Если пришёл – не молчи!

2. Каждый имеет право на собственную точку зрения.

3. Умей слушать собеседника.

4. Говори лаконично, кратко, по делу.

5. Хочешь спросить – подними руку.

В качестве эпиграфа я хочу предложить коротенькое, но очень глубокое стихотворение Алексея Решетова «Возьми немного света моего…». Послушайте, пожалуйста, внимательно… Прочувствуйте!

Мы в детстве были много откровенней.

Что у тебя на завтрак? - Ничего.

А у меня хлеб с маслом и вареньем.

Возьми немного хлеба моего…

Года прошли, и мы иными стали,

Теперь никто не спросит никого:

Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?

Возьми немного света моего.

«От экологии пространства - к экологии души». Данная мысль выводит нас на размышления о вечных проблемах соотношения мира, природы и человека. Экология мира начинается с экологии души.

Человек - не только тело, но - прежде всего, - сознание, душа.

Душа человека.… У одних она с горошину, а у других - всеохватная, готовая вместить весь мир. Сострадание, милосердие, совесть, а рядом - жестокость, зависть, насилие, жажда власти. И человек, выходит, то душевный, то равнодушный, с деформированной душой.

Для существования и сохранения души, нужно нечто большее, чем просто чистый воздух и чистая вода.

Что же нужно? Это мы с вами обсудим за «круглым столом» для того, чтобы дойти до сути, до истины, выбрать с нашей точки зрения правильное решение, довести его в последующем до школьников и других студентов.

По крайней мере, вы выскажете своё мнение относительно экологии души в российском обществе, представите свою позицию.

Попробуем ответить на вопросы: что же влияет на экологию внутреннего мира? Какова роль современного учителя? А самое главное, у каждого будет возможность понять: готов ли я жить со светом в душе и делиться этим светом.

II. Выступления участников. Обсуждение проблемы.

Ведущий

Прежде чем мы будем говорить об экологии души, предлагаю рассмотреть это понятие как философский термин. Инициативная группа студентов подготовила интересный материал. Слово Бродовинской Ольге.

Студент

Понятие «экология души» широко употребляется в публицистической, экологической, психологической, педагогической, философской литературе в качестве метафоры.

Метафора позволяет по-новому взглянуть на изучаемое явление. Это глубоко философский термин, поскольку философская рефлексия проникает вглубь метафоры, вскрывая различные пласты человеческой духовности.
Понятие «экология души» актуально в свете перемен, через которые проходит российское сообщество, вступив на путь инновационного развития. С движением по этой траектории Россия связывает воплощение в реальность социального бытия новых гуманитарных парадигм и целеполаганий. Потребность в них выстрадана необходимостью по-новому задать меру и смысл человеческому существованию, скорректировать систему ценностных ориентаций человека в современных условиях, разработать механизмы содействия человеку в поисках идентичности.

Понятие «экология души» аккумулирует в себе уникальный космос значений и смысловых нагрузок, свернутых в единое целое, с тем, чтобы развернуть их уже в какой-то иной конкретности, иной ипостаси во внутреннем мире субъекта восприятия.

Феномен «экология души» может быть рассмотрен как некая целостность, выражающая стержневые конструкты внутреннего мира человека, реализующиеся во всей полноте только в процессе восприятия конкретного события конкретным человеком в конкретно исторических условиях его бытия.
Нравственная составляющая субъекта определяется его активностью и должна быть устремлена к улучшению жизни социума. Каждый человек должен нести ответственность за себя, свое ближайшее окружение, за мир в целом.

Ведущий:

Спасибо. «Экология души в современном мире» - это очень интересный многогранный вопрос. Какой смысл вкладываете вы, уважаемые участники «круглого стола», в понятие «экология души»?

Студент

Я считаю, экология души – это наука, предметом которой является охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Студент

Я называю экологией души уважение к своим истинным желаниям и чувствам, чувствам других людей и всему живому. И самое главное – человек должен осознавать, для чего ему заботиться о себе, о других людях, о природе. Для чего жизнь вообще?

Студент

С моей точки зрения, экология души человека во многом обусловлена его чувствами, его радостями, его внутренним светом в соотношении с окружающим миром: родителями и семьей, природой и друзьями, наставниками (учителями, воспитателями) и другими людьми, культурой, обществом, Вселенной.

Студент

Готовясь к сегодняшней встрече, я посмотрела в Интернете высказывания учёных. Меня заинтересовала позиция Николая Николаевича Дроздова. Вы знаете о том, что он профессор МГУ, доктор биологических наук, автор и ведущий телепередач «В мире животных», «В мире людей». Он обращается к проблемам духовности. Я выписала несколько тезисов, которые хотела бы здесь озвучить.

«Живём-то мы всё равно душой, двигаемся и делаем, но только под руководством души, всех нервных центров.

Ни одно, даже самое простое физическое действие – скажем, застилание улиц асфальтом, не может производиться без душевного контроля. Если это делать без души, асфальт развалится, и всё будет плохо. Только если с душой человек делает - это человек.

Результат будет видеть, душа участвовала в этом или нет. Любые технологии - это тоже часть душевной культуры человека. Если человек не соблюдает известную ему технологию, не знает или не хочет её знать, значит, он работает без души.

Добромыслие, доброречие и доброделание. Такие кажущиеся чуть-чуть корявыми слова, но они не корявые они просто более старинные – добромыслие, доброречие и доброделание . И в мыслях, и в речи делать только добрые дела. Только так. Тогда мы максимально приблизимся к хорошей экологии нашей собственной души и будем влиять на экологию душ окружающих именно также».

По-моему, лучше сказать невозможно.

Ведущий

И правильно Николай Николаевич Дроздов призывает: начни с себя по этому принципу добромыслия, доброговорение, добродеяния. Может быть, следование ему, сделает каждого из нас человеком. «Нам бы про душу не забыть, нам бы добрее быть».

Студент

А я хочу напомнить слова нашего замечательного святого Серафима Соровского.

Вся Россия к нему тянулась, ходили за сотни вёрст без самолёта, без автобуса, приходили только чтобы очиститься, потому что знали, что он очищает людей. Шли бандиты, грабители бывшие, но желающие раскаяться. Вот они приходят, а он сидит. К нему подходит человек. Кто он такой? Если помните, кто, читал его жизнеописание, он говорил: «Здравствуй, радость моя»! Говорил он, улыбаясь любому бандиту, падшей женщине, воришке какому-нибудь. И человек сам понимал: сейчас очистится душа и я больше такого уже делать не буду.

И вот с такой радостью надо каждому раскрывать свою душу, стараться каждый день говорить, думать, делать только доброе, тогда общество сможет решить проблемы экологии души.

Ведущий

Мы знаем примеры героизма, самопожертвования, милосердия и в наше время.

А главное, маленькие дети понимают, какой должна быть душа.

У маленького ребёнка спросили: «Что такое душа?».

«Ну, это внутренность наша, она живая» - отвечает девочка.

«Хороший человек какой?».

«Он весёлый, улыбчивый, вежливый, добрый. Люди должны быть добрыми».

Так понимают и описывают душу человека маленькие дети. А как вы, студенты колледжа, можете описать человека, у которого воспитана экология внутреннего мира?

Студент

Если составить обобщенный портрет нравственно здорового человека, то мы увидим творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром. Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания является слово "гармония". Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Студент

Замечательно, что проводится такой «круглый стол» про экологию души и то, что здесь много неравнодушных людей.

Нравственность должна пронизывать и определять все стороны жизни человека. Ещё Конфуций учил о том, что нравственность лежит в основе всей цивилизации и служит условием существования общества.

Безнравственный человек, не может быть мудрым.

Безнравственный человек жалок и несчастен. Он никогда не может обрести покоя. Каждый фрагмент его разболтанной души постоянно чего-то желает. Но как только какое-нибудь желание исполняется, то другая часть души начинает испытывать подлинное мучение и повергается в беспросветное уныние. И чем большего достигает безнравственный человек, тем меньше радости он испытывает, поскольку подлинная радость – это явление духовного порядка.

Для этого нужны верные критерии и ориентиры. Без нравственных ориентиров общественная жизнь принимает невероятно уродливые формы, о которых людям, живущим в современной России нет нужды рассказывать.

Ведущий

- Конечно, нужна система ценностей, нужен идеал, пример. Что же определяет норму человеческой жизни? Какие ценности?

Студент

- В современном мире, в российском мире особенно, восторжествовала прагматичная позиция о системе ценностей . В этой системе ценностей духовность упоминается, но она очень не высоко по своему рейтингу среди прочих ценностей.

Каждый человек в отдельности хочет прожить свою жизнь не в выполнении долга, а хочет прожить свою жизнь по возможности с удовольствием.

Чтобы усовершенствовать свою душу, надо слегка потеснить прагматичные ценности, которые сейчас восторжествовали. В этом залог выживания человечества.

И если мир не найдет в себе сил отказаться от «ценностей» общества потребления, то нам придется готовиться к серьезным бедствиям, в том числе и экологическим.

Как в России, так и на Западе о нравственном подходе ко всем проблемам человечества говорят давно. Ещё А. Н. Уайтхед писал в тридцатых годах ХХ века о необходимости поиска мировоззрения, способного спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей.

Ведущий

Что же должно занимать первенство в человеческой жизни - материальное или духовное? Почему? Обоснуйте свой вывод.

Студент

Если главенствует материальное - оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична. Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа: все дозволено. Ни преград, ни запретов - беспредел.
Если же на первом месте духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни и незапятнанностью перед ней. Тогда все совершаемое человеком не может быть во вред другому человеку или любому живому. Здесь срабатывает табу, нравственный закон. Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли в жизни человеческой заповеди, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, сохраняющие её и человека как высшую ценность.

Ведущий

Хочется добавить не менее главное строками Б.Окуджавы:

Совесть, благородство и достоинство -

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Долг и честь, совесть, благородство и достоинство. Давайте уточним смысл каждого слова.

Каково значение слова долг ?

Студент

Долг - это обязательство

Долг - внутренне принимаемое (добровольное ) обязательство .

Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами. Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг , нравственный долг ) - добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.

Другие виды долга: гражданский долг , патриотический долг , воинский долг .

Первым понятие долга (должного) ввёл Демокрит .

По Канту, долг - это необходимость поступка из уважения к нравственному закону. Долг позволяет индивиду быть нравственным. Стремление исполнить долг - это стремление человека к счастью.

Ведущий

- Слово инициативной группе.

Студент

На Руси всегда эти свойства являлись показателем благонравия: «Честь имею!» - заявлял человек (воин, гражданин Отечества), готовый выполнить свой долг достойно. Честь (по словарю) - это достойные уважения и гордости моральные качества человека. Очевидно, поэтому А. С. Пушкин в своей повести «Капитанская дочка» сосредоточивает внимание читателя на мысли: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Слово совесть в словаре раскрывается как чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

В педагогическом плане хотелось бы особо подчеркнуть одно свойство совести, которое побуждает анализировать и поступки других и свои собственные. В совести отражается активность сознания, его
анализирующее начало, рефлексия, что и необходимо настойчиво развивать, чтобы оно вошло в привычку. Совесть - это голос сознания.

Разумность и сознание в жизни и деятельности позволяют отличить, где он человек, а где нечто другое.

Очень важно совершать все действия, поступки, строить свои отношения с родными, сверстниками, учителями, с природой, обществом, Отечеством, осознавая, что ты поступаешь по совести.

Студент

Благоро́дство - это совокупность личностных качеств человека. В основном связано с понятием человека о чести, для обозначения которой сейчас часто используется более узкий термин «чувство собственного достоинства».

Благородство - высокая нравственность , самоотверженность и честность .

Благоро́дный посту́пок – это поступок безукоризненно честный, самоотверженно великодушный.

Достоинство - это морально-нравственная категория .

Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого человека .

В гражданском праве достоинство - одно из тех нематериальных благ (ст. 150 ), которые принадлежат человеку от рождения.

Достоинство – это уважение и самоуважение человеческой личности .

Ведущий

Это основа человеческого бытия. Почему от экологии души зависит будущее человечества?

Студент

В центре всего человек, и только от него, его души и разума, от того, какие нормы и принципы он изберет для себя, зависит все то, что ожидает нас в будущем.
Только от души человека зависит, способны ли мы найти гармонию с природой, изменить свой образ поведения в окружающей среде, вести здоровый образ жизни, вернуться к истинным человеческим ценностям, нравственному поведению, любви и совести, к заботе о ближнем.
Наше общество должно преобразиться в общество разумной достаточности, мир личностей, способных к самоограничению, преисполненных чувства долга, ответственности перед другими людьми, своим будущим и будущим своих детей. В мире, и в каждом человеке должна восторжествовать вечная истина нравственного закона, сопряжённого с вечной идеей долга. Человечество уже пришло к необходимости принять новый закон существования, полярно противоположный общепринятому ныне закону потребления закон самоограничения.
Без духовного развития человека, без нравственных принципов, по которым он существует в этом мире невозможна нормальная экологическая среда, которая нас окружает. Поэтому всё, что мы сегодня видим, это есть некая проекция нашего внутреннего мира.

Мы должны понять и увидеть, кто мы есть, в чем наша роль, какими мы хотим видеть себя и нашу страну через годы.

Ведущий

Римский философ Марк Аврелий утверждал: «Неизбежно будет несчастлив тот, кто не следит за движениями своей собственной души». Поэтому так важно нам работать над собой.

Я хочу добавить о том, как важно состояние души человека. О том, как оно отражается на здоровье, на всех сферах жизни - на семье, на работе, на карьере, на досуге. Да, от «плохих» мыслей портится не только настроение, но и здоровье.

Результаты исследований показали: для долгожителей характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам. Задумайтесь, а у вас преобладают такие качества или противоположные.

От экологии человеческой души, по сути, зависит, будущее человечества.

Почему люди об этом забывают?

Что можно нам сделать? Как исправить сложившуюся ситуацию? При каких условиях развитие детей и молодежи в современном информационном пространстве будет наиболее культурным, высоконравственным.

Студенты

Каждый человек, по своим возможностям, должен наводить порядок. Не ждать действий от государства, а начать с самого малого - с себя. Кто-то подобрал чужой окурок и бросил рядом в урну, а ребенок увидел и запомнил, что нужно делать именно так. Как говорит восточная мудрость: «Бесполезно воспитывать детей, все равно они будут похожи на Вас!» Кто-то очистил несколько метров пляжа и забрал мусор с собой. А дети видели и начали подражать. Ведь они как губка – все впитывают и плохое, и хорошее. Взрослые не замечают, как дети их копируют, держа сигарету как они. Выпивают первый стакан пива или вина - как взрослые. И они начинают друг перед другом показывать кто сильнее. Кто выпьет больше пива одним глотком, выругается матом и тут же разобьет пустую бутылку… Ведь на мой век хватит, а там…

Это тема морали. Давайте вспомним, какими были наши предки – трудолюбивый и чистоплотный народ, как воспитывали своих детей – наших дедов и бабушек. Это было не так уж и давно. А ведь жизнь была на много тяжелее, чем сейчас и семьи были огромные, а еще нужно было ухаживать за стариками. Даже крысы не бросают инвалидов и малышей, переносят во время опасности, кормят и ухаживают за ними. Но мы - современные люди, образованные и высокомерные, оставляем детей, бросаем стариков, не обращаем внимания на инвалидов. Где уж нам увидеть, что происходит у нас перед ногами, что происходит с нашим домом – с планетой Земля! Мы настолько заняты собой, что просто у нас нет времени обращать на это внимание?

Ведущий

- Спасибо Вам за такую точку зрения. Слово Лобкарёвой Екатерине.

Студент

Поэзия лечит больные души своим живительным словом. Строчки, идущие от сердца, находят отклики у других людей, вдохновляют на добрые порывы, а иногда происходит прозрение и отказ от того, что казалось притягательным. Готовясь к «круглому столу», я встретила стихи Нины Уманской, созвучные нашей теме.

Экология души
Есть экология земли, мы за нее в ответе.
Страдаем сами мы, страдают наши дети.
Есть экология души. Ждать от кого ответа?
Страдает все вокруг. Страдает вся планета.

Очистим экологию души,
И экология Земли сама воспрянет.
Ведь каждая безнравственная мысль
Последствием своим планету ранит.

Очистим душу, смоем с мыслей грязь,
И вся Земля очистится от сора.
Природа благодарно возродясь,
Моря очистит, реки и озера.

Чтоб люди перестали умирать,
От каждого нужна такая малость:
Любить, ценить, прощать, не осуждать,
Чтоб на планете нашей жизнь осталась.

Ведущий

Спасибо. А теперь нам необходимо перевести обсуждение именно в плоскость педагогических знаний и профессиональной деятельности.

Какова роль учителя? Что мы должны сделать для экологии души? Как же можно прикоснуться к душе ребёнка, чтобы она встрепенулась и пробудилась? Надо чётко обозначить ориентиры для своей профессиональной подготовки и дальнейшей деятельности.

Студент

Я думаю, что сейчас ответственность школы за духовное воспитание подрастающего поколения

возрастает многократно. Главная задача: научить учащихся жить в гармонии с окружающей средой, в гармонии с окружающими людьми, в гармонии с самим с собой.

В основе воспитания должен лежать нравственный пример учителя, его доброе слово. Учитель просто обязан делиться светом, ведь где к человеку прикасается луч прекрасного, там отступают разрушение и разложение.

Необходимо в процессе воспитания затронуть душу и чувства ребенка; заставить видеть в обычных явлениях удивительное; научить удивляться и переживать, выражать свои чувства и мысли образно, логично и обоснованно, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Я два месяца работала в школе и убедилась в том, что большинство учителей это понимают и именно в этом видят смысл воспитания.

Меня заинтересовала воспитательная программа «Экология души», разработанная Ольгой Анатольевной Воробьёвой, учителем русского языка и литературы.

«Каждый человек - неповторимая личность, индивидуальность, со своим характером, психическим складом, душой. Он просто не знает себя, пределов собственных возможностей. Наверное, поэтому говорят, что "чужая душа - потемки", что в нее не заглянешь. Помочь ребенку найти себя, раскрыть свои таланты и способности, а вместе с ними и душу, сделать её открытой, красивой и щедрой - главная задача данной программы».

Полагаю, что воспитательную программу «Экология души» мы можем в дальнейшем взять за основу.

Ведущий

Душевная открытость Кристины, её обаяние, чувство ответственности, готовность делиться светом своей души – это важнейшая предпосылка педагогического мастерства.

Современный педагог обязан воспитывать экологию внутреннего мира ребенка.

Наша задача - пробуждать во внутренних силах человека искреннюю готовность проявлять добро и дарить радость, быть воистину человечным, наполняться светом и в глазах, и в душе, и в мыслях.

Душу человека надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Другого пути у человечества нет, если оно хочет жить по-человечески.

III. Заключительная часть.

1. Рефлексия

Ведущий

– Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?

Возьми немного света моего.

В жизни человеку предоставлено все, чтобы быть счастливым, человеку дана свобода выбора.

Ответственность за правильность выбора целиком ложится на плечи молодого человека: от его внутренней готовности к работе, прежде всего над самим собой зависит дальнейшая его жизнь.

У вас есть возможность высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе обсуждения. Какая здесь может быть альтернатива сказанному? Что вы обнаружили или поняли в себе? Ответим себе на вопрос: готов ли я жить со светом в душе и дарить свет ближнему своему?

Кто желает об этом сказать?

Студенты

Участвуя в работе круглого стола, я почувствовала, как рождается радость приобретения новых знаний о мире и о себе, о своей сопричастности с огромным миром, о своих достижениях в познании, о своей возможности жить со светом в душе.

Ведущий

Сегодняшнее обсуждение показало ещё раз, насколько актуальна тема нашего «круглого стола» «От экологии пространства – к экологии души» и насколько по-своему каждый из нас понимает эту экологию души в современном мире. Наша задача объединить всё в единое целое и главное не потерять драгоценную нить и идею всего того, что было сказано.

Итак, на основании всего вышеизложенного можно выделить ряд направлений деятельности, обеспечивающей экологию души:

Осмысление двойственных полей всего сущего и свобода выбора человеком своего жизнеустройства, своего жизненного пути;

Своевременное и целенаправленное развитие, приобщение к различным видам полезной деятельности: к чтению книг, к целенаправленному познанию, к увлеченным занятиям спортом, искусством, физическим трудом;

Освоение нравственных законов жизни.

Разумно выбирайте то светлое и доброе, что будет вести вас дорогой счастья. Удачи вам во всех ваших делах и начинаниях.

Благодарю всех, кто принял активное участие в дискуссии.


Доклад к родительскому собранию

«Экология души»

Современное общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, переоценке ценностей, потере нравственных ориентиров, безверии, агрессивности.

В последние годы мы очень часто слышим слово «экология»: экология почвы, экология воды, экология воздуха...Но экология – это не только чистый воздух, чистые водоемы, чистая земля вокруг, это – чистые и уважительные отношения между людьми, это чистота внутри самого человека. Экология природы, экология культуры, экология души – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности.

Предметом экологии души может и должна являться охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Говорить о воспитании детей всегда трудно.
На протяжении многих веков человечество самым серьёзным образом подходило к этому вопросу.

Для нормального развития в детстве необходима атмосфера порядка и дисциплины. В это понятие входят: определенный распорядок времени, труда и развлечений, исполнение известных обязанностей, вежливость, правдивость, ответственность за порученное дело. Детство, проникнутое любовью к детям, внимательностью и пониманием и в то же время подчиненное определенной дисциплине, дает прочную основу для нормального развития духовной жизни.

Вне семьи - в детском саду, в школе, - ребенок включается в определенный распорядок дня, но это дисциплина другого рода, дисциплина общественная. Ее нравственные ценности заключаются в том, чтобы научиться, как соблюдать очередь, как делать все вовремя, как не портить вещи, не мешать другим, слушаться указаний, делать все, как указано. Цель такой дисциплины заключается в том, чтобы жизнь коллектива шла гладко. Семейная же дисциплина основана на любви и воспитании в детях способности любить и быть внимательным к другим. Нравственные ценности, внушаемые в семье детям, - это, прежде всего не огорчать, не делать больно другому, говорить правду, пожалеть, признать свою вину, попросить прощения, простить...

Семейная дисциплина основана на вере в ребенка, а общественная дисциплина на пользе и нуждах коллектива. Эти два вида дисциплины дополняют друг друга, так как они затрагивают разные области душевной жизни ребенка.

Сегодня на родительском собрании мы поговорим о красивом и безграничном нашем мире, и о том, как можно в семье и в школе воспитывать у детей чувство любви к этому миру, эмоциональную отзывчивость.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи. Услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.

Все мы – люди с разным образованием, разными характерами, разными взглядами на жизнь, с разными судьбами. Но есть одно, что объединяет всех нас – это наши дети, которые могут стать радостью или проблемой. Дети – это наши зеркала. Все хорошие и плохие привычки, которые есть у нас, со временем будут и в наших детях.

Современная беда в том, что многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку.

Из семьи ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его всю свою жизнь.

Как ведут себя родители – такое поведение и у ребёнка.

Ребёнок копирует поведение взрослых.

Дети видят и то, что родители, как правило, хотят скрыть от них.

Наиболее распространённые родительские ошибки в том, что можно назвать воспитанием чувств.

Игнорируют чувства своих детей, считая их не заслуживающими внимания. Часто они слишком поглощены собой и собственными делами.

Жёсткие, вечно сердитые и высокомерные родители, не уважающие людей вообще и собственных детей в частности. Это родители, которые кричат:

«Не смей огрызаться!», когда ребёнок пытается высказать свою точку зрения на происходящее.

Склонны потакать своим детям во всём. Не стараются научить их справляться с трудными ситуациями более конструктивным образом. Пытаются чем-нибудь «подкупить» разгневанного или расстроенного ребёнка.

Антон Семёнович Макаренко в своей « Книге для родителей» написал:

«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

До недавнего времени для определения одарённости человека существовала только одна шкала измерения – коэффициент интеллектуальности (IQ).

Но не так давно ученые выяснили, что в повседневной жизни гораздо важнее интеллекта то, что называется эмоциональной и душевной одарённостью:

Оптимизм,

    способность управлять собой и держать удар,

    умение сопереживать и ладить с людьми.

Психолог Дэниел Гоулман по пунктам расписал понятие «эмоциональная интеллигентность»:

    Самоотчёт, или адекватное представление о собственных чувствах в каждый момент времени.

    Способность управлять своими настроениями – успокаиваться, отбрасывать, когда нужно, заботы и неприятности, быстро оправляться от ударов.

    Способность к самомотивации, куда входят такие качества, как постоянство, оптимизм и трудолюбие.

    Эмпатия, или способность к сопереживанию, состраданию.

    Социальные навыки – способность к гармоничному взаимодействию с окружающими людьми.

Семья является ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит вся дальнейшая судьба человека.

Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение.

Семья – это больше чем отец и мать.

Это наследие того, что собрало и передало нам множество поколений наших предков: духовно – религиозные и национальные традиции, традиции рода, патриотизм и верность идеалам добра.

Семья – единый духовный организм. Повреждение одного её члена обязательно отражается на жизни других. Дети всегда восприимчивее. Они сильнее взрослых испытывают на себе малейшие колебания психологического и духовного климата.

Если вы находитесь здесь, значит, у вас есть семья! Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет - это все на втором плане. Главное - что она у вас есть!

Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта.

Семья для ребёнка – это место его рождения и становления, это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми.

Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям (и материальным, и духовным, и семейным).

Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Отношение к слабым, зависимым, безответным - лакмусовая бумажка для выявления человеческих качеств в ребенке.

Родительский труд очень тяжёл. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа, требующая сверхтерпения, самообуздания, постоянного самосовершенствования.

Нет единого на все случаи жизни правила о том, как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и ваши с ним отношения. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас.

Что такое семья?

    Семья – это, где тебя любят.

    Семья – это близкие люди.

    Семья – это вера, надежда и любовь.

    Семья – это любящие люди, поддерживающие в трудную минуту.

    Семья – это те люди, которые помогут и поддержат, ничего не требуя взамен.

    Семья – это самое ценное, что есть у нас.

    Семья – это наша реальная обитель, где мы можем быть именно теми, кто мы есть

    Семья – это гармония защищенности от «ударов» внешнего мира, это обеспеченная старость, это продолжение всего, что есть лучшего в нас, в наших детях и внуках

    Семья – это совместные праздники, походы, беседы за кружкой чая.

    Семья – это место, куда хочется приходить, где тебя всегда простят и поймут.

    Семья – это счастье, крепость, забота, терпение.

    Семья – это место где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой.

    Семья – это ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни. Она может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой - приспособить к жизни в обществе.

Семья была и всегда будет основой воспитания подрастающего поколения.

Семья развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а так же служит мостиком в будущее.

Семья характеризуется нравственно-психологическим климатом, для которого характерны забота и стремление прийти на помощь друг другу, честно и до конца при любых обстоятельствах выполнять свою миссию: Матери, Отца, Дочери, Сына, Бабушки, Дедушки.

Великий педагог Антон Семенович Макаренко сказал: "Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наше счастливая старость; плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной" . Так, давайте воспитывать наших детей как духовно богатую личность, у которой есть нравственные ориентиры, сочувствие, сострадание, чувство вины и ответственности за выполненное дело.

Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение. Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки правильного поведения, формируемые у ребенка в школе. Когда учитель и родители действуют согласованно, как правило, лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более успешно идет процесс воспитания детей в семье.

Только хорошо продуманная совместная работа семьи и педколлектива обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для воспитания нравственных качеств человека.

Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания. И только помогая друг другу, и во всём поддерживая друг друга, учитель и родители смогут воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого творца – созидателя нашего будущего.

И закончить я хотела бы такими словами:

Душа дана была для счастья человеку,
Мы любим всей душой, душой поём...
Но, видимо, во всём бывает равновесье:
Душой страдаем мы и горечь пьём.

Понять непросто душу век от века,
Но знаю точно, просто убеждён,
Что нет красивей в мире человека,
Кто добротой душевной наделён!

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЭКОЛОГИЯ ДУШИ

заседание философского стола в виде беседы

Иркутск

2007

Предназначены для преподавателей цикла гуманитарных и социально- экономических дисциплин.

Рассмотрено на заседании ЦК

ОГ и СЭ дисциплин

Рассмотрено на заседании НМС

Протокол № от « » ………….2008г.

Выполнила: Куркутова Ирина Витальевна - преподаватель ФГОУ СПО

«Иркутский аграрный техникум»

Рецензенты: З.В. Верюжская, О.А. Обоева - преподаватели ФГОУ СПО

«Иркутский аграрный техникум»

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….....5

1.1.План проведения мероприятия……………………………………......5

2.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...9

3.ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………10

4.ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..11

4.1.Сценарий проведения заседание философского стола……………....11

4.2.Памятка…………………………………………………………………...21

ВВЕДЕНИЕ

Внеурочная работа с учащимися имеет большое значение в формировании нравственных качеств. Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определённым целям. При этом человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Такая форма работы позволяет привлечь внимание учащихся к наиболее актуальным проблемам, сформировать навыки публичной дискуссии, стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Вопрос у нас один, но очень важный и проблемный. На протяжении веков он решается, и каждая эпоха даёт разный ответ. Наша задача рассмотреть его и попробовать прийти к единому мнению: «Что значит экология души?».

Путь к "Красоте, к Истине, к Добру находится всегда в самом человеке. Человечество подошло к опасной черте, се­годня на первое место встали такие проблемы, как спасение всего живого на Земле, самой жизни и подрастающего поко­ления, что имеет особо важное значение и требует принятия решительных и действенных мер.

Человечеству угрожают не только экологические катастрофы, наибольшую опасность представляет его духовное опустошение и растление, которое ведет к самоуничтожению самой земной цивилизации.

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1.ПЛАН

проведения внеклассного мероприятия

Тема: «Экология души»

Цели:

Образовательная: Помочь учащимся определить нравственные позиции через понятие «душа»;

Помочь обратить внимание на окружающий мир и на самого себя со стороны.

Воспитательная: Обратить внимание учащихся на то, что духовно- нравственное падение человека это - путь к самоуничтожению жизни земного сообщества.

Развивающая: Пробудить у учащихся желание к духовному самосовершенствованию.

Вид занятия:

Методы проведения : В виде беседы

Место проведения: читальный зал

Оборудование: Столы расставлены кругом, на стенах тематические плакаты.

ТСО: Магнитофон (с кассетами песен о душе), мультимедийный проектор, экран.

Оформление: Зал оформлен плакатами:

«Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную»

Хилон из Эфора ( VI в. До н. э.)

«Истинное величие состоит в том, чтобы владеть собой»

Ж.Лафонтен.

«Не гоняйся за счастьем, оно всегда находиться в тебе самом».

Пифагор (576-496 г.г.до н.э.)

«Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой»

Эпиктет

«Жизнь учит лишь тех, кто её изучает... По себе можно познать других. Будьте внимательны к своим мыслям-они начало поступков.»

Лао-Цзы (579-499г.г. до н.э.

«Велика власть ваша, если вы собой владеете»

Сенека

«Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд»

Аристотель

«Человек в известной степени вырастает, когда он познаёт самого себя и свою мощь. Внушите человеку сознание того, что он есть, и он скоро научится быть также тем, чем он должен быть»

Ф.Шеллинг

Ход мероприятия:

1.Сообщение темы, постановка целей и задач

2.Основная часть.

2.1.Фразеологизмы со словом «душа»

2.2.Видеоинтервью с преподавателями и студентами техникума «Что такое душа?»

2.3.Диалектика души

2.4.Интервью с настоятелем Михайло-Архангельского прихода протоиереем Калинником о добре, зле, о душе

2.5.Чистота и красота слова

2.6.Интервью с Иркутским поэтом Владимиром Скифом

2.7. Нравственность

2.8.Хорошее здоровье – хороший дух

3.Заключительная часть

Подготовительный этап:

1.Подготовка сценария заседания клуба

2.Съёмка интервью с преподавателями и студентами техникума

3.Подготовка аудиозаписи

4.Оформление зала

5.Подготовка памятки

Очень важен первый этап – подготовка заседания. На одном из заседаний ставится вопрос «Что такое душа?», предлагается обратиться к философским источникам, (найдены высказывания философов и оформлены в виде плакатов.). В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова найдено определение понятия «Душа». В художественной литературе тема «Души» волнует поэтов и писателей, звучит эта тема и в музыке. Проводится работа по выявлению мнения окружающих по данному вопросу (интервью и анкетирование студентов и преподавателей), предлагается написать ЭССЕ «Что такое душа?» и красочно оформить свою работу.

Следующий этап – работа над сценарием заседания, т.е. определяются временные рамки, форма проведения заседания, использование стихотворений, высказываний знаменитых людей по данному вопросу, аудио и видеоаппаратуры, что оживит заседание.

Следующий этап – выработка памятки для участников заседания, которая будет способствовать самосовершенствованию духовно и физически.

Тема: «Экология души»

Вид занятия: Заседание философского стола

Вступительное слово учителя:

Преподаватель открывает заседание философского стола. Говорит об очень важном и проблемном - о душе. На протяжении веков этот вопрос решается, и каждая эпоха даёт разный ответ. Наша задача рассмотреть его и попробовать прийти к единому мнению: «Что значит экология души?».

Знакомит с гостями: поэтом Владимиром Скифом и с настоятелем Михайло-Архангельского прихода протоиереем Калинником.

Фразеологизмы со словом «душа».

Преподаватель предлагает поразмышлять над устойчивыми сочетаниями слов, включающих понятие «душа», предварительно, напомнив лексическое значение слова «душа» по толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Присутствующие приводят примеры и анализируют, подбирают синонимы к фразеологизмам: (Предан душой и телом кому-нибудь - верен. Мне это не по душе - не нравится и т. Д.)

Преподаватель подводит итог анализу и предлагает соотнести своё выступление с мнением преподавателей и студентов Иркутского аграрного техникума, посмотрев видеоинтервью.

Видеоинтервью с преподавателями и студентами техникума «Что такое душа?»

Присутствующие обмениваются мнениями.

Диалектика души .

Преподаватель предлагает определение понятию «душа» из философского словаря, анализируя высказывания философов разных эпох и направлений: Что такое « Душа»? Затем берут слово заранее подготовленные студенты и рассуждают о Духе, Ду­ховности, Душе, соотнося с современностью и беспокоясь, «что миром бу­дут править люди бездуховные, нездоровые». Преподаватель читает стихотворение В. Шефнера «Словом можно убить, словом можно спасти» и подводит присутствующих к выводу, что слова имеют огромную силу и что любое слово нужно произносить осмысленно.

Интервью с настоятелем Михайло-Архангельского прихода протоиереем Калинником о добре, зле, о душе.

Преподаватель предлагает выслушать мнение настоятеля Михайло-Архангельского прихода протоиерея Калинника о добре, зле, о душе

Чистота и красота слова.

Рассказ настоятеля Михайло-Архангельского прихода протоиерея Калинника Вопросы по теме. Студент читает стихотворение о словах.

Интервью с Иркутским поэтом Владимиром Скифом .

Учитель предлагает Иркутскому поэту Владимиру Скифу выразить свои размышления, обращаясь к нему со словами:

«Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами

Незлыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми…»

Преподаватель благодарит Владимира Скифа за прекрасное выступление:

«Спасибо, после Ваших слов хочется говорить стихами» и читает стихотворение Эдуарда Асадова «Доброта».

Нравственность.

После прочтения стихотворения слово представляется заранее подготовленным докладчикам, они дают информацию о нравственности, о здоровье, о самопознании, о самосовершенствовании и приходят к выводу, что знание достоинств укрепляет уверенность в своих силах, поднимает человека в собственных глазах, а знание недостат­ков мобилизует на их преодоление. Кроме того, зная себя, луч­ше поймешь других. Нелегко сделать правильную самооценку. Здесь не обойтись без сравнения себя с другими людьми.

Студент читает стихотворение Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Хорошее здоровье – хороший дух.

Преподаватель подводит итог сказанному: «В реальной жизни у каждого человека свой идеал. Сейчас человек должен осознать из глубины души свои дела и поступки, очистить свой внутренний мир. А мир есть согласие с самим собой»

Заключительная часть.

Преподаватель предлагает высказаться всем присутствующим по исследуемой теме, мнения разные, но все они объединены одной идеей:

« Как много вмещает в себя слово «ДУША», состоящее всего из четырёх букв: И дружбу, и честность, и доброту, и порядочность, и любовь, и радость, и веру, и человечность…»

Присутствующим предлагаются памятки, способствующие самосовершенствованию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заседание философского стола - хлопотная и трудоёмкая работа, но эффект от хорошо проведённого заседания несомненен, поиски и размышления по данному вопросу дают возможность поучаствовать в дискуссии, сформировать своё мнение, определённую жизненную позицию, стремление самосовершенствоваться.

Проведение такого мероприятия позволяет нацелить учащихся на получение знаний по таким дисциплинам, как философия, обществознание, литература, история, психология.

ЛИТЕРАТУРА

1.Ожегов С.И. и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. Москва. 2000 г.

2.Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. Москва. Издательство политической литературы 1986 г.

3.Философия. Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. Москва. Юнити. 2007 г.

4.Боголюбов Л.Н. Иванова Л.Ф. Введение в обществознание: уч. пособие для 8-9 кл. М.: Просвещение, 2002 г.

5.Горбачёв В.Г. Основы философии. Курс лекций. Брянск. 2002 г.

6. Золотухина – Аболина Е.В. Страна философия. Ростов – на – Дону. Феникс.1995 г.

7. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов – на – Дону. Феникс. 2004 г

Приложение 1

СЦЕНАРИЙ

проведения заседания философского стола в виде беседы

Звучит музыка: «Душа поёт, а сердце стонет…»

Вступительное слово учителя:

Уважаемые господа! Сегодня мы проводим заседание философского стола. Вопрос у нас один, но очень важный и проблемный. На протяжении веков он решается, и каждая эпоха даёт разный ответ. Наша задача рассмотреть его и попробовать прийти к единому мнению: «Что значит экология души?».

На нашу встречу, мы пригласили поэта Владимира Скифа и Батюшку православной церкви с просьбой высказать своё мнение по этому вопросу. Кроме того, у нас присутствуют гости и, я надеюсь, что они не откажутся поучаствовать в нашем заседании.

Прежде я предлагаю определить значение двух слов: «Экология» и «Душа».

(Экология-чистота, бережное отношение; душа - внутренний духовный мир человека).

1. Итак, можно сказать, чистота внутреннего мира человека!? Чтобы

нам определиться по правильному ли мы пути идём, я прелагаю обратиться к фразеологизмам. Вспомните, пожалуйста, устойчивые сочетания слов.

2. Д/и «Назовите устойчивые сочетания со словом «Душа».

В русском языке душа, - А, вин. душу, мн. души, душ, душам, ж. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому-нибудь. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.). Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В чём душа держится (о хилом, больном че­ловеке; разг.). Душа не лежит к кому--чему-нибудь. (нет расположения, интереса к кому-чему-нибудь). Душа не принимает чего-нибудь. (Не хочется; разг.). Душа меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее; разг.). Душа радуется (очень радостно, приятно; разг.). Душа в пятки ушла (испугался; разг.). От (всей) души или всей душой (искренне). Жить душа в душу (дружно, в согласии). Стоять над душой у кого-нибудь (неотступно находиться около кого-нибудь, торопя и мешая заниматься делом; разг.). Залезать (влезать) в душу кому-нибудь, (бестактно вмешиваться в чью-нибудь жизнь, добиваясь откровенности). Сколько душе угодно (сколько угодно, вдоволь; разг.). Ни душой, ни телом не виноват (ни­сколько не виноват; разг.). Отвести душу (высказать всё, что накопилось на душе; разг.). На душу брать что-нибудь (на свою со­весть; разг.). За душу берёт что-нибудь (очень волнует, трогает). За душу тянуть кого-нибудь, (мучить, изводить; разг.). Душу вытянуть из кого-нибудь (измучить чем-нибудь нудным, томительным; разг.). Душа нараспашку у кого-нибудь, (о том, кто всегда открыт, откровенен, чисто­сердечен; разг.). Душа не на месте или душа болит (беспокойно; разг.). Отдать богу душу (умереть; устар.). Душа с телом расстается),см ерть пришла; разг.). О душе пора поду­мать (довольно думать о житейской суете: дело идёт к старости, скоро умирать; разг.).

2. То иди иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. До­брая душа. Низкая душа.

3. В религиозных пред­ставлениях: сверхъестественное, немате­риальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. Бессмертная д. Думать о спасении души. Души умерших.

4. перен., чего. Вдохнови­тель чего-нибудь главное лицо. Душа всего дела. Душа общества,

5. О человеке (обычно в устой­чивых сочетаниях). В доме ни души. Живой души нет (никого нет; разг.). На душу при­ходится, досталось (на одного человека). 6. В царской России: крепостной крестья­нин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию. Ревизская душа. Мёртвые души (умершие крепостные, также перен.,: о людях, фиктивно числя­щихся где-нибудь.

Душу тянуть (вытяги­вать, мотать) из кого (прост.) - чем-н. надоедливым, томительным, не чаять в ком (разг.) - очень ли Души не чаять в детях. Душа моя! (разг.) - в обращении: милый (-ая).

Душа-чело­век (разг.) - очень хороший, отзывчивый человек. Без души - без воодушевления, без подъёма. С душой - отдаваясь цели­ком, с вдохновением. В душе - 1) мыслен­но, про себя. В душе согласен; 2) по природ­ным склонностям. Поэт в душе. Для души (разг.) - для себя, для удовлетворения своих склонностей, интересов. По душе (разг.) - нравится. Работа ему по душе. За душой нет ничего - ничего нет у кого-нибудь. По душам (говорить, беседовать) - откровенно. С дорогой душой (разг.) - очень охотно. За милую душу (разг.) - легко, без усилий. Как бог на душу поло­жит (разг.) - как придётся, кое-как. С души воротит от чего (прост.) - о чувстве отвращения.

II . уменьш., -ласк, душенька, -и ж. (к 1 и 2 знач.) II . Пренебр. душонка, -и ж. (к 1 и 2 знач.). II . прилагат. душевный, -ая -ое (к 1 знач.) « душевой, -ая, -бе (к 5 знач., спец.; к 6 знач., устар.). Душевные болезни (психические). С душевным прискорбием. Совокупный душевой доход (на душу насе­ления). Душевой надел.

3. УЧИТЕЛЬ: Посмотрите сколько выражений и значений у одного слова! Ваше мнение не изменилось? Может быть, дополнения есть?

Что такое « Душа»?

Что же думают по этому поводу преподаватели и студенты Иркутского аграрного техникума:

Интервью у студентов и преподавателей нашего техникума.

(Видеозапись)

Учитель:

Философский словарь даёт определение

ДУША - термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории фи­лософии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождеств­ляемый в идеализме с особой немате­риальной субстанцией. В представле­ниях первобытных людей Душа рас­сматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание и т. п.).

В религии под Душой понимается некая бестелесная, бес­смертная нематериальная сила, имею­щая самостоятельное, независимое от тела существование в „потустороннем" мире.

В идеалистической философии Душа отождествляется с тем или иным эле­ментом сознания. У Платона это вечная идея, у Гегеля - низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей (чувствующая и деятельная Д.). В дуа­листических учениях Д. понимается как нечто изначальное и существую­щее наряду с телом (Декарт, Спенсер, Вундт, Джемс). В домарксовском ма­териализме (Демокрит, метафизиче­ский материализм) Душа понималась как производное, вторичное, зависимое от тела, но при этом душа, психическая дея­тельность, сводилась к механическим или физико-химическим процессам. Нередко отдельные философы-материа­листы допускали всеобщую одушевлен­ность мира (Гилозоизм). Подлинно на­учное объяснение человеческой психи­ки дается в диалектическом материа­лизме, который на основе данных современного естествознания опровергает ненаучные, идеалистические представления о душе.

Докладчик №1

Путь к "Красоте, к Истине, к Добру находится всегда в самом человеке. Человечество подошло к опасной черте, се­годня на первое место встали такие проблемы, как спасение всего живого на Земле, самой жизни и подрастающего поко­ления, что имеет особо важное значение и требует принятия решительных и действенных мер. Человечеству угрожают не только экологические катастрофы, наибольшую опасность представляет его духовное опустошение и растление, которое ведет к самоуничтожению самой земной цивилизации.

Сегодня перед человеком остро стоят вопросы о Духе, Ду­ховности, Душе. Душа человека - загадочное и великое по­нятие.

Докладчик № 2

В словаре русского языка С.И. Ожегова значение этих слов истолковываются так:

Дух - сознание, мышление, психические способности.

Духовность- свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Душа - внутренний, психический мир человека, его со­знание.

Мышление - работа мысли, умение сопоставлять данные и обобщать познанное; высшая ступень познания - ее отраже­ние объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Психика - совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной дей­ствительности; душевный склад человека.

Согласие - единомыслие, общность точек зрения; друже­ственные отношения, единодушие.

Единодушие - полное согласие в мнениях, действиях.

Экология - наука об отношениях растительных и живот­ных организмов друг к другу и к окружающей среде.

Душу человека творит окружающая действительность, культура и общество.

Докладчик № 3

По словарю С.И. Ожегова - культура есть совокупность производственных, общественных и духов­ных достижений людей. Каковы будут культура и общество, такой будет и душа человека. В настоящее время кризис куль­туры в обществе повлек за собой весьма плачевные явления - Это неустойчивые, слабые, больные и безвольные люди с раз­рушенной психикой, богатые и бедные-живут без высокой туманной цели, ради денег, а это в глобальном смысле говорит о деградации личности.

Это ведет к тому, что миром бу­дут править люди бездуховные, нездоровые.

Поэтому надо трубить во всеуслышание, что наступает эпоха кризиса чело­веческой Души. « SOS ! - Люди, спасайте свои Души!»

Учитель: Слова В. Шефнера

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

И это, действительно, так. В последнее время очень много публикаций об удивительных воздействиях слов на духовное и физическое состояние человека. Есть слова разрушительные и созидательные. В словах есть скрытый ритм, усиливающий их воздействие. Замечено, что умело подобранная музыка, звучание молитвы и даже стихов, а также образы, возникающие в сознании, оказывают целительное воздействие на людей, избавляя их от различных недугов. А вот сквернословие ломает жизнь многим, призывает зло.

Батюшка православной церкви о добре, зле, о душе.

Учитель:

Спасибо! Очень интересно и, я думаю, что каждый присутствующий здесь не раз задумается и поразмышляет над вашими словами.

Студент:

О словах

В. Полторацкий

Слова бывают разные - то дельные, то праздные,

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.-

Есть слово - утешение и слово - удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные. ...

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.

Одни, помогут выпрямить, другие - душу вытравить

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости...

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

Учитель:

Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами.

Незлыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми…

Слово Иркутскому поэту Владимиру Скифу:

« Я и предположить не мог, что в Иркутском аграрном техникуме студенты решают философский вопрос: «Что такое душа?» Поэт – Владимир Скиф.

Учитель:

Спасибо, после Ваших слов хочется говорить стихами:

Студент:

ДОБРОТА

Эдуард Асадов

Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,

Это горько, но это не горе,

Ты потом ему все же прости.

И, коль дружба у вас крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не дай ей зазря разбиться.

Если ты с любимой в ссоре,

А тоска по ней горяча,

Это тоже еще не горе,

Не спеши, не руби сплеча.

Пусть не ты явился причиной

Той размолвки и резких слов,

Встань над ссорою, будь мужчиной!

Это все же твоя любовь!

В жизни всякое может случиться.

И, коль ваша любовь крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не должен ей дать разбиться.

И чтоб после себя не корить

В том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

Но в одном лишь не отступай:

На разрыв иди, на разлуку,

Только подлости не прощай

И предательства не прощай

Никому: ни любимой, ни другу!

Докладчик № 4

Сегодня мы много говорим о нравственности. А что это такое?

Нравственность- внутренние, духовные качества, ко­торыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Тесно связано с этим понятием призвание - склонность к тому или иному делу.

Надо уметь защитить внутреннюю склонность человека к положительным качествам: Укреплять в себе способность обе­регать все свои стремления к лучшему, быть внутренне креп­ким и сильным человеком при любых обстоятельствах. То есть быть настоящим, честным, добрым и чистым человеком. По сути близко подойти или быть похожим на идеального чело­века, состоящего из «положительных полюсов». В реальной жизни у каждого человека свой идеал. Сейчас человек должен осознать из глубины души свои дела и поступки, очистить свой внутренний мир. А мир есть согласие с самим собой.

Докладчик № 5.

Здоровье - прежде всего

Каждый человек должен иметь представление о жизнеде­ятельности своего организма. Такие знания составляют один из элементов общей культуры, они необходимы, чтобы сохранить свое здоровье. Хорошее здоровье отражает хороший дух, опять-таки согласие с самим собой, что влечет за собой лю­бовь, веру» надежду, совесть и долг.

Человек - это живое существо, обладающее даром мыш­ления и речи. 1 /з часть интеллекта ребенка формируется до 6 лет, 1 / 5 часть до 12 лет, 2 /з части до 18 и полное формирова­ние интеллекта завершается в 20 лет.

Докладчик № 5

Духовный мир состоит из строительства трех «Я».

Это вы­ращивание своего «Я», «"Я"» и другие» и «Я» и природа.

В то же время «Я» состоит из таких позиций: Я - человек, в отличие от других живых существ, Я стремлюсь оградить себя от зла.

Ко злу можно отнести вредные привычки, среди которых следует назвать употребление алкогольных напитков и куре­ние. По справедливости, это зло есть пагубное пристрастие.

Человек должен стремиться к прекрасному; увлекаясь музыкой, писать стихи, укреплять свое здоровье - занимаясь спортом.

Я - человек, потому что у меня есть права и обязанности, принятые в Законе РФ «О правах ребенка».

Я - индивид. Да, моя внешность - это мое богатство, я не стесняюсь своей внешности, это моя гордость, так как нет людей с такой внешностью, как моя,

Я- индивид, потому что отличаюсь от других своими желаниями к поступками. Поступки могут быть и хорошими, и плохими. За свои поступки я отвечаю сам.

Я - индивид, потому что я учусь, я занимаю себя сам. Это моя основная обязанность.

Я должен уметь организовать свою деятельность, ставить цель, планировать, анализировать, реализовать, понимать, т.е. рефлексировать, выражать свои мысли, свое мнение, отстаи­вать свою точку зрения, уметь общаться.

Я обязан заниматься самовоспитанием. А для этого мне необходимо знать свои достоинства и недостатки.

Знание достоинств укрепляет уверенность в своих силах, поднимает человека в собственных глазах, а знание недостат­ков мобилизует на их преодоление. Кроме того, зная себя, луч­ше поймешь других. Нелегко сделать правильную самооценку. Здесь не обойтись без сравнения себя с другими людьми.

Студент:

Не позволяй душе лениться

Н.А. Заболоцкий

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Гони - ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку:

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Учитель:

Хотелось бы услышать мнение наших дорогих гостей «Что такое душа?»

Выступление гостей.

Спасибо! Тема нашего заседания никого не оставила равнодушным. Я думаю, что ваши мнения разбудят спящих и укажут путь блуждающим и сомневающимся.

А наше заседание «Философского стола» подходит к концу

К какому выводу мы пришли?!

Наверное, можно сказать словами четырнадцатилетнего поэта

Саши Аносова:

Зачем живёшь на свете ты?

И мой ответ таков:

Чтоб розы дивной красоты

Найти средь сорняков;

Чтоб ошибаться и прощать

Нападки злой молвы;

Средь пены облаков искать

Осколок синевы;

Чтоб нежно целовать уста

Того, кто сердцу мил;

Чтоб рассказать, как жизнь чиста,

Тем, кто о том забыл.

Как много вмещает в себя слово «ДУША», состоящее всего из четырёх букв: И дружбу, и честность, и доброту, и порядочность, и любовь, и радость, и веру, и человечность…

Господа, Вы заметили, что все слова и образы, возникающие с ними, созидательные, побуждающие нас совершенствоваться духовно и физически.

А чтобы быть уверенными, что вы на правильном пути, мы разработали для вас памятку, цель которой - помочь вам в самовоспитании и самообразовании.

Приложение 2

ПАМЯТКА

Если ты хочешь работать как взрослый, загляни в будущее

Попы­тайся представить, что тебе надо будет делать во взрослой жизни, что надо уметь делать молодому человеку независимо от будущей про­фессии, и подчини этому свою программу самовоспитания.

Проанализируй свой опыт, наблюдения с такой точки зрения: актив­ному работнику в любой области надо уметь находить способы реше­ния проблемы, внести реальный вклад в общественное производство, значит, понадобится умение быстро и самостоятельно пополнять и об­новлять знания.

Необходимы контакты с другими людьми, надо не только находить с ними общую линию поведения, согласовывать с ними свои действия, но и определить свою позицию.

Важно уметь сформулировать и отстоять свою точку зрения; добавь к этим требованиям те, которые появятся при обсуждении этого вопро­са с товарищами, родителями, старшими друзьями.

Задумайся над своими собственными, индивидуальными особенно­стями. Ответь себе на такие вопросы:

Ради чего ты учишься: чтобы быть полезным обществу; чтобы заслужить одобрение старших товарищей; чтобы получить глубокие знания; чтобы получить хорошую оценку; а может быть, причина не одна?

Что ты считаешь положительным, а что слабым в своей учебе: умеешь ли ты поставить перед собой задачу, умеешь ли ты найти спо­соб ее решения, найти способ проверки, умеешь ли ты намеченный план претворять в жизнь, умеешь ли ты сосредоточиться, даже если от­влекают?

Подумай, какие недочеты твоей работы сегодня могут сказаться в дальнейшем, как могут помешать твоему самообразованию.

А чтобы определить, какие недостатки у тебя выражены больше, какие меньше, посмотри на себя глазами окружающих тебя людей: вспомни, за что те­бя хвалят или упрекают родители, учителя, товарищи. И скажи откро­венно, в чем тебе можно было бы подтянуться. Из этого возникнет твой первый план самовоспитания и самообразования. Начни следовать ему, время от времени возвращайся к заданным вопросам и проверяй себя.

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку «Экология души» выполненную преподавателем гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГОУ СПО «Иркутский аграрный техникум» Куркутовой Ириной Витальевной.

Тема методической разработки «Экология души» актуальна. Она призвана помочь студентам определить нравственные позиции через понятие «душа», обратить внимание на окружающий мир и самого себя в этом мире, на то, что духовно – нравственные падение человека это – путь к самоуничтожению. Тема «Экология души» раскрывается таким образом, что она охватывает большой объём нравственно – эстетических понятий. В работе представлен богатый материал, способствующий формированию нравственности молодого поколения.

Эта тема волнует молодых людей: нравственный выбор, ответственность за свои поступки, человеческое общение, самоутверждение, самоопределение.

На пороге самостоятельного бытия юношам и девушкам приходится принимать важные решения, последствия которых будут проявляться долгие годы, без преувеличения – всю жизнь.

Эта работа даёт возможность переосмыслить свои позиции молодому поколению и способствовать осознанию своего отношения к постановке целей на будущее.

Материал изложен последовательно, логично, доступно. Кроме того, предложен с разных позиций, что позволяет студентам выслушав несколько мнений отстаивать свою собственную точку зрения, и способствовать переосмыслению нравственных идеалов.

Язык грамотный, формулировки чёткие, стиль изложения - литературный. Работа соответствует методическим требованиям. В работе нет ничего лишнего.

Методическая разработка «Экология души» содержит методику проведения мероприятия,сценарий.

Может быть использована в работе классными руководителями (кураторами учебных групп), воспитателями, социальными педагогами при проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

Рецензент:

Рассмотрено на заседании НМС

Протокол № от « »……………2007г.

Человек, познай самого себя!

Сократ

В последние годы мы очень часто слышим слово «экология»: экология почвы, экология воды, экология воздуха... Нас учат бережно относиться к окружающей среде, призывают поддерживать чистоту, порядок и уважать природу. Редко нас учат тому, что мы можем загрязнять окружающее пространство не только отходами, но и своими мыслями, чувствами, словами? Часто мы проявляем необоснованную агрессию и этим постепенно разрушаем пространство семьи, наша критика негативно сказывается на нашем рабочем пространстве, от наших резких слов и отрицательных эмоций страдают наши друзья, родственники, коллеги. В результате, мы разрушаем себя и общество вокруг нас.

Экологию души, развитие духовности несут нам нравственные постулаты Шакарима, Слова назидания Абая. Мы обязательно должны о них помнить, так как они несут свет в наши души, прививают моральные ценности, учат бороться не только за экологию природы, но и за экологию человеческой души. Развитие экологии души предполагает самопознание человека. А самопознание – это самый трудный, но и самый почетный труд людей на земле. Познавая себя, человек познает весь мир.

Еще мудрец Сократ говорил, что человеку нужно прежде всего «познать самого себя», ибо это даст ему понимание смысла жизни, осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Немецкий философ И. Кант тоже полагал, что «культура душевных сил» достигается посредством усвоения тех знаний, которые дает humaniora. Безусловно, это так. Главные силы и способности человека формируются духовным творчеством, культурой, моралью, интеллектуальным напряжением. Действительно состоятельность наша, как Человека с большой буквы, зависит от уровня развития нашей духовно-нравственной культуры. Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о любви, милосердии, доброте, культуре общения, взаимопонимания, можно потерять себя, не найти свое призвание, не смочь выразить чувство любви ко всему живому. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. Так, часто в других людях нам неприятны некоторые свойства или особенности поведения, которые в себе самом кажутся приемлемыми и простительными. И только немного отойдя и посмотрев на себя со стороны, можно увидеть недопустимость тех или иных свойств своего характера или поведения.

В наш век технического прогресса и космических скоростей тема нравственности и духовности становится все более актуальной. Ведь страшен безнравственный политик, способный развязать ядерную войну, страшен безнравственный ученый, одержимый идеей уничтожения человечества, страшен безнравственный врач, не понимающий ценности человеческой жизни, страшен безнравственный журналист или писатель, пропагандирующий идеи зла и жестокости среди молодежи. Не зря Л.Н. Толстой писал: «Нравственность человека видна в его отношении к слову». Мы должны и в словах, и в делах наших стремиться быть благороднее и чище, стараться не унижать достоинство друг друга. Стремление отдельных людей к нравственному совершенствованию сделает мир более гармоничным, а если нравственных людей станет чуть больше, нас ждет прекрасное будущее.

Стремление объединять людей на началах нравственности, человечности, любви и справедливости получает последовательное воплощение в стратегии национального единства, толерантности и согласия Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. А благодаря Первой леди молодое поколение нашей страны на уроках самопознания учится:

Понимать значимость общечеловеческих, нравственно-духовных ценностей жизни;

Свободно выражать свои мысли и чувства;

Строить позитивные отношения с окружающими людьми, трудиться в команде;

Отстаивать свои принципы и убеждения;

Вести поиск решения разных вопросов, находить нестандартные решения в стандартных ситуациях;

Осознавать важность создания собственной семьи и перспективы будущей взрослой жизни;

Распознавать и оценивать человеческие взаимоотношения;

Принимать ответственные решения в непростых ситуациях, придерживаясь гражданской позиции, и т.д.

В разделах программы нравственно-духовного образования «Самопознание» с 8 по 11 классы ключевым словом является «Человек». Так, первый раздел имеет название «Быть человеком», второй – «Человек и общество», третий – «Мир и человек», четвертый раздел – «Мир человечества». Это связано с тем, что для каждого из нас очень важно понять, для чего мы пришли в этот мир, что мы значим для нашего общества, кем мы являемся в нашей вселенной.Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Самопознание – это ключ к преображению современного общества.

О своевременности появления данного предмета в образовательных учреждениях страны можно судить по отношению учащихся к предмету. Они также как и взрослые понимают, что «наш образовательный мир и общество в целом стали страдать от сердечной недостаточности, от бессердечия» (Ш.А. Аманошвили). И дети с радостью приветствовали новый предмет в школе. Отвечая на вопрос «Что дает тебе предмет «Самопознание»? они пишут: «С первого урока меня заинтересовал этот предмет. Я с нетерпением ждал следующего занятия. На этом уроке ты можешь быть самим собой, и каждый тебя поймет. После уроков самопознания мне стало легко находить общий язык с людьми и легко заводить друзей, я стал более открытым для всех» (Зыков Евгений, 6 «Б» класс), «Мы слушаем музыку и пение птиц, от всего сердца передаем пожелания близким. Я стал больше и с удовольствием помогать друзьям, родителям, пожилым людям» (Успанов Мадияр, 7 «Б» класс), «Я люблю «Самопознание» за то, что на этом уроке я могу свободно выразить свои чувства. Мы изучаем на уроке все, что нас окружает в жизни, что мы видим, чувствуем, понимаем. Благодаря этому предмету наш класс стал дружнее, а я сам стал добрее. На уроках самопознания я очень люблю разговаривать с учителем и общаться с друзьями» (Понамарев Валерий, 7 «А» класс), «Благодаря самопознанию я стала намного лучше, чем была до этого» (Цыбань Татьяна, 6 «Б» класс), «Мне нравится предмет «Самопознание» потому, что он учит жизни, любви к людям и миру. Я очень рад, что появился такой предмет» (Александров Виктор, 7 «А» класс). Можно ли сомневаться после таких слов в необходимости данного предмета? Думаю, что нет.

Помните слова Абая? «Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать, это: невежество, леность, злодеяние… Противоядие от этих пороков – человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания» (Слово 38, С. 75) . По словам философа Джона Бернала, человечество подходит к самому драматическому периоду своего развития – оно начинает познавать самого себя. И Сара Алпысовна Назарбаева правильно считает, что самопознание нужно преподавать с самого детства, так как не каждая семья может дать уроки нравственности и духовности, говорить языком любви, рассказывая притчи, поучительные истории.

Если экология – это наука об условиях существования всего живого в мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души является охрана душевного состояния человека, его забота о чистоте и развитии души. Более того, я считаю, что экология мира начинается с экологии души. Они не только взаимосвязаны, но и следуют друг за другом. Будет грязной душа – будет загрязнена и экология нашей планеты.

Именно благодаря душе мы знаем о морали, этике, слышим голос совести. Каждый человек на планете должен осознавать, для чего ему необходимо заботиться о себе, о других людях, о природе. Осознавая это, он никогда не станет разрушать себя самого и мир вокруг себя, ему это будет просто неприятно. А для того чтобы осознавать это, человеку нужно чаще задавать себе вопрос «Что для меня важно и ценно на самом деле? Будет ли это важно для меня через несколько дней, месяцев, лет?».

Итак, человек находится в постоянном взаимодействии с природой и обществом, он связан с ними бесконечными духовными и материальными нитями. Вне этого взаимодействия жизнь человека невозможна, он живет в постоянном окружении мира и в атмосфере духовной культуры. Сам он – активно действующее существо. Мы взаимодействуем с миром прежде всего через наши потребности, начиная от физиологических и кончая самыми утонченными – духовно-нравственными. Мы нуждаемся в мире и преобразуем его своей жизнедеятельностью каждый миг. Но и мир нуждается в нас, в активной преобразующей деятельности человека, основанной на безусловном приоритете общечеловеческих ценностей. Поэтому развитие экологии души человека – одно из важнейших условий развития гармоничного общества.

Высокая нравственность и духовность, основанная на общечеловеческих ценностях – самое ценное богатство человека, которое нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, которое каждый человек может формировать только своими собственными усилиями. Как говорил Сенека, «величие души должно быть свойством всех людей». Нам всем необходимо стремиться к величию души, ведь только духовно богатый человек способен на бескорыстную дружбу, на истинную любовь, способен проживать наполненную жизнь и быть по-настоящему счастливым.

Загрузка...
Top