Добро и зло в произведении гоголя портрет. Урок литературы на тему: «Исследование влияния добра и зла на талант и судьбу героев в повести Н.В

Тема: «Исследование влияния добра и зла на

талант и судьбу героев в повести

Н.В. Гоголя «Портрет»

Цель:

    Привить учащимся навык исследовательской работы с первоисточниками, справочной литературой.

    В ходе исследовательской работы рассмотреть влияние добра и зла на талант и судьбу героев повести.

    Раскрыть художественные особенности образов героев, используя компьютерные и аудио средства.

    Способствовать формированию активной нравственной позиции, умения вести дискуссию, навыка работы в группе.

Оборудование: компьютер, проекционный экран, мультимедийный

проектор, магнитофон, тексты повести,

Толковый словарь.

Этапы урока:

    Организационный момент.

    Активизация темы.

    Исследовательская работа по теме.

    Психологическая разгрузка (здоровьесберегающие технологии).

    Подведение итогов урока.

    Обсуждение результатов работы.

    Домашнее задание по выбору (Оформление черновиков сочинения).

Оформление доски:

Исследование влияния добра и зла на судьбу и талант героев повести Н.В. Гоголя «Портрет »

Талант есть драгоценнейший

дар Бога – не погуби его…

Истинное назначение таланта –

служить добру .

Н.В. Гоголь

Ход урока:


1. Организационный момент

Метод -

беседа

2. Актуализация темы.

Сегодня у нас заключительный урок по повести Н.В. Гоголя «Портрет», которая входит в сборник «Петербургские повести».

В повести много проблем, обратим особое внимание на одну из них – добра и зла. Мы проведем небольшое исследование, которое поможет вам в написании сочинения.

Вы прочитали произведение, разобрали каждую часть. На сегодняшнем уроке мы обобщим ваши знания и приведем их в систему, таким образом подготовимся к написанию сочинения.

    Сначала вспомним композицию повести (определение композиции).

    В чем особенность построения произведения? (Части расположены не в хронологическом порядке).

    Какие герои рассматриваются в каждой части?

    Что связывает их? (Портрет) Является ли он героем повести? (Да, влияет на судьбы героев).

3. Исследовательская работа по теме.

    Исследовательскую работу на уроках литературы можно проводить по многим направлениям. На уроке мы постараемся их использовать.

    Вы поделены на три группы, каждая из которых на примере характеристики героев рассмотрит влияние добра и зла. В группах выберите по 1 художнику, который будет изображать героев с помощь карандаша, по 1 систематизатору – работаю письменно над текстами по содержанию повести, 2 человека – аналитики. Они составляют план произведения, анализируют работу групп. Выделяя самых активных учащихся с помощью

Метод – рассказ, демонстрация слайда № 1

Демонстрация слайда № 2

Работа в группах по направлениям: характеристики героев. Создание художественных портретов.

Метод – дискуссия +демонстрация слайдов

    О каком герое узнаем в начале повести? (Работаю с 1-ой группой, остальные тоже участвуют в обсуждении)

    Как выглядит Чартков? (Старая шинель, нещегольское платье, крепко и сильно заношенный халат.)

    Что представляет собой его жилье?

    Был ли художник талантлив? Прежде чем ответить на этот вопрос, выслушаем архивариуса. Ему было дано задание: «Из нескольких энциклопедических источников найти определение слова «талант» - Докажите ответ.

(Молодой Чартков был художник с талантом, его кисть отзывалась наблюдательностью, занятый своей работой, мог забыть и питье, и пищу, и весь свет).

    Перескажите момент неожиданного появления денег. Какие чувства и мысли посещают Чарткова? К чему он прислушивается?

Художник начинает работать на заказ, т.к. хочет быстрого обогащения.

    Когда Чартков понимает, что талант его погиб? Докажите словами из текста. (Кисть его хладела и тупела)

    Что чувствует герой? (Зависть). Какое намерение родилось в его душе?

    Закономерна ли смерть Чарткова? Почему? (Зло начинает руководить им).

    Где в современном мире можно встретить людей,

подобных Чарткову?

Демонстрация слайда № 3

Отчет архивариуса

2. Перескажите историю художника, создавшего портрет ростовщика

    Какое произведение явилось примером его духовного возрождения? (Рождество Христа)

    Что стало с его талантом? Смогло ли зло завладеть его душой? Художник сумел сохранить и возвеличить свой талант.

    Где в современном мире можно встретить людей, подобных отцу художника Б.?

Демонстрация слайда № 4

3. - Что мы узнали о портрете в начале повести?

    Что всех поражало? (Глаза).

Обратимся ко второй части.

    Расскажите о человеке, изображенном на портрете? Какое чувство олицетворяет ростовщик? (Зло). Доказать.

Добро существует наряду со злом. Пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы отобразить духовный мир, надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит человека. Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех. Художник служит не своему тщеславию, и даже не таланту. Он служит Богу.

    Показывая влияние на судьбы и талант героев,

Гоголь использует прием фантастики. Что оно обозначает? (Сравнить 2 редакции окончания повести). В первой редакции повести финал был таким: после рассказа об истории страшного портрета изображение ростовщика у всех на глазах исчезает с полотна. Во второй редакции портрет во время рассказа крадут.

Как и почти 200 лет назад в современном мире людей искушает зло, господствуют власть, деньги.

Схема на доске, составленная архивариусом

Мы словесно охарактеризовали героев повести. Теперь послушаем художников. Какая главная деталь в облике? Докажите.

Визуально сравните образы, созданные вами, с работами профессиональных художников.

Демонстрация слайдов

№ 5-14

4. Психологическая разгрузка.

Немного отдохнем. Закройте глаза. Послушайте 2 отрывка из классических произведений. Какой персонаж характеризует каждый отрывок? Докажите.

5. Подведение итогов урока.

    Как же в повести решается проблема влияния добра и зла на талант и судьбу героев? Обратитесь к эпиграфу.

    Таким образом, люди всегда встают перед определенным выбором. И, выбирая, человек ошибается. Если он осознает свою ошибку и исправляется – это добро, наступает духовное возрождение. Если гордыня не позволяет исправиться, то его падение окончательно – это зло.

Прослушивание аудиозаписей

Метод - беседа

6. Обсуждение результатов работы.

- Аналитики сдают планы произведения и оценивают групповую работу, индивидуальные результаты сдаются учителю.

7.Домашнее задание по выбору.

Отметка

Тема сочинения

«3»

Повесть Н.В. Гоголя «Портрет». Тема, идея, композиция, герои произведения.

«4», «5»

1. Путь от таланта к гибели. Характеристика Чарткова.

2. Путь от таланта к очищению. Характеристика художника. Написавшего портрет.

3. Зло в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

*задание повышенной трудности

Уговорите Чарткова пойти по правильному пути и сохранить свой талант. Составьте алгоритм разговора с героем. (квестовый диалог)

Демонстрация слайда

№ 15

Письменная работа (оформление черновиков сочинения).

Гришина Марина Анатольевна

Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству? Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов Х1Х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.
Повесть Н.В.Гоголя «Портрет» состоит из двух взаимосвязанных частей. Первая часть повести рассказывается о молодом художнике по фамилии Чартков. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая природа... кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и заказчиков - минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.
Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира?
Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой силой. И «твердый характер, честный прямой человек», написав портрет зла, чувствует «тревогу непостижимую», отвращение к жизни и зависть к успехам талантливых своих учеников. Он уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма «нет святости в лицах».
Видя корысть, ничтожность, «земность» людей, писатель негодует и поучает. Художник, отец рассказчика второй части Б., искупая зло, которое совершил он, написав портрет ростовщика, уходит в монастырь, становится отшельником и достигает той высоты духовной, которая позволяет ему написать рождество Иисуса. Приняв постриг в монахи, он завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: «Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. И так будет всегда. Ведь портрет исчезает. Зло гуляет по свету, находя новые жертвы
Зачем это автору? Мне кажется, что автор ещё раз призывает художника к осторожности, внимательности, ответственности, призывает, прежде всего хранить чистоту сердца, «бодрствовать» душой.

Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?
Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов Х1Х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.

Повесть Н.В.Гоголя «Портрет» состоит из двух взаимосвязанных частей.
Первая часть повести рассказывается о молодом художнике по фамилии Чартков. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая природа... кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и
заказчиков - минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.

Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира?

Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой силой. И «твердый характер, честный прямой человек», написав портрет зла, чувствует «тревогу непостижимую», отвращение к жизни и зависть к успехам талантливых своих учеников. Он уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма «нет святости в лицах».

Видя корысть, ничтожность, «земность» людей, писатель негодует и поучает. Художник, отец рассказчика второй части Б., искупая зло, которое совершил он, написав портрет ростовщика, уходит в монастырь, становится отшельником и достигает той высоты духовной, которая позволяет ему написать рождество Иисуса. Приняв постриг в монахи, он завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: «Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. И так будет всегда. Ведь портрет исчезает. Зло гуляет по свету, находя новые жертвы…

Подобный материал:

  • О герое: публика восприняла его с раздражением. Одни потому, что им в пример ставят , 488.87kb.
  • Тема: Две правды в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» , 32.94kb.
  • Экзаменационные билеты по литературе для 7 класса (углублённое изучение предмета) , 19.18kb.
  • Игра по творчеству Н. В. Гоголя (по «Петербургским повестям» и«Ревизору») Задания , 52.88kb.
  • Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» иновелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе». Предмет: литература , 73.21kb.
  • Литература для чтения на 8-й класс Обязательная литература «Слово о полку Игореве» , 28.77kb.
  • Рубайят Омара Хайяма" Дословный перевод Роман: Георгий Гулиа "Сказание об Омаре Хайяме" , 8934.53kb.
  • Урок литературы в 4 г классе. Тема: «Приключения Барона Мюнхаузена» , 44.43kb.
  • Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Цели урок , 29.21kb.
  • Литература iii»: Портрет и «портрет» , 10.82kb.

Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?
Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов Х1Х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.

Повесть Н.В.Гоголя «Портрет» состоит из двух взаимосвязанных частей.
Первая часть повести рассказывается о молодом художнике по фамилии Чартков. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая природа... кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и
заказчиков - минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.

Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира?

Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой силой. И «твердый характер, честный прямой человек», написав портрет зла, чувствует «тревогу непостижимую», отвращение к жизни и зависть к успехам талантливых своих учеников. Он уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма «нет святости в лицах».

Видя корысть, ничтожность, «земность» людей, писатель негодует и поучает. Художник, отец рассказчика второй части Б., искупая зло, которое совершил он, написав портрет ростовщика, уходит в монастырь, становится отшельником и достигает той высоты духовной, которая позволяет ему написать рождество Иисуса. Приняв постриг в монахи, он завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: «Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. И так будет всегда. Ведь портрет исчезает. Зло гуляет по свету, находя новые жертвы…

Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?
Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов Х1Х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.

Повесть Н.В.Гоголя «Портрет» состоит из двух взаимосвязанных частей.
Первая часть повести рассказывается о молодом художнике по фамилии Чартков. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая природа... кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и
заказчиков - минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.

Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира?

Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой силой. И «твердый характер, честный прямой человек», написав портрет зла, чувствует «тревогу непостижимую», отвращение к жизни и зависть к успехам талантливых своих учеников. Он уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма «нет святости в лицах».

Видя корысть, ничтожность, «земность» людей, писатель негодует и поучает. Художник, отец рассказчика второй части Б., искупая зло, которое совершил он, написав портрет ростовщика, уходит в монастырь, становится отшельником и достигает той высоты духовной, которая позволяет ему написать рождество Иисуса. Приняв постриг в монахи, он завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: «Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. И так будет всегда. Ведь портрет исчезает. Зло гуляет по свету, находя новые жертвы…

Загрузка...
Top