Директор агентства занятости: если человек хочет, он найдет работу. «Если человек хочет — он научится, а если не хочет — то его научить невозможно

Преподаватель профиля «Коммуникационный дизайн» и программы дополнительного образования « » Андрей Кулагин - о процессе обучения в Школе дизайна, об индивидуальном подходе к каждому студенту и о таланте делать новое.

- Вы работаете с людьми, которые не имеют никаких дизайн-навыков. В чем специфика?

Андрей Кулагин: Конечно, проще работать с подготовленными людьми, потому что с ними можно делать упор на обучение арт-директорским компетенциям, а не начинать с нуля, когда больших усилий стоит добиться, чтобы сделали «точку-точку-два крючочка». Но начинается обучение в любом случае с базовых навыков, со знакомства с дизайном, а дизайн состоит в основном из решения чьих-то задач. Если человек приходит к нам просто картинки рисовать, то это не совсем дизайн - дизайнер должен понимать, зачем он рисует эти картинки, и в зависимости от этого выбирать стилистику, цвета и прочее.

- Что главное для начинающих дизайнеров?

Андрей Кулагин: Сначала нужно научиться мыслить, потому что от этого многое зависит: если правильно понял задачу, то найдешь правильно решение, а если задачу не совсем точно себе представил, то и решения бывают неадекватными.
В бакалавриате этому научить немного сложнее: дети приходят после школы, и у них в голове меньше информации. И чтобы успешно самостоятельно работать, они должны дополучить не только образовательные, но и жизненные навыки - больше знать больше во всех областях, быть всесторонне образованным: и в литературоведении, и в искусствоведении, и в экономике, и в истории, а не только разбираться в композиционных или шрифтовых решениях. Поэтому в программу бакалавриата включены не только дизайнерские дисциплины, но и история искусств, а также общеуниверситетские майноры по разным предметам. Чем больше знаешь - тем проще работать с проектами.
Со слушателями дополнительного образования в этом плане проще, ведь для них дизайн - это второе высшее образование: они уже где-то работают, у них есть опыт, с ними легче говорить и объяснять задачи. Поэтому у слушателей дополнительного образования работы бывают точнее, а у студентов бакалавриата - зачастую интереснее с точки зрения новизны.

- Если говорить о дополнительном образовании, то реально ли за год освоить профессию?

Андрей Кулагин: Вполне реально получить азы профессии и даже пойти самостоятельно работать. На самом деле, за год слушатели учатся созданию айдентики, композиционным основам, основам брендинга, типографике, делают «многостраничник», изучают модульные сетки, занимаются 3D и анимацией, веб-дизайном. То есть к концу года они четко знают, что конкретно им нужно для решения внешних задач.
Конечно, нужен опыт - необходимо поработать с реальными проектами, чтобы легко ориентироваться в задачах и инструментах, чтобы базис превратить в устойчивые знания и умения. Как раз поэтому в Школе дизайна мы стараемся создать условия, приближенные к профессии: вся работа строится на проектной деятельности - как будто ты уже работаешь и получаешь конкретный заказ. Так что даже после одного года легко начать самостоятельно работать, потому что тебя научили, как взять работу, с чего начать, как сделать эскизы, как подбирать шрифт, как выбирать окончательные решения. То есть еще во время обучения наши студенты проходят все те же фазы, что и при работе с реальным заказчиком.
Сегодня можно сказать, что академическое образование старого формата, когда первый год обучения был посвящен исключительно пропедевтике, в современном мире, где все постоянно ускоряется, уже очень устарело.

- Есть ли разница между первокурсниками бакалавриата и слушателями ДПО «Графический дизайн (базовый курс)»?

Андрей Кулагин: В основном, разница в бэкграунде: обладая большим кругозором, взрослым слушателям легче анализировать, собирать материал, понять, для чего они работают. При этом, у них есть некоторая зашоренность, но с этим нужно работать, и тут игровой момент играет большую роль. Помимо конкретной проектной программы, зачастую нужно объяснять темы в игровой форме, должны быть забавные упражнения, которые работают на окончательный результат - на получение знаний, а выглядят как шуточки.
Процесс обучения на первом курсе бакалавриата и на программе дополнительного образования схож, но нюансы всегда есть в зависимости от состава группы. Принципиально все реперные точки одни и те же, а как к ним подходить - дело куратора, он сам видит, что нужнее и полезнее какой группе.

- Какие основные проблемы возникают у новичков? Как вы с ними справляетесь?

Андрей Кулагин: В основном, их собственные страхи, что у них ничего не получится - это сама главная проблема со слушателями дополнительного образования. Для них дизайн - это совсем новая сфера, они боятся показаться дураками. Первокурсники бакалавриата в этом отношении более раскованы - они знают, что ничего не знают. А взрослый человек с уже накопленным набором знаний иногда входит в ступор, думает «кажется, глупость какая-то получилось - наверное, лучше вообще никому не показывать». Таких слушателей надо расшевелить, чтобы они почувствовали, что это нестрашно, и что у них все получится, надо найти форму, при которой они бы поняли, что если они чего-то не знают или не умеют, это иногда даже хорошо, потому что проще научить с нуля, чем переучивать.

- Как начинали карьеру вы сами?

Андрей Кулагин: Дизайнерское - это мое второе образование после инженерного. Я стал учиться уже после того, как начал работать дизайнером. Надо сказать, что инженерное образование очень помогло мне развить умения собирать материал, структурировать его, анализировать и делать правильные выводы.
Меня взяли инженером-конструктором во Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, там я познакомился с Сергеем Серовым и сразу стал делать графический дизайн: логотипы и упаковку к различным бытовым приборам - СВЧ-печи «Электроника-24», магнитофон «Астра-111» итд. Потом это начало развиваться вплоть до того, что в 1990ом году у института был заказ на разработку фирменного стиля первого президента СССР - правда, до ума довести не успели, потому что начался 1991 год.

- Дизайн - это в первую очередь трудолюбие и постоянная работа или талант?

Андрей Кулагин: Одно без другого не бывает. С помощью трудолюбия можно добиться хорошего среднего уровня - это ремесло, это отличный результат, с ним всю жизнь можно успешно проработать и постоянно получать заказы. Но если посмотреть на ведущих дизайнеров - каждый из них делает продукт, который выбивается из общей массы. Для того, чтобы получить хорошую, качественную, профессиональную вещь, можно просто научиться ремеслу, но чтобы работа стала гениальной, надо все забыть, все сломать и сделать по-своему. Это и есть талант.
Талантливого студента всегда видно.
Но даже более интересно, когда человек приходит на первое занятие и думаешь «как вообще его можно чему-то научить?!», а к четвертому модулю видишь такой сказочный прогресс, что не верится, что это тот же самый человек. Поэтому к каждому надо подходить индивидуально: одному надо что-то сказать правильное, другого - нагрузить побольше, третьему - наоборот, дать вдохнуть свободно.
Единственный критерий успеха на любом уровне обучения - желание самого студента или слушателя: если человек хочет - он научится, а если не хочет - то его научить невозможно.

Узнать больше о программах дополнительного образования можно будет на Дне открытых дверей 12 июля .

Директор Госагентства занятости Инесе Калване

«У нас в Госагентстве занятости зарегистрировано около 4500 свободных рабочих мест. Такого числа за последние два года еще не было», - указала в интервью газете Diena директор Госагентства занятости Инесе Калване. «Если человек хочет, он найдет работу. По крайней мере на территории рядом с Ригой и в Риге», - считает она.

На вопрос, намерено ли ведомство перейти на более жесткую политику, новый руководитель агентства ответила: «Мы будем стараться. Не работать, не искать работу - этого никогда не разрешали. Мы были очень бережными, в какой-то мере терпимыми, так как рабочих мест не было. Сейчас рабочие места появляются, и у нас более строгие требования. Конечно, не можем заставлять человека с высшим образованием работать на торфяном болоте. Речь о соответствующей работе», - объяснила изданию Калване.

Госагентство занятости будет активнее заниматься людьми, которые пользуются гарантиями безработных, но сами работу не ищут и работать не хотят. Если безработный без объективной причины отказывается от предложенной работы, то он будет лишен этого статуса. Но Калване обещает индивидуальных подход: «Мы будем особенно строги к отдельным клиентам. Но всех не будем стричь под одну гребенку. Одна ситуация в Риге, в Алуксне - совсем иная. Но клиенты должны понять - приходя на собеседование к нашим специалистам, нельзя аккуратно заверить - это я не могу, потому что у меня то, это я тоже не могу, так как это. Есть список со свободными местами, и их становится все больше».

А если появляются рабочие места, то, по идее, должен снизится и уровень безработицы. Но даже если будет наблюдаться экономический рост, быстрого снижения числа безработных ждать не стоит. «Чтобы достичь 4-5%, нам надо проделать еще очень долгий путь, так что пока об этих цифрах мы не можем говорить. Уровень безработицы будет снижаться медленно, потихоньку. Может, это не так плохо - если вспомним, то когда-то был большой скачок, потом большой провал. В ближайшие три года показатель должен быть ниже двухзначной отметки», - сказала Калване в интервью Diena.

Напомним, что Инесе Калване возглавила ведомство после того, как предыдущего руководителя Госагентства Байбу Пашевицу сначала отстранили на время расследования дисциплинарного дела от занимаемой должности, а потом уволили. Конкурс на должность директора агентства завершился без результата, новый Министерство благосостояния решило не проводить, а найти кандидатуру на пост директора внутри своей системы. Инесе Калване возглавляла департамент обслуживания Госагентства занятости, а до этого также работала в госструктуре - с Государственном агентстве социального страхования.

Вита Еленина, фото: Эдийс Паленс/LETA

Преданная собака охраняла тело погибшего хозяина

«Если человек хочет – он едет, если человек не очень хочет – он всегда найдёт какие-то отговорки» — эта фраза Анджея Верма из фильма Traveliving как нельзя лучше описывает мотивацию путешествий.

Многих привлекает идея долгосрочного путешествия в тропических странах, но они не решаются позволить себе такое, так как на самом деле хотят не настолько сильно, чтоб не только хотеть, но ещё и что-то делать для реализации своего желания. А нужно на самом деле только две вещи:

1. Позволить себе иметь это (путешествовать). Ведь мир как зеркало – ты видишь в нём только то, что есть в тебе. Если ты не позволяешь себе быть путешественником, то и мир будет против, а если позволяешь — то и мир будет помогать.

2. Реализовывать своё желание путешествовать. Важно не только хотеть, мечтать и представлять себя на берегу океана, но и делать какие-то материальные шаги. Лучше всего купить билет в ту страну, в которую вы хотите поехать – таким образом, у вас будет привязка во времени и первый шаг уже будет сделан. А за ним последуют и другие.

Герои фильма Traveliving путешествуют по странам Азии уже более 5 лет. Их блог traveliving.org один из самых известных и популярных тревел-блогов. Именно Аджей и Маша вдохновили многих бекпекеров и лонгстееров покинуть заснеженные просторы северных широт и придвинуться поближе к экрану экватору.

Для людей ни разу не сталкивавшихся с идеями Traveliving’а фильм может быть настоящим шокирующим открытием. Как так, бросить успешную жизнь в Москве, высокую зарплату, друзей, стабильность, родину, наконец…

А о счастье вы задумывались, господа? Вот не могут некоторые люди найти его в обычных жизненных тропах, которыми идёт большинство людей. И не на приключения их тянет на самом деле (хотя и это тоже имеет место быть) и не от проблем они бегут, и не безалаберные бездельники по жизни. Просто так они находят себя и своё счастье. А почему? Да потому что не боятся слушать своё сердце, сойти с натоптанной тропы и поискать его в дремучем лесу неизвестности…

Очень здорово в фильме прорисованы моменты противопоставления жизни Аджея и Маши с жизнью украинского бизнесмена, переехавшего в Москву. А самый клёвый момент где хохол признаётся, что он тоже хотел бы вот так пожить в Таиланде, но как же он бросит свою работу… То есть он просто не позволяет себе иметь то что хочет и все его предыдущие рассуждения смахивают таким образом на оправдание.

В фильме есть не только философская составляющая, но и несколько практических советов от главных героев как докатиться до такой жизни путешествовать по странам Азии. А яркая, насыщенная картинка мало кого оставит равнодушным.

Хочется сказать спасибо создателям фильма Максиму Васильеву и Дарье Фонгаузен за проделанную работу! Заходите в гости к ним на сайт travelsecret.ru

А вот и сам виновник торжества – фильм Traveliving.

Загрузка...
Top