День славянской письменности и культуры. Кириллица и глаголица

Кирилл (в миру Константин, прозвище – Философ, родился в 827 году – умер в 869 году, Рим) и Мефодий (в миру Михаил; родился в 815 году – умер в 885 году, Моравия) – братья из города Салоники (Солуни), создатели старославянской азбуки, проповедники Христианства.

Православная церковь причислила их к лику равноапостольных святых («учители словенские»), почитаются как на Западе, так и на Востоке. В научных трудах упоминаются именно в такой последовательности: Кирилл и Мефодий. Что касается церкви, то здесь на уровне богослужебного обихода принят другой порядок употребления имен братьев. Скорее всего, это связано с тем, что Мефодий в церковной иерархии занимал более высокое положение (архиепископ) по сравнению с Кириллом.

Происхождение

По некоторым данным местом рождения Кирилла и Мефодия был город Фессалоники. Они появились на свет в обеспеченной семье. Об их отце, носившем имя Лев, известно, что он находился на военной службе при губернаторе (стратиг фемы) города Фессалоники и происходил из достаточно богатого рода. В его семье насчитывалось 7 сыновей, среди которых Кирилл был самым старшим, а Мефодий – самым младшим.

Греческое происхождение Кирилла и Мефодия – наиболее распространенная версия происхождения будущих создателей славянской азбуки. В частности, ученые-слависты XIX века Михаил Погодин и Герменгильд Иречек обосновывали эту версию тем, что оба брата в совершенстве владели славянским языком в его местном диалекте. Подобная теория напрочь отрицается современными учеными.

Существует полностью противоположная версия происхождения святых. Считается, что братья были болгарами, так как в поздней редакции «Проложного Жития» Кирилла говорится о рождении Кирилла болгарином: «родомъ съи блъгаринь от солѹна града» . Именно это упоминание стало своего рода камнем преткновения для болгарских ученых, которые до сих пор рьяно отстаивают болгарскую версию происхождения известных славянских проповедников.

Если придерживаться греческого происхождения Кирилла и Мефодия, то необходимо остановиться на описании города Фессалоники, чтобы понять, как среда повлияла на их жизненный выбор.

Город был двуязычным. На его территории проживали как люди, использующие греческий язык в обиходе, так и те, кто разговаривал на праславянском, отличавшимся солунским диалектом. Жители города Фессалоники относились к разным племенам, среди которых драгувиты, сагудиты и смоляне. Именно последние помогли Кириллу и Мефодию создать вариант языка, известного сегодня как церковнославянский.

Мефодий до пострига в монахи неплохо преуспел на военно-административной службе. Помощь евнуха Феоктиста, великого логофета и друга Мефодия, позволила занять будущему проповеднику пост стратига Славинии (Македония).

Кирилла признали самым образованным человеком своего времени. До своей поездки в Моравию он занимался переводом Евангелия на славянский язык и закончил работу по составлению славянской азбуки.

Годы учебы и учительства

Кирилл изучал геометрию, философию, астрономию и языки в Константинополе. После окончания Магнаврского университета, он принял сан иерея и стал служить в соборе святой Софии в качестве хартофилакса, что в дословном переводе означало «хранитель библиотеки», но на практике соответствовало званию современного академика.

Он пренебрег браком с крестницей логофета, а вскоре оставил пост хартофилакса и предпочел перебраться на черноморское побережье в один из монастырей. Некоторое время жил отшельником, но затем был вынужден вернуться в Константинополь и занять место преподавателя философии в том университете, где учился сам.

Именно с этого времени за Кириллом закрепилось прозвище Философ. Известность в столице он получил после того, как смог успешно провести богословский диспут и одержать победу над оппонентом – патриархом Аннием, предводителем движения иконоборцев.

Затем Кирилл решил познакомиться с основами Христианства, совместно с митрополитом Никомидийским Георгием посетил дворец эмира милитенского. Наконец, в 856 году Константин вместе с некоторыми своими учениками отправился в монастырь, где настоятелем был его брат Мефодий. Там и зародилась мысль – создать славянскую азбуку. Скорее всего, отправиться к брату Кирилл решил из-за убийства бывшего покровителя – логофета Феоктиста.

Хазарская миссия

В 860 году Кирилл, носивший в эту бытность имя Константин, отправился к хазарскому кагану в качестве миссионера. Основная задача его миссии – принятие каганатом Христианства. По прибытии в Корсун, Константин стал готовиться к полемике, а попутно освоил еврейский язык и письменность самаритян. Кроме этого, он получил доступ к так называемому руському письму. Некоторые ученые ошибочно считают, что в данном случае речь идет именно о русском письме. Такой подход ошибочен, так как разумно считать данные письмена сирийскими, то есть «сурьскими». Как раз в это время религиозное учение, связанное с Церковью Востока, получило распространение в Хазарии, поэтому славяне, проживающие здесь, вполне могли сталкиваться с сирийским письмом.

Константин должен был по желанию самого кагана убедить его в правильности христианской религии. Если доводы Константина будут убедительны, то каган клятвенно заверял, что он примет Христианство. Существует две версии развития дальнейших событий.

Первая – Константин вступил в спор с имамом и раввином в присутствии кагана. Не совсем ясно, к какой вере принадлежал каган и на какой ступени власти он находился. Возможно, перед Константином был верховный каган или каган-бек, но в данном случае перемена веры была практически невозможна, и только русский каган мог пойти на этот шаг. По одной из версий следует, что Константин победил в споре, но каган отказался исполнить обещание.

Вторая – победил в споре не Константин, а раввин, который смог взять ситуацию под свой контроль и натравить на Константина имама, что позволило ему с достаточной легкостью доказать правильность иудейской веры. Эта информация была получена благодаря арабским источникам и собирательному произведению «Письмо Иосифа».

Болгарская миссия

Сегодня трудно утверждать, что именно Кирилл и Мефодий стали теми людьми, с помощью которых началось распространение Христианства в Болгарии. Против этой версии выступает достаточно много ученых, доказывающих, что братья находились в Моравии, когда хан Борис крестился.

Некоторые болгарские исследователи продолжают придерживаться иной точки зрения и оправдывают свое упорство сохранившимися преданиями. Известно, что в свое время сестра хана Бориса была заложницей в Константинополе. Ее крестили с именем Феодоры и дали воспитание в соответствии с духом Христианства.

Примерно в 860 году она вернулась на родину и приложила максимум усилий для того, чтобы ее брат Борис принял Христианство. В результате Борис крестился под именем Михаил. Выбор этого имени связан с Михаилом – сыном византийской императрицы Феодоры, в правление которой произошла непосредственная христианизация Болгарского царства.

Как раз в это время на территории Болгарии находился Мефодий и его брат. Они выступали с проповедями, что способствовало быстрому утверждению Христианства. Популяризация религии привела к утверждению Христианства и в соседней Сербии, а в 863 году Кирилл с помощью своего брата и учеников смог составить старославянскую азбуку. Кроме этого, они занялись переводом церковных богослужений на болгарский язык. То, что славянская азбука была создана Кириллом и Мефодием подтверждается сказанием «О письменах» болгарского монаха Черноризца Храбра, современника царя Симеона: «Если же спросиши славянских грамотеев, говоря: “Кто вам письмена сотворил или книги перевел”, то все знают и, отвечая, говорят: святой Константин Философ, нареченный Кириллом – он нам письмена сотворил и книги перевел, и Мефодий, брат его. Поскольку еще живы, видевшие их. И если спросишь, в какое время, то знают и говорят, что во время Михаила, царя греческого, и Бориса, князя болгарского, и Ростислава, князя моравского, и Коцела, князя блатенского, в лето от сотворения всего мира 6363».

Время появления славянской азбуки можно отнести к 863 году, если отталкиваться от александрийского летоисчисления, принятого во времена создания произведения летописца. Хотя ученые до сих пор спорят по поводу авторства Константина, так как не совсем понятно, что именно он изобрел – глаголицу или кириллицу.

Моравская миссия

Император Византии принял в 862 году послов от моравского князя Ростислава, который обратился за помощью в поддержании веры Христа. В частности, он просил прислать учителей христианской веры, способных осуществлять богослужения на славянском языке. Это просьба была не только услышана, но и принята с восторгом как самим императором, так и патриархом. В результате для поездки в Моравию были отобраны солунские братья.

Во время нахождения в Моравии, Константин и Мефодий занимались не только проведением богослужений на славянском языке, но и учили грамоте местное население, в число которого входили жители Карпатской Руси. Они продолжали переводить греческие церковные книги на славянский язык. Они пробыли в Моравии 3 года, а затем их срочно отправили в Рим.

Братьев вызвал Папа Римский, так как Константин и Мефодий обвинялись в богоотступничестве. Их обвиняли в проведении богослужений на славянском языке.

Вплоть до описываемых событий признавался следующий постулат веры: обращение к Богу может совершаться только на латинском, греческом и еврейском языке. Подобная трактовка сложилась из-за надписи на Кресте Господнем, которая была исполнена только на 3-х упомянутых языках. Поэтому любой, кто хотел бы переиначить это положение вещей, сразу объявлялся еретиком. Однако братьям удалось избежать наказания.

Вероятно, случилось это потому, что Константин передал Римской церкви мощи святого Климента, которые достались ему во время его херсонесского путешествия. Как бы там ни было, но Адриан, глава католической церкви, утвердил право за славянами использовать свой язык для богослужений.

Последние годы жизни

14 февраля 869 года (по старому стилю) в Риме скончался проповедник Кирилл, который предварительно принял схиму и новое имя. Только с этой даты правомерно называть его Кириллом, до этого он носил имя Константин, данное ему при рождении. Похоронили его в церкви святого Климента.

Мефодия Папа Римский сделал архиепископом Моравии и Паннонии. После этого он отправился с учениками в Паннонию – славянскую страну, которую Кирилл и Мефодий посетили во время их путешествия в Рим. Там они провели достаточно много времени, обучая славян богослужению на их родном языке и книжному делу.

Вскоре Мефодий вернулся в Моравию. Во время его отсутствия в стране произошли серьезные изменения, связанные с возвышением латинско-немецкого духовенства. В 870 году в баварской тюрьме, одоленный Людовиком Немецким, умер князь Ростислав. В результате на престол взошел племянник князя Святополк, находившийся под влиянием немцев.

В Моравии стали запрещать богослужения на славянском языке, а происки немецкого духовенства позволили даже сослать архиепископа Мефодия в монастырь Райхенау на 3 года. Папа Римский узнал об этом и запретил немецким епископам проводить литургию. Благодаря участию Папы, Мефодий был освобожден. Однако запрет коснулся языка богослужения славян в церквях Моравии: на славянском языке разрешены были только проповеди.

Мефодий, восстановленный в 879 году в правах архиепископа, проигнорировал введенные указы Папы Римского и продолжил проводить богослужения на запрещенном языке. Он крестил князя Боривоя с супругой Людмилой на славянском.

В том же году немецкие церковники смогли вновь организовать процесс против Мефодия. Но это не принесло положительных результатов, так как архиепископ посетил Рим и смог не только оправдать себя, но и получить папскую буллу, которая разрешала проводить богослужения на славянском языке.

В 881 году Мефодий получил приглашение в Константинополь от императора Василия I. Приехав в столицу Византии, архиепископ вместе со своими учениками остался в ней еще на 3 года. Затем он вернулся в Моравию, где с 3-мя учениками закончил перевод Ветхого Завета и святоотеческих книг на славянский язык.

В 885 году Мефодий умер после тяжелой болезни. Его смерть пришлась на Вербное воскресенье, то есть на 19 апреля. Отпевание архиепископа проходило на 3-х языках: на славянском, греческом и латинском.

Наследие

Учеными признается, что Кирилл и Мефодий разработали на основе славянского языка азбуку, известную под именем глаголица. Считается, что кириллица – это заслуга Климента Охридского, ученика братьев. При создании азбуки Климент опирался на греческий алфавит.

Однако следует учесть, что Климент в основном использовал работу Кирилла и Мефодия, в которой были вычленены звуки славянского языка. Данную версию никто не оспаривает. В то же время эта работа является краеугольным камнем создания новой письменности, а это делает ее основополагающей для создания славянской азбуки. Благодаря уникальными лингвистическими способностями Кирилла, славянские звуки удалось выделить вполне научно.

При этом вызывает споры возможность существования славянской письменности задолго до Кирилла и Мефодия. В качества аргумента в данном случае используют фрагмент из жития Кирилла, в котором упоминаются книги, написанные на «руськом». Но в житии Кирилла нет каких-либо намеков на принадлежность этих книг к славянской письменности.

«И нашел Философ здесь (в Корсуни) Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего той речью. И беседовал с ним и понял смысл языка, соотнося отличия гласных и согласных букв со своим языком. И вознося молитву к Богу, вскоре начал читать и говорить. И многие изумлялись тому, славя Бога».

В качестве примера приводится усердие, с которым Кирилл пытался постигнуть новый язык, что подтверждает неславянские корни изучаемого языка. Во время жизни Кирилла и Мефодия праславянский язык являлся единым целым и его прекрасно понимали все, кто считал его для себя родным. И только в XII веке началось расчленение языка на диалекты.

Исследователи в основной своей массе склоняются к 2-м версиям трактовки фрагмента из жития Кирилла. Во-первых, рассматриваемый отрывок мог быть написан на готском языке. Во-вторых, рукопись вполне могла содержать в себе ошибку, когда следует читать не «руськими», а «сурьскими», что равносильно «сирийскими».

Если же учесть изучение в это время Кириллом еврейского языка и письма на самаритянском, то второй вариант более вероятен. Митрополит Макарий не раз подчеркивал, что в самом житии неоднократно говорилось о Кирилле как о создателе славянской письменности.

Почитание

Русское православие установило 2 даты памяти святых, связанные с днями их представления. Так, Кирилла почитают 27 февраля (старый стиль – 14 февраля), а Мефодия – 19 апреля (старый стиль – 6 апреля).

Католическая церковь ввела единый день памяти братьев – 14 февраля. До этого дата празднования приходилась на 5 июля. В 1863 году Римская церковь провела «год славянского юбилея», а Папа Римский Иоанн Павел посвятил свое послание (энциклику) «Апостолы славян» Кириллу и Мефодию.

В 1863 году Святейший Правительственный Синод России вынес решение о праздновании дня святых Кирилла и Мефодия 11 мая (по юлианскому календарю). Неясно, почему выбрали именно эту дату.

11 мая 1858 года впервые отметили день памяти по Кириллу и Мефодию в Пловдиве в рамках Болгарской Церкви. Возможно, здесь кроется какая-то причина выбора именно 11 мая. Кроме этого, в 1862 году Иван Дмитриевич Беляев, профессор Московского университета, написал статью, в которой говорилось о существовании некоего церковного документа, датированного 11 мая и определяющего принципы написания икон Кирилла и Мефодия.

11 мая 1872 года, несмотря на запрет Патриарха, Экзарх Анфим I совершил литургию, прошедшую в болгарском храме Константинополя, на которой был провозглашен акт независимости Болгарской церкви, то есть она стала автокефальной. По этому поводу Святейший Синод выразил искреннее сожаление, так как произошло разъединение греков и болгар, что послужило причиной отказа от празднования 1000-летней годовщины Кирилла и Мефодия Греческой Церковью по политическим мотивам.

Указ Святейшего Синода от 1855 года установил, что 11 мая следует считать средним праздником с бдением. С 1901 года Синод определил празднование 11 мая на ежегодной основе во всех храмах и учебных учреждениях, относящихся к духовному ведомству. Предусматривалось всенощное бдение и литургия с молебном. Учащиеся духовных учреждений освобождались от занятий, а в церковных школах 11 мая проводился выпускной акт.

В 1991 году праздник в честь Кирилла и Мефодия стал государственным в следующих странах: Чехия, Македония, Болгария, Словакия. В России и Болгарии «День славянской культуры и письменности» отмечается 24 мая. Македония также отмечает этот праздник 24 мая, но здесь он уже называется – «День святых Кирилла и Мефодия». В Чехии и Словакии принято почитать Кирилла и Мефодия 5 июля.

Словацкий поэт Ян Голлы создал поэму под названием «Кирилло-Мефодиада», а жизнеописание святых вошло в «Хазарский словарь» Милорада Павича. Болгария учредила орден Кирилла и Мефодия.

Ученики святых Кирилла и Мефодия

  • Константин Преславский
  • Горазд Охридский
  • Климент Охридский
  • Савва Охридский
  • Наум Охридский
  • Ангелярий Охридский
  • Лаврентий
  • Из этой статьи вы узнаете:

    Читать и писать ты умеешь со школьной скамьи, благодаря чему сегодня активно и быстро управляешься с клавиатурой и сайтами. А ты знаешь, кому ты обязана этими своими уникальными умениями? Конечно, своему первому учителю, но если смотреть гораздо глубже… 24 мая в России будет отмечаться День Кирилла и Мефодия - святых равноапостольных солунских братьев, которые создали славянскую азбуку. Вот они и являются нашими первыми учителями.

    Кирилл и Мефодий: история солунских братьев

    Кирилл и Мефодий: история солунских братьев

    О Кирилле и Мефодии в сети много информации. Чтобы не растекаться мыслью по древу, соберём воедино все факты и выложим краткую летопись их жизнеописания, украшенную любопытными фактами.

    • Имена

    Имена солунских братьев - это их монашеские именования, а на самом деле Кирилла от рождения звали Константином, а Мефодия - Михаилом: такие родные русские имена… А у Кирилла-Константина в миру было ещё и прозвище: Философ. Сейчас мы можем только догадываться о причинах, почему он получил его.

    • Происхождение

    Константин (годы жизни 827–869) был младше Михаила (815–885 гг), но умер гораздо раньше его. А между ними у их родителей было ещё пятеро сыновей. Отец был военным офицером. Некоторые не понимают, откуда братья, родившиеся в греческом городе Фессалоники, могли знать в совершенстве славянский язык. Но Фессалоники был уникальным городом: в нём разговаривали и на греческом, и на славянском наречии.

    • Карьера

    Да-да, именно карьера. До пострижения в монахи Михаил успел стать стратегом (греческое воинское звание), а Константин слыл умнейшим и образованнейшим человеком во всём греческом государстве. У Константина была даже трогательная история любви с одной из дочерей греческого сановника. Женившись, он бы сделал блестящую карьеру. Но грек решает посвятить свою жизнь Богу и людям. Братья становятся монахами, собирают вокруг себя единомышленников и начинают усердно работать над созданием азбуки.

    • Миссии Константина

    Константин ходил в разные страны с посольствами, обращал людей в христианство, учил их азбуке. За давностью веков мы знаем только о трёх таких миссиях: хазарской, болгарской и моравской. Остаётся только догадываться, сколько же языков знал на самом деле Константин.

    После своей смерти братья оставили последователей и учеников, которые способствовали распространению славянской азбуки, на основе которой и создано наше современное письмо.

    Довольно познавательные биографии. Трудно представить, что столько веков назад кто-то задумал такую глобальную задачу - научить славян азбуке. И ведь не только задумали, но и создали…

    История праздника славянской письменности

    История праздника славянской письменности

    Как и почему 24 мая стал Днём Кирилла и Мефодия? Этот тот уникальный случай, когда нашли общую точку соприкосновения государственный праздник и православный. С одной стороны, Кирилл и Мефодий - это святые, почитаемые церковью, а значение письменности для населения прекрасно понимает государство. Вот и произошло счастливое слияние двух глобальных пониманий. Однако путь становления этого праздника был не из лёгких, если проследовать его этапами:

    1. Российский Святейший Синод в 1863 году указом определил, что в связи с празднованием юбилейной даты (тысячелетия) Моравской миссии равноапостольных Кирилла и Мефодия, с 11 мая (а по новому стилю - 24) установить празднование в честь Мефодия и Кирилла ежегодно.
    2. В СССР, в 1986 году, когда отмечалась дата 1100-летия со дня смерти Мефодия, 24 мая официально был объявлен Правительством «Праздником славянской культуры и письменности».
    3. Президиум Верховного Совета РСФСР в 1991 году принял постановление о проведении каждый год «Дней славянской культуры и письменности».

    Сквозь горнило всех этих преобразований и испытаний День Кирилла и Мефодия предстаёт перед нами таким, какой он есть сейчас.

    День Кирилла и Мефодия: обычаи и традиции

    День Кирилла и Мефодия: обычаи и традиции

    Любое празднование, особенно если оно уходит вглубь веков, всегда связано с определёнными традициями и обычаями, продиктованные бытом крестьян на Руси. Какие-то элементы возрождаются и приспосабливаются к современным условиям жизни, а что-то безвозвратно уходит в прошлое. А как ты встречаешь День Кирилла и Мефодия? Может быть, одна из традиций праздника придётся тебе по вкусу?

    • Молебны, Богослужения, Крестные ходы

    В православных храмах 24 мая звучат хвалебные песнопения в честь равноапостольных братьев. Это могут быть молебны или целые Богослужения, но так или иначе любой православный человек стремится в этот день в храм, поставить свечку Кириллу и Мефодию. Во многих приходах и епархиях совершаются Крестные ходы в честь братьев, чтобы показать значимость их деяния для всей культуры России.

    • Научные конференции

    Как правило, 24 мая проходят различные научные конференции, симпозиумы самого различного уровня - от школьных до всероссийских. Чаще всего тематикой таких научных собраний становится судьба и история русского языка. Параллельно с этим оформляются всевозможные тематические выставки и проводятся конкурсы.

    Вот такой он, День Кирилла и Мефодия, в России, в Русской Православной Церкви, в сердце каждого русского человека. Это - наша история, которую мы должны свято чтить и уважать, передавать своим детям. Хочется пожелать, чтобы с внедрением всех компьютерных технологий люди всё-таки не забывали книгу как одну из главных ценностей, оставленных нам солунскими братьями.

    Православный праздник в честь святых Кирилла и Мефодия в нашей стране часто называется иначе – День славянской письменности и культуры. В 2018 году мы будем отмечать этот праздник под столь красноречивым названием уже в 33 раз.

    День славянской письменности и культуры отмечается в честь двух братьев-просветителей, святых Кирилла и Мефодия. А значит и дату праздника сои искать в первую очередь в церковном календаре.

    В отличие от большинства церковных праздников день памяти святых не зависит от даты Пасхи. И ежегодно День славянской письменности отмечается в один и тот же день.

    Праздник в России

    В России на официальном уровне день памяти двух братьев начали отмечать в XIX веке, когда Святейший Синод установил точную дату для праздника и назвал его ежегодным. О величайших славянский – и русских – просветителях не забывали и в советское время. В 1985 году праздник впервые получил название Дня славянской культуры и письменности. Под этим наименованием он просуществовал до 2010 года, когда и получил свое окончательное, сегодняшнее название – День славянской письменности и культуры.

    С 1986 года и вплоть до 2010 ежегодно избиралась новая «столица» праздника – каждый год основные торжества и массовые мероприятия проводились в новом городе России. Первым исполнил почетную обязанность быть главным культурным центром праздника Мурманск, передав эстафету Вологде, затем Великому Новгороду и так далее. Но в 2009 году было принято решение проводить все мероприятия в одном городе, и с 2010 года постоянным местом проведения торжеств стала Москва.

    Мероприятия в День славянской письменности и культуры 2018 традиционно отличаются многообразием. Начинается праздник с торжественной литургии в Успенском соборе, затем Крестный ход проходит от собора до Славянской площади, где к памятнику Кирилла и Мефодия по традиции возлагаются цветы.

    После церковных мероприятий приходит время торжеств светских. И главная роль в них принадлежит учреждениям культуры. По столице проводится более пятисот различных программ, где принимают участие музеи и библиотеки, парки и места отдыха, школы искусств и кинотеатры – все имеющие отношение к культуре и образованию организации.

    Так, в числе проводимых мероприятий обязательно числится несколько концертов – от классической музыки до народного творчества. На сценах театров и концертных площадок выступают дети и народные коллективы. Библиотеки организуют литературные мероприятия, часто совмещая их с небольшими музыкальными номерами. Кинотеатры присоединяются к празднику с сеансами показа документальных и научно-просветительских фильмов. Конечно, не стоит забывать и о многочисленных выставках – от музейных до частных, где посетителям предлагают по-новому взглянуть на славянскую культуру. И практически на каждом мероприятии присутствуют гости из ближнего и дальнего зарубежья – ведь Кирилл и Мефодий вели свою просветительскую деятельность не только на территории (сегодняшней) нашей страны. В качестве почетных гостей присутствуют делегации из Болгарии, Хорватии, Македонии, Молдовы, Греции и других стран.

    Немного истории

    Кирилл и Мефодий – два брата из города Солуни (сегодня это город Солоники), выходцы из состоятельной знатной семьи, принявшие христианство и проповедовавшие учение Христа по славянским землям. Главная их заслуга, за которую братья прославляются и поныне – создание славянской азбуки.

    Пытаясь рассказать язычникам-славянам о новом Боге – Христе – Кирилл и Мефодий столкнулись с большой сложностью: у большинства восточнославянских племен практически отсутствовала письменность в том виде, которого было бы достаточно для перевода и записи священных текстов Писания. После нескольких лет странствий и проповедей братья пришли к выводу о необходимости создания новой – что называется «с нуля» — азбуки, взяв на себя этот поистине титанический труд. За основу был взят греческий алфавит, однако в него пришлось внести очень много изменений. За эти заслуги братья спустя несколько лет после смерти были канонизированы, а на славянских землях их стали почитать особо.

    Каждый год в России отмечают самый исторический и национальный праздник - День славянской письменности и культуры, 24 мая. Как он появился? Кому он посвящен? Как его принято отмечать? Ответы на эти и многие другие важные вопросы можно узнать в этой статье.

    История возникновения

    24 мая - День славянской письменности и культуры. Дата его возникновения неизвестна. Точно люди знают лишь то, что создателями праздника являются известные два брата - Мефодий и Кирилл. Они - проповедники христианства - попробовали перевести греческие буквы на всем понятный славянский язык. Первая азбука появилась приблизительно 1150 лет назад.

    Праздник был установлен работниками церкви: они посчитали, что этот литературный подвиг достоин особого внимания!

    Сначала в 1980 году этот праздник стали отмечать болгары. Постепенно этой традиции стали придерживаться русские люди, украинцы и белорусы.

    Интересные факты о возникновение азбуки

    Два брата проживали приблизительно в середине IX века. Всю свою жизнь они проповедовали в греческом городе Солуни, посвятив свое существование изучению славянской письменности. Настоящее имя младшего брата - Константин. Еще в молодости он решил принять монашество, переименовав себя в Кирилла. Именно он первый задумался о том, как сделать греческий язык более понятным. Каждую букву Константин стал переводить на славянский язык. В честь своего нового имени он назвал созданную азбуку «кириллицей». Интерес Константина полностью поддержал его старший брат. Вместе им удалось создать тот самый алфавит, который каждый русский человек изучает в младших классах школы.

    Утро начинается с обсуждения

    История дня славянской письменности и культуры известна практически каждому человеку. В России этот день начинается с того, что по всем новостям центральных каналов поздравляют с чудесным событием и раскрывают самые интересные факты о празднике.

    Ранним утром поэты и писатели объединяются для того, чтобы разрешить несущие проблемы и принять какие-либо меры по их решению. В каждом городе проходят важные форумы с обсуждениями.

    Кому посвящен праздник?

    Многих волнует вопрос о том, кому посвящен праздник славянской письменности и культуры? Его имеют право отмечать абсолютно все люди, проживающие на территории Российской Федерации и в других регионах. Все жители планеты Земля в той и иной степени имеют отношение к алфавиту. Они пишут письма, читают, учат буквы в школьные годы. Это же делали и их далекие предки.

    В обязательном порядке стоит поблагодарить создателей главного национального мероприятия в этот день, посетив церковь.

    Мероприятия для детей

    В каждом регионе 24 мая перед самым последним звонком проводят мероприятие, посвященное дню славянской письменности и культуры для детей. Конечно же, малышам из детского сада трудно воспринять такую информацию, а вот школьники осваивают её в полном объеме. Торжественное мероприятие, как правило, разделяют на несколько основных частей:

    • В первую очередь организуются классные часы. Учителя или гости из местной библиотеки приходят к школьникам для того, чтобы рассказать всем слушателям краткую историю о появлении этого памятного события. Для наглядности они используют картинки, видеоролики или презентации. В некоторых случаях сами дети готовятся к этому празднику. Предварительно они готовят доклад на эту тему и по очереди рассказывают друг другу интересные факты.
    • Далее учителя рассказывают своим ученикам о самых лучших произведениях в области мировой литературы и рекомендуют список книг, с которым необходимо ознакомиться в период летних каникул.
    • Третья часть программы - это торжественное мероприятие, которое обычно проводится в актовом зале. Дети готовятся к нему за долгое время. Они читают со сцены стихи, обыгрывают сценки из известных художественных произведений и поют песни.

    Если праздник 24 мая День славянской письменности и культуры выпал на выходной, то его проводят в последний будний день перед ним.

    Мероприятия для взрослых

    Празднование дня славянской письменности и культуры в каждом регионе проходит и для взрослых. Он также разделен на несколько основных составляющих.

    • В первую очередь во дворцах, на площадях города или парках проходит церемония награждения. Самые выдающиеся учителя, филологи, библиотекари, поэты, писатели, стихотворцы и другие работники литературы получают благодарность за заслуги в этом нелегком труде.
    • Вторая часть церемонии - концерт. На нем выступают группы местной самодеятельности, читают собственные стихи современные поэты, также можно увидеть несколько интересных сценок.
    • В некоторых городах проходят викторины для тех, кто хорошо знаком с историей возникновения этого праздника. Участвуя в конкурсе, можно выиграть ценный сувенир.

    В каждом уголке страны 24 мая в День славянской письменности и культуры присутствует какая-то особая умиротворяющая атмосфера.

    Культурно-развлекательные мероприятия

    В каждом городе организуется бесплатная выставка в День славянской письменности и культуры. Она будет интересная абсолютно каждому человеку, даже тому, кто отдален от литературного поприща. На ней можно увидеть, как выглядели росписи Кирилла и Мефодия, первые славянские буквы и старинные книги.

    В этот день открыты практически все исторические музеи. Для всех желающих здесь проходят познавательные уроки, которые позволяют лучше ознакомиться с этим национальным праздником. Вечером во многих залах проходят поэтические концерты, на которых выступают самые выдающиеся поэты со своими лучшими произведениями. В основном все мероприятия в этот день проходят на бесплатной основе.

    В церквях ведутся службы. Все верующие люди могут прийти в храм и поблагодарить двух святых братьев за большой вклад в литературный труд.

    Презенты

    Что подарить виновнику торжества в этот день? Вариантов существует несколько. Можно сделать свой выбор в зависимости от финансовых возможностей:

    • Сувенир или статуэтку для украшения стола творческого человека.
    • Элитную ручку в подарочной упаковке.
    • Краску для принтера или упаковку белой бумаги.
    • Эксклюзивную книгу.
    • Блокнот для записей.
    • Компьютер, ноутбук или любую составляющую для него (мышь, коврик, клавиатуру и т. д).
    • Лампу для освещения.

    Совсем не обязательно, чтобы подарок был связан с литературной деятельностью. Можно также порадовать человека букетом цветов, ароматными духами или ювелирным украшением. Приятно будет получить любой сладкий сувенир, который положительно повлияет на интеллектуальную деятельность человека.

    В стихах

    Важно предварительно задуматься о проведении дня славянской письменности и культуры, но также необходимо заранее позаботиться о подготовке поздравительной речи для виновника торжества. Например, можно использовать для этой цели следующий вариант:

    «Перед вашими глазами всегда лежит пустой листок,

    Вот и я сегодня на нем хочу написать небольшой поздравок.

    Пусть все ваши буквы легко складываются в слова.

    А из них формируются красочные предложения».

    Емкое, яркое и небольшое поздравление будет рад услышать любой человек, имеющий отношение к литературе.

    В прозе

    Талантливого человека, труд которого связан с литературой, очень трудно его удивить красивым стихом. Лучше всего подготовить поздравление в прозе, которое будет наполнено максимальной искренностью, трогательностью и нежностью. Например, для этой цели подойдет послание следующего вида:

    «Сегодня день славы славянской письменности. Хочется поздравить Вас с профессиональным праздником. Пусть Вас никогда не покидает талант, всегда присутствует муза и хорошее настроение, которое позволит создать новые легендарные проекты. Нам очень хочется поблагодарить Вас за неоценимый труд. Благодаря Вам мы смогли научиться любить, правильно мыслить и наслаждаться жизнью. Желаем Вам крепкого здоровья, новых идей и осуществления всех задуманных целей»

    Такой текст отлично подойдет для поздравления с праздником поэта, писателя, библиотекаря и любого человека, труд которого напрямую связан с литературой.

    Каждый год именно 24 мая проходит легендарный праздник, посвященной славянской письменности и культуры. К нему просто не может никто оставаться равнодушным. В каждом городе звучат приятные слова в адрес выдающихся специалистов, проходят тематические выставки и мероприятия. К сожалению, этот день пока еще не объявлен выходным, поэтому люди вынуждены выходить на работу. Вечером же они также могут приобщиться к этому приятному событию. Основная цель его проведения - научиться ценить значимость литературы каждому человеку.

    В истории каждого народа есть эпохальные вехи, которые красной чертой отделяют времена, олицетворяя перемены и обновление. Прежде всего это связано с народностью, которая многие века была превыше политики и достатка. Конечно, долгое время духовность и наука шли рука об руку, занимаясь образованием, сохранением ценностей и исторических сведений. Именно поэтому многие видные деятели в средневековье оказывались духовными лицами. Они обладали широким кругозором, были знакомы со всеми науками, знали языки и географию, видели перед собой высшие нравственные и просветительские цели. Такие личности, переломившие ход истории и внесшие небывалый вклад, - на вес золота. Именно поэтому в их честь до сих пор организуются торжества, и наглядный пример этому - праздник “День славянской письменности и культуры”.

    Предыстория

    Этот праздник возник в память о двух братьях, которых именуют Солунскими. Кирилл и Мефодий были византийцами, полное название города - места их рождения - Фессалоники. Они происходили из знатного рода и в совершенстве владели греческим. В некоторых хрониках указано, что в этой местности был распространен и местный диалект, который относился к славянским, однако, документальных подтверждений о наличии второго родного языка у братьев не найдено. Многие историки приписывают им болгарское происхождение, ссылаясь на ряд источников, но вполне возможно, что они были греками по рождению. До пострига Кирилл носил имя Константин. Мефодий был самым старшим среди братьев в семье и первым удалился в монастырь. Константин получил блестящее образование, заслужил почет и уважение в ученой среде. После ряда событий, он удалился к брату в монастырь вместе со своими учениками и соратниками. Именно там началась обширная работа, прославившая их.

    Наследие братьев

    История праздника восходит к событиям 9 века н. э. Начиная с пострига Кирилла в стенах монастыря началась работа над разработкой кириллицы. Так сейчас именуется один из первых алфавитов старославянского языка. Первичное его название - "глаголица". Считается, что замысел о ее создании возник еще в 856 году. Стимулом для их изобретения была миссионерская деятельность и проповедование христианства. Множество правителей и церковников обращались в те времена в Константинополь, прося предоставить им молитвы и песнопения на их родном языке. Система глаголицы позволила Кириллу и Мефодию перевести ряд церковных книг на славянский язык и открыть тем самым дорогу христианству на восток.

    Религиозные каноны

    Но в рамках истории праздник славянской письменности и культуры связан не только с азбукой, но и с житием братьев, равноапостольных Кирилла и Мефодия. Они канонизированы как святые и почитаются на Востоке и на Западе. Примечательно, что в церковном обиходе очередность их имен - Мефодий, а затем Кирилл. Вероятно, это говорит о более высоком сане старшего брата, который отмечается отдельно, несмотря на более важный научно-исследовательский вклад его брата. На иконах они всегда изображены вместе, святыми же были признаны в конце 9 века.

    Зарождение праздника

    Оценив работу братьев, болгары, которые были ближайшими славянами, решили обозначить это событие. Уже с 11 века, как сообщают некоторые источники, появилась официальная церковная дата празднования. Датой было установлено 11 мая. Многие века это был день памяти святых, позже, в эпоху расцвета науки и просвещения, событие превратилось в праздник славянской письменности. Именно болгарский народ был инициатором торжеств и хранителем этой традиции. Народ гордился Кириллом и Мефодием как просветителями, дарившими славянскому миру возможность самоопределения и национальной независимости, в том числе по церковной линии. Эта дата стала центральной в культурной и духовной жизни балканских народов.

    19 век

    Многое изменилось в конце 18 - начале 19 века: пересмотр ценностей, взглядов, начало прогресса. Именно в этот период праздник славянской письменности получил новую жизнь. Начало опять было положено в Болгарии, где в 1857 году прошли массовые торжества. Не желая отстать от братьев-славян и помня о том, какой толчок для развития языкознания, литературы и науки дала разработка алфавита, государство Российское также организовало торжества, но в 1863 году. На троне в то время был Александр ||, а вопросом на повестке дня - Польское восстание. Тем не менее именно в этом году был издан указ о праздновании дня памяти Кирилла и Мефодия 11 мая (по старому стилю), дата была выбрана Священным синодом. В 1863 году состоялись торжества по случаю тысячелетнего юбилея от предполагаемой даты создания старославянского алфавита.

    Период забвения

    Несмотря на уважение к равноапостольным святым и оценку их вклада в виде переводов церковных книг, памятная дата, занесенная в государственный календарь, на долгое время была будто забыта. Возможно, это было связано с развитием революционного движения, государственным переворотом, отрицающим церковные каноны, и войнами, громом прокатившимся по Евразии. Вновь праздник славянской письменности был возрожден в России в 1985 году. Это событие произошло в Мурманске, благодаря писателю, неоднократно награжденному Государственными премиями - Маслову Виталию Семеновичу. Именно он стал активистом возрождения интереса к этому празднику, также по его инициативе был установлен памятник Кириллу и Мефодию в Мурманске. Интерес, подогреваемый общественностью, вырос в традицию, которая вскоре была узаконена.

    Государственный праздник

    Официальное утверждение Кирилла и Мефодия приходится на 30 января 1991 года. Решение было принято президентом РФ. Это первый и единственный в своем роде Датой было выбрано 24 мая, аналог 11 мая по новому стилю. С этих пор празднования проводились в одном из городов, так, за период с 1991 по 2000 год эпицентром событий были Москва, Владимир, Белгород, Кострома, Орел, Ярославль, Псков, Рязань. Позже были задействованы и более отдаленные от столицы города - Новосибирск, Ханты-Мансийск. С 2010 года указом президента Д. А. Медведева центром культурных и церковных событий назначена Москва.

    Церковные торжества

    История праздника славянской письменности и культуры предполагает церковные мероприятия, посвященные памяти равноапостольных святых Мефодия и Кирилла. Как правило, наиболее важным местом в моменты важных духовных событий становится храм Христа Спасителя, где проводит службу Патриарх Московский и всея Руси. Традиционные торжества предполагают утреннюю Божественную литургию. Позже патриарх произносит речь, обращаясь к прихожанам, духовным и государственным лицам. В стенах храма братья именуются “учителями Словенскими”. Прежде всего отмечается просветительская направленность святых, то, что они несли народу слово, культуру, язык, руководствуясь божественными законами и нравственными нормами. Понятие просвещения толкуется в церкви как излучение света, указывающего человеку путь к свету, а значит, к Богу. На данный момент церковь активно участвует в жизни страны, откликаясь на политические проблемы и тяготы жизни прихожан. Это позволяет не только отрешиться от земного, посетив литургию, но и узнать позицию церкви по основным вопросам бытия и государственности. После официальной части в стенах кафедрального собора совершается крестный ход к памятнику Кириллу и Мефодию. Он расположен в центре Москвы, на Там совершается молебен, а затем возлагаются венки.

    Массовые гуляния

    Наряду с церковным, сценарий праздника “День славянской письменности и культуры” в массовом проявлении имеет не меньшую важность. Так как это государственная дата, общественные организации проводят концерты, выставки, презентации, чтения, конкурсы и иные мероприятия. Центром событий становится Красная площадь, именно там проводится масштабный концерт, который открывается днем с официальных речей, и продолжается достаточно долго. На сцене сменяются солисты и коллективы, создавая праздничную атмосферу на улицах города. Размах события подчеркивает состав исполнителей - это крупнейшие хоровые коллективы, симфонический оркестр, оркестры народных инструментов. Актеры и телеведущие считают честью возможность выступить на такой сцене. Концерт транслируется по государственным каналам. За пределами столицы также проходят празднования, сосредоточенные на центральных площадях, у памятников, в парках, в библиотеках. Предусмотрен единый сценарий праздника славянской письменности, который регламентирует основные параметры проведения торжеств.

    Развитие культуры

    День Кирилла и Мефодия играет большую роль в культурной жизни страны. Он подогревает интерес подрастающего поколения к языкознанию, литературе, истории, знакомит более старшее поколение с историческими вехами. Сама история праздника “День славянской письменности” говорит о его важной миссии - просвещении. Открытые лекции, семинары, чтения - те мероприятия, которые знакомят посетителей с новыми открытиями, основными версиями исторической правды, с новыми литературными и публицистическими трудами.

    География праздника

    День письменности и культуры - прерогатива не только России. Этот праздник знаменит обширной географией, которая включает страны славянского мира. Конечно же, он отмечается в Болгарии, что интересно, он является государственным также в Чехии и Македонии. На постсоветском пространстве он остается одним из любимейших. Празднования на городских площадях, в храмах, библиотеках, школах проводятся в городах Молдовы, Приднестровья, Украины, Беларуси. Традиционно к этой дате готовятся форумы, встречи, открытые чтения, издания монографий или исторических очерков. Для того чтобы разнообразить содержание мероприятий, к датам празднования подключаются юбилеи писателей, годовщины кончины духовных лиц или исторические отметки.

    Как провести день письменности?

    Многие заведения дошкольного образования, и общественные организации по-своему отмечают праздник славянской письменности и культуры. Сценарий может быть различным. Кто-то выбирает проведение благотворительных акций, кто-то сосредотачивается на литературном и языковом наследии, кто-то выбирает проведение концертов и выставок. Конечно, тема народного единства, духовного роста, богатства и ценности родного языка занимает ведущее место. Когда готовится праздник славянской письменности и культуры, сценарий занимает ведущее место, так как для его проведения нужен четкий график с почасовым расписанием.

    Памятник Кириллу и Мефодию есть во многих городах России и зарубежья. Вклад святых, которые дали славянскому народу ключ к развитию науки и языкознания, сложно переоценить. Праздник славянской письменности - одно из важнейших событий в жизни страны и славянского народа.

    Загрузка...
    Top