Декоративно-прикладное искусство: виды, образы, развитие. Музей декоративно-прикладного и народного искусства

Прививать малышам любовь к прекрасному, развивать зачатки эстетического вкуса можно разными способами. И один из них – занятия с ребенком прикладным творчеством. Это не обязательно должны быть практические уроки с уклоном в народную тематику. Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством можно проводить путем выполнения поделок из проволоки или бумаги, лоскутного шитья, раскрашивания витражей и т. д.

Различные техники детского прикладного искусства не только позволяют занять свободное время, натренировать руку, научить ребенка работать с различным инструментарием. Помимо всего прочего, прикладные техники развивают у ребенка эстетический вкус, умение сочетать предметы и детали, различать оттенки, создавать новые фигуры, предметы или картины. Это положительно влияет на развитие абстрактного мышления, а также воспитывает художественный вкус вашего чада.

Какова роль декоративно прикладного творчества в развитии детей?

О том, какова роль декоративно-прикладного творчества в развитии детей говорил ещё великий педагог В. А. Сухомлинский. По его словам, «истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев». И это совершенно справедливо, ведь любые действия, которые ребенок совершает пальцами, имеют непосредственное влияние не только на развитие его письменных навыков, но и на умственное развитие, на познавательную активность его мозга и на творческую составляющую его жизни.

Не секрет, что детское прикладное творчество имеет непосредственное отношение к развитию мелкой моторики, а значит стимулирует работу головного мозга, запускает механизмы речи и развивает творческие способности каждого ребенка.

Творческое моделирование воспитывает в человеке эстетический вкус, развивает образное мышление, помогает в приобретении навыков работы с различными инструментами и значительно обогащает знания о мире вашего ребенка.

Более того, использование прикладных техник дает родителю уникальный шанс заниматься творчеством совместно со своим ребенком. А готовые изделия отлично украсят интерьер вашего дома, дополнив развивающее пространство детской комнаты.

Прикладное творчество - это конструирование и моделирование из подручных материалов, умение создавать что-то новое из частей чего-либо. Это всякий художественный труд, которым занимается ваш ребенок.

Провести с ребенком интересное творческое занятие по конструированию легко, достаточно подключить воображение и запастись необходимыми материалами.

Во время работы с мелкими деталями формируется . Ребенок учится удерживать кончиками пальцев мелкие детали, рационально распределяет напряжение руки и мышц кисти.

Помимо влияния на мелкую моторику, роль декоративно-прикладного искусства в развитии ребенка ещё и в том, что оно оказывает благотворное действие на формирование эстетического и художественного вкуса, знакомит с элементами абстрактного мышления.

К прикладному творчеству можно отнести аппликацию из цветной бумаги, моделирование из природных материалов, работу с пластичными материалами, работу с инструментами и даже оформление игровых площадок.

Ниже рассмотрены несколько видов декоративно прикладного творчества для детей, которыми можно заняться в домашних условиях.

Детское декоративно-прикладное творчество: искусство мозаики

Мозаика - древнейший вид художественного искусства, предполагающий составление картин из мелких частей.

Чтобы собрать мозаику, необходимо обладать усидчивостью и волей. В отличие от аппликации или от нарисованной картины, изображение в мозаике проявляется постепенно, из мелких деталей.

Мозаику создают из камешков, глины, пластилина или обычной бумаги. Ее можно сделать из бусин, бисера, песка и даже манной крупы. Это самый распространенный вид прикладного искусства для детей.

Во время сборки мозаичного рисунка у ребенка развивается мелкая моторика, проявляется воображение, формируется художественный вкус и образное мышление. Кроме того, создание рисунка из мозаики отлично тренирует усидчивость и внимание, помогает сконцентрироваться на мелочах.

Не бойтесь переизбытка мозаичных рисунков в вашем доме, мозаичные панно - новое слово в современном декоре. Можно добавить в детскую комнату изюминку картинами и зарисовками из мозаики. Ею можно декорировать практически все в жилом пространстве.

Главное, помните: занимаясь этим детским декоративно-прикладным искусством, детали мозаики должны быть крупными и удобными для детской руки. Со старшим можно использовать в мозаичной картине такие материалы, как бисер или манная крупа.

С помощью мозаичного рисунка можно не просто сделать картину на стену, но обновить и дополнить интерьер детской комнаты.

Один из оригинальных видов прикладного творчества для детей - использование в качестве мозаичных запчастей природных материалов: ракушек, камней, семян растений или засушенных листьев деревьев. Работа с таким материалом требует повышенного внимания, аккуратности и большой усидчивости.

С маленьким ребенком полезно заниматься декором мозаики с крупами. Гречневая, рисовая и даже пшенная крупа отлично развивают хватательные навыки и формируют тактильное восприятие.

Но универсальным и самым доступным материалом для мозаики является цветная бумага. Для того чтобы выполнить из нее декор мозаикой, бумагу нужно нарезать или порвать на мелкие детали так, чтобы их хватило для всей картины. Бумагу можно сочетать с соленым тестом, акриловыми красками, песочными композициями.

Декоративно-прикладное искусство для детей дошкольного возраста: витражи

Еще один удачный вариант прикладного творчества для детей, формирующий эстетический вкус, развивающий мелкую моторику, воображение и тренирующий внимание - это витражная роспись.

Существует несколько видов техники витражной росписи: фьюзинг, тиффани, пленочные витражи и витражи, созданные витражными красками.

Остановимся на витражных красках, поскольку именно этим материалом удобней всего работать с детьми. Более того, витражные краски можно сделать самостоятельно, в домашних условиях.

Так как витражные краски созданы на основе клея ПВА, то готовый рисунок после высыхания на трафарете легко переносить на стекло. Из-за клейковины на основании рисунок хорошо держится на стекле, но при необходимости его можно легко снять и утилизовать, скатав в маленький шарик.

Витражными красками может работать как маленький ребенок, так и взрослый человек. Особой усидчивости требует прорисовка контура будущего рисунка. У новичков эти контуры получаются гораздо толще необходимого. Перед использованием тюбик витражной краски надо немного встряхнуть, но сильно трясти не рекомендуется, так как вы рискуете получить большое скопление кислорода. Если при нанесении краски на рисунке появились пузырьки воздуха, аккуратно проткните их кончиком витражного карандаша с краской или смешайте кистью.

Готовый витраж из такой краски необходимо оставить на трафарете на 24 часа до полного высыхания. В основе таких витражных картин выступает трафарет с распечатанным рисунком под полиэтиленовым чехлом. Витражную картину переносят на стекло аккуратно, только после полного высыхания.

Чтобы заниматься этим видом декоративно-прикладного искусства с детьми, необходимо определиться с тем, какие краски вы предпочитаете использовать. Изготовители позаботились о наших нуждах, и у каждого баллончика есть носик-распределитель, что отменяет использование дополнительных инструментов.

Все краски для витража можно разделить на обжигаемые и не обжигаемые. Обжигаемые позволяют прокаливать готовое изделие в печи, то есть продлить срок эксплуатации готового витража.

Для детей, осваивающих навыки такого декоративно-прикладного искусства, рекомендуется покупать краски импортного производства. В их упаковках удобные дозаторы, консистенция оптимальная. Она не будет течь, размазываться.

Витражные краски на водяной основе содержат в загустителе глицерин и на выходе дают большое количество пузырьков воздуха, с которыми придется бороться во избежание пустот в витражном рисунке.

Контуры для витражных красок продаются в специальных тюбиках. Очень часто новички покупают черный контур. Это неправильно. Работать с черным контуром сложнее, чем кажется на первый взгляд. Линии могут быть неоправданно широкими, а контур может бросаться в глаза, затмевая весь рисунок.

Новичку в витражном украшении и декоре лучше использовать контуры серебристых или белых цветов. Не бойтесь, сначала линия будет больше, чем вы планировали, но с опытом придет понимание, как выдавливать контурную краску нужной ширины.

Чтобы кончик насадки не засыхал и не обрастал остатками краски, рядом с изделием всегда кладите влажную губку, о которую можно вытереть все излишки.

Среди многообразия витражных красок особняком стоят витражные краски, сделанные своими руками. Такой материал идеально подойдет для работы даже маленькому ребенку. Собственные витражные краски можно сделать из клея ПВА и пищевых красителей.

Смешивайте краситель с ПВА, пока не получите однородную густую массу. Под емкости можно использовать пустые тюбики от гуаши или баночки из-под детского питания.

Витражные краски, созданные своими руками, наносятся на лист файла, в который вложена нужная картинка. После полного высыхания картина отделяется от полиэтилена и наклеивается на стекло.

Если вы всерьез задумались о занятии таким декоративно-прикладным искусством с детьми дошкольного возраста, не спешите осваивать окна и остекленные двери. Сначала стоит попробовать нарисовать витраж на малой площади. Например, декорировать ночник или вазу, стеклянную тарелку или кружку.

Перед работой со стеклом его нужно очистить от грязи и лишнего жира. Для этого промойте основу под проточной водой с моющим средством.

Теперь об эскизе. Если вы не хотите повторять растиражированные картинки и мечтаете создать что-то необычное, то рисунок можно сделать при помощи специальных программ; самая простая из них - Paint - есть на каждом компьютере.

Создав и распечатав эскиз, приступаем к переносу его на стеклянное изделие. Если это ночник для декора, то лист с рисунком мы аккуратно вправляем внутрь стеклянного абажура, закрепляем его клейкой лентой.

Теперь берем черный маркер для работ по стеклу (его контур стирается очень легко) и наносим очертания рисунка на наш абажур. Следующий этап: наносим витражный контур и оставляем изделие высыхать.

При обучении дошкольников такому декоративно-прикладному творчеству, важно освоить правильную технику работы с витражными красками. Перед использованием каждый тюбик необходимо встряхнуть, но не взбалтывать, чтобы не поднять кучу пузырьков.

Витражные краски наносятся густым слоем на каждую деталь рисунка. Каждой стороне нужно дать полностью высохнуть. Готовое изделие можно вскрыть акриловым лаком, чтобы закрепить детали, а можно прокалить в печи. Во втором случае обратите внимание на жаростойкость стекла-основы.

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству: квиллинг

Английская забава - закручивать полоски бумаги, а потом собирать получившиеся детали в некоторый узор - облетела всю планету. Использование этой техники в развитии мелкой моторики ребенка дает возможность получить опыт работы с машинкой для квиллинга, оттачивает умение работать с мелкими деталями, захватывать, склеивать их в узоры.

Приобщение детей к такому декоративно-прикладному искусству развивает усидчивость, формирует абстрактное и образное мышление, открывает возможности для развития художественного вкуса у ребенка.

Инструменты для работы с бумагой в технике квиллинга. В первую очередь нужно купить инструмент для закручивания бумаги. Если вы не нашли его в магазине - не расстраивайтесь и сделайте его сами.

Большую портняжную иглу острой частью закрепите в древко и кусачками удалите на ушке верхнюю петлю. Инструмент для скручивания узоров из бумаги готов.

Трафарет с окружностями различных диаметров для занятий с детьми декоративно-прикладным творчеством вы можете приобрести в канцелярском магазине. Здесь же продается клей. Можно использовать специальные клеевые основы, но проще запастись пистолетом для клея и тюбиками с ПВА.

Для работы с бумагой вам потребуется пинцет с длинными заостренными концами. Можно использовать плоский, но в этом случае придется следить за тем, чтобы не помять и не повредить готовые детали.

Стандартные полоски бумаги для занятий прикладным творчеством с детьми 5-7 лет продают в магазинах для рукоделия. Если необходимого цвета не оказалось или в ассортименте полоски не той ширины, попробуйте вырезать заготовки для квиллинга вручную. Для этого скрепите скобой между собой несколько листов цветной офисной бумаги, разметьте заготовку и с помощью канцелярского ножа и линейки нарежьте требуемое количество полосок.

Рабочее место и приемы работы. Организуя рабочее место для квиллинга, позаботьтесь о хорошем освещении. Кресло или стулу рабочего стола необходимо выбирать с тем расчетом, чтобы во время кропотливой работы ваш позвоночник не уставал, а кисти не немели.

  • На рабочий стол положите машинку для верчения бумаги, пинцет, линейку с трафаретами окружностей и обычную линейку.
  • Приготовьте клей и мокрую губку, об которую удобно убирать излишки клея.
  • Приготовьтесь к тому, что с первого раза шедевр может не получиться, но узор на открытку вы сделаете.

Квиллинг, как и многие техники прикладного искусства для дошкольников, направлен на развитие наглядно-образного мышления и формирует мелкую моторику рук.

Технику квиллинга можно использовать и в развивающем пространстве детской комнаты.

Причудливые узоры из скрученной бумаги одинаково хорошо смотрятся как на рамках фото, так и в декоративных панно во всю стену:

В детской комнате узоры из квиллинга используются в качестве развивающей среды.

Например, когда ребенок учит алфавит, объемные буквы из скрученной бумаги на стенах детской помогут с запоминанием. Ночник в виде корабля с ажурными парусами, готовый в любую минуту взмыть в небеса, добавит сказочное настроение в мир юного фантазера.

Необычные узорные цифры на стене помогут малышу запомнить цифровой ряд и научат простым вычислениям. Сюжеты из знакомых сказок, предметы обихода, геометрические фигуры в стиле квиллинга - все это может стать наглядным учебным пособием и достойным украшением детской комнаты.

Поделка прикладного творчества, выполненные дошкольниками, не обязательно должны быть связаны с игрушками, хотя из скрученной бумаги выйдет неплохой пальчиковый театр. Квиллингом можно декорировать баночки для карандашей, кашпо под цветы. Даже рабочий стол можно украсить картиной из скрученной бумаги, поместив ее под закаленное стекло.

Не важно, как вы будете использовать готовые изделия из квиллинга, главное, что эту технику можно и нужно использовать в совместном творчестве с ребенком, особенно в период «становления руки» и подготовки к письму.

Художественное прикладное творчество для детей 5, 6, 7 лет: занятия с проволокой

Если вы никогда раньше не использовали проволоку в декоративных целях, не крутили из нее замысловатые фигуры и не изобретали замысловатый каркас для игрушечной мебели, то начинать придется с малого.

Для знакомства детей с прикладным искусством купите медную проволоку в мотке для поделок из бисера. Этот материал можно приобрести в любом магазине для рукодельниц. Инструмент для работы с любой проволокой похож на плоскогубцы с вытянутым носиком, он называется круглогубцами.

Поделки из медной проволоки можно делать вместе с детьми пятилетнего возраста, когда мышцы рук окрепли и появилась некоторая усидчивость. Достаточно объяснить принципы работы и проконтролировать на начальном этапе.

Чтобы научиться крутить замысловатые фигуры из проволоки, придется начать с малого. Научитесь скручивать, закреплять и заворачивать простую медную нить, продающуюся в мотках для бисероплетения.

Эскизов для подобного художественно-прикладное творчество с детьми в Интернете достаточно. Многие поделки из такого материала можно смело использовать в оформлении детской комнаты. Например, объемная картина, сплетенная из бисера на медной проволоке, может стать неплохим украшением для детской комнаты.

С помощью медной проволоки, бисера и бусин можно декорировать рамки для фото, кашпо для цветов или настенные часы.Маленькими поделками из медной проволоки можно заполнить пространство календарного планирования или режим дня первоклассника.

Самое главное - ребенку 5, 6 и 7 лет такое прикладное творчество будет интересно, а работать с проволокой очень легко.

После того как медная проволока для творчества освоена, самое время переходить к более упругим и стойким к деформации материалам. Например, создавать поделки из проволоки с многослойным покрытием и большим диаметром, чем у медного мотка.

Для работы с таким материалом вам потребуются загнутые плоскогубцы и ручка-тиски. Если вы планируете поставить готовое изделие на опору, не забудьте приобрести набор специальных штырьков. Те, кто хорошо освоит технику работы с проволокой, могут использовать разнообразные приспособления по созданию узоров и украшений.

Подобное прикладное творчество интересно не только детям 5, 6 и 7 лет - работа с упругими проволоками заинтересует и школьников постарше. Сегодня бижутерия из медных завитков вошла в моду. Серьги, бусы, кольца и браслеты - вот неполный список того, что может сделать девочка под руководством мамы для собственного украшения.

Ангелы в детскую комнату младшего братика или сестры, елочки на окно в детской, забавные часы или оригинальный ночник из проволоки - все это займет ребенка и украсит дом.

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством: пэчворк

К шести годам многие дети еще не умеют толком работать с иглой и нитками. Родители либо боятся давать иглу в руки ребенка, либо сами не увлекаются шитьем. Редко когда девчонки шьют своим куклам наряды или учатся вышивать крестиком. Но шитье является одним из основных методов развития мелкой моторики рук дошкольника.

Тем более что сегодня есть безопасные иглы, которыми нельзя уколоться. С широкими ушками, чтобы было удобно заправлять иглу ниткой. Никто не говорит о сложном шитье, но некоторые простые швы по ткани, вышивка или совместное творчество по ткани с мамой - отличная тренировка для рук шестилетки.

В качестве знакомства дошкольников с декоративно-прикладным искусством можно использовать работу с тканью в технике пэчворк.

На Руси лоскутное украшение считалось показателем домовитости и таланта хозяйки. В Англии из кусков ткани шили как одежду, так и гобелены, а также шторы на окна. Лоскутное шитье лежит в основе создания кожаных доспехов и простой одежды в средние века.

Название этой техники идет из английского языка: patch - заплатка, work - работа. Пэчворк - работа с заплатками, или шитье из кусочков ткани.

Со временем изделия из разных кусков ткани и кожи стали использовать не только в практических целях. Сегодня узоры, которые создают умелицы пэчворка, используются больше в эстетических целях, украшая и дополняя интерьер нашего дома.

В пэчворке не обязательно вкладывать в каждый кусочек отдельный узор. За счет оригинальной сборки «заплатки» часто дополняют основной рисунок, являясь в нем незаменимым звеном. Пэчворк можно связать, можно сплести, а можно выполнить, используя технику макраме. Главное - соблюдать задуманный узор.

Практикуя занятия декоративно-прикладным творчеством для развития детей, при организации работы с лоскутами следуйте следующим правилам:

  • следите за правильным освещением;
  • детали предполагаемого изделия сортируйте по цветам, форме или размерам, чтобы потом не искать требуемое в куче разноцветных лоскутов;
  • задумывая работу с «заплатками», держите под рукой готовую схему;
  • подбирайте нитки в тон материалу, заранее проверяйте их на прочность.

Плетенные из лоскутов ткани ковры и паласы, вязаные вещи для кукол и их хозяйки - все это может быть ярко, весело, оригинально и просто.

Да, занятия прикладным искусством с детьми забирают время. Творчество всегда требует особых затрат. Но при всем «неудобстве» вы получаете неповторимый результат. Особенно если к обновлению интерьера детской комнаты вы привлечете ребенка. Например, доверьте ему выбор расцветки будущих «заплаток». Или пусть вырежет все заготовки, или стачает несколько «заплаток» по эскизу. Таким образом, декоративное прикладное развитие детей – то не только приобщение к прекрасному, но и польза.

Статья прочитана 5 390 раз(a).

Ирина Уфимцева
Роль декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Народное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям, оно помогает лучше узнать традиции своего края, его национальные богатства. Планируя целенаправленную работу по ознакомлению и приобщению детей к народному творчеству, осуществляю с детьми 5 – 7 лет. Эта деятельность началась с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Итоговым мероприятием стал «Город мастеров» , на котором дети поучаствовали в викторине по народным промыслам и посетили выставку предметов народных промыслов.

В произведениях народного творчества отражается любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений много идет от природы – от земли, леса, трав, воды и солнца. От всего живого, что любит человек. Поэтому, помимо занятий по ознакомлению с народными промыслами, техникой рисования, лепки включена НОД по изучению народно-изобразительного искусства в ритме традиционного календаря – от осени до лета.

В процессе формирования навыков декоративного рисования , лепки и аппликации я использую следующие приемы и методы :

Создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения смотра детских работ;

Сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

Использование очерчивающих жестов (для выделения элементов росписи, последовательности выполнения узора) ;

Показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых, сложных элементов узора;

Сочетание различных видов изобразительной деятельности;

Включение в ход занятий ИКТ;

Использование музыки, литературных материалов, элементов театрализованной деятельности.

Организация образовательной деятельности по ознакомлению с дает возможность детям почувствовать себя в роли художника- декоратора , отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира и включает в себя два этапа :

Знакомство с промыслами

Формирование навыков рисования и лепки.

На каждом занятии провожу мини- беседы о том или ином народном промысле с показом изделий народных мастеров (деревянные ложки, матрешки, дымковские игрушки или фотографии и картинки). Вместе с детьми рассматриваем их, сопровождая необходимыми пояснениями для того, чтобы помочь детям разобраться в особенностях того или иного промысла. Для большего эмоционального восприятия детьми народного искусства использую устное народное творчество (потешки, стихи, прибаутки) .

При знакомстве с изделиями народных умельцев решала следующие задачи :

Познакомить с русскими народными промыслами, вызвать интерес к народному творчеству;

Формировать навыки рисования элементов росписей и лепки народных игрушек;

- развивать умение работать со схемой.

Помимо задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие »

решаются и задачи из других образовательных областей :

Физическое развитие :

формировать умение координировать, согласовывать движения с речью;

развивать мелкую моторику рук .

Социально-коммуникативное развитие :

формировать эмоционально- волевую сферу, отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми и родителями;

воспитывать любовь к родному краю, наследию предков, уважение к их труду.

Познавательное развитие :

формировать и расширять представление о многообразии предметов декоративно- прикладного искусства ;

расширять представления о материалах, из которых мастера создают произведения искусства (глина, дерево, керамика, нитки и др.) .

Речевое развитие :

обогащать словарный запас;

развивать диалогическую и монологическую речь;

развивать интерес к устному народному творчеству.

От беседы перешли к практической части :

Учились рисовать элементы росписей, лепить народную игрушку, на следующих занятиях знакомились с новыми элементами, приемами лепки, а также закрепляем цветовую гамму. Перед тем как рисовать элементы на бумаге, прорисовываем их в воздухе. В практике своей работы широко использую дидактические игры : «Узнай по описанию» , «Повтори элемент» , «Составь узор» , «Обведи и раскрась» …. Цель этих игр – обучение технике рисования элементов, развитие мелкой моторики рук , закрепление представлений о промыслах, цветовой гамме, развитие фантазии , композиционных умений. Постепенно от рисования на полосе, квадрате, круге переходим к росписи плоскостных силуэтов. Когда дети знакомятся с тем или иным элементом, обращаю внимание на индивидуальность каждого узора. Дети начинают рисовать, лепить увереннее от занятия к занятию. По мере накопления эстетических впечатлений у детей развивается зрительное восприятие, слух, формируется интерес. Они осваивают в действительности цвет, линии, звуки, движения, ритм, симметрию, которые постепенно выступают перед ними как прекрасные формы и свойства. Красота народного искусства непосредственно воздействует на душевное состояние детей, их настроение, является источником эмоций, влияющих на отношение к окружающему миру. Рассматривание предметов народных промыслов вызывает у детей радость, добрые чувства. Формирование навыков рисования, приемов лепки строится от простого к сложному. После того как технические навыки сформированы, развиваю у детей творческое воображение, используя дидактические игры : «Парные картинки» , «Декоративное домино » , «Собери целое» , «Узнай игрушку» …. использую их как на занятии, так и в свободной деятельности. Эти игры помогают детям придумывать новые композиции, самостоятельно составлять, рисовать узоры. На протяжении всей работы организуются выставки детских работ для родителей с целью показать их успехи в освоении народных росписей. Многие родители правильно понимают роль изобразительного искусства в воспитании дошкольников , но в основном видят ее в развитии речи , мышления. Они недооценивают того, что восприятие ребенком народного искусства , оказывает сильное воздействие на формирование его личности, на сознание, поведение, эмоциональную сферу, формирование эстетического видения действительности. Наличие художественно -творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе, поэтому эти способности следует развивать как можно раньше . Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. Поэтому провожу просветительскую работу с родителями. Основная задача в этом направлении – это привитие интереса к изобразительному искусству ; формирование умения пользоваться определенными методическими приемами ознакомления детей с изобразительным искусством , учитывая при этом индивидуальные особенности детей. Помогают в решении этих задач папки- передвижки и консультации. В них содержатся методические советы, на что обращать внимание в процессе рассматривания предметов ; как научить рисовать элементы росписи и составлять узоры; о чем рассказать. Кроме того для родителей оформляю передвижные выставки дидактических игр, способствующих развитию интереса к декоративно-прикладному искусству , художественно -творческих способностей, воспитанию любви и уважения к культуре своего народа. Обязательно вместе с играми помещены советы по организации игр с детьми. В результате проведения НОД, игротек, работы с родителями у детей появляется устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству . Дети умеют хорошо ориентироваться на листе бумаги, усваивают элементы росписей, цвета; улучшаются навыки владения кистью.

В ходе реализации поставленных задач необходимо отслеживать результаты формирования у детей представлений о народном искусстве и художественных приемов рисования и лепки по мотивам декоративных росписей . Для этого провожу диагностику по определенным критериям, которые показывают уровень интереса к народному творчеству, художественной активности , скульптурных и изобразительных навыков. В процессе работы по приобщению детей к народному искусству я пришла к следующим выводам :

Ознакомление с декоративно-прикладным искусством оказывает благоприятное влияние на эстетическое развитие детей ; искусство вносит в мир ребенка радость и положительные эмоции.

При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.

Изучая декоративно -прикладное творчество, дети познают окружающую природу, обогащают словарный запас, развивают умение связно излагать свои мысли.

Дети различают виды росписей (по цветовой гамме, узору, материалу) .

Дети усвоили разнообразные приемы рисования и лепки при передаче той или иной росписи, игрушки.

Таким образом, можно констатировать, что декоративно-прикладное искусство как часть эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение. Искусство в жизни ребенка является методом образного познания жизни; оно дает богатое содержание, несущее ребенку множество глубоких переживаний, мыслей, знаний. Оно развивает умственные способности и воспринимающий аппарат ребенка.

Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа

2.2 Роль декоративно-прикладного искусства в современном обществе

Для того, чтобы понять, случайно или неслучайно возникла такая странная ситуация с ДПИ, необходимо вспомнить тридцатые-пятидесятые годы ХХ века - длительный период формирования «союзов советских художников». Именно тогда при создании МОСХа и СХ СССР были на равных правах выделены секции живописцев, графиков, скульпторов, оформителей, монументалистов и «прикладников».

Наверное, при решении организационных вопросов союзов все эти секции действительно пользовались равными правами. Но путаница началась уже тогда. Соколов К.Ф. Религия славянских народов. Т. 1, 2 / Москва, 1994 - 1995.

Дело в том, что нелегко назвать живописца, ни разу в жизни не оформлявшего какой-либо музей, выставку, церковь или дом культуры. Или скульптора, работавшего исключительно в станковой пластике и не поставившего ни одного монументального произведения. Или графика, ни разу не проиллюстрировавшего ни одной книги.

Так и получилось, что среди «равноправных» секций были три «наиболее равноправных» - живописцев, графиков и скульпторов, которые могли заниматься и своим «высоким» станковым искусством, и параллельно делать все то, что, по идее, относилось к компетенции монументалистов и оформителей. А членам «прикладных» секций, конечно, никто не мог запретить заниматься «станковизмом», но на массовых общесоюзных выставках они могли рассчитывать лишь на «периферийные» залы, а закупка у них станковых произведений была скорее исключением, чем правилом.

Следовательно, любой художник, хоть раз в жизни попробовавший себя в станковой живописи, графике или скульптуре (а как же без этого?), прежде всего пытался вступать в секции, формировавшие «искусство в узком смысле». А если почему-то не получалось, шел «на окраину» - в монументалисты или оформители. Исключения из этого правила, конечно, были, но лишь по субъективным причинам - если, например, все друзья-приятели художника N уже вступили в МОСХ как оформители, то зачем N было пытаться идти в живописцы или графики с огромным риском «прокатывания» на приемной комиссии? Лучше уж сразу к «своим»...

Были и исключения другого рода: в истории каждого из «союзов советских художников», как и в ныне существующих российских творческих союзах, известны периоды, когда «у руля» оказывались монументалисты или оформители. Но и эти ситуации имели и имеют исключительно субъективный характер.

Справедливости ради отметим, что столь же условным и субъективным было деление на живописцев и графиков. Например, какой живописец никогда не писал акварелью и никогда не брал в руки пастель?

Но отнесение живописца к графикам, хотя и означало невозможность нахождения в почетном центре любой всесоюзной (а теперь и всероссийской) экспозиции, все же не было равнозначно выпадению из «искусства в узком смысле» - изобразительного.

Как мы уже видели, монументалисты и оформители не теряли права именоваться живописцами и графиками и, соответственно, из «искусства в узком смысле» тоже не выпадали. Скульпторы-монументалисты никогда из «общескульптурного сообщества» и не выделялись.

А вот «прикладникам» повезло меньше всех. Они оказались вечным «вторым сортом». Оказалось, что ювелиры, керамисты и художники по стеклу - не скульпторы, а миниатюристы - не живописцы. На пышном и развесистом древе советского официозного признания им в лучшем случае светило звание «заслуженного художника» или «заслуженного деятеля искусств». Народный художник СССР, членкор, а тем более действительный член Академии художеств - эти «высоты» для них были заоблачными. Более того, для подавляющего большинства «прикладников» практически исключалось «свободное плавание» (заказы официальных организаций, минкультовские закупки с выставок и пр.) - они были вынуждены либо зарабатывать через «народные промыслы», либо «левачить».

После краха советской власти формальные ограничения деятельности «прикладников» исчезли, но клеймо «второсортности» осталось. Совсем недавно одному моему знакомому живописцу, подавшему заявление о приеме в Московский союз художников, предложили вступить в секцию ДПИ лишь потому, что он имел неосторожность принести на приемную комиссию не фотографии своих станковых работ, а типографски изданные открытки с их репродукциями. И если бы в наше время не было «альтернативных» союзов художников, этот живописец так бы и остался «прикладником». Рамзин В.М.,. Знакомьтесь: славяне. Москва, 1992.

Так откуда эта априорная «второсортность прикладников», и оправдана ли она?

Весьма вероятно, что в условиях монопольного господства советской распределительной системы такая «второсортность» имела определенные резоны.

«Исторически» - с XVIII до начала XX века - российские ювелиры, стеклодувы, керамисты, вышивальщики и прочие «прикладники» были в значительной степени «обезличены». Широкой публике были известны лишь имена хозяев заводов и мастерских, а почти все мастера - пусть самые талантливые - крайне редко имели возможность проявить свою авторскую индивидуальность.

В отношении живописцев и скульпторов Императорская академия художеств, жестко навязывая свой стиль и «правила игры», обезлички почти никогда не допускала, сохранив для истории имена даже многих «подмастерьев». А подавляющее большинство «рядовых» мастеров ювелирной, стекольной и фарфоровой промышленности Российской Империи безвозвратно кануло в Лету. Беспрецедентный взлет авторского «декоративно-прикладного искусства СССР» произошел только в конце пятидесятых годов ХХ века.

А в 1930-1950-е годы руководители творческих союзов и их кураторы из партийных органов достаточно искренне (во всяком случае, в соответствии с «императорской» традицией) попытались отделить «агнцев от козлищ» - «подлинных творцов» от «поделочников».

Именно тогда и возникло разделение художников на «чистых и нечистых» - «станковистов» и «прикладников». По идее, «настоящим советским» живописцам и скульпторам не подобало подрабатывать на народных промыслах и мастерить игрушки (о том, что множество на самом деле настоящих художников были вынуждены подрабатывать грузчиками и истопниками, сейчас речь не идет). Да и штамповать «клоны» своих произведений, ставя свою живопись и скульптуру на промышленный поток, по идее, «настоящие художники» не должны были - а для «прикладника» это вроде бы в порядке вещей.

Декоративно-прикладное искусство Дагестана

Возникновение и развитие самобытного искусства народов Дагестана относится к глубокой древности. Многочисленные находки, обнаруженные во время археологических раскопок...

Культура и искусство Древнего Вавилона

Коллаж (от фр. collage -- приклеивание) -- технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов...

Культурные потребности современной молодёжи

молодежь культурный потребность общество Среди социальных проблем современной молодежи отмечается множество наиважнейших направлений, рассмотрение которых позволяет рассуждать о новых течениях молодежного развития...

Методические основы обучения школьников приемам бумажной пластики

Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры. Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия бумагопластикой ...

Народное декоративно-прикладное искусство как выдающееся явление художественной культуры населения Белгородчины

Среди современных промышленных предприятий области, использующих орнаментальные композиции, приемы декорирования одежды, можно выделить следующие: Борисовская фабрика художественной керамики, АО «Россиянка», «Наяда»...

Особливості стилю українського бароко

Твори образотворчого та декоративно-прикладного мистецтва, стародруки...

Прикладное искусство Византии IV-XIV века

Дошедшие до нас фрагменты шедевров прикладного искусства Византии говорят о том, что больших достижений византийские мастера добились не только в архитектуре, скульптуре и живописи...

Более столетия в гуманитарные дисциплины в разных формах буквально вторгается этническая проблематика, пересортировывая уже более или менее установившиеся понятия и раскрывая в них новое содержание. В самом деле...

Сочетание этнографических, историко-культурных и психологических методов является, по мнению И. С. Кона, необходимым для корректного изучения психолого-философского феномена...

Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа

Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа

Поэтому не будем выдумывать никаких новых определений ДПИ и обратимся к Российскому энциклопедическому словарю (РЭС) - книге, призванной сухо констатировать стереотипные взгляды на любые научные феномены...

Современные технологии в деревянной мебели в казахском стиле на уроках 7 класса

Войлочное производство - это сложный процесс, требующий определенных навыков. Из шерсти изготовляли предметы быта и одежд. Основным сырьем для выделки домашних мягких интерьеров была шерсть. От заготовки шерсти, её раскладки на циновку...

ВВЕДЕНИЕ

Декоративное искусство - обширнейшая область творческой деятельности человека. Изделия из керамики, дерева, стекла, текстиля являются древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, они знаменуют поступательное развитие цивилизации и культуры на всех этапах истории. Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Однако роль и значение декоративного искусства в общекультурном процессе до сих пор недооцениваются. Во всемирной истории искусства оно обычно не вычленяется как особая область эстетической деятельности, а рассматривается лишь в его утилитарной функции: как оформление предметных изделий и жизненной среды, как продукт ремесленного или промышленного производства. В принципе это справедливо: декоративное искусство тесно связано с материальным производством и архитектурой. Трудно согласиться с тем, что культурный уровень эпохи определяют только изобразительные виды искусства и зодчество, а художественные предметные изделия - мебель, посуда, текстиль, украшения - лишь обслуживают бытовые потребности людей и светят отраженным светом «высоких искусств».

В настоящей работе ставится цель комплексного исследования современного отечественного декоративного искусства, устанавливается проблематика развития массового производства в контексте социально-культурной обстановки в России в XX веке.

В работе ставятся следующие задачи:

Принципы современного формообразования предметных и декоративных изделий;

Их влияние на сложение художественного стиля предметного мира и жилой среды

Отмечается специфическое место декоративного искусства в визуальной культуре современной эпохи.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ

История Декоративно-прикладного искусства

Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.

Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил.

Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому все это и находит отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа.

Известное утверждение, что народное искусство прочно связано с бытом, касается не только декоративно-прикладного творчества. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. В праздниках урожая, проводах зимы, встрече весны, в различных обрядах и ритуалах творческое начало проявлялось комплексно, многофункционально. В связи с этим народное искусство называют синкретичным, т.е. объединяющим разные функции предметов и связывающим их с повседневным бытом (Приложение, рис. 1).

И сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт как необходимые предметы, выполняющие определенные утилитарные функции. Это напольные ковры и керамическая посуда, тканые покрывала и вышитые скатерти, деревянная игрушка и украшения женской одежды. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют эстетику данных вещей, их художественное содержание, превращают утилитарный предмет в произведение искусства. Все такие изделия относятся к области декоративно-прикладного искусства, в сфере которого находят органичное единство духовное и материальное начало творчества. Мир этой области обширен.

Многие художественные предметы выпускают предприятия, оснащенные передовой техникой, что позволяет делать вещи большими тиражами. Но в них наблюдается механический повтор исходного образца. Такой тип производства именуется художественной промышленностью. К ней примыкают, но заметно отличаются характером продукции, народные художественные промыслы, в которых облик предмета, формирование его художественных особенностей зависят от ручного творческого труда мастера-художника, что и определяет конечный результат. Поэтому так велико значение мастера в народном искусстве. От того, как владеет он своим ремеслом, как использует свои знания и практическое умение, зависит художественный уровень создаваемой им вещи.

В итоге такого развития народного искусства отшлифовывалась форма изделий, сохранялись красивые и содержательные мотивы орнамента, сложилась художественная традиция как система мировоззрения народных мастеров и как ремесленная основа творчества.

Все эти особенности, характеризующие народное декоративно-прикладное искусство, проявлялись в ходе его исторического развития. Идущее из глубины веков творческое освоение материала, совершенствование функции каждого предмета вели к наделению вещи дополнительной значимостью. Например, замочек в форме льва должен был усиливать, по мнению мастера, охранительную функцию этого бытового предмета. Орнамент в виде обруча, опоясывающий корпус токарного поставка, зрительно укреплял форму.

Народное декоративно-прикладное искусство не везде и не одновременно переходило к функционированию в виде промыслов. Они возникали лишь там, где были соответствующие экономические условия (устойчивый спрос, достаточное количество местного сырья и т.п.). Наиболее активно развитие

Артельную форму ведения хозяйства еще до революции проверили мастера подмосковных и ряда других центров народного искусства. Так, после разорения владельцев промысла федоскинской миниатюры, мастера в 1903 г. организовали артель, благодаря чему сохранилось ядро творчески работающих живописцев, и не угасло искусство промысла (Приложение, рис. 3).

В 1920-1930-е гг. процесс создания кооперативных промысловых артелей художественного профиля продолжался. Возникали новые производства, но главное внимание было обращено на укрепление традиционных промыслов в областях, где старинные центры народного искусства объединяли по нескольку населенных пунктов. Восстанавливалось в крупных масштабах производство изделий с хохломской росписью по дереву в Нижегородской области, изготовление ручного кружева в Вологодской области. Рождались и новые виды изделий. Так, мастера бывших иконописных промыслов переключились на работу в области лаковой миниатюры. Живопись на папье-маше мастеров села Палех Ивановской области уже в первых произведениях высоко оценили крупнейшие ученые-исследователи народного искусства.

К началу 1960-х годов восстанавливаются поставки художественной продукции на экспорт. В дальнейшем издается ряд постановлений, способствующих развитию промыслов. В частности, принимается важное решение о привлечении к работе мастеров-надомников. Оно не только позволило расширить кадровый состав, но и дало возможность создать целые объединения мастеров, работающих на дому, во многих союзных республиках. Мастерам художественных промыслов предоставляется ряд экономических льгот. В соответствии с поставленными в директивных документах задачами стали регулярно проводиться экспедиции, конкурсы, слеты мастеров, праздники ремесел. Такой комплексный подход к активизации творчества мастеров, пропаганде их достижений позволил каждому народу увидеть ценности своей национальной культуры, привлечь молодежь к ремеслу, дающему возможность проявить свои способности. Именно поэтому ежегодно возрастает число молодых людей, желающих поступить в специальные учебные заведения.

Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях - обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Наконец, почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие, удобные для перевозки вещи - сувениры - знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны.

Загрузка...
Top