Что такое портрет виды портретов. Школьная энциклопедия

Конспект логопедического занятия на тему: « Буква Ъ.»

Цель: раскрыть особенность использование этой буквы.

Развивать фонематическое восприятие через различение твёрдых и мягких фонем. Формировать навыки звуко -буквенного и слогового анализа. Закреплять понятия "звук - буква",Сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным твердым знаком. Развивать познавательные процессы

Развивать фонематический слух, речь. Воспитывать любовь к произведениям устного народного творчества.

Наглядные пособия и раздаточный материал: тетради, карточки. Сюжетные картинки.

Ход урока.

1. Орг.момент.

На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё ……….(видят)

Наши уши внимательно слушают и все …….(слышат)

Голова запоминает и ……(думает)

II. Актуализация опорных знаний.

1. Вступительная беседа.

Какие дети учатся в нашем классе?

(На доске буквы а, б, в, д, з, к, л, с, т, у, ч. Учитель показывает на букву, дети называют слова на эту букву.)

А – аккуратные.

Б – бодрые.

В – весёлые.

Д – добрые.

З – здоровые.

К – красивые.

Л – любознательные.

С – сильные.

Т – трудолюбивые.

У – умные.

Ч – честные.

III. Новый материал.

Отгадайте загадку.

Был мягкий знак высоковат…

Сказали буквы строго

: -Эй, наклонись немного!-

И так согнулся он, чудак,

Что превратился в….… твѐрдый знак.

Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?

Сегодня будем знакомиться с буквой « разделительный твердый знак». Это буква является братом мягкого знака.

Закрепление оптического образа буквы

На что похожа буква Ъ?

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик – твѐрдый знак,

Чтобы не облиться

Опершись на длинный хвост,

В цирке кобра встала в рост: - Ш-Ш-Ш-Ш…

Я вам не угрожаю,

Я твѐрдый знак изображаю.

Сегодня мы познакомимся с буквой «ъ» . Узнаем, в каких случаях пишется эта буква в словах.

2. Знакомство с буквой.

Молчаливый твёрдый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам.

Его учить придётся вам:

Хотите – не хотите

Стоит он в алфавите!

Это буква «ъ» (показать на плакате).

А еще букву Ъ называют хитрой буквой. Послушайте рассказ про мальчика Мишу и хитрую букву Твердый знак. Почему она хитрая?

Пришел Миша из школы довольный. Зашел на кухню, посмотрел хитро на мать и говорит:"Сел и съел!"

"У кого ж ты пообедал? - всполошилась мать. - А я наготовила-напекла!"

"Ни у кого я не обедал, - грустно сказал Миша. - Я тебе о другом. Сел и съел... Не поняла?"

"А чего же тут не понять? - проговорил дедушка. - Все ясно: СЕЛ без твердого знака пишется, а СЪЕЛ - с твердым."

"Правильно, дедушка! - обрадовался Миша. - Мы сегодня букву проходили. Твердый знак. Хитрая буква - так её не произнесешь, а без неё - СЕЛ, а с ней - СЪЕЛ."

Почему же буква Ъ такая хитрая? (с ее помощью одно слово превращается в другое).

Прочитаем слова в схеме (на доске): подЪезд, разЪезд, обЪезд, вЪезд.

Что общего между этими словами? (-езд- корень).

3. Знакомство с правилом правописания разделительного твердого знака: разделительный твердый знак пишется после твердого согласного перед гласными я,е, ё, ю.

Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов

сравнение схем слов

ели-съели

Сколько букв? Сколько звуков?– Почему так получилось: букв больше, чем звуков? (Ъ звука не обозначает)

4. Развитие фонематического восприятия

Дидактическая игра «Камень - вата».

Дети поднимают синий кружок, если услышат твердый согласный звук, и поднимают зеленый кружок, если услышат мягкий звук.

Словарный материал: листья, подъезд, коньки, тюльпан, съехали, пеньки, съел, объявление, вьюга, варенье, съёмка, льёт, кольца, съедобный, вьюн, съезжать.

5. Работа в тетрадях.

6. Физкультминутка.

Встаньте дружно, потянитесь

Пошагайте, покрутитесь

Руки право, руки влево, а потом присядьте смело!

Снова встаньте, потянитесь

И друг другу улыбнитесь!

7. Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша за сыром ездил». Запомни слова с ъ в сказке.

КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ

Утром мышонок Мыша сел на трехколесный велосипед и поехал в магазин за сыром. Только отъехал от дома, смотрит - кот на дороге разлегся и спит.

Только въехал на горку, видит - кот проснулся. Потягивается.

«Посижу-ка я пока под кустиком, - думает Мыша, - съем кусочек сыра».

Сел и отъел кусочек. Потом еще отъел и еще. Так весь кусок вокруг и объел. Остался малюсенький кусочек.

Эх! Только сел, а уже всё съел... Но уж лучше я сыр съем, чем меня кот вместе с сыром.

9. Подведение итога занятия. Рефлексия- Сколько вы теперь знаете букв, которые не обозначают звуков?– Что показалось самым трудным на уроке?– С чем справились быстрее всего?– С чем бы хотели поработать на следующем уроке?

Записать предложения с разделительным твердым знаком.

Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.

Записать предложения с разделительным твердым знаком.

Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.

Записать предложения с разделительным твердым знаком.

Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.

Записать предложения с разделительным твердым знаком.

Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.

8. Придумать предложения с данными словами.

Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели

8. Придумать предложения с данными словами.

Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели

8. Придумать предложения с данными словами.

Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели

8. Придумать предложения с данными словами.

Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели

8. Придумать предложения с данными словами.

Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели

02.04 д/з. Выучить

Качели для паучат.

На смолистой ели

Новые качели.

Это деда-паучок

Их повесил на сцчок:

Пусть качаются внучата-

Озорные паучата.

02.04 д/з. Выучить

Качели для паучат.

На смолистой ели

Новые качели.

Это деда-паучок

Их повесил на сцчок:

Пусть качаются внучата-

Озорные паучата.

02.04 д/з. Выучить

Качели для паучат.

На смолистой ели

Новые качели.

Это деда-паучок

Их повесил на сцчок:

Пусть качаются внучата-

Озорные паучата.

02.04 д/з. Выучить

Качели для паучат.

На смолистой ели

Новые качели.

Это деда-паучок

Их повесил на сцчок:

Пусть качаются внучата-

Озорные паучата.

02.04 д/з. Выучить

Качели для паучат.

На смолистой ели

Новые качели.

Это деда-паучок

Их повесил на сцчок:

Пусть качаются внучата-

Озорные паучата.

02.04 д/з. Выучить

Качели для паучат.

На смолистой ели

Новые качели.

Это деда-паучок

Их повесил на сцчок:

Пусть качаются внучата-

Задания для ребенка 6-7 лет, направленные на экспресс подготовку к школе: изучение мягкого знака, виды линий и углов, развитие мышления и устный счет, развитие речи и внимания.


Обучение чтению. Знакомство с "Ь"

Цель : формирование навыка чтения, знакомство с новой буквой.

Материал : рабочий лист. Карточка с Ь. Карточки со словами – ПЫЛ и ПЫЛЬ, МОЛ и МОЛЬ.

В русском языке есть знак, который обозначает мягкость согласного – мягкий знак. Мягкий знак не является звуком.

Педагог показывает карточку с мягким знаком.

- Мягкий знак – это особый знак. Мягкий знак - это просто сигнал ротику и язычку - сказать ЗВУК иначе.
- Ь почти всегда смягчает, как подушка.

Педагог показывает карточки со словами:

  • пыль - пыл,
  • мол - моль.
  • Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".

    - Какая буква написана на рабочих листах наверху слева? (Ь).
    - Напишите Ь пальчиком в воздухе.
    - Дорисуйте узоры на букве Ь.
    - Обведите и допишите самостоятельно Ь.
    - На что похож Ь?

    Обучение чтению. Мягкий знак

    Цель : формирование знания образа буквы.

    Материал : рабочий лист. Пластилин.

    Давайте слепим мягкий знак из пластилина.

    А теперь послушайте стихотворение про мягкий знак:

    Прочитайте стихотворение самостоятельно. Выучите его дома наизусть.

    Обучение чтению. Слова с "Ь"

    Цель : формирование навыка чтения.

    Материал : рабочий лист.

    Прочитайте слова. Подчеркните Ь в словах.

    Диктант. Предложения

    Цель : формирование навыка письма, развитие способности к кодированию.

    Материал : рабочий лист.

    Напишите под диктовку предложение:

    В ПАРКЕ РОС ТОПОЛЬ.

    Поставьте в словах ударение.

    Что стоит в конце предложения? Обведите точку в кружочек.

    Математика. Работа со шнурками. Повторение всех видов линий и углов

    Цель : Закрепление понятий "замкнутая", "незамкнутая", "прямая", "кривая" линии. Повторение всех видов углов (прямой, острый, тупой). Повторение дней недели. Закрепление графических образов цифр.

    Материалы : каждому ребенку – бусинки, шнурок с узелком на одном конце. Три шнурка. Мяч.

    Педагог бросает мяч детям, задавая вопросы и давая задания:

    - Посчитай от 1 до 5-ти.
    - Посчитай от 4 до 8.
    - Посчитай от 7 до 3.
    - Назови соседей цифры 5.
    - Назови соседей цифры 8.
    - Какие бывают линии? (Прямые, кривые, замкнутые, незамкнутые).
    - Что такое отрезок? (Это кусочек линии, часть линии).
    - Какие бывают углы? (Острые, прямые, тупые).
    - Сколько дней в одной неделе? (Семь). Верно! Сейчас мы будем нанизывать бусинки на ниточку, словно дни на недельку, и проговаривать каждый день недели по порядку.

    Педагог раздает детям шнурки (с узлом на одном конце) и бусинки и предлагает, надевая бусинки на шнурок, повторять за ним дни недели по порядку:

    - Понедельник (дети хором повторяют "Понедельник", надевая на шнурок первую бусинку).
    - Вторник (надевают вторую бусину, хором повторяя второй день недели).
    - Среда... И т.д.
    - Молодцы! Самоделкин прислал каждому из вас по три шнурка и написал задания. Я буду читать, а вы – выполнять:

    1. Преврати первый шнурок в прямую линию (кладут на столах шнурок в виде прямой линии), второй шнурок превратите в кривую незамкнутую линию (кладут), а третий шнурок – в кривую замкнутую линию. (Кладут.) Взрослый проверяет, кто не справился – рисует ответы на доске, напоминая, что такое замкнутая и незамкнутая линии.

    2. Второе задание: преврати первый шнурок в острый угол, второй – в прямой угол, а третий – в тупой угол. (Дети выполняют. Затем взрослый рисует на доске – дети себя проверяют).

    3. Сложи первый шнурок в овал, второй – в треугольник, третий – в круг.

    4. Последнее задание: сложи первый шнурок в цифру "1", второй – в цифру "6", а третий – в цифру "3". На какую букву похожа цифра "3"?

    Развитие мышления. Игра "Что лишнее?"

    Цели : развитие логического мышления, систематизация представлений об окружающем мире, развитие умения группировать предметы по общему признаку.

    Материалы : Мяч.

    Дети встают в круг. Педагог бросает мяч каждому ребенку по очереди, называя 4 слова. Задача ребенка – назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

    Группы слов:

  • Облако, солнце, звезда, цветок. (Цветок, так как он не на небе).
  • Автобус, троллейбус, холодильник, автомобиль. (Холодильник – не транспорт).
  • Роза, тюльпан, берёза, фиалка.
  • Огурец, йогурт, морковь, помидор.
  • Кошка, собака, тигр, корова.
  • Туфли, носки, сапоги, ботинки.
  • Лыжи, санки, ролики, коньки.
  • Март, апрель, май, сентябрь.
  • Кузнечик, соловей, муха, паук.
  • Веревка, лента, змея, шнурок.
  • Круг, шар, треугольник, квадрат
  • Кукла, сковородка, кастрюля, половник и т.п.
  • Математика. Устный счет

    Цель : Счет в пределах 10-ти.

    Материалы : каждому ребенку -карточки с цифрами.

    Послушайте, сколько раз я хлопну в ладоши, и поднимите карточку с числом, большим на два. (Педагог хлопает в ладоши 5 раз, дети должны поднять карточку с цифрой "7").

    Послушайте, сколько раз я топну ногой, и поднимите карточку с числом, меньшим на две единицы. (Педагог топает 7 раз, дети поднимают карточку с цифрой "5"). Можно попросить кого-то из ребят прокомментировать свой ответ, в случае необходимости помогая ему. Ребенок говорит: "Вы хлопнули в ладоши 7 раз, а число, которое меньше семи на две единицы, это пять").

    Молодцы! А теперь послушайте, сколько раз я стукну ручкой по столу, и поднимите число, большее на 1 единицу. (Стучит ручкой по столу 9 раз, дети поднимают число "10").

    Чтобы вам потруднее задать... Послушайте, сколько раз я позвоню в колокольчик, и покажите число, меньшее на три единицы. (Звонит в колокольчик 9 раз, дети показывают карточку с цифрой "6").

    Задания могут быть и более простыми: прослушать хлопки и показать цифру, равную их количеству или большую/меньшую на 1 единицу.

    Математика. Знакомство с понятием "Цилиндр"

    Цель : Счет в пределах 10. Знакомство с понятием "Цилиндр".

    Материалы каждому ребенку: Карточки с цифрами. На каждый стол: Резиновая репка или тяжёлый предмет, набор не заточенных карандашей. Для педагога: предметы цилиндрической формы: колбаса, карандаши, баночки, клей-карандаш и т.д.

    Педагог выставляет на столе предметы цилиндрической формы: стакан, колбасу, шляпу-цилиндр, банку цилиндрической формы, клеящий карандаш и т.д.

    - Ребята, что общего у всех этих предметов? (У всех этих предметов похожая форма).

    Если дети затрудняются ответить, можно задать наводящие вопросы:

    - Может, предметы сделаны из одинакового материала? Может, они одного цвета? Размера? Формы? Когда дети ответят на вопрос, взрослый резюмирует:
    - Такая форма называется цилиндр, а предметы такой формы - цилиндрическими. Слово "цилиндр" на древнегреческом языке означало валик, который можно катить по земле.

    Педагог раздает детям цилиндры и предлагает покатать их по столу или по полу. Дети убеждаются, что цилиндры катаются.

    - В старину, когда не было машин и подъёмных кранов, люди с помощью цилиндров передвигали тяжёлые предметы. Вот и дед с бабой, когда вытащили репку, поняли, что до дома они ее сами не донесут.
    - Нужны цилиндры! – сказал дед.
    - Где ж мы их найдём? – удивилась бабка.
    - Срубим несколько деревьев, возьмём их стволы – и получатся у нас цилиндры!

    Так они и сделали. Срубили несколько деревьев, очистили их от веток, и получились цилиндры. Представим себе, что карандаши – это очищенные стволы деревьев. (Дети получают набор не заточенных круглых карандашей ("стволы деревьев") и резиновые репки (или другие "тяжелые" предметы). Подумайте, как с помощью цилиндров можно переместить Репку или любой другой тяжелый груз с одного конца стола на другой?

    Дети высказывают свои предложения, взрослый помогает придти к мысли о том, что Репка ставится сверху карандашей, карандаши катятся, передвигая тяжелый предмет. Дети пробуют это сделать на практике.

    Математика. Примеры

    Цель : развитие операций мышления.

    Материал : рабочий лист.

    Вставьте пропущенные знаки, чтобы примеры стали верными.

    Развитие внимания Чашки

    Цель : развитие свойств внимания.

    Материалы : рабочий лист, карандаши.

    Найдите все чашки на рисунке.

    Сколько чашек вы нашли?

    Развитие речи. Сочинение вариантов концовки сказки

    Цель : развитие мышления, речи, фантазии.

    Материалы : нет.

    Педагог просит кого-то из детей рассказать сказку "Курочка Ряба".

    - Ребята, жалко ли вам, что мышка разбила золотое яичко и огорчила бабу и деда? (Да).
    - А может быть, могло быть по-другому? Яичко могло ведь и не разбиться, как вы думаете? (Могло). Давайте придумаем у этой сказки другой конец - где яичко не разбилось. Как такое могло случиться?
    (Варианты ответов.) Педагог побуждает детей фантазировать наводящими вопросами. Если дети молчат, взрослый сам начинает фантазировать вслух, подключая ребят к обсуждению:

    Варианты продолжения сказки:

    1. "... мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, но не разбилось, потому что у него была прочная скорлупа и оно упало на солому. Дед и баба поняли, что это яичко не бьется, пошли к курочке и сказали: возьми, курочка, своё яичко обратно – ничего мы с ним сделать не можем". Курочка взяла свое золотое яичко и вывела из него цыпленка – не простого, а золотого! Цыпленок рос не по дням, а по часам, и вскоре стал золотым петушком, который мог исполнять желания..."

    2. – А как еще могла закончиться эта сказка? "... Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось... Тогда курочка снесла им другое золотое яичко. Взяли его старики, разбили, бабка замесила тесто и испекла Колобка. А золотые скорлупки они продали и купили бабке шубу, а деду шапку на зиму". И т.д.

    Затем – подведение итогов:

    - Ребята, какая концовка вам понравилась больше всего – та, которая была или одна из тех, что мы придумали? Почему?

    Развитие мышления. Что лишнее?

    Цель : развитие умственных действий анализа-синтеза, обобщения

    1. Волк, лиса, медведь, кролик.

    2. Рысь, кабан, заяц, лось.

    3. Пантера, барс, тигр, медведь.

    4. Лев, буйвол, жираф, осел.

    5. Волк, ежик, орел, лиса.

    Подготовка руки к письму. Копирование по клеточкам. Собака

    Цель : развитие графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист.

    Скопируйте собаку по клеточкам.

    Рисование красками. Медведь

    Цель : развитие графических функций. Развитие творческого мышления, воображения, развитие основ моделирования, закрепление представлений о геометрических фигурах (круге, овале, полукруге). Развитие умения работать с красками в технике "примакивание".

    Материалы : лист бумаги, коричневая гуашевая краска, кисточка, стакан с водой, салфетка, карандаш, готовый образец.

    - Давайте нарисуем медведя, используя в рисовании только круги, овалы и полукруги.
    - Что надо нарисовать у медведя? (Голову, туловище, лапы). Верно, а сколько лап у медведя? (Четыре лапы).
    - Спасибо. Итак, я рисовать на доске, а вы рисуйте на листочке.
    - Сначала надо нарисовать большой вертикальный овал. Получилось туловище мишки.
    - Потом надо подрисовать сверху круг. Круг - его голова.
    - Потом нарисуем 4 овала, которые будут лапами медведя.
    - Теперь займёмся головой. Сверху круга нарисуем два полукруга – получились... (Уши!)
    - Внутри круга нарисуем горизонтальный овал – мордочку мишки. Над овалом – три кружка: нос и глаза мишки. А в самом овале нарисуем полукруг – получился рот косолапого.

    Затем дорисуем когти на лапах и возьмем коричневую краску.

    - Чтобы изобразить шерсть медведя, надо класть краску тычками.
    - Рисунок мишки готов!

    Педагог задает домашнее задание детям.

    НОД по образовательной области « Познание»

    Обучение грамоте.

    Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

    Тема : Знакомство с буквой "Ь" и буквой "Ъ".

    Интеграция: Коммуникация, Познание: математическое развитие, социализация.

    Цель :

    1. Познакомить с буквой "Ь" как показатель мягкости и буквой "Ъ " как показатель твердости согласных букв.
    2. Обогащать словарный запас, закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом.
    3. Закрепить умение называть числа натурального ряда.
    4. Проводить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух.
    5. Упражнять в определении гласных и согласных звуков.
    6. Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься вместе со всеми.
    7. Развивать мышление, память, внимание;

    Предварительная работа: Прочтение стихотворений о мягком и твердом знаках.

    Раздаточный материал: большая азбука, касса букв, цветные карандаши, листочки с заданием, разноцветные магнитные буквы

    ХОД ЗАНЯТИЯ.

    В- Ребята, к нам пришло письмо от нашего Незнайки. Он узнал, что вы идете скоро в школу и прислал к вам один вопрос в своем письме. Давайте прочтем его.

    "Привет мои друзья из группы "Любознайка" вот прочел недавно одну басню, и отправляю ее вам, прочтите.

    Не чересчур ли ты добряк? -

    Так знаку Мягкому промолвил Твёрдый знак. -

    Звуки ты смягчить стремишься.

    Нет, в Алфавит ты не годишься!

    Кто б говорил, но ты б уж помолчал, -

    Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал. -

    Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

    Давным-давно пора как букву Ять,

    Тебя из Азбуки изъять...

    Вот и вопрос у меня к вам – Может правда не нужны нам эти 2 буквы?"

    В. Да не легкую задачу нам поставил Незнайка. Но мы сможем разобраться и найдем ответ. Кто ищет, тот всегда найдет.

    Ребята, давайте вспомним на какие 2 основные группы делятся все буквы русского алфавита? (ответы детей)

    Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Как мы их произносим? Чем они отличаются от согласных звуков? Сколько их? (ответы детей)

    А согласных сколько? Почему они называются согласными? Каким цветом мы их обозначаем? (ответы детей)

    А какие звуки мы обозначаем зеленым цветом? (ответы детей)

    Послушайте стихотворение:

    Мягкий знак, мягкий знак -

    Без него нельзя никак!

    Без него не написать

    "Тридцать", "двадцать", "десять", "пять".

    Станут "пенками" "пеньки",

    "Уголками" - "угольки",

    "Банька" в "банку" превратится.

    Вот что может получиться,

    Если будем забывать

    Мягкий знак в словах писать.

    В: О чем шла речь в стихотворении? (ответы детей)

    Когда в словах пишется мягкий знак - показатель мягкости?

    Хотите знать, когда пишется мягкий знак? Тогда послушайте следующее стихотворение:

    Перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я

    В корне я стою друзья.

    Воробьи, семья, жильё -

    Перед буквой Я, Ю, И, Е, Ё.

    Соловьи, бельё, ручьи,

    Листья, крылья, стулья, чьи,

    Колья, перья и семья,

    Вьюга, осенью, друзья.

    А в этом стихотворении о какой букве шла речь? Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

    (Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными И, Я, Ю, Е, Ё).

    Физкульт минутка.

    Аист, аист длинноногий,

    Покажи домой дорогу.

    Топай правою ногою,

    Топай левою ногою,

    Снова - правою ногою,

    Снова - левою ногою.

    После - правою ногою,

    После - левою ногою.

    И тогда придешь домой.

    В: Молодцы, садитесь и послушайте ещё одно стихотворение.

    Было - "сели", стало - "съели".

    Догадаться вы сумели,

    Почему случилось так?

    Кто виновник? Этот знак!

    Знак такой нам нужен тоже,

    Без него писать не сможем:

    Съезд, съедобный, объясненье,

    И подъезд, и объявленье.

    В: Что за буква? Нужен ли нам разделительный твёрдый знак?

    Буквы выстроились в ряд

    Тридцать три их, но стоят

    Знаки между "Щ", "Ы", "Э" -

    Мягкий, твёрдый знаки те.

    Мягкий знак он очень мягок,

    Но приводит всё в порядок:

    Он смягчает буквы нежно,

    Разделяет их прилежно.

    Если знак мы потеряем,

    Слово сразу изменяем -

    Поменяется вдруг смысл

    И тогда, дружок, держись!

    Надо написать нам «елЬ»,

    А получим слово «ел».

    Или пишем слово «лЬёт»,

    А без знака вышел «лёт».

    «ТенЬ» без знака будет «тен»,

    «ДенЬ», конечно, станет «ден»…

    Очень нужен мягкий знак!

    Помни, друг мой, это так!

    Что ж такое твёрдый знак?

    Что он делает и как?

    Твёрдый знак всем утверждает:

    «Без меня «Е», «Я» страдают –

    Ведь получится «обезд»,

    Если знак мой кто-то сЪест,

    И получатся «обятья»

    Вместо крепкого «обЪятья».

    Вот какой он, твёрдый знак!

    Без него нельзя никак!

    В: А сейчас, ребята, я раздам вам карточки с заданием. Ваша задача вписать пропущенную букву.

    Давайте посмотрим - соль, день,роль, конь, лень, ноль, дождь
    Во всех этих словах нужен мягкий знак?

    Ребята, к нам в гости пришла буква «А», послушайте ее слова:

    Друзья! Ваш разговор - никчемные слова,

    Услышав этот спор решила я!

    Вы оба хороши, достойны оба чести,

    Когда стоите в нужном месте!

    В: А как считаете вы? ЧТО мы ответим Незнайке на его вопрос? (ответы детей)


    Цель занятия: изучаем мягкий знак, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

    • познакомить дошкольника с буквой Ь, правильным произношением звука;
    • научить писать печатную букву Ь по клеточкам;
    • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

    Назови, что нарисовано на картинках снизу:

    Лось Львица и лев Гусь Медведь

    Повтори: Л. Напиши: Л.
    Повтори: Р. Напиши: Р.

    Повтори: РЬ. Как же написать «РЬ»? Если мы напишем только букву Р - получится «р», а нам надо - «рь».
    Чтобы написать «рь», нужно после буквы Р написать вот такую букву Ь. Эта буква называется мягкий знак.
    Напиши эту букву после буквы Р. Буква мягкий знак показывает, что читать надо не «р», а «рь».

    Прочитай, что у тебя написано:

    • Если мягкий знак написать после буквы Л - получится «ль» (Напишите «ль»). Напиши: ль.
    • Если мягкий знак написать после буквы М - получится «мь» (Напишите «мь»). Напиши: мь.

    Напиши: зь; нь.

    На какую букву похож мягкий знак?

    Задание: печатная буква Ь для дошкольников

    Рассмотри мягкий знак. Нашили букву Ь в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

    В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
    Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

    Продолжи фразу

    В яме спит зимою длинной,
    Но чуть солнце станет греть.
    В путь за медом и малиной
    Отправляется … (медведь).

    Уж очень вид у них чудной:
    У папы локоны волной,
    А мама ходит стриженой.
    За что она обижена?
    Недаром часто злится
    На всех мамаша … (львица).

    Сказка про букву Ь

    Отец и мать

    Была весна. На ветке в лесу сидели две маленькие птички. Он и она.
    - Спеть?! Спеть?! - спрашивает он.
    - Спеть! Спеть! - отвечает она.
    - Свить?! Свить?! - Это он уже про гнездо.
    - Свить! Свить!
    Через некоторое время у них появились птенцы.
    - Пять! Пять! - радостно поет отец.
    - Точь-в-точь! Точь-в- точь!! - Это он о том, что птенцы на него похожи.
    А дети уже пищат:
    - Пить! Пить! Есть! Есть!
    Принес отец червячка. Спрашивает у матери:
    - Дать? Дать?
    А дети хором:
    - Дать!!. Дать!!. Дать!!.- и ну рвать червяка на части.
    - Жуть,- говорит отец.
    Выросли птенцы и полетели из гнезда.
    - Вернуть? - спрашивает отец.
    - Пусть, пусть…- тихо ответила мать.

    Загадки для детей на букву Ь

    Кто приходит.
    Кто уходит -
    Все ее за ручку водят.
    (Дверь)

    Трав копытами касаясь,
    Ходит по лесу красавец,
    Ходит смело и легко.
    Рога раскинув широко.
    (Лось)

    Спит или купается,
    Все не разувается:
    День и ночь на ножках
    Красные сапожки.
    (Гусь)

    Веселые стихи про букву Ь для детей

    Буква Р перевернулась
    - Мягким знаком обернулась.
    (В. Степанов)

    Нарисуем мягкий знак
    Нежно капелькой вот так:
    Букву капелька смягчит
    - Слово мягко прозвучит.
    (А. Шибаев)

    Белка хвостик изогнула,
    У пенечка отдохнула.
    Распушила хвост, да так -
    Стал похож на мягкий знак!
    (Е. Тарлапан)

    Мягкий знак живет беспечно,
    Он без кепки ходит вечно.
    (Л. Шибаев)

    Все короче наша тень,
    Это значит - скоро день.
    Тень растет, уходит прочь,
    Это значит - скоро ночь.
    (В. Лунин)

    Вьюга хлещет так и сяк,
    Бьет в лицо крупой сыпучей,
    Очень жесткой и колючей,
    Несмотря на мягкий знак.
    (Я. Аким)

    Вьется недалечко
    Реченька-река.
    Маленькая речка,
    Меньше ручейка:
    Ни поплыть,
    Ни нырнуть,
    Только ножки
    Окунуть чуть-чуть!

    Итоги урока:

    1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
    2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
    3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
    4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
    Загрузка...
    Top