Что такое квинтовый круг тональностей. Квинтовый круг мажорных тональностей: чёткая схема для тех, кому приятна чёткость

Квинтовый круг тональностей (или квартово-квинтовый круг) – это графическая схема, используемая музыкантами, для визуализации отношений между тональностями. Иными словами, это удобный способ организации двенадцати нот хроматической гаммы.

Квинтовый круг тональностей (или квартово-квинтовый круг) – это графическая схема, используемая музыкантами, для визуализации отношений между тональностями . Иными словами, это удобный способ организации двенадцати нот хроматической гаммы.

Впервые квартово-квинтовый круг был описан в книге «Идея грамматики мусикийской» от 1679 года русско-украинского композитора Николая Дилецкого.


Страница из книги «Идея грамматики мусикийской», на которой изображен квинтовый круг

Начать строить круг можно с любой ноты, например до. Далее, двигаясь в сторону увеличения высоты звука, откладываем одну квинту (пять ступеней или 3,5 тона). Первая квинта – это до-соль, таким образом, за тональностью до мажор следует тональность соль мажор. Затем добавляем еще одну квинту и получаем соль-ре. Ре мажор – это третья тональность. Повторив этот процесс 12 раз, мы, в конце концов, вернемся обратно к тональности до мажор.

Квинтовый круг называется квартово-квинтовым потому, что его можно построить и с помощью кварт. Если взять ноту до и понизить её на 2,5 тона, то мы так же получим ноту соль.

Линиями соединены ноты, расстояние между которыми равняется половине тона

Гейл Грейс (Gayle Grace) отмечает, что квинтовый круг позволяет посчитать количество знаков при ключе той или иной тональности. Каждый раз, отсчитывая 5 ступеней и двигаясь по квинтовому кругу по часовой стрелке, мы получаем тональность, количество знаков диез в которой на один больше, чем в предыдущей. Тональность до мажор не содержит знаков альтерации. В тональности соль мажор один диез, а в тональности до-диез мажор их семь.

Чтобы подсчитать количество знаков бемоль при ключе необходимо двигаться в обратном направлении, то есть против часовой стрелки. Например, начав с до и отсчитав квинту вниз, вы придете к тональности фа мажор, в которой один знак бемоль. Следующей тональностью будет си-бемоль мажор, в которой два знака бемоль при ключе, и так далее.

Что же касается минора, то минорные гаммы, идентичные мажорным по числу знаков при ключе, – это параллельные (мажорным) тональности. Определить их достаточно просто, нужно всего лишь построить от каждой тоники малую терцию (1,5 тона) вниз. Например, параллельной минорной тональностью для до мажора будет ля минор.

Очень часто на внешней части квинтового круга изображаются мажорные тональности, а на внутренней – минорные

Итан Хейн (Ethan Hein), профессор музыки в Государственном университете города Монтклер, говорит, что круг помогает понять устройство западной музыки разных стилей: классического рока, фолк-рока, поп-рока и джаза.

«Тональности и аккорды, которые на квинтовом круге расположены близко друг к другу, большинство западных слушателей будут считать созвучными. Тональности ля мажор и ре мажор имеют в своем составе шесть одинаковых нот, поэтому переход с одной на другую происходит плавно и не вызывает чувства диссонанса. Ля мажор и ми-бемоль мажор имеют всего одну общую ноту, поэтому переход от одной тональности к другой будет звучать странно или даже неприятно», – объясняет Итан.

Получается, что с каждым шагом по квинтовому кругу в начальной гамме до мажор один из тонов замещается на другой. Например, переход с до мажора на соседний соль мажор ведет к замещению всего одного тона, а перемещение на пять шагов из до мажора в си мажор ведет к замещению пяти тонов в начальной гамме.

Таким образом, чем ближе друг к другу расположены две заданные тональности, тем ближе степень их родства. По системе Римского-Корсакова, если между тональностями расстояние в один шаг – это первая степень родства, два шага – вторая, три – третья. К тональностям первой степени родства (или попросту родственным) относятся те мажоры и миноры, которые отличаются от исходной тональности на один знак.

Ко второй степени родства относятся тональности, которые являются родственными к родственным тональностям. Аналогично, тональностями третьей степени родства являются тональности первой степени родства к тональностям второй степени родства.

Именно со степенью родства связано то, что эти две последовательности аккордов часто используются в поп-музыке и джазе:

    E7, A7, D7, G7, C

«В джазе основные тональности чаще всего сменяются по направлению часовой стрелки, а в роке, фолке и кантри – против», – говорит Итан.

Появление квинтового круга было связано тем, что музыкантам была нужна универсальная схема, которая бы позволяла быстро выявлять соотношение тональностей и аккордов. «Если Вы поймете принцип работы квинтового круга, то сможете без труда играть в выбранной тональности – Вам не придется мучительно подбирать правильные ноты», – заключает Гейл Грейс. опубликовано

Дмитрий Низяев

Давайте попробуем сделать какие-нибудь наблюдения, имея под руками такую наглядную систему как кварто-квинтовый круг. Сами по себе проявляющиеся закономерности, может статься, и не будут для Вас новы, но даже Ваши старые знания смогут систематизироваться и стать для Вас проще в применении. А может, Вы обнаружите и что-то неожиданное для себя.

Например, у многих учащихся вызывает ощутимые трудности запоминание того, какие ключевые знаки имеют разные тональности. Большинству людей приходится запоминать это простым зазубриванием. Другие при упоминании имени тональности вспоминают ноты тех пьес, которые им доводилось играть. Вот Вам еще один способ: запомнить положение тональности на круге, как на циферблате часов. Само положение укажет Вам количество знаков.

А кстати, Вы обратили внимание, что при построении круга (на прошлом занятии) новые ключевые знаки появлялись тоже по квинтам? В соль-мажоре - знак "фа", а в следующем ре-мажоре добавляется "до". Между "фа" и "до" - квинта. Но это просто интересное наблюдение, не более.

А вот другое полезное открытие от разглядывания круга: новый, последний знак в правой половине круга всегда оказывается на VII ступени тональности ("фа" в соль-мажоре, "соль" - в ля-мажоре и т.д.) Значит, Вам достаточно запомнить порядок следования знаков, всего-то семь штук, и Вы в две секунды сможете вычислить их количество в любой тональности. Скажем, ми-мажор. Знаки появляются в порядке "фа-до-соль-ре-ля-ми-си". Какой из них будет VII-й ступенью в ми-мажоре? "Ре", четвертый по порядку. Ответ: в ми-мажоре четыре диеза. Чем не способ?

Посмотрите теперь в левую, бемольную половину круга. Там закономерность обнаруживается обратная (снова симметричность вездесущая!). А именно: если в диезах последний знак был предпоследней ступенью тональности, то в бемолях, наоборот, предпоследний знак - последняя ступень, то есть, попросту, тоника. Например, в тональности ми-бемоль-мажор три знака: "си", "ми" и "ля". Предпоследний из них - тоника. Следовательно, и здесь Вам просто нужно запомнить порядок следования знаков - и их количество будет вычисляться моментально и легко.

Еще одна симметрия. Сравните-ка порядок появления для диезов и для бемолей:

Каково? Похоже на стихи-перевертыши, не правда ли? "А роза упала на лапу Азора". Читается в любом направлении одинаково.

Еще понаблюдаем. Например, как в круге соотносятся положения одноименных тональностей. До-мажор стоит на самом верху, а до-минор - на "девяти часах" - и следовательно, имеет три бемоля в ключе. Увидели? (было бы здорово, если бы Вы приучились все эти наблюдения делать в уме, не справляясь по картинке (см.рис.). Но это можно и со временем). Теперь возьмите (или вообразите) бумажный кружок, чтобы его можно было вложить в круг и поворачивать. Нарисуйте на нем двухвостую стрелочку, охватывающую четверть окружности. Вложите в круг - и она, в каком бы положении ни оказалась, всегда покажет на одноименные тональности. Не правда ли, похоже на хитрую игрушку? И вывод для облегчения Вашей жизни готов: одноименные тональности всегда имеют разницу в три ключевых знака, причем мажор располагается в диезной стороне относительно минора. Хм, картинка смахивает на обложку к фантастическому роману о путешествиях во времени…

Еще один фокус. Малополезный, но красивый. Если "поводить пальчиком" по схеме, двигаясь по хроматической гамме, то получается довольно занимательная траектория, правда? (см. рис.)

Еще наблюдение, лежащее на поверхности: знаменитая кварто-квинтовая секвенция, по имени "золотая" - это просто равномерное пошаговое движение по этому кругу. Помните, когда мы знакомились с ней, я говорил, что эта секвенция может продолжаться бесконечно - теперь-то понятно, почему. Ведь она движется не по прямой, а по кругу! И после двенадцати звеньев будет вынуждена замкнуться на свое собственное начало.

А теперь попробуйте придумать множество разных секвенций - или хотя бы проследить по этому кругу те, что мы разбирали в том занятии - и Вы обнаружите, что наиболее красивые и естественные сочетания аккордов в них соответствуют движению по соседним ячейкам круга, как по лестнице. А наиболее резкие и неожиданные сочетания - это скачки по этому же кругу между далеко отстоящими ячейками. О как!

Между тем, движение по- и против часовой стрелки звучит неодинаково. Посмотрите, как соотносятся межу собой трезвучия двух любых соседних позиций круга. Например, соль-мажор и до-мажор. "Соль" является доминантой для "до", а вот "до" для "соль" - субдоминанта, верно? А психологически движение от доминанты к тонике звучит более естественно, чем наоборот, потому что в первом случае означает разрешение напряженности, а во втором - ее нагнетание. Наиграйте теперь ту же "золотую" кварто-квинтовую последовательность трезвучий, идущую по кругу в ту и в другую сторону (примеры 2 ). Согласитесь, что первый пример звучит не столь натянуто и искусственно, как второй - потому что в каждом его звене реализуется движение от доминанты к тонике или против часовой стрелки по нашему кругу. Таким образом Вы можете взять на вооружение, что вот такое "вращение" аккордов в Вашей музыке против часовой стрелки будет психологически вести Вашего слушателя к разрешению, к успокоению, "домой". А обратное движение уместно применять, наоборот, при нагнетании напряженности, подготовке кульминации.

Давайте теперь, как мы собирались в предыдущем занятии, проследим на круге, как расположены тональности первой степени родства (или просто - родственные). Вырезаем бумажный кружок с одной стрелкой от центра. Ставим его в наш круг, указываем на до-мажор. В прошлый раз мы уже отыскали для него все родственные тональности, теперь давайте вертеть стрелку:

Ре-минор : шаг влево от центра
Ми-минор : шаг вправо от центра
Фа-мажор : шаг влево от центра
Соль-мажор : шаг вправо от центра
Ля-минор : возврат в центр

Когда я первый раз это проделал, я был в шоке! Мало того, что стрелка ни разу не ушла от "дома" дальше, чем на один шаг, так она еще танцует вокруг него кадриль! И опять приходит в центр в конце концов. Апофеоз симметрии, да?

Картина ничуть не хуже и для исходной минорной тональности. Берем ля-минор и "танцуем" от него родственные тональности:

До-мажор : стрелка неподвижна
Ре-минор : шаг влево от центра
Ми-минор : шаг вправо от центра
Фа-мажор : шаг влево от центра
Соль-мажор : шаг вправо от центра

Практически то же самое, верно? Это и не удивительно: ведь для обеих исходных тональностей "родня" такая же, поскольку количество знаков и, следовательно, диатонический звукоряд у них общий.

Единственное нарушение этой стройной картины связано с шестой родственной тональностью, которая - помните? - была включена в список позднее и с известной долей условности, а именно, с использованием ступеней гармонического лада. Разжуем это. Как известно, гармонический лад (и мажор, и минор) отличается присутствием увеличенной секунды между VI и VII ступенями. В до-мажоре это ноты "ля" и "си". Как Вы можете расширить этот интервал? Только одним путем: понижением "ля". Поскольку "си" повышать некуда. Теперь попробуйте построить все трезвучия, в которых полученный "ля-бемоль" может участвовать. Это будут трезвучия "ре-фа-ля" (и с понижением "ля" оно становится уменьшенным); "фа-ля-до"(здесь мажор сменяется минором); и "ля-до-ми"(мажорное трезвучие превратится в увеличенное). Как Вы сами понимаете, ни увеличенное, ни уменьшенное трезвучия не могут служить тониками для искомых тональностей. Вот и выходит, что если мы примем в законный состав до-мажора ноту "ля-бемоль", то получаем в распоряжение только одну новую родственную тональность - фа-минор. На круге это будет "120 градусов против часовой стрелки". Следите за мыслью? Это и будет шестая и последняя родственная тональность для мажора.

Вкратце повторим этот путь для ля-минора. В гармоническом ладу нужна увеличенная секунда между ступенями VI и VII, т.е. между "фа" и "соль". "Фа" понижать некуда, так что получаем "соль-диез". Трезвучия с участием "соль-диеза" будут такие: "до-ми-соль" (мажорное станет увеличенным); "ми-соль-си" (минор станет мажором); и "соль-си-ре" (мажорное станет уменьшенным). Снова только одна новая тональность - ми-мажор. Отыщем ее на круге - 120 градусов по часовой стрелке от ля-минора. То есть, картина абсолютно та же, с точностью до наоборот! Зеркальная ситуация. Оказывается, даже принудительное внесение дополнительной родственной тональности симметрии не нарушает. О как!

Тональность. Квинтовый круг тональностей.

Тональность – это высотное положение лада. Понятие тональности состоит из двух элементов: названия тоники и вида лада.
Мажорные лады темперированного строя образуют между собой определенную систему тональностей, связанных между собой общими тетрахордами. Если верхний тетрахорд данного мажорного лада принять за нижний тетрахорд другого лада и построить на расстоянии тона от его верхнего звука аналогичный тетрахорд – получится звукоряд новой мажорной тональности. Эта тональность отличается от предыдущей на один ключевой знак, и ее тоника лежит квинтой выше. Если продолжить приравнивание тетрахордов, то выстроится ряд тональностей, который называется квинтовым. Аналогичный ряд тональностей можно выстроить и увеличивая количество бемолей.

Квинтовым кругом называется расположение мажорных тональностей в порядке прибавления ключевых знаков: диезов – вверх по чистым квинтам, а бемолей – вниз по чистым квинтам.

В мажоре последний диез появляется на VII ступени, а последний бемоль – на IV ступени. Порядок появления диезов: фа-до-соль-ре-ля-ми-си, а бемолей – в обратную сторону: си-ми-ля-ре-соль-до-фа. Минорные тональности, как и мажорные, могут быть расположены по порядку в зависимости от количества ключевых знаков. При этом новый диез появляется на II ступени, а новый бемоль – на VI ступени.

Параллельные тональности – это мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Тоники этих тональностей находятся на расстоянии малой терции, в которой верхний звук – тоника мажорной тональности. Например, до мажор и ля минор.

Одноименные тональности – это мажорная и минорная тональности с общей тоникой. Например, до мажор и до минор.

Однотерцовые тональности – это мажорная и минорная тональности с общим терцовым тоном, то есть третьей ступенью. Минорная тональность в такой паре всегда на полтона выше мажорной. Например, до мажор и до-диез минор.

Энгармонически равные тональности – это две мажорных или две минорных тональности, имеющие общий звукоряд, который записывается по-разному. Сумма знаков в таких тональностях равна 12. Любая тональность может быть заменена энгармонически, но практически применяются шесть пар таких тональностей (с пятью, шестью и семью ключевыми знаками).

Кварто-квинтовый круг тональностей или просто квинтовый круг – это схема для удобного и быстрого запоминания всех тональностей и ключевых знаков в них.

В вершине квинтового круга находится тональность До мажор; по часовой стрелке – диезные тональности, тоники которых расположены по чистым квинтам вверх от тоники исходного До мажора; против часовой стрелки – круг бемольных тональностей, расположенных также по чистым квинтам, но только вниз.

При этом, при движении по квинтовому круг по часовой стрелке с каждой новой тональностью постепенно возрастает количество диезов (от одного до семи), при движении против часовой стрелки, соответственно, от одной тональности к другой возрастает количество бемолей (также от одного до семи).

Сколько всего в музыке тональностей?

В музыке применяется, главным образом, 30 тональностей, из которых одна половина – мажорные, а другая – минорные. образуют пары по принципу совпадения в них ключевых знаков альтерации – диезов и бемолей. Тональности с одинаковыми знаками называются параллельными. Всего, таким образом, есть 15 пар .

Из 30 тональностей две не имеют знаков – это До мажор и ля минор. 14 тональностей имеют диезы (от одного до семи по порядку диезов ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ), из этих 14 семь тональностей будут мажорные, а семь, соответственно, минорные. Ещё 14 тональностей имеют бемоли (аналогично от одного до семи, но только по порядку бемолей СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА), из них также семь мажорных и семь минорных.

Таблицу всех используемых музыкантами в практике тональностей вместе с их знаками можно скачать , распечатать и пользоваться ей как шпаргалкой.

Объяснение: как образуется квинтовый круг?

Квинта в этой схеме – самый главный . Почему именно чистая квинта? Потому что квинта – это физически (акустически) наиболее естественный способ перехода от одного звука к другому, и этот был рождён самой природой.

Итак, диезные тональности располагаются по чистым квинтам вверх. Первая квинта строится от ноты «до», то есть от тоники До мажора, чистой тональности без знаков. Квинта от «до» — это «до-соль». Значит, нота «соль» становится тоникой следующей тональности по квинтовому кругу, это будет тональность Соль мажор и в ней будет один знак – фа-диез.

Следующую квинту строим уже от звука «соль» — «соль-ре», полученный звук «ре» — тоника очередной тональности квинтового круга – тоника гаммы Ре мажор, в которой два знака – два диеза (фа и до). С каждой построенной квинтой мы будем получать новые диезные тональности, и количество диезов будет все более возрастать, пока не достигнет семи (пока все ступени не окажутся повышенными).

Таким образом, если строить квинты, начиная от «до», то у нас получается следующий ряд тональностей: Соль мажор (1 диез), Ре мажор (2 диеза), Ля мажор (3 диеза), Ми мажор (4 диеза), Си мажор (5 диезов), Фа-диез мажор (6 диезов), До-диез мажор (7 диезов). Ряд записанных тоник оказался настолько широк своим размахом, что приходится начинать записывать его в басовом ключе, а заканчивать в скрипичном.

Порядок, в котором прибавляются диезы: ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ. Диезы также отстоят друг от друга на интервал чистой квинты. Это связано вот с чем. Каждый новый диез появляется на седьмой ступени гаммы, об этом мы говорили ещё в статье . Соответственно, если тоники новых тональностей всё время отодвигаются на чистую квинту, то и их седьмые ступени также отодвигаются друг от друга ровно на чистую квинту.

Бемольные мажорные тональности располагаются по чистым квинтам вниз от «до». Точно также с каждой новой тональностью происходит увеличение количества бемолей в гамме. Ряд бемольных тональностей следующий: Фа мажор (один бемоль), Си-бемоль мажор (2 бемоля), Ми-бемоль мажор (3 бемоля), Ля-бемоль мажор (4 бемоля), Ре-бемоль мажор (5 бемолей), Соль-бемоль мажор (6 бемолей) и До-бемоль мажор (7 бемолей).

Порядок появления бемолей: СИ, МИ, ЛЯ, РЕ, СОЛЬ, ДО, ФА. Бемоли так же, как и диезы, добавляются по квинтам, только вниз. Более того, порядок бемолей совпадает с порядком тональностей бемольной ветви кварто-квинтового круга, начиная с Си-бемоль мажора.

Ну а теперь, наконец, представим собственно весь круг тональностей, в который для полноты отображения мы добавим ещё и параллельные миноры для всех мажоров.

Кстати, квинтовый круг нельзя строго назвать кругом, он представляет собой скорее некое подобие спирали, так как на определённом этапе некоторые тональности пересекаются из-за совпадения по высоте звучания. Кроме того, квинтовый круг не является замкнутым, его можно продолжить новыми более сложными тональностями с двойными – дубль-диезами и дубль-бемолями (такие тональности используются в музыке крайне редко). О совпадающих по звучанию тональностях мы ещё поговорим отдельно, но чуть позже.

Откуда взялось название «кварто-квинтовый круг»?

До сих пор мы рассматривали движение в круге только по квинтам и ни разу не упоминали кварты. Так при чём же тут они? Почему полное название схемы звучит именно как «кварто-квинтовый круг»?

Дело в том, что кварта является квинты. И тот же ряд тональностей круга можно получить если двигаться не по квинтам, а по квартам.

Например, диезные тональности можно расположить не по чистым квинтам вверх, а по чистым квартам вниз. Получится тот же самый ряд:

Бемольные тональности можно расположить не по чистым квинтам вниз, а по чистым квартам вверх. И снова результат будет один и тот же:

Энгармонически равные тональности

Энгармонизм в музыке – это совпадение элементов по звучанию, но разность их по названию, написанию или обозначению. Энгармонически равными могут быть простые ноты: например, до-диез и ре-бемоль. Энгармонизм характерен и для интервалов или аккордов. А в данном случае мы будем иметь дело с энгармонически равными тональностями , соответственно, звукоряды гамм этих тональностей также будут совпадать по звучанию.

Как мы уже отметили, такие совпадающие по звучанию тональности появляются на пересечении диезной и бемольной ветвей квинтового круга. Это тональности с большим числом знаков – с пятью, шестью или семью диезами или бемолями.

К энгармонически равным относят следующие тональности:

  • Си мажор (5 диезов) и До-бемоль мажор (7 бемолей)
  • Параллельные названным соль-диез минор (5 диезов) и ля-бемоль минор (7 бемолей);
  • Фа-диез мажор (6 диезов) и Соль-бемоль мажор (6 бемолей);
  • Параллельные им ре-диез минор и ми-бемоль минор с таким же количеством знаков;
  • До-диез мажор (7 диезов) и Ре-бемоль мажор (5 бемолей);
  • Параллельные этим строям ля-диез минор (тоже 7 диезов) и си-бемоль минор (5 бемолей).

Как пользоваться квинтовым кругом тональностей?

Во-первых, квинтовым кругом можно пользоваться как удобной шпаргалкой для выучивания всех тональностей и их знаков.

Во-вторых, по квинтовому кругу можно легко определить разницу в знаках между двумя тональностями. Для этого достаточно просто посчитать сектора от исходной тональности до той, с которой мы сравниваем.

Например, между Соль мажором и Ми-мажором разница в три сектора, и, значит, в три знака. Между До мажором и Ля-бемоль мажором разница в 4 бемоля.

Разницу в знаках нагляднее всего показывает квинтовый круг, поделённый на сектора. Для того чтобы изображение круга было компактным, тональности в нём можно записывать с помощью :

Наконец, в-третьих, по квинтовому кругу мгновенно можно установить «ближайших родственников» той или иной тональности, то есть определить тональности первой степени родства. Они находятся в том же секторе, что и исходная тональность (параллельная) и в соседних с каждой стороны.

Например, для Соль мажора такими родственными тональностями будут считаться ми минор (в том же секторе), а также До мажор и ля минор (соседний сектор слева), Ре мажор и си минор (соседний сектор справа).

К более подробному изучению родственных тональностей мы ещё вернёмся в будущем, тогда и узнаем все способы и секреты их розыска.

Немного об истории квинтового круга

Никто точно не знает, когда и кем был изобретён кварто-квинтовый круг. Но ранние описания похожей системы содержатся ещё в рукописи далёкого 1679 года – в труде «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого. Его книга предназначалась для обучения церковных певчих. Круг мажорных строёв он именует «колесом весёлой мусикии», а круг минорных – колесом «мусикии печальной». Мусикия – это слово переводится как «музыка» со славянского.

Сейчас, конечно, этот труд представляет интерес, главным образом, как исторический и культурный памятник, сам по себе теоретический трактат уже не отвечает требованиям современности. Однако можно сказать, что с тех пор, квинтовый круг закрепился в практике обучения и вошёл почти во все известные отечественные учебники по теории музыки.

Дорогие друзья! Если вопросы по теме квинтового круга ещё себя не исчерпали, то обязательно напишите их в комментариях к данной статье. На прощание предлагаем вам послушать немного хорошей музыки. Пусть сегодня это будет знаменитый романс Михаила Ивановича Глинки «Жаворонок» (стихи поэта Николая Кукольника). Певица — Виктория Иванова.

Итак, что же такое квинтовый круг, для чего он нужен и главное как им пользоваться?

Дадим определение: квинтовый круг, кварто-квинтовый круг, диквинтовая система — это замкнутая двусторонняя последовательность тональностей, отражающая степень их родства. Наглядно изображается в виде окружности, откуда и получила своё название. В последовательности располагаются мажорные тональности в паре со своими параллельными минорными. При движении по часовой стрелке по квинтовому кругу тоника каждой последующей мажорной тональности стоит от предыдущей (вверх) на чистую квинту, а в записи при ключе добавляется один диез. При движении против часовой стрелки интервал (вниз) составляет чистую кварту, а в записи добавляются бемоли. Так как октава состоит из 12 полутонов, кварта — из 5, а квинта — из 7, то 12 кварт или 12 квинт составляют несколько октав и следовательно тринадцатые тональности, если считать в любую сторону по квинтовому кругу, совпадают с до мажор. Так как 12 взаимно просто с 5 и 7, то все тональности можно получить, рассмотрев любые 12 подряд идущих в кругу. Из этого также следует, что тональности в конце концов совпадут, если двигаться в противоположные стороны (например, Ges=Fis). Поэтому обычно используют только 5—7 шагов в каждом направлении, оставляя тональности с большим количеством знаков альтерации только в теории.

Впервые квинтовый круг был изображён украинским музыкальным теоретиком Николаем Павловичем Дилецким в 1679 году. Детальное его описание дал Иоганн Давид Хайнихен (немецкий композитор, теоретик (1683-1729))в 1711 году. Во всех тональностях кварто-квинтового круга написаны такие произведения, как циклы из 24-х прелюдий Шопена и Шостаковича. И. С. Бах показал равноправность всех тональностей, написав знаменитый «Хорошо темперированный клавир».

Назначение квинтового круга

Квинтовый круг используют в решении нескольких задач:

  • поиск родственных тональностей;
  • определение количества ключевых знаков заданной тональности;
  • определение степени родства тональностей.

Поиск родственных тональностей по квинтовому кругу

К тональностям первой степени родства (проще говоря, родственным) относятся те мажоры и миноры, которые отличаются от исходной тональности на один знак. В квинтовом круге все связи тональностей видны как на ладони. К родственным относятся тональности, находящиеся в круге по соседству от исходной, а также параллельные к ним и к исходной. Теоретики относят к первой степени родства также: минорную одноименную субдоминантовой тональность - для мажоров (например, для до мажора - фа минор); мажорную одноименную доминантовой тональность - для миноров (например, для ля минора - ми мажор). Это связано с гармоническими видами соответствующих ладов: в мажоре понижается шестая ступень, а в миноре повышается седьмая (они и входят в соответствующие тонические аккорды).

Определение количества знаков при ключе

В некоторых моделях квинтового круга количество знаков при ключе отмечается над тоном. Как правило, ставится число от 0 до 7 (тональности с большим количеством знаков в практике не используются). Рядом стоит обозначение самого знака - бемоля или диеза. Если такой подсказки нет, посчитать не составит труда. Просто двигайтесь от до мажора в нужную сторону, считая шаги, пока не найдете искомую тональность. Определение степени родства тональностей Чем ближе друг к другу стоят две заданные тональности, тем ближе степень родства. Если между тонами расстояние в один шаг - это первая степень родства. Два шага - вторая, три - третья (по системе Римского-Корсакова). Если между тональностями больше 3-4 шагов, о родстве не говорят.

Объяснение принципа устройства и работы квинтового круга

Квинтовый круг принято изображать как круг или спираль. На верхней точке указывается нота до (буквой C или слогом «До»). Далее по часовой стрелке располагаются ноты соль, ре, ля и т.д. Обратно - фа, си-бемоль, ми-бемоль и далее. Такой порядок (до вверху) традиционен, потому что в до мажоре нет ни одного знака при ключе.

Кварты и квинты

Нота, указанная на круге, соответствует мажорной тонике заданной тональности. Часто под ней для удобства ставится другая нота. Она обозначает тонику параллельной минорной тональности. Например, под Cdur может находиться am (именно строчными буквами). Интервал между соседними нотами на круге равен квинте или кварте. К примеру, при движении от до мажора по часовой стрелке ближайшей справа тональностью будет соль-мажор. Он находится в интервале квинты (вверх) или кварты (вниз). При обратном движении ближайший тон - фа. Он находится на интервале кварты (вверх) или квинты (вниз). Собственно, из-за этого движения по квартам и квинтам система и получила название. Если двигаться от до мажора вверх квинтами, то в каждой следующей тональности будет больше знаков при ключе на один диез (или меньше на один бемоль). В обратном направлении - на один бемоль больше (или на один диез меньше).

Чтобы определить какие аккорды в той или иной тональности, проще всего использовать квинтового круг, на внешней стороне которого мажорные тональности, на внутренней — минорные. Выбрав нужный нам аккорд в качестве тоники (или проще — определив тональность), можно найти все тональные аккорды. Выше приведен пример для тональности ДО-МАЖОР и ФА-МИНОР.

Загрузка...
Top