Что связывает суркова и серебренникова. Любимый театрал суркова серебренников замешан в разворовывании грантов от мединского

В «деле Серебренникова» появился новый фигурант. В мошенничестве подозревается Софья Апфельбаум, бывшая чиновница министерства культуры. Источник Business FM придерживается такого мнения: в этом деле просто ищут козла отпущения

Кирилл Серебренников. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Директор РАМТ задержана по подозрению в мошенничестве. В Следственном комитете считают, что Софья Апфельбаум была в сговоре с Кириллом Серебренниковым и участвовала в хищении из бюджета не менее 68 млн рублей. Театральная общественность уверена, что Апфельбаум хотят сделать козлом отпущения.

В театральных кругах Софью жалеют — у нее безупречная репутация, она боролась за современный театр и последние два года в кресле главы РАМТ была очень успешной.

Должность досталась ей после ухода из Министерства культуры, где она руководила департаментом государственной поддержки искусства и народного творчества. В период ее работы и были выделены те бюджетные средства, в хищении которых подозревают бывших руководителей «Седьмой студии».

Второй день продолжается под знаком «Гоголь Центра» и «КС». После вчерашнего шока: внезапный обыск у Кирилла Серебренникова, заточение актёров в театре и лишение их мобильной связи, выброс в информполе многомиллионных сумм, якобы похищенных, допрос КС и отпущение домой, наконец, задержание двух фигурантов - журналисты приходят в себя. Задают вопросы, иногда получают ответы.

Вопрос человеческий - как можно так обращаться с людьми? Даже в чём-то подозреваемых. Держать людей (в основном молодых) в замкнутом пространстве одного театра, изъяв у них мобильные телефоны. А если кого-то из них в это время ищет мама, которой плохо? Ей нужны лекарства, а сын/дочь не отвечают, как в воду канул. Представляете, состояние матери, бабушки, отца, жены? А я, мать и не робкого десятка, очень даже хорошо представляю. Речь что, идёт о задержании группы террористов? Что такого могут актёры, всего-навсего исполнители, знать о жизни администрации своего театра, или параллельной творческой жизни худрука настолько, что можно всерьез опасаться утечки какой-то важной информации.

Вопрос честный - в этой истории Кирилла Серебренникова сейчас самое громкое имя, и даже те, кто прежде его не слышал, равно как о «Гоголь Центре», теперь в курсе - бьют, обижают, а за что - не имеет значения. Суть экономических претензий и подозрений никого не волнует. Волнует политика, режим, у которого главная жертва - Кирилл Серебренников. Даже скучно от такого шаблонного мышления, где главным шаблонной фигурой становится сам талантливый художник. Ему это как в портфолио - политический капитал? И все?

Но названы два имени, связанные с ним по этому делу - Юрий Итин и Нина Масляева. О них никто не говорит, как будто их и не существует. Не кричат как о жертвах, несправедливо повязанных. Как будто само собой разумеющийся факт: вот именно они и ответят за те 216 миллионов рублей, которые «повешены» на «Седьмую студию» и её главный проект пятилетней давности - «Платформу».

Итак, кто эти люди, о которых сегодня, кроме Следственного комитета и журналистов не вспоминают? Юрий Итин, бывший директор «Седьмой студии», на сегодняшний день является директором первого российского театра - имени Волкова в Ярославле. Выпускник ГИТИСа, в своё время был заместителем ректора театрального института, и вот уже семь лет трудится в Ярославле. Звоню художественному руководителю Волковского театра Евгению Марчели. Тот в шоке, поскольку о задержании своего директора узнал, находясь на гастролях в Омске.

Мы семь лет работаем с Юрием Константиновичем. У меня ничего кроме хороших рекомендаций: грамотнейший специалист, ни одной запятой не пропустит. За семь лет он театр, который стоял в центре города в ужасном виде, а из стен его деревья росли, капитально отремонтировал здание по фасаду, произвел капитальный ремонт, поменял сцену. И всё это сделал, не останавливая работу театра.

Юрий Итин действительно один из лучших российских директоров, достаточно зайти в театр, чтобы это понять: чистота, порядок, а главное - производственно обеспечен творческий процесс: на трех сценах одна за одной выпускаются премьеры. Репутация театра в глазах областного начальства выросла.

Теперь Нина Масляева, бывший бухгалтер «Седьмой студии». Характеристику её получаю в театре «У Никитских ворот», где с конца 2015-го года она работает главным бухгалтером.

Замечательный работник, у нас нет никаких претензий к ней, - говорит худрук Марк Розовский. - Мы, конечно, вздрогнули, услышав по телевизору о задержании Нины. Мы не знали, что она работала с Кириллом Серебренниковым в «Седьмой студии». Знаете, стоящего главного бухгалтера в бюджетное учреждение, особенно в театр, найти сложно. Мы довольны её работой.

Теперь вопрос: встанет театральное сообщество на защиту этих людей? Или они будут стрелочниками?

Ещё один, который волнует всех - театральных и нетеатральных. Если были какие-то нарушения (а это надо ещё доказать), почему надо было доводить дело до внезапных обысков, слива «преступной» информации «о преступном сговоре» в информагентства, которая только всех запутывает, потому что слишком много мутного? Иначе два дня страна захвачена театральным детективом, как о наркокартеле, сеть которого ветвится по России.

И главный вопрос - будут ли обнародованы результаты проверки работы «Седьмой студии» на Винзаводе? Которые поставят точки над «i»: действительно были нарушения или, наоборот, всё чисто? Бесхозяйственность это или нормальная человеческая слабость? Пока этого не произойдет, ясности не наступит, а подозрения и слухи будут множиться, формироваться устойчивые мифы - о политических жертвах, невинных творцах, борьбе кремлевских башен. Впрочем, как показывает жизнь, надеяться на доступ к информации такого рода не приходится

Ситуация с «театром Кирилла Серебренникова» продолжает неспешно раскручиваться, я смотрю. Как-то прям по басне «А Васька слушает, да ест». Пока театральная и вообще творческая общественность голосит, вопиет и призывает проклятия на головы путинских сатрапов – Серебренников под домашним арестом, его сотрудники под арестом тюремным, в прессу постоянно идут «утечки» о том, кто еще оказался под подозрением. Вот на днях появилась еще одна фамилия – Апфельбаум Софья, глава РАМТ и в прошлом начальница отдела финансовой поддержки театрального искусства Минкульта РФ (должность-то какая сладкая!)

Подробности про Апфельбаум убедительные: в 2011 году Минкульт через Апфельбаум организует как бы «тендер» (у нас же Европа, все блин, через тендеры!), на организацию «масштабного театрального проекта современного искусства» на 214 млн. рублей (7 млн. долларов по тем деньгам), и среди условий конкурса, по сведениям из СК, был пикантный пункт, что победитель должен был обладать авторскими правами или лицензией на проект «Платформа». Поскольку авторскими правами на проект «Платформа» обладал только его автор – Кирилл Серебренников – то именно «Седьмая студия» Серебренникова тендер и выиграла. Схема старая как мир, и применяется, естественно, везде, где есть госзакупки под конкретного исполнителя, а вовсе не только в Минкульте.

Сейчас Апфельбаум именно это и «шьют», судя по всему. А удавка на шее Серебренникова и его соратников затягивается тем самым все прочнее.

Но с чего вдруг к ним привязались? И куда более пикантный вопрос – а почему вообще Минкульт отвалил такую сумму какой-то, прости господи, «Платформе»? Федеральные деньги ведь, специально липовый тендер ваяли… С чего вдруг такие хлопоты?

Ответ я услышал по радио. По «БизнесФМ» (естественно, с кучей оговорок, постоянно вставляя слово «теоретически») выдали очень простую версию. Оказывается, все началось с того, что ушлый Серебренников поставил во МХАТе спектакль «Околоноля» - по пьесе, которую написал якобы некий Натан Дубовицкий, а на самом деле – Владислав Сурков. И – попал в «яблочко». Ведь кем был тогда, в самом начале «десятых», Сурков? Это был «серый кардинал», могущественный человек, которому подчинялась вся «идеология» страны, включая, конечно же (в первую очередь) Министерство Культуры.

Так вот, по версии радио, «теоретически» после спектакля Серебренников подошел к довольному автору (который приобщился к сонму – как же, «мои пьесы ставят во МХАТе», я Чехов, …. мать!!), и автор, типа, спросил, «что тебе надо для счастья». Все, типа, будет.

Так и родился, стало быть, проект «Платформа».

То есть Апфельбаум тут (которая сейчас бьет себя в грудь, кается и уже, как пишут, «признала, что халатно относилась к исполнению обязанностей по проверке соискателей») вообще ни при чем, на самом-то деле. Ей дали отмашку с самого верха (из АП от Суркова – выше только от самого Путина) – придет, дескать, хороший молодой человек, режиссер, надо дать ему все что попросит. Человек пришел, она и отсыпала. А что ж ей было – не давать? И деньги-то небольшие – какие-то 7 млн. зелени. В 2011 году – слезы!

А теперь ей грозят арестом. И очень похоже, что копают-то, на самом деле, под Суркова. Очередная «борьба башен». Сурков хочет вернуться в «большую политику» кукловодом – а ему таким образом не дают. Через «большое театральное дело». Хотят, видимо, получить на него показания от Апфельбаум. Возможно, что и неожиданные неприятности Мединского с его диссером тоже связаны с той же «борьбой башен».

Вот так вот. А ведь, казалось, такая была удачная идея – поставить «Околоноля»! Без драки – и в дамки сразу.

Ан поди ж ты… А не поставил бы – век бы к большим деньгам и постановкам не пробрался.

Желающие свидетельствовать против худрука «Гоголь-центра» выстраиваются в очередь.

Режиссеру Кириллу Серебренникову вчера официально предъявлено обвинение в мошенничестве. Ночь он провел в ИВС на Петровке, сегодня утром выехал в Басманный суд. Одновременно с этим в федеральный розыск объявлена продюсер Екатерина Воронова — по версии СК она долгое время скрывается от следствия. Расследование имеет политическую составляющую.

Спектакли Серебренникова

Задержаный Серебренников — человек Владислава Суркова. Следствие будут интересовать показания на Сурквоа, членов его окружения и министра культуры Владимира Мединского.

Журналист Олег Кашин вчера напомнил о своем общении с режиссером в 2010 году:

«Серебренников приходил на съемку ко мне. Как только дверь за ним закрылась, я получил от него огромную (и это меня поразило — когда успел?) эсэмэску, в которой было написано, что напрасно я рассчитываю сделать карьеру на том, чтобы обижать людей, ничего хорошего из меня в жизни не получится, и он желает мне гореть в аду»

В том же году Кашину проломили голову, что он тогда связывал с командой Владислава Суркова, его друзей Андрея Ураева и Василия Якеменко. Роль Серебренникова в этом инциденте описана в открытых источниках.

Незадолго до покушения Олег Кашин сообщил, что текст романа «Околоноля», авторство которого приписывают Владиславу Суркову, на самом деле готовил Андрей Ураев.

Ураев - постановщик трюков, близкий друг Суркова, партнер его жены Наталии Дубовицкой по крахмальному бизнесу. Совместно с администрацией президента, где работал Сурков, финансировал кинематографические проекты. Ураев и режиссер Кирилл Серебренников были учредителями культурного фонда «Территория».

Ежегодно эта организация при поддержке Владислава Суркова и Минкульта проводила масштабный фестиваль. По состоянию на 2011 год КФ «Территория» из бюджета были выделены $1,6 млн. Директор КФ возглавляла НП «Фестиваль «Новый Европейский Театр», которое отдельно получило из бюджета 24 млн 450 тыс рублей. Государство финансировало планируемые структурой Ураева и Серебренникова «обменные мероприятия с Республикой Абхазия». Размер внебюджетных отчислений неизвестен, хотя они считаются основными.

Перед нападением Кашин также указал, что карьера Роберта Шлегеля, выдвинутого в депутаты Государственной Думы от партии «Единая Россия», связана с женитьбой на дочери Ураева. После покушения на журналиста и скандальной огласки парламентарий публично опроверг информацию о своем браке с родственницей Ураева. А еще через год зять друга Владислава-Суркова Роберт Шлегель заявил, что опровержение факта брака с Евгенией Ураевой-Шлегель было шуткой.

Владислав Сурков

Указанные обстоятельства не означают, что на Олега Кашина напали по приказу Владислава Суркова. Но они хорошо объясняют, почему Кирилл Серебренников, будучи другом Суркова и зависимым от него бюджетополучателем, искренне желал, чтобы Кашин «горел в аду».

Вчера утром Серебренников, снимавший в Санкт-Петербурге фильм о Викторе Цое, был доставлен в Москву на допрос в Главное управление по расследованию особо важных дел СКР. После следственных действий режиссера был задержан. Привлекать для этого спецназ следствие не стало, очевидно вспомнив нелестный отзыв президента Путина о майских обысках «Гоголь-центра» Серебренникова по тому же делу. СКР сообщил, что Серебренников подозревается в организации хищения 68 млн рублей, выделенных в 2011-2014 годах «на поддержку развития и популяризации современного искусства в рамках проекта “Платформа”».

Этот проект Серебренников запустил при участии Суркова. На реализацию и финансирование которого в 2011-2014 годах Минкультом было выделено более 214 млн рублей из федерального бюджета. Под проект Серебренников создал АНО «Седьмая студия». К ее работе режиссер привлек своих знакомых Юрия Итина, ставшего гендиректором АНО (сейчас директор Ярославского театра драмы имени Федора Волкова), экс-директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского и Екатерину Воронову ставших генеральными продюсерами нового проекта, а также Нину Масляеву, которая возглавила бухгалтерию «Студии». Сам господин Серебренников стал художественным руководителем АНО.

Выполняя указания господ Серебренникова и Итина, другие фигуранты расследования ежегодно разрабатывали планы мероприятий в рамках проекта «Платформа», «содержавшие заведомо недостоверные завышенные сведения об их количестве и стоимости», цитирует версию следствия «Ъ». Затем они представляли их министру культуры Владимиру Мединскому в качестве обоснования суммы требуемого бюджетного финансирования. В дальнейшем они же изготавливали и представляли в министерство финансовые и творческие отчеты, свидетельствующие о том, что полученные АНО «Седьмая студия» субсидии израсходованы в полном объеме на ранее предусмотренные мероприятия.

По поручению Серебренникова сотрудники АНО заключали фиктивные договоры с подконтрольными юридическими лицами и частными предпринимателями, якобы выполнявшими работы в рамках проектов. Перечисленные по этим договорам средства обналичивались и распределялись Серебренниковым между остальными предполагаемыми участниками хищений. Таким образом было похищено 68 млн рублей. В итоге СКР предъявил режиссеру обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, максимальная мера наказания — лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного млн рублей).

Поначалу казалось, что следствие ограничится задержанными ранее фигурантами в лице Юрия Итина, Алексея Малобродского и Нины Масляевой, однако в окружении Кирилла Серебренникова, получившего мощную поддержку от близких к Владиславу Суркову лиц (они писали обращения во все инстанции, в том числе президенту Путину), не исключали худшего варианта. Письмо в защиту Серебренникова передал лично президенту знакомый Суркова Евгений Миронов. Он сам может оказаться в числе фигурантов дела, потому что месте с Серебренниковм и Ураевым числился среди учредителей «Территории».

Временно исполняющим обязанности руководителя «Гоголь-центра» станет заместитель художественного руководителя по финансам Юлия Калинина.

Свою вину, как и во время первого допроса, проведенного три месяца назад, господин Серебренников не признал. Однако следствие считает, что она подтверждается показаниями других фигурантов расследования. Как ранее сообщало агентство «Руспрес», бывший бухгалтер автономной некоммерческой организации (АНО) «Седьмая студия» Нина Масляева показала, что Кирилл Серебренников и двое других арестованных в рамках этого дела театральных работника реализовали план обналичивания и хищения бюджетных средств, а затем заставили ее внести в финансовую отчетность ложные сведения.

Владислав Сурков. Фото kremlin.ru

Социолог приводит в качестве объяснения причин уголовного дела против режиссера версию о том, что деньги на проект «Платформа» выделялись под влиянием тогдашнего куратора российской внутренней политики.

Социолог Алексей Рощин, комментируя по «делу Серебренникова» директора Российского академического молодежного театра Софьи Апфельбаум, которая ранее возглавляла департамент господдержки искусства и народного творчества федерального министерства культуры, считает, что выдвинутые против нее обвинения могут свидетельствовать о попытках «копать» под Владислава Суркова. Об этом сообщает NEWSru.com.

«Подробности про Апфельбаум убедительные: в 2011 году минкульт через Апфельбаум организует как бы «тендер» на организацию «масштабного театрального проекта современного искусства» на 214 миллиона рублей (семь миллионов долларов по тем деньгам), и среди условий конкурса, по сведениям из СК, был пикантный пункт, что победитель должен был обладать авторскими правами или лицензией на проект «Платформа». Поскольку авторскими правами на проект «Платформа» обладал только его автор - Кирилл Серебренников - то именно «Седьмая студия» Серебренникова тендер и выиграла. Схема старая как мир, и применяется, естественно, везде, где есть госзакупки под конкретного исполнителя, а вовсе не только в минкульте», - отмечает блогер.

«Но с чего вдруг к ним привязались? И куда более пикантный вопрос - а почему вообще минкульт отвалил такую сумму какой-то, прости господи, «Платформе»? Федеральные деньги ведь, специально липовый тендер ваяли... С чего вдруг такие хлопоты? Ответ я услышал по радио. По «БизнесФМ» (естественно, с кучей оговорок, постоянно вставляя слово «теоретически») выдали очень простую версию. Оказывается, все началось с того, что ушлый Серебренников поставил во МХАТе спектакль «Околоноля» - по пьесе, которую написал якобы некий Натан Дубовицкий, а на самом деле - Владислав Сурков. И - попал в «яблочко». Ведь кем был тогда, в самом начале «десятых», Сурков? Это был «серый кардинал», могущественный человек, которому подчинялась вся «идеология» страны, включая, конечно же (в первую очередь) министерство культуры», - пишет Рощин.

Согласно этой версии, в качестве благодарности Владислав Сурков мог пролоббировать выделение Серебренникову денег на «Платформу», конечным исполнителем чего была Апфельбаум.

«То есть Апфельбаум тут (которая сейчас бьет себя в грудь, кается и уже, как пишут, «признала, что халатно относилась к исполнению обязанностей по проверке соискателей») вообще ни при чем, на самом-то деле. Ей дали отмашку с самого верха (из АП от Суркова - выше только от самого Путина) - придет, дескать, хороший молодой человек, режиссер, надо дать ему все что попросит. Человек пришел, она и отсыпала. А что ж ей было - не давать? И деньги-то небольшие - какие-то семь миллионов зелени. В 2011 году - слезы! А теперь ей грозят арестом. И очень похоже, что копают-то, на самом деле, под Суркова. Очередная «борьба башен». Сурков хочет вернуться в «большую политику» кукловодом - а ему таким образом не дают. Через «большое театральное дело». Хотят, видимо, получить на него показания от Апфельбаум. Возможно, что и неожиданные неприятности Мединского с его диссером тоже связаны с той же «борьбой башен», - предполагает автор.

Напомним, художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова подозревают в хищении 68 миллионов рублей, выделенных в 2011-2014 годах на реализацию проекта «Платформа». Следствие , что его создание было частью преступн ого план а, который Серебренников разработал для получения денег. Фигурантами уголовного дела являются также бухгалтер Нина Масляева, бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский и бывший гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин. Суд поместил режиссера под домашний арест, несмотря на то, что за Кирилла Серебренникова поручились множество известных деятелей культуры.

Загрузка...
Top