Что положено на 9 дней после смерти. Похоронное бюро "грааль"

Когда близкий человек еще не переступил порог вечности, его родственники всячески пытаются оказывать знаки внимания, предлагать свою посильную помощь. В этом проявляется долг исполнения любви к ближнему, вменяющийся в обязательную ответственность христианским вероучением. Но человек не вечен. Для каждого наступает момент . Однако, этот переход из одного состояния личности в другое не должен быть ознаменован оставлением памяти об . Человек жив, пока его помнят. Религиозной обязанностью является организация поминальных обедов в память об для всех, кто знал последнего при жизни.

Смысловое значение 9 дня после смерти человека

Согласно православному вероучению, душа человека бессмертна. Этот подтверждается практикой в христианской традиции. Церковное Предание учит, что первые три дня после смерти душа пребывает на земле в тех местах, которые были ей особо любимы. Затем она возносится к Богу. Господь показывает душе райские обители, в которых блаженствуют праведники.

Личностное самосознание души умиляется, она дивится увиденному, а горечь от покидания земли уже не является настолько сильной. Это происходит в течение шести дней. Затем ангелами душа вновь возносится на поклонение Богу. Получается, что это девятый день, в который душа во второй раз видится со своим Творцом. В память об этом Церковь устанавливает поминки, на которых принято собираться в узком семейном кругу. Заказывается поминовение в храмах, возносятся молитвы Богу о помиловании умершего. Существует утверждение, что нет ни одного, кто прожил и не . Также смысловым значением числа девять является память Церкви о соответствующем числе ангельских чинов. Именно ангелы сопутствуют душе, показывая ей все красоты рая.

Сороковой день - время частного суда души

По истечении девяти дней душе показываются адские обители. Она наблюдает весь ужас неисправимых грешников, ощущает страх и трепет перед увиденным. Затем на день вновь возносится к Богу на поклонение, только в этот раз еще и происходит частный суд над душой. Эта дата всегда почитается самой важной в загробной участи умершего. Нет традиции переноса , на какой бы день они ни пришлись.

Душа подвергается суду за все дела, совершенные человеком при жизни. И после этого определяется место ее пребывания до момента второго пришествия Христова. Особо важно в эти дни совершать молитвы и творить милостыню в память о покинувшем этот мир родственнике или знакомом. Человек просит Бога о помиловании, возможности дарования блаженной участи умершему человеку.

Число 40 имеет и свое значение. Еще в Ветхом Завете предписывалось хранить память об умершем 40 дней. В новозаветные времена можно провести смысловые аналогии с Вознесением Христовым. Так, именно на 40 день после Своего воскресения Господь вознесся на небо. Эта дата является также и памятью о том, что человеческая душа после смерти вновь отправляется к своему Отцу Небесному.

В целом проведение поминок является актом милосердия к живым людям. Предлагается обед, как милостыня в память об , совершаются иные обряды, свидетельствующие о вере человека в бессмертие души. Это является и надеждой на спасение каждой отдельно взятой личности.

Поминки на 9 дней после смерти, что готовят и как проводить? У православных поминание усопших происходит на девятый и на сороковой дни после смерти. Почему?

Подробно на этот вопрос отвечают священнослужители. Согласно церковным канонам, время с момента упокоения непосредственно по девятый называется оформлением «тела вечности». В этот период усопшего проводят по «особенным местам» рая. А в мире живых родственники и священнослужители проводят различные обряды поминального характера.

Что происходит в первые 9 дней после смерти?

В эти самые первые 9 дней после смерти усопшие могут наблюдать за окружающими людьми, видеть их и слышать. Таким образом душа уже навсегда прощается с жизнью в этом мире, с жизнью на земле, постепенно утрачивая эти возможности и тем самым отдаляясь от мира живых. Поэтому неслучайно поминальную службу заказывают на 3-й, 9-й и 40-й дни. Эти дни представляют собой особые рубежи, которые проходит каждая душа покидая наш мир.

После девятидневного рубежа душа попадает в ад, дабы увидеть мучения нераскаявшихся грешников. Как правило, душа ещё не знает что за судьба ей уготована, и страшные муки, которые предстанут её взору должны будут её потрясти и заставить устрашиться своей судьбы. Но не каждой душе даётся такой шанс. Некоторые попадают сразу в ад без поклонения Богу, которое происходит на третий день. Эти души задержали мытарства.

Мытарства- это посты, на которых души задерживают бесы, или ещё их называют князьями мытарств. Таких постов двадцать. На каждом собираются бесы и выставляют душе все грехи, которые она совершила. При этом душа не остаётся совсем беззащитной.

Всегда рядом в эти трудные моменты ангелы – хранители.
Ангел-хранитель представляет бесам противоположные грехам добрые дела души. К примеру, щедрую помощь можно поставить против обвинения в жадности. Блаженная Феодора, чей авторитет заслуживает внимания, свидетельствует, что чаще всего люди застревают на мытарствах из-за прелюбодейства. Поскольку эта тема слишком личная и постыдная, люди часто болезненно относятся к обязательному разговору о ней на исповеди.

И этот грех остаётся утаенным, тем самым перечёркивая всю исповедь. Поэтому бесы выигрывают в войне за прожитую жизнь. Каких бы поступков вы ни совершили, как бы не было за них стыдно (это касается и интимной жизни) исповедоваться батюшке необходимо полностью, иначе вся исповедь не будет зачтена.

Если душа не проходит все мытарства, бесы уводят её прямо в ад. Там она остаётся до страшного суда. Близкие и родные усопшего могут смягчить участь его души молитвами, поэтому лучше заказать поминовение в церкви.

На третий день душа, которая смогла пройти мытарства, проходит поклонение Богу.

Затем ей показывают все красоты рая, по сравнению с которыми земные радости просто меркнут. Счастье, которое становится доступным человеку в раю, несравнимо ни с чем. Так говорят святые.

Чистая и прекрасная природа, какой она была до грехопадения человека, исполнение всех желаний, люди-праведники, которые все вместе, всё о чём только можно мечтать — это рай. В аду же ничего этого нет и все люди одиноки.

На девятый день душу низводят в ад, в качестве зрителя.

Побывав в раю, повидав там праведников, человек осознаёт, что ада он достоин больше, чем рая, из-за своих грехов, поэтому душа с большим трепетом ожидает срока в 9 дней после смерти. Здесь очень важна молитва, которой близкие помогают душе. Важно приобрести тесную связь с душой усопшего, дабы вердикт вынесли в пользу Святого места. В церкви следует заказать службу, дабы ваш близкий имел поддержку с вашей стороны.

Также в это время можно задуматься как обустроить место захоронения, например, выбрать гранитный памятник.

9 дней после смерти — поминовение близких

Первые 9 дней после смерти очень трудные для души усопшего человека, поэтому помогите своим близким, закажите поминовение в церкви, и вам будет легче и спокойнее за близкого и душа умершего будет спокойна и умиротворена. Важна не только молитва церковная, но и ваша личная. Обратитесь за помощью к батюшке. Он вам поможет освоить особые правила в прочтении псалтыри.

С давних времён известен обычай поминать близких за трапезой. Зачастую поминки являются поводом для родственников собраться вместе, вкусно покушать, обсудить дела. На самом деле за поминальным столом собираются не просто так. Православные христиане должны молиться об тех близких, которые покинули земной мир. Перед началом трапезы необходимо совершить в обязательном порядке литию. Это небольшой чин панихиды, её может совершить мирянин. Можно прочесть 90-й псалом и «Отче наш».

Кутья является первым блюдом, которое собственно и вкушается на поминках. Готовится она, как правило, из отваренных зёрен пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно-это символ воскресения, а мёд-сладость, которой праведники наслаждаются в раю. Кутья должна быть освящена во время панихиды особым чином, если это не возможно, её следует окропить святой водой.

Желание хозяев угостить всех, кто пришёл на поминки повкуснее, понятно, но оно не освобождает от соблюдения постов, которые установила Церковь. В среду, в пятницу и соответственно в длительные посты вкушать только разрешённую еду. Если во время Великого поста поминки попадают на будний день, их следует перенести на субботу или же на воскресенье.

Языческий обычай — выпивать на могилах, не имеет ничего общего с православными обычаями. Каждый христианин знает, что нашим усопшим близким принесёт радость молитва за них и благочестие, которое мы приносим, а не количество выпитого спиртного.
Дома, во время поминальной трапезы, после панихиды, допускается небольшой бокал вина, который будет сопровождаться добрым словом в адрес усопшего. Не забывайте о том, что это совсем необязательная вещь на поминках. Но остальной алкоголь следует избегать вовсе, так как он будет отвлекать от самих поминок.

В православии первыми за поминальный стол усаживают нищих и убогих, старушек и детей. Так же можно раздать вещи и одежду усопшего. Можно услышать множество рассказов о случаях, когда милостыня родных помогала усопшим, и получала подтверждения об этом из загробного мира. Поэтому вы можете помочь умершему, отдав сбережения на милостыню, дабы принести пользу душе в загробном мире.

Потеря близкого человека может перевернуть мировоззрение, помочь обрести желание стать настоящим православным христианином, сделать самый первый свой шаг на пути к Богу. Начните сейчас очищать свою душу, исповедываться, дабы в загробном мире благие дела преобладали над грехами.

Поминать умерших людей, согласно христианским канонам, принято на 3,9 и 40 день после смерти. Кроме того, в церковном календаре указаны специальные дни поминовения усопших. Особое ритуальное значение придается девятому дню после кончины. По традиции в этот день собираются родные и близкие покойного, вспоминают его жизненный путь и говорят о нем добрые слова.

Вычисление точной даты поминок

Чтобы не ошибиться, нужно отсчитать с момента кончины человека ровно 9 дней, включая и сам день смерти. Это относится и к тем случаям, когда смерть наступила поздно вечером или даже ночью, до полуночи. К примеру, смерть наступила 2 марта. Девятый день в данном случае – не 11 марта, как вышло бы при арифметическом сложении (то есть 2+9=11), а 10 марта, включая день кончины.

Примеры:

Что делать на девятый день после смерти?

Поминальный стол

На поминальном столе в 9 день традиционно присутствуют пироги, блины, булочки и вообще печеные изделия. Не следует забывать и о кутье. А вот от спиртных напитков в 9 день вполне можно отказаться. Лучше уделить особое внимание поминальным речам. Чем больше будет сказано добрых слов о покойном, о его благих делах при жизни, тем лучше будет его душе. Православные учения трактуют посмертное состояние души как подготовку к загробной жизни в течение 40 дней после смерти. 9 день, согласно канонам, является последним днем пребывания души в райских кущах, а остальное время до истечения 40 дней душа будет находиться в аду. Поэтому все сказанные за поминальным столом добрые слова в адрес покойного будут ему зачтены и облегчат тяжесть пребывания в месте страданий грешников.

Посещение церкви и кладбища

С утра, до поминок, полагается поставить свечу в церкви и прочесть заупокойную молитву об усопшем рабе Божьем (имя). Нищим в этот день раздают милостыню, дают просфоры, печенье или булочки, прося помянуть имя ушедшего человека в молитвах. После посещения церкви нужно побывать и на могиле, оставив угощение и там. Можно оставлять на кладбище печенье, конфеты, насыпать кутьи или пшена для птиц.

Что еще можно сделать в 9 день?

Завешивание зеркал в доме усопшего не является предписанным православным обрядом. Тем не менее, эта традиция исстари укоренилась. Если зеркала были завешаны в момент кончины, в 9 день завесы можно снять во всех помещениях, кроме комнаты покойного, где их нужно оставить до окончания 40 дней.

В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты - 3 дня, 9 дней и 40 дней - настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

Путь души

Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик - от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу. Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

Что важно в эти дни для живых

Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца. Более того - считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» - то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.40 дней после смерти: последний рубеж

В православной традиции третий, девятый и сороковой дни после смерти человека имеют определенное значение для его души. Но именно сороковой день имеет особенное значение: для верующих это тот рубеж, который окончательно отделяет земную жизнь от жизни вечной. Поэтому 40 дней после смерти с религиозной точки зрения дата даже более трагическая, чем сам факт физической кончины.

Борьба за душу между адом и раем

Согласно православным представлениям, которые происходят из описанных в Житиях святых случаев, из богословских трудов Отцов Церкви и из канонических богослужений, душа человека с девятого по сороковой дней проходит через ряд препятствий, называемых воздушными мытарствами. С момента смерти до третьего дня душа человека пребывает на земле и может быть рядом со своими близкими или путешествовать куда угодно. С третьего же по девятый дни она пребывает в раю, где ей предоставляется возможность оценить те блага, которые Господь в награду за праведную или святую жизнь воздаёт душам в Царствии Небесном.

Мытарства же начинаются с девятого дня и представляют собой такие препятствия, в которых от самой человеческой души уже ничего не зависит. Человек изменяет соотношение своих добрых и злых мыслей, слов и поступков лишь в земной жизни, после смерти он уже не в состоянии ничего добавить или убавить. Мытарства это, по сути, «судебные состязания» между представителями ада (бесами) и рая (ангелами), имеющими аналогию в прениях между прокурором и адвокатом. Всего мытарств насчитывается двадцать, и они представляют собой те или иные греховные страсти, которым подвержены все люди. Во время каждого из мытарств бесы представляют список грехов человека, связанные с данной страстью, а ангелы оглашают список его добрых дел. Принято считать, что, если список грехов по каждому мытарству окажется солиднее списка добрых дел, то душа человека отправляется в ад, если по Божьему милосердию добрые дела не умножаются. Если добрых дел больше, душа переходит к следующему мытарству, как и в том случае, если грехов и добрых дел оказывается поровну.

Окончательное решение участи

Учение о воздушных мытарствах не является каноническим, то есть оно не входит в основной вероучительный свод Православия. Однако авторитет святоотеческой литературы привёл к тому, что вот уже на протяжении многих столетий подобные представления о посмертном пути души являются фактически единственными в рамках этой религиозной конфессии. Период с девятого по сороковой день после смерти человека считается наиболее важным, а сам сороковой день едва ли не наиболее трагической датой даже по сравнению с самой смертью. Дело в том, что, по православным представлениям, на сороковой день, после прохождения мытарств и лицезрения всех ужасов и мучений, которые ждут грешников в аду, душа человека в третий раз предстаёт непосредственно перед Богом (в первый раз - на третий день, второй раз - на девятый день). И именно в этот момент решается судьба души - где её пребывать до момента Страшного Суда, в аду или в Царствии Небесном.

Считается, что к тому моменту душа уже прошла все возможные испытания, которые и должны были определить, смог ли человек своей земной жизнью заслужить спасение. Душа уже видела рай и могла почувствовать, насколько она достойна или недостойна разделить участь праведников и святых. Она уже прошла через мытарства и представляет, насколько многочисленны и тяжки её грехи. К этому моменту она должна полностью раскаяться и уповать лишь на Божью милость. Именно поэтому сороковой день после смерти воспринимается Церковью и близкими покойного как ключевой рубеж, после которого душа отправляется либо в рай, либо в ад. Необходимо усердно молиться о душе умершего, исходя как минимум из трёх мотивов. Во-первых, молитва способна повлиять на решение Господа относительно участи души: обращается внимание как на сам факт неравнодушия близких к человеку, так и на возможное заступничество перед Богом святых, которым молятся. Во-вторых, если душа всё-таки отправлена в ад, это ещё не означает для неё конечную гибель: окончательно судьба всех людей решится во время Страшного Суда, а значит, ещё есть возможность молитвами изменить решение. В-третьих, если душа человека обрела Царствие Небесное, необходимо достойно возблагодарить Бога за оказанную Им милость.

Христианская Церковь исконно приняла поминовение усопших в третий, девятый, сороковой день и годовщину. Она дала и толкование этим срокам в христианских категориях и образах.

По учению церкви два дня душа находится где-то около любимого ею тела, около своего дома, скитается в сопровождении ангелов по дорогим ей земным местам. А на третий день должна поклониться Господу. В следующие шесть дней — до девятин — душе показывают райские обители. А в следующие тридцать — разные отделения преисподней. После этого Господь помещает её в раю или в аду.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

«Умершие надеются получить помощь через нас: ибо время делания отлетело от них; взывают ежеминутно души», — утверждал Блаженный Августин в «Слове о благочестии и поминовении усопших».

Мы знаем: со смертью даже самых близких нам в здешней земной жизни порываются все нити и узы чувственных связей с ними. Смерть прокладывает между живыми и умершими великую пропасть. Но только разобщает она их именно чувственно, физически, а вовсе не духовно: духовная же связь и общение не прекращаются и не прерываются между продолжающими жить в этом мире и переселившимися в мир загробный. Мы думаем о них, даже разговариваем с ними мысленно. Нам хочется им помочь. Но как? Священник однозначно ответит на этот вопрос: «Молитвой». В течение сорока дней участь души ещё не решена.

Загрузка...
Top