Быстрый математический счет. Эффективные способы быстрого счета в уме

Методы обучения в прошлом веке таким профессиям, как экономист, продавец, товаровед, учитель арифметики начальной школы, стерты из памяти общества, как пережитки советского прошлого. А ведь в них было много полезного. В частности, такие упражнения, которые активизировали мозговую деятельность, развивали логическое мышление, задействовав оба полушария мозга, чтобы находить оптимальные решения математических задач и уметь считать в уме быстро.

Отдельные элементы методик легли в основу современных курсов ментальной математики и программ обучения быстрого устного счета. Сегодня это роскошь – умение быстро считать в уме, а в далеком прошлом, это было необходимым условием социальной адаптации и выживания.

Зачем нужно уметь считать в уме

Человеческий мозг — орган, который нуждается в постоянной нагрузке, иначе запускается механизм атрофии.

Еще одна особенность в том, что все нейронные процессы в мозге протекают одновременно и взаимосвязано. Так, недостаточная физическая и умственная активность, преобладание статической нагрузки, приводят к рассеянности, невнимательности и раздражительности. В худшем случае может развиться стрессовое состояние, последствия которого трудно предугадать.

Познание окружающего мира и законов общественной жизни, приходит к ребенку по мере взросления и обучения и математика играет в этом не последнюю роль, так как именно она учит строить логические связи, алгоритмы и параллели.

Психологи и опытные педагоги выделяют разные причины, почему ребенку необходимо учиться считать в уме:

  • Повышение концентрации внимания и наблюдательности.
  • Тренировка краткосрочной памяти.
  • Активизация мыслительных процессов и развитие грамотной речи.
  • Умение мыслить вариативно и абстрактно.
  • Тренировка умения распознавать закономерности и аналогии.

Методики устного счета и упражнения для взрослых

Спектр решаемых задач и проблем взрослого человека гораздо шире, чем у ребенка. В ряде профессий и в быту людям ежедневно приходится сталкиваться с задачками математического характера по сто раз на день:

  • Сколько прибыли мне это принесет.
  • Не обсчитали ли меня в магазине.
  • Не завысил ли перекупщик наценку на купленный товар.
  • Дешевле взять кредит с ежемесячной выплатой процента или раз в три месяца.
  • Что лучше – почасовая оплата 150 рублей или ежемесячный оклад 18 000 руб.

Список можно продолжать, но факт необходимости навыков устного счета неоспорим.

Подготовительный этап – осознание необходимости устного счета

Ментальная математика и любая другая методика, призванная научить считать в домашних условиях в уме быстрее и эффективнее, обучает взрослых и детей.

Единственное их отличие – сфера применения знаний. Разработчики курсов ММ стараются подбирать задачки для взрослых таким образом, чтобы они были востребованы в работе.

☞ Пример:

У вас на руках фьючерсный контракт с датой исполнения 1 января 2019 года и вы задались целью просчитать, на какой день недели придется это событие (вдруг пятница). Все операции проводятся с последними двумя цифрами года, в нашем случае – это 19. Вначале нужно прибавить к 19 четверть, это можно сделать путем простого деления: 19:2 = 8,5, затем 8,5:2 = 4,25. Цифры после запятой отбрасываем. Прибавляем: 19 + 4 = 23. День недели определяется просто: от полученной цифры необходимо отнять самое близкое к ней произведение с цифрой 7. В нашем случае это 7*3 = 21. Следовательно, 23 – 21 = 2. Дата экспирации фьючерса – второй день или вторник.

Проверить несложно, заглянув в календарь, но если его нет под рукой, такая методика может оказаться полезной, и поднимет вас в глазах окружающих.

Видео сюжет

Методики быстрого сложения, вычитания, умножения и деления разных чисел

Примеры с разной степенью сложности требуют разного количества времени, хотя с постоянной практикой число затраченных усилий уменьшается.

Сложение и вычитание в ментальной математике имеют тенденцию к упрощению. Сложные и глобальные задачи делятся на более маленькие и простые. Большие числа округляются.

☞ Пример сложения:

17 996 + 2676 + 3592 = 18 000 + 3600 + 2680 – 4 – 8 — 4 = 21600 + 2000 + 600 + 80 – 10 – 6 = 23600 + 600 + 70 – 6 = 24200 + 70 – 6 = 24270 – 6 = 24264.

Поначалу будет трудно удержать в голове такую длинную цепочку и придется мысленно проговаривать все цифры, чтобы не сбиться, но по мере улучшения краткосрочной памяти, процесс будет становиться легче и понятнее.

☞ Пример вычитания:

Для вычитания процесс идентичный. Вначале отнимаем округленное число, а затем прибавляем излишки. Простой пример: 7635 – 5493 = 7635 – 5500 + 7 = 2135 + 7 = 2142

Для умножения и деления существуют свои маленькие хитрости, в том числе и ранее упомянутые в примере с датами. На практике чаще всего встречаются примеры с процентами или пропорциями. Суть их решения также сводится к дроблению и упрощению задачи. Некоторые можно решить просто одним щелчком.

☞ Пример умножения и деления:

Вы положили на депозит 36 000 у. е. под 11% и вам необходимо рассчитать, сколько прибыли он принесет. Секрет вычисления прост – первая и последняя цифра останутся прежними, а середина будет суммой двух крайних чисел. Так 36 * 11 = 3 (3+6) 6= 396 или в нашем случае 396/100% = 3 960 у. е.

В большинстве ментальных методик умножения и деления обязательным и безальтернативным условием является знание таблицы умножения до десяти. Для детей начальной школы программа обучения устному счету будет отличаться.

Перед детьми стоят задачи другого порядка. Помимо утомительного заучивания, их ещё заставляют умножать и делить яблоки и помидоры, а если спросить, зачем это делается – учительница в лучшем случае скажет «надо», а ребенок утратит интерес ко всему процессу в целом.

Изменить систему образования за месяц невозможно, а вот помочь ребенку развить навыки устного счета — вполне реально.

Подготовительный этап

Объясните ребенку доступным языком, почему считать в уме – это не только полезно, но еще и интересно. Если решили заниматься с ним самостоятельно, подберите иллюстрированные материалы из разных источников и составьте график совместных занятий. Необязательно заниматься ежедневно и много часов. Это не пойдет на пользу. Достаточно посвятить этому двадцать минут три раза в неделю, но в одинаковое время, чтобы ребенок привык.

Примеры упражнений для детей

Начните с интересных задач, чтобы «включиться в игру». Покажите, как можно быстро получить ответ на трудный пример и обогнать всех одноклассников. Развивайте лидерские качества.

☞ Пример:

Воспользуемся правилом умножения двухзначных чисел с одинаковыми первыми цифрами и последними, дающими в сумме «10», чтобы решить пример «44*46». Первую цифру умножаем на ту, которая следует за ней по порядку. Последние цифры также перемножаем: 44 * 46 = (4*5 =20; 4*6 = 24) = 2024.

В школе подобные примеры решаются по старинке, в столбик. Это отнимает кучу времени только на то, чтобы все переписать. Зная таблицу умножения для 4, этот пример можно решить в уме за пару секунд.

Чему учат в школе и можно ли верить всему

Классическая школа в целом скептически относится к методикам ускоренного счета, приводя в пример детей, которые, обученные методам ментальной математики, затем не стремятся логически мыслить по другим предметам, хотят все делать быстро, как привыкли, а не качественно.

Но это связано в большей мере с косностью образовательной программы, чем с реальным положением вещей.

Видео информация

Научиться быстро считать в уме несложно, для этого необходимы лишь опыт и тренировки. Умение оперировать со сложными числами повышает уровень контроля над многими жизненными процессами, делает человека более собранным и организованным. Также быстрый счет в уме позволяет отвлечься от грустных мыслей, улучшает память, внимание и чувство уверенности в себе.

Особенности и преимущества быстрого счета в уме

Оперировать в уме с цифрами до 20 в настоящее время может практически каждый образованный человек. Однако, производить мысленные расчеты со значениями, которое имеют три числа и больше, уже затруднительно. Такое под силу только тем, кто осуществляет математические операции в уме регулярно, к ним можно отнести математиков, ученых, бухгалтеров и т.п.

Как овладеть такими же навыками быстрого счета, как и у этих специалистов? Это не является чем-то невозможным. В каждом из нас от природы заложены способности к этому. У некоторых они развиты в большей мере, другие должны немного потренироваться. Задания для тренировки можно найти в свободном доступе в интернете. Можно разработать собственную методику, которая будет учитывать все личностные особенности и поможет быстро освоить нужные навыки.

Для того, чтобы преуспеть в данном деле, необходимо соблюдать следующие основные правила:

  • регулярные тренировки

Сначала необходимо разработать собственный режим тренировок, а затем, если вы действительно желаете добиться внушительных результатов, неукоснительно его соблюдать. В течение первого месяца тренировки должны осуществляться один раз в день по 10-15 минут. Делать их дольше не рекомендуется, поскольку можно сильно устать и охладеть данному занятию.

Если будет сложно, то можно делать перерыв на один или два дня. Не торопитесь, осваивайте методику в собственном ритме. Освоение быстрого счета похоже на изучение стихов. Если что-то не получается сразу, то не отступайте, продолжайте тренироваться и успех не заставит себя ждать.

  • внимательность и концентрация

Это очень важный момент при изучении методики быстрого счета. В первую очередь необходимо запомнить алгоритм работы со сложными числами. Затем, в процессе тренировок он будет вспоминаться, и произвести действие в уме даже с трех- и четырехзначными цифрами не составит труда.

Старайтесь не отвлекаться на посторонние дела, чтобы не перегружать мозг лишней информацией и быстрее овладеть нужными навыками.

  • соблюдение режима тренировок

Это одна из основ успеха. Только терпение и регулярная работа над собой позволит получить желаемое. Составьте расписание, в какое время будет осуществлять занятия. Можно даже отмечать там информацию о проведенном упражнении каждый день.

  • мотивация

Также является одной из ключей к успеху, когда человек видит цель перед собой, то он будет стремиться достичь ее, даже если для этого потребует приобрести определенные навыки и умения.

  • терпение

В любом деле, чтобы достичь успеха, нужно терпение и настойчивость, даже если все получается не сразу. Все люди разные, кому-то требуется больше времени для получения данных навыков кому-то меньше. Главное – это не сдаться после первых неудач.

Также перед началом тренировок необходимо учитывать следующие основные моменты:

  • природные способности

Не все люди от природы наделены математическим складом ума, поэтому для освоения алгоритмов быстрого счета им потребуется немного больше времени. Только не следует делать этот факт главной отговоркой, чтобы не учить методику.

  • знание и понимание математических алгоритмов

Это необходимо, чтобы в дальнейшем производить быстрые вычисления в уме по заранее выученной схеме.

  • питание

В период интенсивных умственных тренировок следует включить в свой рацион продукты для питания мозга, например, хорошо подойдут грецкие орехи, мед, фрукты.

Используя данные навыки, будет очень приятно осуществлять мысленные счетовые операции, не прибегая к использованию калькулятора и других средств для вычисления.

Основные методики

Для развития навыков счета в уме существует множество способов. Каждый может выбрать для себя наиболее удобный. Операций с числами всего существует четыре: сложение, умножение, вычитание, деление.

Достаточно один раз разобраться в алгоритме, чтобы потом развить необходимее навыки. Вполне достаточно будет тренироваться 10-15 минут в день, а затем периодически поддерживать полученные способности эпизодическими тренировками. Первые результаты будут заметны уже через полмесяца, а через два-три месяца вы сможете выйти на приличный уровень счета.

  • методика для быстрого сложения

Это самый простой уровень, с которого необходимо начать при тренировках. Начать лучше всего с двухзначных цифор. Например, нужно произвести сложение чисел 23 и 51. Сначала складываем десятки: 20+50 = 70, затем к полученной сумме прибавляем остаток 3+1=4. В итоге получаем цифру 74.

Освоить сложение многозначных чисел, также не составит особого труда. Например, сложим 342 и 741. Для этого разобьем данные числа на разряды 300, 40, 2 и 700, 40 и 1 соответственно. Затем по аналогии с двузначными цифрами начинаем складывать в уме: 300 + 700 = 1000, 40+40 = 80, 2+1 = 3, затем сложим 1000+80+3 = 1083.

  • методика для быстрого вычитания

Так же, как и при сложении, вычитание двух значений не составит большого труда. Начнем с двухзначных чисел, например, нам нужно вычесть из 35 цифру 23. Начнем также с разрядов: 30-20 = 10, 5-3 =2, затем сложим полученные значения 10+2 и получим искомое число 12.

Вычитание многозначных чисел также несложно, например, вычтем из 377 цифру 154. Для этого разобьем цифровые значения на разряды 300, 70, 7 и 100, 50 и 4 соответственно.

Осуществим вычитание 300-100 = 200, 70-50 = 20, 7-4 = 3 , затем складываем полученные цифры: 200+20+3 = 223.

Таким же способом можно осуществлять вычитание цифр л в уме с более высокой разрядностью.

  • методика для быстрого умножения

Эту процедуру можно значительно облегчить, выучив таблицу умножения. Известно, что умножение – это упрощение операции сложения. Например, 3*6 =18, а по сути это сумма трех шестерок. При умножении можно также использовать методику разрядности, например, нужно найти произведение 42*3. Сначала 2*3 = 6, 4*3 =12, затем совмещаем эти числа, ставя последнее перед первым, т.е. получаем цифру 126. Данный алгоритм подойдет для вычисления произведения двухзначных цифр.

При умножении трехзначных числе в уме методика будет немного другая. Например, нам нужно умножить 421 и 372. Здесь придется применить сложение. Умножаем поочередно 421 на каждый разряд второго числа: 421*2 = 842, 421*7= 2942, 421*3 = 1263, затем складываем эти числа, соблюдая разрядность со смещением: 2000+1000 = 120000, 800+900+200 = 29800, 40+40+60=6440, 2+7+3 = 372, в итоге получаем цифру 156612.

При умножении трехзначных чисел нужно быть особенно внимательным, чтобы не ошибиться со сложением разрядов в уме.

  • методика для быстрого деления

Деление однозначных и двухзначных чисел в уме осуществляется по простому принципу с использованием таблицы умножения. Например, нам нужно разделить 35 на 5, вспомнив таблицу умножения, мы заранее знаем, что результат будет 7.

Деление многозначных чисел осуществлять немного сложнее. Например, разделим 345 на 5, осуществляем это также с учетом разрядности: 300/5 = 60, 45/5 = 9, затем складываем 60+9 и получаем искомую цифру 69.

Насколько можно видеть, принцип осуществления любых подсчетов в уме основан на принципе разрядности.

Необходимо знать

Приобретение способностей быстрого счета в уме является значительным преимуществом для индивидуума, поскольку только ограниченное количество людей владеет подобными навыками. Однако, впоследствии, необходимо учитывать следующие моменты:

  • регулярно поддерживать приобретенные навыки;
  • проговаривайте вслух математические операции при тренировках;
  • не переусердствуйте.

Дорогу осилит идущий. Только при должном терпении и мотивации, возможно, сохранить способности быстрого математического счета в уме на долгое время.

Научиться быстро считать в уме не является непосильной задачей. Каждый может освоить методику быстрых математических вычислений, для этого необходимы упорство, концентрация и регулярные тренировки. Способов получить данный навык существует много, каждый может подобрать для себя тот, который больше всего понравиться. Осуществление быстрых вычислительных операций в уме базируется на принципе разрядности.

Как бы стыдно мне не было, но к своим 30 годам я поняла, что очень плохо считаю в уме элементарные числа и трачу на это много времени. Этот недостаток я решила исправить и нашла на просторах интернета инструменты, которые помогли мне научиться считать в уме.

В арифметике существуют ключевые закономерности, которые необходимо довести до автоматизма.

Вычитание 7,8,9 Чтобы вычесть 9 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 1. Чтобы вычесть из любого числа 8, нужно вычесть из него 10 и прибавить 2. Чтобы вычесть 7 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 3. Если обычно вы считаете по другому, то для лучшего результата вам нужно привыкнуть к этому новому способу.

Умножение на 9. Быстро умножить любое число на 9 можно следующим образом: сначала умножьте это число на 10 (просто добавьте 0 в конце), а затем вычтите из результата само число. Например 89*9=890-89=801. Эту операцию необходимо довести до автоматизма.

Умножение на 2. Для устного счета очень важно уметь быстро умножать любое число на 2. Для умножения на 2 не круглых чисел попробуйте округлить их до ближайших более удобных. Так 139*2 проще считать, если сначала умножить 140*2 (140*2=280). а потом вычесть 1*2=2 (именно 1 нужно прибавить к 139, чтобы получить 140) Итого: 140*2-1*2=278

Деление на 2. Для устного счета также важно уметь быстро делить любое число на 2. Несмотря на то, что многим умножение и деление на 2 дается достаточно просто, в сложных случаях также пытайтесь округлять числа. Например, чтобы разделить 198 на 2, нужно сначала разделить 200 (это 198+2) на 2 и отнять 1 (1 мы получили, разделив прибавленные 2 на 2) Итого: 198/2=200/2-2/2=100-1=99.

Деление и умножение на 4 и 8. Деление (или умножение) на 4 и 8 являются двукратным или трехкратным делением (или умножением) на 2. Производить эти операции удобно последовательно. Например, 46*4=46*2*2=922*2=184

Умножение на 5. Умножать на 5 очень просто. Умножение на 5 и деление на 2 - это практически одно и то же. Так 88*5=440, а 88/2=44, поэтому всегда умножайте число на 5, поделив число на 2 и умножив его на 10.

Умножение на однозначные числа. Чтобы быстро считать в уме, полезно уметь умножать двузначные и трехзначные числа на однозначные. Для этого нужно умножать дву- или трехзначное чило поразрядно. Например, умножим 83*7. Для этого сначала умножим 8 на 7 (и допишем 0, так как 8 - разряд десятков) и прибавим к этому числу произведение 3 и 7. Таким образом, 83*7=80*7+3*7=560+21=581. Возьмем более сложный пример 236*3. Итак, умножаем сложное число на 3 поразрядно: 200*3+30*3+6*3=600+90+18=708.

Определение диапазонов. Чтобы не запутаться в алгоритмах и по ошибке выдать совсем неверный ответ, важно уметь строить примерный диапазон ответов. Так умножение однозначных чисел друг на друга, может дать результат не более 90 (9*9=81), двузначных - не более 10 000 (99*99 =9801), Трехзначных не более - 1 000 000 (999*999=998001)

Деление 1000 на 2,4,8,16.И наконец, полезно знать деление чисел, кратных 10 на числа, кратные двум: 100=2*500=4*250=8*125=16*62,5

Приемы быстрого счета: магия, доступная всем

Для того чтобы понять, какую роль в нашей жизни играют цифры, поставьте простой эксперимент. Попробуйте некоторое время обойтись без них. Без цифр, без вычислений, без измерений… Вы окажетесь в странном мире, где почувствуете себя абсолютно беспомощным, связанным по рукам и ногам. Как успеть на встречу вовремя? Отличить один автобус от другого? Позвонить по телефону? Купить хлеб, колбасу, чай? Сварить суп или картошку? Без чисел, а значит, без счета жизнь невозможна. Но как тяжело иногда дается эта наука! Попробуйте быстро перемножить 65 на 23? Не получается? Рука сама тянется за мобильником с калькулятором. А, между тем, полуграмотные русские крестьяне 200 лет назад спокойно делали это, пользуясь лишь первым столбиком таблицы умножения - умножением на два. Не верите? А зря. Это - реальность.

"Компьютер" каменного века

Даже не зная чисел, люди уже пытались считать. Если нашим предкам, обитавшим в пещерах и носившим шкуры, нужно было поменяться чем-либо с соседним племенем, они поступали просто: расчищали площадку и выкладывали, например, наконечник стрелы. Рядом ложилась рыба или горсть орехов. И так до тех пор, пока не заканчивался один из обменных товаров, или глава "торговой миссии" не решал, что уже хватит. Примитивно, но по-своему очень удобно: и не запутаешься, и не обманут.

С освоением скотоводства задачи усложнились. Большое стадо нужно было как-то считать, чтобы знать, все ли козы или коровы на месте. "Счетной машиной" неграмотных, но умных пастухов стала долбленая тыква с камешками. Как только животное покидало загон, пастух клал в тыкву камешек. Вечером стадо возвращалось, и пастух вынимал по камешку с каждым входившим в загон животным. Если тыква пустела, он знал, что со стадом все в порядке. Если оставались камешки - шел искать потерю.

Когда появились цифры, дело пошло веселее. Хотя еще долго у наших предков в ходу было лишь три числительных: "один", "пара" и "много".

Можно ли считать быстрее компьютера?

Обогнать устройство, выполняющее сотни миллионов операций в секунду? Невозможно… Но тот, кто говорит так, жестоко лукавит, или просто кое-что умышленно упускает из вида. Компьютер - это лишь набор микросхем в пластике, он не считает сам по себе.

Поставим вопрос по-другому: может ли человек, считая в уме, обогнать того, кто выполняет вычисления на компьютере? И здесь ответ - да. Ведь, чтобы получить ответ от "черного чемоданчика", данные в него необходимо сначала ввести. Это будет делать человек при помощи пальцев или голосом. А все эти действия имеют ограничения по времени. Непреодолимые ограничения. Сама природа поставила их человеческому телу. Всему - кроме одного органа. Мозга!

Калькулятор умеет выполнять лишь две операции: сложение и вычитание. Умножение для него - это множественное сложение, а деление - множественное вычитание.

Наш мозг поступает по-другому.

Класс, где учился будущий король математики, Карл Гаусс, как-то получил задание: сложить все числа от 1 до 100. Карл написал на своей доске абсолютно правильный ответ, как только учитель закончил объяснять задание. Он не стал прилежно складывать числа по порядку, как поступил бы любой уважающий себя компьютер. Он применил открытую им самим формулу: 101 х 50 = 5050. И это далеко не единственный прием, ускоряющий вычисления в уме.

Простейшие приемы быстрого счета

Их изучают в школе. Самое простое: если вам нужно прибавить к любому числу 9, прибавляете 10 и вычитаете 1, если 8 (+ 10 - 2), 7 (+ 10 - 3) и т.д.

54 + 9 = 54 + 10 - 1 = 63. Быстро и удобно.

Двухзначные числа складываются так же легко. Если во втором слагаемом последняя цифра больше пяти, число округляется до следующего десятка, а потом "лишнее" вычитается. 22 + 47 = 22 + 50 - 3 = 69. Если ключевая цифра меньше пятерки, то надо сложить сперва десятки, затем единицы: 27 + 51 = 20 + 50 + 7 + 1 = 78.

С трехзначными числами точно так же не возникает никаких трудностей. Складываем их, как читаем, слева на право: 321 + 543 = 300 + 500 + 20 + 40 + 1 + 3 = 864. Гораздо проще, чем в столбик. И гораздо быстрее.

А вычитание? Принцип тот же: вычитаемое округляем до целого и добавляем недостающее: 57 - 8 = 57 - 10 + 2 = 49; 43 - 27 = 43 - 30 + 3 = 16. Быстрее чем на калькуляторе - и никаких претензий от учителя даже во время контрольной!

Нужно ли учить таблицу умножения?

Дети этого, как правило, терпеть не могут. И правильно делают. Ни к чему ее учить! Но не спешите возмущаться. Никто не утверждает, что таблицу не нужно знать.

Ее изобретение приписывают Пифагору, но, скорее всего, великий математик лишь придал законченную, лаконичную форму тому, что уже было известно. На раскопках древней Месопотамии археологи нашли глиняные таблички с сакраментальным: "2 х 2". Люди давно пользуются этой в высшей степени удобной системой вычислений и открыли множество способов, которые помогают постичь внутреннюю логику и красоту таблицы, понять - а не тупо, механически зазубрить.

В древнем Китае таблицу начинали учить с умножения на 9. Так проще, и не в последнюю очередь потому, что умножать на 9 можно "на пальцах".

Положите обе руки на стол ладонями вниз. Первый слева палец - 1, второй - 2 и т.д. Допустим, вам нужно решить пример 6 х 9. Поднимите шестой палец. Пальцы слева покажут десятки, справа - единицы. Ответ 54.

Пример: 8 х 7. Левая рука - первый множитель, правая - второй. На руке пять пальцев, а нам нужно 8 и 7. Загибаем на левой руке три пальца (5 + 3 = 8), на правой 2 (5 + 2 = 7). Загнутых пальцев у нас пять, значит пять десятков. Теперь перемножим оставшиеся: 2 х 3 = 6. Это единицы. Всего 56.

Это лишь один из наипростейших приемов "пальцевого" умножения Их много. "На пальцах" можно оперировать числами до 10 000!

У "пальцевой" системы есть бонус: ребенок воспринимает ее как веселую игру. Занимается охотно, испытывает массу положительных эмоций и в итоге очень скоро начинает проделывать все операции в уме, без помощи пальцев.

Делить так же можно при помощи пальцев, но это немного сложнее. Программисты до сих пор пользуются руками, чтобы перевести числа из десятичной системы в двоичную - это удобнее и гораздо быстрее, чем на компьютере. Но в рамках школьной программы научиться быстро делить можно даже без пальцев, в уме.

Допустим, нужно решить пример 91: 13. Столбик? Нет нужды пачкать бумагу. Делимое заканчивается на единицу. А делитель - на тройку. Что там в таблице умножения самое первое, где задействована тройка, а заканчивается на единицу? 3 х 7 = 21. Семерка! Вот и все, мы ее поймали. Надо 84: 14. Вспоминаем таблицу: 6 х 4 = 24. Ответ - 6. Просто? Еще бы!

Волшебство числа

Большинство приемов быстрого счета похоже на фокусы. Взять хотя бы известнейший пример умножения на 11. Чтобы, например, 32 х 11 нужно написать 3 и 2 по краям, а в середину поставить их сумму: 352.

Для умножения двузначного числа на 101 надо просто записать число два раза. 34 х 101 = 3434.

Для умножения числа на 4 нужно два раза умножить его на 2. Для деления - дважды разделить на 2.

Много остроумных и, главное, быстрых приемов помогают возводить число в степень, извлекать квадратный корень. Знаменитые "30 приемов Перельмана" для математически мыслящих людей будут покруче шоу Коперфильда, потому что они еще и ПОНИМАЮТ что происходит, и как оно происходит. Ну а остальные могут просто наслаждаться красивым фокусом. Например, нужно перемножить 45 на 37. Напишем числа на листе и разделим их вертикальной чертой. Левое число делим на 2, отбрасывая остаток, пока не получим единицу. Правое - умножаем до тех пор, пока число строчек в столбике не сравняется. Затем вычеркиваем из ПРАВОГО столбика все те числа, напротив которых в ЛЕВОМ столбике получился четный результат. Оставшиеся числа из правого столбика складываем. Получится 1665. Перемножьте числа привычным способом. Ответ сойдется.

"Зарядка" для ума

Приемы быстрого счета способны здорово облегчить жизнь и ребенку в школе, и маме в магазине или на кухне, и папе на производстве или в офисе. Но мы предпочитаем калькулятор. Почему? Не любим напрягаться. Нам тяжело держать числа, даже двухзначные, в голове. Почему-то не держатся.

Попробуйте выйти на середину комнаты и сесть на шпагат. Почему-то "не сажается", да? А гимнаст делает это совершенно спокойно, не напрягаясь. Тренироваться нужно!

Самый простой способ тренировки и, одновременно, разминки мозга: устный счет вслух (обязательно!) через число до ста и обратно. Утром, стоя под душем, или готовя завтрак, посчитайте: 2.. 4.. 6.. 100... 98.. 96. Можно считать через три, через восемь - главное, делать это вслух. Всего через пару недель регулярных занятий вы удивитесь, насколько ПРОЩЕ станет обращаться с числами.

Знания, полученные на уроках алгебры и геометрии, в жизни люди применяют крайне редко. Наиболее ценное и необходимое умение, связанное с математикой – способность быстро считать в уме, поэтому стоит разобраться, как этому научиться. В обычной жизни это позволяет быстро подсчитывать сдачу, рассчитывать время и т.п.

Лучше всего развивать с самого детства, когда мозг намного быстрее усваивает информацию. Есть несколько эффективных методик, которыми пользуется много людей.

Как научиться очень быстро считать в уме?

Чтобы достичь хороших результатов, необходимо проводить тренировки регулярно. После достижения определенных целей стоит усложнять задание. Большое значение имеют способности человека, то есть умение удерживать в памяти сразу несколько вещей и концентрировать внимание. Наибольший могут достичь люди с математическим складом ума. Чтобы быстро научиться считать, необходимо хорошо знать таблицу умножения.

Наиболее популярные методики подсчета:

  1. Разберемся, как быстро считать двухзначные числа в уме, если нужно умножить на 11. Чтобы разобраться в методике, рассмотрим один пример: 13 умножить на 11. Задача заключается в том, что между цифрами 1 и 3 нужно вставить их сумму, то есть 4. В итоге получается, что 13х11=143. Когда сумма цифр дает двузначное число, к примеру, если на 11 умножать 69, то 6+9=15, тогда вставлять нужно только вторую цифру, то есть 5, а к первой цифре множителя следует добавить 1. В итоге получает 69х11=759. Есть еще один способ умножения числа на 11. Для начала следует произвести умножение на 10, а затем, прибавить к нему исходное число. Например, 14х11=14х10+14=154.
  2. Еще один способ, как быстро считать в уме большие числа, работает для умножения на 5. Это правило подходит для любого числа, которое для начала необходимо разделить на 2. Если в итоге получилось целое число, то нужно приписать в конце ноль. К примеру, чтобы узнать, сколько будет 504 умножить на 5. Для этого 504/2=252 и приписываем в конце 0. В итоге получается 504х5=2520. Если же при делении числа получается не целое число, то нужно просто убрать полученную запятую. К примеру, чтобы узнать, сколько будет 173 умножить на 5, нужно 173/2=86,5, а после просто убрать запятую, и получается, что 173х5=865.
  3. Узнаем, как быстро считать в уме двузначные числа, путем сложения. Сначала необходимо произвести сложение десятков, а затем, единиц. Для получения итогового результата, следует прибавить два первых результата. К примеру, разберемся, сколько будет 13+78. Первое действие: 10+70=80, а второе: 3+8=11. Итоговый результат будет таким: 80+11=91. Этим методом можно пользоваться, когда из одного числа нужно вычесть другое.

Еще одна актуальная тема – как быстро считать проценты в уме. Опять же для лучшего понимания рассмотрим пример, как найти 15% от какого-либо числа. Вначале следует определить 10%, то есть разделить на 10 и прибавить половину от результата –5%. Найдем 15% от 460: чтобы найти 10%, делить число на 10, получается 46. Следующий шаг – находим половину: 46/2=23. В итоге 46+23=69, что и является 15% от 460.

Есть еще один метод, как высчитывать проценты. Например, если нужно определить, сколько будет 6% от 400. Для начала стоит выяснить 6% от 100 и это будет 6. Чтобы узнать 6% от 400, то нужно 6х4=24.

Если нужно найти 6% от 50, то следует пользоваться таким алгоритмом: 6% от 100 это 6, а для 50, это половина, то есть 6/2=3. В итоге получается, что 6% от 50, это 3.

Если число, от которого стоит найти процент меньше 100, то следует просто перенести запятую влево. К примеру, чтобы найти 6% от 35. Для начала найдите 6% от 350 и это будет 21. Значение же 6% для 35, это 2,1.

Загрузка...
Top