Буддийские храмы в Индии — островки учения на родине Будды. Буддийские святыни и божества

Буддийские места в Индии и Непале могут быть разделены на пять категорий:1) святые места, связанные с важными этапами в жизни Будды;2) святые места, которые посещал Будда или где он провел часть жизни;3) святые места, связанные с выдающимися святыми и мастерами буддизма;4) святые места, связанные с буддизмом как религией, его историей и культурой;5) святые места, в которых продолжается буддийская жизнь.

Паломнические центры буддизма в Индии и Непале

Паломнические места связаны с этапами жизненного пути Будды. Есть восемь центров почитания Будды, четыре из них являются главными для верующих:Лумбини (Непал), Бодхгая (Индия), Кушинагара (Индия), Сарнатх (Индия).Четыре главных центра почитания Будды : На территории современного городка Лумбини (Непал) в 543 г. до н. э. родился Сиддхартха Гаутама. Рядом находятся руины дворца, где он жил до 29 лет. В Лумбини находится более 20 монастырей. Бодхгая (штат Бихар, Индия) находится в 12 км от известного центра индуистских паломников Гая. Именно здесь Будде было ниспослано просветление. Центром привлечения паломников является Махабодхи Мандир, храм, находящийся на том месте, где Будда обрел просветление. Сарнатх (штат Уттар Прадеш, Индия) расположен в 6 км к северу от г. Варанаси. Здесь Будда прочитал свою первую проповедь о четырех благородных истинах. Кушинагар а(штат Уттар Прадеш, Индия) находится около городка Горакхпур, здесь Будда покинул свое тело в возрасте 80 лет.
Другие центры почитания Будды: Раджгар (штат Бихар, Индия), где Будда поведал миру свое учение опустоте. Здесь расположена пещера, где проходил первый буддийский собор. Вайшали (штат Бихар, Индия), здесь Будда читал свои проповеди, в том числе учение о природе Будды, и предсказал свой скорый уход из земного мира. В штате Махараштра находятся пещерные храмы Аджанты и Эллоры. Всего 29 храмов, воздвигнутых в скальных породах ущелья, нависающего над рекой.
Паломнические центры буддизма в Тибете

Основной паломнический центр Тибета - его столица, город Лхаса . В Лхасе находится дворец Потала, бывшая резиденция далай ламы . В Лхасе существуют три кольца (круга), по которым буддисты паломники совершают обход святых мест.Важнейшим паломническим местом в Тибете является священная гора Кайлаш и озеро Манасаровар, расположенное неподалеку. Любопытно, что гора Кайлаш является священной горой для представителей четырех религий - буддизма, индуизма, джайнизма и древней тибетской религии бон. Вокруг Кайлаш паломники следуют по внешнему и внутреннему кругу. Принято вступать на внутренний круг, если паломник прошел по внешнему минимум 12 раз. Паломники обходят гору Кайлаш по внешнему кругу примерно за 30 часов (длина круга 55 км, он находится на высоте 4800- 5600 м над уровнем моря). Практикуется и обход горы Кай лаш с простираниями (паломники лежат на горе в акте поклонения), но это занимает одну две недели. На внешнем круге находятся четыре тибетских монастыря, на внутреннем - два.Второй по величине город Тибета - Шигацзе , находится на трассе Катманду - Лхаса. Здесь туристы посещают монастырь Ташилунгпо, резиденцию панчен ламы.

Другие паломнические центры буддизма Центр буддизма в Японии
Одним из самых почитаемых мест в Японии является город Нара . Одно время этот город был столицей японского государства. В наше время Нару посещают ежегодно около 3 млн паломников. На территории в 525 га расположены несколько буддийских и синтоистских храмов и кумирен. Наиболее известный - Великий восточный храм - буддийский храм Тодайцзы , в котором находится одна из самых больших статуй Будды в мире и самая большая в Японии (высота 22 м).Центры буддизма на Шри Ланке
Это прежде всего царственный город Канди , в котором на берегу искусственного озера стоит храм Священного зуба Будды, где хранится зуб Будды . Город Анурадхапура привлекает ежегодно тысячи паломников. Здесь расположены восемь святых мест, среди которых саженец дерева Бодхи, под которым, согласно преданию, принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления, и Тупа рама - первое религиозное сооружение и ступа, где хранится частица ключицы Будды. В городе Полонарува есть второй храм Священного зуба Будды, храм Лежащего Будды и самый знаменитый Каменный храм, где колоссального размера четыре статуи Будды высечены в гранитной скале. Особое внимание паломников привлекают пещеры и храмы Дамбуллы. Пещерный храм Дамбуллы был преподнесен в дар ордену буддийских монахов королем Шри Ланки в I в. до н. э. В нем находится самая известная 14 метровая статуя лежащего Будды с преданным учеником Анандой у его ног. Она воссоздает момент входа Будды в нирвану. В самой большой пещере расположен храм Великих королей, где представлены 16 стоящих статуй Будды и 40 статуй Будды в медитации .

Центры буддизма в ТаиландеВ Таиланде находятся более 18 тыс. буддийских храмов и монастырей . Из них более 400 - в Городе ангелов - Бангкоке. Самый известный - храм Изумрудного Будды , который располагается на территории королевского дворца. По пути от Бангкока до города Канчанабури находится самый высокий буддийский памятник в мире - Пхре Пахтом Чеди. К северу от Бангкока простираются Центральные равнины. В сердце этого района находится город Аютхайа, который более 400 лет являлся столицей Таиланда, вплоть до его разрушения в 1767 г. Сейчас там можно увидеть лишь руины многочисленных храмов, оставшихся от того, что считалось когда то самым крупным и могущественным городом Востока. В Камбодже находится знаменитый храмовый комплекс Ангкор Ват, его площадь составляет 260 кв. км и включает около 200 различных культовых сооружений.В Индонезии на острове Ява расположен всемирно известный храмовый комплекс Боробудур.В России с конца 80 х гг. ХХ в. продолжается возрождение буддизма, в первую очередь среди представителей таких народов, как буряты, тувинцы и калмыки. В последние годы в Бурятии восстановлены более 20 дацанов, а также построены новые: Балдан Брайбун, Гусиноозерский, Тамчинский, Мурочинский. В Калмыкии в 1996 г. закончено строительство буддийского комплекса Гедден Шеддуп Чойкорминг . Это крупнейший храм в Европе, в нем находится позолоченная статуя Будды.

Религиозный туризм в исламе

Религиозный туризм мусульман имеет ярко выраженную паломническую составляющую. Для каждого мусульманина необходимо хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в священные города - Мекку и Медину. Характерная черта - резкий всплеск числа паломников мусульман именно во время хаджа, который бывает раз в году, с меняющимися в зависимости от лунного календаря датами. Эти города разрешается посещать только мусульманам, что ограничивает экскурсионную составляющую, поскольку экскурсанты - представители других религий не могут посетить главные святыни ислама. История возникновения и основы вероучения исламаИслам является самой молодой религией из существующих трех конфессий. В исламе суннитского толка (этого направления придерживаются большинство мусульман) отсутствует культ святых. Ничто не должно нарушать принципы верховности и единства Бога и отвлекать верующих от поклонения Аллаху. Поэтому в исламе запрещены изображения Бога, людей, животных. Соответственно в исламе отсутствует иконография.Отсутствие культа святых, чудотворных икон, монастырей - все это приводит к тому, что в исламе значительно меньше, чем в христианстве, священных мест, привлекающих туристов паломников.Ислам зародился в VII в. н. э. в Западной Аравии среди арабов. Слово «ислам» можно перевести как «покорность богу».Примерно в 570 г. н. э. в Мекке родился основатель ислама Пророк Мухаммед. В 610 г. в пещере горы Хира ему явился архангел Джибраил (Гавриил), который указал ему на слово Бога (Аллаха). Мухаммед (значение имени - «восхваляющий») не умел писать, поэтому декламировал эти откровения, словно стихи Бога. Эта ночь откровения известна как «ночь славы». После этого события на протяжении более 20 лет у Мухаммеда случались озарения, как в присутствии людей, так и когда он был в одиночестве. Проповеди Мухаммеда встречали сопротивление значительной части населения Мекки, поэтому в 622 г. состоялась хиджра - переселение Пророка в Медину. С этого года начинается отсчет мусульманского календаря. В 629 г. Мухаммед совершил свое первое и последнее паломничество в Мекку, где разрушил племенных идолов в святилище Каабе. 8 июля 632 г. Пророк Мухаммед умер в Медине в возрасте 63 лет. Догматы ислама 1. Вера в Аллаха(т. е. вера в Бога). Бог в исламе един, превосходящ, вне времени, милостив и милосерден 2. Вера в священные книги. С каждым из посланников Всевышний посылал людям Книгу откровений. Тору через Моисея, Евангелие через Иисуса, Коран через Мухаммеда.3. Вера в ангелов, дьявола и джиннов. Ангелы, сотворенные из света, служат проводниками и помощниками Бога. Джинны, созданные из огня, населявшие землю до человека, могут быть как добрыми, так и злыми. Дьявол (шайтан, иблис) - падший ангел, возглавивший враждебные человеку силы.4. Вера в пророков. До прихода Мухаммеда было 124 тысячи пророков. В Коране записано 26 пророчеств. Мухаммед считается последним посланником, печатью пророков.5. Вера в рай и ад.6. Вера в предопределение (аль кадр). Аллаху известно все, все происходящее имеет свой смысл и является выражением его воли.7. Вера в жизнь после смерти (ахира) и в бессмертие души (рух).Исламский символ веры звучит так: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - Пророк его». Ислам основан на пяти заповедях: 1. Свидетельство - «шахада». Сущностью ислама является покорность богу и признание того, что Мухаммед - его посланник.2. Молитва - «салат». Выражает преклонение перед богом и благодарность ему. Молитва совершается пять раз в день - на восходе, в полдень, после обеда, на закате и вечером.3. Милостыня - «закят». Своего рода налог в пользу нуждающихся мусульман. Раз в год мусульманин выплачивает 2,5 % своего капитала в качестве милостыни нуждающимся.4. Пост - «саум». Мусульмане постятся в течение всего месяца рамадан.5. Паломничество - «хадж». По меньшей мере один раз в жизни мусульманин должен отправиться в паломничество в Мекку, к Каабе . В исламе отсутствуют таинства, характерные для христианства. Чтобы стать мусульманином, достаточно произнести в присутствии уважаемых людей исламский символ веры. В исламе отсутствует институт священства, поэтому духовенство и миряне не противопоставляются друг другу. Стать имамом, т. е. «производящим молитву», может любой уважаемый человек, хорошо разбирающийся в Коране и ритуальной практике. На молитву верующие должны надевать чистую одежду, совершив омовение. Во время молитвы верующие обращаются лицом в сторону Мекки. Направление на Мекку указывает михраб - ниша в стене мечети. В Коране четко говорится о необходимости пожертвований. Поэтому в исламе проповедуется подаяние нищим, больным, забота о своих семьях и нуждающихся в помощи. Требуется также уплата милостыни (2,5 %) от всего нажитого человеком в пользу бедных. В девятый месяц лунного календаря рамадан мусульманам предписан пост. Наиболее важной заповедью является хадж. Паломничество совершается в строго определенное время - в месяц зуль хиджа, четвертый после рамадана. Мусульманские праздники В исламе самыми большими праздниками считаются два: Ид аль Фитр (Ураза байрам) - праздник разговения после строгого поста в месяц рамадан и Ид аль Адха (Курбан байрам) - праздник жертвоприношения, совершаемого во время хаджа. Мусульмане также с большими почестями и глубоким уважением отмечают день рождения Пророка Мухаммеда, ночь его вознесения, ночь заповеди и ночь могущества.,Суннизм и шиизм В исламе существуют два основных течения - суннизм и шиизм. Они расходятся в вопросах преемственности духовной власти. Суннизм базируется на Коране и Сунне (деяния, поступки и слова Мухаммеда) и признает принцип выборности халифов (преемников Мухаммеда). Шиизм опирается на Коран и хадисы (предания), принадлежащие Али и его потомкам. Али - четвертый халиф, муж дочери Мухаммеда Фатимы. Шиизм признает 12 имамов, прямых потомков Али. Приверженцы этого течения также верят в приход в мир незадолго до Страшного суда тайного имама - Махди, который установит равенство и справедливость В исламе существует также мистическое течение - суфизм, здесь делаются акценты на эмоциональной и интуитивной стороне религиозного опыта. Основными целями суфизма являются: полное растворение человеческого сознания в сознании Бога, непосредственное эмоциональное переживание опыта общения с Богом, поиски внутренней духовной жизни. Территория распространения ислама В мире насчитывается примерно 1 млрд 126 млн приверженцев ислама, что составляет примерно 19 % населения Земли. В России насчитывается более 20 млн мусульман. В современной России имеется примерно 3,5 тыс. мечетей, действует около 30 духовных управлений, в том числе Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России. Функционируют исламские вузы и медресе, действуют исламские партии.В Азии: в Индонезии проживает 177 млн приверженцев ислама, в Бангладеш - 101 млн, в Индии - 99 млн, в Иране - 18 млн, в Турции - 55 млн, в Китае - 27 млн, в Ираке - 18 млн, в Афганистане - 16 млн, в Саудовской Аравии - 13 млн.В африканских странах:в Египте насчитывается более 46 млн мусульман, в Алжире - 25 млн, в Марокко - 25 млн, в Судане - 18 млн, в Эфиопии - 16 млн.В США проживает около 6 млн мусульман.4.4. Религиозные объекты исламаКак уже отмечалось, паломничеством в исламе считается посещение двух священных городов - Мекки и Медины, находящихся вСаудовской Аравии.Эти паломничества подразделяются на две категории:1) хадж (большое паломничество);2) умра (малое паломничество).Мекку и Медину ежегодно посещают около 2 млн паломников. Здесь построена одна из самых больших мечетей в мире - Харам бейт Уллах. Внутри мечети находится святилище Кааба. Название «Кааба» происходит от формы здания, похожего на куб, но в действительности прямоугольного, размером приблизительно 10×12 м, высотой 15 м. Кааба построена из серого камня с окрестных гор, основание из мраморного фундамента высотой 25 см. Ее четыре угла называются - красный, сирийский, йеменский и черный (так как около него находится «черный камень», к которому паломники стремятся прикоснуться и поцеловать его). Снаружи святилище Кааба покрыто черным покрывалом (кисеей). Этот покрывало ежегодно изготавливается в Египте. Незадолго до прибытия паломников черное покрывало заменяют на белый чехол. В конце паломнического месяца ее снова облачают в новое черное покрывало, а старое разрезают на куски и продают паломникам, как реликвию. Дверь Каабы находится на высоте 2 м от земли, к ней поднимают лестницу. Внутри три деревянные колонны поддерживают кровлю, множество ламп с надписями, пол выложен мраморными плитами. Камень, на который по преданию становился Авраам, находится во дворе, в небольшом строении. Паломничество в Медину обычно совмещают с паломничеством в Мекку. Между Меккой и Мединой расстояние 300 км. Это расстояние паломники обычно преодолевают на самолете или автомобиле. Мечеть в Медине меньше, чем в Мекке. В ней похоронен Пророк Мухаммед. В Медине паломники поднимаются на гору Джабал ал Нур, чтобы посетить пещеру, где великому Пророку Мухаммеду было ниспослано первое видение, на гору Джабал ат Таур, где он скрывался от преследователей. Паломники посещают места знаменитых сражений и мечети.Кроме паломнических центров в Мекке и Медине, исламские паломники посещают и другие религиозные объекты в других странах мира. В Иерусалиме находится одна из важнейших святынь ислама - мечеть халифа Омара («Купол скалы»). Она находится на горе Мориа, на месте бывшего храма царя Соломона. Это место священно для христиан, иудеев и мусульман, поскольку здесь Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. Для мусульман это место важно тем, что отсюда пророк Мухаммед совершил свое ночное путешествие на небеса.Некоторые другие важные мусульманские паломнические святыни:- в Стамбуле находится Голубая мечеть (бывший Софийский собор);- в Дамаске - мечеть Омейядов;- в Багдаде - Золотая мечеть;- в Каире - мечеть Ибн Тулуна и султана Хасана;- в Дели - минарет Кутб Минар и мечеть Кувват уль Ислам.

Хадж в Мекку Паломничество в Мекку считается хаджем, если оно закончилось в праздник Ид аль Адха (Курбан байрам) и человек совершил все необходимые ритуалы в течение 10 дней. Паломничество, менее продолжительное по срокам и закончившееся в другой день, называется умра. Во время хаджа мусульманам необходимо выполнить четыре условия:1) облачиться в белое одеяние - ихрам;2) совершить обход вокруг Каабы (таваф);3) совершить предстояние в долине Арафат (вукуф);4) вновь совершить обход вокруг Каабы после возвращения из долины Арафат. При въезде в Мекку верующий добровольно принимает на себя особые ограничения (ихрам). Смысл ихрама заключается во всеобщем очищении, равенстве, единоустремлении и самопожертвовании. Все люди, независимо от их сословия и благосостояния, одеваются в одинаковые одежды и предстают перед Богом равными. В знак смирения мужчины не носят головных уборов, хотя зонтики от солнца разрешены. Женщины не должны скрывать свое лицо для утверждения атмосферы доверия и чистоты. Паломники должны держать свой ум в состоянии покоя, не допускать раздражения, ссор, обид. Проявление похоти или интимные отношения делают хадж недействительным. Во время хаджа нельзя свататься или вступать в брак.
Итак, хадж начался в тот момент, когда люди вошли в ихрам. Во время проведения паломничества специальная полиция отслеживает соблюдение организационных моментов, следит за порядком проведения мероприятий, наблюдает за порядком проведения ритуала. Следует отметить, что законодательство Саудовской Аравии очень строгое. Программа хаджа 1. Седьмого числа месяца зуль хиджа - проповедь в мечети Каабы. Паломники семь раз обходят Каабу против часовой стрелки. В тот же вечер или на следующее утро паломникам показывают Мекку. Семь раз совершают ритуальный бег между холмами Сафа и Марва. Посещают святой источник Зам зам. На этом малое паломничество может закончиться, и тогда оно будет считаться паломничеством умра.2. На восьмой день процессия паломников совершает полное омовение и следует к долине Мира в 10 км от Каабы. Затем отправляется к горе Арафат, которая расположена в 24 км от Мекки.3. Девятого числа начинается предстояние перед Богом на горе Милости. Паломники стоят с полудня до наступления сумерек (мужчины с непокрытой головой) и совершают молитвы.4. Десятого числа паломники отправляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных ранее, в столб, символизирующий дьявола (Иблиса). Этот ритуал носит название «побивание камнями дьявола». Затем закалывают жертвенное животное (овцу, козу или верблюда). Мясо раздается бедным. Затем паломники обривают себе волосы на голове и подстригают ногти (обрезанные волосы и ногти зарываются в землю). По возвращении в Мекку паломники вновь обходят Каабу. После чего паломничество Хадж считается завершенным. Паломник мужчина, совершивший хадж, называется хаджи, женщина - хаджа.Очень часто с паломничеством в Мекку принято совмещать посещение могилы великого Пророка Мухаммеада в Медине. Иногда в довершение хаджа совершается путешествие паломничество в Иерусалим на гору Пророков.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Буддизм в наше время настолько распространен, что, наверное, в любом уголке нашей планеты найдется человек, который если не исповедует его, то хотя бы явно интересуется им. Эта статья расскажет, в каких странах исповедуют буддизм, а также поведает о его особенностях в зависимости от расположения на карте и национального менталитета.

Буддизм на карте мира

Самая старая из мировых религий появилась еще в середине первого тысячелетия до н.э. За это время она успела укорениться у своих истоков – в Индии, ослабнуть из-за появления там индуизма, «растечься» по всей Азии и донести свои знания, как ручейки, до многих государств в мире.

Еще в IV веке дошел до Кореи. К VI столетию он достиг Японии, а в VII – ворвался в Тибет, где превратился в особое направление философской мысли. Острова Юго-Восточной Азии буддизм покорял постепенно – примерно со II века, и к началу второго тысячелетия получил широкое распространение.

«Взятие» Монголии этой религией длилось долгие века – с VIII по XVI вв., а уже оттуда к XVIII веку она достигла границы России в лице Бурятии и Тувы. В последние два столетия буддийское учение преодолело десятки тысяч километров и заинтересовало жителей Европы и Америки.

Сегодня буддизм стал государственной религией Таиланда, Камбоджи, Бутана и Лаоса. Он во многом затронул жизни людей из большинства стран Азии. По количеству последователей можно составить рейтинг стран:

  1. Китай
  2. Таиланд
  3. Вьетнам
  4. Мьянма
  5. Тибет
  6. Шри-Ланка
  7. Южная Корея
  8. Тайвань
  9. Камбоджа
  10. Япония
  11. Индия

Помимо этого, последователей Будды много в Бутане, Сингапуре, Малайзии, Бангладеш, Пакистане, Индонезии.

Что любопытно, в каждой стране буддизм принимал свои, не похожие на другие, очертания, появлялись все новые формы этой философии, направления мысли. Это объяснялось народными особенностями, существовавшими там ранее религиями, культурными традициями.


В Европе буддизм распространялся в наиболее крупных и могущественных странах. Здесь еще в начале XX в. появились первые буддийские организации: Германия (1903), Великобритания (1907), Франция (1929). А сегодня в США по числу последователей буддизм может похвастаться почетным четвертым местом, следуя за христианством, иудаизмом и атеизмом.

Существует Всемирное Братство Буддистов, целью которого является распространение и поддержка буддийской мысли в мире. В него входит 98 центров из 37 государств. Местом для штаб-квартиры этой организации выбран Таиланд.

Топ буддийских стран

Даже ученым сложно сказать, сколько буддистов живет на планете. Кто-то называет «скромные» цифры в 500 миллионов, а кто-то говорит, что их количество колеблется от 600 миллионов до 1,3 миллиардов. Все эти люди родом из десятков разных стран. Это было сложно, но мы составили список самых интересных стран-«буддистов».

Индия

Индия открывает этот список благодаря своему статусу родины буддизма. Два с половиной тысячелетия тому назад на северо-востоке этой страны появился принц Сиддхартха Гаутама, и сейчас эти места — сами по себе святыни. Многие буддисты совершают паломничества сюда и будто возвращаются в прошлое.


Здесь, в месте под названием Бодх-Гай с его храмом Махабодхи – Сиддхартха понял, что такое просветление. Вот город Сарнатх – Будда прочитал первую проповедь. Дальше – Кушинагар – и святой достиг полной нирваны. Однако сегодня среди верующего населения Индии доля буддистов составляет меньше одного процента.

Таиланд

Каждый, кто был в Таиланде, знает, какая в стране распространена религия больше всего и как сильно тайцы ее любят. Буддистских , статуй и прочей атрибутики в этой экзотической стране не перечесть.

Буддизм здесь принят как государственная религия. Согласно Конституции, король в обязательном порядке должен быть буддистом.


Тайское направление этой философской мысли еще именуют как «южный буддизм». На уклад жизни людей очень влияет сильная вера в законы кармы. Мужчины обязаны проходить через монашество. В столице – Бангкоке – созданы специальные буддийские университеты.

Шри-Ланка

Легенды гласят, что Будда самолично приплыл на бывший Цейлон для изгнания недобрых духов. Так он зародил здесь новую религию, которую сейчас исповедует больше 60% населения. Даже нынешние достопримечательности и культурные памятники имеют религиозный подтекст.


Вьетнам

Во Вьетнаме правит социализм, и формально главной религией в стране считается ее отсутствие – атеизм. Но среди вероисповеданий буддизм стоит на первом месте: примерно одна десятая 94-миллионного населения так или иначе признает учение махаяны. Сторонники встречаются на юге и насчитывают десятки тысяч.


Тайвань

Основная религия Тайваня – буддизм, его исповедует около 90% населения острова. Но это учение больше похоже на симбиоз с и даосизмом. Если говорить о строгом буддизме, то его придерживается 7-15% людей. Самая интересная особенность тайваньского направления мысли – это отношение к питанию, а именно вегетарианство.


Камбоджа

Историю буддизма в Камбодже можно назвать по-настоящему трагической. Но, забегая вперед, можно сказать, что все закончилось хорошо.

В стране насчитывалось больше трех тысяч буддистских храмов, пока к власти не пришел политический деятель Пол Пот и не устроил «культурную революцию». Ее результатом стало причисление монахов к низшему классу и их последующие репрессии и уничтожение. Немногим из них суждено было спастись.


После того, как была создана Республика Кампучия, все силы властей были брошены на восстановление буддийской религиозной мысли среди населения. В 1989 году она была признана государственной религией.

Китай

В Китае – один из компонентов, наряду с конфуцианством и даосизмом, так называемого Сань Цзяо – «трех религий» – на котором держатся религиозные взгляды китайцев.

В начале 90-х годов прошлого века наблюдался конфликт власти с тибетским буддизмом, который она хотела подавить, занявшись «патриотическим воспитанием» монахов. Сегодня государственные структуры Китая жестко контролируют деятельность религиозных организаций, в том числе и буддистских.


Мьянма

Абсолютное большинство, а именно 90% жителей Мьянмы считают себя буддистами. Это такие народности, как бирманцы, моны, араканцы, и их можно отнести к нескольким школам тхеравады.

Буддийские идеи бирманцев – последователей этих школ – смешиваются с существовавшим ранее культом духов. Махаяну поддерживают в основном китайцы, живущие в Мьянме.


Тибет

Буддизм пришел в Тибет из Индии, и, вобрав в себя идеи и традиции древней тибетской религии бон, прочно укоренился здесь, став основной религией страны. Три основные школы — Гелуг, Кагью и Ньингма — считаются самыми влиятельными.

В середине XX века страну захватил Китай, начались гонения на монахов, многие храмы и монастыри были разорены оккупантами, а Далай-лама XIV со своими сторонниками вынужден был бежать в Индию.

Тем не менее, тибетцы, как живущие на родине, так и бежавшие от китайских властей за границу, бережно хранят и поддерживают буддийские традиции и образ жизни.


Япония

Японский буддизм охватывает большую часть жителей, но он делится на огромное количество направлений и течений. Одни из них взяли в основу буддийскую философию, вторые – чтение мантр, третьи – медитативные практики.

Переплетаясь между собой, они образовывали все новые школы, которые пользуются успехом среди разных слоев населения. Их все можно условно разделить на две группы: классические школы и необуддизм.


Именно японские проповедники, изучающие буддийское учение, наиболее активно несут эти знания в «небуддистский» мир, в первую очередь в Европу и Америку.

Россия

Даже в России идеи буддизма хорошо знакомы, а в таких национальных республиках, как Калмыкия, Бурятия, Тува они и вовсе почти полностью завладели умами людей.

Большинство относится к тибетским школам гелуг и карма кагью. В самых крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге – давно существуют общины буддистов.


Заключение

Буддийское учение за долгие века своего существования полностью изменило сознание евразийского общества. И с каждым днем эта философия расширяет свои границы, в первую очередь – в умах людей.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, будем искать истину вместе.

Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты Житенёв Сергей Юрьевич

Буддийское паломничество

Буддийское паломничество

Традиция паломничества в буддизме имеет самую древнюю историю по причине более раннего его возникновения по сравнению с другими мировыми религиями. Идея совершения буддийского паломничества и ритуалы поклонения возникли в Индии в V веке до Р.Х., став одним из основных проявлений религиозного чувства всех буддистов. Считается, что сам Будда в Махапаринирвана-сутре определил четыре места, подходящие для паломничества последователей его учения и способные вызвать духовный прогресс: Лумбини в Непале, Кушинагар, Бодх-Гайя и Сарнатх в Индии.

Основным мотивом совершения паломничества для буддиста является желание увеличить свои добродетели и этим принести пользу всем живым существам, одаряя их обретённой святостью. Личной причиной может также быть желание долгим и трудным путём искупить грехи своей прошлой и настоящей жизни, а также накопить добродетельные поступки для более благоприятного рождения в будущем или заслужить покровительство божеств в этой жизни, лично поклонившись их изображениям.

В период совершения паломничества верующий на время принимал монашеские обеты и этим искупал своё мирское существование. Паломнические караваны, как правило, были многочисленными и составляли обычно более ста человек, многие из которых были вооружены, так как путешествия по просторам Центральной Азии испокон веков были весьма опасными. Перед отправлением в путь паломники выбирали начальника каравана, который должен был быть опытным человеком, знать маршрут путешествия, определять время отправления, назначать места ночёвок и дневок, наблюдать, чтобы никто не отстал в опасном месте, организовать оборону людей в случае нападения, представлять интересы богомольцев перед местными властями. Маршруты паломников строились таким образом, чтобы по пути посетить буддийские святые места, в том числе монастыри, где они могли помолиться и получить кров, пополнить запасы пищи и уточнить маршрут. Двигаясь по дорогам, паломники вывешивали разноцветные религиозные флаги на субурганах и молитвенных цилиндрах (барабанах).

Индия считается самым главным местом паломничества у буддистов. В этой замечательной стране можно найти много святых мест, к которым движется нескончаемый поток буддистских паломников. В индийском штате Бихар находится Бодх-Гайя или Ваджрасана – святое место, где принц Гаутама достиг просветления (нирваны) под священным деревом Бодхи и стал известен как Будда.

Бодх-Гайя является наиболее почитаемым объектом паломничества буддистов всех направлений и школ. Здесь же можно увидеть дорожку, по которой ходил в своих раздумьях Будда, она выложена из драгоценных камней. Рядом построенный более двух тысяч лет тому назад величественный храм Маха Бодхи, который считается одним из выдающихся образцов буддийской архитектуры. Весь мемориальный комплекс храма Маха Бодхи содержит многочисленные памятные места, связанные с Буддой Шакьямуни, его поисками и достижениями. Храм окружён многочисленными каменными ступами, в разные времена построенными паломниками в качестве подношения. Каждая страна, на территории которой буддизм является традиционной религией, имеет здесь свой участок земли с правом на строительство храмов и ступ.

Не пропадает интерес паломников и к индийскому городу Капилавасту, расположенному в 110 км от Горакхпура. В этом городе родился Будда Гаутама, в нём прошло его детство. По мере своего взросления он видел горе и страдания людей, сталкивался со смертью и болезнями. Именно в Горакхпуре принц увидел проливающего свет счастливого садху и решил окончательно отречься от мирской суеты, постичь истину и пути спасения. Нельзя не отметить и находящийся в 10 км от Варанси город Сарнатх, куда паломники съезжаются, чтобы почувствовать священные истоки своей религии. Ведь именно на этом месте, в Оленьей роще, более чем 2500 лет назад Будда прочитал первую проповедь, если точнее, Дхарамачакра Правартан, которая и положила начало распространению буддизма сначала в Индии, а затем и по всему миру.

Важнейшим святым местом для буддистов является город Кушнагар. Здесь совершился уход Будды в окончательную нирвану (Махапаринирвану), то есть произошла его физическая смерть около 483 г. до Р.Х. В Кушнагаре тело Будды было кремировано, а место кремации стало священным для буддистов. После ухода Будды здесь была сооружена большая ступа, где были помещены его останки. Главными объектами паломничества в Кушнагаре являются ступа Паринирваны и храм Махапаринирваны. В этом храме находится одна из самых известных и почитаемых статуй лежащего Будды, уходящего в Махапаринирвану.

Чтобы найти просветление и очиститься от мирской суеты, буддисты совершают паломничество в Китай, а еще чаще в Тибет. Паломников привлекает своей одухотворенностью тибетский город Лхаса. Даже его название в переводе с тибетского языка означает «обитель богов» или «страна небожителей». Во дворце Потала, древней резиденции Далай-ламы, на протяжении столетий хранятся множество святынь, которые и привлекают огромное количество буддистов-паломников. Дворец-крепость Потала известен с VII века, а его современный облик окончательно сформировался в XVI–XVII веках. К всемирно известным буддийским паломническим центрам и к одной из главных святынь города относится и храм Джокханг, так как в нём находится одна из наиболее почитаемых древних статуй Будды, датируемая ещё Х веком, о чём было ранее упомянуто. В основе концентрического плана Лхасы – кольцевые дороги, по которым пролегали пути паломников. По этим кольцевым дорогам паломники в Лхасе в течение веков проложили три круговых маршрута для ритуального обхода (кора) святых мест. Первый маршрут «Нангкор», ведущий в храм Джокханг и внутри его, второй – «Пакор» по старому городу, охватывающий квартал с храмом Джокханг и торговый центр, и третий – внешний «Лингкор», идущий вокруг Старого города. Дополнительно паломники обходят дворец Потала. Во время коры паломники совершают простирания, крутят молитвенные барабаны и читают мантры. После модернизации города внешний маршрут «Лингкор» перестал использоваться.

Близ Лхасы расположены три почитаемых буддийских монастыря: к северо-востоку – Сера, к востоку – Гэндан, а к западу – Дрэпунг. Святые тропы, по которым движутся буддийские паломники, проходят также и через горы Ньянчхентханлха и Амьемачин.

В Шигадзе, во втором по величине городе Тибета, который расположен в живописной зелёной долине, находится самый крупный из ныне действующих тибетских монастырей – Ташилумпо, являющийся резиденцией Панчен-ламы. В этом огромном монастырском комплексе хранится 30-метровая позолоченная статуя Будды-Майтрейи, украшенная драгоценными камнями.

Непал в равной степени с Индией может называться родиной Будды. Лумбини (санскр. «любимый») – храмовый комплекс и место паломничества буддистов на территории Непала, в округе Рупандехи, на границе с Индией. Лумбини считается местом рождения принца Сиддхартхи Гаутамы, основателя буддизма, предположительно около 563 года до Р.Х. Недалеко от Лумбини находился город Капилавасту, где принц Сиддхартха жил до 29 лет.

Центральную часть комплекса Лумбини занимает храм Майя Деви, посвящённый Махамайе, матери принца Сиддхартхи Гаутамы, с древним памятным камнем, изображающим его рождение. Вокруг храма – археологическая зона с остатками сооружений раннего буддизма и дерево Бодхи. Весь комплекс состоит из десятка монастырей, храмов, ступ разных буддийских конфессий и других памятников. Каждое государство, в котором есть представители буддистского вероисповедания, может построить на территории Лумбини храм. Так, уже сейчас можно увидеть и посетить храмы, возведённые буддистскими общинами из разных стран – Таиланда, Китая, Германии, Камбоджи и многих других.

На территории современного Непала недалеко от границы с Индией находился в древности город Капилавасту, в котором правил царь Шуддходана, отец принца Сиддхартхи – будущего Будды Шакьямуни. Священная роща Лумбини – место, где Махамайя, супруга Шуддходаны, родила Сиддхартху – расположена у подножия Непальского холма. В это место традиционно каждый год устремляются миллионы буддийских паломников.

Нескончаем поток паломников в Катманду, где находится самая большая ступа в мире. Ступа Бодхнатх (Джарун Хашор) была построена ещё в VIII веке, и в ней с тех пор и до настоящего времени проводят непрерывное богослужение буддийские монахи. Ступа Бодхнатх является центром буддизма в Непале, вокруг которого построено более 20 монастырей. Постамент ступы имеет форму мандалы, вокруг купола расположены 108 статуй Будды. Около ступы находятся молитвенные барабаны – мани, которые вращают паломники из всех стран мира, совершая её обход в направлении по часовой стрелке.

На территории России, в трёх республиках: Бурятии, Калмыкии и Туве, где основная часть населения исповедует буддизм, находятся святые места для буддистов-паломников, где, как правило, расположены дацаны и хурулы или хурэ (монастыри). Главное святое место поклонения российских буддистов находится в 40 км от Улан-Удэ – это Иволгинский дацан. Считается, что храм излучает радость и приносит счастье приходящим к нему. Монахи практикуют помощь больным паломникам, просящим исцеления, происходящего благодаря буддистским ритуалам и применению секретов тибетских трав. Самой главной святыней дацана является нетленное тело святого ламы Даши-Доржо Итигэлова, которое находится в храме Чистой земли. Сандаловый Будда, великая святыня всего буддистского мира, находится в Эгитуйском дацане, в Бурятии. Статуя считается единственным прижизненным изображением Будды Шакьямуни.

Из книги Буддизм. Энциклопедия автора Королев Кирилл Михайлович

Глава 3 САНГХА: буддийское монашество Преодолеешь реку верою, Преодолеешь море рвением, Страданья превозможешь мужеством, Очистишься своею мудростью. Вопросы Милинды Первая проповедь. - Бенарес. - Первые ученики. - Буддизм и брахманизм. - Пять условий. -

Из книги Школьное богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

ПАЛОМНИЧЕСТВО К ВЕРЕ Для меня поворотным мгновением была одна немая встреча в Троице-Сергиевой Лавре. В тот раз - а это было где-то в начале 82-го года - я оказался там еще в качестве студента кафедры атеизма и комсомольского активиста. Надо было сопровождать группу

Из книги Комментарий на «37 практик Бодхисаттв» автора Кьенце Дильго

Седьмое, принятие прибежища, вхождение в Буддийское учение Кто из божеств мироздания, скованных в этой тюрьме круговерти, Способен Прибежищем быть? А потому, обращение к Прибежищу – к Драгоценностям, которые, Будучи Прибежищем, не подведут, является Практикой Сынов

Из книги Йога: бессмертие и свобода автора Элиаде Мирча

V, 1: БУДДИЙСКОЕ САМАДХИ И ДЖХАНЫ Буддисты считали самадхи только предварением некоторых более высоких ступеней, на которые вступали до момента обретения нирваны. Посредством самадхи адепт мог достичь пяти видов высшей мудрости и даже архатства. «Пребывание в

Из книги К пониманию ислама автора Кадри Абдулу Хамиду

Хадж, или паломничество Хадж в Мекку - четвертая обязанность ибадата. Это святой долг для тех, кто может позволить себе это хотя бы раз в жизни. В Мекке стоит маленький домик, построенный пророком Ибрахимом (мир ему!) для поклонения Аллаху. Аллах вознаградил его, назвав

Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия Николаевна

Паломничество в Стромынь В день Казанской иконы Божией Матери (июль 48-го года) мы с мужем решили поехать на престольный праздник села Стромынь, которое от Гребнева километрах в тридцати. Дьякон мой, отслужив обедню и позавтракав, тотчас же без отдыху собрался в путь. Я в

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Паломничество 96. Воистину, первый дом, который был воздвигнут, чтобы люди [предавались богослужению], – это тот, который в Бакке. Он благословен и служит руководством к истине для обитателей миров.97. В том Доме – ясные знамения для людей. Это – место стояния Ибрахима. Тот,

Из книги Ислам автора Курганова У.

Паломничество В конце 7 года хиджры Посланник Бога приготовился совершить паломничество в Мекку, поклониться святым местам. Его друзья и соратники отправились вместе с ним. Их было около тысячи двухсот человек. Курейшиты покинули город и, расположившись на горах и

Из книги Энциклопедия ислама автора

Прощальное паломничество Как рассказывает Джабир, сын Абдаллаха, все арабы собрались в Медине, стараясь во всем подражать пророку. Он отправился в месяце Дхулкада, и они с ним. Насколько простирался взгляд, повсюду пророка окружали толпы народу; и спереди, и сзади, и

Из книги Основы исламского вероучения автора Ханников Александр Александрович

Паломничество Паломничество в Мекку (хадж) является одним из главных пяти установлений, известных как пять столпов ислама. Ислам не предписывает совершать паломничества ни к могилам праведников, ни к монастырям в поисках помощи святых, ни к местам, где происходили

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Из книги Афон и его судьба автора Маевский Владислав Альбинович

Паломничество Паломничество (хадж) является пятым столпом ислама. Хадж хоть раз в жизни обязан совершить любой здоровый и не нуждающийся мусульманин. Совершают паломничество в Мекку и Медину, то есть в те места, где протекала деятельность Пророка Мухаммада. Совершается

Из книги История российского мусульманства. Беседы о Северном исламе автора Бухараев Равиль

Из книги автора

Паломничество в Подафонье Время летело незаметно, и приближался отъезд с Афона. Мне же очень хотелось побывать еще раз у своих друзей в Крестовской келлии. И вот представился для этого неожиданный случай: в Андреевском скиту я познакомился с двумя приезжими иностранцами,

Из книги автора

Третье паломничество Иваница и скит всех святых Пользуясь пребыванием в нашем монастыре Св. Пантелеимона, в виде отдыха после своих библиотечных занятий решил я предпринять дальнее путешествие, чтобы на севере Афона посетить Крумицу – скит, возделанный и обстроенный

Из книги автора

Первое паломничество Как мы уже знаем, принятие ислама волжскими булгарами не означало мгновенного постижения поразительной глубины и стройности коранических учений, хотя бы потому, что немногие булгары знали арабский язык и умели читать Коран. Этому еще предстояло

Святыни буддийской цивилизации

Буддизм представляет собой одно из интереснейших и загадочных культурных явлений. Как и всякая религия, он имеет свой культ, почитаемые святыни - все то, что обычно относится к области сакрального. Но, оценивая степень влияния религиозно-философской системы Сиддхартхи Гаутамы на культурную историю Азии, не следует упускать из виду и «мирскую составляющую» - огромное воздействие буддизма на формирование политических образований Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Будучи мощным социокультурным механизмом, данное учение создало то, что сейчас называют «буддийской цивилизацией»...

О буддизме слышали все, но немногие знакомы с историей этого учения в такой же степени, в какой мы осведомлены о христианстве или исламе. Это вполне понятно, но хотелось бы обратить внимание на тот факт, что часть населения России давно уже исповедует буддизм, и благодаря этому наша страна с полным основанием может считаться буддийской страной со всеми вытекающими из этого последствиями в области международных отношений. Жить в стране с разнообразием природного ландшафта куда интересней и приятней, чем в краю, где все всегда одинаково. Это справедливо и по отношению к ландшафту культурному. Традиции межкультурного и межконфессионального диалога живы и в наши дни. Недавно, выступая на встрече с дискуссионным клубом «Валдай» в Москве, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что в России действует Межрелигиозный совет, куда входят православные, мусульмане, иудеи, буддисты, «которые сотрудничают уже много лет». «И когда возникают какие-то вопросы, а вопросы часто возникают общие, Межрелигиозный совет выступает от имени всех традиционных религий. Мы вместе живем, мы должны сотрудничать - другого не дано. Мы не можем воевать друг с другом, мы должны делиться культурой цивилизаций», - подчеркнул предстоятель Русской Православной Церкви.

В феврале 2006 г. состоялась международная российско-индийская комплексная экспедиция «Исторические памятники и культурное наследие Северной Индии», организованная ИМБТ СО РАН и Центральным институтом высших тибетологических исследований (ЦИВТИ, Сарнатх, Индия). Она проходила по маршруту: Дели - Варанаси - Сарнатх - Капилавасту - Санаули - Лумбини - Шравасти - Кушинагара - Вайшали - Наланда - Раджгир - Бодхгайа - Гайа - Патанкхот - Дхарамсала - Дели. Одной из основных задач, которые ставили перед собой исследователи, был сбор религиоведческого материала о современном бытовании традиций тибетского буддизма в Индии. Предметом изучения были также буддийские религиозные традиции гималайских народов и собст­венно индийская буддийская традиция в предгорьях Гималаев (Химачал-Прадеш) и в Северной Индии.

Кем же был Будда?

А был ли Будда вообще? Именно так радикально поставил в свое время вопрос известный француз­ский индолог Э. Сенар, считавший, что все истории о жизни Будды не более чем «солнечный миф». Смелые и революционные теории обычно привлекают последователей, но в данном случае этого не произошло. Большинство современных буддологов почти не сомневается в том, что основатель общины странствующих монахов, учение и практическая деятельность которого имели решающее значение для последующего развития буддизма, действительно жил на территории Северной Индии. Убеждают в этом прочность существующих традиций и правдоподобность деталей биографии Будды несмотря на обилие всевозможных фантастических добавлений и преувеличений. Так, нет никаких расхождений в том, где родился будущий Будда. Все источники единодушно называют местечко под названием Лумбини (Румминдеи), находящееся на территории современного Непала в шести километрах от границы с Индией. В те далекие времена здесь располагалось небольшое княжество, правителем которого был царь Шуддходана из рода Шакьев. Часто говорится, что Лумбини находится в предгорьях Гималаев, и воображение рисует заснеженные вершины гор на горизонте. На самом деле никаких гор оттуда не видно - пространство равнинное и, пожалуй, даже болотистое.

Известно, что на месте рождения Будды император Ашока повелел воздвигнуть колонну, которая стоит там и поныне. Рядом с колонной сооружена ступа, цоколь которой защищает находящиеся под ней руины древних сооружений. Именно здесь и расположено точно обозначенное место, где впервые на свет появился принц Сиддхартха Гаутама: это имя, согласно преданиям, дали ему при рождении.

Итак, известно, что в месяце вессака (8 апреля) у Шуддходаны и его супруги Майи в Лумбини родился сын Сиддхартха. По предсказанию астролога, в будущем он должен был стать великим царем, который завоюет весь мир, или великим отшельником, который мир спасет. Естественно, царь был заинтересован, прежде всего, в продолжении рода и укреплении династии, о спасении же мира он думал в последнюю очередь. Поэтому, во исполнение первой части предсказания, Шуддходана приказал построить три дворца для царевича и повелел следить за тем, чтобы он не знал никаких забот. В возрасте 19 лет Сиддхартха женился на своей двоюродной сестре Яшодхаре. Когда ему исполнилось 29 лет, у него родился сын Рахула. Четыре знаменательных встречи (с дряхлым стариком, прокаженным, похоронной процессией и стран­ствующим аскетом) коренным образом изменили жизнь царевича. Они заставили Сиддхартху задуматься над смыслом его жизни; понять, что его молодость, окруженная роскошью и наполненная удоволь­ствиями, не вечна, что на смену ей неизбежно придут болезни, старость и смерть - общий удел всех людей. Но одновременно он узнал и то, что существуют люди, знающие путь спасения из бесконечного круговорота сменяющих друг друга удовольствий и страданий. И путь этот представлялся ему тогда как полный отказ от всяких удовольствий. Как гласит предание, ночью Сиддхартха прощается со спящей Яшодхарой и сыном, покидает свой дворец в Капилавасту и становится странствующим аскетом-отшельником. История последних часов мирской жизни царевича описана достаточно красочно.

По странному стечению обстоятельств в Капилавасту мы попали тоже ночью и осматривали раскопанный фундамент дворца при свете лампад, установленных паломниками на расположенной неподалеку ступе, воздвигнутой тем же Ашокой. Можно подумать, что Капилавасту находится рядом с Лумбини, - в действительности же между ними не меньше десятка километров и сейчас они относятся к разным государствам.

Знаменитый род Шакьев, давший миру основателя одной из древнейших мировых религий, продолжает благополучно здравствовать и в наши дни

Проведя ночь на границе с Непалом в индийском местечке Санаули, мы впервые увидели там индийскую свадьбу. Прежде всего, нас поразила процессия, шествовавшая по главной улице и иллюминированная светящимися электрическими гирляндами, укрепленными на высоких шестах. Для питания этого праздничного освещения в конце процессии на специальных носилках несли дизельный генератор. И здесь же оркестр, исполнявший ни с чем не сравнимую зажигательную музыку, и пускавшиеся в пляс молодые друзья жениха и невесты. Стоит ли говорить, что все индийцы прирожденные танцоры. Подобное веселье, с пальбой в воздух, как на наших свадьбах где-нибудь на Кавказе, продолжается три дня (а может, и больше), но при этом, заметьте, не выпивается ни капли спиртного. Конечно, во времена Будды свадьбы проходили по-другому, но очень многое в культуре и традициях сохранилось с тех времен практически без изменения.

В некоторых деревнях, которые нам приходилось видеть, люди жили в таких же соломенных хижинах и пользовались почти той же утварью, что и тысячи лет назад. В центральной части древнего города Варанаси жилища те же самые, что и многие столетия назад, а образ жизни их обитателей в основе своей изменился мало. В древности Варанаси (Каши) не уступал таким городам, как Вавилон и Ниневия, и являлся одним из старейших живых городов мира. После нескольких лет странствий по Северной Индии в Варанаси пришел и Будда. Шесть лет, как утверждает предание, царевич Сиддхартха бродил по долине Ганга, беседовал с мудрецами и проповедниками, изнурял свое тело строгим постом. Аскетические подвиги отшельника Гаутамы привлекли внимание других аскетов, надеявшихся стать свидетелями его окончательного духовного освобождения. Однако, осознав, в конце концов, что умерщвление плоти само по себе не приближает к истине, царевич без колебания прекратил свой строгий пост и, совершив омовение в реке, принял молочную кашу из рук молодой девушки Суджаты.

Пятеро отшельников, совершавших аскезу вместе с Гаутамой, решили, что он не выдержал тягот и, покинув его, ушли в другое место. Царевич остался один. Он продолжал свои странствия, находил разных учителей, но разочаровался во всех методах, которые они практиковали.

На месте, где Будда достиг Просветления, под деревом бодхи, царь Аджаташатру повелел установить алмазный трон (ваджрасана). Ваджра в буддизме - это особый ритуальный предмет, символизирующий нерушимость, вечность, неизменность. В древнеиндийской мифологии - это оружие верховного Бога Индры. «Алмазный трон» в Бодхгайе под деревом бодхи существует в действительности (хотя вряд ли это тот самый, что повелел установить Аджаташатру). Храм Махабодхи, построенный рядом с деревом, «Самовозникший» в нем образ Будды Шакьямуни, разумеется, дерево бодхи и вся прилегающая к нему территория считаются самыми почитаемыми святынями буддийского мира. Передвигаются здесь, только сняв обувь

Гаутаме было 35 лет, когда в одну из ночей, находясь в Бодхгайе в глубокой медитации, он осознал, что все в мире причинно-обусловлено, а следовательно, подвержено страданию. Причина этого страдания заключается в неведении людей. Поскольку, воздействуя на причину, мы можем ее устранить, значит, существует и прекращение страдания. Размышляя дальше, Гаутама нашел и путь, ведущий к прекращению страдания. Открыв «четыре благородные истины», он достиг наивысшего полного и окончательного Просветления (аннутара самьяк самбодхи). Находясь в этом состоянии, Гаутама узнал все тайны мироздания и бытия, обрел сверхъестественные способности, окончательно освободился от страданий и новых рождений, достиг состояния абсолютного умиротворения и покоя - нирваны. Так он стал Буддой (Пробужденным).

Обретя Просветление, Будда отправился к пяти отшельникам, которые вместе с ним предавались аскезе в течение шести лет в Сарнатхе. Там, в Оленьем парке, состоялась первая проповедь учения Будды. В память об этом событии на фронтоне буддийских храмов устанавливают изображение двух ланей по обе стороны колеса (дхармачакра), символизирующего учение Будды - Дхарму. В течение 45 лет Шакьямуни проповедовал свое учение в Индии, с общиной учеников переходя с места на место. Последнюю проповедь он произнес в Кушинагаре, где окончательно ушел из этого мира. Тело Шакьямуни было кремировано, а останки разделены на части и отданы представителям всех основных народов, населявших Индию в то время. Часть из них хранится в настоящее время в Национальном музее Индии.

Когда жил Будда?

В буддийской хронологии традиционно важнейшим считается вопрос установления возможно более точного времени жизни Будды Шакьямуни. В традициях различных буддийских школ приняты различные даты нирваны Будды Шакьямуни: от 2422 до 486 г. до н. э. Так, японские буддисты праздновали 2 500-летие Будды в 1932 г., опираясь на расчеты индийского монаха Сангхабхадры, пришедшего в Китай в 489 г., который датировал жизнь Будды 566-486 гг. до н.э., ориентируясь на точки в конце рукописи «Винаи» (буддийского канонического текста). В настоящее время буддологи полагают, что паринирвана Будды наступила никак не позднее 400 г. до н. э.

«Проповедь Будды» и Дхарма

Проблема паринирваны Будды имеет значение прежде всего потому, что к этой дате привязано время начала буддийской проповеди.

Так что же такое «buddha-vacana» (букв. «сказанное Буддой») или «buddha-dharma» (букв. «учение, проповеданное Буддой»)?

Согласно ранним буддийским текстам, сам Будда не считал Дхарму (т. е. высшее учение, содержащее истинное представление о мире) собственным произведением, но полагал, что это некий верховный принцип, которому должны служить и поклоняться все, в том числе и он сам. Соответственно, не совсем справедливо во всех случаях отождествлять Дхарму, о которой упоминается в буддийских текстах, с буддийским учением или даже с проповедью Будды. Точнее было бы сказать, что проповедь Будды следует Дхарме. Что же такое Дхарма?

Несмотря на то что идеологема «дхарма» выполняла практически одну и ту же функцию в процессе формирования как индийской, так и буддийской цивилизаций, - причем все это происходило одновременно и параллельно, - реконструкция истории общества на основе ведически ориентированных источников и текстов буддийского канона приводит исследователей к противоречивым результатам. «Эти два круга текстов, - считает Л. Б. Алаев, - примерно одновременные и территориально близкие, рисуют совершенно различные общества».

Генезис буддийской цивилизации

Один из выводов, который совершенно очевидно следует из этого обстоятельства, заключается в том, что мы действительно имеем дело с разными цивилизациями, хотя генетически и близкородственными. Причем процесс дивергенции возник, по-видимому, еще на сравнительно раннем этапе развития.

Некоторые исследователи предполагают, что буддизм с самого начала формировался на основе неарийского этнокультурного субстрата, т. е. находился за пределами ведийско-брахманской культуры.

Анализ текстов показывает, что социальной основой первых буддийских общин являлись состоятельные люди. Среди монахов было немало представителей высших варн: брахманов и кшатриев, - иначе буддизм не смог бы так быстро распространиться и укрепить свое влияние среди высших слоев общества.

Многие положения буддийского учения вполне соответствовали наметившимся тенденциям в развитии социальной структуры, существенным сдвигам в политической организации зарождающегося общественного строя. Буддизм оказался мощной интегрирующей и стабилизирующей силой, культурным и политическим ядром для зарождения принципиально новой цивилизации.

Буддисты в период империи Ашоки (268-231 гг. до н. э.) создали основной идеологический стержень всей внешней и внутренней политики самого большого государственного образования на Индостанском субконтиненте со времен хараппской цивилизации. Причем следует подчеркнуть, что эта политика не имела прецедентов в прошлом.

Предельный универсализм буддийской философии, освобожденное от всяких этнических, и в особенности варновых, ограничений, ее социальное учение позволило Ашоке использовать эту философию в качестве эффективной идеологии и политического обоснования для создания многонациональной империи. Именно с этого момента буддийская «дхарма» приобрела значение не только этической нормы, но и гражданского права, а также стала восприниматься как «цивилизационное начало».

Цивилизация Ашоки и распространение буддизма махаяны

Во время правления Ашоки (268-231 гг. до н. э.) империя Маурьев расширилась до небывалых в истории Древней Индии размеров. Принципы, которые были положены Ашокой в основу его государственной идеологии, социальной политики и всей системы управления во многом опирались на буддийскую дхарму. Маурийской империи как государственному образованию не суждена была долгая жизнь. После Ашоки она быстро распалась. Буддизм же за это время перерос рамки религиозно-философского учения локального уровня и приобрел черты универсалистской цивилизации, распространившейся на всю центральную, южную, восточную и юго-восточную части евразийского континента, Шри-Ланку, Индонезийский и Японский архипелаги.

Изначально буддисты вкладывали в понятие «дхарма» смысл, существенно превышавший любые узкоконфессиональные рамки. В сочетании с принципиальным отказом буддистов от претензий на собственную исключительность подобное понимание открывало путь для мирного сосуществования и сотрудничества многих идейных течений - и из индийских правителей это впервые понял и блестяще применил на практике именно Ашока. В XII Большом наскальном указе (одном из многих выбитых по его повелению) говорится о том, «что в любом случае следует почитать чужую веру. Поступая так, [человек] способствует успеху своей веры и оказывает поддержку чужой. Поступая иначе, он подрывает корни своей веры и вредит чужой. <...> Хорошо [людям] сходиться вместе, чтобы они могли друг от друга слушать дхарму и следовать ей. Ибо таково желание Угодного богам (т. е. Ашоки. - С. Л.), чтобы последователи всех вер были хорошо осведомлены о дхарме и склонны к [совершению] благих дел».

В силу своего происхождения буддийская цивилизация всегда была цивилизацией как бы «второго порядка» (или даже «третьего»), носила «надстроечный характер» по отношению к цивилизациям, возникшим на основе этногенеза. Именно поэтому ее институты были особенно востребованы всякий раз, когда речь шла о преодолении религиозных, этнических рамок, национальных границ, и недоверчиво, враждебно встречались носителями идей узкого этноцентризма и жесткой унитарности

И буддисты, и Ашока исходили из того, что полным знанием истинной Дхармы не обладает никто, но приблизиться к ее пониманию и исполнению, хотя бы даже и частичному, быстрее и эффективнее всего возможно, если следовать буддийскому учению и соблюдать правила благодетельного поведения. Новаторство буддийского понимания дхармы, использованного Ашокой, заключалось в том, что она мыслилась единой для представителей различных варн и религиозных течений. Соответственно, едиными для всех должны были быть и нормы, и правила поведения. Буддисты первыми указали путь, на котором Дхарма из идеала ритуального поведения для избранных превращалась в этическое основание цивилизационного образа жизни. На обязательность исполнения дхармы для всех без исключения указывается в VI Большом колонном эдикте: «Я обращаю внимание на все группы людей», - заявляет Ашока. Преимущественно светский, а не религиозный характер его дхармы проявлялся также в том, что контролировать надлежащее ее исполнение должны были не жрецы или монахи, а специально выделенные для этого чиновники - дхармамахаматры.

В наиболее концентрированном виде вся цивилизационная программа Ашоки выражена в следующих словах из I Большого колонного эдикта: «Вот правило - управление с помощью дхармы, принесение счастья с помощью дхармы и защита с помощью дхармы».

Прежде всего, была реформирована вся административная структура государства. Помимо высших должностных лиц, «ведающих защитой государства» (сенаянака) и «ведающих правопорядком» (вохарика), указом Ашоки были введены уже упоминавшиеся чиновники, «ведающие дхармой», а также чиновники «особых поручений» (раджавачаника), в функции которых входил контроль над должностными лицами более низких рангов. В обязанности пративедаков (чиновников, занимающихся сбором информации для царя) вменялось оперативное снабжение императора важной информацией, касающейся его подданных, в полном объеме: «Обо всем этом следует немедленно оповещать меня, где бы я ни был, и в любое время» (VI Большой наскальный указ из Гирнара).

Ашоке впервые в истории Индии удалось создать единую для всей страны систему судопроизводства (IV Большой колонный эдикт). Деятельность судебных властей строго контролировалась самим императором. Функции двух высших совещательных органов - паришада и более представительного и древнего раджа-сабхи - были разделены. Несмотря на усилившуюся тенденцию к централизации власти система провинциального и городского управления отличалась большой гибкостью. Многие присоединенные Маурьями государственные образования продолжали сохранять республиканскую форму правления и пользовались правами широкой автономии.

Ашока осуществлял широкую программу благоустрой­ства, в особенности во вновь присоединенных территориях, включающую обмер и последующее распределение земель, рытье колодцев и водоемов, строительство дорог (IV и VII Колонные эдикты, II Малый наскальный эдикт, II Арамейская надпись из Лагмана).

Именно в это время повсеместно вводится важнейший для сельского хозяйства Древней Индии запрет на убийство животных, который получил распространение именно благодаря буддизму, поскольку эта мера позволила сохранить крупный рогатый скот, без которого развитие земледелия было бы невозможным.

Наиболее характерным пунктом цивилизационной программы Ашоки является «защита страны с помощью дхармы». Она понимается как тотальный отказ от убийства и причинения вреда всему живому. В VII Колонном эдикте упоминается два способа введения правил дхармы: «ограничивающими предписаниями» и «внутренним убеждением». «Ограничивающие предписания, - разъясняет Ашока, - это когда я (например) указываю: «Таких-то и таких животных убивать не следует!» - и другие подобные ограничения, установленные мною. Однако благодаря внутреннему убеждению люди гораздо больше продвигаются на пути дхармы в том, что касается ненанесения вреда живым существам и неубиения животных».

Можно сказать, что «оборотной стороной» этого принципа была знаменитая «дхармавиджая» («завоевание с помощью дхармы»). В XIII Большом наскальном эдикте из Шахбазгархи говорится, что «Угодный богам (т. е. Ашока. - С. Л.) желает всем живым существам безопасности, самообладания, душевного спокойствия и мягкости. И Угодный богам считает главной ту победу, которая [одержана с помощью] дхармы. И эта победа одержана им здесь и на всех границах, даже отстоящих отсюда на шестьсот йоджан».

Именно в целях реализации политики дхармавиджаи в различные страны после III Всебуддийского Собора в Паталипутре были направлены буддийские миссии.

Образ Ашоки как идеального царя, покровителя дхармы, и созданной им цивилизации как модели идеального социума служили предметом подражания для правителей во многих странах Азии.

Идея неразрывной связи царской власти и буддийской дхармы, впервые провозглашенная Ашокой, в сочетании с идеей непрерывности дхармы в буддийской историографии трансформировалась в идею династийной связи всех царей буддийского мира, происходивших от одного мифического родоначальника - Махасамматы.

Объединение принципа светской власти (концепция чакравартина) с безусловным духовным авторитетом Дхармы, которое действительно активно и осознанно впервые стало осуществляться в Индии именно Ашокой, позволило буддизму махаяны быстро занять ведущие позиции в ряде стран Юго-Восточной Азии.

Итоги экспедиции

Экспедиционный отряд ИМБТ СО РАН побывал в крупнейших буддийских исторических центрах Северной Индии, которые в буддийской традиции связаны с жизнью и деятельностью Будды Шакьямуни. Практически во всех этих исторических местах действуют международные буддийские организации. В Бодхгайе находятся буддийские монастыри всех буддийских стран, за исключением, к сожалению, России.

В исторических буддийских центрах Северной Индии заметно усилилось присутствие японского буддизма. Отмечается и оживление диалога между представителями двух основных ветвей в буддизме - махаяны и тхеравады. Монахи расположенных рядом монастырей, принадлежащих разным направлениям, проводят различные совместные благотворительные акции, организуют общие конференции, примером которых может служить конференция «Буддизм в Азии: вызовы и перспективы», состоявшаяся 10-12 февраля 2006 г. в Сарнатхе, в которой принимали участие буддийские деятели из Индии, Таиланда, Шри-Ланки, Непала, Кампучии, Кореи, Вьетнама, Лаоса, а также монахи из разных буддийских тибетских школ Индии, Ладака.

Участники экспедиции встречались с Далай-ламой XIV, Богдо-гэгэном, Нейчжуном-ринпоче (государственным оракулом Тибета), Геше Самтеном (директором Центрального института высших тибетологических исследований), Добум-тульку (директором Тибет-хауза) и другими деятелями высшего тибетского духовенства.

Литература

1. Алаев Л. Б. Темп и ритм индийской цивилизации // Цивилизации. - М., 1992. - Вып. 1.

2. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. - М.,1985.

3. Бэшэм А. Чудо, которым была Индия. - М., 1977.

4. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). - М., 1990.

5. Шарма. Р. Ш. Древнеиндийское общество. - М, 1987.

6. Bagby Ph. Culture and history. Prolegomena to the Comparative Study of Civilizations. - Westport, 1976.

7. Corpus inscriptionum indicarum. - L., 1925. - Vol. I.

8. Cousins L. S. The Dating of the Historial Buddha: A Review Article //Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. - London, 1996. - Ser. 3,6,1. - P. 57-63.

9. Jayatilleke K. N. The Buddha: Buddhist Civilization in India and Ceylon. - London, 1973.

Будда Шакьямуни

На территории храмового комплекса Махабодха расположены многочисленные культовые места, связанные с именем и достижениями Будды Шакьямуни.

История перерождения Будды – Джатак, содержит наиболее популярную версию того, где и при каких условиях Благословенный достиг Просветления.

Будда находился в поисках истины в течение 49 дней после Просветления. Каждую неделю происходило какое-нибудь важное событие, последствия которых отражены в одном из семи главных достопримечательностей комплекса. Все объекты идентифицированы при помощи табличек, на которых имеется подробное описание всех событий.

Дерево Бодхи – так в буддизме называется легендарный баньян, который растет на территории штата Бихар в местечке Бодх-Гая (Бодхгая). Под этим деревом, в первую неделю медитаций, тогда еще принц из царственного рода шакьев Сиддхартха Гаутама, расположившись в «позе лотоса» на «Алмазном троне», достигал Просветления (бодхи) и становился Буддой. Считается, что в этой легенде говорится о вполне подлинном дереве, которое принадлежит к реально существующему виду Ficus religiosa.

Живая реликвия, которая сейчас расположена на территории храма, была выращена из семени дерева Шри Маха Бодхи, растущего в городе Анурадхапура на острове Цейлон (сейчас Шри-Ланка). Этимология его названия происходит от оригинального дерева Махабодхи, под которым нашёл Просветление Будда.

История жизни самого дерева очень познавательна. Дело в том, что в настоящее время, в том месте, где Будда достиг Просветления, произрастает четвертый потомок знаменитого баньяна. Но обо все по порядку. В III веке до нашей эры легендарный правитель империи Мауриев Ашока Великий попытался уничтожить священное дерево на ритуальном костре. Но в его замыслы вмешалась сила проведения и помешала осуществиться коварному плану – дерево не загорелось, а начало излучать яркий свет. Пораженный таким ходом событий и уверовав во Всевышнего, Ашока Великий раскаялся и обратился из индуизма в новую для себя религию - буддизм. Он вернул дерево к жизни, отмочив его корни в воде и молоке. Но супруга царя не разделяла его «увлечение» и предприняла свою попытку по устранению предмета спора. Чтобы защитить объект поклонения от своей благоверной, Ашока Великий вынужден был возвести вокруг него каменную стену высотой в три метра.

Храм Драгоценной Прогулки.
Всю третью неделю после Просветления Будда провел в размышлениях «путешествуя» по небольшому пятачку, который был вымощен из кирпича и находился недалеко от священного дерева Бодхи. Согласно легенде, после каждого шага Великого Учителя из земли произрастал лотос (их число соответствует 19) и превращался камень. Изначально, на платформе располагался ряд колонн, которые поддерживали каменный свод. Но через некоторое время он был демонтирован.

Затем, вдоль южной стороны платформы, была возведена одна из первых построек храмового комплекса Махабодхи - Храм Драгоценной Прогулки (Chankramana Chaitya), который символизирует прогулку Будды.

Озеро Мучалинды.

В течение всей шестой недели своих «испытаний» Будда медитировал на берегу озера Мучалинды (Mucalinda Lake). Однажды над водоемом поднялась сильная буря. Волны озера достигали огромных размеров и мешали священному процессу. Тогда Король Нагов - Мучалинда восстал со дна озера, обвился семь раз вокруг тела Будды и накрыл его своим капюшоном, чтобы дождь не капал на святую Голову. По прошествии семи дней и семи ночей буря утихла, и король Нагов вернулся в родную пучину.

Сегодня, берег священного водоема украшает небольшой храм, а в центре озера установлена скульптурная композиция, отображающая борьбу Будды и короля нагов с природной стихией.

Еще в начале XX века основными обитателями водоема были кровожадные аллигаторы, но сегодня здесь проживают огромные прожорливые сомы. Если подойти к озеру и кинуть что-нибудь съедобное в воду, озеро начинает «закипать» - это у рыбин срабатывает природный рефлекс, и они с темного дна устремляются к снадобью.

Загрузка...
Top