Архитектурная скульптура. Вся история искусства

С 2800 до н. э. до 2300 до н. э. в Кикладах, тридцати крошечных островах в Эгейском море в Греции, зародился стиль, определяемый как "кикладское искусство". Характерными чертами этого стиля были преимущественно женские фигуры с немного согнутыми коленями, сложившие руки под грудью, с плоскими головами. Размеры кикладского творчества колебались от статуй размером с человека до маленьких фигурок, не больше нескольких сантиметров в высоту. Разумно предположить, что было очень распространено идолопоклонство.

Кикладские скульптуры в Национальном археологическом музее Афин


Кикладский идол


"Флейтист", Национальный Археологический музей. Афины


"Скрипка", 2800 до н.э., Британский музей, Лондон

Кикладское искусство стало источником вдохновения для многих современных художников, которые оценили сдержанность и утонченность простых линий и геометрии, минимализма. Влияние кикладского искусства можно заметить в работах Модильяни, особенно в его скульптуре «Женская голова», а также в творчестве других художников, в том числе и Пикассо.


Амедео Модильяни, "Голова", 1910, Национальная галерея искусства, Вашингтон

Кикладская статуэтка и Модильяни


Пабло Пикассо, Женщина, 1907, Музей Пикассо, Париж


Джорджо де Кирико, Гектор и Андромаха

Генри Мур


Константин Бранкузи, Муза, 1912г.

.
Ханс Арп


Барбара Хепуорт


Альберто Джакометти

Искусство служит выражением мыслей, чувств, своеобразной и неповторимой личности художника, но это также зеркало культуры и истории эпохи, в которой этой личности суждено было творить. Энергия творчества, определяющая всю историю искусства, связывает единой нитью мастеров, разделенных во времени. И если смотреть с этой точки зрения, то нет необходимости рассматривать различные художественные течения и их представителей по отдельности, поскольку это разные фазы великого, непрерывного в своей поступательности движения. На смену одним поколениям приходят другие; идеи, теории и страсти стареют, как и люди, уступая место новым веяниям. Когда художнику собственным творчеством удавалось пробудить к жизни некий новый процесс глубокого духовного и художественного поиска, рождались новые стили, и нить, связывающая их с прошлым, никогда не прерывалась, сколь тонкой бы ни казалась.
Эта книга представляет историю искусства от древних цивилизаций до новейших течений: в присущих ему средствах выражения - живописи, скульптуре, архитектуре - и как панораму крупных движений, ярких мастеров и произведений, характеризующих их достижения. История изложена главами, в соответствии с основными художественными движениями и разными эпохами, и подчинена хронологическому порядку - от искусства в древнем обществе к первому расцвету средневекового творчества в эпоху каролингов, от Ренессанса к барокко, от импрессионизма и символизма XIX в. к раннему авангарду, от абстракционизма к архитектуре постмодерна. Каждая глава начинается с тезисов, объясняющих суть процесса на том или ином этапе.

Искусство в Древнем мире.
Необычные формы коммуникации и художественного выражения, прежде всего магическо-религиозного характера, отличают древнее общество: достаточно вспомнить храмы и дворцы в Месопотамии или египетские пирамиды и храмовые комплексы, но были еще декоративные изделия и красивые металлические предметы, представленные в культуре почти всех народов.

Кельты - это группа индоевропейских народностей, базировавшихся во II тыс. до н. э. в районе между верхним течением Дуная и восточной частью нынешней Франции, откуда они затем распространились (с VII в. до н. э.) почти по всей Западной Европе, на Балканы, в Италию и Малую Азию. Период этой экспансии закончился к рубежу II-I вв. до н. э., когда уже росла мощь Рима, а из глубин Азии начали накатываться волны переселявшихся германских народов. Кельтское общество, с его родо-племенной структурой, управлялось царем и пополняло ресурсы за счет войны, охоты и скотоводства. Очень сильным было чувство племенной принадлежности. Художественная продукция. Кельтское искусство характеризуется четко определенным и неизменным антинатурализмом. Погруженное в атмосферу магическую и религиозную, оно нашло свое наиболее адекватное выражение в абстрактном орнаменте, украшавшем прежде всего металлические изделия (начало железного века, первая половина I тыс. до н. э.); в нем переплавлялись все элементы, усваиваемые в контакте с разными народами.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Вся история искусства, Живопись, Архитектура, Скульптура, Декоративное искусство, Котельникова Т.М., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Искусство, 9 класс, Отечественная и мировая художественная культура, Колбышева С.И., Захарина Ю.Ю., Томашева И.Г., 2019

Архитектура . Архитектура Рима принципиально отлична от греческой. Греки вытесывали из цельных мраморных блоков, а римляне возводили стены из кирпича и бетона, а затем при помощи скоб навешивали мраморную облицовку, приставляли колонны и профили. Памятники архитектуры покоряют своей мощью. Рассчитаны на огромные количества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки и культовые сооружения: храмы, алтари, гробницы. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы). Идейным центром стал храм, расположенный в середине узкой стороны прямоугольной площади на ее главной оси. Площади городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Арочные и сводчатые формы получили распространение в мостах и акведуках. Колизей (75-80 гг. н. э.)- крупнейший амфитеатр Рима, предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний.

Скульптура . В области монументальной скульптуры римляне остались позади греков. Лучшим был скульптурный портрет. Он сложился с начала I в. до н. э. Римляне пристально изучали лицо человека с его неповторимыми чертами. Греки стремились изобразить идеал, римляне - точно передать черты оригинала Глаза многих статуй изготовлены из цветной эмали Римляне первыми стали использовать монументальную скульптуру в пропагандистских целях: они устанавливали на форумах (площадях) конные и пешие статуи - памятники выдающимся личностям.

Живопись . Сохранилось немного. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, сюжеты мифологии, пейзажные зарисовки. Стены расписывали под цветной мрамор и яшму. Распространенным видом была мозаика и обработка, драгоценных металлов и бронзы Художники изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты. Фрески, покрывавшие стены домов знати Орнаментальная живопись интерьеров (I век до н. э.). Римляне расписывали домашнюю мебель и посуду. В 3 в. появляется христианское искусство в виде росписей катакомб в Риме. По сюжету росписи связаны с христианской религией - библейские сюжеты, образы Христа и Богоматери, но по художественной форме они на уровне античных росписей При строительстве христианских храмов продолжалось развитие монументальной живописи. Фрески и мозаики украшали апсиды, купола, торцовые стены главного нефа базилик Широко было развито искусство мозаики, ею украшали стены и полы в домах богатых римлян, позже христианские храмы. Весьма был распространен станковый живописный портрет, но это нам известно лишь по литературным источникам, так как работы художников республиканского времени Майя, Саполиса и Дионисиада и работы других не сохранились. Портреты вписывались в круглую раму и были похожи на медальоны



Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить так. Древнейшая (VII - V вв. до н.э.) и республиканская эпохи (V в. до н.э. I в. до н.э.) -- период становления римского искусства.

Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства.

Искусство Романского стиля

В X веке, на рубеже тысячелетий, в искусстве впервые возник единый общеевропейский стиль - романский. Он оставался господствующим в средневековой Западной Европе на протяжении XI и XII веков. Термин «романский стиль» появился в XIX в. (по аналогии с понятием «романские языки») и означал «римский». Романский стиль в искусстве многое унаследовал от византийского зодчества. Архитектурные постройки этого времени преимущественно каменные, со сводчатыми перекрытиями, а в средние века такие сооружения считались романскими (построенными по римскому способу), в отличие от деревянных построек. Классичнее всего был распространен в искусстве Германии и Франции. Набеги и сражения составляли стихию жизни того времени. Эта суровая эпоха рождала настроения воинственного экстаза и постоянную потребность самозащиты. Это замок-крепость или храм-крепость. Художественная концепция проста и строга. Три больших храма на Рейне считаются образцами позднего и совершенного романского зодчества: городские соборы в Вормсе, Шпейере и Майнце. Архитектурный декор очень сдержан, пластика тяжеловата. Но, войдя внутрь храма, открывается целый мир волнующих образов, запечатлевший душу средневековья. Искусство в средневековой Европе стало делом рук людей из низшего сословия. Они вносили в свои творения религиозное чувство, но оно было неодинаковым у «высших» и «низших». Мы мало поймем в средневековом искусстве, если не почувствуем его связь со всеми строем жизни «низших сословий». Христу сочувствовали, потому что он страдал, богоматерь любили, потому что видели в ней заступницу за людей, в страшном суде видели идеал земного суда над притеснителями и обманщиками.

Страшный суд. Тимпан собора Сен Лазар в Отене (1130-1140);

Ева. Фрагмент рельефа бронзовых дверей церкви св. Михаила в Гильдесгейме (1008-1015)

Королевский портал собора в Шартре (около 1135-1155)

Архитектурные памятники романского стиля разбросаны по всей Западной Европе, но больше всего их во Франции. Это - церковь Сен Мартен в Туре, церковь Нотр-Дам в Клермоне, шедевр романской архитектуры - церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье. Во французской романике сложилось несколько местных школ. Так монументальностью композиции отличалась бургундская школа, богатым скуль­птурным декором - школа Пуату, строгой отделкой - нормандская школа.

Скульптурные изображения святых в романских храмах лишены каких-либо канонов, часто неказисты и приземисты, имеют простые и выразительные лица. Этим романская скульптура отличается от византийской, которая создавала более утонченные и одухотворенные образы. Наряду с евангельскими образами и сценами в романской скульптуре соседствовали и сюжеты из древней и средневековой истории, встречались изображения реальных людей. В то же время скульптурные композиции иногда насыщались плодами народной фантазии - тогда в них встречались изображения различных фантастических существ и сил зла (например, аспидов).

От романской эпохи сохранились прекрасные образцы прикладного искусства. Почетное место среди них занимает знаменитый 70-метровый ковер из Байе, который связывают с именем английской королевы Матильды. Вышитые на нем сцены повествуют о завоевании Англии норманнами в 1066 г.

Живопись романского стиля была исключительно церковной по содержанию и плоскостной, отрицающей трехмерность пространства и фигур. Она так же, как и скульптура, была подчинена архитектуре. Наиболее распространенным видом живописной техники была фреска, начинает также распространяться витраж (живопись из цветных кусочков стекла).

9.Го́тика -Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века.

Архитектура. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено ажурными гигантскими башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Порталы и алтарные преграды были сплошь украшены статуями, скульптурными группами, орнаментами. На порталах преобладали три темы скульптурного декора: Страшный суд, цикл, посвященный Марии, и цикл, связанный с патроном храма или наиболее почитаемым местным святым. На фасадах и крыше размещались скульптуры фантастических зверей (химеры, гаргульи). Все это оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.В искусстве готики органически переплелись лиризм и трагизм, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и точные жизненные наблюдения. Выдающимися произведениями готической архитектуры являются: во Франции - собор Парижской Богоматери, соборы в Реймсе, Амьене, Шартре; в Германии - собор в Кельне; в Англии - Вестминстерское аббатство (Лондон) и др.

Скульптура. Главные черты, характеризующие готическую скульптуру, могут быть сведены к следующему: во-первых, на смену господству в художественных концепциях абстрактного начала приходит интерес к явлениям реального мира, религиозная тематика сохраняет свое доминирующее положение, но ее образы меняются, наделяются чертами глубокой человечности.

Одновременно усиливается роль светских сюжетов, и важное место, хотя не сразу, начинает занимать сюжет, Во-вторых - появляется и играет доминирующую роль круглая пластика, хотя рельеф существует также.

Одним из самых распространенных сюжетов в готике остался "Страшный суд", однако иконографическая программа расширяется. Интерес к человеку и влечение к анекдотичности рассказа нашли выражение в изображении сцен из жизни святых. Выдающийся пример изображения легенд о святых является датируемый последней четвертью 13 века тимпан "История святого Стефана" на портале собора Парижской богоматери.

Включение реальных мотивов характерно и для множества небольших рельефов. Как и в романских храмах, большое место занимают в готических соборах изображения чудовищ и фантастических существ, так называемых химер.

Живопись . В эпоху Средневековья живопись стала одним из главнейших видов искусств. Перемены в жизни общества и новые технические приемы дали художникам возможность создавать реалистичные, пронизанные глубоким гуманизмом произведения, которым было суждено совершить подлинную революцию в западноевропейском искусстве. Жизнерадостный и изящный стиль в изобразительном искуссве наиболее ярко проявился в портрете (живописном и карандашном) таких замечатательных мастеров, как Ж. Фуке (известен также как выдающийся мастер миниатюры), Ж. и Ф. Клуэ, Корнеля де Лион.

Архитектура . Первая половина XIX в. ознаменовалась блестящим развитием архитектуры. В начале века прочные позиции в ней занимал классицизм, утвердившийся в конце XVIII в. Затем большое признание получил стиль «ампир». Ампир - разновидность классицизма (поздний классицизм), опирался на художественное наследие императорского Рима (название стиля восходит к слову «император»). Образцом совершенства воспринималась архитектура древнего мира, античные элементы (колонны, портики, фронтоны и т.д.) становились непременными деталями архитектурного оформления зданий. Этому стилю присущи монументальность, ясность и строгость линий, синтез архитектуры и скульптуры. Сооружались триумфальные арки, мемориальные колонны, здания украшались колоннадой, использовалась военная эмблематика. Наиболее яркими представителями этого направления в архитектуре были А.Н.Воронихин (1759-1814), А.Д.Захаров (1761-1811), К.И.Росси (1755-1849), Д.И.Жилярди (1785-1845).

А.Н.Воронихин выстроил Горный институт и Казанский собор в Петербурге, для которых характерен строгий монументализм. А.Д.Захаров создал здание Адмиралтейства. Он строил также госпитали, провиантские склады и магазины.

Как Александр I, так и Николай I, продолжая традиции, заложенные Петром Великим, уделяли большое внимание градостроительству. В этот период оно приняло большой размах. Создаются монументальные ансамбли Петербурга, формируются площади Северной столицы - Дворцовая, Сенатская. По проекту К.И.Росси сооружаются новые здания Сената и Синода, завершившие планировку Сенатской площади, а также Главный штаб, закончивший оформление Дворцовой площади. В 20-30-е гг. XIX в. по проектам К.И.Росси возводятся Михайловский дворец с площадью Искусств, Александринский театр, здание публичной библиотеки. Для архитектурных сооружений Росси характерны классическая строгость в сочетании с парадностью и легкостью.

В Москве стиль русского ампира имел некоторую особенность: более мягкий интимный характер. Это свойственно зданиям и ансамблям, созданным О.И.Бове (1784-1834), Д.И.Жилярди (1785-1845).

В годы, когда Москва интенсивно отстраивалась после пожара 1812 г., О.И.Бове возводит здания Большого и Малого театров, Триумфальную арку в честь победы русского народа в войне 1812 г., проводит реконструкцию Красной площади, оформляет архитектурный фасад Торговых рядов. Д.Жилярди перестраивает пострадавшее от пожара здание Московского университета. По проектам Жилярди в Москве был построен замечательный дом Луниных. А.А.Бетанкур и О.И.Бове возвели здание Манежа.

В 30-е годы наметились признаки упадка русского классицизма в архитектуре. Модными становятся псевдорусский стиль и псевдоготика, возрастает интерес к барокко. Эклектические формы классицизма и барокко нашли свое отражение в архитектуре А.А.Монферрана, чьими главными сооружениями являются Исаакиевский собор и Александровская колонна в Петербурге. А.П.Брюллов развивал в архитектуре формы псевдоготики, А.И.Штакеншнейдер - формы барокко.


По указу Николая I был создан «русско-византийский» стиль, ставший воплощением в архитектуре идеи «православия, самодержавия, народности». Его создателем стал К.А.Тон, по проекту которого были возведены храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата в Московском Кремле, здания вокзалов Николаевской железной дороги в Москве и Петербурге.

В 30-40-е гг. XIX в. архитектура начинает приобретать функционально-утилитарный характер. Это отразилось в строительстве доходных домов, которые постепенно стали вытеснять дворянские особняки. Но подавляющее большинство провинциального населения проживало в одноэтажных деревянных домах.

В первой половине XIX в. в Казани продолжается строительство жилых и общественных зданий. Значительным произведением архитектуры классицизма явилось здание Первой Казанской гимназии (сейчас это первое здание Казанского авиационного университета, ул. К.Маркса, 10). Оно было выстроено в 1808-1811 гг. по проекту архитекторов В.А.Смирнова и Я.М.Шелковникова.

Большим событием в жизни казанцев стала постройка Гостиного двора, по проекту Ф.Е.Емельянова. Фасад его был выполнен в формах русского классицизма, а колоннада, завершенная фронтоном, - в ионическом стиле.

Замечательным архитектурным ансамблем, формирующим общественный центр города, стал комплекс Казанского университета. В стиле классицизма было построено главное здание университета (архитектор П.Г.Пятницкий). Университетский городок был выстроен с участием архитектора М.П.Коринфского.

Интересное явление в архитектуре Казани - резиденция генерал-губернатора в кремле (архитектор А.К.Тон). Здание было стилизовано в византийском стиле.

Каменное строительство было характерно для центральной части города, в других районах преобладали деревянные здания. Архитектура татарских слобод свидетельствовала о восприятии элементов классицизма. В татарских богатых жилых домах классические формы сочетались с национальными особенностями.

Особый колорит придавали городу каменные и деревянные мечети, в своей архитектуре сохранившие древние местные традиций.

Таким образом градостроительство Казани отражало как современные течения в архитектуре России, так и местные традиции татарского зодчества.

Скульптура . Первая половина XIX в. отмечена расцветом русской скульптуры и в особенности ее монументальных форм. Именно в этот период создавались памятники выдающимся русским людям, надгробия, оригинальные произведения станковой и декоративной пластики. Характерной чертой русской скульптуры означенного периода являются огромные достижения в области синтеза скульптуры и архитектуры.

Крупнейшим скульптором России конца XVIII - первой половины XIX вв. и видным представителем классицизма в скульптуре является И.П.Мартос (1752-1835). Начав с мемориальной скульптуры и создав замечательные образцы в этом виде искусства (надгробия С.С.Волконской и М.П.Собакиной), к началу XIX в. он обращается к монументальному жанру.

Выдающимся произведением Мартоса является памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804-1818). Постановка памятника напротив Кремля была символическим свидетельством патриотического подъема, который переживало российское общество в те годы. Памятник отличается строгостью и простотой силуэта, эмоциональностью образа, монументальностью пластических форм. При создании памятника скульптор решает и градостроительную задачу - соразмеряет скульптурный образ с огромной площадью. Известны и другие памятники Мартоса - памятник Ришелье в Одессе и Ломоносову в Архангельске.

Мартос внес вклад в развитие синтеза скульптуры и архитектуры, в особенности при сооружении Казанского собора в Петербурге. Он создал монументальный горельеф «Источение Моисеем воды в пустыне» (1807) на аттике колоннады собора. Мартос изобразил людей, страдающих от мучительной жажды и находящих живительную влагу, источенную Моисеем из камня.

В монументально-декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф.Ф.Щедрин (1751-1825). К лучшим произведениям Щедрина относятся его статуи и скульптурные группы для Адмиралтейства. В аллегориях, созданных мастером, воспето величие России как морской державы, передано торжество человека над силами природы.

В русле упомянутого жанра развивалось творчество В.И.Демут-Малиновского (1779-1846) и С.С.Пименова (1782-1833). Им принадлежит основное убранство арки Главного штаба, фасадов Александринского театра, Михайловского дворца и других зданий Петербурга.

Талантливым скульптором был И.И.Теребенев (1780-1815). Наиболее значительное его произведение - горельеф «Заведение флота в России» (1812-1814), помещенный на здании Адмиралтейства. Здесь можно увидеть и портретное изображение Петра, и аллегорические образы вроде Нептуна, Минервы, и образы русских тружеников, тянущих на канатах сети, суда. Изображение сцен труда было необычным явлением в монументальной скульптуре начала XIX в.

В 30-40-е годы в развитии скульптуры происходят определенные изменения. Образы теряют прежнюю условность, становятся более реальными, но при этом утрачивают монументальность. Жизненность героев передана в творчестве Б.И.Орловского (1792-1838). Он - автор памятников героям Отечественной войны 1812 г., М.И.Кутузову (1829-1832) и М.Б.Барклаю-де-Толли (1829-1837), поставленных у Казанского собора.

Выдающаяся роль в русской скульптуре принадлежит П.К.Клодту (1805-1867). Одними из ранних крупных работ, которые принесли ему всеобщее признание, были конные группы для Аничкова моста в Петербурге (1849-1850). Не случайно их копии были подарены в Неаполь и Берлин. В этих группах выражена идея покорения человеком природы. Укрощение человеком коня передано в динамичной и темпераментной композиции. В этом произведении отразилось знание характера животного, его повадок, анатомии. Мастерство лепки, выразительность движений и красота силуэта сделали эти скульптурные группы одними из лучших украшений Петербурга.

Популярен памятник Клодта великому баснописцу И.А.Крылову, установленный в Летнем саду. Писатель изображен сидящим в глубокой задумчивости с книгой в руках, а на постаменте помещены барельефы с различными сценами из басен. Образ имеет совершенно конкретный и бытовой оттенок. Скульптор считался виртуозным мастером литья. Все свои работы Клодт отливал сам и долгое время, являясь профессором Академии художеств, руководил ее литейной мастерской.

Оригинальные работы в области медальерного искусства принадлежат Ф.П.Толстому (1783-1873). Под впечатлением событий войны 1812 г. он создал серию медальонов («Народное ополчение 1812 года», 1816; «Бородинская битва», 1816), принесшую ему подлинную славу. Его творчество способствовало развитию медальерного искусства.

Таким образом, российская архитектура и скульптура достигли больших успехов. Они представляли творческий синтез мировых европейских достижений с национальной традицией.

Музыка

Музыка занимала особое место в жизни российского общества первой половины XIX в. Музыкальное образование было необходимым компонентом воспитания и просвещения молодого человека. Музыкальная жизнь России была достаточно насыщенной. В 1802 г. было основано Русское Филармоническое общество. Для широкой публики становятся доступными ноты.

В обществе усилился интерес к камерным и публичным концертам. Особенно привлекали внимание многих композиторов, писателей, художников музыкальные вечера у А.А.Дельвига, В.Ф.Одоевского, в литературном салоне З.А.Волконской. Большим успехом у публики пользовались летние концертные сезоны в Павловске, которые стали устраиваться с 1838 г., когда сюда была проведена железная дорога из Петербурга. Неоднократно в этих концертах выступал австрийский композитор и дирижер И.Штраус.

В первые десятилетия XIX в. большое распространение получила камерно-вокальная музыка. Особенной любовью слушателей пользовались романсы А.А.Алябьева («Соловей»), А.Е.Варламова («Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет...» и др.), (романсы, песни в народном стиле - «Колокольчик», «Вьется ласточка сизокрылая...» А.Л.Гурилева).

Оперный репертуар русских театров в начале века состоял преимущественно из произведений французских и итальянских композиторов. Русская опера развивалась главным образом в жанре былинного характера. Лучшим представителем этого направления был А.Н.Верстовский, автор оперы «Аскольдова могила» (1835), а также нескольких музыкальных баллад и романсов («Черная шаль» и др.). В операх и балладах А.Н.Верстовского сказалось влияние романтизма. В опере «Аскольдова могила» отражалось характерное для романтического искусства обращение к историческим сюжетам и эпосу, который фиксировал представление народа о своем прошлом.

Приблизиться к уровню великих творений западноевропейских композиторов - Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. можно было только на основе глубокого освоения народно-национального мелодизма с одновременным его преображением в русле основных завоеваний европейской музыкальной культуры. Эта работа началась еще в XVIII в. (Е.Формин, Ф.Дубянский, М.Соколовский) и с успехом продолжалась в первые десятилетия XIX в. А.Алябьевым, А.Гурилевым, А.Варламовым, А.Верстовским. Однако начало нового (классического) периода в развитии русской музыки связано с именем М.И.Глинки.

М.И.Глинка (1804-1857) принадлежал к дворянской фамилии из Смоленской губернии. Первые музыкальные впечатления Глинка получил от крепостного оркестра своего дяди. Русские народные песни, услышанные в детстве, оказали большое влияние на характер музыкальных произведений Глинки. В конце 20-х - начале 30-х XIX в. Глинка создал ряд выдающихся вокальных произведений, в том числе такие романсы, как «Ночной зефир» (стихи А.С.Пушкина, 1834), «Сомнение» (1838), «Я помню чудное мгновенье...» (1840). Выдающимся событием в музыкальной жизни России явилась постановка в 1836 г. оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В лице костромского крестьянина Ивана Сусанина композитор показал величие простого народа, его мужество и стойкость. Новаторство Глинки состояло в том, что представитель русского народа, русский крестьянин стал центральной фигурой музыкального повествования. Народно-героический пафос получил яркое воплощение на основе виртуозной техники и большого разнообразия вокально-инструментальных партий. Опера «Жизнь за царя» стала первой классической русской оперой, которая положила начало мировому признанию русской музыки. Великосветское общество довольно сухо встретило оперу, но истинные ценители искусства восторженно приветствовали спектакль. Поклонниками оперы были А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский, В.Ф.Одоевский и др.

Вслед за первой оперой Глинка написал вторую - «Руслан и Людмила» (1842) по сказке А.С.Пушкина. На стихи Пушкина Глинка написал ряд замечательных романсов, и поныне пользующихся широкой известностью. Романс «Я помню чудное мгновенье» убеждает, насколько музыкальный стиль Глинки был близок пушкинской лирике. Глинка явился автором инструментальных пьес, симфонической поэмы «Камаринская».

Трудно переоценить вклад Глинки в развитие русской национальной музыки. Глинка - родоначальник жанров отечественной профессиональной музыки. Он создал национальную русскую оперу, русский романс. Глинка был первым русским музыкальным классиком. Он был основоположником национальной школы в музыке.

Другим замечательным композитором был А.С.Даргомыжский (1813-1869) - ученик М.И.Глинки. Для его творчества характерна большая драматическая напряженность (опера «Русалка», 1856). Даргомыжский брал сюжеты из обыденной жизни и выбирал своими героями простых людей. Русская интеллигенция приветствовала оперу Даргомыжского «Русалка», где изображалась горькая участь крестьянской девушки, обманутой князем. Это произведение было созвучно общественным настроениям предреформенной эпохи. Даргомыжский выступил новатором в музыке. Он привнес в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности. Именно в опере Даргомыжского «Каменный гость» появился выразительный мелодичный речитатив. Декламационная форма пения оказала большое влияние на последующее развитие русской оперы.

История музыки первой половины XIX в. свидетельствует о том, что идет дальнейшее освоение жанров, появление новых приемов и средств музыкальной выразительности, освоение музыкального наследия народа. Главным итогом этого периода является возникновение музыкальной классики, создание русской национальной школы в музыке.

Как никакой другой вид изобразительного искусства скульптура близка архитектуре. Оба вида трехмерны и в создании художественного образа участвуют свет и тень. Даже материал, когда речь идет о скульптуре из камня, может быть тем же. Имеются также скульптуры, совпадающие по размерам с архитектурными сооружениями, например Сфинкс в Гизе, колоссальный бронзовый Будда в Камакуре (Япония) или статуя Свободы в Нью-Йоркском порту. Созданные специально для зданий и органично связанные с ними произведения носят названия архитектурной пластики, хотя, конечно, каменная скульптура и пластика из металла, бетона или гипса отличаются друг от друга. Архитектурная пластика только в редких случаях служит просто декорацией, чаще всего она наглядно выражает смысл и цель сооружения и таким образом придает дополнительную выразительность постройке.

Ни один из предметов не подходит для этой цели больше и не привлекает скульптора сильнее, чем фигура человека, его образ, тело, пластика. Фигуры зверей тоже были и остаются предметом архитектурной пластики. Свидетельством чему - романский портал со львами и Кенигслуттер и квадриги на Бранденбургских воротах в Берлине и на здании Оперы в Дрездене. Сюда же относятся и такие сказочные животные и птицы, как грифы, химеры и сфинксы. Формы изображения людей в рамках архитектурной пластики вообще разнообразны. Они простираются от головных портретов в медальонах и более или менее гротескных масок, как, например, голова Медузы, до бюстов и фигур в полный рост, изображающих одетое и обнаженное тело человека, подчас огромного размера. Сидящие колоссальные фигуры египетского скального храма Абу-Симбел имеют высоту 20 м.

Отдельный человек или группа людей представлены на зданиях или около них в различных действиях и положениях. При этом используются различные виды скульптуры, в том числе рельефные изображения, скульптура в нишах и круглая скульптура. В некоторых случаях статуи принимают на себя и функции несущего архитектурного элемента. Кариатиды спокойно и величаво подпирают своими головами антаблемент. Атланты и гиганты несут свою тяжесть на плечах или руках, при этом кажется, что масса портальных завершений, балконов или маршей террас их почти раздавливает. Гермами-кариатидами или просто гермами называются несущие скульптуры, нижняя часть тела которых переходит в суживающуюся книзу пилястру.

В среднеевропейской архитектуре скульптура достигла в XIII в. своего первого расцвета, изображая религиозные сцены, фигуры святых и ктиторов. Например, качество скульптур ктиторов в Наумбургском соборе превосходно. 500 скульптур, по большей части превышающих рост человека, украшает западный портал собора в Реймсе; 1800 статуй первоначально входили в декорацию собора в Шартре. Выдающемуся художественному гению прошлого Микеланджело мы обязаны скульптурами гробницы Медичи в Новой ризнице флорентийского собора Сан Лоренцо. Характерным для периода после 1500 г. была смена религиозных мотивов антично-мифологическими и изображениями властителей. Обе темы весьма тесно переплелись в период барокко. Скульптуры Марса, Зевса или Геркулеса часто следует понимать как аллегорию власти князя или короля. Часто властители изображались в римских тогах.

К чисто архитектурной пластике, празднующей свой триумф в дрезденском Цвингере или замке Сан-Суси, добавились садовые скульптуры и скульптуры, украшающие фонтаны. Внутренне и неразрывно связанная с архитектурой скульптура XVIII в. попала в период классицизма в некоторую изоляцию. Заимствованные из античности рельефы, фигуры и упряжки лошадей казались иногда лишь декоративным дополнением и менее всего органичной архитектурной деталью.

Эта дистанция между скульптурой и зданием еще более выросла в XX в. вследствие противоречий между художественным произведением и массовым промышленным продуктом — зданием. Однако целью современного архитектурного творчества является сохранение новых и хорошо зарекомендовавших себя старых форм связанного с архитектурой искусства и использование их для придания большей эмоциональности окружающей нас архитектурной среде.

Шмалькальден (округ Зуль), так называемая «голова зодчего» на контрфорсе алтаря городской церкви св. Георга. Этот портрет появился после 1437 г. в фальшивом оконном люке с оконными ставнями, обитыми железом. Можно предположить, что архитектор изобразил себя в период расцвета.

Загрузка...
Top