Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова - интересные факты и отзывы.

"Парус" - безусловно, одно из величайших творений поэта М. Ю. Лермонтова. В нем основными темами являются поиск места в жизни и одиночество человека. Стоит отметить, что в большинстве произведений поэта эти темы чаще всего являются основными. Ниже представлен анализ стихотворения Лермонтова "Парус". Ознакомимся также с историей написания произведения.

История написания

Анализ стихотворения Лермонтова стоит начать с истории его создания. Написано оно было Михаилом Юрьевичем в юном возрасте 17 лет в 1832 году в Санкт-Петербурге. Тот период жизни был непростым для будущего поэта: ему пришлось покинуть Москву и оставить университет. Конечно, такие резкие перемены в жизни не могли не отразиться на внутреннем состоянии юноши.

Несмотря на то, что он мечтал стал филологом, по наставлениям любимой бабушки он отправился в Петербург для того, чтобы поступить в юнкерскую школу. И в этом городе Михаил Юрьевич остался наедине со своими переживаниями и размышлениями о дальнейшей судьбе. Поэтому неудивительно, что во время одной из прогулок вдоль Финского залива, он и создал одну из жемчужин русской поэзии - стихотворение "Парус".

Первоначальный вариант он отправляет в письме М. Лопухиной. В нем в первой строчке говорится о парусе отдаленном. Позднее, поэт заменит это слово, и строка будет звучать так: "Белеет парус одинокий". Это начало Лермонтов позаимствовал у А. А. Бестужева-Марлинского из поэмы "Андрей, князь Переяславский". Так появилось всем известное стихотворение "Парус".

Образы в произведении

В анализе стихотворения Лермонтова следует отметить, что главный герой - парус - это не просто средство передвижения по морю. Это образ человека, который плывет по течению жизни, пытаясь найти свое место. Это образ человека, который чувствует себя одиноким среди людей. Но он не теряет надежды, что когда-нибудь сможет найти ответы на свои вопросы, и что его жизнь озарит луч надежды.

Море в стихотворении - это жизнь, и парусник отчаянно пытается плыть в нужном ему направлении. Да, в жизни бывают трудные периоды, но после любой бури море вновь становится спокойным. Но в стихотворении Михаила Лермонтова, парусник - это человек, постоянно находящийся в поиске, который не может найти свое место, даже когда в жизни все спокойно.

Нет ничего удивительного в том, что для своего произведения поэт выбрал именно такие образы. Ведь в тот период жизни он принял для себя непростое решение: оставить все в Москве и начать новую жизнь в Санкт-Петербурге. Конечно, это решение далось ему нелегко, поэтому все переживания юноши нашли отражение в этом стихотворении.

В каком жанре написано произведение

В анализе стихотворения Лермонтова следует также указать, в каком жанре оно написано. "Парус" можно отнести к лирической новелле. На фоне красивого морского пейзажа и одинокого парусника поэт размышляет об одиночестве и поиске своего места в жизни.

В суматохе жизни юный поэт пытается найти место вместе со своими взглядами, переживаниями, мечтами. Лермонтов хотел вырваться из этого бушующего течения и найти свою тихую гавань, которая приютила бы его и успокоила его бунтующий внутренний мир.

Главные темы произведения

В анализе стихотворения Лермонтова "Парус" нужно выделить две темы, которые и определяют смысловую составляющую его творения - это темы одиночества и поиска смысла и места в жизни. Следует подчеркнуть, что они довольно часто будут встречаться и в других его произведениях. В стихотворении не только красочно описан морской пейзаж, но и передано настроение поэта, оказавшегося перед непростым выбором.

Михаил Лермонтов, переехав в Петербург, оставил все, что ему было дорого в Москве, и не только свою мечту о филологии, но и влюбленность. Но вместе с тем юноша понимает, что мысли о переживаниях не помогут ему найти место в жизни. Что для того, чтобы найти счастье, свою гавань нужно бороться и учиться принимать непростые решения.

Художественные средства выразительности

В анализе стихотворения Лермонтова одним из пунктов является перечисление использованных художественных средств выразительности. "Парус" написан четырехстопным ямбом с использованием перекрестного способа рифмования.

Экспрессию в стихотворении усиливает использование таких средств как анафора, инверсия и синтаксический параллелизм. Яркость образам придают олицетворения, эпитеты и метафоры.

Это был краткий анализ стихотворения "Парус" Лермонтова. Несмотря на то, что оно было написано поэтом в юном возрасте, уже тогда можно было увидеть его талант, как удивительно в нем сочетались глубокие внутренние переживания и зрелые рассуждения. И вот это сочетание можно увидеть в одном из самых известных его творений "Парус".

Знаменитое стихотворение «Парус» написано в 1832 году в Петербурге. 17-летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива. В первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус отдаленный». Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы «Андрей, князь Переяславский» А. А. Бестужева-Марлинского.

В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе – эти мысли и чувства легли в основу произведения.

Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная зрелость мысли.

Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция четко разделяет парус и лирического героя: в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя.

Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря , символизирующий жизненные перипетии, а парус – символ самого человека, его души. Конфликт «парус – море» переходит в конфликт «человек – жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей.

В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии.

Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья – счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека.

В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре.

Наряду с мотивом одиночества , Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему – проблему цели и смысла человеческого бытия .

«Парус», являясь лирической новеллой по жанру , относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки (первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма).

Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору (что ищет, что кинул ), синтаксический параллелизм, инверсию (парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом ). Поэт широко использует олицетворения (ветер свищет, играют волны ), метафоры (струя светлей лазури ), эпитеты (луч солнца золотой ). Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе (стране далекой – краю родном, кинул – ищет ).

Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».

В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. «Парус» - стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным» , а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

«Парус» — одно из самых известных стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова было написано в Петербурге, куда он только что приехал продолжить образование.

Это было для него временем перемен, расставания с Москвой, с привычным укладом жизни. Поэту в ту пору было всего 17 лет. Cуществует версия, что стихотворение родилось во время прогулки по берегу Финского залива, когда Лермонтов увидел белеющий вдали парус. Но, быть может, этот образ и философские размышления были навеяны стихами из повести А. А. Бестужева- Марлинского «Андрей, князь Переяславский»:

Белеет парус одинокий,
Как лебединое крыло,
И грустен путник ясноокий;
у ног колчан, в руке весло.

в начале сентября 1832 года Лермонтов послал текст стихотворения « Парус в Москву, в письме М. А. Лопухиной. Но, видимо, образ паруса в воображении поэта возник гораздо раньше — сохранилась акварель 11-летнего Лермонтова, на которой изображён белый парус в море.

Внешне стихотворение, написанное четырёхстопным ямбом, отличается редкой простотой: в нём всего 12 строчек — три четверостишия. Каждая строфа стихотворения делится на « половинки»: две первые строчки дают описание моря и паруса (передается состояние природы), а каждые две последние строчки дают лирический отзыв на него (передаётся состояние человеческой души). Зрительные впечатления каждый раз преобразуются в философские размышления.

Поэтической же канвой является образ моря. Все художественные образы в стихотворении аллегоричны: море ассоциируется с жизнью со всеми её бедами, волнениями и переменами, а парус — символ брошенного в житейское море человека. Перед нами блуждающий в тумане парус и герой, блуждающий «житейском море».

Парусу дан эпитет — одинокой. Это означает, что у него нет единомышленников близких. Но парус не боится бури: он силён духом не покоряется ударам судьбы — он мятежный.

Каждое из трёх четверостиший разделено многоточием — так графически автор обозначил паузы, которые несут глубокий смысл. Они не дают возможности слиться изображению пейзажа со строчками, рисующими психологическое состояние героя. Такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение как глубоко психологическое и не относить его только к пейзажной лирике.

Жанр «Паруса» — лирическая новелла. Стихотворение можно отнести к философской лирике, в которой присутствует символический пейзаж. Всё произведение насыщено красивыми романтическими образами и мотивами.

Поэт использовал современную ему лексику за исключением двух архаизмов: струя (вода) и лазурь (небо), а также форм слов: парус одинокой и скрыпит — эти формы соответствуют старомосковскому произношению. Написано произведение простыми словами, использованными в их прямом значении, а если в переносном, то также в общепринятом для поэзии смысле: «играют волны», «ветер свищет», «луч золотой».

Всё стихотворение построено на художественном приёме антитезы, что выражено подбором антонимов и противоположных утверждений. Противопоставлены друг другу герои произведения: парус и поэт — с одной стороны, и море — с другой.

Противопоставлены также состояния природы: буря: «Играют волны — ветер свищет, / и мачта гнется и скрипит», — И штиль: «Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой ». Антитезы есть и в языке стихотворения: «Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном?»; « … он счастия не ищет / и не от счастия бежит »; «над ним — под ним ».

Лермонтов использует и другие средства художественной выразительности: эпитеты (луч солнца золотой); инверсию (в тумане моря голубом); анафору и синтаксический параллелизм (Что ищет он в стране далёкой? / Что кинул он в краю родном?); аллитерацию (луч солнца золотой).

Звучание стихотворной речи легкое и плавное. В первых двух строчках легко заметить обилие звуков л, р, н, м и пропуск одного И того же ударения — так автор передал плеск морской волны во время штиля. А когда «мачта гнётся и скрипит, свистит ветер и шумит море, — всё это передаётся звуками с, т, ч, щ.

Поэт пользуется цветовыми эпитетами — У него целая палитра ярких и радостных красок: голубая (туман), лазурная (море), золотая (лучи солнца), белая (парус).

Философские размышления поэта каждый читатель может понимать по-разному. Но каждый из нас согласится, что одиночество и простор не дают человеку ответов на мучительные вопросы, а встреча с бурей не приносит счастья. Но буря все-таки предпочтительнее покоя и бездействия — эта мысль звучит в заключительной строфе стихотворения.

Человек, который вечно не удовлетворён, не может быть внутренне застывшим. И не может, подобной природной стихии, пребывать в каком-то одном состоянии — покоя или бури. Закон жизни — мятеж. А каждый человек — одинокий парус, брошенный в море жизни.

Теперь посмотрим, как анализирует стихотворение «Парус» Г. Б. Мальцева, учитель литературы в школе №223 г. Москвы.

Аннотация. В материале даётся ход анализа стихотворения М. ЮЛермонтова «Парус». Большое внимание уделяется работе со словом и художественными образами произведения.

Ключевые слова: романтика, романтическое, парус, море, душа, поиск,
аллитерация, эпитеты.

Уже не одно десятилетие я работаю в школе, и, слава богу, лермонтовский «Парус», несмотря ни на что, всегда оставался в школьных программах и всегда, замечу, вызывал эмоциональный отклик школьников. Интересным он остаётся для них и сейчас. Может быть, потому, что семнадцатилетний поэт удивительно точно передал состояние юной души, мечтательной, порывистой, ищущей. И
современный подросток открывается ему навстречу, чувствуя родство с молодым поэтом, несмотря на то что их разделяют столетия.

Работу со стихотворением мы начинаем с подготовительной беседы, которая поможет детям окунуться в атмосферу морской романтики. Наверняка вы не раз наблюдали за морем.

Каким вы любите его больше всего? Почему?

Большинство шестиклассников говорит о спокойном море, поражающем прозрачной водой, сквозь которую видны камешки, ракушки, мелкие рыбёшки, плещущиеся у берега. Им нравятся закатные и рассветные краски, отражающие небо, а самое главное — то умиротворение, которое рождает такое море.

Многим по душе море с белыми барашками небольших волн, лёгкой рябью от бриза и криками чаек. Кому-то просто нравится купаться, нырять, брызгаться в ласковой морской воде. Кто-то любит лунную дорожку на морской глади и тихий плеск ночных волн. А какие ассоциации и каких героев вы чаще всего связываете с морем?

Дети называют: корабли, чайки, волны, паруса, приключения, путешествия, неизведанные острова, сокровища, золотой песок, яхты; пираты, капитаны, моряки, русалки и т. д.

Какие из них, на ваш взгляд, самые романтические и почему?

О романтике, без сомнения, нам напоминают слова: паруса, приключения, путешествия, неизведанные острова, пираты, капитаны … Ведь именно с ними связана тема рискованных и увлекательных дальних странствий, сулящих неожиданности и открытия, дающих возможность проявить себя и даже, может быть, совершить подвиг.

И когда смотришь на море, то невольно связываешь с ним все эти удивительные возможности. Давайте и мы сейчас полюбуемся морскими пейзажами, чтобы ещё раз проникнуться духом любимого нами моря.

Почему никогда не надоедает наблюдать за морем?

Оно всегда разное и меняется на наших глазах, каждый раз удивляя новыми красками, переливами света, игрой волн … Поэтому все так и любят наблюдать за ним. Как любил и Михаил Лермонтов … Стихотворение «Парус» он написал в семнадцать лет, то есть ему было немногим больше лет, чем вам, и по возрасту его можно сравнить с нашими старшеклассниками.

Попробуем представить, каким он был в этом возрасте, о чём мечтал, какие настроения им владели. Теперь, когда мы подготовили подростков к восприятию произведения, и звучит «Парус» в исполнении учителя, после чего обращаемся к учащимся с вопросами.

Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

Детям нравится стихотворение своей романтической устремлённостью, энергией, которая исходит от него, привлекают их и морские картины, созданные молодым
поэтом.

Почему поэт не может оторвать взгляда от паруса «в тумане моря голубом»?
Парус всегда приковывает внимание тех, кто на берегу. Он зовёт за собой, так и
хочется оказаться на этом судне, которое, подняв паруса, уходит в море и постепенно тает где-то у горизонта. Куда оно плывёт? Кто стоит у штурвала? Что его ждёт? Целый рой мыслей и фантазий проносится в голове у того, кто следит за парусом в море, и невольный вздох сожаления вырывается из груди, когда парус исчезает «в тумане моря, голубом» …

Опишите картину, которую видит поэт с берега моря. Она одна или их несколько?

В стихотворении описана не одна картина. Сначала мы видим безбрежную гладь синего моря, лёгкую дымку голубого тумана над ним. В синеве неба и моря ярко белеет парус, он движется вдаль, становясь всё меньше и меньше, и скоро растает вдали:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.

Затем перед нами разворачивается картина бури, шторма, с которым парусник отважно борется:

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит …

И наконец, возникает умиротворённый пейзаж: полный штиль, тишина, море, как зеркало, отражает лёгкие облака и искрится от солнечных лучей, которые пронизывают воду:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой …

Можно ли видеть эти картины одновременно? (Нет.) Тогда что из этого следует?
Можно предположить, что поэт реально видит первую картину, а остальное дорисовывает в своём воображении.

Как вы считаете, всё ли можно увидеть с берега?

Нет, с берега виден только парус «в тумане моря голубом». Две другие картины мы будто видим с борта корабля, куда переносит нас воображение поэта.

Кстати, какое слово нам подсказывает, что парус очень далеко?

Это слово белеет, которое помогает понять, что очертания паруса постепенно сливаются с морской далью и он исчезает за горизонтом.

Есть ли что- то общее в этих картинах?

Да, их объединяет романтическое начало. Какое чувство вызывает каждая из них? Первая зовёт нас в дальние страны, увлекает мечтой о путешествиях, вторая тревожит, третья дарит умиротворение.

Какие краски преобладают в описаниях моря? (Голубые, синие, лазурные, золотые.) Но мы не только видим, но и слышим шум моря.

Какая строфа помогает нам услышать вой бури и свист ветра? Какие звуки этому способствуют?
В строфе

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит.
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит —
отчётливо слышатся звуки бури: шум и грохот штормовых волн, скрип гнущихся
под ветром мачт, тревожные крики чаек. И помогают этому звуки: р, щ, с, ч.

Здесь использован художественный приём аллитерации.

А в какой строфе нам слышится спокойный плеск волн и какие звуки помогают воссоздать его?

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой …

В этой строфе преобладают гласные: о, а, и, а также сонорные согласные (носовые звуки) n, н, м, которые придают стиху плавность, помогают передать лёгкое колыхание воды.

Что неизменно присутствует во всех картинах стихотворения? (Море и парус)
Как они связаны между собой?

Они неразделимы и гармоничны: без моря не может быть и паруса, он повинуется морскому ветру, следует за струёй «светлей лазури» и золотым лучом солнца. Но с другой стороны, парус будто «спорит» с морем, противостоит стихии, противопоставляя ей свои цели и желания. И парус немыслим без … человека. Парус в его руках! Поэтому за образом паруса угадывается человек.

Какими эпитетами охарактеризован парус?

Сначала он назван одиноким, а потом-мятежным. Задумаемся, есть ли между этими эпитетами смысловая связь. Чтобы найти ответ, обратим внимание на некоторые слова и словосочетания.

В первой строфе поэт задаёт сам себе вопросы:

Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Назовите ключевые слова в каждом просе. (Ищет и кинул.)

Что можно искать «в стране далекой»?

«Наверно, счастья, — говорят дети. – А может быть, каких-то приключений, чего-то нового, неизведанного». Предполагаются и поиски сокровищ, и исследование новых земель. Но больше всего всё-таки сходятся на мысли о счастье, может быть, потому, что её подсказывает следующая строфа.

А что можно «кинуть» «в краю родном»?

Родной дом, семью, близких людей и друзей, любимые уголки родного края — всё, что связывает нас с родиной.

Подберите синонимы к слову «кинуть». (Бросить, оставить.) Какое слово самое резкое? (Кинул.) В каком состоянии и в каких ситуациях его употребляют? (Такое слово говорят обычно в состоянии возбуждения, может быть, даже раздражения, отрицания, когда сердце что-то активно отторгает, не принимает.)

Обратим внимание на строки: «Увы, он счастия не ищет / И не от счастия бежит».

Что они нам рассказывают о жизни паруса?

У него был дом, «родной край», но почему-то он бежал оттуда (глагол кинул подсказывает нам, что сделал он это в эмоциональном порыве), чего-то ищет в морском просторе, но найдёт ли — неизвестно …

Найдите противоречия в действиях паруса.

Он что-то ищет — но не счастия (а что же тогда можно искать?) и «не от счастия бежит». У него была родина, а теперь он «одинокий». Море одарило его красотой, гармонией («Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой»), «а он, мятежный, просит бури … ».

Зачем ему буря?

Возможно, ему хочется испытать себя, померяться силами с бурей, почувствовать себя могучим и вольным. Вот что он ищет, вот что даёт ему ощущение счастья! Лермонтов заканчивает стихотворение строками:

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Чем интересны эти строки?
Из них следует, что можно искать если
не счастья, то покоя. Но когда море дарит
его парусу (Под ним струя светлей лазури, /
Над ним луч солнца золотой), он просит бури.

Как вы думаете, найдёт ли когда-нибудь парус то, что его удовлетворит?

Вряд ли: он в постоянном поиске и движении, и в каждом его новом состоянии обязательно будет то, что не даст ему полной гармонии и заставит снова искать что-то новое.

Хорошо это или плохо?

На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Прекрасно состояние покоя (тишины, душевного спокойствия, красоты и гармонии), но продолжительный покой может привести к лености и омертвению, только в движении (прежде всего в поиске ищущей души) и заключается на- стоящая жизнь. Чувство постоянной неудовлетворённости собою — это признак живой натуры, стремящейся к новым вершинам.

1.3 (26.67%) 12 votes

Стихотворение «Парус было написано М.Ю. Лермонтовым в 1832 году. Он оставил учебу в Московском университете и приехал в Петербург в надежде продолжить образование. Однако учиться в столичном университете не пришлось: студенты, исключенные из Московского университета, не принимались в другие учебные заведения. Лермонтову пришлось поступить в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В этот период он много размышляет, часто гуляет у Финского залива. В одну из таких прогулок и было создано это стихотворение.
Жанр «Паруса» – лирическая новелла; произведение мы можем отнести к философской лирике, в которой присутствует символический пейзаж. Произведение насыщено романтическими образами и мотивами.
Исследователи неоднократно отмечали аллегоричность образов стихотворения. Так, «парус одинокий» ассоциируется у нас с образом лирического героя, море же – с жизнью. Все три строфы стихотворения построены по одной схеме. Первые два стиха передают состояние природы, заключительные два – состояние человеческой души. Однако в первой строфе герой и парус удалены друг от друга. Первый находится на берегу, а второй – «в тумане моря». Однако это родственные образы. Блуждающий в тумане парус и герой, блуждающий в «житейском море». В первом четверостишии движения, динамики в пейзаже практически нет, всюду царствует покой:


Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Парус же, олицетворяющий лирического героя, напротив, неспокоен. Это состояние мятущейся души передано глаголами: «кинул», «ищет». Герой стихотворения, вероятно, чувствует горечь каких-то потерь и пытается обрести гармонию в своем внутреннем мире.
Вторая строфа пространственно сближает лирического героя и видимый им пейзаж. Объективный наблюдатель словно перемещается с берега на само судно: он слышит свист ветра, скрип мачты, видит игру волн . В этом же четверостишии мы видим ответ на вопрос, поставленный героем в начале стихотворения:


Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Частица «увы» здесь говорит нам о разочаровании человека, об усталой душе, не верящей в саму возможность счастья. Между тем это понятие является главным для лирического героя .
Третья строфа, по замечанию В.М. Марковича, создает «грандиозный образ вселенской гармонии»:


Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…

Разрушить этот образ может лишь буря, но именно к ней стремится парус и душа лирического героя:


А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Образ бури и образ покоя в «Парусе» антитетичны. Это «типичные для романтизма пейзажные эквиваленты соответствующих душевных переживаний» . Но каждый из них является своеобразным романтическим идеалом для героя. Душа его жаждет воссоединить несоединимое. В стихотворении звучит «намек на потребность воссоединения противоположностей, ни одна из которых не может удовлетворить вполне» . Очевидно, именно в этом для него заключается счастье.
Композиционно произведение делится на три части (построфно). В первой части герой словно загадывает нам загадку о таинственной судьбе паруса. Вторая часть содержит уже некое предположение. Третья часть – ключ к непостижимой душе лирического героя, отождествляющего себя с парусом.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («луч солнца золотой»), инверсию («В тумане моря голубом»), анафору и синтаксический параллелизм («Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..»), аллитерацию («Над ним луч солнца золотой»), ассонанс («В тумане моря голубом»).
Стихотворение «Парус» в определенном смысле задало тон некоторым мотивам всего творчества Лермонтова. Так, схожие мотивы (бури, одиночества, побега, счастья) мы встречаем в таких произведениях, как стихотворения «Крест на скале», «На севере диком стоит одиноко», «Выхожу один я на дорогу», «Тучи», «Утес», «Листок», поэма «Мцыри». Стихотворение «Парус» вызывает неизменный интерес современной критики.

В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе – эти мысли и чувства легли в основу произведения.
Наряду с мотивом одиночества, Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему –проблему цели и смысла человеческого бытия.
Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. «Парус» - стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным» , а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури. Стихотворный размер ямб, рифма перекрёстная. Ключевая фраза "Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! ". Стихотворение "Парус" было создано в
дни перелома Лермонтова. Главная мысль заключена в строчках "Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! ", то есть он едет туда не по своей воле, не за счастьем, не за счастьем, а по нужде
В «Парусе» авторское «я» спрятано, но его легко угадать за местоимением «он»: в отличие от слова «парус», употребленного лишь в первой строке, оно встречается в тексте шесть раз.
В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии.
Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья – счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека.
В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре.

Загрузка...
Top