Анализ литературного произведения. Примерные схемы анализа литературных произведений Как вести краткую запись о прочитанных книгах

Жанр – тип литературного произведения. Существуют эпические, лирические, драматические жанры. Выделяют и жанры лироэпические. Жанры делят и по объему на крупные (включают рома и роман-эпопею), средние (литературные произведения «среднего размера» ‑ повести и поэмы), малые (рассказ, новелла, очерк). Имеют жанры и тематическое деление: авантюрный роман, психологический роман, сентиментальный, философский и т.д. Основное же деление связано с родами литературы. Представляем вашему вниманию жанры литературы в таблице.

Тематическое деление жанров довольно условно. Не существует строгой классификации жанров по темам. Например, если говорят о жанрово-тематическом разнообразии лирики, выделяют обычно любовную, философскую, пейзажную лирику. Но, как вы понимаете, этим набором многообразие лирики не исчерпывается.

Если вы задались целью изучить теорию литературы, стоит освоить группы жанров:

  • эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
  • лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
  • драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
  • лироэпические (баллада, поэма).

Литературные жанры в таблицах

Эпические жанры

  • Роман-эпопея

    Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

  • Роман

    Роман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.

  • Повесть

    Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.

  • Рассказ

    Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.

  • Притча

    Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».


Лирические жанры

  • Лирическое стихотворение

    Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.

  • Элегия

    Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.

  • Послание

    Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.

  • Эпиграмма

    Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.

  • Ода

    Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.

  • Сонет

    Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета


Драматические жанры

  • Комедия

    Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).

  • Трагедия

    Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».

  • Драма

    Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.


Лироэпические жанры

(промежуточные между эпосом и лирикой)

  • Поэма

    Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя

  • Баллада

    Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского


ВОСЬМОЙ КЛАСС

(70/105 часов)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР; НАПРАВЛЕНИЕ;
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ

Виды деятельности:
а) чтение
Чтение литературных произведений, включенных в программу.
Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.
Чтение по ролям фрагментов драматических произведений.
Внеклассное чтение произведений одного жанра.
Чтение справочной литературы.
б) анализ
Выявление в литературном произведении художественных образов разного вида и установление системных отношений между ними, определение основного принципа построения системы образов.
Общая характеристика художественного мира произведения (системы образов, предметного мира, природных образов, образа события, образа социальной группы).
Различение эпических, лирических, драматических, лиро-эпических и лирико-драматических произведений.
Определение жанра произведения и жанровой разновидности.
Сопоставление литературных произведений определенного жанра (ода, комедия) с жанровой традицией.
Анализ жанрового своеобразия литературного произведения.
Соотнесение произведения с литературным направлением (классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, реализмом).
Выявление признаков отдельных жанров (оды, трагедии, комедии, повести) в литературном произведении.
Анализ смысла заглавия и эпиграфа в литературном произведении.
Характеристика тематики и проблематики произведения в соотнесении с его жанром и литературным направлением.
в) развитие устной и письменной речи
Устный и письменный ответ на вопрос об особенностях построения системы образов в произведении.
Составление плана и подбор цитат к устной характеристике художественного мира произведения.
Сочинение об образе социальной группы в произведении.
Составление плана сочинения о жанровом своеобразии литературного произведения и его соотношении с жанровой традицией.
Устное рассуждение о чертах литературного направления в конкретном произведении.
Сообщение о биографии писателя и об истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Обсуждение нравственных проблем, поднятых в произведении.
Сочинение о смысле заглавия в литературном произведении.
Устные рекомендации по внеклассному чтению произведений определенного жанра.
Рецензия на театральную постановку или кинематографическую версию драматического произведения.
Стилизация в жанре оды, послания, эпиграммы.
Термины:
Фольклор и литература.
Литература духовная и светская.
Древнерусская литература.
Духовная поэзия.
Литература Просвещения.
Художественная форма и художественное содержание.
Тематика, проблематика, идейное содержание.
Жанры духовной литературы (проповедь, житие, притча, акафист).
Литературный род (эпос, лирика, драма).
Жанр.
Канон.
Эпические жанры (эпическая поэма, роман, повесть, рассказ, новелла).
Лирические жанры (ода, элегия, послание, эпиграмма, сонет).
Драматические жанры (трагедия, комедия, драма).
Лиро-эпические жанры (поэма, баллада, басня, сатира).
Художественный мир.
Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).
Тропы (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет).
Фигуры (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос).
Композиция.
Эпиграф.
Психологизм.
Трагическое и комическое.
Идеал.
Сатира.
Стилизация.
Пародия (бурлеска, травестия).
Ритм, рифма.
Строфика.
Силлабо-тоническая, силлабическая и тоническая системы стихосложения.
Белый стих.

«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР.
НАПРАВЛЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ЖАНРЫ»

(вводный урок)
Понятие о художественной форме. Жанр как относительно устойчивая форма литературного творчества. Деление литературы на роды и жанры. Формальное и содержательное в жанре. Жанровая система, многообразие жанров и жанровых форм. Категории рода и жанра в античных поэтиках (Аристотель) и манифестах западноевропейского классицизма (Н. Буало). Понятие о художественном мире литературного произведения. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ АНТИЧНОСТИ
«ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

(обзор)
Анакреонт
«Сединой виски покрылись...».
Эсхил
«Прометей Прикованный» (фрагменты).
Древнегреческая литература, ее периодизация. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Басни Эзопа. Лирика Анакреонта. Древнегреческий театр. Мифологические темы и образы в древнегреческой литературе. Особая роль героического и трагического. Господство стихотворной формы. Древнегреческая поэзия в переводах В. А. Жуковского, Н. И. Гнедича.
Теория литературы. Род. Жанр. Канон. Героическое. Трагическое. Эпическая поэма.
Развитие речи. Сообщения о древнегреческом театре и о «вечных» образах древнегреческой литературы.

«РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
(обзор)
Гораций
Ода «К Мельпомене» («Я памятник воздвиг...»).
Овидий
«Метаморфозы» (фрагменты «Филемон и Бавкида», «Пигмалион»).
Марциал
Эпиграммы «Если сограждан...», «И предатель ты...».
Периодизация римской литературы. Влияние древнегреческой мифологии и литературы. Римское ораторское искусство. Поэма Вергилия «Энеида». Поэзия Горация. Идиллии Овидия. Басни Федра. Сатирические произведения. Эпиграммы Марциала. Римская поэзия в русских переводах.
Теория литературы. Эпическая поэма. Эпиграмма.
Развитие речи. Сообщения о «вечных» образах римской литературы. Составление словаря персонажей античной литературы.

«БИБЛИЯ И ЛИТЕРАТУРА»
(обзор)
Ветхий Завет (Книга Бытия).
Новый Завет (Евангелие от Матфея, Евангелие от Иоанна).
Ф. И. Тютчев
«При посылке Нового Завета», «О вещая душа моя...», «Певучесть есть в морских волнах...».
А. А. Ахматова
«Под крышей промерзшей пустого жилья...», «Лотова жена».
Б. Л. Пастернак
«Рождественская звезда», «Гефсиманский сад».
Теория литературы. «Вечные» проблемы и «вечные» образы. Христианская символика.
Развитие речи. Составление поэтического сборника «Библейские образы в лирике одного из русских поэтов», подготовка вступительной статьи к нему. Обсуждение вопроса об использовании библейских образов в различных ситуациях общения.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ

Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты).
Дантовская модель мироздания. Трехчастная композиция поэмы. Особая магия чисел. Нравственная проблематика поэмы. Тема поиска истины и идеала. Тема страдания и очищения. Образы Данте и Вергилия. Идеальный образ Беатриче. Смысл названия. Данте и русская литература.
Теория литературы. Эпическая поэма. Композиция. Аллегория. Идеал.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Подготовка комментариев к отдельным фрагментам поэмы. Сообщения о биографии и творчестве поэта, об образах поэмы в литературе и других видах искусства.
Симфоническая поэма П. И. Чайковского «Франческа да Римини».
Внеклассное чтение. Данте Алигьери. «Владыка, что из самой глубины...»

«ЖАНР СОНЕТА В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
(обзор)
Данте Алигьери
«Любимой очи излучают свет...».
Ф. Петрарка
«Промчались дни мои, как бы оленей...».
У. Шекспир
«Не соревнуюсь я с творцами од...», «Седины ваши зеркало покажет...», «Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж...».
А. С. Пушкин
«Сонет» («Суровый Дант не презирал сонета...»), «Мадона».
Ш. Бодлер
«Что скажешь ты, душа, одна в ночи безбрежной...».
П. Верлен
«О, жизнь без суеты! Высокое призванье...».
В. Я. Брюсов
«Сонет к форме».
И. Ф. Анненский
«Третий мучительный сонет».
В. И. Иванов
«Венок сонетов».
История сонета как твердой стихотворной формы. Разновидности сонета («итальянский», «французский», «английский»). Универсальное содержание сонета. Строгость композиции. Способы рифмовки. Сонет в русской поэзии.
Теория литературы. Сонет. Строфика. Катрен. Терцет. Венок сонетов.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть сонета.

ЛИТЕРАТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

У. ШЕКСПИР

Слово о писателе.
Трагедия «Гамлет» .
Трагический характер конфликта. Проблемы смысла жизни, долга и чести, нравственного выбора. Гамлет как рефлектирующий герой. Проблема бездеятельности Гамлета. Осознание героем необходимости возмездия и бесчеловечности мести. Гамлет как «вечный» образ. Тема жизни как театра. Художественная функция приема «пьеса в пьесе» («Мышеловка»). Образ Офелии. Смысл финала.
Теория литературы. Трагическое. Проблематика. «Вечные» проблемы. «Вечные» образы.
Развитие речи. Выразительное чтение монолога Гамлета. Отзыв о театральной или кинематографической версии трагедии.
Связь с другими видами искусства. Фильм режиссера Г. М. Козинцева «Гамлет».
Внеклассное чтение. У. Шекспир. «Отелло». А. А. Блок. «Я - Гамлет. Холодеет кровь...». М. И. Цветаева. «Диалог Гамлета с совестью». Б. Л. Пастернак. «Гамлет».

«АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(практикум)
Обобщение сведений о проблематике литературного произведения (философской, социальной, нравственной). Особенности сочинений на темы нравственно-философского характера. Темы, сформулированные в форме проблемного вопроса или в виде цитаты. Составление плана сочинения, подготовка тезисов и подбор цитат. Формы выражения собственных суждений, оценок, вопросов, возникших в процессе чтения и осмысления содержания произведения.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Периодизация литературы Древней Руси. Краткая характеристика периодов. Древнерусская литература и фольклор. Основные жанры древнерусской литературы (летописание, воинская повесть, духовное красноречие, житие, хождение), их каноны. Влияние древнерусской литературы на литературу последующего времени. Образы и мотивы литературы Древней Руси в искусстве и литературе XIX-XX веков.
Житийный жанр в древнерусской литературе. Своеобразие житийного канона и композиция жития. Особенности поведения житийного героя. Стиль жития. Влияние жанра жития на последующую литературу.

ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Духовный путь Сергия Радонежского. Значение монастырей в духовной жизни людей XI-XV веков. Идейное содержание произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Отношение к власти в миру и в монастыре. Подвиг Сергия Радонежского. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева.
Теория литературы. Канон. Агиография. Житие. Житийные сюжеты. Житийный герой. Стиль «плетение словес».
Развитие речи. Сочинение-описание по картине М. В. Нестерова. Сочинение-эссе о подвиге Сергия Радонежского.
Связь с другими видами искусства. Житийное и иконописное изображение человека в древнерусском искусстве. Картина М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Внеклассное чтение. Житие Бориса и Глеба. В. О. Ключевский. «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства». В. Г. Распутин. «Ближний свет издалека».

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА

Традиционное и новаторское в жанре жития Аввакума. Отражение исторической обстановки и духа времени в Житии. Аввакум как идеолог русского старообрядческого движения. Этапы жизненного пути Аввакума. Высокое и низкое в образе героя. Испытания, выпавшие на долю героя, защищающего «веру отцов». Образы сподвижников и врагов. Роль бытовых сцен и деталей в произведении. Особенности языка произведения.
Теория литературы. Автобиографизм. Исповедальные мотивы. Сатира. Психологизм (начальные представления).
Развитие речи. Составление словаря устаревших и диалектных слов. Сопоставительный анализ образов в литературе и изобразительном искусстве (Аввакум и боярыня Морозова на картине В. И. Сурикова). Сообщения о влиянии древнерусского канона на создание образа героя в литературе Древней Руси, об особенностях изображения исторических событий в древнерусских памятниках разных жанров.
Связь с другими видами искусства. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».
Внеклассное чтение. «Повесть о Шемякином суде». «Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским» (фрагменты).

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

«Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Время создания памятника. Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Особенности жанра и композиции. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово Святослава» и основная идея произведения. Нравственная проблематика. Смысл финала. Фольклорная символика. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы и переложения «Слова...».
Теория литературы. Воинская повесть. Лирические и исторические отступления.
Развитие речи. Сопоставление «Слова...» и описания похода князя Игоря в Ипатьевской летописи. Устный ответ на вопрос о роли эпизода. Сочинение по «Слову о полку Игореве».
Связь с другими видами искусства. Жизнь «Слова о полку Игореве» в изобразительном (В. М. Васнецов, В. Г. Петров, В. А. Фаворский и др.) и музыкальном искусстве (опера А. П. Бородина «Князь Игорь»). Картина В. М. Васнецова «Боян».
Внеклассное чтение. «Слово о погибели русской земли». «Задонщина».

«СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ»
(практикум)
Своеобразие содержания и композиции сочинения-эссе на литературную тему. Выражение собственного отношения к героям, событиям, изображенным в произведении. Особенности эссеистического стиля (на примере образцов эссе, принадлежащих известным писателям, критикам, публицистам). Эссе и «слово» как жанры прозаической речи. Составление примерного плана сочинения-эссе, обсуждение тезисов, подбор цитат (на материале произведений древнерусской литературы).

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII-XVIII ВЕКОВ

«КЛАССИЦИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»
(обзор)
Концепция мира и человека в искусстве классицизма. Представление идеальней модели мира. Универсальные общечеловеческие типы. Попытка художественного преодоления хаоса действительности. Изображение борьбы долга и чувства. Нормативность, строгая иерархия жанров в литературе классицизма. Особая роль «высоких» жанров (оды, трагедии, эпопеи). Особенности стиля классицизма. Традиции античного искусства в литературе классицизма. Классицизм в живописи, архитектуре, музыке.

Ж.-Б. МОЛЬЕР

Слово о писателе.
Комедия «Мещанин во дворянстве» .
Своеобразие конфликта. Проблематика комедии. Сатирические персонажи комедии. Смысл названия. Образ господина Журдена. Особенности времени, пространства и организации сюжета. Жанровое своеобразие произведения. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей.
Теория литературы. Драматический род. Комедия. Проблематика.
Развитие речи. Чтение по ролям. Описание мизансцены. Рецензия на театральную постановку одной из комедий Ж.-Б. Мольера.
Внеклассное чтение. Ж.-Б. Мольер. «Тартюф, или Обманщик». М. А. Булгаков. «Жизнь господина де Мольера».

«ЖАНР ОДЫ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
(обзор)
Пиндар
«I Истмийская ода» (фрагменты).
Ф. Малерб
«Ода королеве».
М. В. Ломоносов
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты).
А. П. Сумароков
«Ода на суету мира».
А. Н. Радищев
«Вольность».
А. С. Пушкин
«Вольность».
В. В. Маяковский
«Ода революции».
История оды. Жанровые особенности. Ода в нормативной поэтике классицизма. Развитие и переосмысление жанра в литературе.
Теория литературы. Ода. Классицизм. «Высокий» стиль. Архаизмы.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента оды наизусть. Устный ответ на вопрос о соответствии оды классицистическому канону.

И.-В. ГЁТЕ
Слово о поэте.
Трагедия «Фауст» (фрагменты).
Народная легенда о докторе Фаусте и ее интерпретация в трагедии. Композиция произведения. Роль прологов. Образы Фауста и Мефистофеля как «вечные» образы. История сделки человека с дьяволом как «бродячий» сюжет. Смысл договора Фауста и Мефистофеля. Жажда познания и деятельности как свойство человеческого духа. Образ Маргариты. Тема любви и красоты. Смысл финала первой части трагедии. Символический смысл слепоты главного героя. Жанровое своеобразие «Фауста».
Теория литературы. «Бродячий» сюжет. «Вечный» образ. Трагедия. Пролог.
Развитие речи. Тезисный план анализа одного из эпизодов трагедии. Сочинение-эссе о «вечных» темах в литературе.
Связь с другими видами искусства. Опера Ш. Гуно «Фауст».
Внеклассное чтение. О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Развитие русской литературы в Петровскую эпоху. Русское Просвещение и его основные черты. Своеобразие русского классицизма. Обзор творчества деятелей русского Просвещения (Феофана Прокоповича, А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова). Реформа русского стихосложения. Становление русской драматургии и театра в XVIII веке. Сатирическая журналистика (журналы Н. И. Новикова, И. А. Крылова). Портретная живопись. Архитектурные ансамбли.

М. В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Разговор с Анакреоном», «Я знак бессмертия себе воздвигнул...», «Ночною темнотою...», «Случилось вместе два астронома в пиру...», «Послушайте, прошу, что старому случилось...» .
Научно-философская проблематика, концепция человека и мироздания. Научное и поэтическое постижение окружающего мира. Прославление мира, науки, человека, природы. Тема поэта и поэзии. Смысл противопоставления «героической» поэзии и любовной лирики Анакреона. Взгляд М. В. Ломоносова на литературное творчество, назначение поэта и поэзии. Тема поэтического бессмертия. Образ поэта-творца и музы. Поэзия М. В. Ломоносова и русский классицизм. Теория «трех штилей» и ее роль в развитии литературного языка. Интерпретация стихотворения Горация. Художественное своеобразие шуточных стихотворений поэта.
Теория литературы. Классицизм. Теория «трех штилей». Анакреонтическая лирика.
Развитие речи. Анализ жанрового своеобразия оды «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Опыт составления историко-литературного комментария к стихотворению.
Связь с другими видами искусства. Мозаики М. В. Ломоносова (портрет Петра I, панно «Полтавская баталия»).

Г. Р. ДЕРЖАВИН

Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «Фелица», «Властителям и судиям», «Памятник», «Снигирь», «Объявление любви» .
Своеобразие художественного мира поэзии Державина. Восприятие всего сущего как оправданного свыше. Жизнеутверждающий характер поэзии. Изображение жизни во всем ее многообразии. Представления поэта о подлинных жизненных ценностях. Гражданский и нравственный максимализм. Основные темы и проблемы поэзии. Темы природы, дружбы, любви, поэта и поэзии. Философская проблематика. Особенности державинской сатиры. Традиционное и новаторское в поэзии.
Теория литературы. Классицизм. Ода. Художественный мир. Предметный мир. Философская лирика. Сатира. Изобразительно-выразительные средства.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов стихотворений наизусть. Составление плана характеристики художественного мира стихотворения с использованием цитирования.
Внеклассное чтение. Г. Р. Державин. «Лебедь», «На птичку», «Евгению. Жизнь Званская».

«СЕНТИМЕНТАЛИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»
(обзор)
Концепция мира и человека в искусстве сентиментализма. Уточнение классицистической идеальной модели мира и личности. Чувства как доминанта человеческой природы. Задача совершенствования «естественных» чувств. Больший демократизм и обращение к духовному миру простолюдина. Психологизм. Интерес к жанрам эпистолярного романа, психологической повести, драмы. Особенности стиля сентиментализма.

А. Н. РАДИЩЕВ

Жизнь и творчество (обзор).
«Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «София», «Любани», «Чудово», «Спасская полесть», «Медное», «Черная грязь»).
Черты классицизма и сентиментализма в «Путешествии...». Образ повествователя. Просветительские идеи и гражданский пафос. Особенности жанра и композиции. Форма путешествия как средство воссоздания панорамы русской жизни. Смысл названия и эпиграфа. Тема беззакония, произвола, жестокости и несправедливости власти. Образы русских крестьян и помещиков. Нравственный суд автора над собой. Особенности языка «Путешествия...». Ода «Вольность» как значимая часть произведения.
Теория литературы. Сентиментализм. Форма путешествия, путевых заметок.
Развитие речи. Сочинение-эссе о нравственных проблемах, поднятых в книге А. Н. Радищева.
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Путешествие из Москвы в Петербург».

Н. М. КАРАМЗИН

Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Бедная Лиза» .
Своеобразие проблематики. Конфликт истинных и ложных ценностей. Темы сословного неравенства, семьи, любви. Отражение художественных принципов сентиментализма в повести. Смысл названия произведения. Система образов персонажей. Роль повествователя. Внимание автора повести к душевному миру героев, изображению эмоционального состояния человека. Художественная функция портрета, пейзажа, детали. Смысл финала повести. Особенности языка.
Теория литературы. Сентиментализм. Психологизм. Портрет. Пейзаж. Сентиментальная повесть.
Развитие речи. Письменная работа об особенностях изображения человеческих характеров в литературе сентиментализма.
Связь с другими видами искусства. Портретная живопись сентиментализма.
Внеклассное чтение. Н. М. Карамзин. «Что нужно автору?», «Остров Борнгольм», «Наталья, боярская дочь».

«АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В АСПЕКТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ»
(практикум)
Обобщение сведений о классицизме и сентиментализме. Примерное содержание анализа произведения в аспекте литературного направления. Подготовка тезисного плана сочинения по одному из ранее изученных (или самостоятельно прочитанных) произведений М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, А. Н. Радищева. Выявление в них черт классицизма и сентиментализма.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

А. С. ПУШКИН

Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Капитанская дочка» .
Тема русской истории в творчестве Пушкина. История создания романа. «История Пугачева» и «Капитанская дочка». Соотношение исторического факта и вымысла. Изображение исторических событий и судеб частных людей. Тема «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Образ Пугачева. Фольклорные традиции в создании образа. Пугачев и Екатерина. Тема милости и справедливости. Гринев как герой-рассказчик; особенности эволюции характера. Литературные традиции в создании образа. Образ Савельича. Гринев и Швабрин. Тема долга и чести. Смысл названия романа. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Особенности композиции романа. Роль эпиграфов. Художественная функция сна Гринева, портрета, пейзажных описаний.
Теория литературы. Исторический роман. Образ исторического события. Фольклорные традиции. Эпиграф.
Развитие речи. Сопоставительный анализ описаний Пугачева в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке». Подготовка вопросов к обсуждению нравственной проблематики произведения и ее связи с тематикой и эпиграфом к роману. Составление плана характеристики Маши Мироновой и подбор цитат. Анализ жанрового своеобразия произведения. Сочинение по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Пиковая дама», «История Пугачева».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

Жизнь и творчество (обзор).
Поэма «Мцыри» .
«Мцыри» как романтическая поэма. Особенности композиции. Роль исповеди в создании образа главного героя. Мцыри как романтический герой. Портрет и пейзаж как средства характеристики героя. События в жизни героя. Философский смысл эпиграфа. Тема свободы выбора и несбывшейся судьбы свободолюбивой, незаурядной личности. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Образ монастыря и образ кавказской природы. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Романтизм. Романтическая поэма. Трагическое. Эпиграф. «Вершинная» композиция. Форма исповеди.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента поэмы. Письменная характеристика Мцыри как романтического героя. Подбор цитат к устной характеристике особенностей построения образной системы в поэме.
Внеклассное чтение. Дж. Г. Байрон. «Корсар». М. Ю. Лермонтов. «Боярин Орша».

Н. В. ГОГОЛЬ

Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Ревизор».
Сюжет комедии. Особенности конфликта, основные стадии его развития. Своеобразие завязки, кульминации и развязки. Чтение писем в начале комедии и в финале как композиционный прием. Смысл названия и эпиграфа. Образ типичного провинциального уездного города. Обобщенные образы чиновников. Сатирическая направленность комедии. Роль гиперболы и гротеска в ее художественном мире. Образ Хлестакова. Сцена вранья. Хлестаков и хлестаковщина. Средства создания характеров в комедии. Речевые характеристики персонажей. Смысл финала. Немая сцена. Трагическое и комическое в пьесе.
Теория литературы. Комическое. Комедия. Сатирическая комедия. Гипербола. Гротеск. Эпиграф. Образ социальной группы.
Развитие речи. Составление плана анализа эпизода драматического произведения. Письменные характеристики образа Хлестакова и образов чиновников. Отзыв о театральной постановке комедии. Сочинение по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор».
Связь с другими видами искусства. Театральные и кинематографические версии комедии.
Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Женитьба».

«ЭПИГРАФ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
(практикум)
Обобщение знаний о видах эпиграфов и их функции в литературном произведении. Примерная последовательность анализа эпиграфов ко всему произведению или к отдельным главам (на материале ранее изученных произведений А. Н. Радищева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя). Подготовка к сочинению о художественной функции эпиграфа в литературном произведении. Самостоятельный подбор эпиграфов к произведениям.

А. Н. ОСТРОВСКИЙ

Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Снегурочка» .
Фольклорно-мифологическая основа сюжета. Жанровое своеобразие «весенней сказки». Мир берендеев как отражение авторского представления о сути национальной жизни. Символика образа Ярилы. Образ Снегурочки. Тема любви в пьесе. Лирическое начало в драматическом произведении. Тема «горячего сердца». Образы Купавы, Мизгиря и Леля. Символический смысл финала. Сочетание трагизма и жизнеутверждения. Своеобразие языка «весенней сказки».
Теория литературы. Художественный мир. Фольклорные традиции. Пьеса-сказка. Пролог.
Развитие речи. Составление плана и подбор цитат к устной характеристике мира берендеев. Рецензия на театральную постановку одной из пьес А. Н. Островского.
Связь с другими видами искусства. Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Внеклассное чтение. А. Н. Островский. «Свои люди - сочтемся».

Л. Н. ТОЛСТОЙ

Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «После бала».
Особенности сюжета и композиции рассказа. Суровое осуждение жестокой действительности. Нравственный максимализм писателя. Прием контраста в рассказе. Двойственность изображенных событий и поступков персонажей. Историческая действительность и христианская символика. Тема любви в рассказе. Образ героя-рассказчика. Тема нравственного самосовершенствования. Духовная эволюция Ивана Васильевича. Изображение события рассказывания. Смысл названия.
Теория литературы. Рассказ. Композиция. Контраст. Событие рассказывания.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о художественной функции приема «рассказ в рассказе».
Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой. «Утро помещика».

«ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ»
(обзор)
М. В. Ломоносов
«Утреннее размышление о Божием величестве».
Г. Р. Державин
«Бог».
В. А. Жуковский
«Теснятся все к Тебе во храм...».
А. С. Пушкин
«Пророк», «Отцы пустынники и жены непорочны...».
М. Ю. Лермонтов
«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»).
А. С. Хомяков
«Воскресение Лазаря».
Ф. И. Тютчев
«О вещая душа моя...», «Хоть я и свил гнездо в долине...».
А. А. Фет
«К Сикстинской Мадонне».
А. К. Толстой
«Мадонна Рафаэля», «Грешница».
Религиозные мотивы в русской поэзии. Человек в системе мироздания. Проблема предназначения человека. Тема духовного поиска. Бог в окружающем мире и в душе человека. Тема восхваления Творца. Образ Христа. Стихи Богородичного цикла. Искусство как воплощение Божественной гармонии. Жанровое и стилевое богатство духовной поэзии. Развитие традиций духовной поэзии в русской литературе XX века.
Теория литературы. Духовная поэзия.
Развитие речи. Сочинение-эссе на философскую тему с примерами из произведений русской поэзии.
Связь с другими видами искусства. Картины Рафаэля, Тициана, Эль Греко, А. А. Иванова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге и др.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

М. ГОРЬКИЙ

Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль» .
Черты романтизма и реализма в рассказе. Своеобразие композиции. Прием «рассказ в рассказе». Легенда в художественном мире рассказа. Фольклорные традиции. Прием контраста. Ларра и Данко как романтические герои. Образ старухи Изергиль. Роль пейзажа и портрета в рассказе. Афористичность языка.
Теория литературы. Легенда. Романтизм. Реализм. Романтический герой. Пейзаж. Портрет. Антитеза.
Развитие речи. Составление плана сопоставительной характеристики персонажей. Сочинение-эссе по одному из афоризмов М. Горького.
Внеклассное чтение. М. Горький. «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе».

В. В. МАЯКОВСКИЙ

Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «Гимн взятке», «Гимн ученому», «Прозаседавшиеся» .
Объекты сатиры в поэзии Маяковского. Приметы конкретного исторического времени. Гипербола и гротеск как приемы сатирического изображения. Авторская позиция и способы ее выражения. Переосмысление жанровой традиции гимна с целью сатирического обличения.
Теория литературы. Жанровая традиция. Сатира. Гимн. Гипербола. Гротеск.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Письменная работа об особенностях художественного мира сатирических произведений.

М. А. БУЛГАКОВ

Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Собачье сердце» .
Мифологические и литературные источники сюжета. Нравственно-философская и социальная проблематика повести. Тема «нового человека». Особенности художественного мира повести. Изображение реалий послереволюционной действительности и приемы фантастики. Символика имен, названий, художественных деталей. Образ профессора Преображенского. Символический смысл научного эксперимента. Образ Шарикова и «шариковщина» как социальное и моральное явление. Смысл названия повести. Приемы сатирического изображения.
Теория литературы. Повесть. Сатирическая повесть. Фантастика. Гротеск.
Развитие речи. Подготовка комментария к отдельным фрагментам повести. Составление словаря имен, упоминаемых в произведении. Отзыв об экранизации повести.
Внеклассное чтение. М. А. Булгаков. «Иван Васильевич».

«АНАЛИЗ ЖАНРОВОГО СВОЕОБРАЗИЯ
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

(практикум)
Обобщение сведений о родах и жанрах литературы. Жанры и жанровые разновидности. Примерный план анализа жанрового своеобразия литературного произведения. Обнаружение признаков (и текстов) разных жанров в произведении (на материале классного и внеклассного чтения).

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ

Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей вины...» .
Глубина осмысления человеком собственного места в мире, мысль о причастности ко всему происходящему. Тема беспокойной памяти.
Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Кто стрелял?», «Смерть и воин»).
История создания поэмы. Особенности сюжета. Своеобразие жанра «книги про бойца». Лирическое и эпическое начала в произведении. Образ автора-повествователя. Изображение войны и человека на войне. Василий Теркин как воплощение русского национального характера. Соединение трагического и комического в поэме. Символичность бытовых ситуаций. Фольклорные традиции. Своеобразие языка поэмы. Сочетание разговорного стиля и афористичности.
Теория литературы. Сюжет. Поэма. Композиция. Лирическое и эпическое. Трагическое и комическое. Характер.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагментов поэмы. Письменный ответ на вопрос об особенностях проблематики стихотворений и поэмы. Сочинение по произведениям А. Т. Твардовского.
Внеклассное чтение. Б. Л. Васильев. «А зори здесь тихие...».

«ВОЕННАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА»
(обзор)
Д. С. Самойлов.
«Сороковые».
В. С. Высоцкий
«Он не вернулся из боя».
В. Л. Кондратьев
«Сашка».
В. В. Быков
«Обелиск».
Жанровое многообразие произведений на военную тему. Проблематика произведений. Темы памяти и преемственности поколений.
Теория литературы. Проблематика. Жанр.
Развитие речи. Письменный отзыв об одном из произведений о Великой Отечественной войне. Составление антологии «Поэты о Великой Отечественной войне».

А. И. СОЛЖЕНИЦЫН

Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Матренин двор» .
Историческая и биографическая основа рассказа. Изображение народной жизни. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе. Трагизм судьбы героини. Смысл названия. Притчевое начало и традиции житийной литературы.
Теория литературы. Рассказ. Притча. Житие.
Развитие речи. Составление плана анализа жанрового своеобразия рассказа. Письменная работа о картинах народной жизни в произведении.
Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой «Отец Сергий». А. И. Солженицын. «Захар-Калита».

«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ В ЗЕРКАЛЕ ПАРОДИИ»
(обзор)
В. А. Жуковский
«Война мышей и лягушек» (фрагменты).
Козьма Прутков
«Помещик и садовник», «Путник», «Современная русская песнь».
Д. Д. Минаев
«Поэт понимает, как плачут цветы...».
А. П. Чехов
«Летающие острова».
Пародия как комическое подражание художественному произведению. Бурлеска и травестия как два классических типа пародии. Элементы пародии в произведениях мировой классической литературы. Пародии на литературные жанры и жанровые разновидности.
Теория литературы. Пародия. Бурлеска. Травестия.
Развитие речи. Подготовка сообщений о пародиях на произведения музыкального и изобразительного искусства. Создание собственных пародий на литературные жанры.

1. Анализ художественного произведения 1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано; 2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции; 3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/; 4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения; 5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка; 6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.
Примечание : по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:
1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.
3. Развернутое обоснование выводов. 2. Анализ прозаического литературного произведения Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом раз¬личать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду
литературные направления эпохи;
место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;
творческая история произведения;
оценка произведения в критике;
своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;
оценка произведения в контексте современного прочтения; Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать). Концептуальный уровень художественного произведения
(тематика, проблематика, конфликт и пафос)
Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения. Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.) Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.) Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...). Уровень организации произведения как художественного целого

Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое. Основные средства композиции: Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов. Конфликт - столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта; Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко); Экспозиция - введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия; Завязка - начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события. Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее; Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает. Развязка - решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость. Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

Сюжет может излагаться:


В прямой хронологической последовательности событий;
С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в
будущее;
В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

Несюжетными элементами считаются:


Вставные эпизоды;
Лирические (иначе - авторские) отступления. Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом. В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»: 1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается; 2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий

Композиционные принципы и элементы:

Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет...).

Дополнительные средства композиции:

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции); Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения); Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий; Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл; Композиционные приемы - внутренние монологи, дневник и др. Уровень внутренней формы произведения Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя). 1) Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:
Внешние черты - лицо, фигура, костюм;
Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;
Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;
Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;
Наличие или отсутствие прототипа. 2) 0сновные приемы создания образа-персонажа:
Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);
Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);
Прямая авторская характеристика;
Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;
Характеристика героя другими действующими лицами;
Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы); 3) Виды образов-персонажей: лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии); драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях); эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках). 4) Система образов-персонажей; Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения. Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения). Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором. Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным; Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи). Позиция автора и способы ее выражения:
Авторские оценки: прямые и косвенные.
Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).
Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом). Уровень внешней формы. Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора. Речь повествователя - оценка событий и их участников Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов). Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз). Анализ поэтического произведения
План анализа стихотворения 1. Элементы комментария к стихотворению:
- Время (место) написания, история создания;
- Жанровое своеобразие;
- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки. 2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя. 3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения. 4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:
- Композиционные решения;
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;
- Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
- Мотивированность и точность использования выразительных средств. 4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые). 5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения. 6. Дополнительные (свободные) размышления. Анализ поэтического произведения
(схема)
Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание, чувство; Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства); - определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная); - определить организацию (композицию) лирического произведения; - определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное - скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика...); - определить ритмику (однородная - неоднородная; ритмическое движение); - определить звуковой рисунок; - определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику. Поэтическая лексика Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов; - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; - определить своеобразие и активность использования тропов ЭПИТЕТ - художественное определение; СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы; ИРОНИЯ - скрытая насмешка; ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление; ЛИТОТА - художественное преуменьшение; ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать; МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
- риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа; - повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений; - антитезы – противопоставления; Поэтическая фонетика Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.) - Аллитерация – повторение согласных звуков; - Ассонанс – повторение гласных звуков; - Анафора - единоначалия; Композиция лирического произведения Необходимо: - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; - выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли; - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). Анализ драматического произведения Схема анализа драматического произведения 1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика. 2. Сюжет, композиция:
- основной конфликт, этапы его развития;
- характер развязки /комический, трагический, драматический/ 3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений. 4. Сбор материала о персонажах:
-внешность героя,
- поведение,
- речевая характеристика
- содержание речи /о чем?/
- манера /как?/
- стиль, словарь
- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;
- роль декораций, интерьера в развитии образа. 5. ВЫВОДЫ : Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие. Драматическое произведение Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины). 1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения. 2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы. 3. Система действующих лиц , их место и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи. 4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст. 5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности. 6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др. 7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором. 8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.) 9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) . 10. Проблема интерпретаций и сценическая история.

В большинстве случаев, начиная с 8-го класса, на уроках литературы при изучении крупного и значимого произведения ученикам задают написать анализ для повести, романа, пьесы или даже стихотворения. Для того чтобы правильно написать анализ и вынести из него для себя что-то полезное, необходимо знать, как правильно составить план анализа. В данной статье мы расскажем о том, и разберем по этому плану стихотворение "Море", написанное Жуковским.

История создания произведения

История создания произведения - это важная часть в анализе, поэтому план анализа начнем именно с этого. В этом пункте мы должны будем указать, когда произведение было написано, то есть начато и закончено (год и, если известно, то и даты). Далее необходимо узнать, как именно автор работал над данным произведением, в каком месте, в какой период своей жизни. Это очень важная часть анализа.

Направление произведения, его род и жанр

Этот пункт уже больше похож на анализ произведения. План анализа художественного произведения должен обязательно состоять из определения направления, рода и жанра произведения.

Всего в литературе выделяют 3 направления: классицизм, Необходимо прочитать произведение и определить, к какому из них оно имеет отношение (направления может быть даже два).

План анализа состоит и из определения рода произведения. Всего выделяют 3 рода произведений: эпос, лирика и драма. Эпос - это рассказ о герое или повествование о событиях, которые не касаются автора. Лирика - это передача через высоких чувств. Драма - это все произведения, построенные в диалогической форме.

Определять не нужно, потому что в начале самого произведения он указан. Их очень много, но самыми популярныи являются роман, былина и т.д.

Тематика и проблематика литературного произведения

План составления анализа произведения не обходится и без таких важных черт в произведении, как его тематика и проблематика. Тема произведения - это то, о чем именно говорится в произведении. Тут вы должны описать основные темы произведения. Проблематика основывается на определении главной проблемы.

Пафос и идея

Идея - это определение главной мысли произведения, то есть того, для чего оно было, собственно, и написано. Помимо того, что хотел сказать автор своим произведением, нужно отметить, как он относится к своим героям. Пафос - это основное эмоциональное настроение самого автора, которое должно прослеживаться на протяжении всего произведения. Нужно написать, с какими эмоциями автор описывает те или иные события, героев, их поступки.

Основные герои

План анализа произведения предусматривает и описание основных его героев. Нужно сказать хоть немного о второстепенных героях, но при этом подробно описать основных. Характер, поведение, авторское отношение, значимость каждого героя - это то, что нужно обязательно сказать.

В стихотворении нужно описать лирического героя.

Сюжет и композиция художественного произведения

С сюжетом все очень просто: нужно лишь кратко, всего лишь в нескольких предложениях описать главные основные и ключевые события, произошедшие в произведении.

Композиция - это то, как построено само произведение. В нее входят завязка (начало действий), развитие действий (когда основные события начинают нарастать), кульминация (самая интересная часть в любой повести или романе, происходит наивысшее напряжение действий), развязка (окончание действий).

Художественное своеобразие

Необходимо описать свойства произведения, его неповторимые черты, особенности, то есть то, что отличит его от другого. Возможны какие-то характеристики самого автора при написании.

Значение произведения

План анализа любого произведения должен заканчиваться описанием его значения, а также отношения самого читателя к нему. Здесь нужно сказать, как оно повлияло на общество, что донесло до людей, понравилось ли вам как читателю, что вы сами вынесли для себя из него. Значение произведения - это как небольшой вывод в конце плана.

Особенности анализа стихотворения

Для лирических стихотворений, помимо всего вышеперечисленного, необходимо написать их стихотворный размер, определить количество строф, а также особенности рифмы.

Анализ стихотворения "Море" Жуковского

Для того чтобы закрепить материал и запомнить, как делают анализ произведения, напишем анализ стихотворения Жуковского по плану, приведенному выше.

  1. Данное стихотворение было написано Жуковским в 1822 году. Стихотворение "Море" было впервые напечатано в сборнике под названием "Северные цветы на 1829 год".
  2. Стихотворение написано в духе раннего романтизма. Стоит отметить, что многие произведения были выдержаны в этом духе. Сам автор считал, что это направление является наиболее привлекательным и волнующим. Произведение относится к лирике. Данное нам стихотворение относится к жанру элегии.
  3. В данном стихотворении Василия Жуковского описывается не только лишь море, а создан самый настоящий пейзаж души, яркий и инртригующий. Но важность стихотворения состоит не только в том, что писатель создал настоящий психологический пейзаж и выразил чувства и ощущения человека при описании моря. Настоящая особенность стихотворения - это то, что море становится для человека, для читателя живой душой и настоящим героем произведения.
  4. Произведение состоит из 3-х частей. Первая часть является вводной, самой большой по объему и информативной. Ее можно назвать "Безмолвное море", потому что сам Жуковский так называет море в этой части стихотворения. Затем следует вторая часть, которая характерна бурными эмоциями и называется она "Буря". Третья часть едва начинается, как стихотворение завершается - это "Покой".
  5. Художественное своеобразие стихотворения проявляется в большом количестве эпитетов (светлое небо, темные тучи, враждебная мгла и др.)
  6. Данное стихотворение не осталось незамеченным в русской поэзии. Вслед за этим автором и другие поэты начали рисовать в своих стихах картину моря.

Анализ стихотворения "Море" по плану данного анализа поможет легко и быстро разобрать художественное произведение.

1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;

2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;

5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;

6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.

Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:

1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.

3. Развернутое обоснование выводов.

2. Анализ прозаического литературного произведения

Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом раз¬личать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду

Литературные направления эпохи;

Место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;

Творческая история произведения;

Оценка произведения в критике;

Своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;

Оценка произведения в контексте современного прочтения;

Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).

Концептуальный уровень художественного произведения

(тематика, проблематика, конфликт и пафос)

Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.

Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)

Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).

Уровень организации произведения как художественного целого

Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.

Основные средства композиции:

Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.

Конфликт - столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;

Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко);

Экспозиция- введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;

Завязка - начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.

Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее;

Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.

Развязка - решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

Сюжет может излагаться:

В прямой хронологической последовательности событий;

С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в

В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

Несюжетными элементами считаются:

Вставные эпизоды;

Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;

2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий

Композиционные принципы и элементы:

Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет...).

Дополнительные средства композиции:

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);

Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);

Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий;

Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл;

Композиционные приемы - внутренние монологи, дневник и др.

Уровень внутренней формы произведения

Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).

1) Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:

Внешние черты - лицо, фигура, костюм;

Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;

Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;

Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

Наличие или отсутствие прототипа.

2) 0сновные приемы создания образа-персонажа:

Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;

Характеристика героя другими действующими лицами;

Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

3) Виды образов-персонажей:

лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);

драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);

эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).

4) Система образов-персонажей;

Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.

Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения).

Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором.

Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным;

Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).

Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).

Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).

Уровень внешней формы. Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста

Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора.

Речь повествователя - оценка событий и их участников

Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).

Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).

План анализа стихотворения

1. Элементы комментария к стихотворению:

Время (место) написания, история создания;

Жанровое своеобразие;

Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);

Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.

2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

Композиционные решения;

Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;

Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;

Мотивированность и точность использования выразительных средств.

4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).

5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.

6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание, чувство;

Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);

Определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная);

Определить организацию (композицию) лирического произведения;

Определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное - скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика...);

Определить ритмику (однородная - неоднородная; ритмическое движение);

Определить звуковой рисунок;

Определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику.

Поэтическая лексика

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;

Выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;

Определить своеобразие и активность использования тропов

ЭПИТЕТ - художественное определение;

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;

АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;

ИРОНИЯ - скрытая насмешка;

ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;

ЛИТОТА - художественное преуменьшение;

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;

МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис

(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

Риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;

Повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;

Антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика

Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.)

Аллитерация – повторение согласных звуков;

Ассонанс – повторение гласных звуков;

Анафора - единоначалия;

Композиция лирического произведения

Необходимо:

Определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;

Выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;

Определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)

Определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;

Выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Анализ драматического произведения

Схема анализа драматического произведения

1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

2. Сюжет, композиция:

Основной конфликт, этапы его развития;

Характер развязки /комический, трагический, драматический/

3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах:

Внешность героя,

Поведение,

Речевая характеристика

Манера /как?/

Стиль, словарь

Самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;

Роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

Драматическое произведение

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения.

2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.

3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.

4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности.

6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором.

9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) .

10. Проблема интерпретаций и сценическая история.

Загрузка...
Top