Анализ 8 главы евгений онегин конспект. Бесповоротное решение Татьяны

Разделы: Литература

Класс: 9

Цель урока: на основе текста показать, как изменились Татьяна и Онегин и что счастье взаимной любви было невозможно.

Задача урока: выработка умения анализа произведения.

Оборудование урока: записи музыки, иллюстрации к “Евгению Онегину”.

О чем эта глава? (О любви Онегина ).

Каким мы его видим? Таким же, как в 1 главе? (Нет).

Звучит музыка. Хачатурян. Вальс к драме М. Ю. Лермонтова “Маскарад”.

I. Вальс.

Мы сейчас слушали музыку Хачатуряна к драме “Маскарад”. Здесь звучит тема маскарада, маски.

Чья это тема? (Онегина)

Вспомним, чему учил Онегин Татьяну в 4 гл.

“Учитесь властвовать собой” (т.е. умению притворяться, прятать свои мысли, свои чувства, а главное - искренность )

Кто же (каким?) был Онегин в начале романа? (Светский щеголь, отлично умеющий себя вести ) Прочитать! Цитата из 1 главы.

Какие слова мы могли бы подобрать к Онегину?

  1. “мод воспитанник примерный”,
  2. холодный,
  3. презирающий людей,
  4. ко всему равнодушный, эгоист,
  5. ни во что не верящий.

Это формула бездуховности .

Как Пушкин это назвал? (тремя словами) - “Плоды сердечной пустоты

Было ли в жизни Онегина что-то особенное? – (Нет. “Однообразна и пестра”). Читаются строки из 1 главы.

Был ли влюблен Онегин? – (Нет) .

Прочитайте строфы, как он вел себя. - “Как рано мог он лицемерить”

Для него любовь - это игра, наука “страсти нежной”.

Был ли идеал у Онегина? Вспомните, какими словами, отражая взгляды Онегина, Пушкин называет знакомых ему женщин? – (“красавицы”, “красотки”, “кокетки”, “любовницы”, “причудницы”, “изменницы младые”). В зависимости от контекста определения: “блестящая”, “холодная”, “ветреная”, “своенравная”, “модная”, “записная”, “самолюбиво-равнодушная” и т. д.

С таким духовным опытом он прибыл в деревню.

Теперь давайте вспомним, какой была Татьяна? (Милая!)

Звучит музыка к драме Лермонтова “Маскарад” (на фоне “Ноктюрн”),

Скрипки , звучат слова

Татьяна, русская душою,

…………………………… и другие строфы.

Итак, Татьяна в начале романа - сама искренность, простота.

Вспомните, что так рассердило Онегина на именинах? (Поведение Татьяны. Да, именно этот порыв девичьей любви и неумение её скрывать).

К кому из двоих к моменту первой встречи мы могли бы отнести слова:

  1. вера, надежда, любовь, истинность, добро, красота - это формула духовности ;
  2. глаголы (что могла Татьяна?) любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

Как это определил Пушкин? (тремя словами)

“Плоды сердечной полноты”.

Что же мы можем сказать об Онегине и Татьяне?

Одинаковы ли были наши герои на момент первой встречи? - Нет .

Но есть и общее. К чему оба стремятся, что они хотят от жизни? - Счастья. Стремятся к нему, но каждый видит его по-своему.

В чем видит свое счастье Татьяна? - В любви, в романтическом желании целиком отдаться своему чувству.

По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
и добродетельная мать.

Онегин? Тоже искал и хотел счастья:

а) в чем в ранней молодости?

В “безумии страстей”, в празднике жизни .

Результат:

Нет. Рано чувства в нем остыли,
Красавицы не долго были...

В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь.
Оставят - мигом утешался,
Изменят - рад был отдохнуть.

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей и
Тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.

Другими словами: пустота, холод, усталость, бесчувствие.

б) в чем Онегин видит счастье, живя в деревне: “вольность и покой” души, т. е. равнодушие . Цитата. Результат - эгоизм, бессмысленное убийство Ленского.

Русская пословица.

“Имей сердце, на сердце и разум придет”.

А сердца-то как раз и не было.

А счастье было так возможно, так близко, - говорит

А что мы видим?

Было ли возможно счастье? Нет.

Почему? Они такие разные!

Значит, прав Онегин, рисуя картину их совместной жизни? Абсолютно .

Читаем отрывки из “Евгения Онегина”. 4 глава.

Но вместе с тем, почувствовал ли он уже тогда какой-то интерес к Татьяне? Да.

Докажите!

а) его интересует Татьяна, а не Ольга;

б) реакция на письмо - счастлив (польщен). Письмо сохранил;

в) он чувствует в ней значительность, глубокий внутренний мир, поэтому сам приехал, чтобы объясниться, но она ему не нужна!!! Вольность и покой - замена счастью!

II. Прошло 2 года.

Мы снова встречаемся с нашими героями.

Изменились ли они или остались прежними? Изменились

Что же их изменило?

Что изменило Татьяну и сделало ее необыкновенной, сделало ее прекраснее самой красивой женщины Петербурга? Цитата из 8 главы .

Что изменило Онегина и сделало его чужим в свете, где когда-то он был своим? Цитата из 8 главы.

Изменило обоих страдание, через которое они прошли, крах их иллюзий. Пушкин провел своих героев через нелегкие испытания, а самое главное - через душевные страдание, которое они превозмогли.

- Что пришлось пережить Татьяне?

1) страдание от неразделенной любви. “Татьяна любит не шутя...”

затем мучительный поиск ответа на вопрос: кто он? и разочарование в нем.

Замужество без любви и заглушаемая любовь к Онегину.

Что же изменило Онегина?

  1. Дуэль, роковое убийство друга. Онегин “сражен” смертью Ленского.
  2. понимание того, что он никакой не особенный, что ему нечем гордиться. Оказалось, что, презирая общество, Онегин не способен быть мужем с “честью и умом”. Оказалось, что мнение глупцов, человеческую жизнь, доверчивую душу он поставил на одни весы и выбрал “предрассудок”.

Оказалось, что недоверие к чувствам и неспособность к искренности могут довести до нарушения нравственной природы вещей, т. е. до преступления.

  1. путешествие, увидел жизнь и людей, о которых не подозревал.

В результате страдание очистило его от всего чуждого ему, наносного. Он оказался проще, лучше, чище, добрее своих принципов.

III. Новая встреча. (вальс из “Маскарада”)

Опять тема маски. Встреча на балу.

Кто теперь из них прячет себя под маской. Татьяна . Чтение 8 г. 14,15,16

Почему Нина Воронцова затмить Татьяну не могла?

Какой стала Татьяна? Встала ли она вровень с Онегиным? А может быть стала выше его?

Она была не тороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора, наглого для всех,
Без притязаний на успех.

Конечно выше. Она научилась быть светской дамой, т. е. за внешней маской спокойствия скрывать бурю чувств, но осталась при этом милой, простой (не в смысле примитивной), естественной, без притязаний на что-либо, сохранила непосредственность, глубину чувств.

Итак! Какие перемены произошли в Татьяне? Внешние, внутренние? И то, и другое .

Хотя Пушкин и говорит: “Кто б в княгине прежней Тани не узнал?”

Она повзрослела, исчезло ее романтическое представление о любви. Она поняла, что человек может быть сложнее.

Что помогло ей в этом? Книги Онегина, где “отразился век и современный человек” довольно верно.

Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражен,
В чем молча соглашался он.

Везде Онегина душа
Себя невольно выражает.

По чертам карандаша, оставленным на полях, Татьяна многое узнает не только об Онегине, но что-то открывается для нее и в ней самой, и в том мире, каким жил ее избранник. Но она сделала ошибочные выводы:

“Ужели подражанье?
Слов модных полный лексикон?
Уж не пародия ли он?”

Мы уже говорили о том, что и Онегин сильно изменился.

Почему Онегин не был влюблен тогда, в деревне? Могли он тогда полюбить, оценить Татьяну? Нет .

А почему именно сейчас полюбил? О чем 8 глава? О любви Онегина .

Каким мы его видим? Страдающим, влюбленным. Видим отчаяние, муки неразделенной любви.

Опять играет, на практике применяет свое до мелочей знакомое “искусство страсти нежной”?

Может быть права Татьяна, упрекая Онегина в том, что ему нужна скандальная репутация?

Докажите, что любовь Онегина истинная.

На светском рауте к Онегину подводят Татьяну? С ней речь хотел он завести И-и не мог.

Почему не мог? Удивлен?

Если пламенно красноречивым (а Онегин из таких) вдруг не хватает слов, самых обыкновенных, - это любовь .

1 глава 8 глава

Из уборной выходил
Подобный ветреной Венере
Когда, надев мужской наряд
Богиня едет в маскарад

К Татьяне “идет на
мертвеца похожий”.,.

Бывало, он еще в постели
К нему записочки несут
Там будет бал, там будет
Праздник

Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он?
Все равно: везде поспеть
Не мудрено

Проснулся он ему приносят письмо! Князь N покорно просит

Его на вечер.

“Боже! К ней!
О, буду, буду” -и скорей
марает он ответ учтивый.

Ленивое равнодушие

Нетерпеливый порыв.

Новый Онегин? Да

Итак, самое главное, что появилось нового в Онегине, чего не было раньше?

- Можем ли мы сейчас, глядя на Онегина, сказать “плоды сердечной пустоты”? Нет! Перед нами другой человек!

Кто и что заполнили эту пустоту?

Что жё сделала любовь с Онегиным? Читает “духовными глазами”.

“Плоды сердечной полноты”.

Чтение письма Онегина;

Но почему его страсть Татьяне кажется обидной?

Тогда, в деревне, не любя ее, Онегин, думал о ней.

Теперь, любя, он ее не щадит

Любит ли по-прежнему Татьяна Онегина? Да

Когда он это увидел, увидел ее без светской маски? За чтением письма.

В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений,
Она вздрогнула и молчит
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева.
Его больной, угасший взор
Молящий вид, немой укор
Ей внятно все.

Но возможно ли счастье теперь, когда они так похожи ? Нет.

Почему Татьяна не может следовать своему чувству? ...Я вас люблю... (к чему лукавить?)

А может слукавить, Онегину было бы легче? Но истинная любовь не лукавит.

В ней теперь есть то, что не подчинено Онегину -семья, положение в обществе. Не одной любви она теперь отдана. Есть еще долг чести. Внутреннее достоинство!

Какая сила духа, любя, отвергнуть! Я вас люблю...(к чему лукавить?)

Последними словами Татьяны Онегин поднят на вершину и сброшен в бездну.

Она ушла.
Стоит Евгений
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений теперь
Он сердцем погружен.

Самое желанное для Онегина произошло, но оно, оказывается, ничего не меняет в его судьбе. Ведь иллюзий больше нет.

Мы расстаемся с Онегиным в минуту злую для него.

Почему эта минута злая? (Не потому ведь, что муж Татьяны показался?)

Будет ли четвертое письмо? Не будет. И еще одной встречи не будет. Она ушла.

Станет ли злая минута для Онегина началом возрождения, перемен в жизни? Вероятно.

Что дает повод так думать?

Внимая в шуме и тиши
Роптанье вечное души.

Нравственное беспокойство - это поиски гармонии.

Онегин ищет ее и не находит.

Снова звучит “Ноктюрн” Хачатуряна

Слово учителя. Пушкин завершает свой роман пожеланием читателю:

…Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти…

Мы с благодарностью воспринимаем это дружеское рукопожатие и вступаем в новое тысячелетие осененные добрым гением поэта. Пушкин современен и сегодня, и через сто лет, и через триста.

Рассказ о восприятии героя романа А.С. Пушкина современным читателем.

Онегин покинул свою деревню, где ему везде виделась окровавленная тень друга. Он некоторое время путешествовал, но потом вернулся в родную Москву. Вскоре на одном аристократическом рауте его внимание привлекла необычайно красивая дама безукоризненных манер, в которой, однако, не было ни малейшей чванности или надменности. Глаза всего света с невольным восхищением обращались на эту недавно появившуюся в Москве красавицу. Лицо её вдруг показалось Евгению знакомым. Ещё через миг он понял: это – Татьяна Ларина .

Оказалось, она стала женой хорошо знакомого Онегину князя. Узнав, что Евгений – её сосед по имению, князь подвёл его к ней. Татьяна была удивлена и поражена, но ничем не выдала этого. Она сказала Онегину несколько слов с любезным спокойствием и вскоре вышла, а он на некоторое время остался недвижим, потрясённый переменой, которая с ней произошла. Простая деревенская девушка превратилась в блестящую аристократку, величавую законодательницу зал.

Князь часто приглашал Евгения к себе в дом. Татьяна встречала там его с той же спокойной доброжелательностью, но не проявляла ни признака воспоминания об их прежней истории. Всё более увлекаясь Татьяной в её новом образе, Онегин вскоре понял, что влюблён, как дитя. Поднять её платок или накинуть ей на плечо боа теперь стало для Евгения высшим наслаждением. Однако время шло, а Татьяна отнюдь не проявляла к нему большей благосклонности.

Чувствуя, что любовь довела его до болезни, Онегин наконец решился написать Татьяне письмо со страстным признанием. Там объяснялось: встретив её когда-то, он совсем не остался к ней равнодушен, но заметив в своей душе проблеск чувства, поспешил затушить его , ибо не захотел терять дорогой свободы. Он думал тогда, что вольность и покой – замена счастью, но глубоко ошибся. Теперь видеть Татьяну – высшее для него блаженство. Встречаясь с ней, он обречён смирять волнение в крови, удерживать порыв обнять её колени. Не в силах больше скрывать своих чувств, он осмеливается раскрыть их ей.

Ответа не было. Вновь встретив Татьяну в свете, Евгений не заметил в ней ни следа смятения или сострадания. Казалось, что от неё веял лишь крещенский холод. Проклиная своё безумство, Онегин заперся в кабинете, вновь стал много читать, но и во время чтения в его уме всплывали воспоминания минувшего: деревня, тело Ленского и сельский дом, где у окна – она . Евгений одиноко провёл всю зиму, но весна несколько оживила его. В один тёплый солнечный день он сел в сани и примчался к Татьяне.

Она была дома одна. Отворившего дверь Онегина поразил её вид: читая чьё-то письмо, Татьяна рекой лила слёзы. В ней воскресла та прежняя наивная сельская девушка, которую он когда-то знал. Евгений упал к её ногам и целовал ей руку.

Татьяна стала убеждать Онегина, что любовь между ними теперь невозможна. Её судьба решена: она отдана другому и будет век верна ему, хотя, презирая светскую мишуру, она не раз жалела, что покинула простую, смиренную жизнь в деревне. Татьяна призналась: она никогда не забывала свою страсть к Евгению и теперь продолжает питать её. Но для него и для неё лучше не давать своим чувствам воли. (См.

План восьмой главы: Онегин появляется в петербургском светском обществе; Повествователь рассказывает, куда направился Онегин, убив Ленского на дуэли; Онегин на светском рауте встречает Татьяну, характеристика петербургского общества; Онегин полюбил Татьяну; Онегин пишет письмо Татьяне; отповедь Татьяны Онегину; конец романа. В восьмой главе романа о странствиях Онегина есть только полторы строфы:
Онегин (вновь займуся им), Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы,

Без жены, без дел, Ничем заняться не умел. Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест (Весьма мучительное свойство, Немногих добровольный крест).
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,
И начал странствия без цели,
Доступный чувству одному;
И путешествия ему,
Как вес на свете, надоели;
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.
Итак, Онегин снова в петербургском большом свете. Пушкин ставит своего героя в те же самые жизненные ситуации и отношения, в какие он был поставлен в первой главе. Но если в первой главе свет благосклонно принял Онегина (“Свет решил, что он умен и очень мил”), то теперь свет считает Онегина чужим; если в первой главе Онегин слегка презирает свет, то в восьмой он его ненавидит.
Как и в первой главе, Онегин показан в отношении к женщине, к любви. Но тогда любовь для него была “наукой страсти нежной”, которой он в совершенстве овладел; теперь – он сам любит горячо, искренне, страстно.
В первой главе, разочаровавшись в свете, “условий света свергнув бремя. отстав от суеты”, в восьмой – влюбившись в Татьяну и не получив ответа на свои послания, Онегин отрекается от света и ищет забвения в книгах:
.Глаза его читали, Но мысли были далеко И постепенно в усыпленье И чувств и дум впадает он, А перед ним воображенье Свой пестрый мечет фараон. То видит он: на талом снеге, Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит, И слышит голос: что ж? убит. То видит он врагов забвенных, Клеветников, и трусов злых, И рой изменниц молодых, И круг товарищей презренных, То сельский дом – и у окна Сидит она. и все она!.
В восьмой главе Повествователь снова то приближает Онегина к себе, то отчуждает и даже иронизирует над ним. Вот Онегин на светском рауте: “Но это кто в толпе избранной стоит безмолвный и туманный? Для всех он кажется чужим”. И как бы от лица участников раута ставится ряд вопросов, – в них слышится язвительная насмешка над Онегиным:
Все тот же ль он иль усмирился? Иль корчит так же чудака? Скажите: чем он возвратился? Что нам представит он пока?
И, не отвечая на язвительные вопросы толпы, Повествователь обращается к ней, защищая своего героя, вызывающего у него глубокое сочувствие
Пушкину искренне жаль своего героя, не нашедшего своего места в жизни, оказавшегося чужим, “лишним”. Но когда речь идет об отношении Онегина к Татьяне, Повествователь снова иронизирует над героем. Ему больно, что Онегин тогда не полюбил Татьяну. И он настойчиво подчеркивает, чем именно Татьяна теперь вызвала его любовь:
Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась Иль стала вдруг бледна, красна. У пей и бровь не шевельнулась; Не сжала даже губ она.
Или:
Но мой Онегин вечер целый Татьяной занят был одной, Не этой девочкой несмелой, Влюбленной, бедной и простой, Но равнодушною княгиней.
А между тем он все еще не понял, что Татьяной руководят врожденное чувство такта и тонкая интуиция. Попав в высший свет, она быстро усвоила его законы. И ей нетрудно это далось, потому что основа ее характера – простота, утонченность, отсутствие всего, что “зовется уиаг”. В деревне эти свойства Татьяны воспринимались как ее самобытность, непохожесгь на других.
Повествователь старательно перечисляет все признаки страстной, искренней влюбленности Онегина в Татьяну. “.Он хранит письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле”. Он, как все влюбленные, теряется в ее присутствии:
Он с трепетом к княгине входит
.Слова нейдут
Из уст Онегина. Угрюмый,
Неловкий, он едва-едва
Ей отвечает.
И она доверчиво, просто и открыто говорит: “Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна”. Онегин предвидел все: и “горькое презренье”, какое взгляд ее изобразит, и “злобное веселье”, какому он повод подавал, и боялся, что она увидит в его объяснении “затеи хитрости презренной”. Но он не ждал этого нового признания в любви с таким решительным отрицанием возможности этой любви:
Она ушла. Стоит Евгений, Как будто громом поражен. В какую бурю ощущений Теперь он сердцем погружен!
Что так поразило его? Он впервые открыл для себя Татьяну, впервые увидел то, что является самым главным в ней: ее нравственную силу. Это и сила любви, это и сила, которая позволяет ей никому, кроме него, не открывать этой любви; это и сила быть верной супружескому долгу. Татьяна не ответила на любовь Онегина и потому, что у нее возвышенное понимание супружеского долга, и потому, что она Онегина любит и дорожит этим чувством: любовь к Онегину – это самая большая нравственная ценность в ее жизни, это ее богатство, и она не хочет его потерять.
Онегин же, если бы Татьяна ответила на его любовь, “был бы счастлив. сколько мог”. Но он не пережил бы никакой “бури ощущений”, никакого нравственного потрясения. Из этой “бури ощущений” он, вероятно, вынесет резкое самоосуждение за поверхностность своего взгляда на жизнь. И как один из возможных вариантов его дальнейшего развития – приобщение к какой-то полезной деятельности и, может быть, путь к декабристам.
Но, чтобы все это свершилось с Онегиным, надо, чтобы Татьяна, любя Онегина, отвергла его любовь. Их отношениям дальше развиваться некуда. Вот почему роман без конца воспринимается законченным. Поэтому же десятая глава с Онегиным-декабристом не могла быть продолжением романа “Евгений Онегин”; после того нравственного потрясения, на которое Онегин оказался способным в развязке романа, он должен начать новую жизнь, в новых условиях, с новыми людьми. И потому десятая глава – не продолжение известного нам романа, а начало нового – романа декабристском движении, романа, которого Пушкин писать не собирался. Очевидно потому глава; и была уничтожена.
В конце романа Повествователь делает для своего героя все, что можно, чтобы мы о нем не думали плохо. “Буря ощущений”, в которую Онегин оказался погружен, примиряет с ним Повествователя, и он прощается со своим героем так же тепло, как и с самим романом, и с “Татьяной милой”:
Прости ж и ты, мой спутник странный, И ты, мой верный идеал, И ты, живой и постоянный, Хоть малый труд.
И не случайно в размышлениях об Онегине и Татьяне возникают воспоминания о той среде, с которой связывалась у поэта личность героя:
Но те, которым в дружной А та, с которой образован
Встрече Татьяны милый идеал.
Я строфы первые читал. О много, много рок отъял!
Иных уж нет, а те далече Без них Онегин дорисован.
Пушкин не сделал Онегина декабристом. И в этом нет незаконченности: возможен и такой тип дворянского интеллигента 20-х годов XIX. в.

  1. Описывая действительность, в которой он жил, А. С. Пушкин, выставляя напоказ ограниченный, праздный образ жизни и духовную нищету одних дворян, считал своей обязанностью познакомить читателя и с лучшими представителями этой...
  2. Часто, наоборот, сопоставление фактов, событий, о которых говорит или которые рисует рассказчик, подтверждает и углубляет его оценки и выводы. Так, перекликаются сцены военных советов в Белогорской крепости и в Оренбурге....
  3. Пушкин был свидетелем крупнейших исторических событий. До самого восстания 14 декабря 1825 г. он жил почти в непрерывном ожидании “великих перемен”. Все это не могло не способствовать возникновению и усилению...
  4. В развитии русской художественной прозы основополагающее значение А-ра С-ча П-на особо велико, ведь у него почти не было предшественников. По сравнению со стихами, язык прозы находился на более низком уровне,...
  5. “Евгений Онегин” – первый реалистический роман в стихах, в котором А. С. Пушкин создал широкую панораму жизни русского общества первой четверти XIX века. В. Г. Белинский назвал роман “энциклопедией русской...
  6. (1 вариант) Роман А. С. Пушкина “Капитанская дочка” – историческое произведение. Однако его главные герои – вымышленные автором персонажи. А. С. Пушкин ведет повествование о Пугачеве, народном бунте и Екатерине...
  7. В этом разделе будет схематически очерчено поэтическое пространство “Евгения Онегина”, взятое в целом, и выделена взаимосвязь эмпирического пространства, отображенного в романе, с пространством самого текста. Время романа неоднократно подвергалось анализу...
  8. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В. Г. Белинский В. Г. Белинский точно определил назначение поэзии: “.развивать в людях чувство изящного и...
  9. Субъективно-романтический метод изображения “главного лица” вступал в противоречие с замыслом Пушкина – воспроизвести типический образ героя-современника, ибо нельзя создать объективный и в этом смысле эпический образ-тип, погружаясь лишь в самого...
  10. “Евгений Онегин” – неисчерпаемое по содержанию произведение, в котором разнообразна авторская интонация. В ней наряду с лиризмом, грустью часто звучит ирония. Ноты иронии заметны в тех частях произведения, где повествуется...
  11. А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию, И, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной Жизни и любопытства к ней, что жизни он мог отдаться...
  12. “Жизнь без любви не жизнь, а существование, без любви жить невозможно. Для того и дана душа человеку, чтобы любить”, – утверждает М. Горький. Человек, которому Всевышний подарил такой талант, как...
  13. “Евгений Онегин” – одно из лучших произведений русской литературы девятнадцатого века. В этом романе меня поразил образ Татьяны Лариной. Чувствительность, сентиментальность Татьяны, ее духовная возвышенность, чистота, способность сопереживать и понимать...
  14. Роман А. С.Пушкина “Евгений Онегин” вызвал Многочисленные отклики современников как По мере публикации его глав, так и тогда, Когда в 1833 г. он был напечатан отдельным Изданием. Однако критики того...
  15. Нашу жизнь невозможно представить без Пушкина. Он вошел в русскую культуру не только как Поэт, но и как творец души человеческой. Он действовал самым редким инструментом – стихом, но в...
  16. Когда Пушкин задумал писать роман “Евгении Онегин”, у него была напечатана только первая часть романа. В ходе работы над романом “Евгений Онегин” Пушкин перешел от романтизма к реализму. Даже гениальному...
  17. Пожалуй один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, – это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли...
  18. Действие повести “Капитанская дочка” происходит во время восстания Емельяна Пугачева. Конечно же, штурм и падение Белогорской крепости не имели решающего исторического значения, однако о героях повести вполне можно говорить как...

В восьмой главе Татьяна предстает перед нами в неожиданном образе неприступной светской львицы. За годы жизни в великосветском Петербурге она приобрела величие во внешнем облике и научилась правилам поведения в высшем свете. Посмотришь на нее- внешне и следа не осталось от романтичной наивной девочки, к которой когда-то так равнодушно отнесся высший свет.

Напротив, все относятся к ней с уважением. Почему же?

В ней было то, чего так не хватало светским кокеткам - простота(«Все тихо, просто было в ней»). Индивидуальность Татьяны стала ключом к ее успеху.

Обретя уверенность и повадки светской дамы, Татьяна не утратила своих лучших качеств, свойственных ей в девичестве. Об этом говорят ее честность, простота, порядочность. «Я вас люблю, к чему лукавить?» - признается она Онегину. Лгать и кокетничать в данной ситуации кажется ей бессмысленным. Заметим, что далеко не каждая женщина смогла бы сохранить верность мужу, испытывая большую любовь к другому. Это говорит о порядочности героини и возвышает ее в наших глазах.

Узнав в неприступной княгине свою давнюю знакомую, Онегин взволнован и удивлен. «Как! Из глуши степных селений…» Восклицание дает нам понять чувства, овладевшие Онегиным в ту минуту. Еще большее удивление вызвал холодный тон, которым она говорила с героем. Она встретила его так же, как и всех окружающих, будто бы и не было между ними никакого объяснения несколько лет назад. Неприступная княгиня сумела расшевелить в душе Онегина давно забытое им чувство - любовь.

Онегин ждет каждой встречи с Татьяной. «Боже! К ней! О буду, буду…»Герой «часы считает», «с трепетом к княгине входит». Онегин неловок в присутствии Татьяны. Что же еще нужно, чтобы окончательно убедиться в силе чувств, испытываемых героем?

Пушкин описывает, как день и ночь Онегин думает о Татьяне и как равнодушна с виду к нему героиня. Переживания героя глубоки. «Онегин сохнет - и едва ль уж не чахоткою страдает».

Эта ситуация очень похожа на ту, которая произошла несколько лет назад в деревне. Только в тот момент на месте светской неприступной Татьяны был Онегин, а Татьяна - наоборот была влюбленной и робела в его присутствии. Зеркальность композиции подтверждают письма героев друг другу.

Онегин, как некогда Татьяна, в письме открывает свою душу. Чувство, внезапно открывшееся герою, столь велико, что он больше не в силах сдерживать его. Письмо, написанное Онегиным, является закономерным исходом встречи Татьяны на бале. Кроме того, письмо можно назвать кульминацией проявления его чувств. Вспомним, что Татьяна в своем письме сначала обращалась к герою на «вы», затем на «ты». Онегин же обращается к неприступной княгине лишь на «вы», он также просит извинения за неудобства, возможно, причиненные письмом: «Предвижу все - вас оскорбит…»

Герой вспоминает события прошедших лет: объяснение с Татьяной, убийство Ленского. Каждой строкой, каждым словом он словно просит у Татьяны прощения за то, что когда-то отверг ее: «Боже мой! Как я ошибся, как наказан!».

Далее герой рассказывает о своем чувстве. Здесь наступает кульминация письма - перед нами полностью открывается любовь Онегина. Каждое слово дышит нежностью - «Внимать вам долго, понимать душой все ваше совершенство».

Слова Татьяны «в вашей воле меня презреньем наказать» перекликаются со словами Онегина «и слышу гневный ваш укор». Онегин пишет: «Когда б вы знали, как ужасно томиться жаждою любви» Герой словно забывает о том, что Татьяна сама все это перенесла, сама мучилась от неразделенной любви.

Онегин в конце своего письма, как некогда и Татьяна, говорит: «Но так и быть», что означает полную покорность любви и судьбе. Необыкновенно сходны слова Татьяны «Судьбу мою отныне я тебе вручаю» и, словно ответ на них, признание Онегина: «Все решено: я в вашей воле и предаюсь своей судьбе».

Татьяна в своей отповеди держится спокойно, уверенно, с достоинством. Она напоминает нам Онегина в похожей ситуации. Татьяна видит, что Онегина привлекают ее знатность и богатство. Она предвидит, что их возможная связь была бы позором для нее, а ему принесла бы «соблазнительную честь». Татьяна несколько укоряет Онегина (как когда-то он ее) за неумение сдержать свое чувство.

Татьяна в своей отповеди проста и искренна, как, впрочем, и всегда. Она признается в том, что ей скучен высший свет, и она всей душой стремится в деревню, где провела детство и юность. Искренни и финальные слова Татьяны, расставившие точку в отношениях двух героев:

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Мы знакомимся с Евгением Онегиным в начале первой главы, нам постепенно раскрываются истоки характера Е.О., а именно его воспитание и образ жизни. Об Онегине можно сказать, что он не был достаточно образован. Мы узнаем, что герой воспитывался, как и все столичные аристократы того времени. Его отец, имевший военный чин, любил жить на «широкую ногу». Поэтому со временем он разорился, пустив все свое состояние «по ветру». На воспитание Евгения отец не обращал никакого внимания – мальчика воспитывали французские гувернантки и гувернеры. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь ». «Онегин был, по мненью многих (Судей решительных и строгих) ученый малый, но педант: имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока, хранить молчанье в важном споре, и возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм ». Самой «любимой » наукой для героя была «наука страсти нежной ». В чем же заключалась премудрость этой науки? В том, чтобы лгать, льстить, играть, но любой ценой добиваться своей цели . Важно, что истинные чувства в этой науке совершенно не ценились, не имели никакого значения.

Светские развлечения – балы, рестораны, театры, круговертью сменявшие друг друга – так протекала жизнь Онегина. Пушкин подчеркивает, что Евгений вел типичный для его круга образ жизни , который заключался в праздном «ничегонеделанье »: «Проснется за полдень, и снова до утра жизнь его готова, однообразна и пестра ».

И в один прекрасный момент Онегину наскучило все, что его окружает – свет и то, что он может предложить. Героя одолела русская «хандра », которую тот пытался побороть самыми различными способами – чтением книг, отдалением от света, желанием путешествовать и так далее. В то время Онегина отличали «мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум ».

Таким образом, в первой главе романа дается представление об Онегине как о неоднозначном человеке. С первого взгляда ясно, что герой имеет большой внутренний потенциал . И в то же время, он с самого детства является рабом света, образа жизни и мысли, навязанного им.

Герой пытается заняться какой-либо полезной деятельностью «зевая, за перо взялся». Но барское восприятие и отсутствие привычки к труду сыграли свою роль, поэтому Онегин не доводит до конца ни одно их своих начинаний. В деревне он пытается заняться устройством жизни крестьян. Но, проведя одну реформу, благополучно бросает и это занятие.
Остыв к обществу, разочаровавшись в людях, Онегин искренне привязывается к Ленскому. Но судьба героя складывается таким образом, что он убивает своего друга на дуэли, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись «шепота, хохота глупцов». В этот момент герой не смог возвыситься над мнением общества, которое сам в душе презирал.
Из-за собственного эгоизма отвергает Онегин и искреннюю любовь Татьяны Лариной. Но герой не лишен такого качества, как «души прямое благородство». Так, он не дает Татьяне пустых надежд, говоря ей правду, что не может ответить на ее чувство взаимностью.
В подавленном состоянии Онегин покидает деревню и начинает странствовать по России. В этих путешествиях герой переоценивает свою жизнь, свои поступки, свое отношение к окружающей действительности.

После путешествия изменился масштаб мироощущения Онегина. Теперь он стал для «света» «чужой» (а был «очень мил») . Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Отныне он способен не только холодно анализировать, но и глубоко чувствовать, любить. Для Пушкина любовь - это возможность "пробуждения души". После отказа Татьяны, после нравственного потрясения в финале романа Онегин должен начать новую жизнь, в прежнем направлении она развиваться уже не может.

Загрузка...
Top