Алые паруса анализ. «Композиция образов в романтической повести Александра Грина «Алые паруса» как средство раскрытия идеи»(2-ой урок) Алые паруса выводы из поведения героев

Анализ произведения. А. Грин Алые Паруса


  1. htyjuj
  2. Александр Степанович Грин
    Главные герои: Ассоль, Артур Грей.
    Повесть А. Грина «Алые паруса» наполнена мечтами об ослепительном случае и радости маленькой девочки Ассоль.
    Лонгрен, бывший моряк, жил со своей дочерью Ассоль на средства от продажи сделанных им парусников и лодочек. Земляки не любили его. Они считали Лонгрена виновным в смерти трактирщика Меннерса. Он когда-то не оказал помощь жене Лонгрена, пытавшуюся спасти от голода малютку Ассоль. Мери пришлось идти по непогоде в город, чтобы заложить кольцо, после чего она заболела и умерла. Это стало причиной, что находящийся на берегу Лонгрен не помог тонущему трактирщику. Этот случай усугубил отчуждение окружающих и вызвал прочную взаимную ненависть к нему и к его дочери. Девочка росла без подруг. Внушаемые взрослыми, дети гнали Ассоль, швыряли в не грязью и дразнили тем, что будто отец е ел человеческое мясо, а теперь делает фальшивые деньги. Е попытки к сближению заканчивались горьким плачем, синяками и царапинами. Наконец, она перестала обращать внимание на злословия и оскорбления.
    В один из дней отец отправил Ассоль в город с товаром. Играя, девочка спустила на воду яхту с алыми парусами. Ручей подхватил игрушку и понес по течению. Малышка долго бежала, не упуская яхту из виду, но догнать не смогла.
    Встреча на берегу моря с собирателем легенд, песен, сказок и преданий чудесным образом изменила жизнь Ассоль. Волшебник, как называл себя Эгль, поведал ей, что через время за ней на корабле с алыми парусами приплывет принц. Девочка поверила и рассказала об этом отцу.

    Артур Грей родился капитаном, хотел быть им и стал им. Он добрый, своевольный и справедливый. В 20 лет Артур исполнил свою мечту, приобретя шхуну под названием Секрет. Судно Грэя прошло через океан и оказалось недалеко от Каперны местечка, где жила Ассоль. Однажды Грэй, прогуливающийся по берегу, увидел спящую девушку, поразившую его своей красотой. Он надел кольцо на е палец.
    В трактире погибшего Меннерса, где делами заправлял его сын, Грэй услышал историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами. Угольщик, выгнанный из трактира, сказал Грэю, что Ассоль вовсе не сумасшедшая. У этой девушки богатый и интересный внутренний мир. Пораженный историей, молодой капитан купил алый шелк и нанял музыкантов. Секрет огибал мыс у берега Каперны. Все жители собрались на берегу, чтобы посмотреть на чудесный корабль с алыми парусами. Прибежала туда и Ассоль. В причалившей к берегу лодке ее встретил Грэй. Он забрал потрясенную сбывшимся предсказанием девушку на Секрет. На следующий день они были уже далеко от Каперны.

    Больше всего мне понравился момент встречи Ассоль и Грэя.
    Но весло резко плеснуло вблизи нее; она подняла голову. Грэй нагнулся….
    Прочитав Алые паруса я поняла, что сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, не дат успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. Эта пленительная книга А. Грина просвечена насквозь, как утреннем солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими же руками совершать чудеса. В этом я вижу ценность этого произведения и того обаяния, которая произвела на меня главная героиня Ассоль, сумевшая пронести через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку.

  3. Почти сто лет назад Александр Грин написал замечательную книжку Алые паруса. Время было тогда трудное: революция, Гражданская война, разруха и голод. Но Алые паруса — романтическая поэма, ведь и в тяжелые времена людям нужна вера в мечту, в то, что мечты сбываются. Ничего сказочного в Алых парусах нет настоящие люди, настоящие трудности. Секрет волшебства в «странных летящих душах» автора и его героев. Тусклый мир остается вне, когда ты умеешь любить и творишь чудо сам, будь ты капитаном галиота, или писателем, или чутким читателем.
    Проверьте, насколько хорошо вы знаете эту книгу, ответив на наши вопросы и сравнив с нашими ответами и ваш мир станет ярче.
  4. Почти сто лет назад Александр Грин написал замечательную книжку Алые паруса. Время было тогда трудное: революция, Гражданская война, разруха и голод. Но Алые паруса — романтическая поэма, ведь и в тяжелые времена людям нужна вера в мечту, в то, что мечты сбываются. Ничего сказочного в Алых парусах нет настоящие люди, настоящие трудности. Секрет волшебства в «странных летящих душах» автора и его героев. Тусклый мир остается вне, когда ты умеешь любить и творишь чудо сам, будь ты капитаном галиота, или писателем, или чутким читателем.
    Проверьте, насколько хорошо вы знаете эту книгу, ответив на наши вопросы и сравнив с нашими ответами и ваш мир станет ярче.
  5. Артур Грей родился капитаном, хотел быть им и стал им. Он добрый, своевольный и справедливый. В 20 лет Артур исполнил свою мечту, приобретя шхуну под названием Секрет. Судно Грэя прошло через океан и оказалось недалеко от Каперны местечка, где жила Ассоль. Однажды Грэй, прогуливающийся по берегу, увидел спящую девушку, поразившую его своей красотой. Волшебник, как называл себя Эгль, поведал ей, что через время за ней на корабле с алыми парусами приплывет принц. Девочка поверила и рассказала об этом отцу. Он когда-то не оказал помощь жене Лонгрена, пытавшуюся спасти от голода малютку Ассоль. Мери пришлось идти по непогоде в город, чтобы заложить кольцо, после чего она заболела и умерла. Это стало причиной, что находящийся на берегу Лонгрен не помог тонущему трактирщику. Этот случай усугубил отчуждение окружающих и вызвал прочную взаимную ненависть к нему и к его дочери. Девочка росла без подруг. Внушаемые взрослыми, дети гнали Ассоль, швыряли в не грязью и дразнили тем, что будто отец е ел человеческое мясо, а теперь делает фальшивые деньги.

Введение

У каждого человека есть способность мечтать. Если у него отнять эту возможность, то уйдёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, творчество, науку и желание борьбы во имя светлого будущего. Именно поэтому всегда будет актуальным обращение юношества к творчеству писателей, которые умеют мечтать. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным и искусственным только человеку, нищему духом и фантазиями. Читать Грина можно и нужно не только детям, но и взрослым. Его произведения вызывают волнение и переживания – источник высоких человечных страстей. Творчество писателя не дает успокоиться и показывает всегда новые, искрящие дали, другую жизнь, он волнует и заставляет страстно желать этой жизни. По этой причине в наше время надо читать произведения А. Грина. А если забыть о мечте и перестать мечтать о ней, то жизнь станет совсем неинтересной и грустной. Не к чему будет стремиться, и люди станут совсем иными – мрачными, скучными, скупые душой.

Цели моей квалификационной работы:

1. Постановка спектакля по повести А.Грина «Алые паруса».

2. Проверка на практике своих знаний по мастерству актера, режиссера и педагога.

Задачи моей квалификационной работы:

2. Произвести режиссёрский анализ пьесы.

3. Найти тему, идею и конфликт спектакля.

4. Определить сверхзадачу, сквозное действие и «зерно» спектакля.

5. Найти художественный образ спектакля.

6. Определить жанр и стиль спектакля.

7. Отобрать режиссёрские средства выразительности.

8. Отобрать актёрские средства выразительности.

I. Режиссерский анализ повести А.Грина «Алые паруса»

Первое впечатление от прочитанной пьесы

Несправедливость

Ранимость

Философия

Сказочность

Зависть

Чёрствость

Жестокость

Задумчиво

Красочность

Романтика

Целеустремленность

Красный цвет

Надежда

Поветь «Алые паруса» очень вдохновляет, даёт полёт фантазий и реальность мечты. Она помогает поверить в то, что можно и нужно бороться за свою мечту, не предавать ни себя ни её. Идти за ней до конца не бросая её несмотря ни на что. Человека сам творец своего счастья и об этом не стоит забывать.

Обоснование выбора пьесы

Грина следует читать вдумчиво и осмысленно, иначе ларчик тайн и загадок останется закрытым для читателя. Отзываясь на заботы своего современника, Грин писал и для будущего. Произведение которое я выбрала - одно из главных для писателя. Мир «алых парусов» - светлый, манящий неистово сверкающий. Грин использует большое количество красок для описания героев, природы и окружающего мира. Интерес к цветовым образам, чистоты главного героя, полёт мечты и фантазий этого произведения повлиял на мой выбор.



Мало кто из писателей активно работают с цветовыми, разноцветными образами, раскрывают с их помощью мир своих героев. А. Грин – это как раз тот человек, который умело, без боязни переборщить употребляет цвета во всех своих произведениях. Исследований, посвященных творчеству этого автора и именно его повести «Алые паруса», довольно таки много- это Е. Алексанян, Е. Пестряев, В. Амлинский. В литературе довольно много аналитических замечаний о творении А.С Грина известных, талантливых российских писателей – К.Г. Паустовского, В. Катаева, Ю. Казакова, Э. Багрицкого и других. В этих работах говориться о жанровых особенностях повести, романтической основе произведений А. Грина, художественным средствам воплощения авторской идеи. Использования цветовых образов- этому вопросу уделено очень мало внимания, эта тема систематически, к сожалению, не изучена. Из этого, можно сделать вывод, что такого рода тема мало изучена и с нетерпением ждет своих исследователей. О том, что цветовые, разноцветные образы могут стать ярким художественным средством воплощения авторской идеи, о цветовой символике известно нам давно. Этому посвящены работы искусствоведов - Ю. Меннера, литературоведов – Ю. Лотмана, Б. Успенского, психологов – Л. Выготского и т.д.

Яркость образов, разноцветье, чистая идея и искренняя мечта повести подтолкнули меня в сторону выбора данной повести- фиерии

Сюжетный пересказ пьесы

Лонгрен, человек, который закрылся в себе и не имеет желания идти к людям на контакт. Жил он изготовлением и продажей моделей парусников и пароходов. Земляки осторожно относились к бывшему моряку, особенно после одного случая.



Однажды, во время бушующего шторма лавочник и трактирщик Меннерс был унесен в своей лодке далеко в море. Одним и единственным свидетелем происходящей случайности оказался отец главной героини. Он спокойно стоял и курил трубку, следя за тем как тщетно взывает к нему Меннерс о помощи. Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его Мери просила односельчанина о помощи, но не получила её, вследствии чего она умерла.

Лавочника, спустя чуть меньше неделе, подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью повествовал о виновнике своей трагедии.

Не рассказал он лишь о том, как пять с половиной лет назад жена Лонгрена попросила у него немного взаймы. Ведь она только что родила малышку Ассоль, роды проходили достаточно тяжело, и большое количество денег ушли на лечение, а муж на тот момент не вернулся из морского путешествия. Меннерс тогда посоветовал не быть недотрогой, и только на таких условиях он готов был помочь. Конечно она не согласилась и обессиленная женщина в дождливую погоду отправилась в город заложить кольцо. После такого похода она простудилась и умерла от воспаления легких. Так Лонгрен остался вдовцом с малюткой на руках и больше не мог себе позволить ходить в море.

Весть о таком как демонстративно бездействовал Лонгрен поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека. Отношение жителей перешло в ненависть и также перешло на ни в чем не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами. И казалось будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях. Отец заменял ей всё и всех: мать, подруг и земляков.

Спустя время когда Ассоль подросла, отец отправил её в город с новыми изделиями на продажу, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шелковыми парусами. Ей стало скучно и по дороге через лес она решила поиграться с корабликом и спустила его в ручей. Поток понес его и увлек за собой девочку. И после, девочка увидела игрушку в руках незнакомца, имя его было Эгль- собиратель легенд и сказок. Он отдал игрушку Ассоль и рассказал тайну о том, что пройдут годы и за ней на таком же корабле под алыми парусами приплывет принц и увезет её в прекрасные дали.

На радостях она рассказала об этом отцу, но нищий коварно подслушал этот разговор и разнёс эту нежную тайну по всей Каперне. И каждый ребёнок деревни так и норовил её обидеть всё более обидным словом. С того момента её и посчитали полоумной

Артур Грэй, единственный сын короля. Рос он в богатстве и ни в чём не нуждался. Но это был парень со светлой душой и добрым, настоящим сердцем. К своим желаниям он относился серьёзно и с намерением осуществить его. Он рос бесстрашным и решительным парнем.

Артур был отзывчив к другим людям и всегда был предоставить свою бескорыстную помощь.

Грэй тайком от всех покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм». Капитан Гоп был добродушным человеком, но строгим моряком. Он, как умный человек сразу оценил достоинства юного парня и Гоп решил сделать его капитаном. В двадцать лет Грэй купил собственный трехмачтовый галиот «Секрет» и ходил на нем в плавание четыре года. Судьба привела его в соседнюю деревушку неподалёку от Каперны.

Прибывши на землю Артур вместе со своим матросом Летикой решили отправиться на рыбалку. Как только нашли подходящее место для ловли рыбы, то сразу же остановились и развели костёр. Утром, Грей решил прогуляться и увидел на траве спящую Ассоль. Он был ошеломлён её красотой. Он долго её разглядывал, а когда решил уходить то снял с пальца своё кольцо и надел на её мизинец.

Затем они с Летикой добрались до трактира Меннерса, где теперь хозяйничал молодой Хин Меннерс. Он поведвал, что Ассоль - полоумная, мечтающая о принце на корабле с алыми парусами. Рассказал что её отец - виновник гибели старшего Меннерса и страшный человек, воспитавшего такого ребёнка. Артур не верил первому встречному и усомнился в словах трактирщика. Сомнения усилились, когда пьяный посетитель заверил, что рассказчик врет. Грэй и без посторонней помощи смог кое-что понять и разглядеть в этой необыкновенной девочке. Она знала как будто больше чем другие. Делала открытия непонятные и ненужные жителям Каперны. Её никто не понимал. Её чистую фантазию и чудное сердце.

Капитан во многом был и сам таким же, немного не от мира сего. Он отправился на поиски алого шелка для парусов своему кораблю. Он решил осуществить сказку милой Ассоль. В городе он встретил своего давнишнего знакомого, бродячего музыканта Циммера и по старой ружбе попросил его к вечеру прийти на «Секрет» со своим оркестром.

Шёлковые алые паруса, которые Грей велел заменить, привели в удивление команду, как и приказ продвинуться к Каперне. Под чётким руководством, утром, «Секрет» вышел под шелковыми парусами и ближе к обеденному времени уже был в виду Каперны.

Ассоль была радостно удивленна, что сначала усомнилась в увиденном. Зрелище белого корабля с алыми парусами, с палубы которого лилась музыка, было неповторимо и волшебно. Она побежала навстречу кораблю. Жители Каперны расступились, давая дорогу Ассоль. От корабля отошла лодка в которой и была её мечта, где был Артур. Через небольшое время она уже была на самом корабле, а на жителей деревни она уже смотрела с моря. У людей больше не было слов и сплетен. Не было ничего светлого и честного. А Ассоль со счастьем внутри, освещая всё вокруг, отправилась в блестящие дали. И всё случилось именно так о чём рассказывал старик и над чем так скверно смеялась вся деревня.

В тот же день, по приказу Грея, открыли бочку столетнего, того самого вина, которое никто и никогда еще не пил. А по утру корабль был уже далеко от Каперны, унося ошеломленный чудным вином Грэя экипаж. Не смыкал глаз только Циммер. Он тихо играл на своей виолончели и думал о счастье.

Композиция спектакля

Спектакль - художественное целое. Однако в его целост­ности явно присутствуют части, определённые куски. Разъединение можно за­метить при просмотре даже наиболее идеального спектак­ля, и это происходит потому, что спектакль анализируется и переваривается по частям, куски целого склеиваются постепенно. Этот процесс и называется построение, точнее композиция спектакля.

Композиция спектакля зависит от строения пьесы. Режиссеру важно найти собственное решение, дать свой вариант трактовки в создании художественной и эстетической целостности спектакля. Режиссерский замысел должен быть воплощен в композиции спектакля. Зачастую спектакль становится самоценным благодаря режиссерской концепции, не зависящей от композиции пьесы, за счет выявления новых акцентов в содержании пьесы и новых ее смысловых трактовок.

Линейная - композиция. Это, можно сказать, самый распространенный вид композиции. Она характеризуется тем, что в ней части композиции следуют последовательно, одна за другой. В спектакле «Алые паруса» линейная композиция.

Экспозиция - от начала спектакля до момента встречи Ассоль и Эгля.

Завязка – от момента встречи Ассоль и Эгля до прибытия в Каперну корабля с «Алыми парусами».

Кульминация - от прибытия в Каперну корабля с «Алыми парусами» до открытия бочки столетнего вина.

Развязка (финал) - открытия бочки столетнего вина до отплытия корабля.

Принцип мизансценирования

Мизансцена (от французского mise en scène - размещение на сцене) - одно из главных визуальных средств создания театра, часть режиссерского замысла, представляющая собой расположение актеров на сцене в конкретный момент спектакля или в постановке вообще.

Мизансцена, если говорить на языке кино - это то, как видит кадр (сцену) зритель или со стороны зрителя. В театре, следует грамотно выстраивать сцены так, чтобы каждому со своего зрительного места было видно определенную композицию из актеров и декораций. К мизансцене относятся все действие актеров на сцене, их выходы из-за кулис, переходы, смены мест, а также взаимодействие со зрительным залом.

Мизансцена неотделима от режиссуры и сценографии. В характере ее построения воплощается жанр и стиль спектакля. Она создает определенную пластическую форму постановки и потому в ее создании с актерами участвуют как режиссер, так и художник спектакля (в кино - оператор), а иногда и хореограф, например, как в спектакле Театра Наций "Сонеты Шекспира".

Каждая мизансцена в современном театре должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично. Мизансцена порой становится важнее самих актеров, поскольку современный театр стремится к визуальности, зрелищности.

Через мизансцену режиссер влияет на трактовку действия.

Известны следующие разновидности мизансцен:

Плоскостные;

Глубинные;

Горизонтальные;

Вертикальные;

Диагональные;

Фронтальные;

Прямолинейные

Параллельные;

Перекрестные;

Зигзагообразные;

Круговые;

Спиральные;

Симметричные;

Ассимметричные.

Принцип мизансценирования в спектакле по повести А.Грина «Алые паруса» следующий:

Плоскостные

Глубинные

Горизонтальные

Симметричные

Атмосфера в спектакле

Именно она- атмосфера, дает воодушевление и силу на будущее. В хорошей атмосфере, которая наполнена нужной энергетикой, актёр чувствует себя так как нужно для роли. Он наполнен не только внутренне, но и внешняя атмосфера поддерживает его образ. Состояние злости или радости, грусти или счастья: всё это считывается, можно сказать, кожей. Зритель это чувствует точно так же как и сам актёр. Поэтому атмосфера спектакля играет также большую роль и создавать её нужно не менее вкрадчиво.

Актёры чувствуют себя артистами, даже когда зрительный зал пуст и тишина поглотила ночную сцену.
И не только театр, но и концертный зал, и цирк, и балаган, и ярмарка исполнены волшебной атмосферой. Все элементы очень важны именно они воздействуют на нашу восприимчивость и создают нам тот или иной образ, атмосферу, в которой зритель или участник чувствует себя так, как запланировал режиссёр. Получает ту или иную эмоцию, которая подразумевалась творцом. Она одинаково волнует и актера и зрителя. Разве не ходит публика, в особенности молодая, в театр часто только для того, чтобы побыть в этой атмосфере нереальности или забытой эпохи другого времени.

В театр понятие атмосферы пришло из жизни. Мы часто с этим словом и понятием можем столкнуться где угодно и дома в семье, на работе и даже в очереди, накалённое состояние людей мы чувствуем порой без слов. И в жизни сопутствует нам каждую минуту, на каждом шагу.

Атмосфера – явление слишком человеческое, потому в центре ее находится человек, пристрастно вглядывающийся в мир, действующий, мыслящий, чувствующий, ищущий. Сложный синтез взаимоотношений с окружающим нас реальным миром. Мир наших мыслей, эмоций, хотений, настроений, мечтаний, фантазий, то без чего невозможно наше существование, это мы и называем- атмосфера жизни. Без неё наша жизнь нам напоминала бы машину- робота по которой не течёт красная кровь, не двигается мимика на лице, не горят глаза и не хмурятся брови.

В жизни каждого человека окутывает своя атмосфера. Она меняется, в ней происходит борьба различных ценностей. Это нормально: в жизни каждого происходит «борьба атмосфер», различные люди несут различные атмосферы, наша личная может подчиняться общественной и т.д.

Атмосфера в спектакле «Алые паруса» - это атмосфера чистая, живая, настоящая, незапачканная, как бы ни старались окружающие, грязью и отчаянием. Царит искрящаяся мечта, преданность фантазий, полёт волшебного сна, но сна непростого, а где персонажи преодолевают трудности на пути к своей заветной цели.

Темпоритм спектакля

Темп - это степень скорости исполняемого действия. Можно действовать медленно, размеренно, быстро и т. п., что потребует от нас различной затраты энергии, но не обязательно что окажет существенное влияние на внутреннее состояние. Таким образом, молодой режиссер, желая поднять тон спектакля, просит актеров действовать быстрее, но только внешнее, физическое ускорение не рождает еще внутренней активности.

Другое же дело - ритм внутреннего действия, поведения. Если говорится, например, что «спектакль идет не в том ритме», то под этим подразумевается не просто скорость, но интенсивность действий и переживаний актеров, то есть тот внутренний эмоциональный накал, в котором осуществляются сценические события. Кроме того, понятие «ритм» включает в себя и ритмичность, то есть ту или иную размеренность действия, его организацию во времени и пространстве.

Таким образом, под термином «ритм» подразумевается как интенсивность, так и размеренность совершаемого действия. При одном и том же быстром темпе действия могут быть совершенно различные по характеру и, следовательно, обладать разными ритмами.

Ритм и темп неразрывны между собой, поскольку характеризуют одну единицу действия, взятого на протяжении одной элементной единицы сценического времени. Ритм определяет собой темп, но изменения темпа (при сохранении структуры ритмической единицы) влекут за собой изменения в характере ритма. Поэтому оба явления практически существуют одновременно, составляя вместе единое понятие темпо - ритма.

Развитие темпо-ритма спектакля - волнообразный процесс, где нарастания и спады складываются из суммы темпо-ритмов действий, эпизодов, сцен. В целом темпо-ритм спектакля есть показатель интенсивности его сквозного действия. К.С. Станиславский утверждал: «Темпо-ритм всей пьесы - это темпо-ритм ее сквозного действия и подтекста».

Темпоритм спектакляпо пьесе А.Грина «Алые паруса» делится на несколько частей:

Темпоритм задаётся активной сценой с тонущем Меннерсом

Затем темпоритм затихает с момента появления Ассоль

После встречи Ассоль и Эгеля темпоритм идёт по нарастающей

Пика темпоритм достигает на пребывании корабля с алыми парусами в гавань.

Светоцветовое решение

Свет на сцене - одно из важных художественно-постановочных средств. Свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение; иногда в современных спектаклях свет является почти единственным средством оформления.

Разнообразные виды декорационного оформления требуют специальных приемов освещения. Плоскостные живописные декорации требуют общего равномерного освещения, которое создается осветительными приборами общего света (софиты, рампа, переносные приборы). Спектакли, которые оформленные объемными декорациями требуют местного (прожекторного) освещения, создающего световые контрасты, подчеркивающего объемность оформления.

Свет театральный- этоискусство освещения театрального пространства: то пространство, где прибывают зрители, и там где находятся театральное действие. Задача освещения зрительного зала, не столь относится к режиссуре, обычно является частью архитектурного проекта.

Свет разнообразен в своём использовании, поэтому нужно видеть не только где должен быть свет, но ещё и как он должен освещать ту или иную сцену, поверхность, действие, конкретного героя или определённый элемент.

В спектакле по повести А.Грина «Алые паруса» при помощи света создаётся атмосфера сказочного несуществующего места. Основной цвет света – белый, как чистое полотно на котором может возникать любая фантазия или воспоминания. Изредка, пробивается красный цвет, как символ рассвета, любви и нежности.

Костюм, реквизит, бутафория

Белая ширма

Красные ширмы

Игрушечный корабль с алыми парусами

Игрушечные фигурки разных мореплавательных суд

Искусственные цветы

Красная ткань, как имитация алых парусов

Стойка со стаканами и чашками

Полотенце

Брюки чёрные

Рубашка белая

Сарафаны

Гольфы разноцветные

Белое платье

Морская тельняшка

Белое жабо

Туфли мужские

Чешки женские

Туфли женские

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Звуко-шумовая партитура

Название произведения Реплика начала Реплика завершения


Фамилия, имя, отчество; школа; город: Рудакова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21 имени Героя Советского Союза Юдина Александра Дмитриевича»; город Северодвинск.
Предмет: литература.
Класс: 7 класс
Тема урока: «Композиция образов в романтической повести Александра Грина «Алые паруса» как средство раскрытия идеи»(2-ой урок).
Тип урока: изучение нового материала.
Результаты освоения:
Регулятивные: организация учебной деятельности обучающихся (определение проблемы, постановка цели, формулирование задач, решение учебных задач, рефлексия деятельности);
Познавательные: обеспечение результативной мыслительной деятельности, работа с информацией (рассуждение, обобщение; понимание, нахождение и хранение информации);
Коммуникативные: формирование умений взаимодействовать в коллективе, участвовать в учебном диалоге, работать с текстом.
Предметные: совершенствование навыка анализа текста на уровне содержания и формы.
Ход урока
Мотивация.
Просмотр фрагмента фильма «Алые паруса» (58 мин.-1.03 мин.). Какие чувства и мысли возникают у вас в момент просмотра эпизода?
Ответы обучающихся: Ассоль в лесу беседует с деревьями. Девушка уверена в том, что деревья слушают и понимают ее. Ассоль называет их «братцами». Она счастлива, потому что в лесу никто ее не обидит.
Артур Грэй, увидев Ассоль, покорен ее красотой и естественностью. Герой пристально смотрит на девушку. Грэй боится нарушить ее безмятежный сон.)Слово учителя. Эпизод завершается фразой Ассоль «Принц». Давайте и мы вслед за Ассоль погрузимся в мир сказки, в мир романтической повести «Алые паруса», которую Александр Степанович Грин (Гриневский) обдумывал в Петрограде 1920, когда после сыпного тифа бродил по обледенелому городу и каждую ночь искал нового ночлега у случайных и малознакомых людей.
Проблематизация.
- Посмотрите на тему урока «Композиция образов в романтической повести Александра Грина «Алые парус а» как средство раскрытия идеи».
Я знаю
Я могу
Ответы обучающихся:
Я знаю
Композиция – построение текста, система образов. Романтическая повесть – произведение, в котором романтический герой - сильная личность, действующая в исключительных обстоятельствах, стремящаяся к идеалу и бросающая вызов обществу. Идея текста – основная мысль, отражающая замысел.)Я могу
рассмотреть образы,
определить идею
Целеполагание.
Цель – интерпретировать систему образов, определив замысел писателя (цель формулируют обучающиеся).
- Какие «шаги» для достижения цели необходимо осуществить?
Задачи формулируют обучающиеся (обратная сторона доски):
перечитать фрагменты текста,
охарактеризовать героев по плану,
найти определение термина «символ»,
определить роль образа-символа,
сформулировать идею повести.
- Какие задачи не озвучены вами? Почему важны? (обратная сторона доски).
Ответы обучающихся: Не знаем значение термина «символ».
Решение учебных задач.
Обращение к домашнему заданию.
План ответа (интерпретация образа с опорой на текст, поиск ключевых фраз):
история жизни,
внешность,
поступки героя, черты характера,
отношение других героев,
позиция читателя,
позиция автора.
Слово учителя: Чтение фрагмента текста (со слов «Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идешь… » до слов «коротенькие четверостишия с ужасным мотивом»).
- Кому принадлежат эти слова? Как вы их понимаете?
Ответы обучающихся: Эгль – сказочник, путешествующий по миру. Он не увидел в Каперне веселых, добрых людей, которые верят в сказку, чудо, волшебство.
Запись информации о героях в тетради по ходу урока.
Система образов.
Эгль:
-верит в сказку, мечту,
-добрый, отзывчивый человек,
-дарит мечту АссольЛонгрен:
-умеет любить,
-способен защитить,
-живет честным трудом, воспитывает дочь.
Ассоль:
-верит в мечту,
-видит красоту в природе и в душе человека,
-любит жизнь.
Грэй:
-сочувствует людям,
-отважно принимает удары судьбы,
-готов сделать счастливой Ассоль.
Меннерс (отец, сын):
-любит деньги,
-живет за счет других,
-способен оклеветать,
-не умеет любить, мечтать.
Угольщик:
-поддерживает Ассоль,
-защищает девушку от -Меннерса,
понимает ее желания.
-Какая(ие) задача(и) не решена(ы)?
Ответы обучающихся:
не рассмотрен образ-символ,
не определена идея.
Работа в парах и запись новой информации в тетрадь (литературоведческая статья в учебнике «Литература.7 класс» под ред. Меркина).
Символ и философским смыслом – образ, обладающий конкретным и философским смыслом.
Дополнительная информация (карточка-информатор «Номинативное и символическое значение»).
Ответы обучающихся: Я узнал номинативное значение – лексическое значение, символическое значение – комплекс дополнительных смыслов (объемность слова, его глубина).
Слово учителя: Перед нами образ, важный для понимания содержания, вынесенный автором в заголовок, имеющий конкретное и философское значение. Что он означает?
Ответы обучающихся:
-мечта, которая помогает человеку жить,
-чудо, созданное человеком,
-сказка, в которую, хочется верить,
-счастье, к которому стремится человек.
-Кто из героев повести является обладателем «алых парусов»? (назвать героев, обосновать свою точку зрения).
Слово учителя: Корабль, на котором приплыл Грэй, назывался «Секрет». Это не случайно. Чему учит романтическая повесть?
Ответы обучающихся: Человек в стремлении к счастью способен своими руками сотворить чудо и сделать счастливым другого человека. Человек, умеющий мечтать, верящий в чистоту помыслов людей, живущий не для себя, - счастливый человек. Слова Артура: «Улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим - значит владеть всем». В этих словах и заключается идея текста.
Рефлексия.
Все ли задачи решены?
Смогли ли достигнуть поставленной цели?
Какой этап урока был самым интересным?
Домашнее задание.
Выбрать из повести фрагмент текста, найти в нем ключевые слова, определить идею фрагмента.

Ответ оставил Гость

«Алые паруса» – это повествование о сбывшейся мечте. С детства Ассоль верила, что за ней приплывет принц на белом корабле с алыми парусами. Артур Грэй грезил о море и хотел стать капитаном. Их желания сбылись, жизнь подарила героям встречу и любовь. Но сколько прекрасных страниц, сколько движений души умещается в этой романтичной истории!

Грин намеренно создает контраст между серой обыденностью в маленьком рыбацком поселке и богатым внутренним миром юной героини. Мечты Ассоль, ее чистая и прекрасная душа вызывают подозрение у обывателей. Они считают девушку слабоумной и насмехаются над ее верой в чудо. Эти люди погрязли в повседневных делах, не поют песен и не рассказывают сказок. Их ухаживания за женщинами грубы и примитивны. Все, что не вписывается в привычные рамки, жители Каперны отвергают, поэтому смелый и справедливый Лонгрен и его мечтательница-дочь становятся в поселке изгоями.

Детство героини нельзя назвать безоблачным. Лишившись матери в пять месяцев, Ассоль растет в бедности. Ей приходится управляться по хозяйству и помогать отцу делать игрушки. Это единственный источник дохода маленькой семьи. У Ассоль нет подруг, а сверстники награждают ее оскорблениями и насмешками. Прекрасная мечта о корабле с алыми парусами, подаренная старым сказочником, становится опорой для одинокой девочки на долгие годы.

Портрет Ассоль при встрече с Эглем писатель создает крупными мазками: «стиранное много раз ситцевое платье», «темные густые волосы», «худенькие, загорелые ноги». Мало чем отличается описание героини при встрече с Грэем, когда Ассоль уже лет семнадцать: платье из дешевого муслина, старая косынка, выразительное лицо, слишком серьезные для ее возраста глаза. Грин не считает Ассоль красавицей, он называет ее «живым стихотворением».

В образе Лонгрена писатель воплотил свои представления об идеальном отце. Тот, по сути, посвящает всю свою жизнь дочери. Чтобы не расставаться с малышкой, моряк остается на берегу и находит такой способ заработка, когда можно часто бывать дома. Лонгрен учит Ассоль читать и писать, рассказывает ей о своих странствиях, заботится.

Артур Грэй – мечтатель и романтик. Поэтому он так хорошо понимает Ассоль. Юношу не привлекает обеспеченная жизнь аристократа. Он не хочет, как родители, стать «надменным невольником своего положения». Грэя вдохновляют море, свобода и ветер странствий. Артуру не занимать твердости и упорства в достижении цели, он не боится трудностей. Благородство, щедрость, чувство справедливости и лидерские качества притягивают к нему людей.

Грин написал произведение, где маленькая отверженная Ассоль была готова к чуду, и чудо нашло её. Ассоль была воспитана добрым и любящим отцом Лонгрэном. Девочка очень рано потеряла мать, а отец её начал зарабатывать на жизнь тем, что изготавливал и продавал игрушки. Мир игрушек, в котором жила Ассоль, естественно, формировал её достаточно слабый характер, хотя в жизни ей пришлось столкнуться со сплетнями и злом. Мир, с которым ей пришлось столкнуться, испугал её. Убегая от всех проблем, Ассоль пыталась сохранить в сердце красивую сказку об алых парусах, которую рассказал ей добрый человек. Мне было искренне жаль Ассоль, потому что она была изгоем. Никто не понимал её богатый внутренний мир, её волшебную мечту. Дети называли её деревенской дурочкой, а взрослые обходили стороной. Я думаю, что все эти люди глубоко несчастны. Человек, у которого нет сердца, души, не умеет мечтать. И не преступление их, а несчастье в том, что эти люди огрубели душой, и не видят и не замечают прекрасного в мыслях и чувствах. Однажды малышка Ассоль начала понимать, что одними мечтами жить нельзя и что реальность важней мечты. Очень часто жизнь и обстоятельства ломают мечты хрупких и слабых людей, но не сломалась Ассоль.

А где же наш герой? И герой ли он, Артур Грэй, живущий не в хижине, а в родовом замке, в роскоши и полном достатке, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии? С замиранием сердца я листаю страницу за страницей. Оказывается, и он тоже мечтатель. А что тут удивительного?! Ведь главное в человеке – внутренний мир, его душа. За деньгами можно спрятаться, они нужны, в современном мире они играют немалую роль, но когда у человека есть что-то высокое в душе, деньги, богатство не являются целью жизни.

Мальчик мечтает о закате, о море, о кораблях, он был рожден капитаном, родители всячески поддерживали его стремления. Общение с людьми?! Грэю в этом плане было легче, чем Ассоль. Он не был изгоем, но мысли его были полны фантазий и воображения. Скорее всего, именно это помогло им найти друг друга.

Так замечательно понимать, что на свете есть другой человек, думающий так же, как и ты. Знакомство двух людей было предначертано судьбою. Однажды по воле случая корабль прибило к берегу возле селения, где жила Ассоль. Идя по лесу, юноша увидел спящую девушку, и она тотчас пробудила волнующие чувства в его душе. Он смотрел на нее не только глазами, но и сердцем, ждущим любви: «Все стронулось, все усмехнулось в нем». Позже в таверне он спросил о том, кто эта девушка, и ему с насмешкой рассказали историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами. Что же случилось дальше? «Как будто две струны зазвучали вместе. » Юноша решил, что мечта прекрасной незнакомки непременно должна исполниться. И он должен этому помочь. К тому же для себя он уже решил, что эта девушка непременно станет его женой. Грэй приказал изготовить для своего корабля паруса из алого шелка. Кроме того, он собрал музыкантов, которые могли бы играть так, чтобы заставить плакать сердца. Ведь «море и любовь не терпят педантов». И, когда все было готово, он отправился навстречу своей мечте.

Тем временем ничего не подозревающая Ассоль смотрела на море, обведенное золотой нитью на горизонте и бросающее к ногам девушки алые блики. Там, на краю света, совершалось то, о чем она так долго мечтала. И вот уже наступило то утро, когда к берегу подошел прекрасный корабль с пылающими пунцовым огнем парусами. А там был он – тот, кого она давно ждала. «Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела и торопила», – сердце мое готово выскочить, так я переживаю за моих героев. И Ассоль, крича: «Я здесь! Я здесь! Это я!», – бросилась к нему прямо по воде. Так утром летнего дня нашли друг друга Грэй и Ассоль. Так волшебная сила мечты сделала счастливыми двух добрых и любящих людей.

Как жаль, что так быстро закончилась повесть о любви и о том, что даже самые несбыточные мечты могут стать реальностью. Я настоятельно рекомендую прочитать это повествование о чести и бесчестии, трусости и отваге, о достижении поставленной цели всем, кто умеет мечтать, у кого в сердце живет вера в добро. Эта романтическая история творит чудеса с душами людей, после нее хочется верить в чудо. Реалистичность произведения позволяет увидеть прекрасный мир, окружающий нас. И как бы не было плохо на душе, в жизни, каким бы не были окружающие люди, вера во что-то светлое спасает. И это только одна сторона. Другая сторона заключает в себе добрые человеческие отношения, чувство любви, надежду на будущее. «Алые паруса» романтический мир человеческого счастья, сердечное отношение, сострадание, а главное – безграничную любовь двух людей. И если же вы все-таки поверите в мечту, на рассвете посмотрите за линию горизонта, может быть там уже стоит красавец корабль с алыми парусами. Вы только верьте! Каждого из вас ждут свои Алые паруса.

Загрузка...
Top