А почему все боялись прачечных магдалины. Концлагеря святой Марии: как католическая церковь перевоспитывала грешниц

Проституция, рождение ребёнка вне брака, слишком соблазнительная внешность, задержка в развитии, становление объектом сексуального насилия в детстве, слишком игривое, по мнению родственников, поведение - всё это были причины для помещения ирландских девушек в "Приюты Магдалины" - сеть воспитательно–исправительных учреждений монастырского типа.

Первый из таких приютов был открыт в Дублине в 1767 году.

В большинстве приютов их воспитанницы должны были выполнять тяжёлую физическую работу, в том числе прачечную и швейную, за что они приюты получили название "прачечные". Также они должны были соблюдать строгий распорядок дня, включавший длительные молитвы и периоды принудительного молчания, а также меры физического наказания, которые применяли монахини с целью отбить у воспитанниц желание покинуть приют и создать у них чувство покаяния. При отсутствии родственника, который бы мог поручиться, воспитанницы могли остаться в приюте до конца жизни, часть из них была вынуждена в связи с этим принять монашеский обет.

Вы думаете, что я рассказываю вам какие–то ужасы из жизни католической церкви 18–19 века. Нет. Последний такой приют был закрыт в 1996 году. В 2011 году по инициативе комитета ООН против пыток было инициировано расследование жестокого обращения с женщинами в "приютах".

И вот сегодня премьер–министр Ирландии выразил свои соболезнования пострадавшим в прачечных и семьям тех женщин, которые там умерли, но он не стал приносить официальных извинений от лица правительства. Согласно докладу ирландского правительства, в период с 1922 по 1996 годы в прачечных Магдалины бесплатно трудилось около 10 тысяч женщин.

В кинематографе эта тёмная страница истории Ирландии отражена в фильме "Сестры Магдалины" 2002 г. Представители Ватикана заявили, что фильм "Сестры Магдалины" "не является правдивым портретом Римско–Католической Церкви", а режиссер Питер Муллан "позволил себе клеветнические высказывания в адрес католиков".

Ирландия, 60-е годы XX века. Три юные девушки, Роза, Бернадетта и Маргарет попадают в приют святой Магдалены, исправительное учреждение для «падших женщин». Маргаретизнасиловал кузен на свадьбе её подруги, Бернадетта открыто флиртовала с мальчишками и была вызывающе красива, а Роза родила ребёнка вне брака. В приюте они знакомятся с Криспиной, слабоумной и доброй девушкой, которая даже не осознает, в какой ад она попала…

Сестра Бриджит, настоятельница приюта, разъясняет им, что теперь они тяжелой работой в прачечной и молитвами будут искупать свои «грехи»…

В какой-то момент девушки одержали свою небольшую победу - монахини вынуждены были отменить телесные наказания, но это означало только то, что теперь их будут содержать в условиях чуть лучше рабских. Одна из них выбирается оттуда самым банальным способом, другая заканчивает в психиатрической клинике, а двое последних, в конце концов, идут на бунт, бегут из приюта и спасаются...

Я просто потрясена этим фильмом!

(Фильм был награжден главным призом "Золотая Пальмовая ветвь" Венецианского фестиваля в 2002 году и призами престижного кинофестиваля в Торонто.)

В середине XVIII века Великобритания была одним из пионеров в создании учреждений особого типа: тюрем в их современном виде и работных домов (нечто среднее между трудовым лагерем и приютом для бездомных). На базе вторых и появились Приюты Магдалины.

Если тюрьмы нового типа должны были бороться с преступностью, а работные дома — с нищетой и безработицей, то приюты были задуманы для искоренения такого порока, как проституция.

Первый приют открылся в Лондоне в 1758 году. Проститутки, которые хотели завязать с этим ремеслом, приходили в учреждение, где могли получить кров и оплачиваемую работу швеи или прачки.

Вскоре практика создания Приютов Магдалины, названных по имени раскаявшейся Марии Магдалины, распространилась по всей территории Британской империи, в которую на тот момент входила и Ирландия. Там первый приют открылся всего через семь лет после лондонского. Но если английские приюты создавались в основном частными лицами, то в католической Ирландии это стало делом религиозных общин.

Католическая церковь пересмотрела условия, необходимые для попадания в приюты. И в них начали принимать не только проституток, но и всех, чьё поведение выбивалось из морального кодекса того времени. А самое главное — без какого-либо элемента добровольности.

Теперь женщины в приюты попадали по представлению родственников и приходских священников. В них оказывались те, кто рожал вне брака, подвергся насилию, те, кого сегодня принято называть трудными подростками. Самые набожные — а с такими семьями в католической Ирландии проблем не было — отдавали в приюты даже «слишком красивых» дочерей.

После того как Ирландия в 1922 году получила сперва автономию, а позже и независимость, приюты стали уникальным ирландским явлением. Во всём мире аналогичные программы «реабилитации» проституток сошли на нет, так как, во-первых, эффект от них был невелик, а во-вторых, мир всё-таки стал более гуманным и просто так заставить работать за гроши женщин, не совершивших преступлений, было невозможно.

Но в Ирландии последний Приют Магдалины закрылся всего двадцать лет назад — 25 сентября 1996 года. За три года до его закрытия произошёл грандиозный скандал. Конгрегация сестёр Пресвятой Девы решила продать землю одного из приютов. Во время сделки на территории обнаружили братскую могилу, в которой было найдено 155 неопознанных женских тел.

Только после этого ирландское общество впервые заинтересовалось, что же происходило за стенами этих «исправительных прачечных» в течение всего ХХ века.

Приюты функционировали в качестве прачечных по двум причинам. Во-первых, сам характер подобной работы носил религиозный подтекст, отсылал к чистоте. Во-вторых, до массового распространения стиральных машин процесс стирки был очень тяжёлым, поэтому прачечные пользовались большой популярностью. А может ли быть что-то выгоднее бесплатного труда? «Дети», или «Магдалины» (как называли «исправляемых») не получали денег за свою работу, так что Приюты Магдалины были сверхприбыльными учреждениями.

Первые подробности о том, как в приютах всё было устроено, стали известны только в конце ХХ века, когда бывшие «Магдалины» наконец заговорили.

Женщина, оказавшаяся в приюте, теряла все гражданские права, даже право на имя: в лучшем случае их просто переименовывали (иногда даже мужским именем), а то и обходились номером, как в концлагере. Ограничений по сроку пребывания не существовало, хотя из 10 тыс. ирландок, которые прошли приюты в ХХ веке, большая часть находилась в них менее года. Но бывали случаи, когда в прачечных жили годами, кроме того, попадать в приюты можно было неоднократно.

Освобождали из приютов, когда находился родственник, готовый взять ответственность за «Магдалину». Но родным не сообщали точное местонахождение «исправляемой», так что найти конкретного человека в системе католических прачечных было непросто, ведь и имена у них были изменены. Кроме того, родственникам, чтобы они не беспокоились, могли и банально врать, высылая табель с хорошими отметками, хотя вместо учёбы «Магдалина» занималась тяжёлым физическим трудом. А в случае побега (естественно, из таких заведений часто сбегали) беглянку ловила полиция и возвращала обратно без решения суда.

Условия труда в Приютах Магдалины оставались такими же, как в XVIII веке. Рабочий день не ограничивали, он мог длиться по двенадцать и более часов. Стирку вели в промышленных объёмах — с использованием прессов, пара, едких веществ. При этом охрана труда осуществлялась на самом примитивном уровне. Женщину, получившую травму, могли на долгое время оставить без медицинской помощи, например, в наказание за какой-либо проступок. Видимо, в результате таких происшествий и появилась братская могила на участке сестёр Пресвятой Девы.

Одна из самых известных узниц «Приютов Магдалины», Мэри Норрис, рассказывала в одном из интервью: «Лучше бы я оказалась в женской тюрьме. Там, по крайней мере, понятно, когда закончится срок».

В 1997 году вышел документальный фильм «Секс в холодном климате», в котором некоторые бывшие «Магдалины» (в том числе и Норрис) решились наконец-то впервые публично рассказать о том, что им пришлось пережить: изнурительные работы, психологическое и сексуальное насилие, тяжёлые моральные травмы. После выхода фильма стали появляться и другие свидетельства, вплоть до художественного фильма Питера Маллана «Сёстры Магдалины», который вышел в 2002 году.

Среди тех, кто побывал на «исправлении», — известная ирландская певица Шинейд О’Коннор, которая с тех пор занимает очень недоброжелательную позицию по отношению к официальной католической церкви.

Ирландское правительство до последнего пыталось избежать любой ответственности за функционирование в стране легальных католических трудовых лагерей. Только под давлением Комитета против пыток ООН ирландское правительство в 2011 году создало специальный комитет, который должен был исследовать этот вопрос.

Из итогового доклада комитета, опубликованного в 2013 году, следовало, что ирландское правительство не просто знало о существовании в стране сети принудительного труда. Оно напрямую поддерживало Приюты Магдалины, обеспечивая их выгодными государственными заказами. Рабский труд в Ирландии существовал при прямом участии государства. Только после обнародования этой информации премьер-министр Ирландии Энда Кенни впервые принёс извинения всем, кто прошёл приюты.

На сегодняшний день Ирландия выплатила более €10 млн в качестве компенсации жертвам Прачечных Магдалины. Судебные процессы продолжаются до сих пор.

Виктор Миронов

Под жутким впечатлением от фильма «Сестры Магдалины», который рекомендовали в соседней теме Феминистских фильмов. Во время просмотра я думала, что речь идет о 1800хх годах и была в шоке, когда в конце увидела надпись о том, что последний приют был закрыт в 1996 году.

Приют Магдалины (англ. Magdalene asylum) - сеть воспитательно-исправительных учреждений монастырского типа для так называемых «падших женщин», существовавшая с конца XVIII века и до конца XX века. Наибольшее распространение получили в католической Ирландии, хотя существовали и за её пределами, в том числе и у протестантов, в среде которых они и возникли: в Канаде, Великобритании, Франции и других странах Европы.
В фильме рассказаны реальные истории нескольких женщин. Одну упекла в приют семья за то, что ее изнасиловал ее же двоюродный брат. Вторая родила ребенка вне брака, ребенка насильно забрали в приемную семью, она же оказалась в этой тюрьме. Еще одна девушка была заторможена в развитии, у нее был маленький сын, за которым присматривала ее сестра, пока та отбывала повинность. Четвертая героиня была слишком красива и заслуживала «исправления».

Первоначальная миссия приютов состояла в том, чтобы помочь «падшим женщинам» вновь найти своё место в обществе. Однако к началу XX века приюты по своему характеру всё больше становятся институтами наказания ипринудительного труда (по крайней мере в Ирландии и Шотландии). В большинстве приютов их воспитанницы должны были выполнять тяжёлую физическую работу, в том числе прачечную и швейную. Также они должны были соблюдать строгий распорядок дня, включавший длительные молитвы и периоды принудительного молчания. В Ирландии приюты получили обиходное название «прачечные Магдалины» (Magdalene laundries).

Девушек избивали за любое выражение свое мнения, отстаивания своих прав. Они целыми днями занимались рабским трудом, стирая руками чужое белье, недоедая и проводя часы за молитвами. Уйти из приюта они могли только умерев, сбежав либо если кто-то из семьи заберет из обратно. Одна девушка постоянно пыталась сбежать домой, ее возвращал обратно отец в побитом состоянии с кровоподтекам, напоминая ей, что у нее нет больше дома и ей некуда возвращаться. Она горько плакала из-за этого.

Со временем приюты Магдалины стали помещать у себя не только проституток, но и матерей-одиночек, женщин с задержками в развитии, подвергшихся сексуальному насилию в детстве, и даже молодых девушек, чьё поведение родственники считали чрезмерно игривым, либо имевших «слишком соблазнительную внешность». Параллельно с приютами Магдалины в это время в Великобритании и Ирландии существовала и сеть государственных приютов, куда помещали «социально девиантных» людей. Как правило, женщин направляли в подобные заведения по требованию членов семьи (обычно мужчин), священников и врачей. При отсутствии родственника, который бы мог поручиться, воспитанницы могли остаться в приюте до конца жизни, часть из них была вынуждена в связи с этим принять монашеский обет.

Меня больше всего поразило то, что тюрьма имела связь с внешним миром. На новый год спонсоры дарили приюту подарки, девушек выводила на улицу раз в год на общественные мероприятия, их посещал мэр и машина, которая привозила и забирала белье для стирки. То есть много людей видело, что происходит, в каком состоянии там эти женщины и все это не только не останавливалось, а одобрялось.

В 1997 г. Канал 4 (англ. Channel 4) показал документальный фильм «Секс в холодном климате» (англ. Sex in a Cold Climate), где опросил бывших воспитанниц приютов Магдалины, свидетельствовавших о многократном сексуальном, психологическом и физическом насилии, а также изоляции от окружающего мира на неопределённый период времени.
Героиню, которая страдала от психического расстройства закрыли в психбольнице, где ее уничтожили постепенно как личность. Она выработала привычку вызывать у себя рвоту и умерла от анорексии в 24 года.
Это заведение существовало на самом деле в Ирландии. Его закрыли в 1996 году. Ирландия вступила в Евросоюз в 1973 году.

Приветствую всех читающих.

А я все еще под впечатлением от просмотра.

Фильм основан на реальных событиях. Дело происходит в 60-х годах 20 века. По всей Ирландии существовали приюты Магдилины. Это исправительные учреждения от католической церкви. Тут отмывали грехи «падшие женщины».


Страна: Ирландия, Великобритания

Режиссер: Питер Муллан

Жанр: Зарубежные, Драмы

Время: 01:59

В ролях актеры: Джеральдин МакЮэн, Энн-Мэри Дафф, Нора-Джейн Нун, Дороти Даффи, Айлин Уолш, Мэри Мюррэй, Бритта Смит, Фрэнсис Хили, Эйтн МакГиннесс, Филлис МакМэйхон и другие.

К категории падших относились девушки, родившие вне брака, подвергшиеся насилию, пользующиеся вниманием у мужчин, и просто красивые девушки. В приюте они исправляли свои грехи изнурительной работой, приют еще называли приютом-прачечной. С утра до ночи девушки трудились. За любую провинность их жестоко наказывали и истязали.



Девушки подвергались оскорблениям и унижениям со стороны сестер-манахинь.


Их запросто могли раздевать в качестве развлекухи, и оценивать обнаженные самые интимные части тела. Высмеивать, издеваться.




Как сюда попасть…

Как попали сюда главные героини:

Маргарет.

Была изнасилована на свадьбе подруги своим кузеном.


Родители хладнокровно поместили ее в приют смывать «грех». Она больше всех произвела на меня впечатление: самая мудрая, самая справедливая…простая девушка с «твоего двора». Она замечательно смогла вжиться в роль, и даже ее глаза порой говорили больше, чем слова…


Бернадетт.

Воспитанница детского дома. Она была просто красива и флиртовала с мальчишками. Ее запрятали в приют Магдалины, чтобы она встала на путь истинный.


Роза.

Родила вне брака. Ребенка забрали на усыновление. Ее отдали в приют-канцлагерь.



Криспина.

Четвертая главная героиня. Родила вне брака, сразу после родов ребенка отдали на воспитание ее сестре, а ее отправили в приют отмаливать грехи.


Она не знает имени своего ребенка, но почти каждый день сестра приводит его к воротам. Для Криспины это минуты счастья. Мальчику уже 2 года.


Девушка недалекого ума, но добрая и искренняя, она запугана сестрами приюта и режимом, все, на что она способна - это слепо подчиняться всему, чего от нее требуют и поддакивать.


Именно поэтому пастор выбрал именно ее для удовлетворения своих плотских утех и смог внушить, что это на благо Господу.

Из приюта нет выхода. И в приюте нет надежды на выход. Всякое общение с людьми из вне запрещено! Только однообразные режимные бесконечные дни, полные гнета, издевательств и каторжной работы.


Питер Муллан из тех актеров, что снимается много, но бестолково, зато из тех режиссеров, что снимает редко, но метко. В 2002 году его «Сестры Магдалины» завоевали венецианского льва и были обласканы критиками. Это история четырех девушек, которых общество заклеймило, а католическая церковь с ненавистью приняла в свои железные объятья. Толчком к созданию которой послужил документальный фильм «Секс в холодном климате» о приютах Магдалины для «падших» женщин.

Визуально «Сестры Магдалины» почти точная копия фильмов 60-х — 70-х годов. Если не знать, что лента снята в 2000-х, можно подумать, что она младшая сестра «Пролетая над гнездом кукушки» или «Ночного портье». В ней нет современного лоска, нет красивых планов или еще каких-либо приемов, которые могли бы смягчить действие и отвлечь зрителя. Акценты сделаны на эмоциях и актерской игре, а не картинке. В центре сюжета обычные девушки, а не преступницы, тем не менее, их похоронили заживо за то, что сейчас в порядке вещей. В порядке вещей,… а в порядке ли? С фильмом Муллана не все так просто, как кажется на первый взгляд. Да «прачечные Магдалины» это филиал Комбината, а Бернадетта, Роза и Маргарет его узницы и борьба с системой одна из своеобразных нитей Ариадны, которые бегут сквозь фильм, указывая путь к смыслу. Борьба — это нить, которая ведет коротким путем. Эта нить совсем близко от входа, как Криспина. Бедная, сумасшедшая Криспина с ее лошадиными зубами, отвратительной родинкой, всеми своими несовершенствами, которая, как забитый, синюшный куренок валяется на дороге, отвлекает на себя внимание и собирает пинки прохожих. Режиссер буквально изнасиловал этот персонаж, заездил, как скаковую лошадь. Стремясь показать, что делала забота католического Комбината о душах грешниц с этими самыми душами. Однако перегнул палку, давя на жалость, и в результате возмущение подкатывает к горлу вместе со слезами, но это только видимость сочувствия потому, что где-то в мозгу бьется мысль совсем не христианская, зато честная, что она заслужила такое обращение, своей глупостью.

Одна из «поверхностных» нитей это и забота «пастырей» о грешницах. Удивительно, но факт присмотр за «овцами» чаще всего поручают тем, кто своих подопечных ненавидит. И это не зависит от времени, страны или места содержания, будь то детский приют или клиника для умалишенных. У людских пороков нет срока годности, религиозной или расовой принадлежности. Католическая церковь была против показа «Сестер Магдалины», вот только Муллан не выступает против католической церкви или религии. Здесь все тот же Булгаковский ковер и Маркс, только с библейскими мотивами. Деяния совершает не Бог и не церковь, деяния совершает человек. В данном случае сестра Бриджит, алчная, жестокая, лицемерная. Как бы подчеркивая разницу между тем, что есть и тем, что может быть режиссер использует фильм с Бергман. И не смотря на то, что Роза испытала в приюте, веру в Бога она сохранила до конца дней.

Наконец нить, которую нужно, немного поискать — миф о равноправии полов и косность «современного» мира. Конечно, сейчас никто не заставил бы Розу носить алую букву «Б» на груди, но шлюхой с презрением и смаком обласкали бы. Однако здесь больше показательна судьба Маргарет. Аргумент «она сама этого хотела» используется, как оправдание не только в католической Ирландии шестидесятых. А яркий макияж, короткая юбка, декольте — провокацией считаются до сих пор. Сколько бы законов не принималось, сколько бы ни совершалось научных открытий, дело женщины сидеть и не чирикать, когда говорят мужчины. Лишним доказательством легкость, с которой Маргарет отпускают, когда за ней приходит брат. Последний приют Магдалины был закрыт в 1996 году. В 1996 году… «Мир меняется, мы нет».

Вроде бы у фильма счастливый конец, вот только, сколько бы Бернадетта не взмахивала заново отросшими волосами, раны все равно будут кровоточить. Это память об ужасах заключения. Память о крови, о смерти. Она всегда рядом. Стоит за спиной. Шепчет на ухо долгими зимними ночами. От нее не сбежать, ведь невозможно сбежать от себя. Это и память о тех женщинах, которые ушли в сырую землю, так и не увидев еще раз своих детей, не узнав их имен. О женщинах, для которых единственным доказательством существования жизни за стенами приюта было чужое грязное белье. О женщинах, стиравших пальцы до кровавых мозолей в прачечных. Их унижали, били, насиловали, в то время как мир слушал Битлз, читал Буковски, смотрел Бергмана. Мир, которому не было и нет дела до каких-то шлюх. Мир, которому всегда некогда. Мир, который спешит жить, всегда оставляя кого-то умирать на обочине. Спешит по спирали, вот только не всегда вверх.

Загрузка...
Top