10 вопросов по поэме мертвые души. Викторина `души мертвые и живые` (по поэме н.в

1. Каков общий замысел «Мёртвых душ»?

Гоголь, долго и упорно размышляя над предназначением своего творения, пришёл к выводу, что цель его – показать всю Русь с присущими ей противоречивыми чертами, истинного русского человека во всей его полноте, с многогранностью национальных характеров и особенностей. Писатель хотел раскрыть перед нами все затаённые уголки русской души, съедающие изнутри недостатки и скрытые достоинства русского человека, окружённого повседневной паутиной мелочей, дел и событий. Гоголь, думая о будущем произведении, начинает чувствовать в себе даже миссионерскую мощь: он горит желанием помочь своему отечеству путём пробуждения «мёртвой», уснувшей души русского человека лучшим лекарством – очищающим смехом. Поэма была предназначена как разоблачающее, спасительное средство для «дремлющей» России, Гоголь считал, что это – его долг, его возможность быть столь же полезным своим писательским делом, как и любой простой государственный служащий полезен отечеству. Николай Васильевич намеревался создать грандиозное, всеобъемлющее сочинение, состоящее из трёх взаимосвязанных и вытекающих одна из другой частей. Они символизировали уникальный путь России от «летаргического сна» к осознанию, пробуждению, очищению и стремительному нравственному саморазвитию.

Таким образом, можно сказать, что замысел поэмы «Мёртвые души» был широчайшим по своему охвату персонажей, характеров, идей, событий и явлений сложной русской жизни.

2. Какие противоречащие друг другу принципы сюжета и композиции легли в основу поэмы?

Поэма «Мёртвые души» кажется противоречивой уже по обозначенному автором жанру произведения. Ведь, как нам известно из определения, поэма – это жанр литературы, отличающийся стихотворной формой. Получается, что Гоголь раздвигает существующие жанровые рамки и создаёт, как мы сейчас её называем, поэму в прозе. Почему это произошло? Ответ кроется ещё в одном противоречии: размышляя над своим творением, писатель твёрдо держался за идею создания невероятно масштабного, общечеловеческого произведения, хотел уподобить, приравнять его к эпопее, проводя аналогию его между такими огромными произведениями, как «Божественная комедия» Данте и поэмы Гомера. И осуществление всех этих мыслей в прозе было возможно лишь благодаря многочисленным лирическим отступлениям по ходу повествования, напоминающих читателю о грандиозности замысла, о его дальнейшем развитии по ещё неведомому, но великому пути.

И, наконец, одно из главных сюжетных и композиционных противоречий – возможность самой реализации всех идей Гоголя. Писатель буквально грезил о том, чтобы создать сильнейшее по воздействию на всех читателей произведение. В нём он хотел ярко и точно показать деградацию, застой, пробуждение и становление на путь истинный порочных русских душ. Однако он не хотел просто представить миру художественный идеал, возникший у него в голове. Наоборот, всеми своими силами и гением он пытался нарисовать живого человека, будто бы рядом с нами стоящего, осязаемого и реально существующего. Писатель хотел буквально воплотить человека, вдохнуть в него живой дух. И это трагично противоречило действительному осуществлению: такая задача оказалась не только не по силам Гоголю, но и неподвластной времени, отведённому самому творцу.

3. Есть ли противоречие в сочетании «мёртвые души»? Какие значения скрывает это сочетание?

Противоречие в этом словосочетании очевидно: ведь это – литературный оксюморон (таковы же, например, «живой труп», «грустная радость» и др.). Но, обращаясь к самой поэме, мы обнаруживаем и другие смыслы.

Во-первых, «мёртвые души» – это просто умершие крепостные крестьяне, «охота» за которыми составляет главную задачу Чичикова для достижения личного своего благосостояния.

Но здесь, и это во-вторых, открывается и другое значение, более важное для идейной составляющей произведения. «Мёртвые души» – это «сгнившие», порочные души того помещичьего и чиновничьего круга, в котором вращается Чичиков. Эти души забыли, что такое настоящая жизнь, исполненная чистых, благородных чувств и следования человеческому долгу. Чисто внешне все эти люди кажутся живыми, они разговаривают, ходят, едят и т.д. Но внутреннее их содержание, душевное наполнение мертво, оно либо навсегда канет в лету, либо с огромными усилиями и страданиями может возродиться.

В-третьих, кроется ещё один потаённый смысл словосочетания. Он представляет собой религиозно-философскую идею. Согласно христианскому учению, душа человека не может быть мёртвой по определению, она всегда жива, лишь тело может умереть.

Получается, что Гоголь усиливает значение возрождения, обновления «грязной» души, уподобляя её простой человеческой плоти.

Тем самым можно сказать, что даже такое короткое и ёмкое название поэмы помогает писателю передать и раскрыть огромное множество идей и тем, отображённых в произведении.

4. Как замысел «Мёртвых душ» связан с религиозно-нравственными исканиями Гоголя?

Религиозно-нравственные искания писателя напрямую связаны с замыслом «Мёртвых душ». Можно сказать, что всё произведение построено на религиозных, нравственных и философских идеях.

Николай Васильевич стремился показать в поэме перерождение «грешников» в «праведников». Он тесно связывал нравственное перевоспитание и самовоспитание главного героя с христианской догматикой. Ведь по-христиански жить – это жить по божественным заповедям, в соблюдении которых отображаются лучшие черты человека. Верить в единого Бога, быть уважительным, не завидовать, не воровать и не красть, быть почтительным и вообще в сущности своей праведным – вот религиозно-нравственный идеал, который Гоголь хотел воплотить в произведении. Он считал, что преображение насквозь порочного человека всё же возможно с помощью смеха над самим собой, очистительных страданий, а затем принятия следования истине. Более того, писатель верил, что такой пример перевоплощения русского человека, а скором времени и всей России, может послужить «маяком» для других наций и даже для всего мира. Вполне возможно, что он мечтал о недостижимом идеале – всемирном, вселенском возрождении из пучины грехов и установлении праведности.

Гоголь тесно связал свои искания с замыслом поэмы, буквально соткав из этих мыслей всю «канву» произведения.

5. Почему у некоторых персонажей поэмы есть биографии, а у других нет?

В поэме показаны характеры многих помещиков, описан их быт, пристрастия, нравы. Но только у двух людей присутствует предыстория, рассказ об их прошлом. Это Плюшкин и Чичиков.

Дело в том, что такие личности, как Коробочка, Манилов, Собакевич, Ноздрёв и другие показаны ярко, «во всей своей красе» и очень правдоподобно, мы можем полностью сложить своё впечатление о них и предсказать им их дальнейшую судьбу. Эти персонажи – представители «застоя» человеческой сущности, они такие, какие есть, со всеми их пороками и несовершенствами, и другими они уже не станут.

Что же касается Чичикова и Плюшкина, то здесь открывается одна из граней великого замысла писателя. Два этих героя, по мнению автора, ещё способны к развитию, обновлению своей души. Поэтому и у Плюшкина, и у Чичикова есть биография. Гоголь хотел провести читателя по всей линии их жизни, показать полную картину становления их характера, а затем преобразования и нового формирования характеров в последующих томах. Ведь, на самом деле, нельзя понять всю сущность человека, пока ты не познакомишься со всей его историей, со всеми его жизненными перипетиями, и Гоголь это прекрасно осознавал.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что писатель любую деталь своего повествования строил не случайно, а по определённым принципам, помогающим реализовать его замысел наиболее полно.

1143000Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Владимирской области
«Владимирский авиамеханический колледж»
Методическая разработка
ВИКТОРИНА
«Души мертвые и живые»
по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Владимир 2015
Пояснительная записка
Нелегкие времена переживает учебная дисциплина Литература. И дело не столько в том, что сокращается количество часов на ее изучение, сколько в том, что интерес студентов к чтению художественной литературы упал практически до нуля. Даже самые трудолюбивые студенты, имеющие в зачетных книжках лишь «4» и «5», при встрече с литературой стараются заменить процесс общения с книгой чтением краткого ее пересказа или экранизацией. А размышление над проблемами произведения и характерами героев подменяют зазубриванием ответов на вопросы, извлеченных из интернета.
В этих непростых условиях преподавателю приходится искать такие формы урока, при которых можно будет активизировать и читательский интерес, и исследовательский в отношении прочитанного.
Одной из форм такого «активизирующего» урока является литературная игра или викторина. Викториной называется игра, участники которой отвечают на вопросы, объединенные общей темой.
Использование литературной игры на уроках или во внеурочной деятельности преподавателя решает сразу несколько учебных задач: чтобы иметь шанс на победу (а желание победить всегда присуще большинству подростков), необходимо внимательно прочитать текст произведения. Значит первая задача – повышение интереса к чтению - будет решена. Если начать изучение произведения на уроках с уведомления студентов о том, что итоговой работой по нему будет соревнование между командами (особенно, если состязаться придется с командой другой учебной группы), то активизируется интерес и к изучению исторической обстановки времени написания произведения, и к характерам героев, и к авторскому замыслу, и даже к отдельным внешним деталям романа: как выглядит герой, что он говорит, с кем и как общается и т.п. (Ведь неизвестно, какие знания понадобятся на игре, а выиграть так хочется!). Значит, будет решена и задача повышения интереса к изучению различных аспектов произведения. Игра даст возможность пополнить свои знания, систематизировать их и закрепить, так как все ответы на вопросы будут озвучены и при необходимости прокомментированы преподавателем или жюри. Кроме того, литературная игра позволит преподавателю и оценить знания студентов, так как такая форма четко выявляет конечные знания студентов (на игре уже нет времени искать подсказки в интернете, и каждый студент оперирует уже закрепившейся в сознании информацией). При этом форма игры дает студентам возможность проявить творческие способности, научиться работать в команде, нести ответственность за общий результат, развить лидерские качества и т.п. Недаром Фридрих Шиллер заметил, что «в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества». То есть посредством игры будут решены и воспитательные задачи урока. Таким образом получается, что старинная форма урока – игра оказывается очень подходящей для использования в современном учебном процессе.
Способы проведения викторины различны:
Участники делятся на 2 команды, ведущий задает вопросы поочереди каждой из команд. Кто даст больше правильных ответов, тот и выиграл.
Участники делятся на 2 команды, ведущий задает вопрос первой команде, если ответа нет, этот же вопрос задается второй команде. Выигрывает команда, давшая больше правильных ответов.
Можно не делить участников на команды, а задавать вопросы всем играющим, после чего выявить набравшего больше других баллов.
Можно организовать игру так, что команды сами будут придумывать и задавать сопернику вопросы.
Можно в различных заданиях применять разные формы проведения игры, такой вариант сложнее в организации для преподавателя, но интереснее для студентов.
В данном методическом пособии я предлагаю вариант литературной викторины по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» с использованием материалов и по биографии писателя.
Данное мероприятие рассчитано на 1,5 – 2 астрономических часа, поэтому под него необходимо отводить две пары или проводить его во внеурочное время как внеклассное мероприятие.
Литературная викторина по поэме Н.В.Гоголя
«Мертвые души»
«Души мертвые и живые»
«Будьте не мертвые, а живые души»
Н.В. Гоголь
Цели:Повышение интереса к чтению художественной литературы и к изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» в частности, популяризация произведений Н.В.Гоголя, нравственное воспитание студентов, формирование стремлений к духовному обогащению, к активной жизненной позиции, воспитание патриотизма,проверка знаний по изученному произведению, раскрытие творческих способностей студентов.
План
Разминка.
Угадай героя.
Угадай эпизод (инсценировки).
Ответы на сложные вопросы, требующие обсуждения в команде.
Вопросы болельщикам.
Конкурс капитанов.
Заключение.
Подведение итогов.
Ход викторины:
Задание 1. Разминка
(отдельные несложные вопросы, оцениваются 1 баллом за правильный ответ)
Вопросы команде 1:
1. С какой целью Чичиков скупает мертвые души?
(заложить в Опекунский совет как живых и получить под них деньги)
2. Две главные мечты Манилова?
(построить мост через пруд и подземный ход под ним)
3. Назовите «исторического человека»? (Ноздрев)
4. Какой помещик назван «прореха на человечестве»? (Плюшкин)
5. Какой из помещиков смог обмануть Чичикова? (Собакевич)
6. Кому из чиновников «стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или
погреба, и на столе все будет»? (полицеймейстеру)
7. Кто из помещиков подарил, а не продал Чичикову свои « мертвые души»? (Манилов)
Вопросы команде 2:
Как Гоголь определил жанр «Мертвых душ»? (поэма)
Историю жизни какого помещика поведал Гоголь? (Плюшкина)
Кто из чиновников «был добрый малый и вышивал по тюлю»?
(губернатор)
Как называлась беседка у Манилова? («Храм уединенного размышления»)
Какое прозвище дал Чичиков Коробочке? (дубиноголовая)
Кто из помещиков дороже всего продал Чичикову мертвые души?
(Собакевич)
О ком сказано: «Он человек праздный и, верно, сидит дома, за него все
делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире»? (о прокуроре)
Задание 2. Угадай героя
(ответы оцениваются в 2 балла)
Вопросы командам:
« Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость
горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-ан-
глийски 2-3 клумбы с кустами сиреней; пониже пруд, поктытый зеленью…»
(Манилов)
2. «темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. На одном
столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся ма-
ятником, к которому паук уже приладил паутину».
(Плюшкин)
1.«Впереди виднелся дом с мезонином, красной крышей и дикими стенами, - дом
вроде тех, какие строят для военных поселений. Было заметно, что при по-
стройке зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий хотел сим-
метрии, хозяин – удобства»
(Собакевич)
2. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-
то птицами, зеркала с темными рамками…за всяким зеркалом заложены были
или письмо, или старая колода карт, или чулок»
(Коробочка)
1. «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком то-
нок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод»
(Чичиков)
2. «…он был человек видный, черты лица его не были лишены приятности, но в
эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства»
(Манилов)
«Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета,
рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и на
ступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий,какой
бывает на медном пятаке»
(Собакевич)
«Маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей,
как мыши… На шее у него было повязано что-то такое, которого нельзя было
разобрать: чулок ли, подвязка ли, только никак не галстук»
(Плюшкин)
Кто так говорит: «Разинь, душенька, ротик»
«Препочтеннейший, прелюбезнейший»
«Майский день, именины сердца»?
(Манилов)
Кто сказал:«Это все мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником
погоняет»?
(Собакевич)
Задание 3. Угадай эпизод и действующих лиц
(разыгрываются 3 сценки, отрепетированные заранее, обе команды определяют эпизоды и записывают ответы на листочки, после окончания листочки передаются жюри, ответы каждой команды зачитываются и оцениваются в 3 балла каждый правильный)
1. Чичиков и Собакевич. Покупка мертвых душ.
2. Плюшкин и ключница. Поиск четвертушки бумаги в доме Плюшкина
Встреча просто приятной дамы и дамы, приятной во всех отношениях. Первая
привезла второй историю о покупке мертвых душ.
(Текст сценок смотри в Приложении 1)
Задание 4.Ответы на сложные вопросы с предварительной подготовкой
(Обеим командам выдаются сразу 3 вопроса в письменном виде, на подготовку ответов 5 минут, отвечает любой игрок команды устно, зачитывая вопрос перед ответом. За правильный ответ – 5 баллов за каждый) Задание можно изменить, заменив вопросы ведущих на вопросы, которые заранее готовят команды друг другу.
Вопросы 1 команде:
1.Зачем введена в поэму «Повесть о капитане Копейкине»?
(Для изображения беззакония и бездушия чиновников как общероссийского явления и
оправдания протеста народа против произвола чиновников в борьбе за свои права)
2. Почему Чичиков смог найти с помещиками общий язык?
(В Чичикове есть многие из черт помещиков. Он «ни то, ни се» и мечтателен, как
Манилов; в шкатулке Чичикова все безделушки разложены, как у Коробочки;
Чичиков мечтает пожить в свое удовольствие, во всю ширь души, как Ноздрев,
хитер и расчетлив как Собакевич и т.п.)
3.Есть ли в поэме «живые души»? Кто они, почему?
(Умершие крестьяне, которые живут не для себя, а для людей, сумели, вопреки
тяготам бытия, сохранить живой интерес к жизни, способны на сострадание,
взаимопомощь,умеют радоваться мелочам жизни.)
Вопросы 2 команде:
1.Как относится Гоголь к появлению в России подобных Чичикову людей?
(Чичиков – выразитель новых тенденций развития русского общества, он предприниматель. Он энергичен, деятелен, находчив,не так закостенел и обабился, как помещики, он не так жаден, умеет ради достижения цели держать себя в узде, в отличие от чиновников. На момент написания поэмы Чичиков – будущее России. Но Гоголя это совсем не радует. Чичиков – подлец. Свое благополучие он строит на чужих бедах: оттолкнул старого умирающего учителя, обманул начальника и его дочь, брал взятки и т. п. Он ставит эгоистические цели, пользуется безнравственными средствами, чтобы их достичь. Он герой своего времени, но это еще один повод постараться изменить российскую действительность)
2.Кто «мертвые души» в поэме? Обоснуйте.
(Помещики, чиновники, Чичиков. Они ведут бесполезное существование,
интеллектуально и духовно не развиваются, не имеют позитивной жизненной цели,
не стремятся кдушевному контакту с людьми, не способны любить,сострадать,
сопереживать окружающим, радоваться мелочам жизни)
3.Почему Гоголь назвал свое произведение поэмой?
(Поэма–это форма лиро-эпической поэзии, основные черты которой: развернутый
сюжет и развитый образ лирического героя - повествователя, который активно
включается в действие. Лирический герой эмоционально откликается на все события
произведения, оценивает героев и их поступки, отрицает Россию помещиков и
чиновников и утверждает Россию живого русского народа.
Без лирических отступлений поэма утратила бы мотив любви к России и надежды на
возрождение духовности. В «Мертвых душах» на 1 месте чувства автора: его грусть
по поводу происходящего в России и его надежда на возрождение страны, а не
события, происходящие с главным героям, как это должно быть в романе)
Задание 5: Вопросы болельщикам
(параллельно с выполнением 4 задания командами)
(задаются сидящим в зале, по 1 баллу за правильный ответ отдается команде, чей болельщик первым ответил на вопрос)
1.У кого из помещиков два года лежала книга, заложенная на 14 странице?
(Манилов)
2.Кого из героев поэмы характеризует ненасытная жадность, скупость, крохоборство?
(Плюшкин)
3.Кому принадлежат слова: «Почел за долг познакомиться и принести лично свое
почтение»; «Вы изволили пойти»; «Я имел честь покрыть и вашу взятку»?
(Чичиков)
4.Определите героя по описанию: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный
молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль
бакенбардами»
(Ноздрев)
5.В какой последовательности посещал Чичиков помещиков?
(Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин)
6.Кого из героев характеризуют: кулачество, человеконенавистничество, мракобесие,
грубость?
(Собакевич)
7.Кто из помещиков жил среди развлечений?
(Ноздрев)
8.Кто из чиновников рассказал «Историю о капитане Копейкине»?
(почмейстер)
9.Кем представляют чиновники Чичикова, узнав о его действиях с мертвыми душами?
(Фальшивомонетчик, капитан Копейкин, Наполеон, беглый преступник)
10.Какое прозвище дали мужики Плюшкину?
(Заплатанной)
11. Что сближает помещиков и чиновников
(все они мертвые души)
12.С чем сравнивает Н.В. Гоголь Русь в конце поэмы?
(с птицей – тройкой, т. е. тройкой лошадей, несущейся по просторам вселенной)
Задание 6 Конкурс капитанов:
выразительное чтение отрывков из текста поэмы (домашнее задание, отрывки выбирали сами капитаны или преподаватель предложил лирические отступления финала поэмы и про молодость души)
7.Перед подведением итогов - чтение ведущим стихотворения Н.Некрасова о Гоголе.
(Смотреть Приложение 2)
8.Подведение итогов
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сценка 1 Покупка мертвых душ у Собакевича
Ч. - Я хотел было поговорить с вами об одном дельце. По существующим положениям нашего государства, в славе которому нет равного, ревизские души, окончивши жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми. Чтоб таким образом не обременять присутственные места множеством мелочных и бесполезных справок и не увеличить сложность и без того уже весьма сложного государственного механизма в части оплаты податей за крепостных… При всей справедливости этой меры она бывает отчасти тягостна для многих владельцев, обязывая их взносить подати так, как бы за живой предмет, поэтому я, чувствуя личное уважение к вам, готов бы даже отчасти принять на себя эту действительно тяжелую обязанность. Я готов взять на себя эти расходы и выкупить, так сказать, ваши несуществующие души.
С. - Вам нужно мертвых душ?
Ч.- Да, … несуществующих.
С.- Найдутся, почему не быть
Ч.- А если найдутся, то вам, без сомнения... будет приятно от них избавиться?
С.- Извольте, я готов продать
Ч.- А, например, как же цена?.. хотя, впрочем, это такой предмет... что о цене даже странно...
С.- Да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сту рублей за штуку!
Ч.- По сту?!
С.- Что ж, разве это для вас дорого? А какая бы, однако ж, ваша цена?
Ч.- Моя цена! Мы, верно, как-нибудь ошиблись или не понимаем друг друга, позабыли, в чем состоит предмет. Я полагаю с своей стороны, положа руку на сердце: по восьми гривен за душу, это самая красная цена!
С.- Эк куда хватили - по восьми гривенок!
Ч.- Что ж, по моему суждению, как я думаю, больше нельзя.
С.- Ведь я продаю не лапти.
Ч.- Однако ж согласитесь сами: ведь это тоже и не люди.
С.- Так вы думаете, сыщете такого дурака, который бы вам продал по двугривенному ревизскую душу?
Ч.- Но позвольте: зачем вы их называете ревизскими, ведь души-то самые давно уже умерли, остался один неосязаемый чувствами звук. Впрочем, чтобы не входить в дальнейшие разговоры по этой части, по полтора рубля, извольте, дам, а больше не могу.
С.- Стыдно вам и говорить такую сумму! вы торгуйтесь, говорите настоящую цену!
Ч.- Не могу, Михаил Семенович, поверьте моей совести, не могу: чего уж невозможно сделать, того невозможно сделать, однако ж по полтинке еще прибавлю.
С.- Да чего вы скупитесь? Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то как бывает московская работа, что на один час, - прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет! А Пробка Степан, плотник? Я голову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика. Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы Бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом! Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного. Ведь вот какой народ! Это не то, что вам продаст какой-нибудь Плюшкин.
Ч.- Но позвольте, зачем вы исчисляете все их качества, ведь в них толку теперь нет никакого, ведь это всё народ мертвый.
С.- Да, конечно, мертвые. Впрочем, и то сказать: что из этих людей, которые числятся теперь живущими? Что это за люди? мухи, а не люди.
Ч.- Да всё же они существуют, а это ведь мечта. Нет, больше двух рублей я не могу дать
С.- Извольте, чтоб не претендовали на меня, что дорого запрашиваю и не хочу сделать вам никакого одолжения, извольте - по семидесяти пяти рублей за душу, только ассигнациями, право только для знакомства!
Ч.- Мне странно, право: кажется, между нами происходит какое-то театральное представление или комедия, иначе я не могу себе объяснить... Вы, кажется, человек довольно умный, владеете сведениями образованности. Ведь предмет просто фуфу. Что ж он стоит? кому нужен?
С.- Да вот вы же покупаете, стало быть нужен.
Ч.- Два рублика
С.- Ну, извольте, и я вам скажу тоже мое последнее слово: пятьдесят рублей! Право, убыток себе, дешевле нигде не купите такого хорошего народа!
Ч.- Как вы себе хотите, я покупаю не для какой-либо надобности, как вы думаете, а так, по наклонности собственных мыслей. Два с полтиною не хотите - прощайте!
С.- Ну, Бог с вами, давайте по тридцати и берите их себе!
Ч.- Нет, я вижу, вы не хотите продать, прощайте!
С.- Какая ж ваша будет последняя цена?
Ч.- Два с полтиною.
С.- Право, у вас душа человеческая все равно что пареная репа. Уж хоть по три рубли дайте!
Ч.- Не могу.
С.- Ну, нечего с вами делать, извольте! Убыток, да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствия ближнему. Согласен на 3 рубля.
Ч. –Договорились!
Сценка 2 Плюшкин и ключница
П –Лежала на столе четверка чистой бумаги, да не знаю. куда запропастилась: люди у меня такие негодные! Мавра! А Мавра! Куда ты дела, разбойница бумагу?
М – Ей – Богу, барин,не видывала, опричь небольшого лоскутка,которым изволили прикрыть рюмку.
П – А вот я по глазам вижу, что подтибрила.
М – Да на что ж бы я подтибрила? Ведь мне проку с ней никакого; я грамоте не знаю.
П – Врешь. ты снесла пономаренку:он маракует, так ты ему и снесла.
М – Да пономаренок,если захочет, так достанет себе бумаги. Не видал он вашего лоскутка!
П – Вот погоди-ка: на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками! Вот посмотришь, как припекут!
М – Да за что же припекут, коли я не брала и в руки четвертки?Уж скорее другой какой бабьей слабостью, а воровством меня еще никто не попрекал.
П – А вот черти –то тебя и припекут! Скажут: « А вот тебе, мошенница,за то,что барина –то обманывала!» , да горячими –то тебя и припекут!
М – А я скажу « Не за что! Ей – богу, не за что,не брала я …» Да вон он лежит на столе Всегда понапраслиной попрекаете!
П – Ну что ж ты расходилась так?Экая занозистая! Ей скажи только одно слово,а она уж в ответ десяток!Поди –ка принеси огоньку запечатать письмо Да стой,ты схватишь сальную свечу, сало дело топкое: сгорит – да и нет, только убыток, а ты принеси – ка мне лучинку!
Сценка 3 Две дамы
Какой веселенький ситец!
Да, очень веселенький. Прасковья Федоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточки были помельче, и чтоб не коричневые были крапинки, а голубые.
Милая, это пестро.
Ах, нет, не пестро.
Ах, пестро.
Да, поздравляю вас: оборок больше не носят.
Как не носят?
На место их фестончики.
Ах, это нехорошо, фестончики!
Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.
Нехорошо, если все фестончики.
Мило до невероятности. Шьется в два рубчика: широкие проймы и сверху… юбка вся собирается вокруг, как, бывало, в старину, даже сзади немножко подкладывают ваты, чтоб была современная бель-фам.
Уж как вы хотите, я ни за что не стану подражать этому.
Я сама тоже…Право, как вообразишь, до чего иногда доходит мода… ни на что не похоже!
Я выпросила у сестры выкройки нарочно для смеху; Меланья моя принялась шить.
Так у вас разве есть выкройка?
Как же, сестра привезла.
Душа моя, дайте мне ради всего святого!
Ах, я уже дала слово Прасковье Федоровне. Разве после нее.
Кто же станет носить после Прасковьи Федоровны? Это уже слишком странно будет с вашей стороны, если вы чужих предпочтете своим.
Да ведь она тоже мне двоюродная тетка.
С мужниной стороны… Это выходит: вы мне хотите нанесть такое оскорбленье… Видно вы хотите прекратить со мной всякое знакомство.
Ну чтож наш прелестник?
2. Ах, боже мой! Что ж я так сижу перед вами! Вот хорошо! Вы ведь знаете, с чем я приехала к вам? Позвольте же, позвольте только рассказать…
Как вы ни восхваляйте ни превозносите его – а я скажу прямо, и ему в глаза скажу, что он негодный человек, негодный, негодный, негодный.
Да послушайте только, что я вам открою.
Распустили слухи, что он хорош, а он совсем не хорош, и нос у него самый неприятный нос.
2. Позвольте же, позвольте же только рассказать вам, душенька. Ведь это история, понимаете ли, история…
Какая же история?
2. Вообразите: приходит ко мне сегодня протопопша – и что бы вы думали: наш – то смиренник, приезжий – то наш, каков, а?
Как, неужели он и протопопше строил куры?
2. Ах, пусть бы еще куры, это бы еще ничего. Приехала к ней помещица Коробочка, перепуганная и бледная как смерть и рассказывает, совершенный роман: вдруг в глухую полночь раздается стук в ворота, ужасный, какой только можно представить, кричат: « Отворите, не то будут выломаны ворота.»
Да что Коробочка, разве молода и хороша собою?
Ничуть, старуха!
Ах, прелесть! Так он за старуху принялся.
Да ведь нет, душенька, совсем не то, что вы полагаете. Является вооруженный с ног до головы и требует « Продайте, говорит, все души, которые умерли». Коробочка отвечает « Я не могу продать, потому что они мертвые.» – « Нет, говорит, они не мертвые, это мое, говорит, дело знать, мертвые ли они, или нет; они не мертвые, не мертвые, кричит, не мертвые».
Это однако ж странно, что бы могли значить эти мертвые души?
Здесь не мертвые души, здесь скрывается что-то другое.
А что ж, вы полагаете здесь скрывается.
Ну, как вы думаете
Как я думаю? Я признаюсь, совершенно потеряна
Ну слушайте ж, что такое эти мертвые души. Мертвые души…
Что, что?
2. Мертвые души…
Ах, говорите ради бога!
2. Это просто выдумано для прикрытия, а дело вот в чем: он хочет увезти губернаторскую дочку!
Приложение 2
Н.А. Некрасов. В день смерти Гоголя. 21 февраля 1852
Блажен незлобливый поэт, Питая ненавистью грудь,
В ком мало желчи, много чувства: Уста вооружив сатирой,
Ему так искренен привет Проходит он тернистый путь
Друзей спокойного искусства. (…) С своей карающею лирой.
Любя беспечность и покой, Его преследуют хулы:
Гнушаясь дерзкою сатирой, Он ловит звуки ободренья
Он прочно властвует толпой Не в сладком ропоте хвалы,
С своей миролюбивой лирой. А в диких криках озлобленья.
Дивясь великому уму, И веря и не веря вновь
Его не гонят, не злословят. Мечте высокого призванья,
И современники ему Он проповедует любовь
При жизни памятник готовят… Враждебным словом отрицанья. (…)
Но нет пощады у судьбы Со всех сторон его клянут,
Тому, чей благородный гений И, только труп его увидя,
Стал обличителем толпы, Как много сделал он, поймут,
Ее страстей и заблуждений. И как любил он – ненавидя!
Список литературы
1. Н.В. Гоголь «Мертвые души».-Любое издание.
2. Литература / Ред. Сигов В.К.- М., 2009.
3. Русская литература 19 века. / Ред. Архангельский А.Н. в 2-х частях. Часть 1., М.,
2002.
4. Козак О.Н. Литературные викторины.- С.-Пб: «Союз», 1998.
5. Алиева Л.Ю. Литература: тесты, контрольные вопросы.- М.: Издат-Школа, 1998.
6. Тесты. Литература/Автор – составительИ.М. Михайлова.- М.: Дрофа, 2002.
7. Геймбух Е.Ю. Русская литература 19 века. Учебное пособие.- М.: Издательский
отдел УНЦ ДО, 2003.

11 июня 1842 года вышла в свет поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». Если быть точными, то первое издание именовалось «Похождения Чичикова или Мёртвые души». Сегодня, чуть более 170 лет спустя, мы решили вспомнить добрым словом великого писателя и поразмышлять над несколькими и по сей день актуальными вопросами об этом удивительном произведении, на страницах которого так чётко запечатлелась картина современной Гоголю жизни.

Между прочим, сохранились ещё экземпляры этого самого первого издания. Один из них недавно был выставлен на аукционе антикварных и букинистических книг. Этот том был подарен писателем Всеволодом Ивановым режиссёру Александру Довженко, о чём, собственно говоря, гласит дарственная надпись. Лот ушел с молотка за 350 тыс. рублей.

Расскажи, брат Пушкин, анекдот…

Безусловно, каждый уважающий себя «читатель» сегодня знает, что идею поэмы подсказал Гоголю не кто иной, как Пушкин. Это задокументировано в их переписке, от 7 октября 1835 года, а позднее, в 1847 году, Гоголь прямо напишет о факте передачи сюжета в «Авторской исповеди». Исследователи толковали это по-разному. К примеру, Юрий Манн писал о характере «подсказки» так: «Она заключается не в том, что анекдот с мёртвыми душами может быть реализован вообще, а в том, что на его основе можно создать большое произведение…». Но что же это получается? Знаковую вещь Гоголя придумал Пушкин? Конечно, нет. Дело в том, что Пушкин рассказал Гоголю анекдот, смешную, современную историю о похождениях хитрого дельца. Анекдот, не более.
Пушкиным просто была дана зацепка, за которую не каждому дано ухватиться, а использовать ее именно таким образом мог только Гоголь.

Зная, сколько Гоголь переписывал, дополнял, переделывал и снова переписывал набело главы поэмы, можно представить, что осталось бы от пушкинских зарисовок. Нужно отметить, что Гоголь, видимо, на протяжении всего времени создания первого тома, хранил в себе ощущение, что должен отдать некую дань Пушкину. Дань не за сюжет или идею, а за стимул к созданию большого произведения. В «Авторской исповеди» Гоголь пишет: «Но Пушкин заставил меня взглянуть на дело серьезно. Он давно уже склонял меня приняться на большое сочинение…». Писательскую благодарность можно усмотреть уже в жанровом определении «Мёртвых душ». Гоголь назвал свое произведение поэмой. Кто-то полагал, что это лишь свойственная ему насмешка над всем и вся. Но почему бы не предположить, что поэмой «Мёртвые души» называются и потому, что если б их написал Пушкин, то это уж точно была бы поэма?

А были ли иллюстрации?

Вопреки распространенному заблуждению, в первом издании гоголевской поэмы вообще не было никаких иллюстраций. А.А. Агин создал серию рисунков к поэме, которые должны были войти в книгу, но впервые опубликованы они были только через 4 года, в 1846 году, в сборнике «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Рисунки Агина принято считать «классическими». Возможно, это и повлияло на распространенное мнение о наличии иллюстраций в первой книге.
Впоследствии многие художники находили вдохновение в поэме Гоголя, и создавали чудесные коллекции иллюстраций к ней. Художники П.М. Боклевский, В.Е. Маковский, П.П. Соколов, Марк Шагал. Рисунки талантливы и веселы, до сих пор они украшают различные издания поэмы, выпускаемые по всему миру.

Гоголь жёг?

Магия цифр. 11 июня 1842 года вышел первый том поэмы, а 11 февраля 1852 года Гоголь сжигает том второй. Этот поступок был столь неоправдан и непонятен современникам писателя, сколь необъяснимым остается и сегодня. Человеческий ум не дремлет и придумывает новые и новые версии, которые могут если не объяснить, то пролить немного света на это происшествие.
Версия первая, официальная, заключается в том, что Гоголь действительно сжёг второй том «Мёртвых душ». Он задумал написать трилогию, о чём напрямую свидетельствуют заметки в записных книжках писателя.
В ночь с 11 на 12 февраля у Гоголя случился очередной приступ его психического недуга. Разочарование в результатах собственного труда, ощущение того, что он написал что-то не так и не о том, что не достиг нужного уровня, не создал желаемых образов, заставило его бросить рукопись в огонь камина. Вероятно, что Гоголь, который мечтал во втором томе, по его же собственным словам, вывести героев более чистых, устремленных к правильным ценностям и идеалам, добродетельных, не сумев сделать этого, понял, что его теория не верна. Что нет предпосылок для таких типажей на Руси. И попытался остановить себя. Остановиться он смог лишь таким образом.

По другой теории, которая менее вероятна, но всё же имеет право на существование, Гоголь вовсе не писал второго тома. Видимо, последователи этой версии считают, что несколько лет писатель лишь изображал кропотливый труд над текстом, на самом деле ничего не создавая.
Согласно ещё одной версии, Николай Васильевич, почерк которого известен, благодаря сохранившимся образцам, своей витиеватостью, просто не смог разобрать написанного им же самим. Маловероятно? Что ж… должно быть, время уже не рассудит этого спора, поэтому все версии останутся неподтвержденными. Загадки Гоголя такие загадки.

«Мертвые души» — поэма на века. Пластика изображаемой действительности, комичность ситуаций и художественное мастерство Н.В. Гоголя рисуют образ России не только прошлого, но и будущего. Гротескная сатирическая реальность в созвучии с патриотическими нотками создают незабываемую мелодию жизни, которая звучит сквозь столетия.

Коллежский советник Павел Иванович Чичиков отправляется в дальние губернии, чтобы купить крепостных. Однако его интересуют не люди, а только фамилии умерших. Это необходимо для подачи списка в опекунский совет, что «обещает» большие деньги. Дворянину с таким количеством крестьян были все двери открыты. Для реализации задуманного он наносит визиты помещикам и чиновникам города NN. Все они обнаруживают свой корыстный нрав, поэтому герою удается заполучить желаемое. Также он планирует выгодную женитьбу. Однако итог плачевен: герой вынужден бежать, так как его планы становятся общеизвестными благодаря помещице Коробочке.

История создания

Н.В. Гоголь считал А.С. Пушкина своим учителем, «подарившем» благодарному ученику сюжет о похождениях Чичикова. Поэт был уверен, что только Николаю Васильевичу, обладающему от бога неповторимым талантом, подвластно реализовать эту «задумку».

Писатель любил Италию, Рим. На земле великого Данте он приступил к работе над книгой, предполагающей трёхчастную композицию, в 1835 году. Поэма должна была быть похожей на «Божественную комедию» Данте, изображать погружение героя в ад, его странствия в чистилище и воскрешение его души в раю.

Творческий процесс продолжался в течение шести лет. Замысел грандиозной картины, изображающей не только «всю Русь» настоящую, но и будущую, раскрывал «несметные богатства русского духа». В феврале 1837 года умирает Пушкин, «священным завещанием» которого для Гоголя становятся «Мертвые души»: «Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою». Первый том был завершён летом 1841 года, однако не сразу нашёл своего читателя. У цензуры вызвала возмущение «Повесть о капитане Копейкине», а название привело в недоумение. Пришлось пойти на уступки, начав заголовок с интригующей фразы «Похождения Чичикова». Поэтому книга была опубликована лишь в 1842 году.

Спустя некоторое время, Гоголь пишет второй том, но, недовольный получившимся результатом, сжигает его.

Смысл названия

Название произведения вызывает противоречивые толкования. Использованный приём оксюморона рождает многочисленные вопросы, на которые хочется поскорее получить ответы. Заголовок символичен и многозначен, поэтому «тайна» открывается не каждому.

В прямом значении, «мертвые души» — это представители простого народа, ушедшие в мир иной, но ещё числящиеся за своими хозяевами. Постепенно происходит переосмысление понятия. «Форма» как бы «оживает»: реальные крепостные, со своими привычками и недостатками, предстают перед читательским взором.

Характеристика главных героев

  1. Павел Иванович Чичиков – «господин средней руки». Несколько приторные в обращении с людьми манеры не лишены изысканности. Воспитан, опрятен и деликатен. «Не красавец, но и не дурной наружности, не … толст, ни …. тонок…». Расчетлив и осторожен. Коллекционирует ненужные безделушки в своем ларчике: авось, пригодится! Во всем ищет выгоду. Порождение худших сторон предприимчивого и энергичного человека нового типа, противопоставленного помещикам и чиновникам. О нем мы написали подробнее в сочинении «».
  2. Манилов — «рыцарь пустоты». Белокурый «сладенький» болтун «с голубыми глазами». Скудость мысли, уход от реальных трудностей он прикрывает прекраснодушной фразой. В нём отсутствуют живые стремления и какие-либо интересы. Его верные спутники — бесплодное фантазерство и бездумная болтовня.
  3. Коробочка — «дубинноголовая». Пошлая, глупая, скупая и прижимистая натура. Отгородилась от всего окружающего, замкнувшись в своем имении – «коробке». Превратилась в тупую и жадную женщину. Ограниченна, упряма и бездуховна.
  4. Ноздрев — «исторический человек». Запросто может приврать, что ему заблагорассудится, и обмануть кого угодно. Пустой, вздорный. Мнит себя широкой натурой. Однако поступки обличают безалаберного, сумбурно – безвольного и одновременно наглого, беспардонного «самодура». Рекордсмен по попаданию в каверзные и нелепые ситуации.
  5. Собакевич — «патриот русского желудка». Внешне напоминает медведя: неповоротливого и неуемного. Совершенно неспособен понять самых элементарных вещей. Особый тип «накопителя», умеющего быстро приспосабливаться к новым требованиям современности. Ничем не интересуется, кроме ведения хозяйства. мы охарактеризовали в одноименном эссе.
  6. Плюшкин — «прореха на человечестве». Существо непонятного пола. Яркий образец нравственного падения, полностью утратившего свой естественный облик. Единственный персонаж (кроме Чичикова), имеющий биографию, «отражающую» постепенный процесс деградации личности. Полнейшее ничтожество. Маниакальное накопительство Плюшкина «выливается» в «космические» масштабы. И чем больше им овладевает эта страсть, тем меньше в нем остается от человека. Его образ мы подробно разобрали в сочинении .
  7. Жанр и композиция

    Изначально произведение зарождалось как авантюрно — плутовской роман. Но широта описываемых событий и историческая правдивость, будто «спрессованные» между собой, дали повод «заговорить» о реалистическом методе. Делая точные замечания, вставляя философские рассуждения, обращаясь к разным поколениям, Гоголь насыщал «своё детище» лирическими отступлениями. Нельзя не согласиться с тем мнением, что творение Николая Васильевича — комедия, так как в ней активно используются приемы иронии, юмора и сатиры, наиболее полно отражающие абсурд и произвол «эскадрона мух, господствующего на Руси».

    Композиция кольцевая: бричка, въехавшая в город NN в начале повествования, покидает его после всех перипетий, произошедших с героем. В это «кольцо» вплетаются эпизоды, без которых целостность поэмы нарушается. В первой главе даётся описание губернского города NN и местного чиновничества. Со второй по шестую главы автор знакомит читателей с помещичьими усадьбами Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Седьмая – десятая главы — сатирическое изображение чиновников, оформление состоявшихся сделок. Вереница перечисленных событий завершается балом, где Ноздрев «повествует» об афёре Чичикова. Реакция общества на его заявление однозначна — сплетни, которые, как снежный ком, обрастают небылицами, нашедшими преломление, в том числе, в новелле («Повесть о капитане Копейкине») и притче (о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче). Ввод этих эпизодов позволяет подчеркнуть, что судьба отчизны напрямую зависит от людей, в ней проживающих. Нельзя равнодушно взирать на творящиеся вокруг безобразия. Определённые формы протеста в стране зреют. Одиннадцатая глава — биография образующего сюжет героя, разъясняющая, чем он руководствовался, совершая то или иное деяние.

    Связующей композиционной нитью является образ дороги (вы можете больше узнать об этом, прочитав сочинение « » ), символизирующий собой путь, который проходит в своём развитии государство «под скромным названием Русь».

    Зачем Чичикову мертвые души?

    Чичиков не просто хитрый, но и прагматичный. Его изощрённый ум готов из ничего «слепить конфетку». Не имея достаточного капитала, он, будучи неплохим психологом, пройдя хорошую жизненную школу, владея искусством «польстить каждому» и выполняя завет отца «беречь копейку», затевает великую спекуляцию. Она заключается в простом обмане «власть имущих», чтобы «нагреть руки», иначе говоря, выручить огромную сумму денег, обеспечив тем самым себя и свою будущую семью, о которой Павел Иванович мечтал.

    Имена купленных за бесценок мертвых крестьян заносились в документ, который Чичиков мог отвести в казенную палату под видом залога в целях получения кредита. Он заложил бы крепостных, как брошь в ломбарде, и мог перезакладывать их всю жизнь, благо никто из чиновников не проверял физического состояния людей. За эти деньги делец купил бы и настоящих работников, и имение, и зажил бы на широкую ногу, пользуясь благосклонностью вельмож, ведь богатство помещика представители знати измеряли в количестве душ (крестьян тогда на дворянском сленге именовали «душами»). Кроме того, герой Гоголя рассчитывал снискать доверие в обществе и выгодно жениться на богатой наследнице.

    Основная идея

    Гимн родине и народу, отличительная черта которого трудолюбие, звучит на страницах поэмы. Золотых рук мастера прославились своими изобретениями, своим творчеством. Русский мужик всегда «на выдумку богат». Но есть и те граждане, которые тормозят развитие страны. Это порочные чиновники, невежественные и бездеятельные помещики и аферисты вроде Чичикова. Для своего же блага, блага России и мира они должны встать на путь исправления, поняв уродство своего внутреннего мира. Для этого Гоголь безжалостно высмеивает их весь первый том, однако в последующих частях произведения автор намеревался показать воскрешение духа этих людей на примере главного героя. Возможно, он почувствовал фальшь последующих глав, разуверился в том, что его мечта осуществима, поэтому сжег ее вместе со второй частью «Мертвых душ».

    Тем не менее, автор показал, что главное богатство страны — широкая душа народа. Не случайно это слово вынесено в название. Писатель верил, что возрождение России начнётся с возрождения человеческих душ, чистых, незапятнанных никакими грехами, самоотверженных. Не просто верящих в свободное будущее страны, но прилагающих немало усилий на этой стремительной дороге к счастью. «Русь, куда ж несёшься ты?». Этот вопрос рефреном проходит через всю книгу и подчёркивает главное: страна должна жить в постоянном движении к лучшему, передовому, прогрессивному. Лишь на этом пути «дают ей дорогу другие народы и государства». О пути России мы написали отдельное сочинение: ?

    Почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?

    В какой-то момент в сознании писателя начинает преобладать мысль о мессии, позволяющая «предвидеть» возрождение Чичикова и даже Плюшкина. Прогрессирующее «превращение» человека в «мертвеца» Гоголь надеется повернуть вспять. Но, столкнувшись с реальностью, автор переживает глубокое разочарование: герои и их судьбы выходят из-под пера надуманными, безжизненными. Не получилось. Надвигающийся кризис в мировосприятии и стал причиной уничтожения второй книги.

    В сохранившихся отрывках из второго тома отчетливо видно, что писатель изображает Чичикова не в процессе раскаяния, а в полете к пропасти. Он все-таки преуспевает в авантюрах, облачается в дьявольски-красный фрак и преступает закон. Его разоблачение не предвещает ничего хорошего, ведь в его реакции читатель не увидит внезапного прозрения или краски стыда. Ему даже не верится в возможность существования таких фрагментов хоть когда-либо. Гоголь не хотел жертвовать художественной правдой даже ради воплощения собственного замысла.

    Проблематика

    1. Тернии на пути развития Родины — основная проблема в поэме «Мертвые души», о которой беспокоился автор. К ним относятся взяточничество и казнокрадство чиновников, инфантильность и бездеятельность дворянства, невежество и нищета крестьян. Писатель стремился внести свой посильный вклад в процветание России, осуждая и высмеивая пороки, воспитывая новые поколения людей. Например, Гоголь презирал славословие как прикрытие пустоты и праздности существования. Жизнь гражданина должна быть полезной для общества, а большинство героев поэмы откровенно вредны.
    2. Нравственные проблемы. Отсутствие норм нравственности у представителей господствующего класса он рассматривает как результат их уродливой страсти к накопительству. Помещики готовы душу вытрясти из крестьянина ради выгоды. Также на первый план выходит проблема эгоизма: дворяне, как и чиновники, думают только о своих интересах, родина для них – пустое невесомое слово. Высшее общество не заботится о простом народе, просто использует его в своих целях.
    3. Кризис гуманизма. Людей продают, как животных, проигрывают в карты, как вещи, закладывают, как украшения. Рабство узаконено и не считается чем-то безнравственным или противоестественным. Гоголь осветил проблему крепостного права в России глобально, показав обе стороны медали: менталитет холопа, присущий крепостному, и самодурство хозяина, уверенного в своем превосходстве. Все это последствия тирании, пронизывающей взаимоотношения во всех слоях общества. Она разлагает людей и губит страну.
    4. Гуманизм автора проявляется во внимании к «маленькому человеку», критическом разоблачении пороков государственного устройства. Политические проблемы Гоголь даже не старался обходить. Он описал бюрократический аппарат, функционирующий только на основе взяточничества, кумовства, казнокрадства и лицемерия.
    5. Гоголевским персонажам присуща проблема невежества, нравственной слепоты. Из-за нее они не видят своего морального убожества и не способны самостоятельно выбраться из затягивающей их трясины пошлости.

    В чём своеобразие произведения?

    Авантюрность, реалистическая действительность, ощущение присутствия иррационального, философские рассуждения о земном благе – всё это тесно переплетается, создавая «энциклопедическую» картину первой половины XIX столетия.

    Гоголь добивается этого использованием различных приёмов сатиры, юмора, изобразительных средств, многочисленными деталями, богатством словарного запаса, особенностями композиции.

  • Важную роль играет символика. Падение в грязь «предсказывает» будущее разоблачение главного персонажа. Паук плетёт свои сети, чтобы захватить очередную жертву. Подобно «неприятному» насекомому, Чичиков искусно ведёт своё «дельце», «оплетая» помещиков и чиновников благородной ложью. «звучит» как пафос движения вперёд Руси и утверждает человеческое самосовершенствование.
  • Мы наблюдаем за героями через призму «комических» ситуаций, метких авторских выражений и характеристик, данных другими персонажами, порою построенных на антитезе: «он был человек видный» — но только «на взгляд».
  • Пороки героев «Мертвых душ» становятся продолжением положительных свойств характера. Например, чудовищная скупость Плюшкина – искажение былой бережливости и хозяйственности.
  • В небольших по объёму лирических «вставках» — мысли писателя, нелёгкие думы, тревожное «я». В них мы чувствуем высший творческий посыл: помочь человечеству измениться к лучшему.
  • Судьба людей, создающих произведения для народа или не в угоду «власть имущим», не оставляет Гоголя равнодушным, ведь в литературе он видел силу, способную «перевоспитать» общество и способствовать его цивилизованному развитию. Социальные слои социума, их позиция в отношении ко всему национальному: культуре, языку, традициям – занимают серьёзное место в авторских отступлениях. Когда же речь заходит о Руси и её будущем, сквозь века мы слышим уверенный голос «пророка», предсказывающего нелёгкую, но устремлённую в светлую мечту будущность Отечества.
  • Навевают грусть философские размышления о бренности бытия, об ушедшей молодости и надвигающейся старости. Поэтому так закономерно нежное «отцовское» обращение к юношеству, от энергии, трудолюбия и образованности которого зависит, по какому «пути» пойдёт развитие России.
  • Язык подлинно народен. Формы разговорной, книжной и письменно–деловой речи гармонично вплетаются в ткань поэмы. Риторические вопросы и восклицания, ритмическое построение отдельных фраз, употребление славянизмов, архаизмов, звучных эпитетов создают определённый строй речи, которая звучит торжественно, взволнованно и задушевно, без тени иронии. При описании помещичьих усадеб и их хозяев используется лексика, характерная для бытовой речи. Изображение чиновничьего мира насыщается лексикой изображаемой среды. мы описали в одноименном сочинении.
  • Торжественность сравнений, высокий стиль в сочетании с самобытной речью создают возвышенно–ироническую манеру повествования, служащую развенчанию низменного, пошлого мира хозяев.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Цели урока:

    обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”,

    повысить интерес к литературе.

Развивающие задачи: формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию.

Воспитательные задачи: воспитывать активную жизненную позицию, умение объективно оценивать явления жизни.

Оборудование урока: иллюстрации к образам поэмы “Мертвые души”, индивидуальные конверты-копилки, с материалом, подготовленным на предыдущих уроках.

Оформление доски: под темой урока эпиграф:

Гоголь, смеша и смеясь, невидимо плакал, оттого, что в его сатиры улеглась вся бесконечная Русь своею отрицательною стороною, со своею плотью, кровью и дыханием.

И.А. Гончаров

Справа от эпиграфа – копии иллюстраций художников П. Боклевского и А. Лаптева к поэме, а также сделанные самими учащимися, ниже эпиграфа – план урока.

1. Сатирическая направленность поэмы.
2. Образы помещиков и ваш взгляд на них.
3. Уроки Гоголя.
4. “Замашистый” язык Гоголя.
5. Традиции Гоголя и литературные аналогии.

ХОД УРОКА.

I. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся в буквальном смысле объять необъятное, потому что именно таковой является поэма Гоголя “Мертвые души”. Без преувеличения можно сказать, что перед нами целый мир, Вселенная, заключенная в этой маленькой книге. Чтобы нам с вами не потеряться в этой бесконечности, мы будем придерживаться плана, который вы видите на доске.

Итак, давайте рассмотрим первый пункт и скажем, что мы говорили о сатире. Откройте ваши копилки и дайте определение этому литературоведческому термину.

Варианты ответов из различных источников, которые были рассмотрены классом на предыдущих уроках по данной теме, по литературоведческому словарю, толковому словарю Ожегова, энциклопедическому словарю и др.

То есть сатира – это уничтожающая критика пороков, окружающей действительности. В сущности, смысл сатиры Гоголя заключен в эпиграфе к нашему уроку (читаем). Так над чем же смеется, что критикует Гоголь в своей поэме? На этот вопрос нам поможет ответить второй пункт плана.

II. Работа по карточкам.

Учитель раздает шесть карточек с опорными словами – словесными

рядами, – по которым учащиеся должны опознать литературный персонаж. Вопрос: По этим ключевым словам назовите данного героя, дайте ему краткую характеристику

Карточка №1 “Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья”. (Манилов).

Карточка №2 “Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти.” (Коробочка).

Карточка №3 “Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор” (Ноздрев).

Карточка №4 “Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило” (Собакевич).

Карточка №5 “Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха” (Плюшкин).

Учитель задает вопрос, почему нет карточки на Чичикова? (Потому, что этот персонаж все время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздревым хамит и “тыкает”, с Коробочкой коверкает слова, с Собакевичем рыкает… Хотя есть и у него дифференцирующие его авторские слова: “Ни толст, ни тонок, говорит ни громко, ни тихо”, т. е. он приспосабливается ко всем). (См. Дополнительный материал к уроку) ,

Беседа с учащимися. Взгляд на иллюстрации П.Боклевского и А.Лаптева.

Итак, вот они тут все – опустившиеся, неприятные, пугающие образы Гоголя. Вспомните определяющие детали портрета и быта помещиков по тексту поэмы (метод микроскопического анализа, примененный на предыдущих уроках. См. Дополнительный материал к уроку ), посмотрите еще раз на них глазами иллюстратора и ответьте, в чем, по-вашему, удача художника? (Они напоминают животных: Манилов – кота, Собакевич – медведя, Ноздрев – собаку, Коробочка – курицу, Плюшкин – паука).

А теперь давайте поработаем соавторами этих мастеров, – попробуем придумать каждому персонажу мелодию со своим лейтмотивом: а то Слово есть, Рисунок есть, пусть будет и Музыка (Интересно, что варианты учащихся отличаются оригинальностью, непредсказуемостью, т.к. большинство учащихся данного класса занимаются музыкой).

На уроках мы с вами говорили, чем опасен каждый из персонажей Гоголя, а теперь, не уходя от оксюморона, заключенного в названии – “Мертвые души”, – скажите, кто же УМЕР в каждом из них? (Манилов – миротворец, дипломат; Ноздрев – человек, который может горы свернуть, если его энергию направить в нужное русло; Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества; Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная, сердобольная русская женщина; Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи; Чичиков – человек богатых, неисчерпаемых возможностей, который с его задатками психолога мог стать незаменимым в любой сфере деятельности).

Так почему же все-таки Гоголь показал помещиков с худших сторон? Есть ли сегодня такие люди, может, они, говоря языком писателя, “повымерли” давно?

(Есть, и их, увы! очень много).

Сейчас мы с вами подошли к очень важному моменту нашего разговора и третьему пункту плана.

Внимание! Вопрос: В чем главный урок Гоголя для вашего возраста? Говорю “для вашего возраста”, потому что у всех русских классиков есть свои уроки для каждого периода жизни (Обычные варианты ответов: не болтать по пустякам, стараться, чтобы слово не расходилось с делом, не злословить, остерегаться пошлости и пр.).

Слово учителя.

Вот прозвучало слово, которого я ждала – “пошлость”. Напомните, что оно обозначает? (Низкий, вульгарный, недостойный…). А какое слово является его антонимом?

(Высокий, возвышенный). Я нарисую на доске две точки: нижняя точка – это, как вы понимаете, “пошлость”, верхняя – “возвышенное, прекрасное”. Между ними черта, которая обозначает путь человека, нормальное, обычное его поведение. Как вы думаете, вот из этого среднего положения, куда легче дойти? (Учащиеся дают однозначный ответ: скатиться всегда легче, чем подняться. Восхождение требует гораздо больших затрат времени, сил, работы тела, ума и сердца). Вот вы и вынесли один из самых важных уроков Гоголя:

Чтобы однажды, взглянув в зеркало не увидеть свое “оскотинившееся лицо”, надо много работать над собой, уметь увидеть в обыденном – необыкновенное, в земном – возвышенное и всеми силами стремиться к нему. Вы скажете: “Мы это знаем, сколько раз нам это говорили!” Но тут начинается самое интересное: Гоголь, писатель-провидец, как бы предчувствует это наше восклицание и говорит, напрямую обращаясь к нам с вами. Давайте найдем и прочитаем лирическое отступление, которое, возможно, осталось вне вашего внимания:

“Много свершилось в мире заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребенок. Какие искривленные, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь…Но мимо его в глухой темноте текли люди…Умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи…Видит теперь все ясно текущее поколение, смеется над неразумием своих предков…и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки” (т. I, гл. 10).

Горько звучат эти слова, но есть в поэме и обнадеживающее напутствие, и вы его знаете. Какое?

Учащиеся наизусть цитируют или находят в тексте:

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”

III. Дискуссия с учащимися.

От этих слов великого писателя мы с вами перейдем к четвертому пункту нашего плана об особенностях его языка. Взгляните на слово “мужество” в последней цитате и ответьте, какое значение оно здесь имеет? (Будущая, взрослая жизнь с ее испытаниями и тяготами, для преодоления которых надо быть настоящим мужественным человеком). Согласитесь, что Гоголь подобрал одно-единственное и очень удачное слово для выражения довольно широкой мысли, хотя и звучащее непривычно в данном контексте. Не случайно Иван Сергеевич Тургенев писал: “Язык его до безумия неправильный, приводит меня в восторг: живое тело”. Давайте еще раз заглянем в нашу копилку и извлечем из нее те “замашистые” слова, которые собрали в ходе чтения. (Учащиеся предлагают свои варианты: взбутетенить, забранки загинаешь, пришпандорь, скалдырник, повеликатней, корячиться, как корамора, такая потьма, неавантажная, побратима с медом, бочковатость ребр, незачем бабиться, во всю пропалую, субдительный суперфлю, всё из обезьянства и т.д., а затем отмечают, что слова эти, скорее всего, являются яркими авторскими неологизмами – вспомним Лескова! – и относятся к разговорной просторечной лексике).

Вы не видите здесь парадокса? Жанр – поэма, а лексика явно снижена, хотя мы знаем, что для поэмы характерен скорее возвышенный стиль с соответствующей лексикой, не правда ли? Бичуя пошлость, не идет ли писатель на поводу у неё же самой? (Учащиеся предлагают свои рассуждения, и если их мнения расходятся, то может возникнуть дискуссия).

Учитель должен подвести детей к выводу о мастерстве писателя:

Да, объектом описания в поэме является пошлость жизни, словарный состав произведения, казалось бы, служит этой основной идее – раскрыть механизмы всего низменного.

Однако здесь мы сталкиваемся с тайной творчества: в устах гениального писателя все эти слова, разговорные обороты речи, явные грамматические неправильности рождают, как сказал В. В. Стасов, язык “неслыханный по своей естественности”: сочный, красочный и убедительный. И пусть эта тайна останется для вас тайной до тех пор, пока вы не захотите сами ее раскрыть, углубившись в изучение русской литературы, великого русского слова. И здесь пришло время поговорить о традициях Гоголя, и мы переходим к пятому пункту нашего плана.

IV. Слово учителя.

Николай Васильевия Гоголь, как не раз отмечалось учеными, – это следующая после Пушкина столбовая веха на пути нашей литературы. Без него немыслимы ни Салтыков-Щедрин, ни Достоевский, ни Чехов… Герои и идеи Гоголя перекочевали и расселились у писателей-сатириков начала XX века, как у себя дома (произведения Зощенко, Ильфа и Петрова, Булгакова). Хотя гоголевские образы претерпели фантастические изменения, суть осталась та же.

Сейчас вы услышите сокращенный вариант маленькой поэмы в 10 пунктах с прологом и эпилогом, принадлежащей М Булгакову, с творчеством которого вам очень скоро предстоит познакомиться, называется она “Похождения Чичикова” (Подготовленные заранее учащиеся читают сокращенный мною текст за 5 минут).

На очень печальной ноте заканчивается это новое похождение Чичикова. Попробуйте объяснить эту интонацию. (Конечный вариант ответа: пока есть условия, будут жить и чичиковы, и ноздревы. Где “служат лицам, а не делу”, где льстят и угодничают, там всегда будут те же самые “звериные морды”, вместо человеческих лиц).

V. Домашнее задание.

Но мне бы хотелось закончить наш урок на другой ноте. Как вы помните, последние слова повести Булгакова: “И ничего: ни Чичикова, ни Ноздрева и, главное, ни Гоголя…”. Дома вы напишете сочинение “Гоголь есть!”, где постараетесь выразить свое отношение к поэме, к образам, к писателю, к нашему сегодняшнему уроку. Я надеюсь, что ваше общение с Николаем Васильевичем Гоголем этим уроком не закончится.

Загрузка...
Top