Мы подошли к очень важной теме - размер музыкального произведения. Прежде чем мы поговорим о размере, уточним еще одно понятие, которое нам раньше не встречалось.
Такт
Если посмотреть на любые ноты, то можно заметить, что с определенной периодичностью в них встречается вертикальная черта. Вот посмотрите:
Она называется тактовой чертой. То, что расположено между двумя такими чертами и называется тактом. Вот, собственно и все, что нам нужно знать о такте.
Размер
Размер указывает на ритм исполняемой музыки. Обозначается он цифрами около ключа:
(Читается: «четыре четверти», «три четверти», «шесть восьмых» и т.д). Верхняя цифра обозначает количество ударов в каждом такте. Нижняя цифра – длительность ноты каждого счета. Это если по-умному.
Поясняем просто, на примере. Допустим, указана длительность ¾. Верхняя цифра, то есть, в данном случае, тройка, означает, что в каждом такте будет по три удара. То есть считать нужно так: раз-два-три|раз-два-три|раз-два-три|раз-два-три…» и так далее, пока произведение не закончится. Нижняя цифра – в нашем случае, цифра 4, означает, что на каждый счет приходится одна четвертная нота. Если сказать совсем просто, то размер ¾ означает, что в один такт «влезает» три штуки четвертных нот. Или три четвертные ноты, как вам больше нравится.
Размеры могут быть простыми и сложными, двухдольными и трехдольными.
Для удобства мы рассмотрим подробно различные виды размеров (по активным ссылкам, вы можете перейти на статьи нашего сайта с подробным описанием всех размеров).
Здравствуйте уважаемые читатели блога . Сегодня мы начинаем второй этап подготовки к игре на . Сейчас я хочу рассказать вам о такте и его размере.
Что такое такт, размер такта и длительности нот?
Такт — это такая единице в музыке, которая начинается с сильной доли, (то есть удар ногой, кивок головой), далее идёт слабая доля. Так происходит чередование. Следующий такт опять же начинается с сильной доли. В нотной граммоте такт — это совокупность написания нот и пауз.
Каждый такт отделяется тактовыми вертикальными чертами.
Длительности нот
Размер такта — это отношение долей в такте к, непосредственно, длительностям этих долей.
Вообще сам по себе размер такта- это абстрактная величина, которую нужно почувствовать. Ошибочно, когда размер такта называют ритмом. Когда вы слышите музыку, вы непроизвольно начинаете кивать головой, притопывать ногой, хлопать в ладоши. Всё это выделение сильных долей, то есть размер такта.
Вот к примеру самые распространённые тактовые размеры:
Рассмотрим первый случай: 4/4. Произносится это как четыре четверти. Значит в такте четыре доли, длительностью четверти. Считать при игре лучше как
1-и-2-и-3-и-4-и
То есть там, где произносятся цифры — сильные доли.
Со временем сложилось, что к каждому размеру такта можно сразу подобрать музыку. Например к размеру три четверти (3\4), мы сразу же вспоинаем вальс. При игре будет следующий счёт:
Раз два три
Первая доля сильная, вторая и третья слабые.
******Задание*******
Определить размеры тактов:
Темп
Кроме самих нот и ритма, существует множество других нюансов, о которых композитор стремится сообщить исполнителю, чтобы тот максимально точно воплотил в музыке и донес до слушателей его замыслы.
Примерами таких «подсказок» композиторов могут служить обозначения динамики и использование терминов «rit» и «rall». Общая же скорость, с которой должно исполняться музыкальное произведение (его темп), и описание его характера в целом обычно указываются на партитуре с помощью определенных итальянских терминов.
Вот наиболее часто встречаемые из них:
Presto (Престо)
- быстро
Allegro (Аллегро)
- бодро, или весело
Vivace (Виваче)
-живо, оживленно
Andante (Анданте)
- свободно, легко, плавно
Moderato (Модерато)
-умеренно, подобно анданте
Lagro (Ларго)
- медленно, широко, величаво
Adagio(Адажио)
-тихо, медленно (быстрее, чем ларго)
Lento (Ленто)
- медленно
Grave (Граве)
- медленно и торжественно
Существуют и некоторые вариации этих терминов, усиливающие или ослабляющие их значения:
Adagissimo (Адажиссимо)
- чрезвычайно медленно
Prestissimo (Престиссимо)
- очень быстро
Allegretto (Аллегретто)
- довольно бодро, но в меньшей степени, чем аллегро
Larghetto (Ларгетто)
- медленно, но не настолько, как ларго.
С изобретением метронома (Мельцелем, современником Бетховена) темп стал часто обозначаться конкретным числом, соответствующим количеству счетов в минуту.
Например, 60 (60 четвертных нот в минуту) соответствует темпу с одним счетом в секунду: Этот вид указания темпа называется метрономным значком и иногда записывается так: ММ = 60. ММ - это сокращение от «Метроном Мельцеля».
Музыканты, как все нормальные люди, иногда собираются вместе, выпить и поговорить. Случается, что нормальные люди тоже собираются вместе с музыкантами, в этом случае их задача — не дать музыкантам сцепиться языками, потому что в этом случае они ведь и вправду начнут выпивать и говорить. А если под рукой оказывается какой-нибудь музыкальный инструмент, то и показывать для наглядности.
Предположим, что нормальные люди не уберегли музыкантов, те где-то раздобыли две гитары и всё-таки начали показывать друг другу клёвые мульки (на их музыкантском языке это называется «джем»). Очень весёлая забава на таких джемах — играть нестандартные музыкальные размеры.
Мелодия, за редким исключением, имеет размер . Если вы не знаете, что это, объяснить простыми словами трудно (но очень легко показать), но я попробую. Размер это, грубо говоря, до какого счёта вы считали бы про себя, если бы танцевали эту мелодию. В вальсе вы считаете «раз-два-три, раз-два-три», поэтому вальс имеет размер три четверти, или, в краткой записи, 3/4 .Надо отметить, что эта запись не значит «три разделить на четыре». Также надо пояснить, что «четверть» это такая условная длительность наших «раз», «два» и «три». Бывают ещё «восьмые» и «шестнадцатые», они короче четверти в два и четыре раза соответственно. А ещё бывают... извините.
Песня Yesterday или гимн СССР играются в размере 4/4 . Размерность марша — 2/4 («ать-два, ать-два»).
В 2/4, 3/4 и 4/4 играются практически все мелодии, которые мы слышим и знаем, остальные размеры звучат для нас непривычно. Играть музыку нестандартного размера сложнее, и поэтому играть песни в кривых размерах особенно весело. Больше всего это напоминает детскую игру в ладошки, когда нужно постоянно считать и не сбиваться.
Пожалуй, самая известная песня нестандартного размера — Take Five. Её играют в 5/4
, и эта дополнительная четверть выносит мозг многим поколениям молодых музыкантов.
Ещё одна известная песня в 5/4 — Sting — Seven days. Нестандартный размер, музыканты приободрились и прутся.
В размере 7/4 самая известная песня — Pink Floyd — Money (14.6 Мб) . Её довольно сложно напеть, даже если слышал её сто раз, а сам размер находится на пределе восприятия неподготовленного слушателя — известных песен в 7/4 больше нет.
Нестандартные размеры находятся в ведении джазовых музыкантов, маткорщиков, артрокеров и прочих хулиганов от музыки. На заре существования группа Можжевельник из хулиганских побуждений исполняла Старика Козлодоева (4.22 Мб) в 9/4 , чем изрядно рвала шаблон тем немногим, кто отваживался под неё танцевать.
Также нестандартные размеры составляют основу традиционной балканской музыки, и эти ребята месят по-взрослому — танцы под размеры в 13, 15, 21 и 25 четвертей для них обычное дело. Вот, к примеру, Sedi Donka во всей убийственной красе своих 25/16
.
Короче говоря, сложные размеры это не страшно, это очень весело. Товарищ! Если ты музыкант, добавь в свою любимую «что такое осень» лишнюю восьмушку, так прикольнее!
И, в заключении, ужасно красивая вещь в размере 22/8 —
В то время как профессиональные музыканты и способны запоминать музыку на слух, большинству новичков необходимо научиться читать музыку. Понимание принципов чтения музыки также важно для танцоров и способно пленить сердце случайного слушателя. Для начала нужно научиться считать музыкальный ритм или знать, как долго задерживать либо играть каждую ноту. Также важно знать, что такое тактовый размер. В данной статье описаны стандартные принципы чтения музыки с использованием тактового размера 4/4.
Шаги
Часть 1
Счет ритма- Четвертные ноты занимают 1/4 такта.
- Восьмые ноты занимают 1/8 такта.
- Шестнадцатые ноты занимают 1/16 такта.
- Ноты можно объединять для создания одной целой, например, одна половинная нота и две четвертных длятся один полный такт.
-
Старайтесь сохранять ритм. Если ритм однообразный, попробуйте отбивать его каблуком и несколько раз считать до четырех: 1-2-3-4, 1-2-3-4. Скорость здесь не так важна, как сохранение одинакового промежутка между каждым ударом. Метроном может оказаться полезен в поддержании ровного ритма.
- Каждый полный цикл счета 1-2-3-4 равняется одному такту.
-
Попробуйте подсчитать длину базовых нот. Проговорите или спойте «ла», продолжая про себя считать ритм. Целая нота будет занимать весь такт, так что начните петь ноту «ла» на первой доле и удерживайте ее, пока не достигнете четвертой. Вы только что спели целую ноту.
- Две половинные ноты составляют полный такт. Спойте ноту «ла» для долей 1-2, а затем новую ноту «ла» для долей 3-4.
- Четыре четвертных ноты составляют полный такт. Спойте ноту «ла» для каждой отбиваемой доли.
-
Для нот поменьше добавьте слоги. Для восьмых нот необходимо разделить такт на восемь равных отрезков, хотя вы и продолжите отбивать лишь четыре доли за такт. Добавьте союз «и» между каждой отбиваемой долей: «1 и 2 и 3 и 4 и». Практикуйтесь, пока у вас не получится. Каждое слово отвечает за 1/8 ноты.
-
Значение точки. Иногда в музыке сразу после нот ставится маленькая точка. Она означает, что длину ноты следует увеличить на 50 %.
- Половинная нота, как правило, занимает две доли, с точкой же она увеличивается до трех долей.
- Четвертная нота без точки занимает одну долю, с точкой же - 1 1/2 доли.
-
Попрактикуйтесь в исполнении триолей. Триоли обозначают группу из трех нот, которая длится одну долю. Исполнять их довольно проблематично, так как все изученные ноты до этого имели равные доли. Произносите слоги - это поможет вам освоить триоли.
- Попробуйте отбить триоли, проговаривая «1-е-и, 2-е-и, 3-е-и, 4-е-и».
- Не забывайте сохранять числовые доли однообразными, используя метроном или удары ноги.
-
Делайте по-своему. Фермата - музыкальная нотация, имеет вид точки с дугой над нотой. Согласно этому символу, вы вправе растянуть ноту насколько вам угодно, вне зависимости от музыкальных правил.
- Если вы состоите в ансамбле, тогда длительность ноты определяется дирижером.
- Если вы выступаете сольно, заранее определите наиболее подходящую длину.
- Прослушайте запись своей игры, если вы не уверены, как долго стоит держать ноту. Это даст представление о решении других исполнителей, что поможет вам выбрать наилучшее звучание.
Часть 2
Изучите тактовый размер-
Определите тактовый размер. В верхнем левом углу нотной записи вы увидите несколько музыкальных нотаций. Первый символ называется «ключом», который, как правило, зависит от инструмента, на котором играется произведение. Затем могут идти диезы или бемоли. А вот после них вы должны увидеть два числа, расположенных в столбик. Это и есть тактовый размер.
- В первой части этой статьи мы использовали размер 4/4, который обозначается двумя четверками стоящими друг на друге.
Понятие такта. Музыка разделена на такты, обозначающиеся вертикальными полосами. Ноты в музыке именуются согласно тому, сколько времени в такте они занимают. Думайте о такте как о пироге, который можно разрезать на четвертинки, половинки, восемь частей или на комбинацию различных нот.
Изучите базовую музыкальную нотацию. Названия нот несут в себе информацию о том, какую часть такта они занимают. Для полного понимания вам должно быть известно элементарное значение «долей». Целая нота будет занимать весь такт, половинные ноты - полтакта.
- Несколько долей составляют такт .
- Самая первая доля является сильной (примерно можно сказать, самой громкой, акцентированной). Она является границей такта.
- Основная музыкальная доля - это одна-четвертая (четверть ).
Смотрите, этот такт состоит из четырех четвертей:
Как это звучит можно послушать в файле 4tact_4_4.mid . В нем записано 4 такта по четыре четверти. Сильная доля - это удар басового барабана (бочки), а 3 слабых - это 3 тарелочки.
Музыкальный размер - это количество долей в такте.
Это значит, что мы только что рассмотрели размер 4/4 (четыре четверти). Он самый распространенный в музыке. А вот здесь послушайте, как песенка "В траве сидел кузнечик" ложится на этот размер (файл Cuznetz.mid). Сильные доли в мелодии тоже акцентируются. Есть еще один прикол в этой песне. Она начинается не с сильной доли, а со слабой (четвертой). Такое дело называется "из-за такта".
А если сказать точнее не совсем с четвертой доли начинается "Кузнечик". Как быть? Кто-то когда-то давно предложил: "А не разбить ли нам четверть(долю) на две восьмых, а восьмую, в свою очередь - на 2 шестнадцатых"? Иными словами, восьмую отбивают в два раза чаще . И представте, всем понравилось. Смотрите как просто.
целая | 1 | |||||||||||||||
половина |
1 |
2 | ||||||||||||||
четверть |
1 |
2 | 3 | 4 | ||||||||||||
восьмая |
1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||
шестнадцатая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Видите еще появились половинки и целые. Черным я обозначил сильную долю. Она всегда первая. А "Кузнечик" начинается с восьмой номер 7.
И 1/16-ю можно делить до бесконечности
. Хотя дальше 1/64 практически никто не делит.
В такте может быть не только 4, а и 3, 2, короче любое количество четвертей или восьмых, или любых других. Размеры поэтому так и называются 4/4(четыре четверти), 3/4(три четверти), 6/8 (шесть восьмых).
Теперь просто объяснить, что есть темп.
Музыкальный темп - это количество звучащих четвертей в минуту, иначе говоря скорость исполнения музыки.
В нотной записи
указывают музыкальный темп следующих видов
:
1) largo, ларго
(очень медленно и широко, 44-52 удара в минуту);
2) adagio, адажио
(медленно, спокойно, 48-56 ударов в минуту);
3) andante, анданте
(темп спокойного шага, 58-72 ударов в минуту);
4) moderato, модерато
(умеренно, сдержанно, 80-96 ударов в минуту);
5) allegretto, аллегретто
(довольно оживленно, 92-108 ударов в минуту);
6) allegro, аллегро
(быстро, 120-144 ударов в минуту);
7) vivace (vivo), виваче
(быстро, живо, 168-192 ударов в минуту);
8) presto, престо
(очень быстро, 184-200 ударов в минуту).
Как и практически все термины нотной записи, эти слова позаимствованны из итальянского языка.